Вага для марионетки своими руками

Простейшая вага для управления вертикальной марионеткой

Вага состоит всего из четырёх де­талей:

1 — основной шток, за который актёр держит вагу.

2 — подвижное коромысло — им управляются ноги куклы.

3 — неподвижная планка, на которой крепятся нити: идущие к плечам куклы — плечевые, голове — височные, к рукам — ручные. Поясная (спинная) нить крепится к нижнему концу основного штока.

4 — крючок, чтобы подвесить вагу с куклой в нерабочее время.

Марионетка, если она не на хранении, должна быть в подвешенном положении, иначе нити перепутаются.

При изготовлении ваги луч­ше всего использовать твёрдые породы дерева — берёзу, бук и т.п. Детали — основной шток и неподвижное коромысло — мож­но выточить на токарном станке или сделать вручную. На работе куклы внешний вид ваги мало отражается; важно, чтобы она хорошо работала, но надо по­мнить и об актёре, который бе­рёт в руки этот инструмент. Приятно работать удобным и краси­во сделанным инструментом.

Размеры ваги и, соответствен­но, деталей её зависят от разме­ров куклы. Поперечная планка у вертикальной ваги при любых ус­ловиях должна быть меньше под­вижного коромысла, чтобы нити, которыми управляются ноги, не мешали поворотам головки куклы, подвешенной к концам поперечной неподвижной планки.

Изготовление деталей ваги производится в следующем порядке:

1) Вытачивается шток веретенообразной формы, размер которого должен быть не меньше половины роста куклы. В верхней толстой части делается пропил для подвижного коромысла глубиной 30-40 мм и шириной по толщине коромысла так, чтобы оно свободно вставлялось в этот пропил. Сверлом 2,5 мм просверливается отверстие, которое будет одновременно служить для крючка и для оси коромысла.

2) Вырезается коромысло, которым управляются ноги. Длина подвижного коромысла опреде­ляется практически: чем выше должна поднимать ногу кукла, тем длиннее плечо коромысла. Его можно сделать из прямой рейки, но лучше так, как показано на рисунке, то есть слегка выгну­тым — это удобнее пальцам актё­ра. Необходимо помнить, что ак­тёр держит коромысло на двух пальцах и вся тяжесть куклы да­вит на них, поэтому коромысло нельзя делать тонким и с остры­ми краями. В центре коромысла тем же сверлом 2-2,5 мм просвер­ливается отверстие для оси, а на его концах — для крепления ни­ток. Вместо отверстия можно вколотить маленькие скобочки, которые легко изготовить из пор­тновской булавки, откусив головку и согнув её пополам.

3) Вырезается или вытачива­ется планочка для поперечины. Она должна быть не меньше размера головки куклы по ширине, но не больше подвижного коромысла. Если кукла в шляпе, то, соответственно, увели­чиваются размеры планки и коромысла. Головка куклы или поля её шляпы не должны касаться ниток, идущих от коле­нок к коромыслу.

4) Из проволоки диаметром 2-2,5 мм выгибается крючок, как на платяной вешалке. Нижний его конец 50-60 мм надо загнуть под прямым углом.

Сборка ваги

Измеряется расстояние от плечи­ков до пояса куклы и откладывается на штоке от нижнего конца. На этом расстоянии параллельно пропилу в верхней части штока следует закрепить неподвижно планку. Если она круглая, на што­ке круглым напильником делает­ся выемка. Планка сажается на клей и закрепляется гвоздиком или шурупом. Если она в виде ре­ечки, на штоке по ширине её де­лаются небольшие пропилы, за­тем скалывается выпил и встав­ляется на клей заготовка, также закреплённая гвоздиком или шу­рупом. На концах планки нужно просверлить отверстия или вко­лотить скобочки для головных ниток. Подвижное коромысло вставляется в заготовленный пропил в штоке. Прямой конец крючка продевается через про­сверленные отверстия штока и коромысла вплотную до сгиба. Чтобы уменьшить трение между проволокой и коромыслом, можно поставить шайбочку. Конец проволоки выгибается вдоль штока и вколачивается в него. В нижний конец штока приделывается ско­бочка для спинной нити. Остальные скобочки вколачиваются в момент подвески куклы к ваге. Наиболее удобное место для них определяется пробным путем.

Читайте также:  Как перепрошить эбу автомобиля своими руками

Вага с крестовиной

Второй вариант вертикальной ваги в целом аналогичен перво­му. Разница лишь в том, что вместо одной планки, для подвязки головки куклы ставится крестовина, позволя­ющая точнее управлять поворо­тами, подъёмом или наклоном головки. Нитки на головке кук­лы в данном варианте закреп­ляются не только на висках, но ещё на затылке и на лбу, или на кончике носа. Головка куклы дублирует повороты или наклоны ваги.

Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы

Источник

Монтаж куклы марионетки: 3 часть. Финишный декор и вага (крестовина)

1 часть здесь
2 часть здесь

Финишная прямая, сегодня мы заканчиваем динозавра, и он начнет ходить и бедокурить.

Итак, что нам понадобится:

  • ткань для ног и шеи;
  • иголка;
  • нитки;
  • клей момент;
  • леска;
  • карандаш;
  • тонкая рейка (примерно 0.7 — 1 см) 1 метр;
  • резак;
  • бормашина, или шило;
  • наждачка крупная и мелкая.

Итак, начнем заканчивать. Напоминаю, мы имеем вот такого динозавра с кожаными шнурками, вместо ног и шеи

Теперь нам потребуется ткань. Я люблю флис, потому что мне нравится контраст материалов. Вырезаем 3 кусочка. 2 для ног и одну для шеи. Кусочки должны по длине быть равны длине ног и шеи, соответственно, плюс 1 — 1,5 см. А в ширину около 4 см. Углы закругляем, что бы они не мешались при склейке.

Берем динозавра, оборачиваем шнурки тканью, подворачивая края внутрь, сшиваем.

Повторяем это со второй ногой и шеей. Должно получиться вот что:

Теперь выворачиваем свободные края наружу, примерно на 0,5 см. Намазываем тонким слоем клея, что бы части склеились, но клей не выступил на другой стороне.

Аккуратно, по очереди, выворачиваем края обратно, расправляем и приклеиваем к туловищу, ступням, голове.

Динозавр готов. Теперь надо сделать вагу (крестовину) и наша зверушка оживет.

Кладем динозавра на бок в то положение тела, которое хотим, что бы он держал в расслабленном виде на ваге. Расправляем леску над динозавром. Кладем рейку над динозавром, что бы было видно, куда придут нити. Отмечаем положение. Отступаем примерно 1 см. Отпиливаем лишнее, если надо.

Берем второй кусок рейки, и кладем перпендикулярно первой, так, что бы она «смотрела» на носок динозавра, где закреплена леска. Можно сдвинуть чуть ближе к голове, но если положить ближе к туловищу, лапы динозавра при ходьбе будут разворачиваться назад. Отмечаем положение рейки на рейке карандашом.

переворачиваем динозавра на живот, прижав ступни к туловищу, так, что бы они носком смотрели в сторону головы. Расправляем леску. Кладем рейку перед динозавром и отмечаем положение лесок, отступаем около сантиметра. Отпиливаем лишнее.

ответственный момент. Будьте осторожны. Надо сделать выемки в рейках. Находим отметки положения реек друг относительно друга. Осторожно прорезаем дерево вниз по отметинам, примерно на половину у обеих реек. Затем, так же осторожно, дабы не порезаться, выбираем середину. Важно, что бы края были одинаковыми, как и дно выемки, не должно быть срезано больше в какую либо из сторон.

Читайте также:  Как раскрасить карандаш своими руками

Настало время проделывать отверстия под леску, там, где мы отметили их положение. Я это делаю быстро бормашиной, но можно шилом. Главное не торопиться, не давить, иначе деревяшка треснет.

Зашкуриваем обе заготовки. Эта часть очень важна. Вага будет в руке, а занозы нам ни к чему. Склеиваем, оставляем сохнуть.

Соединяем динозавра с Вагой. Начинаем со средней нити. Делать это надо стоя. Вагу держим так, что бы руке было удобно. Продеваем среднюю нить туловища в подготовленное для нее отверстие так, что бы руке было удобно, а динозавр плотно стоял на полу с выпрямленными ногами. Есть несколько способов крепления нити, я пользуюсь вот этим. Потому что он позволяет снять нить, если марионетка безвозвратно запуталась, и распутать.

Затем крепим голову, потом хвост. Последними крепим ноги. Тут важно, что бы в это время ступни плотно стояли на полу, а сама нога была прямой. И вот, живой, подвижный друг готов. Управляя марионеткой, помните, что вы можете двигать не только вагой, но и помогать свободной рукой. Это сделает движения более разнообразными.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • (1)
  • Corel Draw (35)
  • Акварель беспокойная (68)
  • Алешкинский лесопарк Москвы (18)
  • Барочный театр (52)
  • Останкинский театр (32)
  • В коллекцию шедевров (20)
  • Голова и её маски (типажи) (10)
  • Графика, рисунок (66)
  • Детские фломастеры (7)
  • Драматургия момента (4)
  • Живопись детей (14)
  • Интересно (57)
  • История кукольного театра (5)
  • Кино-афиша (17)
  • Книжная иллюстрация (32)
  • Книжная миниатюра (42)
  • Композиция и дети (52)
  • Контраст (2)
  • Логика вне логики (15)
  • Пропорции (2)
  • Ритм (1)
  • Цвет (4)
  • Конспект дизайнера (69)
  • Костюм (9)
  • Куклы мультипликации (2)
  • Лаборатория рисунка-живописи (66)
  • Грамматика рисования «от себя» (11)
  • Лепка Э. Лантари (14)
  • Маски художественные (27)
  • Венецианские маски (2)
  • Дизайт маски (12)
  • Маски мира (2)
  • Тексты (2)
  • Оглавление дневника (6)
  • Оглавление дневника (1)
  • Пешком по Москве с камерой (11)
  • Пистолеты (11)
  • Письма к начинающему художнику (26)
  • Практика западных учителей ИЗО (12)
  • Предмет — композиция (43)
  • рисунок эскиз (88)
  • рисунок эскиз (1)
  • Русь деревянная (5)
  • Самоедство (164)
  • Выделка фото (26)
  • Мои рифмы (10)
  • Переводы стихов (50)
  • Стихи (17)
  • Чехословацкие события августа 1968 года (7)
  • Суть, да дело (5)
  • Театральная кукла (179)
  • Большие куклы (6)
  • Марионетки (64)
  • Механика куклы (23)
  • Перчаточные куклы (20)
  • Техника и технология кукольного театра (22)
  • Текст- «композиция и дети» (2)
  • Теория узоров (7)
  • Техника и технология театра (27)
  • Театральный макет (27)
  • Токарный станок по дереву (9)
  • Художник театра (13)
  • Цвет с натуры! (26)
  • Я и дети страницы для педагогов дошкольного образо (139)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Подвеска марионетки к ваге

Подвеска марионетки

Высота куклы до макушки около 35 сантиметров. В таблицах старался показать порядок работы над подвеской куклы, убирая все, что не относится к данному этапу. Вага опущена утрированно низко над куклой. Это условность. В реальности, длинна нитей позволяет управлять куклой стоя на полу на одном с ней уровне.

Одну и ту же куклу можно подвесить множеством способов, в зависимости от стоящих перед ней задач. Можно упростить или усложнить. Надеюсь, будет возможность дать варианты ваг и способов подвески куклы на следующих страницах.

Читайте также:  Ванны своими руками море

Подвешиваем вагу за крючок так, чтобы ноги стояли на полу. Если коромысло отклонилось от горизонтали, подтягиваем или отпускаем одну из нитей. Сбрасывается один оборот, или набрасывается новый. Прорезь-щель пропиливается лобзиком так, чтобы нить туго в неё продергивалась.
Обычно используют прочный шпагат, его цвет подбирается близким к цвету задника, на фоне которого будет играть кукла.
Бывает и декоративный вид подвески, нити нарочито толстые и разноцветные, их концы крепятся с помощью золотистых микро карабинов (от рыболовных снастей). Да, и сама вага отделывается резьбой и росписью. Такая кукла играется в открытую, она легко собирается на глазах детей, ей не нужна ширма.

Коромысло помогает сохранить неподвижность плеч при наклонах ваги в стороны и вбок (двигая головой). Вращая вагу по вертикали, мы легко разворачиваем корпус куклы, чтобы шагать в другом направлении.

Коромысло плеч можно опускать вниз чтобы кукла согнула ноги в коленях, а потом, оттянув туловище назад, легко посадить её на пол и прогнуть в талии. Так же легко кукла ложится на спину.

Голова должна иметь лёгкий наклон вперед, чтобы избежать случайного её запрокидывания назад.
Следим за тем, чтобы голова не мешала нитям плеч. Очень часто голова бывает настолько большой, что приходится вводить длинные выносные крючки для подвязки плечей

Наклоняя вагу в стороны, мы наклоняем и голову куклы.
Если одновременно с этим, наклонить вагу вперед, голова при наклоне, слегка развернется.
Помним, что осью наклона ваги будет ось коромысла плеч, и она должна оставаться неподвижной в пространстве.

Простейший способ подвески ног, поднимать и опускать их колени. Коромысло ног управляется большим и указательными пальцами руки кукловода. Вага висит на среднем пальце, который находится под аркой рукоятки.

Ноги чуть согнуты в коленных шарнирах. Это позволяет избежать мертвой точки.
Когда нога приподнимается коромыслом, чтобы сделать шаг, вага смещается вперёд на расстояние этого шага. Скажу честно, без солидной практики марионетка не пойдет. Куклу надо вести по прямой, равномерно работая коромыслом, и постоянно держать её ноги на уровни касания пола. Всё это можно контролировать только с помощью зеркала. Находясь над куклой, вы ничего не видите.

Подвеска руки может иметь переходной стержень, который управляется в свободном состоянии. Кукловод может опустить блок или поднять (ручки фиксируются в поднятом и опущенном положении). Две нити у руки позволяют делать кистью приветственные взмахи и другие интересные движения. Для правой руки делают не стержень, а крестовину.

Варианты в деталях

Подвеска ноги за ступню, нанизывая все её детали на нить.
К пятке можно подвести нить для оттягивания ноги назад для приседания на колено.
В пятку вставлен свинцовый груз.

Большую свободу в движении головы можно получить, введя подвижную шею, и подвесив голову на отдельную крестовину с тремя нитями. Сама крестовина на время работы снимается с крючка.

Голова повторяет все наклоны управляющей крестовины. Смещая её в горизонтальной плоскости, мы смещаем и голову относительно шейного шарнира в плечах.

Не меняя наклона крестовины, мы смещаем её вперед и вниз.

На примере марионетки «Женя» подготовлена страница о ваге и подвеске куклы.
Все обмеры в строгом соответствии с оригиналом. Я не затронул механику глаз «Жени», будет время, доберемся и до деталей.

Механика театральной куклы

Рубрики: Театральная кукла/Марионетки

Метки: puppet theatre technology theatrical puppet марионетка вага механика театральной куклы

Процитировано 39 раз
Понравилось: 5 пользователям

Источник

Оцените статью