- Способ ремонта потенциометров
- Разборка и ремонт переменных резисторов на примере советских СПЗ-30 и СП-1
- Содержание / Contents
- ↑ Вскрытие покажет. Потенциометр СПЗ-30 изнутри
- ↑ Немного про СП-1
- Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
- 🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
- Как восстановить резистивный слой
Способ ремонта потенциометров
Способ ремонта потенциометров
В дешевых моделях импортной аудиотехники часто применяются переменные резисторы — регуляторы громкости, баланса и тембра, выполненные на одной гетинаксовой плате и имеющие 5 или 6 выводов. На самой плате нанесены неметаллические резистивные и токосъем-ные дорожки, отводы от которых, соединяющиеся с выводами потенциометра, зачастую перетираются движками. Замену такому потенциометру не всегда найдешь.
Предлагаю достаточно простой и доступный способ реставрации таких потенциометров, а также любых разрывов на неметаллических токоп-роводящих дорожках. Для этого необходим источник постоянного тока напряжением 10. 15 В и немного медного купороса. Суть способа восстановления заключается в гальваническом осаждении меди на место разрыва. Медь, оседая на графитовую (неметаллическую) дорожку, восстанавливает контакты в месте разрыва. Делается это следующим образом. К дорожке с обеих сторон от разрыва на минимальном расстоянии от места разрыва (2. 5 мм) любым способом (например, зажимами «крокодил») прижимается проводник. К нему подключается «-» источника тока (катод). Вывод»+» (анод) источника выполняется медным (нелуженым!) проводом 00,3. 0,5 мм. На место разрыва дорожки наносится капля насыщенного раствора медного купороса. В эту каплю погружается зачищенный конец анодного провода, так чтобы он не касался дорожки (катода).
Ток в цепи не должен превышать 15. 25 мА. Лучше всего использовать источник с ограничителем максимального тока (в крайнем случае, обычный реостат). В результате электролиза медь оседает на графитовую дорожку возле разрыва и постепенно затягивает его. Электролит (каплю купороса) можно время от времени убирать влажной ваткой и наносить новую. Гальванический ток не рекомендуется сильно увеличивать, т.к. при этом слой осажденной меди будет рыхлым. При совсем малом токе медь ложится гладким и тонким слоем, но процесс замедляется. Автором экспериментально установлено, что ток 10. 15 мА оптимален.
После нанесения достаточного слоя меди место осаждения очищают от медного купороса, протирая смоченной в спирте ваткой. После высыхания это место заштриховывают (затирают) графитовым карандашом. Графит заполняет поры и шероховатости меди и предохраняет ее от окисления. Сверху это место можно слегка смазать техническим вазелином.
Источник
Разборка и ремонт переменных резисторов на примере советских СПЗ-30 и СП-1
Как известно, переменные резисторы, которые во всевозможной звуковой аппаратуре служат для регулировки громкости, тембра и прочего стереобаланса, со временем изнашиваются. И при вращении ручек регуляторов из колонок раздаётся хрип, треск, щёлканье, и другие немузыкальные звуки.
Причём громкость их по мере износа меняется от едва заметного шороха до треска вполне сравнимого с уровнем полезного сигнала.
Сейчас, когда в продажу хлынула музыкальная техника с цифровым кнопочным управлением, для многих меломанов проблема отошла в прошлое.
Но и сейчас ещё много найдётся любителей музыки предпочитают слушать её через старый добрый советский, импортный или самодельный усилитель со старыми добрыми переменниками.
Надеюсь, что кому-то из вас эта статья пригодится. Хотя возможно, что я очередной раз берусь с умным видом объяснять очевидные вещи.
Содержание / Contents
Приходит время и регулятор, верой и правдой прослуживший не один десяток лет и переживший иногда сам аппарат, в котором был установлен изначально, начинает хрипеть. Обычно за это ругают советские переменные резисторы. Но, рано или поздно, беда настигает регулятор независимо от страны-производителя.
У того, кто взялся сию беду устранять, есть два пути решения проблемы. Попытаться вернуть работоспособность старому переменнику или заменить на новый.
Заменить, конечно, хороший выход, только на что?
Если повезёт, в куче запчастей, скопившихся у радиолюбителя с незапамятных времён, можно найти другой такой же переменник или с близкими параметрами. Но где гарантия, что и он скоро не захрипит. По возрасту он, возможно, почти ровесник заменяемому и неизвестно где стоял, как часто его крутили и в каких условиях аппарат эксплуатировался.
Если поблизости есть магазин, или ещё какое заведение торгующее радиодеталями можно купить там изделие «братской узкоглазой республики», представляющее из себя подстроечник, к которому наспех приделали корпус и ось. Такой резистор обычно практически никак не защищённое от попадания внутрь пыли влаги и прочего наружного мусора. А выводы иногда приклёпаны к угольной «подкове» так, что болтаются даже у нового резистора, гарантируя те же хрипы, треск и пропадание звука.
Возможно, где-то поближе к цивилизации можно добыть качественную деталь, но судя по ценам в музыкальных магазинах, где иногда продаются переменники для электрогитар, цена может составить очень большую долю от цены самого ремонтируемого изделия.
Поэтому я рекомендую вскрыть хрипящий переменник и оценить возможность приведения его в чувство своими силами.
↑ Вскрытие покажет. Потенциометр СПЗ-30 изнутри
Будем считать, что сопротивление между крайними выводами измерено, существует, не сильно превышает указанное на корпусе и не «плавает». В противном случае деталь можно спокойно выбросить, ну или пустить на запчасти. Где-то в литературе встречал способ изготовления из деталей СП3, малогабаритного многопозиционного переключателя.
Отгибаем 4 усика, помеченные стрелками, и снимаем крышку. Любуемся на нехитрый внутренний мир:
А пока, небольшое «лирическое отступление».
Почти к каждому, кто связал свою жизнь с радиолюбительством, рано или поздно все знакомые, родственники, родственники знакомых и знакомые родственников тащат на ремонт свою убитую технику. Бывает что и из-за «хрипатого» регулятора.
Приносящие делятся на две категории.
1. Простые пользователи — как правило, несут свой аппарат сразу же, как только неисправность дала о себе знать.
2. Более или менее продвинутые пользователи — перед тем как принести, пытаются исправить сами, пользуясь своими «знаниями» или советами «знающих».
От таких частенько слышал примерно такой монолог: «Я сам пытался сделать. Спиртом, водкой, „тройным одеколоном“ протирал. Маслом капал, карандашом подкову натирал, толчёный карандаш с маслом смешивал и капал. Пара дней и снова то же самое. Сделай что-нибудь! Задолбало, блин. »
Вот так и выглядят обычные советы, которые гуляют в народе и даже иногда помогают (иначе б не гуляли).
Действительно — глядя на заляпанную старой почерневшей смазкой угольную «подкову» первая мысль, которая приходит в голову — почистить всё это хозяйство прямо так — через щель между диэлектрической шайбой одетой на вал и стенкой пластмассового корпуса.
Но всё же лучше продолжить разборку. И доступ к очищаемым поверхностям лучше будет, а там глядишь — и ещё что интересное обнаружится.
Разгибаем упорное кольцо:
И вытаскиваем ось, вместе с текстолитовой шайбой с закреплённым на ней подвижным контактом.
Сразу же внимательно рассматриваем состояние угольного слоя на «подкове».
В данном случае неплохо сохранился. Значит, в дальнейших действиях есть какой-то смысл. Если же он стёрся настолько, что на месте где должен быть графит видно текстолитовую основу — «медицина бессильна». Хотя если честно — за время с 80-х годов встречал только два (!) настолько затёртых переменника. Один из них стоял в магнитофоне «Маяк-232», работавшем в одной из школ. Там, видимо из-за заводского брака, рассыпалась угольная щётка на подвижном контакте и подкову просто сточило металлическим пружинным электродом. Я так подумал, потому что переменник был сдвоенный, а второй резистор блока был ещё вполне нормальным. Магнитофону на тот момент лет десять было, если не больше.
Теперь поверхность подковы можно, и даже нужно очистить от «вековой грязи» (особенно после «толчёного карандаша в масле») спиртом или чистым бензином для зажигалок. Заодно нужно почистить пружинные контакты, соединяющие центральный вывод с движком.
А потом внимательно посмотреть на поверхность, по которой эти контакты должны скользить:
Даже при таком качестве фото видно, что выглядит это место, мягко скажем, страшновато. Контакты протёрли заметную «траншею», которая из-за слоя смазки кажется глубже, чем на самом деле. А если разглядеть получше, можно увидеть, что поверхность металла где-то замазалась, где-то окислилась и надёжный контакт видит только во снах о давно ушедшей молодости.
Очищаем металл от старой, иногда затвердевшей до полного сходства с парафином, смазки и грязи, графитной пыли. При необходимости счищаем окись ластиком. Жаль старые добрые советские красные ластики уже не найти. А сколько ими было двоек в дневнике подтёрто, чтобы легче на тройки исправить. А контактов в телевизионных ПТК почищено (часто зря). О прочих тумблерах и П2К вообще молчу.
Пришло время заняться угольной щёткой подвижного контакта
За «долгую счастливую жизнь» поизносилась, конечно. Жаль нет под рукой совершенно нового такого же переменника, чтобы уточнить насколько. Поэтому чаще оценивал степень износа «на глазок».
Если осталось около одного миллиметра — ещё поживёт, если меньше 0,5 мм — делал новую из грифеля карандаша, или угольного стержня от случайно подвернувшейся разряженной пальчиковой батарейки (АА). Вырезал обычно тем ножом, который в этот момент был под рукой, потом выравнивал контактную поверхность об напильник. Что-то похожее когда-то описывалось в журнале «Радио».
Насчёт материала: как-то встречал в Сети спор, что лучше — угольный стержень от батарейки или карандаш. А если карандаш, то какой твёрдости. Сам пока к определённому выводу не пришёл. То, что делал для себя пока работает и то хорошо. А использовал в основном те карандаши, которыми в тот момент пользовался сам, твёрдостью где-то на уровне «ТМ» — «Т». А твёрдость угольных стержней из батареек, кто ж её знает-то.
Перед установкой щётки на законное место я делал ещё одну вещь. Кончик пружинного контакта, примерно от отверстия для щётки, отгибал на небольшой угол (зелёная стрелка на фото). А также стачивал мелкой шкуркой, надфилем или, в крайнем случае, ножом заусенцы на краях этого отверстия и торцах пружины, если были. Как-то спокойней потом, хотя в реальной пользе от этого действия не уверен.
Перед окончательной сборкой все трущиеся поверхности смазывал машинным маслом (самым густым, какое было в наличии), Если была возможность – «Литолом» или «ЦИАТИМ-ом». Что-то другое в наших краях достать сложнее.
После подобных процедур все посторонние звуки обычно пропадают и надолго.
↑ Немного про СП-1
И контакт этот между выводом и движком переменника появляется и пропадает по собственному желанию. Не исключено, что встречаются и СП3 с болтающимся на заклёпке центральным контактом, но мне такие пока не попадались.
Для устранения неисправности, как многие догадались, достаточно пропаять это соединение. Для большей надёжности можно пропаять и со стороны вывода, хотя чаще всего это не требуется.
Кстати, угольный слой очень даже неплохо сохранился для переменного резистора с металлическими щётками из устройства конца 70-х годов.
Вот такие достаточно простые рекомендации по возвращению к активной жизни захрипевших переменных резисторов. Правда, здесь я рассмотрел только один тип, но повторюсь — другие отличаются только способом разборки-сборки. Составные части и места возможного появления неисправностей одинаковы.
P.S. Бывает, можно купить новый переменник с описанным дефектом. Неизвестно ведь сколько, где и в каких условиях он хранился до этого. Даже если и выглядит как новый.
На всякий случай, перед установкой в изделие, стоит проделать вышеописанные операции. Анекдот про «доработать напильником» не просто так придумали. Я сам несколько раз сталкивался с тем, что «свежий» регулятор «шуршит» при приближении движка к крайним точкам. Обычно после чистки и смазки «болезнь» пропадает. Недавно поставил свежекупленые малогабаритные СПЗ-40 в темброблок электрогитары, и сразу же пришлось снова снимать все четыре резистора и проводить те же процедуры.
С тех пор работает второй год без нареканий.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.
Источник
Как восстановить резистивный слой
Способ ремонта потенциометров
В дешевых моделях импортной аудиотехники часто применяются переменные резисторы — регуляторы громкости, баланса и тембра, выполненные на одной гетинаксовой плате и имеющие 5 или 6 выводов. На самой плате нанесены неметаллические резистивные и токосъем-ные дорожки, отводы от которых, соединяющиеся с выводами потенциометра, зачастую перетираются движками. Замену такому потенциометру не всегда найдешь.
Предлагаю достаточно простой и доступный способ реставрации таких потенциометров, а также любых разрывов на неметаллических токоп-роводящих дорожках. Для этого необходим источник постоянного тока напряжением 10. 15 В и немного медного купороса. Суть способа восстановления заключается в гальваническом осаждении меди на место разрыва. Медь, оседая на графитовую (неметаллическую) дорожку, восстанавливает контакты в месте разрыва. Делается это следующим образом. К дорожке с обеих сторон от разрыва на минимальном расстоянии от места разрыва (2. 5 мм) любым способом (например, зажимами «крокодил») прижимается проводник. К нему подключается «-» источника тока (катод). Вывод»+» (анод) источника выполняется медным (нелуженым!) проводом 00,3. 0,5 мм. На место разрыва дорожки наносится капля насыщенного раствора медного купороса. В эту каплю погружается зачищенный конец анодного провода, так чтобы он не касался дорожки (катода).
Ток в цепи не должен превышать 15. 25 мА. Лучше всего использовать источник с ограничителем максимального тока (в крайнем случае, обычный реостат). В результате электролиза медь оседает на графитовую дорожку возле разрыва и постепенно затягивает его. Электролит (каплю купороса) можно время от времени убирать влажной ваткой и наносить новую. Гальванический ток не рекомендуется сильно увеличивать, т.к. при этом слой осажденной меди будет рыхлым. При совсем малом токе медь ложится гладким и тонким слоем, но процесс замедляется. Автором экспериментально установлено, что ток 10. 15 мА оптимален.
После нанесения достаточного слоя меди место осаждения очищают от медного купороса, протирая смоченной в спирте ваткой. После высыхания это место заштриховывают (затирают) графитовым карандашом. Графит заполняет поры и шероховатости меди и предохраняет ее от окисления. Сверху это место можно слегка смазать техническим вазелином.
Со временем графитовый слой на дорожках потенциометра изнашивается, стирается, лапки уже не так хорошо соприкасаются с дорожками в следствии чего потенциометр начинает собирать не верные показания.
Цель вскрытия потенциометра — восстановить графитовый слой, которым покрыты дорожки. В этом посте речь пойдет как раз об этом, единственное — восстанавливать этот слой мы будем не жидким графитом (например Графит 33), а обычным, бытовым маслом, для смазки дверных петель и замков, швейных машинок и др. домашних механизмов.
Для работы нам потребуется:
1. Потенциометр Bosch 0 132 008 650 или аналогичный.
2. Полотно для ножовки (с небольшими зубами). Для примера рядом я приложил ключ который есть у каждого, можно понять какие зубья были на полотне которым я пользовался. Пробовал полотно с меньшими зубьями — как то не пошло.
3. Poxipol (холодная сварка). Берите обязательно в синей коробочке, так как серый — хреновый.
4. Бытовое масло для смазки дверных петель и замков, швейных машинок и др. домашних механизмов. Другое масло не используйте, обязательно раздобудьте бытовое.
5. Медицинский шприц.
6. Отвертка минусовая.
8. Кабель для диагностики + FIAT ECU Scan.
1. Берем в руки потенциометр и полотно для ножовки. Прикладываем полотно к потенциометру так как показано на фото ниже. По этой линии на такой высоте от верхушки нужно сделать надпилы с четырех сторон, затем эти надпилы будем пропиливать до конца.
2. Надпилы проделали с каждой из четырех сторон. Теперь нам нужно полностью пропилить один угол, чтобы появилось представление о том, как глубоко нужно пропилить каждую сторону чтобы не задеть плату. Пропиливаем угол который обозначен на фото ниже. Пропиливаем так — чтобы было видно внутреннюю полость.
3. Теперь у нас есть представление о толщине стенок. Мы пропиливаем каждую стенку. Ориентируйтесь на толщину, которую мы определили пропилив угол, так как на уровне нашего распила внутри находится плата и вам будет казаться что вы всё еще не пропилили стенку, хотя на самом деле вы уже пилите плату.
4. Все четыре стенки пропилили, теперь нужно вскрыть потенциометр. На фото ниже можно посмотреть что находится внутри. Так как он вскрыт на фото — делать не нужно.
5. Смотрим на фото ниже. Поддеваем отмеченный на нём край отверткой, и немного приоткрываем потенциометр, не сильно, примерно так как на фото ниже, чтобы было видно дорожки и можно было просунуть иголку от шприца.Делайте всё осторожно, потом нужно будет закрыть его так, чтобы плата встала в исходное положение и соприкосалась с лапами точно так же, как и до вскрытия.
6. Берем пылесос и аккуратно пытаемся убрать крошки от корпуса, которые попали внутрь после вскрытия. Дорожки не трогаем, чистить их ватой или чем то еще не нужно.
7. Переворачиваем потенциометр. Набираем в шприц немного масла. Теперь нам нужно капнуть по одной капли масла на каждую дорожку, и аккуратно, иголкой шприца, не касаясь дорожек — размазать масло по всей длине. Масло не проводит ток — по этому не бойтесь если оно растечется по плате, удалять излишки не стоит.
8. Теперь нам нужно закрыть отпиленную крышку. Возвращаем её в изначальное положение и готовим poxipol. Лопаточкой тщательно промазываем распил поксиполом по всей длине, даём постоять 10 минут.
9. Переворачиваем потенциометр, видим отмеченное на фото отверстие. Вставляем туда отвертку и двигаем вперед и назад, это разотрет масло по дорожкам. Лучше это сделать перед тем, как заклеивать поксиполом шов.
10. Ставим потенциометр на место. Подключаем кабель для диагностики и заходим в программу FIAT ECU Scan. Включаем зажигание и подключаемся к двигателю. Смотрим что ни каких ошибок не появилось. Далее идем в раздел «Настройки» и выбираем пункт сброс само адаптирующихся параметров и регулятора холостого хода. Начинаем процедуру, делаем по инструкции:
— начать адаптацию;
— выключить зажигание на 30 сек;
— включить зажигание на 30 сек;
— завести и проехать 20 км.
Восстановленный таким способом потенциометр решает проблему плавающих оборотов. Потенциометр должен отходить около года, после чего потребуется повторное вскрытие и повторение процедуры.
На момент написания этого поста прошло 3 месяца, как я восстановил свой потенциометр — полёт нормальный.
Если помог вам — напишите свой комментарий о том что вам помогло.
Некоторые фото для оформления поста использовал не мои.
Так же читаем вот эту инструкцию:
ИНСТРУКЦИЯ
Текста очень много. Фото в конце.
Резюмирую. Вытяжка из текста, для всех кто экономит время.
Кто хочет просто купить новый дроссель — Chrysler 04892945AA. В штатах его ставят на Fiat 500sport 1.4t multiair 120л.с., Fiat 500 Abarth 1.4t multiair 160л.с., Dodge Dart 1.4t multiair 160 л.с. Сейчас цена в районе 6т.р. (Пока не подтверждено, человек заказывал, но не поставил. Внутри сhrysler другой. Была замена на крышку приородросселя)
Источник