Домбры с безукоризненным звучанием изготавливает мастер из ВКО (видео)
В Восточном Казахстане мастер Амангельды Смагулов своими руками делает музыкальные инструменты. Звучание домбры, кобыза и шертера настолько безукоризненное, что заказы мастеру поступают даже из-за рубежа.
Крохотная мастерская Амангельды Смагулова забита разных размеров домбрами, шертерами и кобызами. Самое почетное место занимает первая форма для изготовления корпуса домбры. Она для него как амулет. Сделать хорошую домбру и добиться идеального звучания не каждому удается, говорит мастер. Лучше всего домбра получается из красного дерева. Из которого сделана известная скрипка Страдивари. Но это дерево в Казахстане не растет. Амангельды материал привозят по заказу из Вьетнама. Остальные инструменты он делает из клена и бука. АМАНГЕЛЬДЫ СМАГУЛОВ, МАСТЕР:— Я с детства увлекался игрой на домбре, в самостоятельный путь также отправился с любимым инструментом. Жолаушы ага увидел во мне талант и сказал, что мне надо научиться изготавливать домбру. Сейчас я горд тем, что умею изготавливать наш священный национальный инструмент. Занимаюсь этим делом уже 25 лет.
Асель Ракымжан: В годы независимости народное творчество пробудилось с новой силой
Амангельды делится секретами мастерства. Во-первых, это хорошо просушенное дерево. Во-вторых, сага не должна быть слишком равномерной. Посередине он ее делает чуть толще, чем по краям. Тогда и звук будет без изъяна. Инструменты, сделанные руками мастера, у музыкантов нарасхват. ТУРСЫНГАЗЫ БАЯКОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКИ:— Я много раз бывал в его мастерской. Домбру у него брали и наши ученики. Слышал, что он изготовил даже музыкальный инструмент такой известной личности как Жанибек Карменов. Это и говорит о его большом профессионализме.
Мастер говорит: умением изготавливать национальные музыкальные инструменты обязан своему учителю Жолаушы Турдугулову. Первый учитель Амангельды даже приобрел у него домбру. На инструментах, сделанных Смагуловым, играют такие казахстанские артисты, как Данеш Ракишев, Мырзахмет Мукаманов. Сейчас заказы поступают из Алматы, Кызылорды, Чимкента и даже из-за рубежа. Цены у мастера доступные, и за качество инструментов он отвечает. Звук каждой домбры он настраивает лично.
Композиторы Казахстана, играющие на домбре
Профессиональные корреспонденты «Информбюро» делают все возможное и невозможное, чтобы в 19:30 на «31 канале» зрители увидели, как прожила этот день страна, что нового произошло в мире.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник
Секретами изготовления казахской домбры поделился мастер из Алматы
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ — Старинными секретами изготовления домбры поделился с корреспондентом МИА «Казинформ» известный мастер казахских народных инструментов Жолаушы Турдугулов.
В древние времена домбра имелась в каждой казахской семье. Ее мастерили самые искусные ремесленники аула. Секреты изготовления передавались от отца к сыну.
Порой на один инструмент уходили годы. Сейчас, по словам мастера скрипичных дел Жолаушы Турдугулова, на изготовление одной домбры может уйти от двух недель до нескольких месяцев. Все зависит от материалов и желания заказчика, говорит он. За всю жизнь мастер изготовил их более двух тысяч.
Издревле домбра изготавливалась из древесины ели, сосны, карагача и даже джиды. Материалы из древесины этих деревьев способствуют хорошему звучанию. В мастерской Турдугулова инструменты готовят из особых пород: красного дерева, клена, палисандра и сосновых лиственниц. Каждое дерево имеет свой природный цвет и рисунок, который придает благородность музыкальному инструменту. Перед резкой полено подвергается сушке по 5-10 лет.
Одна из самых сложных работ — это долбленная целостная домбра, на которую уходит до полугода кропотливой работы. Сейчас в большинстве своем ремесленники в Средней Азии готовят сборный музыкальный инструмент, который состоит из нескольких частей: заднего корпуса, деки — передней крышки домбры, струн и грифа с нотными точками (длинная деревянная рукоятка, к которой исполнитель прижимает струны). Длина домбры обычно составляет от 80 до130 сантиметров.
Вначале доски распиливают на дощечки нужного размера, затем определенное время сушат. Далее, под воздействием специального нагревательного оборудования их гнут до округлой формы и склеивают. Готовый корпус мастера обвязывают резиновым жгутом для лучшего скрепления.
Особое внимание мастер и его подмастерья уделяют деке. Дека — это передняя часть домбры, от которой зависит уникальное звучание домбры. Самый лучший акустический материл, по словам мастера, это хвойные деревья. Для своих инструментов Жолаушы Турдугулов использует тянь-шаньскую ель.
«Гармони звука зависит от соотношения корпуса и деки. А от деки зависит усиление звука и бархатистость звучания домбры», — сказал мастер.
Когда все части собраны, мастер готовит вещество для украшения домбры. Он использует уникальную краску, созданную из бараньих костей. Высушенные кости измельчаются до состояния муки, затем разводятся до однородной массы с клеем. Готовая паста заливается на вырезанные узоры и закрепляется лаком. Каждый музыкальный инструмент имеет свой неповторимый рисунок, отражающий почерк руки кудесника дерева.
«Это старинный рецепт изготовления краски для орнаментов, в основном, который использовался мной. Теперь такой способ окрашивания применяют все ремесленники», — поделился Ж. Турдугулов.
Еще один из древних рецептов, который иногда использует народный умелец, — это струны из сухожилий и кишок. Именно этот материал придает инструменту тот самый настоящий природный звук. Баранья или козья кишка сушится и растягивается до определенной толщины, а затем скручивается до состоянии тонкой нити. По словам Турдугулова, домбру со струнами из сухожилий у него заказывают чаще в качестве дара или декоративного украшения дома.
«Играть на инструменте с такими струнами — неэффективно. Через пару недель интенсивной игры сухожилия просто рвутся. Обычно, я и другие мастера используем для струн — рыболовную леску. Она служит несколько лет и также придает хороший звук. Конечно, звучание лески не сравнить со звуком струн из сухожилий домашних животных», — добавил он.
В его мастерской несколько десятков самых разных казахских народных инструментов — от домбры до кобыза и шертера. Пару раз Жолаушы Турдугулов изготавливал даже европейскую классическую скрипку. За почти 40 лет работы, он научил своему мастерству свыше 30 учеников. Многие из них превзошли самого учителя. Самое главное желание мэтра — возродить славу народных инструментов, и чтобы наследие предков сохранялось на века.
Стоит отметить, в этом году 1 июля в Казахстане впервые будут отмечать День домбры.
Источник
Кзахский национальный музыкальный инструмент домбра, искусство изготовления сувенирной домбры.
Казахский национальный музыкальный инструмент домбра, искусство изготовления сувенирной домбры.
Цель : дать учащимся знания о казахском национальном инструменте – домре; показать связь народных традиций и творчества казахского народа, передаваемых из поколения в поколение; научить соблюдать симметрию при изготовлении домбры; развивать навыки и умения; расширять кругозор; формировать творческую активность.
Образовательные: познакомить учащихся с казахским народным инструментом – домброй, с искусством изготовления сувенирной домры, закреплять знания правильного пользования инструментом для выполнения резьбы по дереву.
Развивающие: — развитие творческой самостоятельности, активности и эстетического вкуса.
Воспитательные: воспитание гармонично развитой личности, любви к декоративно – прикладному искусству.
Тип: комбинированный урок.
Вид: стандартный, урок – практикум.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы урока: инструктаж ( вводный, текущий, заключительный); объяснительно – иллюстративный ( демонстрация приемов работы, рассказ); репродуктивный ( выполнение самостоятельной работы).
Оборудование и наглядность: столярный верстак, сувенирная домра, иллюстрации.
Инструменты и материалы: брусок для сувенирной домбры, карандаш, шаблон, нож, напильники, нождачная бумага.
Межпредметная связь: история, изобразительное искусство.
Содержание темы: повторение основных терминов; приемы художественной обработки дерева, выполнение практической работы.
Предварительная работа: определение темы и составление плана урока, подбор иллюстративного материала и вопросов. Выбор инструментов и материалов.
Актуализация знаний ( Сообщение темы урока. Исторический
экскурс. Вводный инструктаж)
Практическая работа (Текущий инструктаж. Заключительный инструктаж).
Заключительная часть урока.
Приветствие, проверка по списку и готовности к уроку.
Учитель: А теперь вам предстоит ответить на вопросы, с помощью которых мы раскроем тему нашего урока.
Какой самый распространенный музыкальный инструмент в Казахстане?
Почему домбра самый распространенный музыкальный инструмент в Казахстане?
Домбра занимает особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый любимый и распространенный в народе инструмент. Музыканты владеющие игрой на домбре, пользовались уважением в народе.
Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре – Думрак, в узбекской культуре – Дутар, в туркменской культуре тоже Дутар, в башкирской – Думбыра, в нагайской культуре – Домбыра, в азербайжанской и турецкой культуре – Саз,в якутской – Тансыр.
Домбра применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнитьелями.
Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделенный ладами.
Одним из величайшим домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и музыкен на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казхстане и за рубежом.
Учитель: А теперь слово ребятам , которые подготовили материал об истории этого музыкального инструмента.
Ученик: В 1989 году в Казахстане в Алмаатинской, высоко в горах на плато ( жайляу) « Майтобе» профессором Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырех танцующих человек. По исследованиям известного археолога Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов имени Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы. Как видно из рисунка, инструмент изображенный древним художником на скале , сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 400 лет и является одним из первых щипковых инструментов — современных музыкальных инструментов подобного вида.
Ученик: Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являтся ее протатипом, более 2 тысячи лет назад.
Ученик : Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях , Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Черного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения, они привезли в ставку Чингисхана простого казаха-домбриста по имени Кеты-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кеты- Буга перед очами страшного хана не произнес ни слова. Он просто сыграл свой кюй. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор так и осталось отверстие, след расплавленного свинца.
Прикладное искусство не терпит спешки, поэтому изготовление сувенирной домбры занимает не несколько минут, тем более, что мы ее будем изготавливать не из бумаги и не из пластилина. Ребята расскажите, какие вы знаете породы дерева? Какие из них мягкие, а какие твердые?
Мы свою сувенирную домру будем изготавливать из сосны, так как, традиционно для изготовления домбры мастера использовали эту древесину. После того, как готова заготовка, начинается кропотливый процесс создания сувенирной домбры. Прикладываем картонный шаблон к бруску ( к широкой его стороне) и прорисовываем строго по контуру, тем самым мы изображаем вид сверху на домбру, второй картонный шаблон накладываем на торцевую сторону бруска и прорисовываем изображение домбры на виде с боку.
Следующий этап – это вырезание из заготовки сувенирной домбры. Это работа требует большой аккуратности, и терпения. Все линии домбры должны быть плавными и обтекаемыми. Когда домбра вырезана ножом, остается еще много работы, зачистить инструмент с помощью наждачной бумаги до идеального состояния, а потом нанести на доску узор и покрыть лаком. На заключительном этапе выполняется отверстие в деке и надевается две струны на гриф. Для струн можно использовать рыболовную леску. Теперь эта домбра готова радовать того, кто ее сделал и того кому она будет подарена. Казахи говорят – « настоящий казах – это не сам казах, настоящий казах это его домбра.»
В ходе практической работы у вас ребята , будет возможность самостоятельно изготовить сувенирную домбру. Для правильного ведения практической работы вам представлена последовательность изготовления сувенирной домбры.
Текущий инструктаж – целевые обходы:
Первый обход – наличие всех инструментов у учащихся. Второй обход – проверка правильности ведения работы и соблюдения правил технической безопасности. Третий обход – проверка успеваемости работы.
Анализ проделанной работы, выявление характерных ошибок.
Сообщение оценок за урок.
Домашнее задание: шлифование сувенирной резьбы.
Заключительная часть урока.
Сегодня на нашем занятии мы подробнее узнали об казахском музыкальном инструменте – домбре, о процессе изготовления сувенирной домбры. Я считаю, что эти знания полезны не только тем, кто хочет связать свою жизнь с творчеством. И я надеюсь, что наши уроки помогут вам полнее раскрыть свою личность и сделать правильный выбор в определении своей будущей профессии.
(Прием и анализ выполненных работ. Приведение в порядок рабочих мест).
Сообщение оценки работы учащихся. Общие замечания к уроку.
Источник