- Адаптер USB в MIDI на Arduino
- Необходимые компоненты
- Общие принципы работы проекта
- Схема проекта
- Конструкция выходного дня: простой MIDI-адаптер
- Постановка задачи
- Аппаратная часть
- Программное обеспечение
- Краткие итоги
- MIDI2USB – музыка нас связала
- Постановка задачи
- Способы доработки китайского адаптера
- Аппаратная часть
- Программная часть
- Код проекта разделён на несколько функциональных частей
- Программное обеспечение
- Результаты работы
Адаптер USB в MIDI на Arduino
В данной статье мы рассмотрим простейший адаптер USB в MIDI на основе платы Arduino Micro или Arduino Leonardo, опционально с возможностью фильтрации данных MIDI.
Необходимые компоненты
- Плата Arduino Micro (купить на AliExpress) или Arduino Leonardo.
- Оптопара 6n137 (купить на AliExpress).
- Переключатель (коммутационный диод) 1N4148 (купить на AliExpress).
- Конденсатор 100 нФ (купить на AliExpress).
- Резисторы 220 Ом и 10 кОм (купить на AliExpress).
- Резистор для сквозного монтажа (Through Hole Resistor) 470 Ом.
- Светодиод (купить на AliExpress).
- Держатель для светодиода.
- DIN Audio / Video Connector, 5 Contacts (аудио/видео коннектор) – 2 шт.
- Пластмассовый корпус.
- Печатная плата.
Общие принципы работы проекта
MIDI (Musical Instrument Digital Interface) представляет собой цифровой интерфейс музыкальных инструментов (стандарт сопряжения электронных музыкальных инструментов с компьютером и программным обеспечением).
Автор этого проекта потратил достаточно много времени на поиск в сети Интернет адаптера USB в MIDI на основе платы Arduino, но проекты, которые он нашел, не удовлетворили его (по качеству), поэтому он решил сделать собственный адаптер подобного типа.
Первоначально проект рассматриваемого в данной статье адаптера был сконструирован на основе платы Arduino Leonardo, а после того, как автор убедился в его работе, была изготовлена его версия на основе платы Arduino Micro. Обе этих платы построены на основе микроконтроллера ATmega32u4, который, по сути, сам является преобразователем интерфейсов USB в MIDI.
В проекте используется оптопара и несколько резисторов чтобы создать два полностью изолированных контура тока. В качестве оптопары в проекте использована 6n137 – она достаточно быстрая и широко распространенная. Как показано ниже на приведенной схеме, у коннектор MIDI OUT два контакта замкнуты на землю – это стандартно для MIDI.
Непосредственно для решения задач преобразования интерфейсов автор проекта использовал библиотеку Control Surface – по его мнению это лучшая библиотека для решения подобных задач, которая отрабатывает все (даже самые сложные) аспекты протокола MIDI.
Также данная библиотека позволяет добавлять все виды дополнительного оборудования в проект. К примеру, вы можете добавить в проект несколько потенциометров, ножных переключателей или кнопок, подключенных к аналоговым/цифровым входам чтобы добавить функциональности в управлении протоколом MIDI.
Также вы можете использовать обратную связь чтобы обрабатывать данные перед тем как они будут поступать из MIDI в USB или в другом направлении. Автор данного проекта использовал это чтобы исправить не совсем корректное применение MIDI в его синтезаторе Roland D50. Дело в том, что его синтезатор передает команду «all notes off» каждый раз когда происходит отжатие последней нажатой клавиши. А многие современные аудио приложения интерпретируют это как немедленное прекращение запущенных процессов. А если мы в нашем адаптере будем фильтровать эту фразу «all notes off», то наш синтезатор D50 снова становится полезным в качестве «ведущей клавиатуры (master keyboard)». В представленный ниже код программы добавлена функция фильтрации фразы «all notes off».
При использовании библиотеки Control Surface было обнаружено, что она не может корректно обрабатывать большие пакеты SysEx ( эксклюзивных системных сообщений ). Это приводит к ошибкам в работе с редактором синтезатора D50 поскольку он часто использует большие пакеты SysEx. В связи с этим автором проекта в комментариях к программе добавлены инструкции по поводу того, как бороться с данной проблемой. Автор библиотеки Control Surface указал, что эта проблема будет устранена им в версиях библиотеки 2.x, поэтому, когда вы будете читать эту статью, возможно, эта проблема с большими пакетами будет уже устранена.
Также вы можете попробовать использовать другие библиотеки для работы с MIDI или даже написать свой собственный код для этого – представленная в этом проекте схема устройства должна корректно работать с любыми библиотеками, поддерживающими преобразование USB в MIDI и Serial MIDI.
Схема проекта
Схема адаптера USB в MIDI на основе платы Arduino Micro представлена на следующем рисунке.
После окончательной сборки у автора получилась конструкция следующего вида:
Источник
Конструкция выходного дня: простой MIDI-адаптер
Постановка задачи
В прошлом веке самым простым путем соединения компьютера и синтезатора по MIDI было использование игрового порта. Для согласования сигналов интерфейсов («токовая петля» в MIDI и TTL на разъеме игрового порта) делался простой адаптер, схема которого приведена в посвящённой MIDI статье Википедии:
В настоящее время игровые порты со звуковых и материнских плат пропали как класс. Драйверы игрового порта для современных ОС найти невозможно.
«Физика» работы интерфейса в принципе была понятна из статьи Википедии: обмен данными производится по старт-стопному протоколу на скорости 31250 бит/с посылками по 8 бит данных без контроля чётности с одним стоповым битом. Логическому нулю в сигнальных цепях соответствует протекание тока 5 мА, логической единице отсутствие тока в цепи.
В принципе, игровой порт можно заменить на USB UART и присоединить к нему описанный в статье Википедии адаптер.
Первая проблема данного решения заключается в том, чтобы заставить ОС определять COM-порт UART как порт MIDI. Неожиданно для меня, решение проблемы нашлось на форумах, посвященных Arduino. Там я обнаружил ссылку на бесплатный эмулятор порта MIDI «поверх» виртуального COM-порта. Для связи эмулированного порта с MIDI-редактором разработчик рекомендовал использовать виртуальный шнур loopMIDI.
Вторая проблема: заставить UART работать на скорости 31250 бит/с.
Всех этих данных уже было достаточно для формулировки технического предложения:
«Для связи компьютера с синтезатором по интерфейсу MIDI предлагается использовать USB UART совместно с адаптером для согласования сигналов TTL с сигналами «токовая петля 0…5 мА», программным обеспечением loopMIDI, Hairless MIDI Serial Bridge и драйверами UART, позволяющими ему работать на скорости 31250 бит/с».
Аппаратная часть
Выбор аппаратного решения был крайне прост – в закромах автора статьи нашлись:
- USB UART на базе CP2102;
- оптрон АОТ101А;
- микросхема К1533ЛН2;
- пара разъёмов СШ-5 (другие обозначения: ОНЦ-ВГ-4-5/16-В, DIN 41524);
- несколько метров экранированного акустического кабеля ШГЭС.
В результате на обрезке универсальной макетной платы размером 40х15 была собрана такая вот схема адаптера:
Работоспособность собранной схемы была проверена следующим образом:
- Адаптер был подключен к разъёмам MIDI синтезатора.
- У синтезатора было отключено локальное управление (MIDI Local = Off).
- После установки перемычки между сигналами RX и TX адаптера синтезатор стал реагировать на нажатия клавиш.
Надеюсь, что работа схемы понятна без пояснений. Замечу только, что:
- элементы микросхемы К1533ЛН2 имеют выход типа «открытый коллектор», который не работает без внешней нагрузки;
- конденсатор C1 подключается как можно ближе к выводам питания DD1;
- оплётка кабеля, идущего к разъёму «MIDI IN» синтезатора, подключена только к общему проводу адаптера;
- оплётка кабеля, идущего к разъёму «MIDI OUT» синтезатора, подключена только к выводу 2 разъёма.
Программное обеспечение
Далее на компьютер было установлено следующее ПО:
Для связи MIDI-редактора с разъёмом синтезатора «MIDI IN» шнур «Synthesizer» был подключен между выходом Anvil Studio и входом эмулятора порта MIDI.
Для связи MIDI-редактора с разъёмом синтезатора «MIDI OUT» шнур «Keyboard» был подключен между выходом эмулятора порта MIDI и входом Anvil Studio.
Последним и очень важным шагом настройки ПО была установка для CP2102 скорости обмена 31250 бит/с взамен 38400 бит/с:
После установки скорости необходимо нажать кнопку «Set Configuration». Затем, и в Диспетчере устройств, и в Hairless MIDI Serial Bridge в настройках скорости обмена данными COM-порта UART CP2102 нужно выбрать значение 38400.
Краткие итоги
В результате MIDI-редактор Anvil Studio получил канал связи с синтезатором Yamaha PSR-550. Дети с энтузиазмом стали осваивать работу с MIDI-редактором. Я вновь обрёл душевный покой.
Источник
MIDI2USB – музыка нас связала
Рис.1 Российско-китайско-американский конвертер MIDI в USB. Фото автора.
Люди любят музыку. Многие умеют играть на музыкальных инструментах. А некоторые пробуют импровизировать и даже сочинять музыку. Электронные музыкальные инструменты можно подключать к компьютеру и получать дополнительные творческие возможности. Это вроде бы простое дело, но большинство дешёвых китайских адаптеров USB-MIDI работают посредственно. Кому интересно, как я сделал свой MIDI2USB-адаптер, приглашаю читать
Постановка задачи
Пару лет назад мой племянник, который учится музыке, начал импровизировать и сочинять музыку. Мне хотелось, чтобы его творчество не пропало, но записывать его музыкальные этюды удавалось только на диктофон. Качество такой записи было неудовлетворительным. Хотелось осуществлять запись нот напрямую в Cubase или MuseScore, а затем их редактировать. Для этого я решил купить китайский адаптер (конвертер) USB-в-MIDI.
Такой кабель-адаптер стоит дёшево и, как оказалось, работает плохо. Передача данных от синтезатора (электрического пианино) в компьютер не работает. Если играть одним пальцем, то несколько нот удаётся записать, а когда берёшь аккорд или играешь гаммы, то адаптер зависает и превращается в кирпич. Другое направление, т.е. передача данных из компьютера в синтезатор работает хорошо. В отзывах многих покупателей можно найти подобные истории.
Способы доработки китайского адаптера
В интернете есть немало дискуссий как улучшить или доработать китайский адаптер. В некоторых версиях этого адаптера предусмотрен, но не распаян оптрон, который обеспечивает гальваническую развязку компьютера и синтезатора. Увы, в моём случае доработка была затруднительна, т.к. вместо оптрона установлены два NPN-транзистора. Отмечу, что MIDI-стандарт прямо указывает использовать оптоизолятор, например, PC900V или 6N138. Схожими характеристикам обладают оптопары H11L1M (DIP-8) или H11L1SM (SO-6). Можно использовать и другие компоненты с подходящими параметрами.
Рис.2. Китайский адаптер в процессе демонтажа. Фото автора.
На фото видно, что в корпусе достаточно места чтобы разместить оптоизолятор и сопутствующие элементы. Некоторые умельцы выпаивают имеющиеся компоненты и на их место устанавливают оптоизолятор с «обвесом». Очевидно, что для этой операции требуются не только знания, но и хорошая моторика рук.
Но недостаточно обеспечить оптическую изоляцию музыкального инструмента и компьютера. Требуется ещё точный кварцевый генератор или резонатор, чтобы обеспечить тактирование последовательного интерфейса UART в соответствии со стандартом MIDI. В китайском адаптере, который я купил, отсутствует не только оптопара, но и кварцевый резонатор. Конечно, существуют микросхемы, в которых блоки тактирования калибруются на заводе, но тут ничего подобного нет. В общем, работоспособность этого китайского изделия низкая. Существуют адаптеры, построенные на микросхеме CH345 – преобразователе USB в MIDI в корпусе SSOP-20, но это не мой случай. Микросхема CH345 имеет аппаратные USB-метки Vendor ID: 1a86, Product ID:752d. Впрочем, любая «левая» микросхема может выдавать (и выдаёт) такие же идентификаторы и даже может «притвориться» чем угодно.
Последний небольшой недостаток, который я выявил в китайском адаптере – это программное обеспечение (прошивка). Если говорить точнее – это малый размер буфера для конечных точек (EndPoints), всего по 8 байт. Этого достаточно для передачи нажатых нот, потому что MIDI-сообщение по USB интерфейсу состоит из 4 байт (номер кабеля, номер команды и 2 байта данных). А вот всякие расширения, например SysEx, могут быть большего размера.
Через некоторое время я купил другой кабель-адаптер, который носил громкое название “Professional USB MIDI Interface”. Этот адаптер стоил существенно дороже и работал значительно лучше, но всё равно с ошибками. Проявлялось это в том, что спустя несколько минут игры на синтезаторе, он вдруг начинал пропускать нажатия клавиши или наоборот – не воспринимал отпускание клавиши. Я был разочарован результатами работы китайских адаптеров я и решил последовать совету: «Если хочешь сделать что-то хорошо, то сделай это сам».
Аппаратная часть
Сначала надо было продумать схему будущего устройства и изучить опыт других инженеров. Имеющийся адаптер внешне выглядел очень хорошо, поэтому я решил использовать от него корпус, светодиоды и экранированные кабели. Тем более, что в Москве MIDI-кабели стоят дороже, чем готовый китайский адаптер. Китайскую плату я вытащил, измерил её габариты и стал изучать MIDI-стандарт и удачные MIDI-проекты в открытом доступе.
Рис.3 Адаптер USB-MIDI в корпусе и с кабелями.
На момент написания этой статьи мне известны несколько интересных проектов:
- Схема из документации на чип CH345 фирмы «Nanjing Qinheng Microelectronics».
- Старые проекты на микроконтроллерах Atmega с программной реализацией протокола USB в режиме только Low Speed. А начиная с Windows 7 для USB-устройств типа Audio Class требуется минимум режим Full Speed.
- Библиотека MIDIUSB для плат семейства Arduino с аппаратной поддержкой USB-интерфейса (Atmega32u4, Cortex-M), а также Maple и т.д.
Электрические принципиальные схемы во всех проектах содержат много типовых фрагментов, основанных на рекомендациях стандарта MIDI. Поэтому оставалось выбрать микроконтроллер с поддержкой USB режима Full Speed, найти в продаже оптрон PC900V и розетку DIN-5 (MIDI).
Принципиальная электрическая схема платы
Сердцем моего MIDI2USB адаптера стал 8-битный микроконтроллер EFM8UB20F64G фирмы Silicon Laboratories. Мне он очень нравится, и я использую его везде, где могу. Этот контроллер является преемником (после ребрендинга) контроллера С8051F380, который пришёл на смену легендарному C8051F320 – удачной разработке фирмы Cygnal, которую в 2003 купила SiLabs.
Перечислю свои аргументы в пользу микроконтроллера EFM8UB20F64:
- удобство разработки ПО, которое выражается в наличии быстрых и простых в использовании GPIO, SPI, UART, USB, PCA;
- улучшенное 8051-ядро (1-2 такта на команду, 48MIPS), изменение частоты «на лету»;
- встроенный регулятор напряжения, толерантность выводов к +5В, ток до 100 мА;
- встроенный точный тактовый генератор с калибровкой от USB-хоста (± 0.25%);
- наличие библиотек USBXpress, VCPXpress, USB Device API и примеры для быстрого старта;
- чистая errata.
Программировать этот контроллер приятно, т.к. регистров мало и можно сосредоточиться на решении прикладной задачи. Увы, арифметические операции (особенно 32-битные) выполняются медленно, но в остальном EFM8 хорош. Разработка программного обеспечения для USB-устройств – это не простая задача. И тут есть главное преимущество контроллеров SiLabs – это библиотеки USBXpress, VCPXpress, USB Device API. Даже фирма Texas Instruments в своих платах SmartRF использует контроллеры C8051F320.
Оптрон – это второй по важности компонент в адаптере. Я решил взять Sharp PC900V, потому что именно он указан в рекомендуемой схеме MIDI-спецификации. Особенность этого оптрона – быстрые времена включения и выключения (1мкс и 2мкс), а также наличие цифрового выхода. Но есть и недостатки – большие размеры микросхемы (7х10мм) и выгорание на 50% через 5 лет эксплуатации. Габариты оптрона не позволили разметить все компоненты на одной стороне платы. Ещё мне не хотелось отказываться от разъёма MIDI, который занимал много места.
Рис.4 Задняя сторона платы с оптроном PC900V и светодиодами. Фото автора.
Выходной каскад собран по рекомендованной стандартом схеме на логической микросхеме 74LVC2G04, состоящей из двух инверторов. Основная цель этого компонента – преобразование уровней логических сигналов из 3В => 5В и обеспечение выходного тока не менее 10 mA.
Остальные компоненты выполняют вспомогательные функции и не оказывают существенного влияния на работу устройства. Резисторы, конденсаторы, диоды и светодиоды могут быть заменены в разумных пределах. Вместо разъёма mini-USB можно поставить micro-USB или сделать штыревой разъём под пайку кабеля, как делают китайцы. Разъём MIDI занимает много места и в корпус не помещается, поэтому он используется только в версии адаптера без корпуса. Сигналы MIDI-IN и MIDI-OUT выведены на штыревой разъём для распайки кабеля. В общем, следовало бы скорректировать расположение светодиодов и разъёмов для их оптимального расположения в корпусе.
Рис.5 Отладочная и коробочная версии адаптера MIDI2USB. Фото автора.
Общий ток потребления не превышает 50 mA. Он складывается из следующих частей:
- микроконтроллер, 15mA;
- три светодиода, 15mA (3х5mA);
- микросхема 74LVC2G04, 10 mA;
- оптрон PC900V, 10 mA.
Двухслойная печатная плата была изготовлена американцами в OSH Park, толщина 1.6мм, медь 0.035мм, материал FR-4.
Программная часть
Создание программного обеспечения для оборудования – важный и ответственный этап разработки. К счастью, во всех современных операционных системах есть драйверы для MIDI устройств, подключаемых к порту USB. Задача сокращается и требуется написать только прошивку (firmware) для адаптера.
Обычно я использую Keil uVision PK51 совместно с Configuration Wizard 2, иногда IAR Embedded Workbench, и совсем редко SiLabs Simplicity Studio. Каждая среда имеет достоинства и недостатки. В этом проекте я решил использовать IAR, потому что хотелось иметь «С с классами». Кроме того, компилятор IAR предоставляет доступ ко всем битам системных регистров. Например, P2_bit.B0 = 1; или PCA0MD_bit.WDTE = 0;
Нет необходимости использовать «магические константы» или многоэтажные битовые выражения, которыми пестрят CMSIS или «SI_EFM8UB2_Register_Enums.h». Увы, весь этот функционал объявлен в файле «ioEFM8UB20F64G.h», который оказался не совместим с библиотеками «si_toolchain.h» (например, макрос B0..B3). Переводить проект в Keil uVision PK51 я не стал, а просто писал совместимый код на С для всех сред разработки.
Код проекта разделён на несколько функциональных частей
- В файле «main.c» находится точка входа, объявления глобальных переменных, вызов инициализация периферии и главный цикл программы.
- В файл «init.c» содержит настройку тактирования, портов, UART и его прерываний.
- В файле «descriptors.c» можно найти USB-дескрипторы для устройства типа Audio Class.
- В файле «midi.c» находятся две функции для преобразования MIDI-сообщений в USB-события и обратно. Используется автомат состояний.
- Файл «usbconfig.h» содержит макросы и определения (#define) для настройки режимов работы библиотеки USB Device API.
Посмотрим на функцию main() с настройкой портов, периферии и главным циклом.
Библиотека фирмы SiLabs для USB-устройств состоит из набора подпрограмм, которые компилируются и включаются в проект в зависимости от настроек в файле «usbconfig.h». Это очень напоминает библиотеку «libusb, V-USB», которую можно встретить в коде для микроконтроллеров фирмы Atmel (ныне Microchip). Надо отметить, что у SiLabs получилась хорошая и удобная библиотека с точки зрения программиста.
Важную роль в работе любого USB-устройства играют описатели (дескрипторы) устройства, конфигурации и интерфейсов. С помощью этих дескрипторов устройство сообщает хосту (компьютеру) о своих требованиях, возможностях, параметрах и т.д. Функция обработки запросов дескрипторов обычно имеется в каждой USB-библиотеке, а от программиста требуется лишь правильно заполнить структуры данных, содержащих эти дескрипторы.
Обо всех дескрипторах, топологии и терминологии подробно и детально написано в стандарте «Universal Serial Bus Device Class Definition for MIDI Devices». А для быстрого старта и погружения в тему достаточно изучить информацию, которую предоставляют программы «usbview.exe» из пакета Windows Driver Kit 7600 или «USB Descriptor Dumper». Кое-что можно даже скопировать к себе в программу.
Рис.6 Информация о дескрипторах в программе «usbview.exe»
Дескрипторы и соответствующие массивы и структуры размещается во флэш-памяти микроконтроллера (сегмент кода), потому что эти данные не изменяются (константы). Хранение констант во флэш-памяти – типичный программистский приём, который позволяет экономить оперативную память.
Следует обратить внимание на поля Vendor_ID и Product_ID в структуре описателя устройства. Это пара чисел для уникальной идентификации USB-устройства. Чтобы получить для своего устройства такой номер надо заплатить денег организации USB-IF или направить запрос владельцу существующего Vendor_ID (производителю микроконтроллеров) и получить Product_ID. А можно, например, как китайцы использовать чужие наиболее подходящие VID & PID. Для открытых проектов есть вариант получить бесплатно Product_ID.
Ещё один момент, на который следует обратить внимание при разработке USB-устройств звукового класса MIDI Streaming – это разъёмы (Jack). Разъёмы – это воображаемые (виртуальные) сущности для описания топологии и связей между устройством и хостом. Они бывают входные (In Jack) и выходные (Out Jack), внутренние (Embedded) и внешние (External). У каждого разъёма есть уникальный идентификатор Jack_Id (число от 0 до 15). Выходные разъёмы содержат номер источника Source Id, т.е. номер разъёма для подключения. Наконец, поверх образованных каналов (потоков ввода и вывода) работают звуковые конечные точки (audio end-point, EP). Это почти обычные Bulk EP, у которых в дескрипторах есть информация о привязке к разъёму.
Рис. 7 Разъёмы Jacks и виртуальные потоки в USB (класс MIDI).
Обмен данными в звуковом USB-устройстве класса MIDI заключается в передаче 32-битных пакетов (USB-MIDI Event Packet). Из MIDI-устройства приходят сообщения длиной 1, 2 или 3 байта. При передаче по USB к этим байтам добавляется головной байт с номером кабеля и кодом команды. Если пакет получается менее 4 байт, то он дополняется 0. В текущей версии прошивки я не заполняю нулями до 32-битной границы. Это работает. Вопрос остаётся открытым.
Например, в кабеле №1 команда нажатия клавиши Note On (время передачи 960us) преобразуется в следующий пакет:
MIDI: 0x90 0x60 0x7f => USB: 0x19 0x90 0x60 0x7f
Рис.8 Схема пакета USB-MIDI Event Packet из USB спецификации.
Прямое и обратное преобразование выполняются функциями MIDI2USB() и USB2MIDI (). В этих функциях применён автомат состояний, когда по мере поступления входных данных функция переходит из состояния ожидания (IDLE) в состояние приёма команд (STATUS), а затем в состояние приёма данных (DATA), и, наконец, отправка данных с возвратом в исходное состояние ожидания.
В MIDI-протоколе байты данных в сущности являются 7-битными (0..127). У них всегда старший 8-ой бит установлен в 0. Команды (байты статуса) наоборот всегда идут с установленным старшим битом в 1, т.е. имеют значения от 128 до 255.
Рис. 9 Типы байтов в MIDI-протоколе.
Все схемы и исходные тексты, а также готовая прошивка находятся у меня в git-хранилише. Лицензия MIT.
Программное обеспечение
После монтажа платы следует запрограммировать микроконтроллер. Для этого можно использовать или фирменный/клон SiLabs C2 Debug Adapter, или J-Link v10+ (с поддержкой EFM8), или прошитый на заводе bootloader (ревизия Rev-B), или, наконец, Arduino с соответствующим скриптом. Для проверки и отладки MIDI-сообщений очень помогает программа MIDI-OX.
Рис.10 Интерфейс программы MIDI-OX.
Если работать с Cubase, то следует установить Asio-драйверы, потому что при использовании DirectSound и DirectInput наблюдается задержка между нажатием клавиши и воспроизведением ноты. Задержка не связана с аппаратной частью и является особенностью реализации ОС. В общем, устройство отлично выполняет свои функции с инструментом Casio CDP-100.
Рис.11 Интерфейс программы Cubase 5.
Экспериментальные прошивки генерировали максимально возможный поток нот и других MIDI-команд. Какофония была ужасная, но всё работало, как задумано. А с помощью MuseScore 3.2 можно записывать и воспроизводить mid-файлы.
Результаты работы
Решение применить 8-битный микроконтроллер EFM8UB20 кому-то может показаться спорным. Конечно, есть и другие варианты и контроллеры. Альтернативный путь – это выбрать сугубо аппаратное решение на преобразователе CH345 и сделать устройство по рекомендованной китайцами референс-схеме. Но мой вариант универсальный, т.к. позволяет изменить прошивку, добавить нужный функционал или исправить найденные ошибки. В конце концов я получил знания, опыт и моральное удовлетворение от законченного проекта. И, наконец, я дописал статью, а вы её дочитали.
Источник