Варган своими руками размеры язычка

Варган своими руками размеры язычка

Этот материал содержит стратегические рекомендации, на что следует обратить внимание при изготовлении варгана и относится больше к конечному результату — к чему стремиться и в конструктивном (материальном) плане, и в плане использования (абстрактном). Технология изготовления — как делать (в какой руке держать молоток и какую зарнистость использовать и тп) — личное дело каждого каждого, зависящее от привычек и доступных возможностей — здесь не рассматривается.

Зазоры

Зазоры между язычком и деками должны быть минимальными и идеально ровными.

Всего лишь одно предложение, простое, понятное и, в наши дни, известное практически всем мастерам… Когда же дело доходит до практики, обычно внимание рассеивается на огромное количество мелочей, как окружающих сам процесс, так и касающихся чисто внешних элементов конструкции, и слишком во многих случаев — дизайна рамы. А пункт этот один из самых важнейших. Единственным оправданием служит практическая сложность его реализации и отсутсвие конкретных цифр. Многим зазоры шириной 0.5 мм кажутся очень маленькими — так ведь и есть… по сравнению с зазорами между трамвайными дверями.

а) Ширина зазоров влияет на [максимальную] громкость звука (и, следовательно на легкость его извлечения) и на ширину спектра. Чем они меньше, тем громкость выше и спектр шире. Большие зазоры — звук тише и глуше — в спектре остаются только низкие составляющие. Требования к ширине снижаются с понижением частоты варгана — для низких разница между 20 и 100 микронами слабо заметна, а вот для высокого такая разница огромна.

Многие начинающие мастера говорят — маленькие зазоры джелать нельзя, варган звякает. Нужно научиться аккуратно его держать и учить этому других — результат не замедлит проявиться.

б) Ровность зазоров и параллельность всех кромок, в совокупности с материалом и геометрией, отвечает за отсутствие отдельных посторонних призвуков и общую “музыкальность” — насколько тембр гармоничен, т.е. его составляющие сочетаются друг с другом и равны по громкости. От такой равномерности звука зависит универсальность инструмента: в принципе, можно взять любой предмет, издающий самый страшный звук и вписать этот звук в какую-нибудь копозицию “по смыслу”, но это будет являться скорее частным случаем для музыкантов, четко представляющих, что им нужно и где. Что бы просто играть музыку, не меняя инструмент под каждое произведение, необходима возможность максимально равномерного извлечения разных нот (обертонов). И первый шаг на пути к этому — физическая ровность зазоров. А почти все современные варганы грешат ее недостаточностью, что приводит к различному жужжанию, проглатывающему/маскирующему отдельные обертоны и просто дающему механический окрас тембра. Этот параметр проще всего “измерять” на слух — если жужжание есть, где-то отклонение.

Дальше перечислено еще много технических моментов, и есть немалая вероятность, что количество букв распылит внимание между ними всеми, поэтому еще раз стоит повторить — зазоры это важнейшая составляющая, и если не научиться делать их с нечеловеческой точностью, дальше можно просто не читать;)

Материал язычка

Марка стали и способ ее обработки — вторая важнейшая составляющая, влияющая на все акустические качества варгана. Один момент серьезно усложняет этап разработки конструкции — материал взяимосвязан с геометрией язычка, высотой звука. Например, подобранная для длинного язычка сталь может не звучать на коротком. Это делает невозможным существование готовых рецептов и простых ответова на вопросы типа “какую сталь взять?”, а количество комбинаций стремится к бесконечности. Пробуйте как можно больше вариантов и не останавливайтесь на достигнутом!

Геометрия язычка

Комбинация длины, ширины, толщины, а также распределение последних двух параметров по длине, определяет баланс всех частот тембра, равномерность обертонов, музыкальность.

Читайте также:  Как сделать ракетки для тенниса своими руками

Рабочая часть: громкость звука, кроме прочего, зависит от скорости прохождения [части] язычка мимо дек — а максимальная она на самом кончике. У места крепления язычок почти не двигается; следовательно, максимум внимания должен быть уделен именно последней части зазоров — к тому же, только она оказывается перед резонатором (ртом). Поэтому просто можно не тратить время и усилия на подгонку всей длины, так как большая ее часть оказывает на звук меньшее влияние.

Колено воспринимается почти всем начинающими мастерами просто как ”крючок, за который дергать” и это становится серъезнейшей ошибкой. Колено выполняет две функции — кроме понятной “дергательной” (о важности которой — чуть дальше), она может влиять на колебания рабочей части язычка наравне с ней.

Если колено мягкое и длинное, при ударе оно начинает колебаться само и влиять на движение рабочего отрезка, добавляя в звук совершенно посторонние частоты и меняя распределение частот колебаний от идеального равномерного до имеющего сильные провалы спектра в одной области и всплески в другой. Длина, вес и жесткость колена работают так же, как основная часть, формируя характер призвука и его силу. Это постороннее влияние нам совершенно не нужно, поэтому стоит приложить максимум усилий к его сведению на нет: делать колено короче и жестче. Но, так как самый несгибаемый отрезок может колебаться на тоненьком и мягеньком основном участке, то в идеале для устранения этого эффекта требуется увеличение жесткости всего места сгиба. А самым простым способом для этого является изменение толщины язычка — от тонкой у корня к толстому к колену и коррекция всей его геометрии под изменившуюся жесткость. Кстати, в зависимости от кривой изменения толщины, меняется распределение громкостей обертонов и так можно отсекать “красочные”, но немузыкальные призвуки.

Другой же аспект, который был упомянут в начале, является чисто механическим и обеспечивает удобство удара. А удар это важнейшая составляющая игрового процесса. Можно не делать ничего, но без удара не будет никакого звука; это то, с чем игрок живет постоянно. Та самая механическая твердость колена, кроме влияния на звук, обеспечивает и повторяемость движения — если оно болтается, то удары получаются то сильнее, то слабее — а это и громкость, и ограничения по скорости, и просто дискомфорт, и неуверенность в инструменте, приводящие к ограничению в его использовании до самых простых движений. Колечко язычка должно ходить по идеальной дуге, а не описывать вдоль нее какие-то дополнительные мелкие зигзаги. Тогда появляется контроль динамики и стремительно возрастает точность звукоизвлечения.

Этой части варгана в большинстве случаев уделяется главное внимание, ее почитают, холят и лелеют; в сознании практически всех играков и даже многих мастеров “варган” ассоциируется именно с рамой. Каждый год несколько мастеров выдают новые “модели” варганов, в которых используется один и тот же язычок, а меняется только держатель для него — рама. И фантазия в этих случаях не имеет границ — материалы, цвет, форма, орнаменты, дополнительные элементы, даже подставки и футляры. А инструмент то один — практически, звук зависит только от язычка и двух абстрактных линий — внутренних кромок дек. Это все хорошо и интересно, и было бы простительно и даже вполне логично, если бы сами игровые качества были бы доведены до совершенства. Но таких на данный момент не существует, а идет в его сторону буквально несколько процентов мастеров.

Если говорить о варгане как о музыкальном инструменте, остается только одно практическое значние этого элемента — удобство удержания — и хочется призвать всех сосредоточиться именно на этом моменте в первую очередь, а затем уж думать о дизайнерских изысках. Конечно, если мы говорим о создании инструмента, а не безделушки, издающий, пусть даже красивый, но звук для случайно-эпизодического звукоизвлечения для удивления друзей в новый год. Инструмент предполагает постоянное, продолжительное, использование и эргономика важна не меньше звука. Вычурная рама с угловатыми завитушками может найти достойное место на художественной выставке или на полке коллекционера, но если она хоть немножко мешает спокойному и расслабленному удержанию или требует специальной тележки для перевозки — это повод задуматься о назначении “инструмента”.

Читайте также:  Как делать мишек своими руками

Тестирование

Обязательно проверяйте звук в разных условиях. Его восприятие очень сильно зависит от акустического окружения — в каждом помещении звук свой и смена обстановки — простой и эффективный способ сосредоточить внимание на разных частях спектра. Даже в одном помещении можно поиграть вплотную к ровной поверхности — например в 20см перед окном, монитором; в середине; в каком-нибудь мягком уголке, в туалете/ванной. И очень желательно сделать тоже самое на открытой местности, где отраженные звуки сведены к минимуму.

Добавьте к этому разную громкость — от минимальной до максимальной — и разную частоту и направление ударов.

И, конечно, сами “звуки”… Обязательно, нужно научиться выдавать несколько обертонов на разной высоте с открытым и закрытым горлом — это хорошо показывает сильные неравномерности тембра.

Источник

Как сделать варган своими руками?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Немногие из древних музыкальных инструментов дошли до наших дней в своем первозданном виде. К их числу относится и такой образец музыкальной культуры многих народов, как варган. Материалом для его изготовления у наших предков служили дерево и кость, позже к ним добавились медь и железо. Звучание варгана привлекает к нему внимание исполнителей и слушателей и сегодня, а при существующем арсенале материалов и инструмента изготовить его можно и своими руками.

Из чего можно делать?

Основные требования к материалам для изготовления варгана определяются принципом его звучания – образованием звуковой акустической волны за счет вибрации или упругого колебания главного элемента варгана – язычка. Эта деталь должна обладать сбалансированными характеристиками жесткости, упругости и одновременно пластичности.

Из металлических материалов наилучшим набором подходящих качеств обладают полотна от ручных и промышленных пил и ножовок из инструментальных сталей, используют также листовую нержавеющую сталь, медные или алюминиевые пластины.

Рамку для металлического варгана чаще всего делают из стального прутка диаметром не более 10 мм, можно изготовить ее из гвоздя соответствующих длины и диаметра.

Экспериментировать при этом можно с множеством материалов – вместо круглого взять квадратный или шестигранный профиль, использовать различные диаметры и виды металла – обычную углеродистую или нержавеющую сталь, медный, латунный или бронзовый пруток.

Для деревянного варгана наиболее подходящими материалами являются береза, клен, дуб, граб и бук, в различных частях и регионах мира применяются местные, порой экзотические породы дерева, в том числе и причисляемый к дереву бамбук.

Костью современные производители пользуются гораздо реже, ручная работа с этим материалом требует особой тщательности и кропотливости, а материалом служат традиционные по резьбе из кости оленьи или лосиные рога, клык моржа, китовый ус, слоновые, а то и мамонтовые бивни.

Из современных материалов при изготовлении варгана применяют листовое оргстекло или пластик, в том числе и такое распространенное и доступное изделие, как пластиковая банковская карта. Сделать варган из карточки довольно просто, но, как показывает практика, добиться от него желаемого или сравнимого с другими типами звучания получается не всегда.

Изготовление

История варгана насчитывает несколько веков. За это время, даже с учетом региональных и национальных особенностей, он приобрел законченный вид и форму. Размеры инструмента также находятся в довольно узком диапазоне, определяемом строением и размерами артикулярного аппарата человека. Небольшие габариты и простота конструкции делают варган одним из наиболее доступных для самостоятельного изготовления музыкальных инструментов, тем более что на просторах интернета можно без труда найти схемы и чертежи с размерами для любого из имеющихся материалов.

Читайте также:  Ворошилка для сена своими руками чертежи

Самой простой является конструкция из дерева. Чтобы изготовить такой варган в домашних условиях своими руками, не требуется особого мастерства или навыков. Для этого нужна деревянная пластина толщиной 2 мм в форме линейки длиной 15-18 см и 1,5-2 см в ширину. Предварительно материал должен быть просушен и пропитан, что обеспечит и максимальную чистоту звука, и долгий срок службы. Язычок вырезается по разметке тонким и остро заточенным инструментом – резцом по дереву или скальпелем. К концу язычка привязывается суровая нитка для его колебания.

Наиболее же популярной среди умельцев является сталь. Кроме самого материала, для работы понадобятся тиски, молоток, болгарка, дрель и паяльник. Процесс изготовления металлического варгана можно рассмотреть на примере классического образца с трапециевидной рамкой.

Подготовка трапеции

Для основы трапеции потребуется стальной стержень диаметром 6-6,5 мм, длиной 140-150 мм. Первый шаг – разметка, нужно отметить середину стержня и два одинаковых участка на концах по 35-40 мм, которые в готовом инструменте будут играть роль дек. До сгибания в середине стержня необходимо ножовкой или треугольным надфилем сделать паз для закрепления язычка.

Стороны на концах стержня загибаются в разные стороны под одним углом, и на их внутренней стороне напильником делается фаска или притупление высотой 0,5 мм. Снять фаску можно и на прямом стержне, в любом случае при загибе следует обеспечить плоскость всех участков рамки. Далее по шаблону полукругом изгибается средняя часть прутка, при этом концы должны быть параллельны и сойтись с требуемым для установки язычка зазором.

Последующие работы

Для язычка используется упругая пружинистая сталь толщиной 0,5 мм и длиной 80 мм. Материал уже упоминался выше – полотно от двуручной или механической пилы. Форма пластинки конусная, шириной 2 и 3 мм у противоположных оснований.

При отрезке нельзя допускать перегрева металла, иначе он сразу же отпустится и потеряет свою упругость.

Резку болгаркой необходимо выполнять небольшими пропилами с постоянным охлаждением. Полученную полоску следует подровнять, отшлифовать и отполировать.

Узкий конец пластинки подрабатывается под паз в рамке, и язычок предварительно закрепляется в нем. Широкий конец отмечается на уровне подогнутых дек и загибается под прямым углом. После этого выполняется предварительная подгонка и регулировка инструмента – зазоры между пластинкой язычка и деками должны быть минимальными, одинаковыми и ровными. После регулировки можно расклепать паз крепления язычка и выполнить окончательную регулировку. Настройка тона выполняется с помощью надфиля опиливанием загнутого конца язычка.

Следует знать, что сам по себе варган не зазвучит привычным звуком и способен издать едва слышное гудение или дребезжание.

Простейший способ проверки его готовности – создать резонатор из сложенных вокруг него ладоней.

Добившись положительного результата при изготовлении самого простого варианта варгана, можно перейти к изготовлению и других, более сложных как по исполнению, так и по дизайну вариантов – якутского хомуса, алтайского комуса или башкирского кубыза.

Применение самодельного варгана

Как отмечают многие из изготовивших не один десяток инструментов мастеров, угадать заранее качество звучания невозможно, даже если делать партию из одного материала и по одному чертежу. На конечный результат влияют разница зазоров между деками и язычком в сотые доли миллиметра, угол загиба язычка, чистота шлифовки металла и множество других условий и факторов.

Все это дает возможность получения самой широкой гаммы звучания варгана – высокого или низкого, мягкого или жесткого, глухого или звонкого, тихого или громкого, так же широко может быть и его применение.

Как сделать варган своими руками, смотрите в видео.

Источник

Оцените статью