Как сделать золотого человека своими руками

Как добыть золото в домашних условиях?

Оказывается, для того, чтобы почувствовать себя золотоискателем, вовсе не обязательно ехать на другой край земли и в условиях лишений добывать вожделенный драгметалл. Золото можно получить дома. Немного знаний из уроков химии и наличие материала, из которого можно добыть заветный «аурум» — все, что вам понадобится. И да, неплохо было бы знать, законен ли этот процесс…

Исходные материалы для добычи золота

Нередко можно увидеть объявления о скупке старых часов, радиодеталей, радиоламп, вышедших из строя микросхем и других «ненужностей». Причиной интереса к этим предметам кроется в их составе: для изготовления многих приборов использовались и продолжают использоваться драгоценные металлы. Сейчас уже в меньшей степени, зато в советские годы золота на эти цели не жалели, поскольку именно оно обеспечивало долговечность и безопасность различных механизмов.

А потому именно приборы из прошлого ценятся выше всего. Даже мамины или бабушкины часы или бижутерия золотого цвета, о котором мы думаем как о дешевом напылении, на самом деле покрыты пусть и тонким слоем, но самого настоящего благородного металла.

Итак, чтобы всерьез заняться вычленением золота, необходимо запастись:

· старыми позолоченными украшениями, часами;

· деталями радиотехники и электроники;

· сувенирами, столовыми приборами и посудой с позолотой;

· микросхемами и процессорами.

Все вышеперечисленное является потенциальным источником добычи элемента под номером 79. Мобильные телефоны и компьютеры также содержат искомый драгметалл. Вы удивитесь, как много золота нас окружает! Обогатиться, конечно, с этого нельзя, но заработать ощутимые деньги — вполне реально.

Способы добычи золота в бытовых условиях

Из огромного количества предметов, потенциально содержащих золото, оно добывается путем вытравливания, растворения основы и электролиза. Остановимся подробнее на каждом из методов.

Вытравливание . В процессе используется смесь азотной и соляной кислоты в четко определенной пропорции.

  • На 1 часть азотной кислоты берется 3 части соляной и смешивается в стеклянной таре. К ее подбору стоит подойти ответственно: посуда должна быть достаточного размера, чтобы в нее поместился предмет, из которого будет вытравливаться золото, и способна выдержать нагревание по крайней мере до требуемых 70-80 градусов по Цельсию.
  • Позолоченная деталь помещается в подогретый раствор, температура которого должна поддерживаться в течение 4 часов неизменной.
  • Поскольку аурум имеет свойство улетучиваться в процессе вытравливания, в раствор необходимо добавить столовой соли. Ее количество лучше отмерить заранее: 0,2 гр на 10 мл раствора. Помогает избежать улетучивания металла добавление кипятка и 2 мл соляной кислоты.
  • Раствор необходимо постоянно перемешивать до полного растворения детали. После чего нужно добавить 0,5% гидрохинона (1 мл вещества растворяют в 100 мл жидкости).
  • В течение 4 часов происходит химическая реакция, результатом которой является выделение осадка. Это и есть искомое золото. Выглядит оно на этом этапе как тонкие хлопья желтого цвета. Его необходимо прочистить соляной кислотой и переплавить при температуре не ниже 1100 градусов по Цельсию. Этот процесс займет считанные минуты.

Растворение основы . Этот способ подходит для предметов с позолотой и заключается в использовании сильнейших растворителей. Золото в отличие от других металлов не подвержено растворению даже в концентрированных кислотах. Изделие с напылением помещают в стеклянную тару и заполняют ее азотной кислотой. Через трое-четверо суток все металлические элементы растворятся, в осадке останется лишь золото.

Электролиз . Этот метод помогает получить металл высокой пробы. Деталь с содержанием золота в процессе служит анодом, роль катода выполняют 2 железные или свинцовые пластины, объединенные проводником. В качестве электролита используется соляная кислота. Подается постоянный электрический ток. В результате золото оседает на поверхности пластин-катодов.

Процесс, к которому нужно подготовиться

Прежде чем приступать к процессу, стоит иметь в виду, что химические реакции, которые будут происходить являются опасными для здоровья и даже для жизни. А потому стоит позаботиться о личной безопасности.

1. Все этапы вычленения золота должны проходить в помещении с хорошей вентиляцией, поскольку выделяемые при химической реакции пары могут стать угрозой для жизни человека.

2. Нельзя соприкасаться с реагентами незащищенной кожей. Используйте резиновые перчатки.

3. Обязательно защитите глаза и дыхательные пути. Этим целям служат специальные защитные очки и респиратор.

4. Чтобы обезопасить тело от ожогов, следует одеть специальный защитный фартук.

Чтобы оптимизировать процедуру, стоит предварительно отсортировать детали и предметы, из которых планируется вычленить драгметалл. Их разделяют по размеру, устраняют элементы, которые точно не содержат золота. Для сортировки металла используют магнит. С помощью этих нехитрых действий можно значительно сократить расход реагентов.

Источник

Как сделать золотого человека своими руками

В 1970 году в городе Есик (в прошлом – Иссык) в 50 километрах к юго-востоку от города Алматы археологи обнаружили древнее захоронение царя. В погребении находились костные останки молодого человека (если можно считать молодым человека в возрасте 16-18 лет при средней продолжительности жизни 27-30 лет). Жил и умер он более двух тысяч лет назад, поэтому одежда его не сохранилась, зато хорошо сохранились золотые украшения – бляшки, которые были пришиты к его одежде, обуви и головному убору – короне. Всего их насчитывалось около четырёх тысяч. Поэтому его и назвали сначала «Человеком в золотой одежде», а потом просто – «Золотой человек».

Открытие погребения с «человеком в золотой одежде» стало важным событием не только для нашей страны, но и для всего мира, так как подобные находки – редкость для археологов, ведь в большинстве своём аналогичные захоронения разграблены. Древние племена, обитавшие на территории Казахстана, которых персы называли «саками», а древнегреческие историки и путешественники «скифами», хоронили своих царей не просто в выкопанных ямах, а в специально сооружённых из брёвен погребальных камерах. В камеру вместе с телом умершего царя, одетого в богато украшенную золотом и другими драгоценными металлами одежду, клали предметы, которыми он пользовался при жизни – оружие, посуду. Эти предметы также нередко богато украшались и были сделаны из золота, серебра, бронзы и других металлов. После погребения камеру закрывали брёвнами и засыпали камнями. Над этим сооружением возводили насыпь из земли и камня. Такие насыпи называют курганами. Над богатыми захоронениями возводили большие и высокие насыпи (в Бесшатыре, например, курганы высотой до 20 метров), это привлекало внимание так называемых гробокопателей или просто грабителей. Они проникали в царское погребение, проделывая лазы или туннели под насыпью кургана, забирали с собой все драгоценные вещи и украшения, оставляя после себя разбросанные в беспорядке кости умершего и сломанную керамическую посуду. И таким образом на протяжении тысячелетий курганы неоднократно подвергались грабежу. Конечно же, после таких актов вандализма, как правило, при раскопках древних захоронений ничего не остаётся для археологов. А если что-то и обнаруживается, то находится в беспорядке. А это значит, что для учёных остаётся меньше достоверных возможностей восстановить образ жизни и смерти представителей сакской культуры.

К счастью, захоронение есикского «Золотого человека» не было потревожено грабителями. Поэтому все вещи находились на своих местах. Кости скелета не сломаны и не разбросаны, а украшения на них лежали в том же положении, в каком они были нашиты на одежду, обувь и корону, несмотря на то, что со временем ткань истлела, и от неё ничего не осталось (сохранились только очень мелкие кусочки кожи). Благодаря такому удачному стечению обстоятельств учёным позже удалось воссоздать костюм «Золотого человека» таким, каким он был 2,5 тысячи лет назад и каким мы можем увидеть его сегодня в музеях нашей страны.

Читайте также:  Дачные очаги своими руками

Древние ювелиры, изготовившие украшения на одежде «Золотого человека», были искусными и умелыми мастерами: каждая из четырёх тысяч деталей изготавливалась отдельно. В начале разных размеров узоры и фигурки зверей вырезались из дерева или отливались из бронзы, затем их заворачивали в специально изготовленную золотую фольгу или листовое золото, напоминают «золотинки», в которую заворачивают шоколадные конфеты. Тонкую золотую фольгу изготавливали методом «утраченного воска или текстиля», видимо, позаимствованного в Древнем Китае. В этом случае сначала делается основная форма из глины, затем она покрывается воском (текстилем), после чего накладывается завершающий слой глины. В процессе обжига глиняная модель твердеет, а воск плавится. Через вертикальные литники (отверстия) расплавленный металл вливают в пространство, оставленное воском; когда металл остынет, глиняную оболочку и сердцевину удаляют.

Некоторые бляшки с изображением животных и, к примеру, статуэтка горного барана (архара), прикреплённая на макушку головного убора, были полностью отлиты из чистого золота.

Как оказалось, древние мастера умели изготавливать украшения не только из золота, но и из других металлов – железа, бронзы, серебра. Для этого они применяли разные техники обработки металла – скульптурное литьё, рельефная штамповка, тиснение, гравировка.


Скульптурное (художественное) литьё – это отливка художественных произведений (скульптур) из металлов, чаще всего из золота, серебра, бронзы, олова, меди, чугуна, алюминия.

Рельефная штамповка (формовка) – изменение формы художественного изделия, заключающееся в изготовлении углублений и выпуклостей на нём за счёт растяжения металлического материала.

Тиснение (художественная чеканка) – технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.

Гравировка – нанесение рисунка, надписи, орнамента,ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

Идея реконструкции костюма «Золотого человека» возникла сразу же после открытия богатого захоронения в городе Есик. Уникальную находку, дающую возможность прикоснуться к цивилизации древних кочевников, хотели видеть многие. Постоянно вынимать из хранилища золотые украшения, раскладывая их в витрине, было губительно для них и не безопасно. Поэтому учёные приняли решение сделать копии бляшек и украшений, найденных в погребении, и воссоздать объёмную реконструкцию костюма «Золотого человека», то есть изготовить гальванокопии (позолоченные копии) металлических изделий с его несохранившейся одежды, разместить эти копии на сшитых специально для этого кафтане, головном уборе и обуви, последние же надеть на манекен, соответствующий пропорциям тела царственного юноши. Казахстанский археолог Кималь Акишев, открывший захоронение «Золотого человека», вспоминал:

«Первый вариант реконструкции мы делали на свои личные средства. Все, что было необходимо для реставрации, в том числе металл, химические реактивы для анодирования, ткань и т. д., мы покупали на свои деньги. Был научный интерес. Нам самим хотелось увидеть и представить – что же это было. Научной разработкой занимался я, а техническое воплощение осуществил талантливый инженер-реставратор Владимир Иванович Садомсков. Для тех фигур «Золотого человека», которые сейчас популярны и многим известны, были изготовлены алюминиевые анодированные копии (методом штамповки). Но точность исполнения стопроцентная. Доля ошибок при реставрации примерно 15-20%, и то в системе расположения этих золотых украшений, особенно на головном уборе».

Гальваническое покрытие (гальваностегия) – процесс покрытия поверхности одного металла другим при помощи осаждения его из водных растворов солей под действием электрического тока.

Более сорока лет назад существовал один способ изготовления гальванокопий, в так называемых гальванических ваннах. При растворении солей в воде они распадаются на положительные и отрицательные частицы, которые называются ионами. Если через такой раствор пропустить электрический ток, то положительно заряженные ионы будут стремиться к отрицательному полюсу, а отрицательные – к положительному полюсу. Электрод, соединённый с положительным полюсом, называется анодом, а с отрицательным – катодом. Так как ионы металлов заряжаются положительно, то они направляются к отрицательному полюсу и осаждаются на изделии, которое служит катодом. В гальванической ванне в качестве анодов использовались пластины из того металла, которым необходимо покрыть изделие, а в качестве катодов служили изделия, которые покрывают этим металлом.

На сегодняшний день существует усовершенствованный способ изготовления гальванокопий – так называемая электрохимическая металлизация.

В целом покрытия, полученные гальваническим способом, отличаются высокой декоративностью, прочностью и что важно, не требуют больших денежных затрат, так как толщина покрытия обычно не превышает нескольких микрон. Золочение, в отличие от других электролитических покрытий (серебрение, меднение, хромирование) наиболее красивый и дорогой способ отделки художественных изделий из металла. При изготовлении гальванокопий бляшек для реконструкции костюма «Золотого человека» в гальванической ванне в качестве анодов использовали либо чистое золото, либо платину или уголь (сталь). Для того, чтобы получить матовую или полированную поверхность изделия, его соответственно матируют или полируют ручным полировщиком. Интенсивность цвета осадка зависела от плотности тока, которую удобно было регулировать большим или меньшим погружением анода в электролит.

Источник

10 фактов о ЗОЛОТОМ ЧЕЛОВЕКЕ

«Золотой человек» — самое известное археологическое открытие в истории Казахстана. В 50 километрах от Алматы на окраине города Иссык была сделана находка века, Иссыкский золотой человек (Алтын адам) стал один из символов Казахстана.

1. Захоронение Золотого человека – единственное, оставшееся уцелевшим после нападок грабителей. Все близлежащие курганы были разграблены. Тело сакского воина лежало не в основном отсеке, возможно из –за этого оно и сохранилось.

2. Не исключено, что в могильнике были захоронены отец и сын, принадлежавшие царскому сословию. Найденный Золотой человек и является сыном.

3. Точный вес золото на костюме Алтын адама не известен.

4. Нашивка на костюме Золотого человека сделана не из чистого золота. Основа сделана из дерева, на которую намотана золотая фольга. Именно по этой причине точный вес золота узнать не возможно.

5. Найденному в Иссыкском кургане Золотому человеку было 16 лет, его рост составлял примерно 165 см.

6. На 80 –сантиметровом головном уборе имеются четыре стрелы, которые означают четыре стороны света и являются знаком правления. По этому признаку был сделан вывод, что Золотой человек принадлежал к правящей династии.

7. Еще одно знаковое изображение на головном уборе-тулпары. По приданию, конь изображен с крыльями и большими козлиными рогами, что, вероятно, символизировало слияние образов солнечного божества и родового тотема. Что же касается крыльев, то изображение крылатых животных были широко распространены в Передней Азии и несли в себе символ верховной власти – царский знак.

8. Так же были найдены два золотых перстня: один гладкий, другой с изображением человека с гривой или перьями. Еще одна загадочная находка- серебряная чаша с надписями, подлинный перевод которой до сих пор не известен.

9. Череп Золотого человека проломлен. Погребальная камера в которой находился сакский воин, была накрыта бревнами тянь-шаньской ели. Со временем одно из бревен прохудилось и упала прямо на череп Золотого человека. Сам Алтын адам погиб от удара в спину клинком.

Читайте также:  Как сделать звездочку для велосипеда своими руками

10. Костюм Золотого человека был сделан из красной замши. К моменту, когда археологи нашли захоронение, в нем остались только золотые доспехи , украшения и посуда.

Сейчас оригинал Золотого человека находиться в Государственном музее золота и драгоценных метало в Астане. Одна из копий находится в здании ООН в Нью-Йорке.

Найдены возможные дубликаты

Уже тогда казахи обожали понты

Тогда еще не было казахов

Ебтвою мать, философия

А понты у них уже были

Так скажем протоказахи)

какие протоказахи, 90% населения современного казахстана было европеоидным, еще 1000 лет назад. а сейчас пропорция обратная.

а кто их не любил в те времена?)

Даааа, не повезло чуваку. Умер от предательского удара в спину клинком, так ещё и посмертно по башке бревном получил. Ладно хоть не разграбили.

И шмотки свои перетащил. Четкий казах

Изображение на перстне очень похоже на Североамериканского индейца

Или это древнеказахский панк с ирокезом.

что-то мне подсказывает, что у них своих шаманов хватало

А чего портрет по черепу не востановили?

Из политических соображений- там если восстановить, то получится прям вот совсем не казах.

Подобная движуха тоже потихонечку идет. К примеру, за последние четверть века, как-то стало принято отождествлять тех же саков с туранцами, несмотря на то что такой подход- строго антинаучен.

Ответ нам даст лишь машина времени)

Ну если тогда не было казахов. То это просто их предки.

Нет, предки казахов переселились туда значительно позже и саков они уже не застали.

Может они чипированые были еще. Казахстан обладает обширной территорией. И кто-то мог выходить заходить, и казахи бывает очень разные и белые и черные и желтые. И форма лица может очень отличатся можешь и не понять что это казах. Так что все кто жил на территории Казахстана это предки для казахов и их кровь течет в казахской крови.

Довольно популярная сейчас концепция прежде всего в самом Казахстане. Но с научной точки зрения, саки не участвовали в этногенезе казахского народа с очень большой долей вероятности.

По науке вероятности? Серьезно

Вас, видимо, несколько подводит знание русского языка и вы совершенно неправильно меня поняли.

Говоря о истории того или иного народа с научной точки зрения, естественно прежде всего имеются в виду такие науки, как антропология и генетика. А в них оперируют именно вероятностями.

Золотого человека сделали символом независимости Казахстана, но к казахам он не имеет никакого отношения, кроме территориального расположения могилы. Это если бы турки своим национальным символом сделают исторические памятники древней Греции.

Древние греки вполне себе сделали своими символами исторические памятники догреческого субстрата, почему туркам нельзя?

Ну Америго, тоже мне Америку открыл. 😂

Информационный пост с грамматическими ошибками :'(

«Находится» или «может находиться»

Проверяем по вопросу

«Сейчас оригинал Золотого человека находиться в Государственном музее золота и драгоценных метало в Астане. Одна из копий находится в здании ООН в Нью-Йорке»

В одном абзаце два варианта) когда не уверен, как правильно.

Еще есть безумная теория, что золотым человеком могла оказаться женщина, а не подросток. Возможно жреческого сословия, возможно отправленная вместе с мужем на тот свет, прислуживать ему. В качестве довода приводят форму головного убора — уж больно похожа на «саукеле» — традиционный свадебный головной убор казашки. Но это все же скорее альтернативная теория, хотя у саков женщины могли занимать довольно высокое положение в обществе

Там скелет неплохо сохранился, а по нему отличить мужчину от женщины не проблема.

То, что он мужчина еще не значит, что он не жена

ну дык, о чем и речь что безумная теория

Ну по останкам же можно определить — подросток 16ти лет или женщина

Нисколько не удивлен, что нашли именно в Казахстане. Это был вопрос времени.

Разграблено? А то что разворошили могилу и перевезли ценности это не разграбление ?

одно из бревен прохудилось

Нужно заменить слово «прохудилось».

https://youtu.be/a3rJ7Q0qfIU 10 фактов о ЗОЛОТОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Еще разок давай, а то непонятно нихуя — где же можно посмотреть 10 фактов о ЗОЛОТОМ ЧЕЛОВЕКЕ?

И так вроде везде, и эдак. А один хер.

ДНК тест этих человеков делали и чет тишина. Наверное, совсем не казахи оказались))

Устал убираться за ними?

вот это у чувака комплексы с ростом.

Сколько кг золота можно выплавить из него?

Кто украл голову национального символа — Золотого человека

Долина реки Иссык, что в 50 километрах к востоку от Алматы, по меркам кочевников – настоящий рай. Горная река с чистой водой, текущая с ледников, два озера – Иссык и Акколь, широкая долина с прекрасным альпийским лугом, обрамленная предгорьями. И над всем этим великолепием, способным вместить много скота и лошадей, сияет ледниками хребет Заилийского Алатау.

Эту долину кочевники использовали в качестве летнего пастбища с глубокой древности, а примерно 2 500 лет назад здесь располагались летние пастбища богатого и знатного правящего рода. От того времени остались огромные курганы.

Недалеко от города Есик находится цепочка из 45 крупных курганов диаметром от 30 до 90 метров и высотой от 4 до 15 метров. С первого же взгляда понятно, что такие курганы могли соорудить только для захоронения богатых правящих особ, так что их часто называют «царскими». В 1969 году Жетысуйская археологическая экспедиция под руководством К.А. Акишева приступила к раскопкам одного из курганов (курган №6 в этом могильнике), который неожиданно и дал уникальную находку – «золотого человека».

«Золотой человек» из кургана Иссык стал знаменитым и впоследствии сделался одним из символов Казахстана. Некоторые предметы были использованы в государственной символике Казахстана. Статуя его венчает Монумент независимости в Астане.

Однако вопрос, кто же там погребен – юноша или девушка, остается открытым до сих пор. Окончательный ответ на вопрос о половой принадлежности человека может дать он сам. Своей головой. Но она бесследно пропала в начале 70-х годов прошлого века.

Месседж из глубины веков

Открытие полвека назад (весной 1969 года) захоронения в кургане Иссык под Алма-Атой ознаменовалось целым рядом интереснейших находок. Это прежде всего напоминающая пиалу серебряная чашечка размером 75–77×22 мм, оставленная слева от изголовья погребенного человека в золотой одежде, ниже – туалетная сумочка с зеркальцем и кусочком алой краски.

На ее дне была вырезана надпись из 26 знаков, что само по себе явилось сенсацией для ученого мира – до того признаков письменной культуры саков обнаружить не удавалось. Расшифровка надписи в полной мере не сделана до сих пор. Есть лишь множество версий.

Габит МУСРЕПОВ, автор сценария историко-романти­ческой драмы “Кыз-Жибек”, после этого предложил использовать в фильме бутафорию с тюркской руникой. По книге специалиста-тюрколога, члена-корреспондента АН СССР Сергея МАЛОВА на стелу нанесли небольшую надпись, украсили рунами посох старейшины одного из родов, в первом кадре в них же пошло название фильма. К этому приложили руку редакторы знаменитой картины – молодые литераторы Аскар СУЛЕЙМЕНОВ и Олжас СУЛЕЙМЕНОВ. По ходу дела Олжас попытался, воспользовавшись только что вышедшим “Древнетюркским словарем”, сделать перевод надписи на серебряной чаше. 31 октября 1970 года он опубликовал свое понимание надписи в “Комсомольской правде” и местных газетах: “Сын хана в двадцать три (года) умер, имя и слава (народа) обратились в прах / иссякли”.

Читайте также:  Изготовление морского контейнера своими руками

Венгерский лингвист Янош ГАРМАТТА в 1999 году прочел ее по-ирански: “Чаша должна содержать виноградное вино, добавлена приготовленная пища, (пусть да) приумножится для смертного. Затем туда добавлено приготовленное свежее масло”.

Востоковеды Селахи ДИКЕР и Эдуард ХУРШУДЯН предложили свои версии прочтения также на иранском, а россиянин Сергей РЯБЧИКОВ – славянский вариант, который звучал так: “Сказочная лошадь, в ярости, стремление. Огонь, небесная тропа; поворачиваться, это пожар / верх; небо”.

Линию тюркских чтений провел и казахстанский ученый, крупный специалист в области руники Алтай АМАНЖОЛОВ. Вот его версия прочтения надписи на чаше, найденной возле Иссыкского воина (или девы): “Чужой, опустись на колени! (Да будет) у поколения пища”. Вариант: “Старший брат (это) очаг для вас! Незнакомец, преклонись! Потомство (пусть имеет) еду!” (фрагменты из монографии “Руноподобная надпись из сакского захоронения близ Алма-Аты”).

Прочтение Алтая Сарсеновича Аманжолова принял и несколько модифицировал узбекский тюрколог Насимхон РАХМОНОВ: “Если пища и родина будут далеко, друг останется внизу или Уташта-хан станет хозяином”.

Еще одна версия предложена на сайте Рустама АБДУМАНАПОВА “Центрально-Азиатский исторический сервер”. Прочитав справа налево, сверху вниз и даже вверх ногами, он перевел надпись так: “Сак, испей ты клятву во имя народа! Слово донесет голос и славу восхваления эрена на небеса”.

А вот как перевел руническую надпись на чаше из Иссыкского кургана тюрколог, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Казахского НИИ культуры Александр ГАРКАВЕЦ: “Дева-герой, выпей, когда мы, отторочив стрелы и копья, будем поминать кочевку”.

Однако, как бы ожесточенно ни спорили ученые, несомненным является одно – наличие у древних саков письменной культуры.

Это, как считал известный археолог, покойный ныне академик Карл Байпаков, говорит о том, что сакское общество, жившее до нашей эры, стояло на более высоком уровне развития, чем считалось до открытия захоронения Иссыкского человека. Наличие письменности, по его мнению, связывается обычно с государственностью. Оседлые поселения с элементами городской культуры (они укреплены рвами и крутыми неприступными стенами), обнаруженные возле могильника, подтверждают это.

И еще один вопрос, который волновал многих с самого начала обнаружения находки – Алтын адама: почему центральное, собственно царское, дважды ограбленное захоронение археологами не было инвентаризовано и описано? Между тем при похороненном в боковом склепе человеке не было лука со стрелами, типичного для мужчины-воина, но была туалетная сумочка с зеркальцем и кусочком алой краски, бирюзовые бусы и золотые бляшки – не цельно золотые, а лишь обернутые золотой фольгой.

Поэтому исподволь и появлялись время от времени не высказываемые вслух предположения о том, что это член семьи царя, но не “алтын адам”, а “алтын мадам”.

Расшифровка надписи, сделанная Александром Гаркавцом (“Дева-герой, выпей, когда мы, оторочив стрелы и копья, будем поминать кочевку”), говорит в пользу этой гипотезы. Тем более что-то подобное обнаружено в могильнике Акбейит, неподалеку от Каркаралинска, где погребена 10–11-летняя сакская принцесса. При ней были золотые серьги с бирюзой и литая золотая гривна, а в ее косметичке, обтянутой кожей, лежало похожее бронзовое зеркальце. Вспоминается и головной убор 40–45-летней сакской царицы из Урджарского района Восточно-Казахстанской области – он тоже представляет собой саукеле. Но оружия ни при той, ни при другой не обнаружено.

Итак, все, что мы знаем о Золотом человеке сейчас, – надпись на серебряной чаше, адресованная, скорее всего, девушке. Но вопрос, кто похоронен в Иссыкском кургане, юноша или девушка-батыр, остается открытым.

Почему же до сих пор не сделан анализ ДНК, коль в Государственном историко-культурном музее-заповеднике “Иссык” (город Есик Алматинской области) хранится посткраниальный, то есть без черепа, скелет. Он появился здесь в 2014 году. Где же находились останки до этого? И куда делась голова национального символа? Ведь она изначально вообще-то была.

– Несколько десятков лет не то чтобы голову, все остальные костные останки не могли найти, – говорит сын первооткрывателя Золотого человека Бекена НУРМУХАНБЕТОВА Арман. – Когда они наконец нашлись, то головы в комплекте не было. К сожалению, в традициях советской археологии не был предусмотрен вопрос о том, что делать со скелетом после раскопок.

Многие археологи просто выбрасывали кости, другие (например, мой отец) после окончания раскопок перезахоранивали их.

В случае с Иссыкским человеком останки передали антропологу Оразаку Исмагулову. Тот сделал предварительное устное заключение о том, что скелет принадлежит молодому человеку. Потом следы костных останков Золотого человека надолго затерялись…

– К поискам пропавших останков наш музей приступил в 2013 году, когда взялся разрабатывать проект “История открытия Золотого человека”, – рассказывает исполняющий обязанности заместителя директора Государственного историко-культурного музея-заповедника “Иссык” Ермек ДЖАСЫБАЕВ. – Вначале мы обратились к сыну руководителя Иссыкской археологической экспедиции, обнаружившей останки Золотого человека, Кемаля Акишева. Алишер Акишев сообщил, что их после извлечения из захоронения отец передал антропологу Оразаку Исмагулову. Тот сказал, что вернул их через несколько дней Кемалю Акишеву…

Путем опроса множества ученых и общественных деятелей удалось выйти на Казахский институт судмедэкс­пертизы, где и нашли коробку с надписью “Золотой человек”.

Московские антропологи, которые работали у нас в 2016 году, по костным останкам и фотографиям, опубликованным в 1978 году Кемалем Акишевым в книге “Древний курган Иссык”, определили, что это действительно кости Золотого человека. В своем заключении они указали, что, поскольку скелет без головы находится в очень плохом состоянии, то пол определить сложно. Тем более что у погребенного на момент захоронения только-только закончилось формирование костей. Однако по ряду признаков (например, по размерам довольно широкой ключицы) они предположили, что скелет, возможно, принадлежит юноше.

Пол Золотого человека пытались определить датские ученые. Они дважды отбирали костный материал, но его оказалось недостаточно для прочтения генетической дорожки. По их словам, если бы имелся череп или хотя бы один зуб, то они смогли бы полностью “прочитать” Золотого человека: пол, национальность, цвет глаз, волос, причину смерти.

Увы, череп мы, к сожалению, пока не можем найти. Известно, что он был деформирован при раскопках Иссыкского кургана: на него упало одно из бревен, закрывавших погребальную камеру.

Археолог Бекен Нурмуханбетов рассказывал, что антрополог Оразак Исмагулов пытался совместить, соединить части этого черепа. Не удалось…

По мнению лингвиста-тюрколога Александра Гаркавца, предполагающего, что погребенный был девушкой, министерство культуры и спорта проявляет безразличие к судьбе национального символа.

– В стенах музея-заповедника находится феноменальная личность, а черепа у него нет, хотя он, пусть и деформированный, все же был когда-то. Где он теперь? Может быть, в Москве? Или стоит на полке у какого-нибудь любителя археологии? Но ведь если речь идет о национальном символе, то можно и нужно поднять разные службы, вплоть до Комитета национальной безопасности.

P.S. Почему же голову национального символа не искали вплоть до 2013 года?

Александр Гаркавец дал простой ответ на этот больной вопрос:

– Мы жили в застойные годы, потом были перестройка, трудные 90-е… Занятым самовыживанием ученым было, видимо, не до чужих голов…

Источник: Мерей Сугирбаева («Караван»)

Источник

Оцените статью