Как восстановить аккумулятор бесперебойника своими руками

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Восстановление аккумулятора ИБП

Источник бесперебойного питания – энергетический блок, в задачу которого входит подача энергии от встроенного аккумулятора, если питание от сети не отвечает требованиям потребителя. ИБП разной мощности используют для сетей дома и офиса, в медицинских учреждениях и на промышленных объектах. Систематический контроль и периодическое восстановление емкости батареи в ИБП – непременное условие надежности установки.

Виды аккумуляторов для ИБП, характерные неисправности

В блоке ИБП используются только свинцово-кислотные аккумуляторы. Линейка включает мультигелевые, гелевые и AGM накопители энергии. Маркировка VRLA/SLA обозначает, что аккумулятор необслуживаемый и герметизированный, может устанавливаться в жилых помещениях.

Аккумуляторы отличаются залитым гелевым составом электролита на основе серной кислоты или между пластинами установлен пористый сепаратор, пропитанный электролитом. Мультигелевые АКБ производят по технологии AGM, маркируют MG.

Эксплуатация батарей с сложных условиях, с хроническим недозарядом по разным причинам, снижение уровня электролита и неблагоприятные внешние факторы приводят к характерным причинам потери работоспособности. АКБ требует восстановления по причинам:

  • Осыпание или сползание активной массы с положительной решетки, вызванное нарушением однородности состава
  • Ослабление связей в активной замазке связано с некачественными токоотводами.
  • На электродах произошла коррозия, нет сцепления замазки с металлом.
  • Произошла сульфатация пластин- токоотводов, образование кристаллического плотного нароста соли сульфата свинца.
  • В полости устройства недостаточно влаги — батарея песесохла.

Своими руками можно устранить некоторые проблемы. Осыпание замазки, коррозия токопроводов приводят к короткому замыканию банок, в домашних условиях ремонт невозможен.

Восстановление аккумулятора ИБП своими руками

Стоимость комплектного АКБ такова, что попытка восстановления ИБП своими руками оправдана, если есть навыки и инструмент. Корпус необслуживаемой батареи герметичный, это делает восстановление сложнее.

  1. Метод оживления батареи дистиллированной водой. Снять крышку прикрывающую колпачки банок. Снять колпачки-клапаны для сброса давления. В каждую банку добавить медицинским шприцом около 2 мл дистиллированной воды, дать полчаса, чтобы она впиталась в сепараторы. Добавлять воду, если пластины полностью не покрыты, избыток удалить сифоном. Процесс зарядки ступенчатый, с перерывами для стабилизации после каждого этапа набора емкости. После достижения рабочих параметров АКБ разрядить принудительно до 11 В и снова зарядить полностью.
  2. Длительный заряд без вскрытия банок может вернуть активность АКБ. Не обращая внимания на то, что ток вначале не потребляется от ЗУ, не выключать устройство. Если результат отрицательный – воду придется добавлять. Важно – нужно положить груз на крышку, чтобы колпачки не сработали от избыточного давления. Напряжение зарядки выбрать 15 В, время ожидания 15 часов. Процесс должен быть под постоянным контролем.
  3. Использование циклического заряда, когда другие способы не помогли. Применяют устройство с высоким напряжением, зарядка на каждом следующем цикле ступенчато снижается – 30 В, 25 В, 20 В, 14 В. Между циклами разряжать батарею не ниже 10,5 В. В качестве разрядного сопротивления применить лампу накаливания на 5-10 Вт.
Читайте также:  Жираф своими руками для детского сада

Независимо, восстановление гелевого или AGM аккумулятора для ИБП намечается, алгоритм действий сходен. Более устойчив к глубокому разряду, имеет меньшую способность к саморазряду гелевый АКБ. Стоит он дороже AGM и MG аккумуляторов, но в эксплуатации надежнее.

Видео

С практическими действиями по восстановлению аккумулятора можно ознакомиться на видео.

Источник

Восстановление нерабочего свинцового аккумулятора от бесперебойника

Всем привет! Наверняка, у многих людей дома лежат нерабочие свинцовые аккумуляторы, например, от бесперебойного блока питания. Обычно у таких аккумуляторов напряжение в порядке, но сила тока низкая. То есть под нагрузкой сразу идёт просадка вольтажа. У меня имеется два таких аккумулятора: один на 6 вольт, другой на 12. Если у вас тоже валяются без дела такие аккумуляторы, не выбрасывайте их, ведь скорее всего, их можно восстановить.

Необходимые компоненты

Для восстановления аккумулятора, нам понадобиться:

  1. Электролит (использую дистиллированную воду, так как это доступный и дешевый вариант)
  2. Шприц (можно купить за копейки в любой аптеке)

Первым делом, нужно открыть крышки на верхней части аккумулятора. Обычно они приклеены клеем.

На 6-ти вольтовых аккумуляторах обычно одна крышка, которая выглядит вот так:

Когда крышки сняты, нужно снять вторые, резиновые крышки. Их снять намного легче, чем предыдущие, так как они не приклеены. При снятии этих пластиковых крышек, главное запомнить, на какое место, какая крышка, это сэкономит ваше время при сборке.

В моем случае, на 6-ти вольтовом аккумуляторе – 3 крышки.

На 12-ти вольтовом 6 крышек.

Теперь берем электролит и наливаем его в какую-нибудь емкость, куда удобно будет опустить шприц. В моем случае, это пластиковый одноразовый стаканчик.

Далее, шприцем набираем жидкость и наливаем в каждую банку аккумулятора, поочередно. Наливаем до тех пор, пока материал, который внутри аккумулятора (стекловолокно), станет влажным и перестанет впитывать влагу. У меня ушло 2 шприца на каждую банку.

После заливки электролита, аккумулятор стал заметно тяжелее, чем был.

Сборка аккумуляторов

Далее, берем резиновые крышки и надеваем их обратно. Затем закрываем пластиковую крышку и приклеиваем её суперклеем типа секунда.

После этого ничего особенного, просто ставим аккумулятор на зарядку на длительное время. Таким способом, успешно восстановил свои 2 аккумулятора.

Так что, этот способ реально работает. Всем удачи и если остались вопросы — читайте форум!

Кирилл — 26.12.2017 — Прочитали: 13086

СХЕМА ПРЕДУСИЛИТЕЛЯ С ТЕМБРОБЛОКОМ

Самодельный активный предварительный усилитель с НЧ-ВЧ регулировками на ОУ TL072, для УМЗЧ.

В нескольких схемах рассмотрим, можно ли параллельно включать стабилизаторы напряжения, микросхемы типа LM317 и аналогичные.

Схема оригинального регулятора яркости светодиодов, на базе полевого транзистора и оптрона.

Источник

Как проводится восстановление аккумулятора бесперебойника

Не секрет, что любая батарея рано или поздно теряет показатели своей емкости и постепенно начинает все хуже держать заряд. Кроме этого, разрядка АКБ может произойти и внезапно, по причине того, что она исчерпывает ресурс вследствие слишком большой нагрузки. То же самое относится и к аккумуляторам бесперебойного питания. Сделать восстановление аккумулятора бесперебойника так же возможно, как и «привести в чувство» любой другой блок аккумуляторного питания. Приобрести новую батарею — тоже вариант. Но практика показывает, что при большом желании и умении можно провести восстановление емкости аккумулятора ИБП своими руками.

Причины выхода из строя «бесперебойников»

Источники бесперебойного питания (в народе их называют упсы) могут перестать работать по следующим причинам:

  • В случае постоянного недозаряда, который вначале не дает о себе знать . Дело в том, что «штатные» зарядные устройства, которые часто идут в комплектации с ИБП, бывают плохого качества и плохо заряжают аккумулятор.
  • Регулярные перепады напряжения в электросети .
  • Источник питания глубоко разряжен .
  • Уровень электролита у АКБ по разным причинам снижается . Электролит высыхает, и емкость батарей падает, либо находится вообще на нуле.
  • Если работа свинцово-кислотных аккумуляторов ИБП осуществлялась либо при очень высоких, либо, наоборот, при критически низких температурах .
  • Аккумулятор долгое время пролежал без работы и давно не заряжался .

Причин выхода из строя ИБП может быть достаточно. Вопрос в том, можно ли что-нибудь сделать с севшими батареями и как восстановить их, чтобы они поработали еще какое-то время. Сразу стоит сказать, что, несмотря на возможность «реанимировать» источник бесперебойного питания, это не может быть стопроцентной гарантией того, что восстановление увенчается успехом. Однако попробовать тот или иной опыт восстановления не помешает. А если ни один из методов не окажется эффективным, придется покупать новую батарею.

Рекомендуемые методы «приведения в чувство» UPS

В Интернете есть много видео о том, как восстановить ИБП.

Существует, как минимум, три работающих способа самостоятельного восстановления таких аккумуляторов:

  • с использованием дистиллированной воды;
  • методом долгой зарядки;
  • методом циклической зарядки ступенчатой подачей напряжения различного уровня.

Восстановление водой

Те, кто восстанавливал аккумуляторы дистиллированной водой, по-разному отзываются об этом методе. В некоторых случаях удается восстановить емкость АКБ хотя бы частично, что уже хорошо.

Для этого понадобится обычный медицинский шприц и немного дистиллированной воды. Поскольку все аккумуляторы традиционно подразделяются на обслуживаемые и необслуживаемые (либо малообслуживаемые), осмотрите батарею внимательно, чтобы понять, к какому разряду ее отнести. Если ваш бесперебойник имеет внутри жидкий электролит — он обслуживаемый, и получить доступ к его «банкам» будет минимально просто. Но даже есть на корпусе батареи указано, что она якобы необслуживаемая — крышки на ней все равно имеются, и все, что вам понадобится — это максимально аккуратно их снять.

В медицинский шприц с делениями наберите 2 мл дистиллированной воды и долейте в каждую банку ИБП по 2 мл — в порядке очереди. Выждите немного времени для того, чтобы вода впиталась во внутренний химический состав АКБ — даже если электролит высох, все равно должно остаться его определенное количество. Обычно время ожидания составляет около получаса . После того, как пройдет 30 минут, осмотрите каждую банку. Вода должна немного покрывать пластины батареи сверху. Если она впиталась, и пластины пока непокрыты, долейте еще по 2 мл дистиллированной воды. Затем нужно будет поставить ИБП заряжаться.

Зарядка производится так: аккумулятор подключается к блоку питания с возможностью ручной регулировки показателей тока и напряжения. Осторожно повышайте напряжение , пока не получите показатель тока хотя бы 10-20 А. Ток будет расти, а напряжение, наоборот, уменьшаться. Дождитесь, пока уровень тока достигнет 200 мА,затем отсоедините аккумулятор от зарядного устройства и оставьте его в таком положении на 12 часов . После этого снова поставьте его на зарядку , выравнивая показатели тока и напряжения следующим образом: например, для аккумулятора емкостью 7 Ач показатель тока можно оставить в 600 мА.

Теперь нужно снова разрядить аккумулятор до показателей напряжения 11 В под нагрузкой (например, лампочкой 15 В). Снова проведите его зарядку аналогичным образом .

Если в процессе зарядки при измерении показателей тока и напряжения мультиметром батарея начинает «реагировать» положительно, зарядку нужно продолжать, и шансы восстановить ИБП повышаются.

Метод долгой зарядки

Есть еще метод так называемой длительной зарядки, который, как утверждают, помогает восстановить батарею даже в случае «капитального» высыхания ее электролита. Такое восстановление аккумулятора бесперебойника проводится в случае, если нет желания его разбирать и возиться с дистиллированной водой. Способ не совсем безопасен, потому что, в данном случае, батарея не вскрывается, а, наоборот, рекомендуется перед зарядкой положить на ее пробки и клапаны груз, чтобы они не вылетели под большим давлением, которое будет подниматься в течение времени зарядки.

После установления на аккумулятор груза его рекомендуется заряжать под напряжением не меньше 15 вольт. При этом придется все равно выждать время, пока батарея «раскачается» и начнет потреблять поступающий к ней ток. В случае, если прошло уже 12-15 часов, а ваш бесперебойник все равно еще «спит», повысьте U до 20 вольт.

Теперь не оставляйте батарею без присмотра : если удастся ее «разбудить», она, потребляя ток, начнет быстро закипать. Считается, при таком повышении уровня напряжения бесперебойник удается привести в чувство. Далее следует еще немного подержать его на зарядке средними токами (до 10 А), а потом попытаться использовать, как обычно.

Метод циклической зарядки

Что касается способа циклического заряда, восстановление аккумулятора UPS с его помощью проводить можно. Но следует внимательно следить за показателями, особенно в начале процесса зарядки. При первом цикле подается высокое напряжение, минимум 30 вольт. Последующие циклы проводятся путем ступенчатого понижения показателей U до 13-14 вольт, например, по следующей схеме: 30-25-20-14 . Разряжаем батарею, как всегда, под нагрузкой, лампочкой, не допуская сильной «просадки» напряжения — U должно быть не ниже 10,5 вольт.

Важно помнить о том, что состояние вашей батареи может быть разным. Например, если внутри уже произошло осыпание пластин, либо сульфатация достигла определенного критического предела, такой аккумулятор не подлежит восстановлению . Для «бесперебойников», долгое время пролежавших в неотапливаемых помещениях с повышенным уровнем влажности, характерно прогнивание батарейных отсеков, по причине которого батарея уже никогда не сможет брать ток, а подключение ее к сети может быть даже опасным.

Конечно, никто не может с уверенностью сказать о том, какой из предложенных способов окажется наиболее эффективным в том или ином случае. При соблюдении определенной техники безопасности он не навредит ни батарее, ни ее владельцу. А если бесперебойник все же удастся восстановить хотя бы на какое-то время, покупку нового аккумулятора можно будет ненадолго отложить.

Источник

Читайте также:  Игольница улитка своими руками мастер класс
Оцените статью