Водные лыжи – из листа фанеры
Располагая одним листом 3-мм фанеры стандартного размера (1525 X X 1525 мм), можно сделать хорошие водные лыжи (см. последний рисунок). Они позволят не только прочувствовать пленительную прелесть скольжения по воде, но и ознакомиться с основами водного слалома. А самое главное — предлагаемые нами лыжи могут быть изготовлены в техническом кружке любого пионерского лагеря всего за два-три занятия.
Сначала нужно правильно раскроить лист фанеры (рис. 1) на восемь одинаковых по ширине полос. Направление волокон наружного слоя фанеры, так называемой «рубашки», должно быть продольным. Распилив лист мелкозубой ножовкой, следует зачистить кромки полос, на которых обычно образуются заусенцы. Затем полосы накладывают друг на друга по четыре штуки и временно связывают шпагатом.
Рис. 1.
Теперь надо изготовить простое приспособление, на котором будет выполняться склейка фанерных полос. Оно состоит из куска толстой ровной доски и приклеенных к ней бобышки А и ребра жесткости Б (рис. 2). Бобышка служит для придания носку лыжи требуемой формы. Рекомендуется установить заготовки в приспособление сначала без клея, чтобы лучше представить себе всю дальнейшую работу. Для правильной запрессовки фанерных заготовок нужно приготовить: несколько металлических или деревянных струбцинок, 6—8 деревянных брусочков размером 30X30X250 мм и несколько метров резиновой ленты (ее можно вырезать из старой велокамеры или применить авиамодельную резину).
Для склейки полос лучше всего применить эпоксидную смолу или клей ВИАМ Б-3. Можно использовать и обыкновенный казеин.
Первая фанерная полоса, накладываемая на приспособление, намазывается клеем только с одной стороны, две следующих — с обеих, последняя — тоже с одной стороны. Наносить клей надо не густо, но очень тщательно, не оставляя сухих мест. Сложив полосы, их временно скрепляют тонким шпагатом, чтобы они не расползлись, и накладывают на приспособление (рис. 3), прикрепляя носовую часть будущей лыжи к носовой бобышке несколькими гвоздями через небольшие дощечки — «мухи». После высыхания клея гвозди эти вместе с «мухами» удаляются и лыжа снимается с приспособления. Дополнительно носок притягивается струбциной или резиновым шнуром. Теперь остается прижать заднюю часть лыжи к доске-основанию, равномерно сжимая ее но всей длине струбцинами или резиновым шнуром (рис. 4).
При этом задние кончики фанерных полос расположатся ступеньками, как показано на рисунке. При дальнейшей обработке лыжи эти ступеньки срежутся. Зажимать фанерные полосы следует
равномерно и достаточно сильно, чтобы клей выдавливался со всех сторон. Склеенную лыжу оставьте в приспособлении на сутки при температуре не менее +20°, чтобы клей достаточно затвердел. После этого заготовку вынимают, удаляют потеки клея и по шаблону, сделанному из плотной бумаги или тонкого картона, наносят на нее контур лыжи. Выпилив лыжу на ленточной пиле или узкой ручной ножовкой, ее обрабатывают рашпилем и шкуркой. После этого лыжу следует загрунтовать грунтом Л1» 138 или покрыть
горячей олифой. Красить лыжу по грунту Л? 138 можно любыми красками — нитроглифталевыми, синтетическими или масляными, по олифе — только масляными. Водные лыжи обычно окрашивают так: нижнюю часть белой или красной краской, а верхнюю — в два контрастирующих друг с другом цвета — например, белый с черным, белый с красным и т. п.
Вертикальные кили (рис. 5), необходимые лыжам для устойчивости на курсе, лучше всего сделать из дубовых брусочков, придав им обтекаемую в плане форму. К лыже они прикрепляются шурупами и клеем. Самые простые крепления для водных лыж — это старые галоши, плотно сидящие на босой ноге. Если лыжами будет постоянно пользоваться только один человек, целесообразно купить для этого новые галоши подходящего размера и привернуть их к лыжам шурупами, подложив тонкие шайбы диаметром 15—20 мм, чтобы они не оторвались, а сверху наклеить резиновую стельку.
При желании изготовить более удобные крепления с отдельным носком и пяткой, регулируемой под размер ноги, нужно подобрать кусок старой толстой автомобильной камеры от грузовых машин или так называемой вакуумной листовой резины и немного листового алюминия толщиной 2,5—3 мм. Чертежи предлагаемого крепления — на рисунке 6. Вырубив из алюминия детали 1—4, их обрабатывают по контуру и сверлят отверстия в деталях 1 и 2 под шурупы 25X3, в деталях 3 и 4 под заклепки 0 3.
Носок крепления устанавливается непосредственно на лыжу и крепится шурупами с помощью деталей 1 и 2. Пяточная часть съемная, она монтируется на пластине 3 с помощью детали 4 (подковки). На лыже пяточная часть удерживается двумя сквозными 6-мм болтами с барашковыми гайками.
Заделка резиновых деталей имеет свои особенности. Начинать эту операцию следует от средней заклепки (на пяточной части — см. рис. 7). Поставив ее на место и слегка подклепав, поочередно устанавливают следующие — справа и слева от первой, одновременно подтягивая резиновую деталь таким образом, чтобы она приняла правильное положение.
Готовое крепление устанавливается на лыжу так, чтобы ее центр тяжести совпадал с местоположением голеностопной части ноги. Небольшие отклонения от этого положения, которые возникают при передвижении пяточной части, существенного влияния не оказывают.
Рис. 8. Самодельные водные лыжи и крепления: А – упрощенного типа, прогулочные; Б – «банановой» формы, для сламома.
Источник
Водные лыжи своими руками
Авторизация на сайте
Конструкция самодельных водных лыж из дерева и дюралевых полос, а также специальных палок к ним и крыльев (пар4усов) наподобие летучей мыши. Если его распустить при легком ветерке, можно плыть, не отталкиваясь палками от воды. Все предельно просто и можно сделать своими руками.
Лыжи представляют собой каркас из квадратных еловых реек и фанерных перегородок — нервюр.
Лыжа обтянута полиэтиленовой пленкой толщиной 0,5 мм.
— Длина каждой лыжи — 3,6 м,
— ширина — 20 см,
— высота — 150 мм,
— вес — 4 кг,
— грузоподъемность — 90 кг.
Передний конец лыжи скошен снизу и с боков на протяжении 900 мм. Там, где вставляется нога, устроен кольцевой щиток высотой 100 мм, обтянутый пленкой, чтобы вода не захлестывала внутрь лыж. Резиновые крепления для ног прибиты за носок к куску фанеры, служащему в этом месте дном лыжи. Крепления сделаны из ласт, обрезанных по ширине днища. Можно поставить также пляжные резиновые туфли. Кусок фанеры прибивается к рейкам мелкими гвоздями.
Фанерные перегородки-нервюры придают лыже жесткость. Я ставлю на лыжу 36 таких нервюр — к середине лыжи они располагаются чаще и более толстыми пакетами. Они прибиваются к рейкам мелкими гвоздями.
Рейки, которые изогнуты там, где начинается носовой скос, надо немного подпилить ножовкой, чтобы они не сломались при загибании.
В хвостовой и носовой частях к низу лыжи прикреплены четыре фанерных киля, покрашенных масляной краской, чтобы не размокали. Они помогают вести лыжи в воде, но мешают входить в воду с берега и выходить на берег. Поэтому их можно и не делать.
Самая важная часть лыжи — это три поперечные пластины-клапана длиной по 100 мм из дюраля с приклеенной к нему резиновой накладкой. Накладка прибивается к нижним рейкам. Когда лыжа идет вперед, клапаны прижимаются ко дну лыжи, а когда нога делает движение назад, они отходят, препятствуют лыже скользить назад, и лыжник сам движется вперед. Шнурки из капрона мешают клапанам отойти дальше вертикали, а толстые резиновые поперечные полоски, прибитые ко дну, мешают клапанам прилипать к нему.
Перед обтягиванием рейки следует зачистить и скруглить ножом или осколком стекла. Затем в местах, где будет прибита полиэтиленовая пленка, надо проложить полоски из резины, вырезанной из старой автомобильной камеры. Пленку натягивают, начиная снизу, и прибивают мелкими гвоздями. Под шляпки, чтобы они не рвали пленку, положите канцелярские кнопки. Слой масляной краски или лака защитит эти кнопки от ржавчины. На днище слой пленки можно сделать двойным.
После обтягивания начинайте крепить кили, клапаны, полоски под ними и верхние щитки.
Вторая модель лыж, недавно законченная мной, сделана из дюралюминиевых пластин. В сечении они имеют вид толстой буквы Т и очень устойчивы. Вес каждой лыжи увеличился до 5 кг, грузоподъемность осталась прежней, но лыжи стали прочнее, а клапаны я смог установить на боковых стенках лыж.
Кольцевой щиток теперь доходит до самого дна и герметизирует внутренние полости лыж, так что они стали совершенно непотопляемыми.
Хождение по воде на лыжах требует тренировки, но она не сложней, чем обучение ходьбе по снегу. Сначала можно поучиться кататься на лыжах, скрепленных между собой в катамаран. Скрепляются лыжи одной планкой спереди и двумя сзади; планки привязываются кусками шнура, заранее прибитого к лыжам.
Мои лыжные палки имеют длину 1,6 м, на их концах прибиты треугольные фанерные лопасти, а к лопастям привязаны надутые волейбольные мячи-поплавки.
Источник
ВОДНЫЕ ЛЫЖИ
Водные лыжи можно сделать самому. Для этого требуется пара сухих сосновых или еловых досок, размеры которых зависят от веса лыжника и приведены в таблице. Доски должны быть непокоробленными, прямослойными, без крупных сучков и иметь приблизительно одинаковый вес.
Первая операция изготовления лыж — обрезка по шаблону (рис. 1). Затем полученные заготовки чисто обстругиваются с обеих сторон и размечаются.
РИС. 1. ВОДНЫЕ ЛЫЖИ И ИХ ШАБЛОНЫ: 1 — прогулочные лыжи; 2 — прыжковые лыжи: А — носок, оклеенный стеклотканью; Б — шканты (бамбук, дуб или ясень); В — носковая часть крепления (резина 4 мм); Г — пяточная часть крепления (резина 5 мм); Д — гайки, фиксирующие пяточную часть крепления; Е — киль (плавник) из дуба или ясеня крепят шурупами (М5х50 мм на клею); Ж — основание пяточной части крепления (дюраль 2 — 3 мм); З — «подкова», крепящая резину пяточной части к основанию.
После этого заготовка зажимается в тисках, как показано на рисунке 2, а, и в носовой ее части делается продольный пропил. В течение 1÷2 часов заготовка распаривается в кипящей воде и, распаренная, закрепляется в специальном приспособлении, изготовленном из обычной лестницы-стремянки (рис. 2, б). В таком положении ее держат несколько суток при комнатной температуре. Летом можно сушить на улице, но не на солнце, иначе заготовка потрескается. Чтобы ускорить высыхание, нужно перед запрессовкой вложить в пропил кусок мешковины или какой-нибудь другой грубой ткани. Ткань, как фитиль, будет способствовать вытягиванию влаги из пропила.
РИС. 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОДНЫХ ЛЫЖ: а — пропиливание заготовки; б — изгибание ее; в — установка фанерной вставки; г — предохранение лыжи от раскалывания при обработке; д — установка креплений.
Когда заготовка хорошо высохнет, ее вынимают и приступают к заклейке носка. Лучше всего применить для этого какой-либо смоляной клей, например ВИАМ, или эпоксидную смолу. В крайнем случае можно использовать казеиновый клей. В пропил заливается клей. Затем в него вставляется намазанная клеем с обеих сторон фанерная вставка. Когда клей растечется по шву, заготовку снова зажимают в том же приспособлении, где она сушилась после распаривания. Место загиба следует сейчас же зафиксировать шурупами и деревянными шкантами на клею. Шканты представляют собой деревянные гвозди диаметром 6÷8 мм. Для них в носке лыжи сверлятся сквозные отверстия, как показано на рисунке 2, в, после чего в каждое отверстие заливается клей и осторожно вбивается намазанный клеем шкант. Забив все шканты, лыжу оставляют в приспособлении до полного высыхания.
После этого лыжа со всех сторон обрабатывается рубанком, рашпилем и наждачной бумагой. Чтобы лыжа не раскололась, ее носовую часть оклеивают стеклотканью на эпоксидной смоле или, если нет этих материалов, полотном на клее БФ-2. Для этой же цели необходимо забить в лыжу с боков (рис. 2, г) по 8÷10 дубовых или ясеневых шкантов, длина которых должна быть на 10÷15 мм больше половины ширины лыжи в том месте. Шканты изготовляются из прямослойной древесины, их диаметр 7÷8 мм. Отверстия для них высверливаются на полную длину шканта и перед забивкой смазываются клеем.
Торцы шкантов обрабатываются заподлицо с поверхностью лыжи.
Теперь можно установить кили (плавники) и заняться окраской. Технология окраски зависит от того, какими красками располагает спортсмен. Если это масляные краски, лыжу следует сначала дважды пропитать горячей олифой, тщательно просушивая ее после каждого покрытия. Если же решено красить глифталевыми красителями или нитрокрасками, то лыжи следует предварительно покрыть грунтом № 138. Преимущества нитропокрытия заключаются в том, что оно быстрее сохнет и лучше выглядит.
Красить лыжи рекомендуется яркими, контрастными красками, например, верх белый с черными полосами, низ — красный с белыми полосами. Это облегчит поиски лыж в воде.
Установка крепления производится, как показано на рисунке 2, д, с помощью шурупов или сквозных болтов М6. Головки болтов на скользящей поверхности лыжи должны быть утоплены и зашпаклеваны. Если готовых креплений нет, придется сделать их своими руками. Простейшее крепление изготовляется из старых резиновых сапог или дамских ботиков без каблука. Голенище отрезается, а оставшаяся часть («галоша») привертывается к лыже шурупами через деревянную или металлическую пластинку. Более удобные крепления изображены на рисунке 2, д (шаблоны см. на рис. 1). Для их изготовления потребуется кусок листового дюралюминия толщиной 2 мм и обрезки резиновой камеры от грузовой автомашины толщиной 3÷5 мм.
Крепления состоят из двух частей — носковой и пяточной. Носковая часть укрепляется на лыже неподвижно, а пяточная может передвигаться взад и вперед в зависимости от размера ноги. Для фиксации пяточной части служит болтик с обыкновенной или круглой гайкой.
Лыжи, изготовленные из досок, значительно лучше склеенных из листовой фанеры. Кроме того, они легче, имеют лучшую плавучесть и обходятся гораздо дешевле. Уход за ними несложен. В отличие от лыж, на которых ходят по снегу, водные лыжи не нуждаются ни в какой смазке. После употребления их следует насухо вытереть и вставить в распорки. В таких же распорках водные лыжи должны храниться, когда ими не пользуются (например, зимой).
Царапины, задиры и трещины, которые могут появиться на лыжах во время эксплуатации, следует немедленно заделывать, подкрасив после этого поврежденные места.
Вес спортсмена | 40÷50 кг | 50÷70 кг | 70÷90 кг | Свыше 90 кг |
Длина лыжи (при ширине 180 мм) | 1500÷1600 мм | 1600÷l800 мм | 1800÷1900 мм | 1900÷2000 мм |
Г. МАЛИНОВСКИЙ,
заместитель председателя Федерации
Источник