- Театр имени Евгения Вахтангова
- Принцесса Турандот
- В 1913 году несколько студентов из разных учебных заведений решили создать драматическую студию и играть по модной тогда системе Станиславского.
- 13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония».
- Во время войны в театр попала бомба. Взрыв разрушил здание, и еще долго жители собирали по окрестным переулкам остатки реквизита и декораций.
- Здание
- Сегодня
- Вчера
- Экскурсия по театру Вахтангова
Театр имени Евгения Вахтангова
Принцесса Турандот
Это здание для театра имени Вахтангова построили в 1946-1947 годах по проекту П.В. Абросимова. Театр был здесь и раньше, но особняк погиб в бомбардировке летом 1941 года.
В 1913 году несколько студентов из разных учебных заведений решили создать драматическую студию и играть по модной тогда системе Станиславского.
Помогать студентам-любителям профессионалы не хотели. Тогда руководство студией взял в свои руки молодой актер и режиссер МХТ, ученик К.С. Станиславского, Евгений Вахтангов. Помещения у студии не было, поэтому репетировали на квартирах у студийцев. Премьера состоялась 26 марта 1914 года. Спектакль по пьесе Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных» провалился. А администрация МХТ запретила Вахтангову работать с непрофессиональными студийцами.
Но репетиции продолжились — уже в квартире в Мансуровском переулке. Одна из студиек даже выбрала себе сценический псевдоним по названию переулка. Так в истории театрального искусства появилась Цецилия Мансурова — первая исполнительница роли принцессы Турандот.
13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония».
Успех постановки примирил студию с Художественным театром, и она вошла в его состав под названием Третья студия МХТ. А вскоре она получила старинную усадьбу Сабашниковых на Арбате.
Студия Вахтангова искала пьесы в духе нового революционного времени. Не известно, кто предложил поставить сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», но поначалу никто к этому всерьез не отнесся. При обсуждении родились шуточки, и для их литературной обработки пригласили Николая Эрдмана. Так начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом театра. Но Вахтангов заболел и не смог прийти даже на премьеру.
Успех спектакля превзошел ожидания. А 29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер. Студия получила его имя.
В 1926 году театр имени Вахтангова попросил Михаила Булгакова написать легкий водевиль на современную НЭПовскую тему. Так появилась «Зойкина квартира». Но так как за внешней легкостью скрывалась сатира, спектакль запретили. Другие театры закрывали за искажение советской действительности, а театр Вахтангова лишь пожурили. А все потому, что среди его почитателей были самые высокопоставленные люди.
Во время войны в театр попала бомба. Взрыв разрушил здание, и еще долго жители собирали по окрестным переулкам остатки реквизита и декораций.
Тогда на Урал вывезли многие промышленные предприятия, и на Политбюро поставили вопрос, что нужно поднимать культуру Сибири и Зауралья. Сталин предложил перевезти театр Вахтангова в Новосибирск, поскольку здание театра разрушено. Возразить ему Анастас Микоян напрямую не мог, поэтому предложил перевезти туда еще и Третьяковскую галерею. Сталин улыбнулся, погрозил пальцем, и театр Вахтангова вернулся в Москву. А пока строили новое здание, труппа работала на фронте и ставила спектакли и концерты для солдат.
Рядом с новым зданием театра Вахтангова к 850-летию Москвы установили фонтан «Принцесса Турандот» работы А.Н. Бурганова. Но он часто страдает от вандалов. Например, в 2001 году у принцессы отпилили руку.
Источник
Здание
Сегодня
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова расположен в историческом центре Москвы, в самом её сердце, в середине Старого Арбата. Начиная с 2008 года театр ежегодно и планомерно проводит переоборудование сценического оснащения, в результате которого сегодняшний световой и звуковой комплексы Основной сцены театра являются одними из лучших в России. Летом 2011 года произведен серьезный ремонт зрительного зала театра (среди прочего: положен новый дубовый паркет, заново обтянуты зрительские кресла, которые были установлены ещё в 1948 году, отреставрировано декоративное убранство).
В 2020 году в рамках подготовки к 100-летию театра был реализован второй этап реконструкции Основной сцены: полностью поменяли верхнюю механизацию, все штанкетные подъемы, на которые подвешиваются декорации. На месте старых конструкций (ручных подъёмов с противовесом), прослуживших более 70 лет, установили 48 новых – электромеханических, с грузоподъёмностью каждого от 300 до 500 кг. Реконструировали главный распределительный электрощит в историческом здании, осуществили монтаж световой дороги на Основной сцене, которая даёт возможность осветителям перемещать приборы между кулисами одним движением руки. Также смонтировали новую систему хранения в декорационном кармане (специальном помещении, прилегающем непосредственно к сцене): ввели в эксплуатацию антресоль, на которую при помощи механической лифтовой площадки будут поднимать элементы декораций. Сделали новое рабочее освещение на колосниках (так называется решётчатый настил, расположенный над сценической площадкой на высоте 20 метров) и на рабочих галереях. В фойе и зрительном зале осуществили циклевку полов, стены зала покрасили в соответствии со специальным колористическим паспортом, потому что большой зал, как и всё здание, является предметом исторической охраны. Кроме того, было отремонтировано множество служебных помещений. Завершили звуковую инсталляцию в большом зрительском фойе Основной сцены, теперь там можно проводить любые мероприятия, и слышимость будет отличная. На фасаде, идя в ногу со временем, вместо старых афишных стендов установили светодиодные экраны.
14 сентября 2020 года состоялось торжественное открытие памятника Евгению Богратионовичу Вахтангову у стен Театра. Над воплощением образа основателя нашего театра работали скульптор, народный художник России Александр Иулианович Рукавишников, главный художник Театра, заслуженный художник России Максим Владимирович Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Николаевич Воскресенский. Сидящий Вахтангов, одетый в неформальный летний костюм, изображён на фоне складок театрального занавеса, на котором можно прочитать названия ста лучших спектаклей, поставленных за 100 лет существования Театра. И, конечно, первыми в этом списке шедевры самого Вахтангова – «Чудо святого Антония» и «Принцесса Турандот». Вахтангов сидит, чуть задумчиво склонив голову, словно прислушиваясь к чему-то, в нём нет торжественной статуарности – есть ощущение вечной, непрекращающейся жизни.
Бронзовое изваяние, весом около 2,5 тонн, установлено точно по центру фасада нашего здания в проёме архитектурного портала. Памятник выполнен по историческому снимку 1911-13 годов. Он относится к тому периоду, когда Евгений Богратионович вместе со своим учителем и наставником Леопольдом Антоновичем Сулержицким отдыхал на Днепре, на Княжей Горе. Он молод, талантлив, здоров, полон сил, вынашивает грандиозные планы.
Вчера
Сезон 1920/1921 года Вахтанговской (по сути) и Мансуровской (по местоположению и названию) студии был судьбоносным – она принята в структуру Художественного театра под именем его Третьей студии. Уже осенью она получила государственное финансирование а, главное, своё собственное здание. Прежнее помещении Студии в Мансуровском переулке требовало арендной платы, которую было доставать все труднее. После долгих поисков выбор пал на особняк В.П. Берга на Арбате, покинутый бывшими хозяевами Сабашниковыми и пустующий по причине пожара, уничтожившего потолки в средней части дома и испортившего крышу. Шикарный особняк В.П. Берга, владельца уральских приисков, выстроили на Арбате, 26 в 1873 году. Проект был заказан известному архитектору Александру Каминскому, ученику самого Тона. Александр Степанович относился к представителям направления эклектики в архитектуре и умел органично сочетать между собой классицизм и «русский стиль», а также элементы необарокко и неоренессанса.
В 90-х годах девятнадцатого столетия дом принадлежал уже братьям Михаилу и Сергею Сабашниковым, крупным книжным издателям. Во владениях они разместили и свою контору. После революции семнадцатого года двадцатого столетия здание было национализировано.
Итак, Третья студия выхлопотала себе особняк по адресу Арбат, 26. Помощь оказал нарком Просвещения А.В. Луначарский, тепло относившийся к Вахтангову. Не обошлось без влияния Вл. И. Немировича-Данченко и Е.К. Малиновской – управляющей государственными театрами, а с 1920 г. занимавшей должность директора Большого театра. Капитальной перестройки здания не было – существующие помещения в 1921 г. приспособили к нуждам театра-студии. В большой гостиной оборудовали зал с 12 рядами кресел, всего на 150 человек, а смежную с гостиной комнату отвели под сцену. В кирпичной стене проломали небольшой портал. 13 ноября 1921 года здесь был сыгран первый спектакль для публики – «Чудо святого Антония».
В 1922 г. умер Евгений Вахтангов. Четыре года спустя студия была переименована в Государственный театр им. Е. Вахтангова. Театр пользовался большой популярностью и нуждался в более просторных помещениях. Внутренний двор послужил резервом для дальнейшего расширения театра. Еще в 1920-х гг. зал был увеличен до 600 мест, потом до 900. При входе оборудовали парадный вестибюль, площадь которого в несколько раз превышала первоначальную площадь всего театра. После реконструкции 1929 г. вместимость зала возросла до 1100 человек. Многоярусный театральный зал с новой сценой возник на месте бывшего двора.
Во время одной из первых бомбардировок Москвы, в ночь с 24 на 25 июля 1941 года, в здание театра попала бомба. Остатки декораций, со слов арбатских старожилов, долгое время пролежали на улице и в ближайших переулках. От взрывной волны погибли те, кто дежурил на улице около театра – актёры Василий Васильевич Куза (1902-1941) и Николай Фёдорович Чистяков (1904-1941), курьер П.П. Ланцов. Работы по восстановлению здания проводились ещё до окончания Великой Отечественной войны и были полностью завершены к 1948 году. Начались репетиции и знакомство с новым для театра пространством. А в ноябре 1949 года состоялась премьера спектакля «Крепость на Волге» в постановке Р. Симонова.
Привычные нам помещения Вахтанговского театра, в которые уже более 70 лет ежевечерне приходят зрители, своим устройством и внешним видом обязаны академику архитектуры Павлу Васильевичу Абросимову (1900-1961). В результате реконструкции значительно увеличились, стали удобнее вестибюль и фойе, обновился зрительный зал на 1100 мест с партером, амфитеатром, ложами бенуара, бельэтажем и балконом. Была полностью перестроена передняя, фасадная часть здания, выходящая на Арбат, и существенно изменены интерьеры зрительской части, которым Абросимов придал черты античного храма.
Источник
Экскурсия по театру Вахтангова
В театре имени Вахтангова прошла специальная экскурсия для блогеров. Директор театра Кирилл Крок показал, что скрывается за кулисами, как выглядят гримерки, где хранятся костюмы и как пройти в «Сталинскую» ложу.
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Театр Вахтангова – знаковое место на культурно-исторической карте Москвы
За плечами театра уже 95 лет
Директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок
Просторное фойе обрамляет зрительный зал на уровнях партера, амфитеатра и бельэтажа
В фойе – большая галерея портретов артистов театра
Зрительный зал Большой сцены театра вмещает 1055 мест
В рамках экскурсии Кирилл Крок показал мемориальный кабинет Рубена Симонова и Михаила Ульянова
Участников экскурсии провели по пространству театра, закрытому для зрителей
Начиная с 2008 года театр ежегодно проводит переоборудование сценического оснащения
Сегодняшний световой и звуковой комплексы Большой сцены театра являются одними из лучших в России
Летом 2011 года в Вахтанговском театре произведен серьезный ремонт зрительного зала театра: был положен новый дубовый паркет, заново обтянуты зрительские кресла, отреставрировано декоративное убранство
Экспозиция театральных костюмов в театре Вахтангова
Театр Вахтангова – это театр, в котором сложилось все: архитектура здания, главный режиссер, великолепный актерский состав и, конечно, репертуар, хранящий традиции
Так выглядит знаменитая «Сталинская» ложа в театре имени Вахтангова
© 2012 – 2021
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: mosmed@m24.ru.
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Источник