- ЛАМПОВЫЙ ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ГИТАРЫ
- Принципиальная схема преампа
- Простой ламповый гитарный предусилитель
- Ламповый гитарный предусилитель Rectivator
- Академия Гитарной Электроники: собираем преамп ENGL E630 — Академия Гитарной Электроники
- собираем преамп ENGL E630 Редкий кейс, первый преамп
- #1 AcidBeast
- Прикрепленные изображения
ЛАМПОВЫЙ ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ГИТАРЫ
Каждый гитарист стремиться найти свой неповторимый стиль, сделать звучание инструмента уникальным и неповторимым. Помогают ему в этом различные гитарные примочки – специальные устройства, особым образом преобразующие сигнал с датчика электрогитары. С их помощью можно как угодно менять звук, делая его мягким и нежным либо же, наоборот, грязным и рваным.
В этой статье рассмотрим создание примочки, известной как «Томато Преамп». Преамп (слово можно перевести как «предусилитель»), в отличие от обычных педалей эффектов, слегка усиливает входной сигнал и формирует его правильную АЧХ. Схема её проста, как валенок, содержит всего одну лампу, горстку резисторов с конденсаторами и пару переменных резисторов.
Принципиальная схема преампа
Конденсаторы С2, С3, С4, С6 рассчитаны на напряжение, не ниже анодного, лучше всего взять с запасом, вольт на 400. Переменный резистор Р1 регулирует уровень перегруза, а Р2 – громкость. Ёмкость конденсатора С2 определяет уровень низких частот, чем больше ёмкость – тем больше «низов». Поэтому, с этим конденсатором можно поэкспериментировать, ставя разные номиналы.
Выбор лампы – основной фактор, влияющий на звук примочки. В схеме используется импортный двойной триод 12АХ7, достать который далеко не всегда представляется возможным. Однако, можно использовать и советские лампы, например, 6Н1П, 6Н2П, 6Н4П, 6Н5П, 6Н6П, 6Н23П, которые, порой, продаются за копейки. Каждая лампа даёт свой уникальный звук, поэтому стоит попробовать поочерёдно ставить разные. Не понравился звук с одной – понравится с другой.
Несколько слов о питании. Питание накала – 6,3 вольта, ток зависит от лампы. Предпочтительнее для накала использовать постоянное напряжение, во избежание появления постороннего фона. Питание анодов ламп, по схеме, 120 вольт, однако, с ним можно поэкспериментировать, ведь от этого напряжение в немалой степени зависит звук. Для лампы 6Н1П, например, его смело можно увеличивать до 250, а вот для 6Н23П, наоборот, оно не должно превышать 100 вольт.
В качестве источника высокого напряжения можно взять анодный трансформатор, либо же два небольших низковольтных трансформатора и организовать «перевёртыш», когда один трансформатор работает в качестве понижающего, а второй подключается к нему своей вторичной обмоткой. Таким образом, на выходе второго трансформатора будет высокое напряжение, которое остаётся только выпрямить и сгладить. Другой вариант – использовать импульсный DC-DC преобразователь, тогда анодное напряжение можно будет легко регулировать. Те, у кого завалялось много диодов и конденсаторов, могут собрать умножитель и подключить его к низковольтному трансформатору, это ещё один способ получить высокое напряжение.
Готовую схему обязательно следует поместить в металлический корпус для удобства использования и защиты от внешних наводок. При этом очень важно соблюдать правильную разводку земли, минус самой схемы, минусы разъёмов jack, а также корпус должны подключаться к минусу питания в одной точке, иначе возможно самопроизвольное появление шумов, которые так не любят гитаристы. Файл с печатной платой тут. Удачной сборки! Автор – Дмитрий С.
Источник
Простой ламповый гитарный предусилитель
Рассмотрим сборку предусилителя под интересным названием «Томато» (нет, он не имеет никакого отношения к помидорам). Схема собирается всего на одной лампе — двойном триоде. Прекрасно подойдут 6н1п, 6н2п, 6н23п, которые в изобилии встречаются в советской технике, в том числе и в телевизорах. Служит предусилитель для увеличения амплитуды сигнала (громкости), а так для формирования «гитарной» АЧХ и придания небольшой пикантности звуку. Напрямую к выходу предусилителя можно подключать оконечный каскад, либо даже использовать его в формате педали, подключая в INPUT комбика, потому что сам предусилитель умеет подгружать сигнал, создавая лёгкий приятный кранч.
Итак, перейдём к схеме. Она весьма проста и содержит всего два каскада одной лампы (ведь это двойной триод — два одинаковых триода в одном баллоне). Между каскадами расположена ручка DRIVE, при её максимуме предусилитель будет подгружать сигнал, при минимуме — дать кристально чистый звук. Вторая ручка — VOLUME — регулирует громкость на выходе. Изначально он очень большой, если вы хотите подключить предусилитель в INPUT комбика, можно последовательно с ней подключить постоянный резистор 200-300 кОм, громкость уменьшится для приемлемого уровня.
С2, С6 — разделительные конденсаторы, они должны быть рассчитаны на напряжение как минимум 300В. Чем больше их ёмкость, тем больше низких частот будет в звуке на выходе, и наоборот. Этот параметр можно варьировать.
Питается схема от высоковольтного источника анодного питания 100-200В. Это может быть либо анодный трансформатор, который также легко можно отыскать в старой советской технике, либо импульсный преобразователь. Конденсаторы, фильтрующие анодное также должны быть рассчитаны на высокое напряжение. Конденсатор С4 придаёт «яркости» звуку на минимальных положениях ручки DRIVE, его номинал также можно варьировать до получения нужного оттенка звучания.
Схема собирается на печатной плате, которая прилагается к статье. Плата выполняется ЛУТом и никаких особенностей не имеет, отзеркаливать перед печатью не нужно.
Также для работы схемы необходим источник на 6.3В для питания накала лампы. Он должен выдавать ток как минимум 1А. Если анодное берётся с трансформатора, то и накал можно взять оттуда же, домотав накальную обмотку на трансформатор. Либо использовать имеющиеся блоки питания на 9-12В, при этом нужно стабилизировать напряжение регулируемым стабилизатором, например LM317. Самый простой, не самый предпочтительный, но тем не менее работоспособный вариант — питать накал от обычного USB зарядного устройства. 5В вполне хватит для питания накала, но при этом нужно поставить дополнительные конденсаторы для фильтрации, так как многие зарядные устройства дают на выход кучу помех.
Вход и выход подпаиваются к плате на проводах, при этом можно использовать любые гнёзда jack 6.3. Провода для их подключения не должны быть слишком длинными. Потенциометры впаиваются непосредственно на плату. Схема, собранная в точности и без ошибок начинает работать сразу, не требуя наладки. Предпочтительно сначала подать напряжение на накал, и только когда лампа разогреется (оранжевое свечение лампы хорошо видно в темноте) подключать анодное, после этого предусилитель сразу начнёт работать. Убедится в этом можно коснувшись входа — на выходе сразу появятся характерные трескающие звуки. Собранную плату обязательно нужно поместить в экранированный корпус для того, чтобы она не ловила внешние наводки. Идеально, если он будет металлическим, но также можно использовать пластиковый, и при этом обтянуть его изнутри фольгой. Корпус должен подключаться к земле схемы. Удачной сборки!
Источник
Ламповый гитарный предусилитель Rectivator
Гитарная электроника — это та область, в которой до сих пор активно применяются радиолампы, несмотря на то, что ещё лет 40-50 на смену лампам пришли более практичные полупроводниковые элементы. Обусловлено это, по заявлениям гитаристов, более приятным звуком ламповой техники, да и сам внешний вид играет здесь немалую роль — одно только эстетическое удовольствие от вида тускло светящихся в темноте нитей накала ламп стоит многого. Многие производители гитарной аппараты выпускают ламповые агрегаты, то же касается и самодельных радиолюбительских конструкций — в сети представлено довольно много схем различных ламповых гитарных примочек, начиная от простых перегрузов, заканчивая полноценными ламповыми усилителями.
Входной сигнал с гитары подаётся на вход IN, выходной сигнал, готовый для подачи на оконечный усилитель снимается с выхода OUT, при этом в схеме имеются 6 регулировок.
- GAIN — регулировка степени перегруза, можно настраивать от практически чистого до плотного дисторшена
- BASS — уровень низких частот
- TREBLE — уровень высоких частот
- MIDDLE — уровень средних частот
- PRESENCE — придаёт звуку некоторую окраску
- LEVEL — уровень громкости на выходе
Часто ламповые устройства собираются навесным монтажом, это позволяет свести к минимуму паразитные связи между деталями. Однако грамотно разведённая печатная плата также может обеспечить не менее надёжную работу лампового устройства, в чём я убедился. Процесс сборки показан на фотографиях ниже.
На самой печатной плате устанавливаются и разъёмы входа-выхода для гитарных штекеров, и три ламповые панельки, и все 6 потенциометров. Проводами к плате подводится питающее напряжение. Рекомендую использовать для изготовления плат таких размером текстолит потолще, например, 2 мм, иначе плату немного выгибает винтом от нагрева при ЛУТ методе нанесения дорожек. В дальнейшем плату желательно разместить в металлическом корпусе, иначе при максимальном уровне усиления становится заметен фон внешних наводок. В работе данный предусилитель показал себя наилучшим образом — очень приятный плотный звук, приятная работа темброблока, и всё это собрано из дешёвых и очень доступных компонентов. Удачной сборки!
Источник
Академия Гитарной Электроники: собираем преамп ENGL E630 — Академия Гитарной Электроники
- Академия Гитарной Электроники
- >Преампы, Примочки
- >Ламповые
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
- 2 Страниц
- 1
- 2
- →
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
собираем преамп ENGL E630 Редкий кейс, первый преамп
#1
AcidBeast
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 16
- Регистрация: 18 June 20
Добрый день!
Решил взяться за разработку преампа ENGL E630
Это мой первый преамп, подобных наработок в англоязычных источниках не находил, поэтому опишу здесь процесс, текущие наработки, результаты по звучанию, возникшие проблемы и ретроспективу.
Как видите, схема описывает два канала: low gain и high gain на трёх лампах ECC83s. Байпаса, клина и слегка подгруженного кранча в схеме нет
Получившиеся каскады слева направо:
- Входной каскад
- Перегруз
- High gain
- Буфер перед темброблоком
- Smooth эффект
- Выходной буфер
Примечание: рассчитал и проверил только первые два каскада. По схеме ничем принципиально не отличаются от e530, кроме Smooth и буфера.
Выходы на панель (или наш бизиборд без реле):
- Sense on/off
- Gain 1MA
- Lead boost on/off
- Lead 250KA
- Contour on/off
- Bass 1MA
- Middle 20KB
- Treble 250KB
- High balance 1MA
- High balance on/off
- Smooth on/off
- Crunch/Lead (здесь Low gain/High gain)
- Volume 250KA
- Lineout 500KA
Теперь о питании:
Два трёхпиновых сокета с зазором 3мм.
Пины 1, 3 — к трансформатору, пин 2 — на землю.
Накал ламп переменный параллельный 6.3 vac. Анодное питание 275 vac, двухполупериодное выпрямление диодами BY255.
С теорией всё понятно, перейду к реализации.
Использовал стандартное решение с планкой шасси ламп под углом 90 градусов, что позволяет нам запихнуть плату с лампами в стандартный RACK U1 корпус. Чертил с использованием трассировки дорожек в Autodesk Eagle, компоненты из европейских либ. На схему с pcb потратил приблизительно 60 часов. По gerber файлу заказал плату в Китае с чёрной матовой маской. По моим большим габаритам с доставкой вышло около 2К.
Итоговый результат через месяц:
Компоненты:
Все компоненты с AliExpress, за исключение плёночных конденсаторов WIMA. Закупал в Китае всё оптом и ушло примерно 2К, притом осталось ещё немало рассыпушки. На конденсаторы WIMA ушло 1.4К, долго ждал поставки из Германии. Замечу, логарифмические потенциометры у китайцев весьма проблемно найти, нашёл только на 1МА. Баг это или фича, но у них чувствуется шаг и что-то среднее между двумя состояниями не выкрутить
Схема требует тороидальный трансформатор с вторичками на 6.3 vac 1 A и 275 vac 20 mA. Купил на авито за 1.5К. Забегу вперёд и замечу, что по замерам сила тока вышла в 10 раз больше, а из-за напряжения сети в 240 v, обмотку накала ламп пришлось отматывать и анодное питание сбавлять резисторами (башней резисторов)
Сборка (слабонервным не смотреть):
Плата:
Процесс впайки резисторов:
Впаял немецкие конденсаторы:
Итоговый вариант с кучей костылей:
Теперь о багах и багфиксах:
- Сокеты из Китая не подошли к плате по размерам. Прибивал гвоздями, так сказать, а в конце изолировал флюсом
- Сокеты ламп отзеркалены, смотрят на панель. Можно было перевернуть плату шасси ламп, если бы был паяльный фен.
- Потенциометры тоже инвертированы. По часовой громкость уменьшалась, влево прибавлялась. Пришлось перепаять
- Заземление для анодов, катодов и накала в ламповом усилении должно быть разделено. Самый большой баг, который в данный момент пытаюсь пофиксить
- Правый канал на выходном джек сокете идёт параллельно с левым. Если подключить моно кабель, сигнал идёт на землю. Перекусил его кусачками
- На аноды заказал резисторы на 3 W, на плате разметка под 1.5 W. Но большой проблемой не было
- На накале ламп получил 6.83 vac, отмотал вторичку трансформатора
- Подстроечники на 250 R вообще существуют? Впаял 2 параллельно на 500 R, но от от них нет никакого эффекта
- На выпрямлении анодного питания по замерам получил напряжение в 390 vdc. Нет уверенности, что аноды поступает нужная сила тока. Паял башенки из резисторов, пока не получил 340 vdc. xD
- 220 uF излишне много для преампа, мешает установке в корпус и крайне опасно (отделался небольшим ожогом пальца)
- О корпусе U1 речь уже не идёт
- Boost, contour временно запаял в on, т.к. тумблеры отходили, а припаивать собирался после отладки. Smooth так же временно байпаснул
Тест и звучание:
Подключил к небольшой голове с кабсимом в наушники. В линию очень большое усиление.
Low gain:
Темброблок работает ожидаемым образом, присутствуют сухие середины от Savage 120. Хорошо подчёркнуты гармоники. На палм мьютах урезаются сочные частоты. Сильно фуззит с прибавлением гейна, чуть-чуть булькает.
High gain:
Очень приятный насыщенный модерн тон, хорошо звучат соло. Регулируется ручками Gain и Lead. Нереально пищит, шипит 🙁
Все проблемы из-за косяков с изолированием дорожек и неправильным анодным питанием. Могу записать и выложить сэмплы, если интересует.
И наконец, ретроспектива:
Изначальной целью ставил изучить ламповое усиление на двух проектах: преамп и оконечник. Делал данный преамп исключительно из любопытства и времяпровождения на карантине, решил начать с самого любимого тона. Было большой неожиданностью, что моя схема вообще способна выдать какой-то звук. В конечном итоге пришёл к тому, что стоило взять схему e530 и только изменить темброблок, ради желаемых сухих середин. За 2 недели пайки столь солидного проекта выпрямил руки, понял какие либы компонентов стоит использовать, как стоит разделять плату на модули. Пару раз чуть не оглох при подключении в кабсим с наушниками: на выходе достаточное усиление, чтобы запитать небольшой кабинет. Понял, что стоит разряжать конденсаторы перед действиями на плате. Для получения желаемого тона, успокоения нервов и применения ламп по назначению решил сделать мод темброблока напольника по e530 с буфером на транзисторе и без rough/smooth (готовых проектов в интернете много, но прошу посоветовать в комментариях схему с pcb, на которой это будет просто переделать). Семь раз отмерь, один отрежь в действии. Если есть любая критика, советы, желание взяться за данную модель преампа, прошу отписаться. Всем хорошего дня
финальный вариант схемы с подобранными конденсаторами — во вложении.
семпл здесь: https://soundcloud.c. e_stereo_sample
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал NorthZyklon: 07 September 2020 — 17:25
Источник