- Пишем копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь»
- Как Винсент Ван Гог писал свою картину?
- Материалы и краски
- Процесс написания картины
- Техника
- Подмалевок
- Штриховка
- Звезды и луна
- Пошаговая инструкция: картина как у Ван Гога за 2 часа
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Шаг 6
- Рисуем «Звездную ночь» Ван Гога на кожаной сумке
- Стилизации под картину Винсента Ван Гога
- ЖИВЫЕ ЦВЕТА
- Пейзажи
- Видеоурок живописи, пишем «Звездная ночь»
- Процесс написания картины
- Техника
- Подмалевок
- Штриховка
- Звезды и луна
- Холмы
- Кипарис
- Уточнения
- Дорога с кипарисом и звездой
- Уволить за усердие
- Ухо от Матфея
- НЕИСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- «Подсолнухи»
- Стилизации под картину Винсента Ван Гога — Своими Руками
- Мадам Жино
- ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ЖИЗНЬ
- Автопортреты
- Импасто
- Тернистый путь «вечного странника» Ван Гога, который так и не нашёл своё место под солнцем
- РАННИЕ СТРАНСТВИЯ
- Рисунки
- Влияние японского искусства
Пишем копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь»
Сегодня мы будем писать свободную копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Это одна из самых известных и узнаваемых картин из когда либо созданных. «Звездная ночь» Винсента Ван Гога — символ силы воображения человека, один из самых удивительных и невероятных пейзажей, которые только можно себе представить.
В ходе работы над картиной мы постараемся хоть немного приблизиться к технике автора, передать присущую данной работе динамичность, ритм и пастозность мазка. Постараемся угадать настроение и энергетику картины.
Как Винсент Ван Гог писал свою картину?
Возможно, что однажды ночью, Винсент Ван Гог вышел из дома, вооружившись холстом кистями и красками, с совершенно убедительным намерением написать самый невероятный пейзаж, с самыми невероятными звездами, луной, светом, небом, ветром…
Давайте внимательно рассмотрим картину Винсента Ван Гога, полюбуемся, постараемся уловить все детали и приступим к написанию своей «Звездной ночи».
Винсент Ван Гог пишет «Звездную ночь»
Процесс написания этой картины и результат работы, заставит вас влюбиться в эту картину и в творчество автора.
Материалы и краски
Нам понадобятся краски:
- белила;
- кадмий желтый средний;
- сиена натуральная;
- умбра жженая;
- виридоновая зеленая;
- сажа газовая;
- голубая ФЦ;
- небесно-голубая;
- цирулеум;
- кобальт синий;
- ультрамарин светлый.
Материалы и инструменты:
- кисти плоские, от №3 до №10, синтетические, с ворсом разной длины и степенью жесткости;
- разбавитель,
- даммарный лак,
- тряпка.
Процесс написания картины
Техника
Особенностью техники, в которой работал Ван Гог, является ярко выраженная пастозность мазков. Такой эффект достигается за счет минимального использования разбавителя.
Для смешивания красок и нанесения красок на холст разбавитель не используем.
Разбавитель нам нужен будет лишь для того что бы очистить (помыть) кисти от краски, после чего кисть вытираем тряпкой и уже на сухую кисть набираем нужную нам краску.
Подмалевок
Разбавитель в этой картине мы используем лишь для нанесения подмалевка — синего фона. Делаем смесь консистенции жидкой сметаны: синей ФЦ с белилами, и ультрамарина с белилами. Широкой кистью попеременно и хаотично наносим эти смеси на холст, закрашиваем холст полностью. Для нанесения фоновой краски можно в разбавитель добавить даммарный лак — так краска будет быстрее сохнуть.
Далее намечаем основные объекты картины: линию горизонта, холмы, кусты, кипарис, домики в деревне, направление вихрей на небе, место расположения звезд и луны. Разметку эскиза производим тонкой кистью густыми белилами или голубой ФЦ.
Если на глаз не получается точно и правильно нанести эскиз, соблюдать правильные пропорции и месторасположения основных объектов: замеряйте каждый из объектов (или расстояние между ними) кистью, и сразу пропорционально переносите этот замер на холст. Пользуйтесь кистью, как линейкой.
Штриховка
После того, как разметили все основные детали композиции, приступаем к самому интересному этапу работы — будем учиться «штриховать» кистью и масляными красками.
Ван Гог был самым настоящим мастером в этом, он делал прекрасные рисунки карандашом, используя самые необыкновенные виды штриха. Прерывистые пастозные мазки-штрихи кистью — это основной прием, которому мы должны научиться в процессе работы над этой картиной.
Штриховка картины «Звездная ночь»
Чтобы задать правильный ритм этой необыкновенной композиции, сначала стоит внимательно приглядеться и понаблюдать за направлением течения мазков. Особенно это касается той части картины, где изображено небо. Отмечаем для себя форму и направления вихреобразных потоков на звездном небе и соответственно налагаем пастозными мазками краску.
Звезды и луна
Также внимательно присмотритесь к звездам и луне, тому как показан центр этих светил и, как изображен исходящий от них свет. Вокруг ночных небесных светил мы видим прерывистые и очень пастозные мазки кадмия желтого, или кадмия желтого с белилами, для четких очертаний — немножко сиены натуральной. В некоторых местах к этим желтым мазкам подмешана «зеленца», которая возникла в следствии слабого смешивания желтого с синим цветом подкладки.
Источник
Пошаговая инструкция: картина как у Ван Гога за 2 часа
Для рисования тебе понадобятся:
- холст или большой лист бумаги;
- палитра;
- акриловые краски пяти цветов — белый, желтый, красный, синий и черный;
- три кисти: широкая, круглая среднего размера и маленькая тонкая кисть для прорисовки деталей;
- салфетка бумажная или текстильная;
- стакан воды для промывки кистей.
Шаг 1
Рисуем карандашом или светло-серым цветом (для этого нужно смешать белый и черные цвета) контур будущего рисунка.
Шаг 2
Берем понемногу белого и синего цвета и рисуем облака. Лучше смешивать краску прямо на холсте, чтобы получились плавные переходы из одного цвета в другой.
Шаг 3
Смешиваем немного желтого цвета с большим количеством синего так, чтобы получился темно-зеленый. Отдельными мазками рисуем самые темные участки.
Шаг 4
В оставшийся темно-зеленый цвет понемногу добавляем желтого и отдельными мазками рисуем текстуру деревьев и травы. Повторяем два раза, добавляя еще больше желтой краски.
Шаг 5
Желтым цветом закрашиваем тропинку. Затем смешиваем желтый и красный цвета, чтобы получился оранжевый цвет. Добавляем в тропинку оранжевые пятна, чтобы изображение получилось более объемным.
Шаг 6
Маленькой кисточкой добавляем детали, блики и мелкие элементы.
Используйте белый и черный цвета в самом конце рисования.
Картина как у Ван Гога готова!
Хочешь больше знать об искусстве? Тогда изучай язык цветов, следи за тем, как связаны картины и мода, и определи, в какую эпоху ты была бы самой красивой.
Источник
Рисуем «Звездную ночь» Ван Гога на кожаной сумке
Я люблю Ван Гога! 15 лет назад я мечтала поступить на худфак, рисовала и увлекалась знаменитыми художниками. Как раз в тот период мне подарили альбом, посвященный работам и биографии Ван Гога. Я была очарована. Но в итоге я поступила в другой университет на другую специальность. А когда я увидела анонс недели Ван Гога на Ярмарке Мастеров, решила, это знак и для меня шанс опять взять в руки кисти и краски.
Хочу показать вам, как я украсила сумку из натуральной кожи велюра росписью по мотиву картины Ван Гога «Звездная ночь». Сумка была пошита почти год назад, но лежала и ждала своего часа. Сначала я хотела украсить ее цветочной аппликацией из кожи, но потом, всмотревшись в ее благородный приглушенный синий дымчатый цвет, решила, что на ней стоит изобразить одну из самых узнаваемых картин в мире.
Пожалуй, стоит отметить, что это мой первый опыт рисунка по коже, и до этого дня я всерьез рисовала (и тогда это было маслом) аж 16 лет назад!
В ходе работы я поняла массу интересных моментов и по-настоящему открыла для себя Винсента Ван Гога.
Этим и хочу с вами поделиться.
Итак. Сразу оговорюсь, материал, из которого сшита сумка — натуральный велюр, это не замша и не кожа, у нее другая фактура, близкая к замше, она менее шероховатая. Акриловая краска на нее ложилась идеально.
В работе я использовала:
1. Сумку-планшет, сшитую из натурального велюра.
2. Акриловые краски.
3. Кисти Колос №0 и №4.
4. Образец картины Ван Гога «Звездная ночь».
5. Салфетки.
6. Лак аэрозольный для акрила «Polycolor» от «Maimeri».
Для начала я рассмотрела в интернете множество работ по мотиву картины в других техниках: на стекле, мозаику и даже квиллинг по Ван Гогу. Вдохновилась и приступила к работе.
Первым этапом была проба пера. На голубом листе А4 я карандашом набросала элементы картины.
Потом взяла обычную гуашь и начала разрисовывать простыми цветными штрихами. То, что получилось, меня вполне удовлетворило.
И я решилась рисовать на сумке.
Под сумку я положила тряпичное полотно, чтобы она хорошо лежала на столе, а вовнутрь — подходящую по размеру книгу, чтобы создать плотность верхней стороны сумки, на которой я собралась рисовать.
Рисунок на бумаге приложила к сумке, чтобы понять масштаб рисунка и расположение элементов.
Затем простым карандашом я схематично нанесла на сумку основные элементы картины: ночной кипарис, звезды и вихри на небе, луну, горизонт и деревушку.
Элементы верхней части картины я штрихами обозначила белой краской, а свободное пространство начала закрашивать голубой краской. Темно-синей краской выделила кипарис и горизонт. Она оказалась практически незаметна на фоне цвета кожи, но я видела очертания кипариса, и этого было достаточно.
Я рисовала сверху вниз, и слева направо — мне так было очень удобно.
Штрихами голубой краски начала зарисовывать фон вихрей и очертила их контур белыми штрихами. Усилила контуры элементов белой краской и продолжила заполнять фон картины ярко-голубой краской.
Внимание! Главный совет: не спешите! Давайте краске просохнуть. Один из нюансов: рисуя желтые штрихи на луне и звездах на непросохшей синей краске, есть риск, что желтый начнет отдавать зеленцой! Для этого я сначала обозначила эти объекты белой краской, а потом уже прорисовывала их желтой.
Я постоянно сверялась с оригиналом картины и схемой, которую нашла в интернете. Я не знаю автора схемы, но благодаря ей становится понятно направление мазков. Поэтому схему прилагаю 🙂
Луну, звезды и свет от звезд выделяю краской желтый ротанг (это смесь оранжевого с желтым и горчичным).
Когда желтая краска слегка подсохла, я расширила границы и уточнила форму звезд и луны белыми штрихами.
Далее проработала штрихами разных оттенков синего и голубого фон самого неба. В вихри добавила немного желтых мазков.
На этом этапе верхняя часть картины уже достаточно хорошо прорисована, поэтому приступила к нижней. Кипарис я зарисовала коричневой краской, а детали и веточки выделила темно-зеленым, грязно-черным и оранжевым цветом, чтобы придать ему объем и фактурность.
Из интересного. Я вычитала, что Ван Гог использовал такой прием: он обозначал четким темным цветом контуры, а потом прописывал детали другими цветами и оттенками.
Именно этот прием я взяла на вооружение, когда начала рисовать линию горизонта, холмы, деревню. На первом эскизе они у меня не особо хорошо получились, но на сумке, все вышло более уверенно и ближе к оригиналу. Последним акцентом стал свет в окошках домиков, который очень хорошо гармонирует и уравновешивает низ картины с верхом.
Когда краска окончательно высохла, завершающие штрихи: закрыть акрил лаком и установить ручку.
Вот и все. На самом деле, это не так уж сложно. Первый раз, не имея опыта, это делать просто страшно. Хотя, по большому счету, весь процесс рисования «Звездной ночи» состоит из наложения прерывистых штрихов в нужном направлении, нужного цвета и постоянной сверки с оригиналом.
Кстати, заметила интересный эффект: все штрихи лежат в своем направлении, а вместе они создают эффект движения. Особенно необычно и здорово это видно вживую, когда сумка висит на плече.
И еще один совет. Работая над своей интерпретацией Великого художника, не пытайтесь соответствовать полностью, не переживайте из-за неточностей (только если вы не делаете полную копию картины за большие деньги) — получайте удовольствие от процесса рисования и собственной причастности к творчеству великой личности!
Начиная работать над сумкой, я не подозревала, что открою для себя по-новому Ван Гога и его «Звездную Ночь» я увидела очень-очень много интересных элементов, которые я копировала, а Он подарил Миру.
Я знаю, что на Ярмарке Мастеров много талантливых художников, которые создают действительно шедевры. Поэтому не претендую на роль художника или тем белее учителя. Мне интересно пробовать свои силы в новом виде творчества, это как новый уровень, как планка, которую нужно взять и просто для себя поставить галочку «я могу». Мне нравится то, что я делаю и не планирую менять профиль, но при этом мне нравится открывать для себя что-то новое!
Открывайте и вы себя и получайте от этого удовольствие!
Источник
Стилизации под картину Винсента Ван Гога
ЖИВЫЕ ЦВЕТА
После переезда в Париж Ван Гог не только сменил цветовую гамму, которой он пользовался, живя в Голландии, но и значительно расширил круг своих сюжетов. Они включают в себя серии портретов и картин, изображающих цветы.
Винсент черпал своё вдохновение не только в идеях импрессионизма, но и в японской гравюре, что помогало ему уйти от натурализма к более экспрессивной и четкой манере. На самом деле, именно любовь к японской живописи заставила Ван Гога перебраться в 1888 году в Арль, поскольку он считал, что солнечный юг Франции гораздо больше напоминает Японию, чем те холодные северные земли, где он жил до этого.
Пейзажи
Природа всегда оставалась для Ван Гога тесно связанной с его собственными чувствами, поэтому его пейзажи — это не просто красивые картины, но и непосредственное выражение эмоций самого художника. Так, например, природа на его раннем голландском «Пейзаже с церковью и фермами» полна тоски и мрака, в то время как на картине «Лес и подлесок», 1887 года, написанной художником в Париже, она предстаёт светлой и умиротворенной.
Приехав в Арль, Ван Гог писал: «Эта земля, если говорить о здешней атмосфере и живых красках, кажется мне такой же прекрасной, как Япония». Здесь он написал серию пейзажей, изображающих поля и цветущие деревья, в которых запечатлелась радость художника от общения с природой, окружающей его новый дом. Примером тому может служить «Сбор урожая в Провансе», 1888 года. Правда, в некоторых последних картинах Ван Гога появляется ощущение одиночества: «Я вижу широкие полосы пшеницы под тревожным небом, и мне не нужно больше искать объект, с помощью которого я мог бы передать свою грусть и полное одиночество».
Хотя в последние два года жизни болезнь почти не оставляла ему времени для работы, именно за этот короткий период Ван Гог успел создать почти половину всех дошедших до нас полотен. Иногда он был способен писать по одной новой картине в день на протяжении нескольких недель. Именно в это время его цвета стали более смелыми, а манера более свободной и энергичной, помогающей художнику передать на холсте обуревающие его чувства. «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя», писал он.
В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, словно он вспоминает о своём прошлом. Но даже если считать эти тона предвестниками скорой гибели художника, всё равно нельзя не отметить, что его последние работы по прежнему наполнены страстной любовью к жизни.
Видеоурок живописи, пишем «Звездная ночь»
Желаю всем творческих успехов и вдохновения!
Те, которые сделаны своими руками. Но и для взрослых они не утратили актуальность. Особенно если речь идет о тематическом подарке.Этот мастер-класс поможет Вам впечатлить любителя импрессионизма или же просто ценителя искусства. К тому же бутылка качественного крепкого напитка никогда не станет лишней. Для своей работы я выбрала картину Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Расписывать я стала именно бутылку абсента, так как это был любимый напиток художника. Итак, нам понадобится бутылка, мягкая широкая и жесткая тонкая кисти, и следующие краски: черная, синяя, голубая, красная, желтая, оранжевая и белая (я покупала в наборе).
Для росписи лучше всего использовать акриловые краски, так как они будут отлично держаться на стекле, а дополнительная обработка лаком будет вовсе не обязательной. Не стоит смачивать кисточку водой, ведь чем гуще краска, тем лучше. Так изделие будет иметь текстуру.От этикеток лучше избавиться. Если на бутылке бумажная этикетка, ее можно легко снять, окунув бутылку в теплую воду.
Если Вам понадобится очистить кисть от краски, лучше пользоваться спиртом.Начнем с самого темного элемента картины. Для этого понадобится черная, желтая и красная краски. Сначала наносим слой черного, ждем примерно 15-20 минут.
Затем, когда краска уже высохла, делаем красные и желтые мазки в хаотичном порядке, так как мы все-таки работаем над стилизацией, а не репродукцией.
Затем аккуратно наносим голубой фон. Для того, чтобы бутылка не была прозрачной, будут необходимы как минимум два слоя краски. Наносим первый слой круговыми движениями кисти, ждем, пока краска высохнет, и наносим второй.
Когда высохнет второй голубой слой голубой, рисуем звезды желтой краской. Для того, чтобы на голубом фоне звезды не получились зелеными, следует добавить белую краску. Низ бутылки раскрашиваем синим. Далее тонкой кисточкой рисуем контуры домов, используя черную краску.Затем оставляем на бутылке синие, желтые и белые мазки. Помните, что перед тем, как наносить каждый новый слой, нужно дать высохнуть предыдущему. Для того, чтобы изобразить луну, используем оранжевую краску. Когда бутылка окончательно высохнет, можно покрыть ее лаком, если Вы хотите добиться глянцевого блеска. Вот что мы должны получить в итоге.
Подобный презент подойдет для любого праздника
Вы сможете не только подарить качественный напиток, но и порадовать близкого человека своим вниманием, отражающимся в собственноручно нарисованной картине. Вы можете выбрать любой другой напиток и любую другую картину
Все зависит от Ваших предпочтений.
«Мне очень нравится поговорка: «Как станет хуже некуда, так и на лад пойдет». Временами я спрашиваю себя, не стало ли нам действительно «хуже некуда», потому что мне очень уж желательно, чтобы все наконец «пошло на лад», – Ван Гог.
Сегодня в музей Винсента Ван Гога в Амстердаме просто так не пробиться. Туристов, желающих увидеть шедевры голландского художника, всегда много, но в этом году – особенно. Если три года назад билет можно было купить в кассе музея в день посещения, то сегодня они распроданы на три дня вперед, передает корреспондент «МИР 24» из музея Ван Гога в Амстердаме.
Зато цены на билеты весьма приемлемые – стандартный взрослый билет стоит 15 евро, посещение вместе с гидом – 23 евро, а дети до 17 лет и вовсе проходят бесплатно. Фотографировать картины строго запрещено, сам музей на своем официальном сайте фото картин Ван Гога тоже не выставляет, равно как и интерьеры музея. Голландцы строго следят за посетителями: почти к каждой работе Ван Гога приставлен охранник, а в залах ведётся видеонаблюдение. Трехэтажный музей состоит из постоянной выставки и временных экспозиций, которые часто обновляют, например, в юбилей художника открыли экспозицию «Вдохновение из Японии». На ней представлены картины, на которые Ван Гога вдохновила японская культура. Сегодня Ван Гог – гордость не только для Нидерландов, но и всей Европы, а когда-то для них он был просто безумным художником с несносным характером, чьи картины никто не хотел покупать.
Фото: Дегтерева
Процесс написания картины
Техника
Особенностью техники, в которой работал Ван Гог, является ярко выраженная пастозность мазков
. Такой эффект достигается за счет минимального использования разбавителя.
Разбавитель нам нужен будет лишь для того что бы очистить (помыть) кисти от краски, после чего кисть вытираем тряпкой и уже на сухую кисть набираем нужную нам краску.
Подмалевок
Разбавитель в этой картине мы используем лишь для нанесения подмалевка — синего фон
а
. Делаем смесь консистенции жидкой сметаны: синей ФЦ с белилами, и ультрамарина с белилами. Широкой кистью попеременно и хаотично наносим эти смеси на холст, закрашиваем холст полностью. Для нанесения фоновой краски можно в разбавитель добавить даммарный лак — так краска будет быстрее сохнуть.
Далее намечаем основные объекты
картины: линию горизонта, холмы, кусты, кипарис, домики в деревне, направление вихрей на небе, место расположения звезд и луны. Разметку эскиза производим тонкой кистью густыми белилами или голубой ФЦ.
Если на глаз не получается точно и правильно нанести эскиз, соблюдать правильные пропорции и месторасположения основных объектов: замеряйте каждый из объектов (или расстояние между ними) кистью, и сразу пропорционально переносите этот замер на холст. Пользуйтесь кистью, как линейкой.
Штриховка
После того, как разметили все основные детали композиции, приступаем к самому интересному этапу работы — будем учиться «штриховать» кистью и масляными красками
.
Ван Гог был самым настоящим мастером в этом, он делал прекрасные рисунки карандашом, используя самые необыкновенные виды штриха. Прерывистые пастозные мазки-штрихи кистью — это основной прием, которому мы должны научиться в процессе работы над этой картиной.
Чтобы задать правильный ритм этой необыкновенной композиции, сначала стоит внимательно приглядеться и понаблюдать
за направлением течения мазков. Особенно это касается той части картины, где изображено небо. Отмечаем для себя форму и направления вихреобразных потоков на звездном небе и соответственно налагаем пастозными мазками краску.
Звезды и луна
Также внимательно присмотритесь к звездам и луне
, тому как показан центр этих светил и, как изображен исходящий от них свет. Вокруг ночных небесных светил мы видим прерывистые и очень пастозные мазки кадмия желтого, или кадмия желтого с белилами, для четких очертаний —
немножко сиены натуральной. В некоторых местах к этим желтым мазкам подмешана «зеленца», которая возникла в следствии слабого смешивания желтого с синим цветом подкладки.
Холмы
Под звездным небом у нас лежат холмы
, деревья, кустарники и небольшая деревня. При написании этих объектов, сначала стоит четко разметить их форму и размеры
. Делаем это синей ФЦ с примесью сажи газовой, тонкой кистью. После того, как все точно и четко разметили закрашиваем, как в детской раскраске все домики нужными цветами и оттенками. Свет, исходящий из окон домов пишем пастозным слоем белил с кадмием желтым.
Обращаем внимание на холмы, им также присуща ритмичность мазка. Цвет и форму этим холмам придают штриховательные мазки темно-синего, голубого цвета и белил
Кипарис
Для написания кустарников используем виридоновую зеленую, кадмий желтый и умбру жженую.
Большой ветвистый кипарис
на переднем плане пишем смесью нескольких красок, которые дают разные оттенки и некую грязцу. Сначала, на том месте где будет располагается кипарис, делаем более темный подмалевок чистой зеленой виридоновой. Дальше, для написания ветвей используем: смесь виридоновой зеленой с умброй жженой, синий ФЦ, сиену натуральную.
Уточнения
На последнем этапе уточняем все объекты
, их форму, четкие контуры (если нужно), добавляем пастозного яркого света звездам и луне, уточняем цвет мазков на небе.
Писать эту картину вы можете в один сеанс — именно так, судя по всему, это и делал Винсент Ван Гог. Если за один сеанс написать не удается, разбейта работу на несколько сеансов. Можно начать писать картину вечером, а утром на другой день закончить — это весьма удобно поскольку, краска подмалевка и первоначального эскиза успеет немного подсохнуть.
Дорога с кипарисом и звездой
Задумка написать картину с видом ночной природы и кипарисами возникла у Винсента в 1888 году в Арле, но осуществил он ее только через два года, незадолго до смерти.
Кипарисы очаровывали художника совершенством линий и формой. Предчувствие приближающейся кончины воплощено в метафоре, проецирующей человеческую жизнь в масштабы вселенной.
Справа на небе виден растущий месяц, слева — угасающая бледная звезда, практически исчезнувшая с полотна, а посередине растет кипарис, разделяющий их как грань между началом и концом существования.
Дерево такое высокое, что верхушка уходит за пределы холста, будто пытаясь дотянуться до бесконечности.
Уволить за усердие
В возрасте 25 лет Винсент Виллем оканчивает трёхмесячные курсы проповеди в Протестантской миссионерской школе пастора Бокмы. И получает незавидное направление в бедный шахтёрский посёлок Патюраж на юге Бельгии. Вряд ли бельгийским горным рабочим была ведома русская профессиональная поговорка: «Шахтёр Богу не родня, его бойся, как огня». Но вели они себя примерно так же, как и тогдашние русские собратья: вносили в нищенскую жизнь разнобразие пьянками и драками, а о Слове Божьем думали в последнюю очередь.
Проповедник Ван Гог взялся это дело добросовестно исправлять. Те, кто говорит, что он здесь не преуспел, нагло клевещут. Местное Евангелическое общество не могло нарадоваться, жители готовы были носить нового пылкого миссионера на руках, да и проповеди его слушали охотно: дошедшая до нас речь Ван Гога «Наша жизнь — путешествие пилигрима» мудра, зажигательна и поучительна одновременно.
Но словами сыт не будешь. И Ван Гог довольно быстро — всего лишь за 18 месяцев — пришёл к выводу, что шахтёров следует поддержать чем-то ещё, помимо проповедей. Он обращается к дирекции шахт с ходатайством об улучшении условий труда и жизни рабочих. Дирекция отсылает «возмутительную записку» в Синодальный комитет Протестантской церкви Бельгии. А тамошние функционеры находят блестящую формулировку: «Отстранить от должности проповедника за излишнее усердие».
Состояние здоровья Ван Гога зачастую напрямую связывают с классическим богемным образом жизни: злоупотребление абсентом и табаком плюс бордельные излишества. Дескать, всё это загубило здоровье художника. Виданное ли дело — лишиться 15 зубов к 37 годам?
При этом забывают, что в гораздо большей степени Ван Гога убивала живопись как таковая. Точнее, краски. А ещё точнее — привычка не смывать кисти, а облизывать их. Просто потому, что Ван Гогу нравился вкус некоторых красок. Иногда говорят, что краски он не жевал и не глотал, а только держал кисти во рту ради удобства и скорости работы. Во-первых, достаточно было бы и этого. А во-вторых, это не так. Сам художник пишет брату Теодору по поводу своих любимых жёлтых красок: «Соберу все ненужные остатки и съем». Писал Ван Гог невероятно много: до 87 больших картин в год. Львиная доля красок содержала свинец. Дозы этого металла художник принимал ударные. Так что не надо всё валить на абсент и табак: отравление свинцом ещё никому не шло на пользу.
Клише «Ван Гог за всю свою жизнь продал одну-единственную картину» тоже не соответствует действительности. Реальную ситуацию можно описать так. Тот самый «единственный» холст («Красные виноградники в Арле») художник продал за солидную сумму. То есть за 400 франков. Для сравнения: жалованье почтальона, одного из друзей Ван Гога, составляло 100 франков в месяц. На эти деньги он содержал семью из 4 человек.
«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог, 1888 г. Фото: Public Domain
Остальные тринадцать картин были проданы за деньги гораздо более скромные. Но всё-таки проданы. В том числе Полю Гогену: он приобрёл два полотна Ван Гога, натюрморты с подсолнухами. Кстати, еще один характерный момент: брат Винсента Теодор Ван Гог владел картинной галереей. Он отлично понимал конъюнктуру рынка. Он же и уговорил Винсента заняться интерьерной живописью: натюрмортами и вазами. Был разработан бизнес-план, Винсент принялся трудиться. Вся серия подсолнухов была написана как раз в тот период. И, надо сказать, чутьё не подвело опытного галерейщика: именно подсолнухи стали одним из наиболее покупаемых сюжетов.
Картина «Алискамп» была продана на аукционе Sotheby»s в 2015 году за 66,3 млн долларов. Этот осенний пейзаж Ван Гог написал в 1888 году в Арле, где работал вместе с Гогеном. На ней изображена аллея в древнем римском некрополе Алискамп.
Син за шитьем. 1883
Класина (Христина) Мария Хоорник была старшей среди 10 детей. Семья, в которой она родилась, жила в одном из самых бедных районов Гааги, и, чтобы помочь родителям прокормить всех отпрысков, Син практически с детства работала вместе с матерью швеей и горничной. После смерти отца в 1975 году девушка с братьями и сестрами какое-то время жила в католическом приюте, питаясь в столовой для бездомных при церкви. Доходов от шитья и уборки было катастрофически мало, и Син была вынуждена заняться проституцией, чтобы заработать на пропитание. На момент встречи с Винсентом она была больна, беременна, и к тому же на руках у нее была маленькая дочь. Поэтому женщина с радостью согласилась на предложение художника позировать ему в обмен на кров и еду.
Женская фигура (Син), 1883. Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Гелдерланд
Скорбь (Горе). 1882. Коллекция Гармэна Райана в Новой галерее искусств, Уолсолл
Син рано состарилась и подурнела. После тяжелой беременности и родов она долго выздоравливала, и Винсент был единственным, кто помогал и поддерживал ее в этот период. Сложно понять, что именно в этой женщине привлекло художника, но именно ей удалось «отогреть» его после череды любовных неудач. Ван Гог писал ее в уютных домашних сценах и души не чаял в ее новорожденном сыне. Однако, поддавшись давлению семьи, оставившей его без средств к существованию, и друзей, осуждавших связь с проституткой, Винсент все же бросил Син. После его отъезда женщина вернулась к прежней работе и даже вышла замуж в 1901 году. Но спустя три года она утопилась в реке, исполнив своеобразное пророчество, которое она сделала в 1883 году: «Я шлюха. Это значит, что в конце концов я найду свою смерть в воде».
Ухо от Матфея
Исследователь творчества художника Роберт Уоллэйс
справедливо заметил: «Даже самый изощрённый читатель, беря в руки книгу о Ван Гоге, не сможет сдержать своего любопытства, пока не найдёт строки, посвящённые уху. Всё остальное, кроме уха Ван Гога, покажется ему заурядным». Не будем отходить от канона
Но оставим разбор частичного усекновения слухового органа: не так важно, кто и чем это совершил. Оценим лучше иронию судьбы
Отец художника — суровый протестантский проповедник. А известность его сына в массовой культуре и обывательском сознании насквозь «католическая». По крайней мере, формально. Именно у католических святых фрагменты тел иной раз почитают больше, чем главное дело их жизни: святыми мощами переполнены соборы старой Европы.
Вообще религиозная подоплёка в этой истории прямо-таки выпирает. Стоит только соотнести два факта. Первый: Винсент Ван Гог, будучи сыном пастора и профессиональным проповедником, отлично знал Святое Писание. В частности, этот момент Евангелия от Матфея: «Симон же Пётр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо». А теперь второй факт. Посмотрим на знаменитый «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» и убедимся, что повязка расположена как раз справа.
«Автопортрет с отрезанным ухом» Фото: / Илона Кириокатис
НЕИСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Ни один выдающийся художник не сумел написать так много за столь короткое время, как Ван Гог. Карьера художника продолжалась всего десять лет, однако он сумел оставить нам около 800 своих картин и бесчисленное количество рисунков. Это кажется тем более удивительным, если вспомнить, что первую половину и без того короткого срока, отпущенного Ван Гогу судьбой, он провел в творческих поисках и лишь в последние пять лет жизни начал писать на самом деле выдающиеся картины. Большинство его гениальных работ создано именно в последние два-три года жизни — подобного ни до ни после Ван Гога история живописи не знала.
«Подсолнухи»
Это самая знаменитая серия картин художника. Большинство полотен он написал в Арли. Август 1888 года выдался для Ван Гога очень плодотворным. Одиннадцать раз он обращался к теме подсолнухов. Одна картина из этой серии погибла во Второй мировой войне, одна находится в частном владении, а остальные натюрморты находятся в картинных галереях мира. Самое знаменитее полотно «Подсолнухи» находится в Лондонской Национальной Галерее.
Пятнадцать цветков подсолнуха изображены на бледном желто — зелёном фоне. Подсолнухи почти увяли, некоторые потеряли свою золотую корону и готовы вот-вот опустить свои головы от тяжести зреющих семян. Все оттенки жёлтого, коричневого, зелёного и голубого переплелись в мазках под кистью мастера и предоставили зрителю прекрасный августовский букет.
Стилизации под картину Винсента Ван Гога — Своими Руками
Винсент Ван Гог- художник, воплотивший всю душевную смятенность современного человека. Он начал заниматься живописью еще в Бельгии, когда был миссионером в «черной стране» бельгийских шахтеров — Боринаже («Едоки картофеля», 1885). Ранние его работы имеют определенные черты старой голландской традиции. В 1880—1881 гг. он посещает Брюссельскую Академию художеств. Только после 30 лет Ван Гог целиком посвящает себя живописи. В 1886 г. он приезжает в Париж и через брата Тео, служившего в одной частной картинной галерее, сближается с импрессионистами. Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Вскоре он переезжает в Прованс, в город Арль, где вместе с Гогеном мечтает организовать нечто вроде братства художников. Здесь, на юге Франции, он находит, как пишет своему брату Тео, цветовую гамму Делакруа, линии японской гравюры (увлечение которой было тогда повсеместньм) и пейзажи, «как у Сезанна». В невиданном творческом подъеме Ван Гог начинает лихорадочно работать, как будто чувствуя, как мало времени ему отпущено («Красные виноградники в Арле», 1888). Но будучи человеком душевнобольным, он обостренно воспринимает все жизненные конфликты и кончает жизнь самоубийством.
Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние пять лет. Это были годы напряженнейшего, почти нечеловеческого творческого труда, в результате которого Ван Гог создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Жизнь, полная противоречий и несправедливости, вызывала у Ван Гога обостренное чувство, почти физически ранящее художника, отсюда пессимистический и тревожный, болезненно-нервозный, экспрессивный характер его творчества.
Под его кистью изображение простых домов или комнат («Хижины», 1888; «Спальня», 1888) полно подлинного драматизма. Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Ван Гог достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще паралл
ельными мазками, как в упоминаемых уже «Хижинах», где земля и хижины написаны мазками, идущими в одном направлении, а небо — в противоположном. Это усиливает общее впечатление напряженности. Тому же служит пронзительно звонкий цвет: зелень травы на склоне, где лепятся хижины, и яркая синева неба. Динамизм мазков, предельная насыщенность красочных тонов помогают художнику передать всю сложность его мировосприятия. Ван Гог в большинстве случаев писал с натуры, но даже его этюды имеют характер законченной картины, ибо он не отдается всецело непосредственному впечатлению от натуры, а привносит в образ свой сложнейший комплекс идей и чувств, обостренную чувствительность к уродствам и дисгармонии жизни, многообразные ассоциации и прежде всего глубочайшее сострадание к человеку, соединенное с безысходным трагизмом. Именно эти качества лежали в основе мировоззрения Ван Гога («Прогулка заключенных», 1890; «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889).
Последний год жизни Ван Гог проводит в больницах для душевнобольных сначала на юге Франции в Сен-Реми, затем в Овере под Парижем. Его творческая активность в этот год поразительна. С какой-то истовостью, необыч
При жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее. Экспрессионисты стали называть его своим предтечей. Однако у Ван Гога не было такого количества подражателей, как у Сезанна, так как его искусство значительно более субъективно. Тем не менее нет почти ни одного большого художника современности, который так или иначе не испытал бы влияния напряженно-эмоционального и глубоко искреннего искусства великого голландца. айной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей («Овер после дождя«, «Церковь в Овере», «Портрет доктора Гаше» и пр.). Ван Гог оставил после себя большое эпистолярное наследие, наибольшую ценность имеют его письма к брату Тео, в которых он предстает во всей своей душевной смятенности, болезненности, но и в величии духовного богатства и огромности художественного таланта.
Мадам Жино
Мадам Мари Жино и ее супруг Жозеф-Мишель Жино держали небольшое кафе в Арле. Это место не отличалось изысканностью и было совсем не похоже на богемные парижские заведения, но Ван Гог часто бывал здесь в первые месяцы после приезда в Арль. В частности, потому что снимал у супругов Жино комнату до того, как перебрался в Желтый дом. Мадам Жино стала для художника олицетворением тех прекрасных арлезианок, которыми он так грезил и которых, к сожалению, так и не увидел. Поговаривали даже, что у Винсента и Мари был роман, но, судя по письмам, поначалу их связывали только лишь отношения хозяйки и квартиранта, даже если Ван Гог и питал к ней какие-то нежные чувства. Все изменилось, когда в Арль приехал обаятельный и разговорчивый Поль Гоген. Он уговорил мадам Жино, а затем и ее супруга попозировать им с Винсентом. За один часовой сеанс Гоген успел сделать угольный набросок портрета женщины, а Ван Гог написал полноценную картину маслом на грубом джутовом холсте.
Арлезианка, мадам Жино с книгами.1889
Арлезианка Мадам Жино (вариант).1890
Всего Винсент написал семь портретов мадам Жино, пять из них — во время пребывания в психиатрической лечебнице в Сан-Реми. Эти пять последних полотен были основаны на том самом наброске, который сделал Гоген. Одну из этих картин Ван Гог отправил Тео, одну — Гогену, одну оставил себе, а еще одну намеревался передать героине портрета. Но то ли полотно не добралось до мадам Жино, то ли женщина не оценила душевного порыва художника, однако до наших дней картина не сохранилась.
Арлезианка. Портрет мадам Жино. 1890
Портрет господина Жино. 1888
ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ЖИЗНЬ
Вершиной в передаче Ван Гогом реальной повседневной жизни стала его картина «Едоки картофеля», написанная в 1885 году, о которой он писал своему брату Тео: «Я хотел подчеркнуть, что эти люди, сидящие за убогим столом при свете керосиновой лампы, вырастили картофель своими руками, теми самыми, которыми они берут его сейчас из блюда, и тяжелым трудом честно заработали своё пропитание».
В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, например тому же Брестону, Ван Гог создает мрачное полотно, воссоздавая неприглядный, но удивительно мощный образ нищеты — которая была так хорошо знакома художнику на протяжении всей его жизни.
Автопортреты
Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течении сорока лет, то все автопортреты Ван гога написаны им всего за пять последних лет жизни.
Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с различных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888 года). Художник сам писал в одном из писем к своим сестрам: «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному… при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф».
Импасто
Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например в его картине «Коровы» 1890 года или в картине «Морской пейзаж в Сент-Мари» 1888 года. В живописи такой технический приём называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать её прямо на холст из тютика, не опасаясь, что она расплывётся. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (ещё одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто.
Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 гг.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году. Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой. В 1890 году Винсент и Тео способствовали выходу в свет первого альбома Монтичелли. В сопроводительном тексте художник был назван гением и совершенно здравым в психическом отношении человеком.
Тернистый путь «вечного странника» Ван Гога, который так и не нашёл своё место под солнцем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, создававший свои произведения в стиле постимпрессионизма, и за совсем короткий срок написавший около 2100 картин, 860 из которых исполнены маслом. Работал Ван Гог в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. А героями и образами его полотен практически всегда были простые труженики и их более чем скромный быт.
Жизнь самого художника прошла в нищете, постоянных переживаниях и душевных расстройствах. Он не был признан, его творения не продавались, жил на средства меньшего брата, что очень угнетало Винсента. И лишь спустя годы после трагической кончины, мир оценил его уникальное творчество.
Так, осенью 2017 года, на аукционе Christie’s картина Ван Гога «Вспаханное поле и пахарь» ушло с молотка за 81,3 млн долларов. На этом полотне изображен вид из окна психиатрической лечебницы во Франции, где художник находился в последние годы своей жизни.
РАННИЕ СТРАНСТВИЯ
Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.
Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.
Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.
Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.
Рисунки
Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.
Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.
По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.
Влияние японского искусства
Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».
Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.
Источник