- Вариатор сафари для мотобуксировщика своими руками
- Установка вариатора Сафари
- Конструкция и работа регулятора
- Как установить вариатор Сафари
- Установка вариатора Сафари на мотобуксировщик
- Установка вариатора сафари на Буран и Тайгу
- Вариатор Сафари на «Буран», «Тайгу» и мотобуксировщики
- Что такое вариатор Сафари
- Какой вариатор лучше – Альпина или Сафари
- Технические характеристики вариатора Сафари
- Устройство и чертеж вариатора Сафари
- Принцип работы вариатора Сафари
- Как установить вариатор Сафари
- Установка вариатора Сафари на мотобуксировщик
- Установка вариатора сафари на «Буран» и «Тайгу»
- Как настроить вариатор Сафари
- Регулировка вариатора Сафари на мотобуксировщиках
- Регулировка вариатора Сафари на «Буране» и «Тайге»
- Чем смазывать вариатор Сафари
- Как смазать вариатор Сафари
- Как разобрать вариатор Сафари
- Неисправности вариатора Сафари
- Ремонт вариатора Сафари своими руками
- Правила эксплуатации и ухода
- Заключение
Вариатор сафари для мотобуксировщика своими руками
Надоело менять на «родном» вариаторе Ориент ремни
(не дешевые в среднем по 700 руб. за штуку, причем, если найдешь где купить)
установленном на мотобуксировщике Мухтар…
За сезон нечастых поездок сжег 4 ремня (6 поездок в среднем по 30 км)…
Также рассыпалось и медное кольцо…
Решил искать решение замены вариатора Мухтара на понадежней…
Выбор в 2014 году был не большой… Т.к. самому придумывать решение было сложно,
остановился на двух вариантах: цепной редуктор, или вариатор Сафари.
Закончив зимний сезон 2014-15 года, начал плотно следить за доработками Мухтара в этом направлении.
К началу сезона 2015-16 года более менее устраивающее меня решение замены Ориента (не вносить большие дорадотки)
оказалось опробованное и вышедшее на рынок, решение установки комплекта Сафари на мотобуксировщик Мухтар…
В аннотациях, просто купи, сними Ориент, установи Комплект Софари и будет СЧАСТЬЕ…
Решился… Заказывал здесь: http://buran-variator.ru/
ВНИМАНИЕ. Чтобы пришло к вам то, что нужно (установить)…
Обязательно указывайте в заявке точный (замеренный микрометром) диаметр вала двигателя.
Для родного движка Мухтара он должен равняется 19 мм., диаметр отверстия вала Сафари 19,05 мм…
Для других движков диаметр может отличатся…
Эти данные помогут поставщику подобрать нужный вал для Вас…
Далее для модернизации Мухтара под Сафари надо с вариатором заказать у поставщика Минскую цепь (112), т.к. родная короткая…
После заказа, и предоплаты прошла неделя, и комплект пришел в Новосибирск…
Два места, одно в коробке…
ПРИМЕЧАНИЕ: Перед тем как преступить к замене вариатора,
не забудьте купить соответствующий крепеж, он в комплект поставки не входит.
Комплект получен, приступим к переделке:
Сперва, переставляем ведущий вал на гусенице Мухтара.
Перекидываем его справа налево.
На собранной раме гуси примеряем раму крепления двигателя и вариатора.
Видим, что основание рамы четь больше и окверстия крепления болта не тсовпадают.
Подгоняется просто, подтачиваем раму в нужных местах.
Теперь приступаем к снятию двигателя со старого шасси, откручиваем Ориент.
Сняв все «ненужное» устанавливаем двигатель на новое шасси.
Устанавливается просто, проблем не возникло.
Переносим шасси с двигателем и устанавливаем по месту на шасси гуси.
Пришло время устанавливать валы. Начинаем с ведущего. Прошкуриваем мелкой наждачкой отверстие вала.
Надеваем вал на шкив двигателя, должен плотно налезть без применения «грубой силы»…
Устанавливаем ведомый, натягиваем ремень.
После установки обнаруживается, что:
установить багажник теперь проблематично…
С одной стороны мешает вал, с дугой шасси…
Решаем и эти проблемы…
Шасси подпиливаем болгаркой, противоположную сторону отгибаем ломом.
Приступаем к установке цепи.
Присланная Минская цепь имеет 112 звеньев.
Её надо укоротить.
Для этого, сперва раскручиваем болты регулятора высоты ведомого вала вариатора, опускаем его до минимума.
Надеваем звездочку и подгоняем цепь по необходимому размеру,
отмечаем, какое звено с противоположной стороны от замка будем расклепывать.
Зажимаем звено в тиски и болгаркой стачиваем требуемую клепку.
Перекладываем цепь на ровную поверхность, под заклепку подкладываем гайку М5 и аккуратно, кернышком выбиваем ее из цепи.
Защелкиваем замок, устанавливаем цепь на звезды, регулируем натяг цепи соответствующими болтами.
И вуа-ля цепь на месте…
Приступаем к крепежу шасси Сафари к шасси гуси.
В этом году решили пока не делать разборный вариант с возможностью оперативно снимать двигатель с гуси…
В следующем сезоне, скорее всего сделаем…
Первым делом прикручиваем «велосипедный» болт
(если его использовать понадобится гайка с шагом резьбы 1,25. Мне ее выточил токарь),
можно и обычным.
Далее крепим задний профиль шасси вариатора к шасси гуси двумя болтами.
В окончании устанавливаем болты в крепеже ведомого вала.
Ну вот и все… Можно прокатиться….
Для безопасности надо сделать кожух вариатора.
Я решил делать из оцинковки:
Что бы корректно установить кожух всеже пришлось укоротить левую сторону багажника на 7 см…
А для полного кайфа езды на Мухе установил, ручки с подогревом и мотоциклетным газом…
так же установил чеку аварийной остановки двигателя (вдруг на скорости вывалюсь)…
А чтоб совсем было комельво…
Сшил верхонки на ручки руля…
Вот теперь то мой Мухтар готов к сезону 2015-2016…
Источник
Установка вариатора Сафари
Конструкция и работа регулятора
Регулятор центробежного действия включает в себя конус неподвижный 1, установленный на валу 12, конус подвижный 3 с грузиками 2, которые вращаются на осях, упор 4 с роликами 9, предназначенными для перемещения грузиков, пружину 6, которая установлена между упором и крышкой 5. Конус неподвижный и упор посажены на вал с помощью метрической резьбы. Установка этих элементов производится воротком с моментом затяжки 8-10 кГм. Пружина разводит конуса ведущего шкива передачи при снижении оборотов вращения вала двигателя, тем самым обеспечивая холостой ход. На холостых оборотах зазор между клиновым ремнем и поверхность подвижного конуса составляет 1-3 мм.
Работа регулятора происходит следующим образом: при вращении вала центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их и отодвинуть подвижный конус от упора, тем самым зажимая ремень в канавке шкива. Возвратная пружина противодействует центробежным силам на оборотах, не превышающих значение 1600 об/мин. При росте числа оборотов двигателя конуса захватывают ремень, увеличивая его натяжение и сжатие от нуля до номинальных значений, требуемых для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению транспортного средства.
Как установить вариатор Сафари
Для правильной и корректной установки вариатора как в снегоходы, так и буксировщики, необходимо пользоваться инструкцией производителя и соблюдать правила техники безопасности. Аппараты должны быть обесточены, все их системы должны быть исправны, в противном случае велика вероятность некорректной работы вариатора.
В случае нахождения в процессе монтажа неисправности ее необходимо устранить до полной установки. Также для монтажа трансмиссии вариатора сафари не потребуется специальных ремонтных навыков, лишь ключи для регулировки зазоров должны иметь различные головки.
Установка вариатора Сафари на мотобуксировщик
В части установки прибора на мотобуксировщик производителем не предполагается особых отличий. На большинстве буксировщиков предусмотрено штатное место для монтажа вариатора, который по своим габаритам подходит для данных креплений. Последовательность установки аналогична для снегоходов, однако при настройке холостого хода и набора крутящего момента присутствуют свои нюансы. Буксировщику без надобности набор высокой скорости – упор сделан на тяговые характеристики. Поэтому при настройке необходимо выставлять зазоры и прижимную силу шкивов с учетом характеристики повышенной тяги аппарата.
Установка вариатора сафари на Буран и Тайгу
Для установки данного аппарата в корпус снегохода необходимо соблюдение определенных правил, указанных производителем:
- перед производством установки необходимо демонтировать старый аппарат и проверить работоспособность остальных систем буксировщика или снегохода, а также расчистить пазы для монтажа;
- конус устройства должен быть подсоединен к коленчатому валу двигателя снегохода одной частью, другой при помощи резьбы соединяется с упором;
- шкивы устанавливают при помощи крепежа в штатные посадочные места, между ними должен быть закреплен ремень (в последующем должна быть проведена регулировка холостого хода и установлены);
- после установки корпуса необходимо произвести настройку работы системы с данным двигателем, помимо холостого хода ей подлежат зазоры между шкивами и прижимная сила пружины.
Важно! При установке данного аппарата в штатное место владельцу необходимо придерживаться строгих рекомендаций производителя. При неправильной установке отдельных элементов некорректная работа вариатора гарантирована.
Источник
Вариатор Сафари на «Буран», «Тайгу» и мотобуксировщики
Снегоходы являются отдельной категорией техники, которой присуща своя специфика работы и оригинальное устройство многих узлов, в том числе и коробки передач. Вариатор Сафари разработан именно для снегоходов Буран Тайга или мотобуксировщиков.
Что такое вариатор Сафари
Вариатор Сафари для снегохода Тайга представляет собой бесступенчатую коробку передач клиноременного типа. Данное устройство выступает в качестве штатной трансмиссии для снегоходов Буран и Тайга, а также может устанавливаться в качестве замены на стандартные мотобуксировщики.
Бесступенчатая коробка появилась более 50 лет назад на автомобильном рынке. Со временем, войдя в повседневную жизнь автомобилистов, такой агрегат стали устанавливать на более компактную технику.
Принцип работы системы остался прежним, как и в автомобильных вариантах, однако габариты изменились в сторону уменьшения. Двигатели снегоходов имеют меньший объем, крутящий момент и габариты, соответственно, не требуют больших трансмиссий для передачи крутящего момента и мощности на свои гусеницы. Аналогичная ситуация и с мотобуксировщиками, где именно «паровозная» тяга без привязки к скорости разгона и мощностным показателям играет решающее значение. Следовательно, вариатор Сафари в сборе для снегохода должен обладать специфическими характеристиками:
- Простота в обслуживании является одним из определяющих факторов при выборе техники. Учитывая небольшие габариты изделия и простоту конструкции данного вариатора, профилактические работы, небольшой ремонт и замену отдельных вышедших из строя частей потребитель может выполнять самостоятельно при наличии минимальных технических знаний и инструмента.
- Дешевизна агрегата и запасных частей. Данная система предназначена для снегоходов и ее конечная стоимость в полном комплекте редко превышает 6 000 рублей. В сравнении с конкурентами данный показатель меньше в среднем на 15-20%.
- Простота в установке также является важным параметром при эксплуатации. Замена производится с использованием специального инструмента и с последующей регулировкой. Также в сравнении с конкурентами данный тип не требует специальных ремонтных навыков (за исключением процесса регулировки, который довольно трудоемок).
- Тяговые свойства данного вариатора по меркам снегохода высоки. Среди аналогичных устройств данный аппарат находится в лидерах, обеспечивая возможность буксировки нескольких взрослых пассажиров или груза массой до 150 кг при применении на буксировщике.
Высокая надежность не раз подтверждалась на практике владельцами снегоходов. Система рассчитана на работу при низких температурах и отлично подходит для такой местности. Даже при превышении максимальной массы тяги не раз агрегат справлялся с нагрузкой и при этом не выказывал конструктивных недостатков.
Устройство в собранном виде на фото.
Какой вариатор лучше – Альпина или Сафари
В сегменте мотобуксировщиков и снегоходов в части коробок передач идет неусыпная конкуренция между двумя зарекомендовавшими себя агрегатами – Сафари и Альпина. Оба изделия штатно устанавливаются на снегоходы Тайга и Буран. Также оба имеют схожие характеристики – отличия присутствуют лишь в деталях – максимальная работа оборотов и общая масса. Однако при детальном сравнении вполне возможно выявить нюансы, которые позволяют отдать предпочтение Сафари, а именно:
- максимальная тяговая масса буксируемого веса у Сафари пусть и не намного, но все же выше – 150 кг (в отличие от 140 кг);
- максимальное количество оборотов также выше у Сафари, что позволяет развить большую скорость;
- в плане ремонтопригодности оба изделия заслуженно приобрели хорошую репутацию среди владельцев как надежные устройства и довольно доступные для самостоятельного ремонта;
- по стоимости оба конкурента также примерно равны – вариатор Сафари в сборе или Альпину можно приобрести в пределах 4-6 тысяч рублей.
С небольшим преимуществом Сафари по потребительским характеристикам и свойствам обходит своего конкурента Альпину. Остальные модели отечественного и китайского производства по своим характеристикам в сумме уже значительно уступают данным моделям.
Технические характеристики вариатора Сафари
Технические данные агрегата довольно типичны для своего класса, хотя по сравнению со своими ближайшими конкурентами и разнятся:
- Диаметр устройства, учитывая его специфику работы в паре с двигателем снегохода, составляет 210 мм. Для данного класса этот параметр является стандартным в пределах допуска в 10-20 мм. Благодаря таким размерам данная система оптимально устанавливается в штатное посадочное место снегоходов Буран и Тайга, а также в абсолютное большинство мотобуксировщиков.
- Длина составляет 167 мм, что также обусловлено спецификой устройства. Именно на такую длину рассчитано штатное посадочное место снегоходов с небольшими допусками. Это означает, что при установке владельцу не придется вносить какие-либо изменения в конструкцию и прилагать дополнительные усилия.
- Максимальная буксируемая масса составляет 150 кг. Для снегохода это означает перевозку водителя и пассажира, для буксировщика перевозку груза в 1-2 полных тележках. Однако на практике нередки случаи, когда вариатор выдерживает и большие нагрузки без вреда для своего состояния.
- Масса устройства составляет 3,8 кг, что облегчает его установку или демонтаж в случае неисправности. Также благодаря габаритам и штатным размерам установки вариатора Сафари позволяет без труда проводить ремонтные работы по замене вышедших из строя частей, а также регулировке ремней и шкивов.
Устройство и чертеж вариатора Сафари
Устройство данного клиноременного механизма не представляет каких-либо сложных механизмов, именно за счет простоты конструкции достигается высокая надежность.
Данное устройство состоит из нескольких основных частей:
- упор;
- нажимной механизм, который состоит из пружины;
- два основных шкива, которые в процессе работы сочетаются в отношении как ведущий и ведомый шкив вариатора Сафари;
- крышки корпуса самого устройства;
- ремень на вариатор Сафари;
- вал вариатора;
- грузики конуса.
Устройство вариатора представлено на схеме.
Принцип работы вариатора Сафари
Принцип работы данного устройства заключается в действии центробежной силы при вращении коленвала двигателя. При достижении оборотов такого вращения в 2200 оборотов/минуту такая сила оказывает давление на грузики и конус, который начинает раскручиваться.
Затем приводной ремень под воздействием данной силы прижимается к конусу и передает крутящий момент. После прижимания снегоход начинает движение или увеличивает скорость. Особенность данной работы заключается не только в особом передаточном числе вариатора сафари, а в отсутствии ступеней благодаря конструктивной особенности коробки.
Как установить вариатор Сафари
Для правильной и корректной установки вариатора как в снегоходы, так и буксировщики, необходимо пользоваться инструкцией производителя и соблюдать правила техники безопасности. Аппараты должны быть обесточены, все их системы должны быть исправны, в противном случае велика вероятность некорректной работы вариатора.
В случае нахождения в процессе монтажа неисправности ее необходимо устранить до полной установки. Также для монтажа трансмиссии вариатора сафари не потребуется специальных ремонтных навыков, лишь ключи для регулировки зазоров должны иметь различные головки.
Установка вариатора Сафари на мотобуксировщик
В части установки прибора на мотобуксировщик производителем не предполагается особых отличий. На большинстве буксировщиков предусмотрено штатное место для монтажа вариатора, который по своим габаритам подходит для данных креплений. Последовательность установки аналогична для снегоходов, однако при настройке холостого хода и набора крутящего момента присутствуют свои нюансы. Буксировщику без надобности набор высокой скорости – упор сделан на тяговые характеристики. Поэтому при настройке необходимо выставлять зазоры и прижимную силу шкивов с учетом характеристики повышенной тяги аппарата.
Установка вариатора сафари на «Буран» и «Тайгу»
Для установки данного аппарата в корпус снегохода необходимо соблюдение определенных правил, указанных производителем:
- перед производством установки необходимо демонтировать старый аппарат и проверить работоспособность остальных систем буксировщика или снегохода, а также расчистить пазы для монтажа;
- конус устройства должен быть подсоединен к коленчатому валу двигателя снегохода одной частью, другой при помощи резьбы соединяется с упором;
- шкивы устанавливают при помощи крепежа в штатные посадочные места, между ними должен быть закреплен ремень (в последующем должна быть проведена регулировка холостого хода и установлены);
- после установки корпуса необходимо произвести настройку работы системы с данным двигателем, помимо холостого хода ей подлежат зазоры между шкивами и прижимная сила пружины.
Как настроить вариатор Сафари
Настройка вариатора Сафари должна осуществляться строго по инструкциям завода изготовителя. Данная процедура проходит в несколько этапов:
- После установки нового агрегата в штатное посадочное место регулируют зазоры между шкивами.
- При этом также необходимо отрегулировать силу натяжения при помощи динамометрического ключа. От силы натяжения будет зависеть эффективность передачи крутящего момента.
Данную процедуру необходимо проводить при установке мотора в нейтральной передаче.
Регулировка вариатора Сафари на мотобуксировщиках
Регулировка данного аппарата происходит также при помощи специальных ключей и в соответствии с регламентом работы. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- Необходимо при помощи ключей выставить расстояние между ремнем и конусом. Такое расстояние предусмотрено производителем в 33 мм. При увеличении расстояния ремень будет находиться в ослабленном положении, что негативно скажется на тяговых свойствах. При перетягивании и уменьшении расстояния, воздействие на деталь станет чрезмерным.
- Выставление прогиба приводного ремня. Данное расстояние должно составлять 32 мм. Этот параметр позволяет правильно выставить натяжение детали.
Трансмиссия на снегоходе на фото.
Регулировка вариатора Сафари на «Буране» и «Тайге»
Регулировка аппарата на снегоходах моделей Буран и Тайга аналогична по своей процедуре таковой на буксировщиках. Все процедуры выполняются такой же последовательности. При установке новых элементов необходимо также проводить смазку предусмотренными средствами. Также владельцу помимо обычных ключей понадобится специальный динамометрический ключ для выставления зазоров и установки усилия натяжения ремня.
Чем смазывать вариатор Сафари
Для смазывания ведущих и ведомых элементов конструкции производителем предусмотрено несколько составов:
- ЦИАТИМ – смазывающее вязкое вещество, которое не пропускает влагу и позволяет сохранять шкивы в целостности под воздействием агрессивной окружающей среды, реализуется в стандартной таре с распылителем;
- Литол – аналогичное вещество, которые к тому же препятствует распространению коррозии и полностью обволакивает обрабатываемую деталь.
Также владелец может воспользоваться силиконовыми смазками иных производителей, однако их эффективность должна не уступать вышеприведенным препаратам, иначе велик риск получения поломки.
Как смазать вариатор Сафари
Для того чтобы смазать отдельные узлы системы, необходимо демонтировать корпус, шкивы (при необходимости), отсоединить валы и ослабить пружину. После проведения данных операций владелец получит доступ ко всем необходимым для смазки элементам. Для смазки применяют специальные вещества, рекомендованные производителем (ЦИАТИМ, Литол).
Как разобрать вариатор Сафари
Для того чтобы разобрать вариатор, владельцу потребуется набор ключей с различными головками. Процедура проходит в несколько этапов:
- снятие корпуса заглушки, где располагается само устройство (при этом снегоход должен быть заглушен);
- отсоединить ведомые части вариатора от силового агрегата снегохода;
- ослабить воздействие шкивов и отсоединить ремень;
- отсоединить пружину перед этим ослабив натяжение.
После этого можно снять корпус, открутив его с посадочных мест.
Неисправности вариатора Сафари
К самым частым неисправностям, которые иногда проявляются при неправильной эксплуатации, относятся:
- Некорректный монтаж устройства, что может привести к механическим повреждениям, работе с неверным передаточным числом вариатора Сафари, а также выходу из строя самого двигателя из-за перегрузок.
- Заклинивание шкивов при больших перегрузках или отсутствии постоянной профилактической смазки. Такая неисправность ведет к полной замене всего аппарата.
- Стирание вкладышей от отсутствия смазки, или из-за потери своих свойств в связи с перегрузкой или от старости.
Такие проблемы распространены более всего и требуют своевременной профилактики состояния вкладышей и их замены.
Ремонт вариатора Сафари своими руками
Ремонт данного устройства можно производить в специализированном сервисе или же своими руками. При проявлении первых неисправностей необходимо заглушить работу мотора и при наличии ключей произвести частичную или полную разборку аппарата. При выявлении неисправности произвести замену на новую деталь или попытаться отремонтировать элемент. Однако в силу конструкции редко удается придать поврежденному механизму былые свойства, так как работа вариатора предполагает целостность устройства и отличную подгонку деталей.
Правила эксплуатации и ухода
Правила эксплуатации продиктованы экстремальными условиями работы коробки, а также рекомендациями производителя. Для сохранения работоспособности вариатора на протяжении десятков тысяч километров пробега владельцу необходимо:
- проводить смазку закрепленного вала специальными средствами типа циатим или литол, такую процедуру необходимо осуществлять каждые 3 000 км пробега;
- через 5 тысяч пробега следует профилактически произвести частичный разбор коробки на предмет изношенности втулок и вкладышей.
Важно избегать перегрузок при эксплуатации.
Заключение
Вариатор Сафари выступает надежным и недорогим элементом систем снегоходов Буран и Тайга и заслуженно пользуется популярностью среди потребителей. При правильной эксплуатации данный элемент может без проблем прослужить своему владельцу на протяжении нескольких лет, не требуя больших ремонтов или полной замены.
Источник