Как написать рассказ? Пособие для новичков
Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ. В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.
Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.
Как это обычно происходит?
Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.
Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший разбор). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо»). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.
Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.
Как написать рассказ?
В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.
Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)
Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.
Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.
- Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
- О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
- Кто будет главным действующим лицом?
Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.
Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.
Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.
Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.
В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:
- четко обозначена идея рассказа;
- кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
- придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
- придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.
Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью «Как написать план произведения?» Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью «Подготовка к написанию книги», в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.
Этап 2. Написание рассказа
Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.
Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа. Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.
Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.
Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье «10 сокрушительных ошибок начинающего автора».
Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.
В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.
Этап 3. Редактирование
Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.
После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.
В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.
Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.
Более подробно о нюансах редактуры читайте в статье «Редактирование«.
Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.
Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская» и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!
Что читать дальше? Статья «Как написать книгу? Пособие для новичков» идеально дополнит эту запись. Далее обязательно «О типах художественной литературы», чтобы понимать, где и как использовать рекомендации блога. И, конечно, полезнейшие «10 советов как стать писателем».
Источник
Мастер-класс «Расскажи сказку руками»
Екатерина Токарева
Мастер-класс «Расскажи сказку руками»
Тема моего опыта работы «Развитие креативных способностей детей с использованием художественной литературы». И сегодня я хочу познакомить вас с одним из методов, который позволяет мне заинтересовать детей и привить им любовь к художественной литературе. Рассказывание стихов, потешек и сказок с помощью рук. Он вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность и зажатость. Давайте вместе расскажем сказку.
«Расскажи сказку руками»
В далекие-далекие времена все животные были дикими и человек подумал: «Нельзя ли с ними подружиться?» Об этом и будет наша сказка «Как человек приручил животных».
Жил был человек. И построил он себе дом с трубой на крыше. Вокруг дома построил красивый, деревянный забор с воротами. Чтобы было красиво во дворе, решил он посадить цветы. Они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчелы. Они жужжали и собирали цветочный сок.
Человек жил совсем один и было ему очень грустно и тоскливо. И пошел он по свету друзей искать. Долго ли, коротко ли шёл и повстречал птичку. Но птица не захотела дружить с человеком, взмахнула крыльями и улетела.
Пошел человек дальше и подошёл к озеру. В озере плавала рыбка. Но рыбка не захотела дружить с человеком, вильнула хвостиком и уплыла.
А он пошел дальше и видит луг, а на лугу пасётся лошадка. «И-го-го», — сказала лошадка, — давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе перевозить грузы». И человек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и лошадка.
Шли-шли, а навстречу им из-за куста выскочила собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроем: человек, лошадь и собака.
Идут и видят – коза пасется в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза.
Идут и слышат жалобное мяуканье. Кто-то сказал «мяу» — подумал человек. Оказалось, что это кошка. «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не погрызли». Согласился человек и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка.
И вот, наконец, подошли они к реке. А переправиться они не могут — мостика нет. Решили они построить мостик. Хороший, крепкий получился мост. Перешли они на другой берег и увидел человек свой домик, с трубой. «Но где же жить животным?» — подумал человек. Построил человек для своих друзей сарай. И стали они все вместе дружно жить поживать и друг другу помогать.
Вот так и удалось человеку приручить некоторых животных. И стали они называться?. (домашними)
Вариант движений может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. А для лучшего запоминания сюжета могут быть использованы картинки к тексту.
Мастер-класс «Топиарий своими руками» Я хочу с вами поделиться, как я делаю «Топи арий» своими руками. Для выполнения данного «Топи ария» вам потребуется: Цветочный горшок,.
Дидактическая игра «Придумай и расскажи сказку или историю» Всем известно,что ничто так не развивает речь,как составление рассказа или сказки по картинке. Дошколята любят фантазировать и придумывать.
Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Собери и расскажи сказку» Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Собери и расскажи сказку» Актуальность: Чтобы у вашего ребенка действительно.
Конспект театрализованной игры старших дошкольников «Расскажи стихи руками» «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ» Цель: Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства; Развивать творческую самостоятельность,.
Консультация для родителей «Ты детям сказку расскажи» Консультация для родителей «Ты детям сказку расскажи» Ольга Куликова Консультация для родителей «Ты детям сказку расскажи» Описание:.
Мастер-класс для воспитателей «Математика через сказку» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.
Мастер-класс «Мелки своими руками» Как хорошо летом в детском саду! В летний-оздоровительный период, мы с коллегами стараемся создать, нашим ребятам, благоприятные условия.
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по ПДД «Расскажи, как правильно» Мастер класс по изготовлению дидактической игры по ПДД «Расскажи, как правильно» Цель: Систематизация знаний детей об устройстве улицы,.
Работа психолога. Дидактическая игра «Расскажи мне, расскажи…» Игра развивает творческую фантазию, воображение, произвольное внимание, зрительную память, наблюдательность, смекалку речь, образное мышление.
Театр на палочках «Придумай и расскажи сказку. Смешарики» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад №8 «Лесная сказка» Театр на палочках.
Источник