- Регулятор (стабилизатор) тяги дымохода
- Что такое стабилизатор тяги
- Для чего предназначен стабилизатор
- Принцип работы стабилизатора
- Как сделать регулятор тяги своими руками
- Возможные проблемы при монтаже и способы их устранения
- Стабилизаторы в готовом виде
- Стойки стабилизатора: что делать если надоело их менять
- Устройство и назначение стойки стабилизатора
- Признаки выхода из строя стоек стабилизатора
- Причины недолговечности стоек стабилизатора
- Как продлить жизнь тягам стабилизатора
- Стойки стабилизатора своими руками
- Какие стойки стабилизатора лучше
- Заключение
Регулятор (стабилизатор) тяги дымохода
Что такое стабилизатор тяги
Стабилизатором принято считать специальный механизм, предназначенный для автоматической подачи вторичного воздуха в дымоход равными дозами, тем самым обеспечивая бесперебойную и оптимальную тягу, необходимую для нормального функционирования печного устройства. Предохранительная заслонка в стабилизаторе не допускает переизбытка давления, регулирует и держит его в норме.
Приборы, выполненные из нержавейки, универсальны, способствуют бесперебойной работе любого теплогенерирующего устройства, в частности, конденсационного типа. Их легко монтировать, они не нуждаются в наличии большой площади, к тому же будут исправно функционировать до 500 градусов.
Для чего предназначен стабилизатор
Полноценная работа дымохода и качественная тяга напрямую зависят от погодных условий и времени года. Например, при резких перепадах температуры зимой и в ветреную погоду в дымоходе тяга воздуха существенно повышается. При этом для поддержания нормальной температуры в помещении требуется расходовать больше топлива, что ведет к снижению эффективности работы всей дымоотводной системы. В этом случае отличным помощником станет стабилизатор – регулятор тяги в дымовой трубе, способный поддерживать оптимальные величины, не допуская их повышения. Соответственно, отопительное устройство будет функционировать более эффективно и слаженно.
Кроме погодных условий, на качество тяги оказывает большое влияние атмосферное давление, которое в свою очередь может резко меняться в зависимости от погодных условий, времени суток, года, местоположения дома. Давление существенно снижается в сырую пасмурную погоду, что часто происходит в марте-апреле, стабилизируется ближе к осени, держится в пределах нормы в ясные прохладные дни. Тем не менее разница при перепадах атмосферного давления может доходить до 90 Па, что влияет на исправность дымовой трубы. Потому без качественного регулятора в этом случае не обойтись.
Принцип работы стабилизатора
Если сила тяги в системе начинает превышать свои оптимальные значения, то в регуляторе открывается клапан, который понижает давление и термическую силу подъема благодаря воздуху, поступающему из помещения и смешивающемуся с дымовыми газами. Клапан будет оставаться открытым до тех пор, пока температура не спадет и не достигнет оптимальной отметки. Далее, клапан автоматически закроется, дымоходная система продолжит свое исправное функционирование.
Подобный способ поддержания тяги в норме отличается простотой и эффективностью. Топливо в печи или котле будет сжигаться равномерно, а расходоваться экономно.
Монтаж стабилизатора тяги дымовой трубы дает следующие преимущества:
- повышение безопасности эксплуатации системы дымохода;
- снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
- лучшая циркуляция воздушных потоков при содержании клапана в приоткрытом состоянии;
- возможность функционирования как на принудительной, так и естественной тяге;
- равномерное сгорание топлива в котле, что делает невозможным перегрев дымохода;
- защита от сильных порывов ветра;
- отсутствие в помещении запаха гари;
- увеличение срока службы канала для вывода дыма;
- предотвращение потери тепла;
- возможность установки в современных низкотемпературных котлах;
- обеспечение экономии топлива на 15-20%.
Как сделать регулятор тяги своими руками
Чтобы изготовить стабилизатор тяги дымохода самостоятельно, в первую очередь нужно позаботиться о наличии необходимых материалов и инструментов, а именно:
- баллона с газообразным содержимым в виде сжатого аргона;
- шлифовальных дисков из нержавейки по типу лепестков;
- листа нержавеющей стали толщиной 1-1,2 мм (подойдет марка AISI 321 или 304);
- сварочного полуавтомата в среде аргона;
- прута для оси диаметром 8-10 мм;
- винтиков, шайб, гаек нужного размера.
Для изготовления стабилизатора тяги подойдет только нержавеющая сталь. Материал с цинковым покрытием непригоден для производства этого устройства. Чтобы стабилизатор можно было использовать как для регулирования, так и для прерывания тяги, необходимо выполнить следующие действия:
- Сверните трубу для получения ее в длину 280-300 мм.
- Приварите стык внахлест до 10 мм, при этом внутренний диаметр должен равняться 115 мм.
- Зачистите швы с обеих сторон металлопрокатного изделия.
- Выполните вырез на клапане, который будет равен 15% площади сечения трубы.
- Установите винтовой фиксатор внутрь заслонки с осью так, чтобы можно было сделать поворот трубы до 150 мм.
- Чтобы клапан легко поворачивался, оснастите его рукояткой.
- Прокатайте бортик посередине длинного полого изделия, не доходя до его верха и низа на 25 см. К нему будет прилегать соседняя труба.
Возможные проблемы при монтаже и способы их устранения
- Труба расположена не по вертикали. Отклонения допустимы до 10 см на 1 м изделия. В идеале уклон не должен превышать 1 см на 1 м металлопрокатного элемента.
- Труба не входит в дымовой канал из-за зазоров. Все промежутки нужно заделать глиняно-песчаным раствором либо герметиком, способным выдержать нагрев трубы до 1000 градусов. Для заполнения имеющихся неплотных участков можно использовать размоченный асбест, термостойкий герметик или асбестовый шнур.
Стабилизаторы в готовом виде
Хорошо зарекомендовали себя следующие регуляторы тяги дымохода польских производителей:
- RCO. Модели этой серии крепятся за счет обжимных хомутов к краю круглой трубы. Поскольку современные дымовые каналы обычно выпускаются именно с круглой формой металлопрокатного изделия, подобные регуляторы наиболее распространены среди пользователей. К тому же установить это устройство не составит никакого труда.
- RCR. Стабилизатор тяги накладывается на дымовую трубу и закрепляется регулируемыми хомутами со способностью регуляции в промежутке 120-200 мм, монтируется на выходе котла. В условиях российского климата такие устройства подойдут для труб, выполненных из асбеста, керамики, стали. Дымовые каналы с регулятором тяги в диапазоне 10-35 Па нельзя назвать качественными, но при необходимости установить их, конечно, можно.
- RCP. Монтаж стабилизатора тяги с диапазоном 10-35 Па заключается в наложении и фиксировании устройства к плоской поверхности. Для крепления прибор оснащен потайными отверстиями в каждом углу. Возможна установка в кирпичных либо с прямоугольным сечением дымоходах.
- RCW. Приборы с диапазоном регуляции тяги 10-32 Па предназначены для использования в каналах котлов, печей, каминов. Корпус выполнен из нержавеющей стали, что дает возможность закрепить устройство путем посадки на клей или специальный раствор. Второй вариант фиксации – на вентиляционную решетку с помощью разжимных пружин.
Источник
Стойки стабилизатора: что делать если надоело их менять
Если спереди в подвеске внезапно что-то застучало так, как будто непременно вот-вот отвалятся колеса вместе с рычагами и подрамниками — не стоит волноваться, возможно просто пришел конец стойкам стабилизатора, а это не самая плохая новость. Характерный металлический стук в районе колес спереди или сзади при проезде неровностей и ям знаком многим автомобилистам, и большинство из них безошибочно поставят диагноз — пора менять стойки стабилизатора.
В народе эти детали подвески также называют «косточки», реже — тяги стабилизатора. Опытных водителей их поломка не увидит, потому что как известно — подвеска это «расходник» и тяги в списке наиболее часто заменяемых деталей занимают верхние строчки вместе с подвесами глушителя и сайлентблоками. Кто-то при появлении стуков в шарнирах стоек стабилизатора просто их меняет, а некоторые водители знают и успешно используют способ, как продлить жизнь «косточкам». Об этом мы тоже расскажем в этом материале. Но для начала — матчасть.
Устройство и назначение стойки стабилизатора
Устройство стоек стабилизатора примитивное и их типовые конструкции не имеют сильных отличий друг от друга. Длина тяги, угол расположения шарниров и их размер, длина пальцев у каждой модели автомобиля свои. Иногда вместо шарниров используются сайлентблоки (резиновые втулки), встречаются и комбинированные исполнения. Различают несколько видов тяг:
- С двумя шарнирами (наиболее распространены);
- С двумя эластичными втулками (сайлентблоками);
- С одним шарниром и одной втулкой.
Рассмотрим наиболее популярный и сложный (по сравнению с другими возможными) вариант конструкции — с двумя шарнирами. Такие «косточки» состоят из тяги и двух шарниров в корпусах, вкладышей, пыльников и тяги. Основной рабочий элемент в виде стандартного шарнира (точно такая же конструкция и у шаровой опоры, только размером побольше), состоит из:
- Пальца c шаровой;
- Пыльника с хомутами;
- Полимерного вкладыша;
- Гайки;
- Корпуса шаровой.
Назначение стойки стабилизатора — кинематическое соединение стабилизатора поперечной устойчивости со стойкой амортизатора. Стабилизатор зафиксирован к подрамнику условно неподвижно — стойка амортизатора же может вращаться как вправо и влево (в поворотах), так и вверх и вниз (при проезде неровностей). Чтобы обеспечить подвижное соединение стабилизатора со стойкой амортизатора, «косточки» должны иметь некоторую степень свободы, для этой цели и служат шарниры или резиновые втулки. Они же и выходят из строя, случаи отрыва тяги рассматривать не будем — это не нормально и является браком производства или последствиями ДТП.
Стойка стабилизатора с шарнирами в разрезе
Почти все современные автомобили идут со стабилизатором, как правило с передним. Реже дополнительно ставится задний. Поэтому не сложно посчитать, сколько стоек стабилизатора в машине — две или четыре.
Признаки выхода из строя стоек стабилизатора
Главный признак износа стойки стабилизатора — металлический стук при проезде неровностей. Его можно спутать со стуком шаровой опоры, но в случае выхода из строя последней обычно она же и «барабанит» (если начала люфтить левая передняя шаровая — стук будет доноситься именно оттуда). В случае со стойками стабилизатора вышедшая из строя правая «косточка» будут также постукивать и при проезде неровности левым колесом, но не так громко, как с «больной» стороны.
Стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru
Без поездки на станцию диагностики лучший способ проверить стойки стабилизатора — выехать на гравийную дорогу. Но шоссе и в городе с хорошим асфальтовым покрытием они могут не доставлять комфорта (за исключением проезда «лежачих полицейских»). На бездорожье, если стойки действительно пришло время менять, они забарабанят как следует.
Стойки стабилизатора также могут стучать из-за ослабшей затяжки гаек на пальцах. В некоторых машинах это «болячка» — проблема решается фиксаторами резьбы или шплинтами. Но если понадобится демонтировать такую «косточку» для ремонта других узлов подвески — без угловой шлифмашинки может не обойтись.
Осмотр на яме или на подъемнике подтвердит или опровергнет выход из строя «косточек» — в запущенных случаях шарниры будут стучать даже если «пошатать» стойки от руки. Пыльники шаровых с трещинами или надрывами тоже признак скорой кончины стоек стабилизатора (если еще не стучат — то скоро начнут).
Причины недолговечности стоек стабилизатора
В некоторых автомобилях стойки «вылетают» за 10 000 — 15 000 км пробега. Основные причины этому способствующие:
- «Мягкий» металл пальцев. Низкокачественные сплавы быстро истираются, начинают люфтить и стучать;
- Плохая подгонка пластикового вкладыша и «шарика» пальца. Если в новой стойке стабилизатора «пальцы» легко вращаются от руки — это признак их недолговечности;
- Некачественная резина пыльников. Имеет свойство быстро трескаться и пропускать влагу;
- Слабые хомуты пыльников. Китайцы могут запросто поставить вместо металлических резиновые, которые не способны обеспечить плотное прилегание пыльника, особенно зимой, как следствие — привет сервис;
- Мало смазки. Здесь не будем упоминать китайские запчасти — это проблема большинства производителей, высокая цена детали не гарант качества. Капля смазки — это норма (нет).
- Сложные условия эксплуатации. Регулярная езда по гравийке, дорогам с ямами — легкий способ угробить подвеску. «Косточки» страдают одними из первых.
Стабилизатор поперечной устойчивости в сборе со стойками стабилизатора
При выходе из строя одной из стоек стабилизатора рекомендуют менять сразу обе, потому что работают они в паре, и если «умерла» одна — скоро разобьется и вторая.
Как продлить жизнь тягам стабилизатора
Стойки стабилизатора на втулках можно усилить полиуретановыми сайлентблоками — есть компании, которые специализируются на производстве деталей подвески из этого материала. Но здесь не факт что получится отыскать подходящего размера втулку, плюс придется ждать доставки, если в городе умельцев не окажется. Потом еще надо перепрессовать, а для этого обычно требуется специальное оборудование.
С тягами на с шарнирах всё проще и дешевле — им можно продлить жизнь (но вечными они от этого все равно не станут) подручными инструментами и материалами. Способ не сложный, однако требуется некоторая сноровка и терпение. Суть в том, чтобы загнать под пыльник побольше смазки для шарниров, поскольку с завода ее там практически нет (одна капля, как правило). Когда «шарик» работает «на сухую» — ускоряется его износ. Минимальное количество влаги или песка под пыльником быстро уничтожат пластиковый вкладыш и шарниры застучат.
Заводская смазка стойки стабилизатора (её почти нет — палец голый), фото dr1ver.ru
Обильное же количество смазки защищает рабочую поверхность от влаги и снижает трение. Подойдет любая вязкая смазка для шарниров, продается в каждом магазине с запчастями. Чтобы загнать смазку под пыльник его нужно отогнуть, для этого требуется снять одно из стопорных колец — какое из двух зависит от конструкции и исполнения запчастей, мне оказалось проще снять большое, поскольку маленькое было в виде резинки. Снять ее можно, а вот одеть обратно может не получиться.
Заводская смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru
Когда пыльник отодвинут в сторону — удобно добавлять смазку. Старайтесь не смазывать посадочное место пыльника и стопорное кольцо — потом будет трудно поставить их на место. Смазку добавляем без фанатизма — лишнее все равно выдавит при установке пыльника на место, что усложнит обратную сборку.
Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru
Должно получиться примерно как на фото выше. При сборке нужно не повредить резину пыльника, с отверстиями в резине стойка стабилизатора долго не проживет, сколько бы там смазки не было.
Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru
После смазки одного шарнира приступаем к следующему и после собираем стойку обратно (это может быть сложнее разборки). Первый опыт может быть слегка нервным, но немного терпения — и все получится.
Стойка стабилизатора почти собрана, осталось завести пружинное кольцо на место, фото dr1ver.ru
Когда все готово — можно ставить стойку на автомобиль. После таких манипуляций она однозначно отходит больше обычного. Главное чтобы не «закисли» пальцы — а то придется спиливать еще «живую».
Установленная тяга стабилизатора Rover 75. фото dr1ver.ru
Не всегда есть возможность снять пыльник — некоторые производители используют специальные металлические кольца для их крепления (стык в стык), что не подразумевает демонтаж. Либо же их нужно перекусывать и менять на другие, которые надо еще найти. В этом случае овчинка выделки не стоит.
«Кулибины» высокого уровня устанавливают в корпуса шарниров пресс-масленки (тавотницы) для введения консистентной смазки и периодически её добавляют. Говорят, что благодаря этому детали становятся вечными, но мы не проверяли (и не верим).
Стойки стабилизатора своими руками
«Кулибины» максимального уровня изготавливают усиленные стойки стабилизатора своими руками, обычно с применением боекомплекта в виде «болгарки» и сварки. Иногда две части стойки «садят» на резьбовое соединение (для последующей замены по частям, поскольку обычно разбивается только один шарик из двух). Вмешательство в конструкцию автомобиля, особенно в детали, влияющие на безопасность — мы не приемлем. Это не только негативно влияет на личную безопасность «умельца», но и затрагивает других участников дорожного движения. Но приведем несколько примеров так называемых «колхозов».
Самодельные тяги стабилизатора Skoda Octavia
Самодельные стойки стабилизатора Mazda 323
Стойка стабилизатора Ford Focus своими руками
Эффективность подобных работ научно не доказана и вечными стойки стабилизатора от этого явно не станут. Но, чем бы дитя ни тешилось.
Какие стойки стабилизатора лучше
Готового рецепта по выбору лучших стоек стабилизатора нет, все индивидуально и зависит от модели и марки автомобиля. В этом случае, как и в целом при ремонте автомобиля, лучшим выбором будут оригинальные детали, их еще называют OEM. Но производители автомобилей редко имеют свои заводы по выпуску комплектующих, вместо этого устанавливают продукцию специализирующихся брендов. Поэтому оригинальные детали чаще всего произведены премиальными брендами, но с логотипом марки автомобиля. Плюс выбора оригинальных деталей в том, что они протестированы и одобрены инженерами компании. Минус в цене — деталь с логотипом вашей марки авто может стоить в разы дороже такой же, но с эмблемой завода-изготовителя (даже если обе детали выпустило одно и тоже предприятие).
Информацию о том, кто производитель тех или иных деталей в вашем автомобиле, можно найти в сообществах автолюбителей. Владея этой информацией вы можете купить оригинальную деталь, но дешевле.
Стойка стабилизатора Stellox — смазки мало, но у дорогих брендов бывает и меньше, фото dr1ver.ru
В целом же, если есть выбор какие поставить стойки стабилизатора, то обычно хвалят детали брендов Lemforder, Moog, Sasic, TRW. Для «японцев» и «европейцев» неплохо отзываются о GMB. В некоторых авто «косточки» расходник, поэтому нет смысла переплачивать, и можно поставить обычные китайские запчасти брендов Stellox и Patron. Иногда они ходят не хуже именитых брендов. Также хорошо ходят детали подвески производства As Metal.
Если автомобиль эксплуатируется в основном за городом — можно поставить стойки подешевле, если в основном это бездорожье, город и плохие дороги — лучше сделать выбор на тех, что подороже, чтобы каждые 5000 — 10 000 км не кататься по станциям техобслуживания.
Заключение
Если времени вагон, а заняться вечером нечем, то можно и стойки разобрать, и смазать, и новые изготовить. Но стоит ли результат потраченного времени? Недорогие стойки стабилизатора стоят 500 — 1000 рублей за штуку, за замену пары в сервисе попросят 1000 — 2000 рублей. И руки будут чистые, и детали новые. Сэкономленное время можно использовать для саморазвития — в будущем это обязательно материально окупится, а мелочи жизни в виде ремонта расходников подвески отойдут на второй план.
Источник