Как сделать велосипед тандем своими руками?
Слово «тандем» имеет английские корни и означает «расположение друг за другом». Наиболее известно это слово в применении к велосипеду тандему, предназначенному для двух и более людей, которые сидят один за другим. Стандартно ― это велосипед, имеющий одну раму и два колеса. А у каждого человека имеется индивидуальное седло и свои личные педали.
Описание
Ведет такой необычный велосипед человек спереди, хотя бывают и модели с установленным механизмом переключения рулевого управления. Если руль не выполняет функцию управления, то он используется как ручная опора. Также может быть включена или отключена тормозная система. Есть модели с двумя колесами на оси сзади.
Из истории: первый запатентованный велосипед тандем появился еще в далеком 1898 году в Европе.
Плюсы использования
- Для преодоления одного и того же расстояния на тандеме сил тратится минимум в два раза меньше, чем на обычном одинарном велосипеде.
- Если один велосипедист устает, то для отдыха достаточно просто поменяться местами, ведь последний пассажир может ехать, буквально закрыв глаза, и даже опустить усталые руки на ровных участках трассы.
- Скорость движения на велосипеде тандеме значительно превышает скорость обычного велосипедиста. Она вполне может достигать 35 километров в час.
- Скорость спуска тоже выше. Хоть крутящий момент остается неизменным, но вес транспортного средства с пассажирами как минимум в два раза больше.
- Эмоциональные особенности: командный дух, умение работать сообща, чувство «локтя».
Минусы
Из минусов можно отметить три момента:
- Увеличенный тормозной путь.
- Из-за значительного увеличения массы транспортного средства тормозные колодки гораздо быстрее изнашиваются и требуют замены.
- Если предстоит поворот дороги с маленьким радиусом, то на приличных скоростях в него достаточно сложно вписаться без определенного опыта и сноровки.
«Советский» вариант велосипеда тандема
Такой вариант отличается от других самодельных тандемов высоким уровнем безопасности и простотой. В качестве основ можно использовать два «советских» велосипеда, например «Спутник». Как сделать тандем из двух велосипедов? Соединить их в целостную систему.
Приступаем к работе
- На задний велосипед добавляется дополнительно кронштейн для рулевой колонки.
- В переднем велосипеде нужно усилить багажник и установить на него крестообразную трубку (шарнир):
- К багажнику привариваем опору.
- К приваренной опоре прикручиваем шкворень (сделать шкворень можно из переднего вилкового старого стержня с используемого для переделки велосипеда).
- Шарнир надеваем на уже прикрученный шкворень.
Преимущество такого полутандема в быстрой и легкой сборке ― рамы не распиливаются, цепи на каждом велосипеде раздельные так и остаются. При необходимости такой тандем очень просто разделить снова на два отдельных велосипеда.
Метаморфоза из двух поломанных велосипедов
Есть вариант сделать велосипед тандем своими руками, используя два в неисправном состоянии, две палки и один моток изоленты.
Инструменты и материалы для работы:
- Ножовка по металлу.
- Изолента.
- Ключ гаечный разводной.
- Молоток.
- Инструмент, которым возможно выжимать цепь или цепные звенья, соединенные вместе.
- Отвертка.
- Два любых велосипеда, имеющих высокую верхнюю трубную раму (обычно это встречается в мужских моделях).
- Переключатель для передач впереди должен быть с двумя самыми маленькими звездочками и идентичным количеством зубцов (его можно будет снять со старого велосипеда, если он подойдет по параметрам, или приобрести новый на рынке).
- Длинный трос для заднего тормоза.
Этапы работы
Разборка заднего велосипеда:
- Нужно отсоединить руль.
- Отсоединить спереди вилку.
- Снять тросы (они больше не нужны).
- Снять молотком рифленую обойму с шарикоподшипника на рулевом стакане, который поддерживает вилку спереди.
- Ножовкой по металлу распиливается стакан, расположившийся под рулем, таким образом, чтоб получилась чаша для окружения подседельной трубы в переднем велосипеде.
Разборка первого велосипеда:
- Снимается колесо, которое сзади.
- Снимаются все приспособления с заднего колеса, необходимые для переключения передач скорости.
- Трубы, которые поддерживали колесо сзади, отпиливаются ножовкой. Удалить нужно только перья сверху, перья снизу нам еще понадобятся.
Сборка велосипеда тандема:
- Привязываем при помощи изоленты верхнюю часть впереди последнего велосипеда к трубе под седлом с первого велосипеда. Сделать это нужно как можно аккуратней и прочней, держа изоленту постоянно клейкой частью внутрь.
- Для того чтобы избежать сгибов посередине нашего тандема в месте соединения, необходимо взять две заранее приготовленные палки и туго притянуть их к рамным трубам, которые находятся сверху. Изоленту на этом экономить не стоит. Дальше совершаем привязку палок к трубе под седлом либо к сочленению.
- Отложенная заранее вилка с передней части велосипеда очищается от всего лишнего, пока из Y-образной формы не превратится в U-образную.
- Вилку нужно будет вмонтировать на трубу. Чтобы она отцентрировалась на трубе, понадобится вырезать две выемки в месте основания (V-образно).
- Вилка устанавливается так, чтоб обвить трубу под седлом. Концы подгоняются в сторону двух других труб на первом велосипеде.
- Трубка должна быть там, где находится цепь. В этом нам поможет непрерывная работа молотком по раме и вилке, вплоть до момента установления свободного прохождения цепи, не цепляя трубы и вилку. Рамы обязаны максимально дополнять друг друга.
- Связываем оба конца нашего уже собранного велосипеда тандема изолентой. Для начала конец вилки связывается с концом рамы спереди (делается это впритык). Потом приматывается вилка к трубе под седлом и к любой другой рамной части для дополнительного упрочнения.
Что далее?
Чтобы сделать велосипед тандем (фото примеров есть в нашей статье), нужно проделать еще несколько операций. Итак:
- Подходим к этапу продления цепи. Переднюю цепь придется продлевать ровно настолько, насколько необходимо, чтоб она дошла до заднего колеса. Это проще всего сделать при помощи специальной выжимки цепи. Если же такой специальный инструмент отсутствует, то приобретайте два звена для соединения в цепи и отрезайте ножовкой дополнительный необходимый отрезок. Вся цепь должна иметь не более 37 звеньев. Меньше можно, но только не больше.
- Чтобы рама собранного велосипеда тандема приняла необходимую для езды форму, достаточно после всей сборки дать на нее нагрузку, покрутив цепь на различных звездочках.
- Синхронизируем педали между собой. Это необходимо, чтобы избежать пинания друг друга в процессе езды, а также для поддержки равновесия и прохождения трассы на поворотах, заездах на возвышенность.
- Присоединяем тормоз сзади длинным тросом.
- По желанию, можно установить второй руль. Однако следует учесть, что это будет мешать удерживанию равновесия.
Трехместный тандем
Если в вашей семье или компании три человека и все сразу хотят прокатиться на одном велосипеде, то придется создавать трехколесный велосипед тандем с тремя посадочными местами. Такой вариант отлично подойдет для семьи с ребенком, для которого катание на таком редком и необычном виде транспорта станет поистине незабываемым приключением. Однако стоит учесть, что удерживать равновесие на данной модели куда сложнее, чем на одинарном либо двухместном.
Принцип работы с тем, чтобы сделать велосипед тандем с 3 посадочными местами своими руками, такой же, как и вариант с двумя колесами, упомянутый выше. Вот только для создания понадобится три исходных велосипеда, где третий присоединяется ко второму аналогично присоединению второго к первому.
Электротандем
Хотя тандем крутить легче, чем простой велосипед, но усилия прилагать стоит. После пары таких поездок появляется мечта, чтоб педали крутились сами по себе. Но неужели это только лишь мечта? Если существуют электрические велосипеды, то неужели нельзя создать электро-велосипед тандем? Давайте разберем, как это можно сделать своими руками.
- Колесо-мотор, которое одновременно исполняет функцию и колеса, и электродвигателя. Необходимо просто сменить родное с тандема на новое, моторное.
- Аккумулятор-батарея.
- Консоль, которая является панелью управления.
- Различные провода и крепежи для батареи.
Все это можно приобрести как по отдельности, так и в готовом комплекте. Инструкция по изготовлению такая же. Разница лишь в том, что на один из велосипедов нужно установить электрическое колесо. Для этого нужны лишь пара гаечных ключей. Все, на этом конструкция будет пригодна к использованию.
Источник
Самый простой способ собрать тандем
Велосипед планируется собрать наподобие того, который можно увидеть на фото. По мнению автора, он должен получиться в два раза мощнее, а также опасней и этим интересней.
Материалы и инструменты для сборки тандема:
1. Всего будет нужно два велосипеда, из одного собирается передняя часть и с одного задняя.
2. Ножовка по металлу (облегчит работу болгарка).
3. Гаечный ключ (разводной);
4. Инструмент для выжимки звеньев цепи.
5. Моток изоленты.
6. Отвертка.
7. Молоток.
Важно отметить, что оба велосипеда должны быть мужскими, то есть у них должна быть высокая труба верхняя труба рамы. Также на велосипеде должен иметься передний переключатель передач, при этом на двух самых маленьких звездочках количество звеньев должно быть одинаково, чтобы получилось одинаковое передаточное соотношение.
Процесс сборки тандема:
Шаг первый. Разбираем велосипеды
В первую очередь «донорские» велосипеды нужно разобрать. При этом можно будет получить кучу деталей для новой сборки.
Подготовка заднего велосипеда
От заднего велосипеда необходимо открутить переднюю вилку, а также руль. Еще со старой рамы нужно будет снять тросики, теперь они не понадобятся. Обойму подшипника также понадобится снять с рулевого стакана. Для этого по ней нужно аккуратно постучать молотком. Она никак не зафиксирована, ее просто впрессовывают в рулевой стакан.
Затем берется ножовка, и рулевой стакан распиливается так, как указано на фото. В итоге должна получиться «чашка», она будет окружать подседельную трубу велосипедиста спереди. Вот и все, теперь задняя часть тандема готова, можно переходить к созданию передней.
Подготовка передней части тандема
С велосипеда нужно снять заднее колесо, а также тросики, переключатели передач и другое оборудование. Затем берется ножовка и с помощью нее отрезаются все трубы, которые удерживают заднее колесо. Как именно это делается, можно увидеть на фото. Что касается перьев, то верхние необходимо убрать, должны остаться только нижние.
Теперь, если положить две части рядом, все должно выглядеть как на фото.
Чтобы закрепить раму в верхней части, достаточно просто прикрепить ее с помощью изоленты к подседельной трубе. Связывать изолентой нужно тщательно, процесс напоминает связывание бамбука веревкой. В итоге конструкция может немного смещаться вперед и назад, однако не сможет прогибаться.
Далее, чтобы рама стала прочной и не изгибалась посередине, нужно установить дополнительные элементы жесткости. Автор для этих целей использует палки, которые крепятся с помощью большого количества изоленты. Две палки нужно прикрепить к верхним трубкам обоих рам.
Затем палки нужно привязать к сочленению или подседельной трубе, как именно, можно увидеть на фото. Форма тандема определяется высотой верхних труб.
Сделать сочленение в нижней части будет сложнее, поскольку здесь будет мешать цепь и нечего связать вместе. Для соединения конструкции внизу автор использует переднюю вилку, которая была ранее откручена от одного из велосипедов. С вилки нужно убрать все лишнее, в итоге она должна стать в виде буквы U.
У основания U-образной формы нужно вырезать две выемки V-образной формы. Благодаря этому вилку можно будет отцентрировать на трубе, к которой она будет крепиться.
Затем вилка устанавливается вокруг подседельной трубы, а ее концы подгоняются к двум трубам передней части велосипеда. При установке вилки важно убедиться, что ее не задевает цепь. Если это так, что нужно будет воспользоваться молотком, чтобы достичь нужного изгиба и беспрепятственного прохождения цепи. Ну а далее передняя и задняя часть тандема связываются с помощью изоленты. Сперва нужно закрепить вилку на концах спереди, а затем вилку можно примотать к подседельной трубе. Для достижения наибольшей жесткости соединения, можно подмотать изоленту и в других местах, где это возможно.
Шаг третий. Заключительный этап сборки
После сборки рамы нужно будет сделать новую цепь для велосипеда, так как она будет существенно длиннее. Цепь можно собрать из двух. У автора длина цепи составила 37 звеньев. Поскольку рама может немного изгибаться, велосипед после сборки нужно немного погонять под нагрузкой, чтобы он принял свою родную форму.
Также важно убедится в том, что педали на тандеме полностью синхронизированы, иначе при езде велосипедисты будут пинать друг друга. Помимо этого при отсутствии синхронизации будет тяжело держать равновесие, также будет невозможно поставить педали горизонтально.
Заключение
Вот и все, тандем собран, он имеет одну передачу и один тормоз спереди. Для того чтобы подключить задний тормоз, понадобится приобрести длинный трос. В связи с тем, что вес будет большим, а скорость высокой, одного тормоза здесь точно не хватит.
В связи с тем, что конструкция получилась не очень прочной и тандем имеет слабые тормоза, автор пока отказался от использования скоростей. Если говорить о цифрах, то на такой простой самоделке удалось разогнаться до 56 км/ч, что довольно не плохо для изоленты и пары палок. Фирменный же тандем может разгоняться до 72 км/ч. Просто необходимо выбрать одну оптимальную передачу, которую нужно использовать в дальнейшем.
Что касается второго руля, о его можно прикрутить сзади седла первого велосипеда, но лучше всего обойтись одним рулем, так как автор считает, что наличие двух рулей снижает равновесие тандема. Когда же задний велосипедист держится за переднего, то наклоняется на поворотах вместе ним, тем самым достигается хорошее равновесие.
Что касается надежности и долговечности конструкции, то конечно рама получилась довольно гибкой, она может изгибаться под нагрузкой на угол до 10-ти градусов. Не смотря на это, велосипед активно эксплуатировался двумя парнями весом 83 кг в течение полугода. Также тандем прошел жестокое испытание, на него село сразу четыре парня, общий вес составил 317 кг. Рама при этом уцелела, единственное, что не выдержало — это колесо, оно погнулось. Так что, по мнению автора, такая смешная и на первый взгляд нелепая конструкция имеет право на жизнь.
Возможно важно!
Изоленту автор использовал черную 😉
Источник