Как своими руками сделать ритм

Ритм в композиции

Слово «ритм» чаще всего применяется к музыке. Такие выражения как «ритмичная мелодия» всем понятны и не требуют комментариев. Однако применительно к изобразительному искусству, понятие ритма для многих остаётся загадкой. А ведь это очень важный инструмент из «секретного набора» художника, без которого невозможно создание красивой, «цепляющей» картинки, в каком бы стиле она ни была выполнена. А теперь давайте рассмотрим подробнее — что же такое ритм в композиции?

Аналогия с музыкой и ключевая мысль

Ноты в музыке имеют определённую длительность и высоту звучания. Также, между ними могут быть паузы. Таким образом, звуки рождают мелодию и ритм. Подобно звукам в музыке, в изобразительном искусстве повторяющиеся объекты композиции должны интересно ритмоваться. А достигается это не благодаря длительности и высоте звучания, а посредством изменения размеров объектов и расстояний между ними. В качестве примера давайте рассмотрим пейзаж.

Ритм в пейзаже. Три основные величины: большая, средняя, малая

Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде. А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами. «Такого не бывает» — скажете Вы. И будете правы, потому что, по меньшей мере, подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений. В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично. Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе. Иными словами, размеры объектов пейзажа и расстояния между ними — разные. То есть ритм повторяющихся элементов композиции хаотичен, разнообразен и изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Это также применимо к листочкам на деревьях, к траве, к бугоркам земли, к облакам на небе… Один листочек крупнее, другой меньше, третий совсем крохотный. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье — совсем короткое. Иными словами мы получаем ритм большого, среднего, малого; большого, среднего, малого… И так далее.

Такой подход применим не только к пейзажу. Этот принцип работает везде. В дизайнерской композиции, в станковой или декоративной композиции. В графике, в живописи, в иллюстрации… Что бы Вы ни изображали, ритм большого, среднего и малого всегда будет работать. При чём, это не только три величины. Это может быть и пять и десять величин… Три перечисленных выше размера, это только основа. Главный принцип — добиться того, чтобы было как можно меньше одинаковых повторений.

Ритм в композиции с изображением людей

Если Вы рисуете многофигурную композицию, например, можно выделить одну фигуру и сделать её самой большой по размеру. Две других — среднего размера, пять человек на втором плане — самыми маленькими и т. д. В эти основные группы можно добавить силуэты людей, которые будут чуть отличаться от остальных по размеру. Но это всего лишь пример. Вариантов может быть очень много. Например можно посмотреть картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Сколько в ней людей? На какие группы они поделены? Как построена композиция? Какая фигура главная? Сколько основных размеров можно перечислить?

Такому же анализу можно подвергнуть любое произведение изобразительного искусства. Если говорить о дизайне, то даже грамотно сделанный рекламный баннер тоже будет содержать разные величины основных графических элементов: текстовый блок, фото, геометрические фигуры и т. п. Или взять к примеру, дизайн интерьера. Ритм большого, среднего и малого можно проследить даже здесь.

Читайте также:  Жесткий диск для хбокс 360 своими руками

Ритм в натюрморте

Если Вы решите написать натюрморт, то не следует ставить два предмета одинакового размера. Пусть один будет крупный, а другой маленький. Так, композиция станет динамичнее. А ещё лучше — это натюрморт из трёх предметов разного размера. Данная схема «беспроигрышная», так как образует интересный ритм, а в её основе лежит динамичный треугольник.

Ритм в изображении летящих птиц, облаков, повторяющихся элементов (досок заборов, ступеней лестниц…)

Ещё понятие ритма в композиции можно рассмотреть на примере летящих птиц, облаков и забора. Не ищите логической связи между ними — её нет. Просто так совпали примеры. Если художник вводит в пейзаж маленькие «галочки» — птиц на фоне неба, то как они будут расположены? На равном расстоянии друг от друга или в случайном порядке? Если это не косяк перелётных птиц, то естественно в случайном порядке и размер их будет разным. Тогда картина станет динамичной, реалистичной и интересной. То же самое применимо к силуэтам облаков. Даже если в реальной жизни и встречаются два одинаковых облака (что является редкостью), то для создания ритма необходимо одно облачко увеличить, а другое уменьшить. поразмышлять над размерами и т. д. А вот если мы вводим в рисунок забор в котором элементы однообразно повторяются, то тут необходимо «разбить» однообразие тем, что какие-то доски делаем шире, какие-то уже. Где-то увеличим просветы, где-то уменьшим. А где-то можем добавить трещину в доске или какие-то линии подчеркнуть, ослабить и т. п. Да, такое изменение интервалов мы вносим в рисунок от себя и оно может не соответствовать натуре. Но это должно быть в меру. В итоге композиция оживится и станет намного выразительнее, так как мы задали в ней интересный ритм.

«Мелодия» в композиции

Подытоживая вышесказанное, добавлю, что чередование разных размеров в изобразительном искусстве, как чередование различных нот в музыке рождает, так сказать, «мелодию» в композиции. Получается некая «пульсация» элементов, в рамках той «мелодии», которую замыслил художник. И вариаций здесь можно придумать также много, как много существует различных музыкальных произведений.

Источник

Методы построения ритмической секции в Ableton

Предлагаю перейти непосредственно к практической части построения ритмических секций.

Путей построения ударных много. В этой главе постараюсь описать каждый из них.

Для начала разделим работу на несколько этапов:

  1. Подбор сэмплов для построения основных ударных – предлагаю выбрать оптимальные для вас сэмплы kick и snare.
  2. Построение ритмического рисунка kick+snare.
  3. Подбор уан-шотов (one-shot sample) хай-хетов и перкуссионных барабанов.
  4. Построение дорожки хай-хетов.
  5. Построение перкуссий.

Я приведу основные методы построения ударных и на примере самого любимого из них объясню, как сделать ритм-секцию.

Метод построения One-shot samples

Суть его заключается в том, что прежде всего мы выбираем оптимальные по звучанию сэмплы ударных, а затем по одному вставляем в проект.

Этот метод используют не только новички, но и известные музыканты.

Плюсы: Очень легко менять динамику ударной секции – менять в оперделенных местах сэмплы, их громкость.

Минусы: Так как ритмическая секция чаще всего повторяется, то очень легко потеряться в этом количестве разных сэмплов.

Метод beat-slice

Метод использования готового лупа ударных (drum loop), нарезания его на части и в итоге использования этих частей.

Для реализации нам потребуется готовый луп. В Ableton Live beat-slice реализуется в несколько кликов мышкой: Нажимаем на сэмлп правой клавишей мышки и в контекстном меню выбираем Slice to New MIDI Track.

Затем нам нужно выбрать длину одной части лупа (например 1/8), и программа сделает миди-канал с загруженными в него драм-машиной и сэмплами.

Читайте также:  Как сделать мебель для бани своими рука

Плюсы: Можно использовать понравившиеся вам лупы и изменять их как вам понравится (так же настроив значения attack, decay, sustain, release – можно получить хороший звук)

Минусы: Как вы уже догадались, вы используете уже чьи-то сэмплы и теряете свою оригинальность.

Метод с использованием драм-машин сторонних производителей

Метод наиболее понятен на примере драм-машины от Native Instruments – Battery 3 – этот плагин удобен в использовании и имеет множество нужных настроек. При помощи встроенного в плагин браузера выбираем уан-шоты (kick, snare, hihats), затем создаем midi-клип и прописываем в piano-roll требуемую ритмическую секцию. Заметьте, что ячейка A1 равна ноте С.

1. Каждую из ячеек можно назначать на управление любой нотой.

Плюсы: Так как данный плагин специально разработан для ритм-секц- ий, в нем присутствует масса настроек на каждый pad (ячейку) – возможность настраивать кривую громкости (ADSR), модуляцию, loop, различные эффекты и тд.

Минусы: Плагин потребляет множество ресурсов, в нем не очень удобно выполнена маршрутизация каналов; при сохранении проекта вам также нужно сохранять библиотеку Battery, и для использования на другом компьютере потребуется подргужать библиотеку в проект.

Использование Drum Rack

Мой любимый метод. Его я использую во всех своих композициях для построения Kick+Snare – секции и Hi-Hat-секции.

Сначала необходимо добавить на пустой MIDI-канал драм-машину Drum-Rack – она является стандартным инструментом Ableton Live.

Далее подбираем понравившиеся по звучанию сэмплы (kick, snare, hi-hat).

Создаем пустой MIDI-клип (двойным нажатием на пустую ячейку MIDI- канала) и в piano-roll выстраиваем нотами нашу ритмическую секцию.

Плюсы: Несомненным плюсом является удобство работы, дублирова- ния и изменения партии ударных, быстрая замена сэплов, изменение динамики (при помощи Velocity в MIDI-клипе), возможность добавления эквалайзеров, компрессоров и других устройств на каждый из сэмплов. Ну и, конечно, минимальное потребление ресурсов.

Минусы: Так как это мой любимый способ, я не вижу в нем никаких минусов.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Я уже упоминал, что являюсь ярым приверженцем Drum-rack-метода из-за его удобства. Более подробно вы можете прочитать про него в статье: “Drum Rack — Стойка Ударных“.

Вам же рекомендую попробовать каждый из них. В этом случае вы сможете выбрать для себя наиболее оптимальный метод. Но еще лучше использовать плюсы каждого; комбинация методов сделает вашу работу особенно продуктивной.

Советую вам в будущем сформировать собственную библиотеку с one-shot сэмплами ударных. Делая кики и снейры методом лейеринга и др., сохраняйте полюбившиеся вам сэмплы в отдельную папку – так будет удобнее ими пользоваться.

Источник

10.Композиция. Ритм.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить связь ритма и композиции, какие ритмы бывают и создать ритмичный город на формате А4.

Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.

Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.

Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.

Читайте также:  Как сделать диффузор для машины своими руками

Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.

Различают несколько видов композиций и форм орнамента.

Упражнение №1.

Разделить формат А4 визуально на две части (альбомная ориентация). В одной части разместить 4 квадрата, заполнить их ритмическими композициями. На второй части листа создать композицию на основе трех или более ритмических рядов.

  1. Закомпоновать квадраты и основную композицию
  2. Заполнить один квадрат
  3. Устроить мини-просмотр с последующей корректировкой
  4. Заполнить остальные
  5. Завершить работу финальной композицией

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):

Упражнение №2.

На листе А4 (черный картон или пастельная бумага) создать ритмичный городской пейзаж белой ручкой.

  1. Мозговой штурм;
  2. Эскизирование 1 — 3 шт;
  3. Обсуждение и определение итогового эскиза;
  4. Компоновка на формате;
  5. Проработка итоговой работы.

Источник

Оцените статью