Как выровнять крышу автомобиля своими руками

Вытягивание вмятины на кузове автомобиля

Кузов автомобиля по праву считается самой дорогостоящей его деталью и это особенно актуально, когда дело доходит до серьезных восстановительных работ. По тем или иным причинам детали кузова иногда требуют рихтования, при этом металл вытягивают и выстукивают. Для этого есть много методов, которые подробно описаны в рассматриваемом материале. Некоторые из них можно осуществить своими руками в гаражных условиях, для других нужно специализированное оборудование и особая технология сложного вытягивания кузова.

Для чего нужно вытягивание?

К необходимости рихтовальных работ приводят мелкие аварии и прочие неосторожности водителя. На поверхности кузова появляются мелкие вмятины, портящие общий внешний вид автомобиля. При этом лакокрасочное покрытие может оставаться невредимым, просто нарушается геометрия поверхности кузова. Такие повреждения наиболее просты в ремонте, для восстановления не нужны сложные инструменты и дорогостоящее оборудование. Чаще всего мелкие вмятины легко можно исправить своими руками и обойтись без дорогостоящих услуг специализированных сервисов.

Более серьезного вытягивания требует кузов автомобиля, который побывал в серьезной аварии. В таких случаях своими руками мало что можно исправить, и требуется сложное оборудование и специальный инструмент. При этом некоторые элементы кузова нередко приходится заменять новыми деталями. Те места, которые можно вытянуть без потерь жесткости и прочности, возвращаются к прежней форме.

Еще один фактор, который со временем приводит владельца автомобиля на рихтовальный сервис – это естественное нарушение геометрии кузова. Этот дефект заключается в изменении расстояний между контрольными точками, которые установлены производителем для каждой конкретной модели. Такая работа не может осуществляться своими руками, так как нужны не только специальные инструменты, но и вытягивающее оборудование, которое имеется не у каждого профессионала.



Зачистка поверхности

Для зачистки использовался всем известный инструмент – «болгарка». При помощи грубого наждачного круга Р-80 были обработаны все пороги и все арки после сварочных работ, а также место вытягивания неровности. Кроме того, такой же наждачной бумагой были обработаны и два места, имеющие явную ржавчину — на двери и в месте крепления заднего пластикового бампера.

Вся остальная поверхность автомобиля обрабатывалась наждачной бумагой Р220. Там где невозможно зачистить поверхность данным инструментом, зачищали вручную.



Методы вытягивания

Технология вытягивания элементов кузова автомобиля включает в себя несколько распространенных методов, среди которых можно отметить следующие:

  • вытягивание нагревом;
  • выправка небольших участков инструментами обратного действия;
  • вытягивание на стендах с использованием компьютерного управления.

По всем этим методам можно найти видео, которое поможет наглядно понять суть процесса. Первые два метода легко осуществляются своими руками, причем не требуются особые инструменты и оборудование. Последний метод реализуется только на специализированных станциях технического обслуживания, которые укомплектованы вытягивающими стендами, при этом каждый стенд рассчитан лишь на несколько марок автомобилей.


Как быть

Рихтовкой крыши автомобиля можно обойтись исключительно в том случае, если масштаб повреждения не существенный. При этом предварительно снимается слой внутренней обивки и все кресла в салоне. Такой процесс осуществляется при помощи толкающего домкрата.

Следует акцентировать внимание на том, что самостоятельное шпаклевание большого участка крыши является очень трудоёмким процессом, который должен выполняться профильными специалистами. В данном контексте полная замена крыши автомобиля будет выглядеть более целесообразным решением.

Читайте также:  Бумажные гирлянды своими руками трафарет

Вытягивание кузова нагревом

Один из наиболее эффективных методов рихтования незначительных повреждений – это оттяжка металла с прогреванием. Осуществляется она своими силами с использованием сварочного инвертора. Растяжка металла проводится после прогрева поврежденного участка – так материал становится более податливым, будет легче избежать образования трещин и прочих дефектов. Перед началом работ понять суть процесса поможет видео с примером такой операции.После прогрева для выравнивания используется вполне стандартный инструмент – резиновые и металлические молотки разного веса. Нарушенный участок постепенно выстукивается ими до нормальной формы.

При этом следует учитывать, что растяжка должна быть завершена своевременно, то есть металл к окончанию работ должен остыть, а иначе он может деформироваться и вновь испортить геометрию поверхности.

Сварочные работы

В результате осмотра было обнаружено, что большинство деталей автомобиля не нуждаются в сварке, так как незадолго до ДТП были переварены все пороги и арки. Восстановление ржавых элементов осуществлялась сварочным углекислотным полуавтоматическим аппаратом. Такие аппараты лучше всего годятся для проведения работ с листовым металлом, из которого сделаны детали авто.

Аппарат сам подает проволоку в место контакта, поэтому очень удобен в эксплуатации. Кроме того, он обеспечивает именно сварку металла, а не прожигания дыр в нем, как это часто бывает с другими аппаратами.

Выравнивание инструментами обратного действия

Этот метод можно условно разделить на два типа. Первый заключается в том, что для работы используется вакуумный инструмент, а второй тип предусматривает использование обратного молотка. Оба метода работают по схожему принципу, а понять процедуру можно, просмотрев видео по этой теме.

Технология рихтовки вакуумным инструментом заключается в следующем. К поврежденному участку металла закрепляется инструмент с присосками и физическими усилиями вмятина вытягивается до нормального положения.

Этот метод часто применяется в тех случаях, когда на месте повреждения осталось целым лакокрасочное покрытие, так как вытягивание присосками позволяет сохранить краску и избежать косметического ремонта.

Если используется обратный молоток, то покрасочных работ не избежать. Технология вытягивания вмятины этим способом такова – к поврежденному участку привариваются зацепные крючки из проволоки, к ним, в свою очередь, подсоединяется обратный молоток, и металл ударными усилиями вытягивается до нормального положения. После этого зацепы срезаются, а кузов шлифуется и красится.

Еще один способ вытянуть вмятину с помощью обратного молотка – сверление отверстия. В это отверстие продевается резьбовой наконечник инструмента, а с другой стороны надевается шайба и закручивается гайка. После выравнивания отверстие шпатлюется или заваривается. Следует отметить, что этот метод будет затруднительно выполнить в тех случаях, когда нет доступа к месту повреждения с обеих сторон. Все эти техники требуют осторожности и определенного опыта, поэтому предварительно нужно просмотреть несколько видео с разными вариантами подобной рихтовки.

Ремонт панели крыши автомобиля

Основные сложности восстановления панели крыши

Из-за значительной площади поверхности этот кузовной элемент подвергается усиленному воздействию практически всех существующих негативных факторов. Повышенная вибрация, осадки, нагрев от солнечных лучей — все играет свою роль. Поэтому последствия некачественного ремонта проявляются буквально через 1-2 месяца эксплуатации машины в обычном режиме.

Исходя из опыта, выделим основные сложности кузовного ремонта панели крыши:

  • Работать с большой площадью гораздо трудней. Выдавливание отдельных поврежденных зон влечет за собой необходимость осаживать другие. Чтобы обнаружить малейшие нарушения, мастеру необходимо уметь ювелирно работать не только с рихтовочным инструментом, но и с обычными лампами подсветки. Ведь даже невидимые при нормальном дневном свете вмятины сразу же отбрасывают тень, бликуют. Задача мастера — вывести поверхность металла так, чтобы не потребовалось большого объема работ по подготовке к покраске.
  • На поверхности крыши толстый или большой по площади слой шпаклевки долго не продержится. Из-за постоянной вибрации и атмосферных воздействий материал растрескивается и отслаивается. Поэтому при ремонте необходимо минимизировать применение шпаклевки даже при использовании специальных составов с добавлением алюминиевой пудры или углеволокна.
  • Исправление геометрии невозможно без применения компьютеризированного стапельного оборудования. Только с его помощью можно гарантировать соответствие контрольным точкам, определенных производителем. Ошибки на этом этапе приведут к протеканию люков, проблемам с закрыванием дверей.
Читайте также:  Жесткое днище для надувной лодки своими руками

У наших мастеров наработан опыт по этим направлениям. Сервис укомплектован современным оборудованием и инструментом, в том числе и позволяющим удалять отдельные вмятины без последующей покраски. Поэтому поможем при повреждениях любой сложности, обращайтесь.

Арматурные работы и оценка целесообразности ремонта

Как и при других видах кузовных работ начинаем с разборки и дефектовки, на основании которой и определится окончательная стоимость ремонта. Чтобы добраться к внутренней поверхности, снимаем обшивку потолка, шумку, панели стоек. При серьезных повреждениях демонтируем сиденья. Закрываем приборную панель, защищая ее от возможных повреждений.

В процессе дефектовки определим общий масштаб дефектов, проверим целостность и геометрию стоек, проанализируем возможность ремонта по месту, без демонтажа панели. Снимаем панель только в крайних случаях, ведь это существенно увеличивает объем работ и срок ремонта. В зависимости от конструкции кузова машины, демонтируем крышу с высверливанием сварных точек в местах крепления или обрезкой по стойкам.

На основании полученных сведений определим приемлемую технологию рихтовки, составим смету работ, изменить которую сможем только с вашего согласия. Мы не увеличиваем цену в процессе ремонта безосновательно.

Устранение вмятин при сохранившемся ЛКП

Особый интерес у наших клиентов вызывают технологии беспокрасочного выравнивания панели крыши. Работаем и по этому направлению, но сразу скажем, что успех во многом зависит от качества ЛКП. Одни составы отлично тянутся, не нарушая при этом целостности покрытия, а другие лопаются при минимальных ударных воздействиях. Поэтому мы реально оцениваем ситуацию, и предупреждаем о том, что локальная покраска может все-таки потребоваться.

При сохранившемся лакокрасочном покрытии мелкие и средние по размеру вмятины удаляем по следующим технологиям.

Вакуумная рихтовка

Такой способ восстановления поверхности эффективен при повреждениях средних размеров, поэтому технология в большинстве случаев применяется только в качестве первого этапа работ. Устранить мелкие вмятины при помощи присосок практически невозможно.

В нашем распоряжении имеются все необходимое оснащение — вакуумные обратные молотки, присоски, компрессорное оборудование. Рабочий инструмент фиксируется на поврежденной поверхности благодаря создаваемому разряжению. Восстановление формы происходит за счет вытягивания металла (работа присосками) или под воздействием циклической нагрузки, создаваемой обратным молотком. Преимущество способа заключается в том, что окрашенная поверхность не подвергается непосредственным ударным воздействиям. Благодаря этому и удается сохранить ЛКП.

Рихтовка вакуумным инструментом осуществляется по следующей схеме:

  • Определяем точки максимального напряжения металла и точные границы повреждения.
  • Фиксируем инструмент на выбранных участках и добиваемся на нем максимально возможного приближения к первоначальной форме.
  • Обработку вмятины выполняем по кругу, постепенно смещаясь к центру повреждения.

Этот этап завершается тогда, когда невооруженным глазом нельзя определить следы повреждения или дальнейшее применение вакуумных приспособлений уже не приносит результата. После этого приступаем к чистовой доводке металла.

Беспокрасочная рихтовка вмятин

По сути, это стандартная рихтовка, но требующая применения специального инструмента и мастерства исполнителя. Чтобы не повредить ЛКП, необходимо с максимальной точностью определять места воздействия и величину ударной нагрузки. В отдельных случаях приходится предварительно нагревать поверхность феном, этот шаг увеличивает пластичность краски и снижает вероятность повреждений. Но такой способ применим не для всех лакокрасочных покрытий, поэтому экспериментировать самостоятельно не рекомендуем.

Читайте также:  Ассенизаторскую оборудование своими руками

Выделим следующие особенности технологии:

  • Для работы используем крючки специальной формы для выдавливания вмятин и фторопластовые пробойники для просадки возвышенностей, гладилки, поддержки. В профессиональный набор входит более 60 разновидностей инструмента с различным изгибом и формой наконечника. Каждый из них предназначен для устранения определенного типа повреждений.
  • Обработка осуществляется как снаружи, так и со стороны салона. Главное требование — точно определить место приложение воздействия и его силу.
  • В процессе работы форма поверхности восстанавливается буквально по миллиметру. Особую важность составляет умение правильно подсветить повреждение, без этого качественно «выстучать» крышу невозможно. Именно по наличию бликов определяем оставшиеся вмятины, которые нельзя обнаружить невооруженным глазом.

На беспокрасочную рихтовку при повреждениях средней степени потребуется не менее суток, зато появляется шанс сэкономить на покраске. Кроме того, выявить проведенный таким способом ремонт невозможно даже при проверке толщиномером, что упростит продажу автомобиля в будущем (при его проверке).

Восстановление панели крыши при повреждениях ЛКП и металла

К сожалению, большинство проблем связаны именно с таким типом повреждений. Обойтись без перекраски в данном случае не получится. Рекомендуем остановиться на полной перекраске поверхности, так как на большой площади сложно подобрать идеальный соответствующий тон ЛКП. Но при незначительной степени повреждений можно обойтись и локальными покрасочными работы.

Для ремонта панели крыши придется выполнить следующий перечень работ:

  • В первую очередь обращаем внимание на состояние стоек и соответствие геометрических размеров оконных и дверных проемов. Прежде чем приступать к выравниванию металла, устраняем именно этот дефект. В отдельных случаях используем гидравлический инструмент или стойки, но получить гарантированно качественный результат можно только при помощи автоматизированного стапеля. Сверяясь с контрольными точками, определенными производителем автомобиля, восстанавливаем геометрию с точностью до миллиметра — буквально.
  • Рихтовку металла осуществляем всеми доступными способами. Так как острой необходимости сохранения ЛКП на поврежденных участках уже не существует, ускоряем процесс при помощи споттера и инструмента, входящего в его комплект. Основная задача на этом этапе — получить максимально ровную поверхность крыши.
  • Главная сложность ремонта заключается в подготовке к покраске. Стандартную шпаклевку не применяем, на этом кузовном элементе, в отличии от других, она очень плохо держится, да и работать с ней на большой площади сложно. Для устранения оставшихся вмятин, которые не поддаются рихтовке, применяем составы с углеволокном. Такая шпаклевка отличается эластичностью и прочностью. Для шпатлевания всей поверхности используем материал с алюминиевой пудрой, он позволяет вывести поверхность с должным уровнем качества.
  • Для покраски используем только проверенные ЛКП, соответствующие классу покрытия, используемого на вашем автомобиле. Даже при «локалке» подберем тон так, чтобы восстановленный участок не отличался от остального кузова. Но рекомендуем все-таки остановиться на варианте с полной перекраской панели.
  • Завершающим этапом станет полировка поверхности, после которой крыша будет смотреться, как новая.

В зависимости от сложности повреждений на работы потребуется до 3 дней. На обновленное ЛКП даем обязательную гарантию. Кстати, при необходимости установим на панель дополнительные усилители, обеспечивающие требуемую жесткость.

Если невозможно доставить машину в сервис своим ходом, поможем с эвакуатором. В любом случае оставьте заявку на ремонт панели крыши заранее, нам нужно подобрать удобное для вас окно в графике мастера.

Источник

Оцените статью