- Обжиг дерева Shou Sugi Ban. Как полузабытая японская технология переживает рассвет на Западе
- Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению
- Какие свойства приобретает жженое дерево
- Техника обжига шусугибан в деталях — видео
- О фактурах
- Что влияет на долговечность панелей
- Обжиг дерева Shou Sugi Ban. Как простая техника консервации продлевает жизнь уличной древесины до 120 и более лет
- Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению
- Какие свойства приобретает жженое дерево
- Техника обжига в деталях
- О фактурах
- Shou-Sugi-Ban: необычное оформление фасада дома
- Фото: оформления фасада обожженным деревом
- Дом в Саттоне, Квебек, Канада
- Ухоженная хижина в Чили
- Houtskelet Gebouw в Амстердаме, Нидерланды
- Дом Gui в городе Идзумо, Симанэ, Япония
Обжиг дерева Shou Sugi Ban. Как полузабытая японская технология переживает рассвет на Западе
Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению
Shou Sugi Ban — это измененный на западный манер термин того, что в Японии называют Yaki sugi-ita или просто Yakisugi. Речь идет о традиционном способе защиты досок с помощью обугливания. Не вдаваясь в лингвистические тонкости, Yakisugi можно свободно перевести как «сожженная кедровая доска» или «томление кедра». Эта технология активно применяется в Японии с XVIII века, но существуют и более ранние примеры ее немассового использования.
Метод консервации получил распространение как сугубо утилитарная технология. Обугленные доски использовались для отделки фасадов деревенских домов и складов, в которых хранился рис и другие запасы — таким образом японцы защищали самое ценное от пожаров.
С появлением современных материалов на родине эта технология защиты древесины оказалась почти забытой. Интерес к ней возродили западные архитекторы. Их впечатлила выразительность и непроницаемая глубина черных фактур — модернистская по своей сути, придающая постройкам ореол интриги и глубины. Так в последние десятилетия метод Shou Sugi Ban обрел новую жизнь на Западе.
Техника обжига, когда-то придуманная как средство пожарозащиты, снова удивила парадоксом — то, что в Японии традиционно считалось деревенским стало высоким архитектурным стилем на Западе.
Какие свойства приобретает жженое дерево
Возрождение интереса к технологии Yakisugi объясняется главным образом эстетикой, но это не списывает со счетов ее практической ценности. Давайте разберемся, зачем вообще жечь дерево и какими свойствам его наделяет тот самый «колдовской уголь».
Как уже было сказано эту технологию использовали главным образом для пожарозащиты. Можно не вдаваться в химию и описывать те структурные изменения, которые вызывает термообработка. Достаточно попытаться развести костер из обугленных головешек, и вы поймете идею, которую успешно использовали проницательные предки.
Второй важный момент заключается в том, что сжигание нейтрализует целлюлозу — углеводы, которые любят древоточцы, грибы и бактерии. Таким образом древесина становится непригодной для вредителей и любой биологической активности, что защищает ее от гниения. Полученный слой древесного угля также отталкивает воду и предотвращает неблагоприятное воздействие ультрафиолета.
Доски, подвергшиеся обжигу по методу Shou sugi ban, при правильном монтаже гарантированно отслужат 80 и более лет. Это по весьма скромным прикидкам. Так, например, японский буддийский храм Хорюдзи в префектуре Нара существует гораздо дольше — это одно из старейших деревянных сооружений в мире сохранившихся на сегодняшний день. Первоначально пятиэтажная пагода была возведена в 607 году н.э. После пожара, который полностью уничтожил постройку, в 711 году храм был восстановлен с помощью технологии Shou Sugi Ban.
Техника обжига шусугибан в деталях — видео
В классическом варианте деревянные панели обжигают только с одной стороны. Стандартная толщина доски — 10-15 мм. Для достижения нужного эффекта три доски продольно связывают вместе, образуя треугольный туннель. В один из концов засовывают охапку соломы и поджигают, переворачивая конструкцию в вертикальное положение. При работе с длинными досками треугольную связку поднимают при помощи веревок, переброшенных через перекладину.
Во время горения мастер раздвигает щели между досками специальным клинком. Это нужно для обеспечения доступа кислорода и правильного распределения огня, чтобы каждая пласть обжигалась равномерно. Доски жгут 2-3 минуты после чего резко охлаждают водой.
Как это происходит на практике — смотрите видео:
На первый взгляд в технике обжига нет ничего сложного. Но на поверку все оказывается не так. Во-первых, нужно приловчиться жонглировать довольно громоздкой и полыхающей конструкцией. К тому же потребуется набить руку на том, чтобы правильно контролировать процесс горения и выдерживать нужное время обжига. Но куда большие сложности связаны с выбором древесины. В аутентичном варианте для этих целей используют криптомерию — японский кедр. К слову, он считается национальным деревом этой страны.
Не вся древесина принимает тепло так, как криптомерия. Если обжиг недостаточно глубокий, обугленный слой быстро разрушится, лишив облицовку не только оригинального внешнего вида, но и основных качеств: атмосферостойкости, пожарозащиты, устойчивости к гниению. Смолянистая древесина японского кедра обеспечивает быстрое и равномерное горение, а сама доска приобретает чешуйчатую фактуру, напоминающую черную кожу крокодила.
В наших условиях для изготовления панелей шусугибан мы бы рекомендовали экспериментировать только с хвойными породами.
О фактурах
В Shou Sugi Ban больше всего впечатляет загадочная красота обугленного дерева. Неудивительно, что именно эстетика стала решающим фактором возрождения интереса к этой технике. Декоративный обжиг позволяет добиться широкого многообразия фактур: от самых глубоких черных, напоминающих цвет воронова крыла, до менее экстремальных коричневых тонов.
Чтобы осветлить оттенок, обожженные доски чистят металлической щеткой. Этот процесс хорошо известен нам как браширование. После такой обработки доски традиционно покрывают маслом. Если вы изначально планировали создавать доски с неглубоким обжигом под браширование, нужного эффекта можно добиться более простой технологией — за счет обжига паяльной или газовой лампой.
Читайте по теме:
Даже если обжиг выполняется без ошкуривания, обугленный битумно-черный слой со временем исчезает. Выветривание и другие атмосферные воздействия постепенно разрушают «колдовской уголь», обнажая шоколадно-коричневую или темно-серую фактуру древесины. Это можно увидеть на многих исторических зданиях в Японии.
Что влияет на долговечность панелей
Древесина, обожженная по японской технологии, в среднем служит 80–120 лет. Срок эксплуатации зависит от большого количества факторов. В первую очередь — это вид используемой древесины и глубина обжига. Срок жизни сайдинга во многом зависит от особенностей установки. Влага, постоянно проникающая с тыльной стороны фасада, быстро приведет деревянные панели в негодность. Также обожженные доски не рассчитаны на контакт с землей, поэтому такую обшивку не делают в пол — в традиционных японских домах эту проблему решают при помощи каменного или кирпичного цоколя, как на фото выше.
Наконец, долговечность досок шусугибан во многом зависит и от особенностей атмосферных воздействий: интенсивности ультрафиолетового излучения, циклов замораживания–оттаивания, силы преобладающих ветров, агрессивности воздуха в прибрежных зонах, ориентации стен. Примечательно, что в Японии естественная состаренность фасада является поводом для гордости, поэтому обожженные панели редко подвергают окрашиванию и реставрации.
Источник
Обжиг дерева Shou Sugi Ban. Как простая техника консервации продлевает жизнь уличной древесины до 120 и более лет
Идея обжигать древесину, чтобы защитить ее от огня кажется нелогичной и в то же время гениальной по своей сути. Она посетила человека много веков назад. На Руси этот способ называли подкуриванием, он был известен в Скандинавии и Китае, но наибольшую популярность получила японская вариация обжига — техника Shou Sugi Ban. Сегодня она переживает настоящий ренессанс как в самой Японии, так и на Западе.
Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению
Shou Sugi Ban — это измененный на западный манер термин того, что в Японии называют Yaki sugi-ita или просто Yakisugi . Речь идет о традиционном способе защиты досок с помощью обугливания. Не вдаваясь в лингвистические тонкости, Yakisugi можно свободно перевести как «сожженная кедровая доска» или «томление кедра». Эта технология активно применяется в Японии с XVIII века, но существуют и более ранние примеры ее немассового использования.
Метод консервации получил распространение как сугубо утилитарная технология. Обугленные доски использовались для отделки фасадов деревенских домов и складов, в которых хранился рис и другие запасы — таким образом японцы защищали самое ценное от пожаров.
С появлением современных материалов на родине эта технология защиты древесины оказалась почти забытой. Интерес к ней возродили западные архитекторы. Их впечатлила выразительность и непроницаемая глубина черных фактур — модернистская по своей сути, придающая постройкам ореол интриги и глубины. Так в последние десятилетия метод Shou Sugi Ban обрел новую жизнь на Западе.
Техника обжига, когда-то придуманная как средство пожарозащиты, снова удивила парадоксом — то, что в Японии традиционно считалось деревенским стало высоким архитектурным стилем на Западе.
Какие свойства приобретает жженое дерево
Возрождение интереса к технологии Yakisugi объясняется главным образом эстетикой, но это не списывает со счетов ее практической ценности. Давайте разберемся, зачем вообще жечь дерево и какими свойствам его наделяет тот самый «колдовской уголь».
Как уже было сказано эту технологию использовали главным образом для пожарозащиты. Можно не вдаваться в химию и описывать те структурные изменения, которые вызывает термообработка. Достаточно попытаться развести костер из обугленных головешек, и вы поймете идею, которую успешно использовали проницательные предки.
Второй важный момент заключается в том, что сжигание нейтрализует целлюлозу — углеводы, которые любят древоточцы, грибы и бактерии. Таким образом древесина становится непригодной для вредителей и любой биологической активности, что защищает ее от гниения. Полученный слой древесного угля также отталкивает воду и предотвращает неблагоприятное воздействие ультрафиолета.
Доски, подвергшиеся обжигу по методу Shou sugi ban, при правильном монтаже гарантированно отслужат 80 и более лет. Это по весьма скромным прикидкам. Так, например, японский буддийский храм Хорюдзи в префектуре Нара существует гораздо дольше — это одно из старейших деревянных сооружений в мире сохранившихся на сегодняшний день. Первоначально пятиэтажная пагода была возведена в 607 году н.э. После пожара, который полностью уничтожил постройку, в 711 году храм был восстановлен с помощью технологии Shou Sugi Ban.
Техника обжига в деталях
В классическом варианте деревянные панели обжигают только с одной стороны. Стандартная толщина доски — 10-15 мм. Для достижения нужного эффекта три доски продольно связывают вместе, образуя треугольный туннель. В один из концов засовывают охапку соломы и поджигают, переворачивая конструкцию в вертикальное положение. Если доски длинные, связку поднимают при помощи веревок, переброшенных через перекладину.
Во время горения мастер раздвигает щели между досками специальным клинком. Это нужно для обеспечения доступа кислорода и правильного распределения огня, чтобы каждая пласть обжигалась равномерно. Доски жгут 2-3 минуты после чего резко охлаждают водой.
На первый взгляд в технике обжига нет ничего сложного. Но на поверку все оказывается не так. Во-первых, нужно приловчиться жонглировать довольно громоздкой и полыхающей конструкцией. К тому же потребуется набить руку на том, чтобы правильно контролировать процесс горения и выдерживать нужное время обжига. Но куда большие сложности связаны с выбором древесины. В аутентичном варианте для этих целей используют криптомерию — японский кедр. К слову, он считается национальным деревом этой страны.
Не вся древесина принимает тепло так, как криптомерия. Если обжиг недостаточно глубокий, обугленный слой быстро разрушится, лишив облицовку не только оригинального внешнего вида, но и основных качеств: атмосферостойкости, пожарозащиты, устойчивости к гниению. Смолянистая древесина японского кедра обеспечивает быстрое и равномерное горение, а сама доска приобретает чешуйчатую фактуру, напоминающую черную кожу крокодила. В наших условиях для изготовления панелей шусугибан мы бы рекомендовали экспериментировать только с хвойными породами.
О фактурах
Декоративный обжиг позволяет добиться широкого многообразия фактур: от самых глубоких черных, напоминающих цвет воронова крыла, до менее экстремальных коричневых тонов ( листайте галерею вправо ).
Источник
Shou-Sugi-Ban: необычное оформление фасада дома
Shou Sugi Ban – это процесс обжига древесины для фасадов, который принято считать древней японской техникой. Изготовленный таким образом фасадный сайдинг сохранит свои свойства и внешний вид на долгое время.
Shou Sugi Ban позволит не только проявить новые эстетические качества, но и послужит отличной защитой древесины от гниения, насекомых и пожара.
Технология состоит из нескольких этапов: обжиг древесины, ее охлаждение, очистка от остатков пепла и покрытие маслом. Ранее японцы повсеместно использовали кипарис, но для такой технологии отлично подойдут и другие виды древесины – кедр, сосна, дуб или пихта. С японского Shou Sugi Ban переводится как «томление кедра». Срок службы подобной древесины составляет более 100 лет.
Древесина, обработанная по этой технологии, применяется не только для оформления фасада дома. Ее также можно использовать в изготовлении мебели, оформлении интерьеров и в художественном творчестве. Ниже вы сможете ознакомиться с несколькими примерами применения технологии Shou Sugi Ban.
Фото: оформления фасада обожженным деревом
Техника Shou Sugi Ban – это привлекательная текстура, экологическая чистота и долговечность. Примером тому является дом Shou Sugi Ban от Schwartz and Architecture. Относительно небольшой дом расположился на красивом участке над Силиконовой долиной. Проект был вдохновлен образами и текстурами вокруг – корой, валуном и листьями. Название дома связано с технологией обжига древесины, которую используют для отделки и защиты фасадов.
Дом в Саттоне, Квебек, Канада
Внешний вид таких домов отличается своеобразным глубоким серым цветом, которого невозможно добиться при смешивании разных красок. Диапазон оттенков обугленного покрова зависит от времени обжига. Тона могут быть серебристые, коричневые или черные.
Каркасный дом Roy-Lawrence находится неподалеку небольшого городка Саттон в восточном Квебеке. Резиденция была построена семьей швейцарских эмигрантов, которые переехали в Канаду в 1930-х годах. Вокруг по-прежнему можно наблюдать красивые пейзажи, классические альпийские шале и другие традиционные здания.
Классическое швейцарское шале должно размещаться на каменном основании, иметь цельнодеревянный каркас и широкую крышу. Главная цель: заменить традиционные элементы дома на более современные. В данном случае постройка выглядит следующим образом: монолитный бетонный фундамент и стоечно-балочный каркас, который позволяет применить панорамное остекление стен. Также присутствует традиционно большая крыша, которая выступает над входом в гараж.
Интерьеры дома были разработаны с учетом простейших принципов географической планировки. Предусмотрено естественное освещение помещений и открытый панорамный пейзаж на долину на юго-западе. Внутреннее пространство дома и внешний горный ландшафт соединяет полностью застекленный внутренний дворик.
Ухоженная хижина в Чили
Дополнительным преимуществом японской технологии обработки древесины является отсутствие различных химических средств для защиты древесины. При постройке этой хижины была применена именно такая технология, которая хорошо справляется с задачей антипиренов и антисептиков.
В отличие от предыдущих вариантов, хижина предназначена для двоих людей. Из окна открывается чудесный вид на горы, что создает поистине незабываемую атмосферу в доме.
Houtskelet Gebouw в Амстердаме, Нидерланды
Houtskelet Gebouw построен полностью из материалов, пригодных к вторичной переработке. Это первый энергосберегающий дом в Нидерландах, который был построен ZwartHout в сотрудничестве с архитекторами FARO. Они высчитали наилучшую форму здания, его оптимальные габариты и создали комфортные условия для проживания людей.
Фасады из обгоревшей древесины выглядят благородно и образуют гармоничный дуэт с красным фасадом и досками оранжевого цвета. Это создает фантастическую цветовую композицию темных и светлых тонов дерева.
Цвет окон визуально гармонирует с ветрогенератором, который возвышается на крыше. Ветрогенератор – один из способов обеспечить дом электроэнергией. Он отлично дополняет солнечные батареи, которые помогают значительно сэкономить на потреблении электроэнергии.
Дом Gui в городе Идзумо, Симанэ, Япония
Дом находится на равнине Идзумо. Его окружает песок, который ведет от реки Хи до озера Синдзи и от реки Кобе до Японского моря. Город Идзумо находится в префектуре Симанэ, где выращивается рис и различные фрукты.
Так как это небольшой дом, общая площадь которого составляет всего около 66 квадратных метров, большие раздвижные окна в гостиной установили на высоте 90 см от земли с целью сохранить неприкосновенность частной жизни жителей. В то же время, из окон открывается прекрасный вид на окружающий ландшафт.
Источник