- Как сделать вагонку своими руками
- Как из обрезной доски сделать вагонку
- Выбор обрезной доски
- Изготовление вагонки фрезером
- Вагонка своими руками. Используем циркулярную пилу и фрезер
- Как сделать вагонку своими руками на фрезерном станке
- Как сделать вагонку своими руками в домашних условиях
- Определение и разновидности вагонки
- Сфера применения
- Популярные размеры
- Промышленное производство
- Особенности самодельной вагонки
- От чего зависит качество
- Выбор материала
- Породы древесины
Как сделать вагонку своими руками
Среди отделочных материалов выгодно выделяется вагонка из дерева. Она легко монтируется, создаёт ровную поверхность, обладает всеми качествами натуральной древесины.
Основной недостаток такого отделочного материала — это высокая цена на рынке строительных материалов. Однако существуют способы самостоятельного изготовления вагонки, о которых не все знают.
В статье рассмотрены три варианта, как можно сделать вагонку своими руками, на примере опыта видеоблогеров.
Как из обрезной доски сделать вагонку
Мастер-класс от ютуб-канала «Самоделкин«.
Выбор обрезной доски
В домашней мастерской изготовить вагонку можно не из каждой обрезной доски. Для этого, как правило, используют 1 или 2 сорт пиломатериалов размерами 100х25х6000 мм. Это стандартный размер доски, который востребован на всех этапах строительства дома.
Есть определённые требования к обрезной доске для вагонки. У пиломатериала должна быть естественная влажность, но не более 16%. На досках не должно быть механических повреждений, признаков гнили или червоточин.
Породу дерева для вагонки подбирают в зависимости от того, что будет обшиваться: наружная часть дома, внутренние помещения, баня. Для самодельной вагонки обычно используют недорогие породы древесины, которые часто встречаются в торговой сети:
- сосна — ярко выраженная текстура, высокая прочность, хорошие теплоизоляционные свойства;
- ель — светлая текстура, большое количество сучков, лёгкая обработка, не коробится, невлагостойкая;
- ольха — в текстуре много оттенков, высокая влагостойкость и теплоизоляция;
- липа — красивая текстура, лёгкая обработка, устойчивость к перепадам температуры.
Изготовление вагонки фрезером
Прежде всего, обрезную доску, обработанную на фуговальном станке, остругивают рейсмусом. С его помощью формируют геометрические размеры будущей вагонки.
Обрезную доску можно обработать и другим способом. Например, достаточно пройтись рубанком, а затем зашкурить поверхность.
Перед фрезеровкой у заготовок строгают рёбра, и острым ножом снимают обзол.
Так как после рейсмуса поверхность у досок шершавая, то их приходится шкурить.
Для фрезеровки используют ручной фрезер мощностью 2100 Вт.
Фрезеровку профиля выполняют комбинированными фрезами, входящими в набор из двух фрез. Если пользоваться отдельными фрезами, то работа займёт намного больше времени.
Набор фрез подходит для обработки древесины всех пород. В наборе одна фреза большого диаметра, которая формирует стыковочный шип, а также кант на фасадной части заготовки. Фреза меньшего диаметра формирует стыковочный паз и кант на другой стороне доски.
Фрезу для стыковочного шипа зажимают в шпинделе фрезера и выбирают глубину фрезеровки.
Устанавливают параллельный упор, входящий в комплект фрезера.
Чтобы облегчить обработку обрезного материала, доски укладывают на стойки обзолом вниз. Специальная рейка держит доску и не даёт ей смещаться при фрезеровке.
Первый пропил делают фрезой стыковочный шип. Этой фрезой поочерёдно обрабатывают все доски. Обратная и лицевая сторона обработанных досок имеет разный вид.
На фрезере меняют фрезу на стыковочный паз, и делают пропилы на одной доске, имеющей стыковочный шип.
Проверяют правильность выбора высоты установки фрезы стыковочный паз по наличию щели между двумя состыкованными вагонками.
Если фреза установлена неправильно, то после стыковки будет щель. Достаточно утопить фрезу, и щель пропадёт.
После корректирования высоты установки фрезы стыковочный паз фрезеруют все оставшиеся доски с шипами.
Качество вагонки, изготовленной фрезером, оценивают по собранному щиту.
Перед монтажом вагонку хранят в помещении. Если оставить материал на улице, то его поведёт, и рейки будут непригодными для обшивки.
Вагонка, изготовленная фрезером, отличается надёжным замком.
Такой материал применяют для обшивки не только внутри помещения, но и для обшивки наружных частей дома.
Вагонка своими руками. Используем циркулярную пилу и фрезер
Мастер-класс от ютуб-канала «AlfFisher«.
Подготовленные обрезные доски перед обработкой циркулярной пилой пропускают через рейсмус. Если такого станка нет, то его заменит электрический рубанок, который закрепляют между двух брусков. Расстояние между брусками выставляют по ширине вагонки.
После того как рейки откалиброваны по толщине, настраивают циркулярную пилу. Для настройки циркулярной пилы изготавливают шаблон по размерам:
- шип — 4 х 10 мм;
- паз — 5 х 10 мм.
Настроенной по шаблону циркулярной пилой делают пропил, и лицевую часть заготовки отмечают красной линией. Держать доску длиной 6 метров при пропиле неудобно, поэтому пользуются прижимами, смонтированными по размерам материала.
Циркулярной пилой вырезают гребень и паз на заготовке.
При работе с циркулярной пилой постоянно производят регулировки с помощью шаблона.
Качество полученного обшивочного материала проверяют по результатам состыковки двух заготовок. С лицевой стороны шип должен до конца входить в паз, а с обратной стороны состыкованных реек должна оставаться щель до 1 мм.
Чтобы рейку не коробило при изменении влажности, прорезают компенсационные пазы. Для узкой доски достаточно одного паза.
Заготовка с компенсационными пазами.
На лицевой стороне снимают кромки под углом.
Собранные в щит рейки имеют надёжный ключ, поэтому обшитые поверхности не боятся механических воздействий, а выглядят очень привлекательно.
Как сделать вагонку своими руками на фрезерном станке
Мастер класс от Ивана Баева.
Для обработки деревянных заготовок используют фрезерные станки разных конструкций. Многие умельцы изготавливают такие станки своими силами.
Для изготовления вагонки можно использовать самодельный станок со станиной 900х900 мм.
Перед фрезеровкой станок готовят к работе, и устанавливают фрезу.
Для создания стыковочного паза и стыковочного шипа используют две самодельные фрезы с четырьмя ножами. Их устанавливают по очереди. Рисунок вагонки выбирают установкой фрез на разной высоте.
Чтобы было удобно обрабатывать рейки, пользуются прижимами для фрезерного станка. Такой прижим обеспечивает расположение заготовки нужной стороной, свободный доступ режущей части фрезы к заготовке, безопасную работу на станке.
Обрезную доску перед фрезеровкой пропускают через рейсмус. Откалиброванную рейку фрезеруют под паз.
Когда все рейки имеют паз, на станке меняют фрезу на шип, а затем прогоняют все рейки обратной стороной.
Вагонка, изготовленная на фрезерном станке, имеет надёжный замок и привлекательный вид. Их используют для обшивки любых поверхностей.
Сделать из обрезной доски вагонку не очень сложно. Однако это потребует аккуратности и терпения, так как на работу уйдёт много времени.
Автор: Виктор Прохоров
С использованием материалов ютуб-каналов: Самоделкин, AlfFisher, Иван Баев
Источник
Как сделать вагонку своими руками в домашних условиях
Вагонка – популярный материал для отделки. Стоимость зависит от многих факторов. Доски из хорошего красивого дерева стоят заметно выше. Однако вагонку можно изготовить самостоятельно.
Определение и разновидности вагонки
Вагонка — доска для отделки стен внутри и снаружи здания
Вагонка – отделочная доска. Первоначально от обычной она ничем и не отличалась, кроме небольшой толщины. Позднее в боковых сторонах стали прорезать пазы и выступы, чтобы при монтаже материал образовал более ровную и прочную поверхность.
Различают обычную вагонку и евровагонку. Первый вариант чаще изготавливается из древесины с влажностью до 25%, что приводит к усыханию и короблению материала. Шипы и пазы не слишком выражены, так что под нагрузкой доски расходятся. Евровагонка производится из сухой древесины – не более 15%, размеры ее более точны, а шипы и пазы больше. Кроме того, на внутренней стороне ламелей есть вентиляционные канавки, что снижает риск появления конденсата.
Вагонка выпускается разной конфигурации. С лицевой стороны выбираются фаски – скругленные или угловатые, что придает ламелям более интересный вид. Различают следующие профили:
- softline – возле шипа выбирается древесина, фаска имеет скругленную форму, что помогает стекать воде и конденсату;
- штиль – имеет большую толщину – до 25 мм, возле шипа древесину не убирают, но верхняя часть профиля имеет скругленные углы;
- ландхаус – лицевая сторона фрезеруется, здесь формирует несколько выступов и углублений, чтобы собранная отделка образовывала определенный узор;
- блокхаус – вся лицевая часть равномерно скруглена и имитирует оцилиндрованное бревно;
- американка или корабельная вагонка – с лицевой стороны срезана под углом.
Выпускают также двухстороннюю вагонку. Обе ее стороны являются лицевыми. Материал используется для сборки тонких межкомнатных перегородок.
Характеристики и внешний вид вагонки зависят от сортности используемого дерева. По этому признаку различают следующие классы.
- Экстра – или бессучковый. Трещины, сколы, пятна или смоляные кармашки на лицевой стороне исключены. Допускается 1 здоровый светлый сучок на 1 погонный метр.
- Класс А – допускается 2–3 здоровых сучка на 1 погонный метр, а также микротрещины и мелкие непростроги. Некоторые производители подобные дефекты зашпаклевывают. Количество досок, сделанных из сердцевины ствола, не превышает 30% от общего объема.
- Класс В – разрешается 2 выпадающих сучка и трещины длиной в 30 мм на лицевой стороне на 1 погонном метре. Допускаются и смоляные кармашки. Если материал сделан из хвойных пород, могут встречаться участки со следами повреждения насекомыми, но не более чем 10% от объема.
- Класс С – допускает очень большое количество дефектов, кроме гнили, плесени, сколов глубже половины толщины. Здесь могут встречаться выпавшие сучки, сквозные трещины, засмоленность.
Классифицируют ламели также по породе дерева.
Сфера применения
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Вагонка изначально разрабатывалась для отделки транспортных средств. Однако ее удобство, привлекательность и простота в монтаже обеспечили более широкое применение. Ламели используют:
- для обшивки стен и даже потолка в жилых помещениях и некоторых офисных, где допускается такая отделка;
- для облицовки балконов и лоджий, где выбор материалов ограничен;
- для отделки сауны, бани, предбанника и других помещений в банном комплексе;
- для облицовки фасадов зданий;
- для обшивки подвальных помещений, гаражей, мастерских;
- вагонку нередко берут и для сооружения заборов и красивых ограждений.
Материал применяют не совсем традиционным образом. Из вагонки делают фасады шкафов, реечные или глухие двери, тонкие межкомнатные перегородки, декоративные ширмы и прочее.
Популярные размеры
Изготовление вагонки промышленным методом подразумевает стандартизацию размеров. ГОСТом регламентируется только ширина и толщина. Длина изменяется от 2100 до 6000 мм и больше. Длинные встречается редко, поскольку работать с такими длинными досками неудобно.
Типовые размеры:
- ширина – 80, 100, 110, 120, 150 мм;
- толщина – 12,5, 13, 16, 19, 25 мм.
Промышленное производство
Производственная технология получения ламели включает несколько этапов. Поскольку речь идет о крупных партиях, используют мощное профессиональное оборудование.
- Сначала изготавливают обрезную доску.
- Затем ламели высушивают на открытом воздухе или в камере. Влажность качественного материала не превышает 12–15%.
- Доски обстругивают с лицевой стороны и придают нужную форму.
- На станках подвергают материал фальцовке и шпунтовке, формируя не только шипы и пазы на боковых сторонах, но и специфический профиль вагонки: ланхудахус, штиль, американка.
- Материал очищают от грязи и пыли. Доски проходят стандартную проверку и сортируются по качеству и сортности.
Оборудование, используемое для разделки и формовки ламелей мощное, но не сложное. В домашних условиях можно выполнить те же работы на фрезерном станке, несколько его модифицировав.
Особенности самодельной вагонки
Вагонка своими руками выполняется именно из того дерева, какое требуется потребителю. Самостоятельно можно подобрать не только цвет и рисунок, но даже такое расположение сучков и пятнышек, чтобы подчеркнуть особенность материала.
От чего зависит качество
Для изготовления вагонки нужно брать качественный материал
Качество материала, сделанного своими руками, определяется следующими факторами.
- Для вагонки нужно брать хорошую обрезную доску. Иначе корректировать толщину изделия будет весьма сложно.
- Дефекты материала – сучки, кармашки, трещины – весьма затрудняют работу. Следует распланировать раскрой так, чтобы дефекты не оказывались на участках обработки.
- Доски с гнилью, черными сучками, очень кривые покупать нельзя, в домашних условиях с такими повреждениями не справиться.
- Все инструменты, используемые в работе, должны быть в идеальном состоянии.
- Во время работы следует следить за чистотой на станке. Мелкую древесную пыль и стружки периодически сдувают, циркулярную пилу остужают. В противном случае срезы и пропилы получаются менее ровными.
- Предпочтительнее сухая доска. Она режется лучше и не дает усадки. Ламели из древесины естественной влажности имеют неточные размеры, а после монтажа отделку может повести.
На качество обшивки влияет и выбранный профиль. Вырезание вентиляционных бороздок существенно облегчает вывод влаги. Такая отделка прослужит намного дольше.
Выбор материала
Вагонку своими руками можно изготовить из любой древесины. Но если нужно получить отделку высокого качества, к выбору материала следует подходить тщательно.
- Сортность – чем выше класс доски, тем более высокого качества получаются ламели. Сучки, кармашки, трещины портят внешний вид и существенно снижают его прочность, стойкость к действию влаги и к износу. От несортового материала стоит сразу отказаться.
- Влажность – предпочтительнее сухая древесина с влажностью в 12–15%. Если показатель выше, придется в процесс изготовления вагонки включить и сушку.
- Размеры досок ограничены. На домашнем станке можно обрабатывать материал толщиной не более 2 см и шириной не более 10 см.
Важно подобрать породу дерева, так как ее характеристики определяют назначение обшивки.
Породы древесины
Изготавливают вагонку из хвойных и лиственных пород.
- Сосна – самый распространенный материал, так как дешев, доступен и позволяет подобрать большой объем первосортного материала. Древесина сосны довольно устойчива к гнили, так как содержит большое количество смол. Тем не менее ее нужно защищать от действия влаги, а пар она переносит совсем плохо. Сосновые ламели чаще идут на внешнюю обшивку. При этом вагонку следует окрашивать, прогрунтовывать, покрывать лаком.
- Лиственница – более дорогой материал, но обладающий очень высокой стойкостью к действию воды. Такие ламели в защите не нуждаются и служат десятилетиями, поэтому тоже обычно применяются для обшивки фасада. Лиственница содержит больше сучков и кармашков, однако такие дефекты мало влияют на ее качество.
- Кедр – дорогой вариант. Кедровая древесина очень красива, тверда, прочна, устойчива к воде и пару. Обладает лечебными свойствами. Применятся для отделки жилых комнат и особенно рекомендуется для обшивки бани или сауны.
- Дуб – элитный первоклассный вариант. Древесина твердая, очень прочная, необычайно красивая и долговечная. Однако самостоятельно изготовить дубовую вагонку сложно.
- Липа – прекрасный вариант для бани и детской. Дерево светлое, шелковистое на ощупь, чудесно пахнет. Липа устойчива к действию пара и плохо проводит температуру, поэтому даже в финской сауне она чрезмерно не нагревается.
- Ольха – тоже рекомендуется для обшивки сауны и парилки. Плохо проводит тепло, не накапливает влагу, обладает очень хорошими звукоизоляционными свойствами. По внешнему виду уступает липе. Кроме того, ольха не столь долговечна.
- Береза – красивая древесина, но склонная к короблению и растрескиванию. Работать с березой на домашнем станке очень сложно.
Источник