- Все о выжигании портретов
- Особенности
- Инструменты и материалы
- Подготовка
- Как правильно выжигать?
- Выжигание по дереву для начинающих
- Содержание
- Инструменты и материалы
- Техники и способы выжигания
- С чего начать?
- 1. Подготовка поверхности
- 2. Нанесение рисунка
- 3. Выжигание
- 4. Финишная обработка
- Техника безопасности
- Советы и секреты для начинающих
- На чем еще можно выжигать
- Мастер-класс: выжигаем смешного щенка
- Порядок действий
Все о выжигании портретов
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Выжигание по дереву – ремесло, которое пришло к нам издревле. Это стало хобби для многих нынешних взрослых и детей. В статье расскажем о том, как создавать портреты, выжигая их на дереве – это новое направление, которое, по мнению экспертов, уже стало очень востребованным.
Особенности
Выжигание портретов на дереве по фотографии становится хобби для тех, кто любит работать с древесиной и склонен к художеству. Впрочем, обладать художественным мастерством не обязательно, ведь современная техника пирографии предусматривает копирование рисунка на деревянную пластину.
Выжженный портрет получается также после нанесения фото на основу. Процесс настолько увлекателен, что им «заражаются» многие дети и подростки. А благодаря совершенствованию технологий они могут заниматься этим видом декоративной деятельности самостоятельно, развивая моторику рук.
Кстати, современное устройство для выжигания изобрел 15-летний подросток более полувека тому назад (в 1962 году). В отличие от предшественников, прибор не перегревался, что позволило сделать доступным это дело для школьников.
Выжигание по дереву отлично развивает воображение, внимание и действует на мастера успокаивающе. Выжигать можно практически на любой древесине, будь то обработанная дощечка или просто спил дерева.
Основное правило – древесная основа под выжигание должна быть сухой.
Пирография бывает контурной (как обыкновенный эскиз на бумаге) и силуэтной (когда изображения затушевываются). Мастера-пирографисты для создания сложных работ используют комбинированный подход, однако новичкам рекомендуется начать с контурной техники. Для этого не нужны особые умения.
Эксперты отмечают, что выжженные картины – это вечное изображение. Если фотография может пожелтеть или попросту порваться, то в данном случае только целенаправленное механическое воздействие может испортить «деревянный портрет», а так он считается долговечным.
Инструменты и материалы
Сегодня в продаже можно найти готовые наборы для занятий пирографией. Так что если вы новичок, то лучше воспользоваться такой покупкой, куда входят древесные основы для выжигания и даже эскизы будущих изображений. Кроме этого, в наборе есть пирограф (главный инструмент) и следующие элементы:
- бумага (наждачная и копировальная);
- ветошь;
- кисти;
- набор красок и карандашей;
- ластик;
- воск.
Но если вы намерены заниматься выжиганием по дереву на профессиональной основе и выполнять весь процесс от начала и до конца, тогда лучше приобретать инструменты и материалы по отдельности. Во-первых, вам понадобится оборудование для обработки деревянной основы под выжигание.
Затем нужно приобрести выжигательный аппарат. Он бывает с твердыми перьями и проволочными наконечниками. Для новичков рекомендуют первый вариант конструкции. Пирограф с твердым пером имеет насадки различной толщины и формы (в современных наборах их может до 20 штук).
С таким инструментом значительно легче выжигать портреты, делать различные линии, штриховать теневые зоны и так далее. Кроме набора насадок, в стандартный комплект входит подставка для паяльника. Что касается древесины для портрета, то к ней предъявляются следующие требования:
- структура дерева должна быть однородной и мелкопористой, не смолистой;
- на поверхности не должны быть щели и царапины, другие механические повреждения;
- для более выигрышного фона выбирают твердые породы деревьев со светлыми оттенками (береза, липа, тополь, каштан и другие).
Выбирайте готовые наборы древесной основы для выжигания. Такие комплекты идут с уже готовыми изображениями, но если вам нужен свой эскиз, тогда лучше приобрести набор с чистыми досками.
При помощи карандаша или ручки вы самостоятельно нанесете рисунок на основу, а затем возьмете в руки пирограф.
Подготовка
На рабочем месте должны быть прежде всего выжигательный аппарат и деревянная пластина или деревянный брусок. Далее в зависимости от уровня и серьезности занятия пирографист запасается проволочной щеткой для чистки насадок, лобзиком, копиркой, пассатижами и другими инструментами, которые нужны будут в процессе декоративной работы.
Выжигателю-портретисту, естественно, нужен будет образец (фото) либо модель (но редко кто берется выжигать портрет сразу с модели). Нанести рисунок (или скопировать) можно как карандашом, так и ручкой, поэтому эти пишущие инструменты должны быть у мастера под рукой.
Кроме того, позаботьтесь заранее о хорошей поверхности стола, где вы будете работать, а также о качественном освещении рабочего места (можно воспользоваться только естественным светом или включить дополнительно настольную лампу).
Может понадобиться опора под руку (для этого под запястье положите специальный валик или просто скрутите полотенце), ну и начинайте работу в респираторе. Кое-кто при выжигании надевает и противогаз, однако это излишняя мера, респиратора вполне достаточно. Поможет и вентилятор.
Как правильно выжигать?
Портрет или картина своими руками делается легко, если следовать таким правилам и советам.
- Гравировку по дереву начинают после разогрева наконечника. Перо должно приобрести темно-красную окраску, после чего можно приступать к работе.
- Насадку выжигателя держат как карандаш.
- Чтобы прибор не нагревался, периодически его отключают для остывания (через каждые четверть часа) и кладут на подставку.
- Тонкие штрихи выводят медленно – так вы получите более точный эффект.
- Толстые линии также выводят медленными движениями. Можно усилить интенсивность окраса за счет изменения температуры (если есть такая регулировка в рабочем инструменте), но никак не за счет сильного давления на перо.
- Если удерживать перо на одном месте, линия получится более глубокой.
- Для затенения участка вначале обводят все контуры и только потом берутся за выжигание середины (для этого используют широкую сторону пера).
После выжигания поверхность гравировки шлифуют, чтобы удалить обуглившиеся участки.
При желании картину раскрашивают красками, затем лакируют.
Выжигание портретов – увлекательный процесс, но не так просто перенести изображение на дерево. Есть несколько вариантов этого процесса.
- Перерисовать карандашом портрет на деревянную заготовку и затем начинать выжигать, соблюдая вышеперечисленные правила (способ перерисовки подходит больше для профессионалов или тех, кто имеет навыки рисования).
- Новички же могут воспользоваться копировальной или графитовой бумагой.
- Современная технология перенесения рисунка на дерево – это когда распечатывают картинку на принтере и лицевой частью прикрепляют ее к деревянной основе. Разогретой плоской насадкой разглаживают оборотную сторону листа – таким образом, чернила отпечатываются на древесине.
Можно также в копировании использовать обычную пергаментную бумагу. Как только рисунок нанесен на поверхность, по обозначенным контурам можно приступать к гравировке.
Выжженный портрет – является хорошим подарком, настоящим сюрпризом. Ну а само это занятие из хобби вполне может превратиться в дополнительный заработок. Пока этой новой идеей для бизнеса не охвачены профессиональные студии, многие любители могут преуспеть в таком деле.
Источник
Выжигание по дереву для начинающих
Содержание
Выжигание, или пирография – нанесение узоров раскаленным инструментом на деревянную пластинку. Это интересное хобби для детей и взрослых имеет богатую историю. Археологические раскопки в Перу подтверждают: люди украшали выжженными рисунками предметы еще в 8 веке до нашей эры. Древнерусские мастера занимались выжиганием с 9 века.
Наибольшее распространение пирография получила в тех странах, где древесины было в избытке. В древности и Средние века узор наносили раскаленным гвоздем или железным прутом. В 19 веке появились пирографы, которые работали на спирту, пару или газе. В начале 20 века мастера пользовались инструментом, напоминающим паяльник. Современный электрический выжигательный прибор с пером появился только в 1950-х годах.
Пирография – увлекательное и очень полезное занятие, особенно для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, воображения, внимательности, тренирует усидчивость и целеустремленность. Ребенок обретает очень полезные навыки обращения с серьезными инструментами. Для взрослых пирография – это своеобразный антистресс, способ расслабиться и переключиться с проблем на позитивные мысли. Кроме того, вы сможете создать много красивых уникальных вещей для своего дома.
Инструменты и материалы
Для пирографии потребуется специальный прибор – электровыжигатель с пером (жалом) из нихрома или латуни или паяльниковый выжигатель. Чем они отличаются?
Петельные пирографы представляют собой коробку с трансформатором и ручку с проволочной петлей.
- Быстро накаливаются до нужной температуры, но и скоро остывают.
- Уровень нагрева регулируется.
- В комплекте сменные петли разных форм и размеров.
- Удобны в работе.
- Процесс выжигания идет относительно быстро.
К недостаткам этого типа выжигателей относят тот факт, что насадки быстро приходят в негодность, их сложно менять, а из-за быстрого остывания петли приходится делать частые перерывы. Рисунок получается точечным, состоящим из мелких штрихов, так как непрерывную линию провести довольно тяжело.
Паяльниковые выжигатели выглядят и работают, как одноименный прибор. Устройство представляет собой толстую «ручку» с жалом на конце.
- Медленно нагреваются, но очень долго держат рабочую температуру.
- Большой выбор сменных насадок, надежны и долго служат.
- Насадки можно без проблем поменять даже во время работы.
- Позволяет делать рисунки со сплошной заливкой, тенью, переходами, проводить сплошные линии любой толщины.
Минусы: если паяльниковый пирограф сломался, то придется покупать новый. Кроме того, температура и мощность прибора фиксируется, поэтому процесс идет медленно. При желании и усердии, независимо от типа пирографа, можно научиться создавать настоящие шедевры.
Что касается материала, то лучше всего выбрать фанеру, плиту МДФ или пластины из массива тополя, осины, ольхи, липы, каштана, кедра, вишни. Важно, чтобы дерево было совершенно сухим, светлым, гладким, без сучков и «глазков».
Никогда не берите основы, которые покрыты чем-либо, например, лаком или краской. Вы можете отравиться ядовитыми испарениями или пострадать от возникшего возгорания.
Для работы также потребуются:
- мелкозернистая наждачная бумага;
- копировальная бумага черного цвета (именно этот вариант не доставит хлопот);
- острый твердый карандаш;
- плоскогубцы;
- подставка для пирографа;
- малярный скотч;
- краски и лак, кисти для финишной отделки;
- сухая чистая тряпка, старое махровое полотенце.
Начинать знакомство с пирографией лучше всего с готовых наборов для творчества. Там есть все необходимое, кроме самого прибора, и главное: превосходный результат гарантирован.
Техники и способы выжигания
Контурная техника. Если вы только делаете первые шаги в пирографии, то лучше выбрать такой способ. Рисунок выжигается только по основным линиям, поэтому сделать это очень легко. Таким же образом выполняются надписи и штриховка.
Силуэтная техника. Желаемое изображение создают путем выжигания фона вокруг него. Рисунок остается чистым, а фон полностью затушевывается.
Художественная техника предполагает комбинированное использование обоих способов. Рисунок получается очень сложным, в нем отлично передается перспектива, прорабатываются все детали. Здесь требуется умение создавать качественные картины в карандаше, без этого навыка ничего не получится. Начинать лучше с основных геометрических фигур, стараясь как можно тщательнее работать над светотенью, объемом, глубиной.
Кроме выжигания с помощью электрического пирографа, существует еще несколько любопытных способов:
- С кислотой. На дерево наносят тонкий слой воска, процарапывают контуры, а потом протравляют изображение химическим составом.
- Пиротипия. Рисунок наносят на дерево раскаленным готовым штампом. Чем сильнее нажатие, тем ярче и четче получается отпечаток.
- С электроразрядом. Изображение «рисуют» электролитами, а затем пропускают по «линиям» электроток.
- Лазером. Этим способом можно создать масштабное очень сложное и четкое изображение, так как лазерным лучом управляет компьютерная программа.
- Солнцем. Это самый старый, но очень трудоемкий способ. Солнечные лучи «собирают» лупой в пучок и направляют его на поверхность фанеры. Качество рисунка довольно низкое.
С чего начать?
Прежде всего, подготовьте рабочее место. Под рукой должен быть не только пирограф, но и подставка для него, набор сменных насадок, плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться, в крайнем случае, обязательно включите вентилятор, наденьте респиратор. Под локоть рабочей руки положите полотенце, свернутое в валик. Позаботьтесь о хорошем освещении.
1. Подготовка поверхности
Прежде всего, подготовьте рабочее место. Под рукой должен быть не только пирограф, но и подставка для него, набор сменных насадок, плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться, в крайнем случае, обязательно включите вентилятор, наденьте респиратор. Под локоть рабочей руки положите полотенце, свернутое в валик. Позаботьтесь о хорошем освещении.
2. Нанесение рисунка
Острым твердым карандашом наметьте контуры будущего изображения. Лишние линии убирайте мягким белым ластиком. Рисунок можно перенести с помощью черной копировальной бумаги.
- Наложите копирку на заготовку.
- Поверх поместите желаемое изображение. Закрепите малярным скотчем.
- Обведите его карандашом, стараясь сильно нажимать, не пропуская ни одной детали.
- Теперь снимите скотч и копирку.
3. Выжигание
Сначала выжигайте края рисунка, его основные линии и только потом переходите к внутренним деталям и штриховке. Двигайте рукой по направлению к себе, и тогда вы меньше устанете.
Если вы взяли сложное изображение, где есть заливка, градиент, то в первую очередь выполните контуры. Если что-то пойдет не так, то ошибочные линии можно зашкурить наждачной бумагой. Ошибки неизбежны, но бояться их не стоит.
4. Финишная обработка
Готовое изображение аккуратно ошкуривают мелкозернистой наждачкой. Обязательно уберите все угольки. Если вы хотите получить цветной рисунок, его можно раскрасить красками или карандашами. В завершение работу покрывают бесцветным лаком для дерева и дают полностью высохнуть.
Техника безопасности
Во время работы с пирографом необходимо строго соблюдать следующие правила:
- Включенный инструмент сильно раскален, и брать его можно только за рукоятку.
- Не играйте с пирографом. Если случайно коснуться наконечником кожи, то остается серьезный ожог.
- Нагретый инструмент можно класть только на специальную огнеупорную подставку. Помните, что и после выключения жало остается горячим какое-то время.
- Насадки можно менять только с помощью плоскогубцев. Голыми руками их касаться нельзя, даже если кажется, что они не очень горячие.
- Если выжигатель перегреется, то он быстро сломается, это касается и петельных, и паяльниковых моделей. Поэтому время от времени выключайте прибор из розетки.
- Никогда не оставляйте включенный пирограф без присмотра, даже когда отходите на пару минут.
- Если оголились провода или есть другие повреждения прибора, то пользоваться им не следует. Это может привести к возгоранию.
Если выжигает ребенок, внимательно следите за ним во время работы и всегда проверяйте, помнит ли он правила обращения с инструментом.
Советы и секреты для начинающих
- Делая первую точку, слегка подуйте на жало, и тогда начало линии получится плавным, и не будет выделяться.
- Контуры старайтесь выполнять одной линией. Ведите наконечник медленно, чтобы не поцарапать дерево. Помогайте себе, перемещая сам материал.
- Заливку лучше всего выполнять жалом, нагретым до средней температуры. Движения должны быть мягкими, круговыми. Если нагреть пирограф слишком сильно, то на дереве останутся черные глубокие борозды.
- Периодически очищайте наконечник от нагара в процессе работы. Это можно сделать обычной металлической губкой для мытья посуды.
- Помните, что выжженную линию нельзя стереть, поэтому старайтесь вести ее очень аккуратно.
- Если вам нужны толстые линии, ведите жало медленно. Тонкие линии рисуют быстро.
- Чем сильнее нагрет пирограф, тем темнее получатся линии.
- Для получения плавных переходов тона в пределах одной линии используйте настольный вентилятор. Он будет периодически остужать жало, и цвет получится то темнее, то светлее. Будьте внимательны!
На чем еще можно выжигать
Кроме, как на дереве, с помощью пирографа получают красивые рисунки и на ткани. Этот вид творчества называется гильошированием. Обычно для этого берут ацетатный шелк, атлас, капрон, панбархат и другие синтетические ткани, так как они оплавляются ровно, наносят на натуральную ткань и прожигают электрическим пирографом.
В этой технике делают различные панно, воротнички, салфетки, имитацию кружевной каймы, обложки для ежедневников и книг, декор для скрапбукинга.
Мастер-класс: выжигаем смешного щенка
Для начала давайте сделаем панно с каким-нибудь милым животным, например, со щенком, в контурной технике. Приготовьте для работы следующее:
- фанерная заготовка с обработанными краями;
- мелкозернистая наждачная бумага;
- копирка черного цвета;
- простой карандаш;
- эскиз;
- краски, кисти, прозрачный лак для дерева;
- пирограф.
Порядок действий
- Подготовьте поверхность: ошкурьте, уберите опилки и пыль, высушите.
- Перенесите рисунок с помощью копирки, как было описано выше.
- Включите пирограф и дождитесь, пока он полностью нагреется.
- Сначала проведите все основные линии, двигаясь от внешних к внутренним.
- Глазки и носик щенка заполните мелкими штрихами.
- Выключите пирограф и поставьте остывать на подставку.
- Ошкурьте работу мелкозернистой наждачкой, убирая неровности и угольки.
- Раскрасьте и покройте бесцветным лаком для дерева. Дайте высохнуть.
- Вы великолепны!
Подробнее о том, как нарисовать пирографом очаровательного щенка, показано в этом видео:
Как видите, выжигание не такое сложное, каким кажется, и овладеть этим искусством может каждый человек. Желаем вдохновения и творческих успехов!
Источник