Углы установки передних колёс
t – угол продольного наклона оси поворота;
М – центр колеса;
Y – угол развала колес;
δ – угол поперечного наклона оси поворота;
М – центр колеса;
Б–А – схождение передних колес;
А и Б – расстояние (мм) между колесами спереди и сзади;
δs – угол схождения передних колес;
S – колея.
Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески. Регулируют три угла: угол продольного наклона оси поворота, угол развала и угол схождения колес. Различают еще угол поперечного наклона оси поворота, но он задан геометрией поворотного кулака и не регулируется.
Угол продольного наклона оси – угол между вертикалью и проекцией линии, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения. Этот угол регулируется изменением количества регулировочных шайб на болтах крепления оси верхнего рычага. При удалении шайб с заднего болта или при добавлении на передний он увеличивается, при обратной перестановке – уменьшается. Симптомы отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левом и правом поворотах, односторонний износ протектора шин.
Для того чтобы облегчить себе регулировку схождения колес, развала и продольного наклона оси поворота, следует тщательно выполнять все ремонтные работы. Если при сборке были повторно использованы прежние регулировочные шайбы, то углы развала и продольного наклона оси поворота должны оставаться достаточно точно отрегулированными.
Угол развала колёс – угол между плоскостью вращения колеса в положении «прямо» и вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Угол регулируется изменением количества шайб на болтах крепления оси верхнего рычага. Для уменьшения развала снимают с обоих болтов равное количество шайб (пакеты шайб равной толщины), для увеличения – добавляют. На заводе на каждый болт ставят по одной шайбе толщиной 3 мм, остальные шайбы – 0,75 мм. При необходимости удаляют толстые шайбы. Если все шайбы удалены, но отрегулировать углы не удается, проверьте состояние резинометаллических шарниров и поперечины подвески: расстояние между наружными поверхностями кронштейнов поперечины возле болтов крепления осей верхних рычагов должно быть 736±1,5 мм. Если это не так, замените поперечину, проверьте геометрию кузова на СТО. При сильном отклонении развала от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения и односторонний износ протектора.
Схождение колёс – угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Иногда этот угол измеряется как разность расстояний А и Б (см. рисунок). Схождение способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля. Угол регулируется изменением длины боковых рулевых тяг вращением регулировочных муфт при ослабленных стяжных хомутах. Перед регулировкой сошку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса стоят горизонтально). Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин (даже при небольших отклонениях), визг шин в повороте, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания. Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и нагружают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. (Проверка и регулировка углов на ненагруженном автомобиле допустимы, но дают менее точные результаты.) Перед этим следует убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левом и правом колесе примерно одинаков, отсутствует люфт в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы (радиальное биение – не более 0,7 мм, осевое – не более 1 мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы. В первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала и в последнюю очередь – схождение колес.
У обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 320 кгс (4 человека в салоне и 40 кгс груза в багажнике) углы установки колес должны находиться в следующих пределах:
Источник
Регулировка развал-схождения в НИВА-ВАЗ-2121-21213-21214-2131
После ремонта подвески и замены многочисленных узлов ВАЗ-2121 наступило время произвести регулировку развал-схождение колес. Уже не то время, что бы подобную процедуру выполнять самостоятельно и я направился в автосервис с передовыми технологиями по развал/схождению 3D. При выполнении работы, специалисту автосервиса не удалось получить необходимые углы развала колес и даже при полностью убранных шайбах, угол развала правого и левого колес составлял минимум по +1,10 градуса, что разумеется не укладывается в допустимые пределы.
Информация с экрана монитора стенда развал-схождение
Не раз поразмыслив о сложившейся проблеме, о возможных причинах и о способах ее устранения — пришел к следующему решению. Для получения «правильных» углов развала колес необходимо установить нижние шаровые опоры от Шевроле Нивы, т.к. у них палец смещен относительно отверстий крепления в сторону отрицательного развала.
Приобрел две шаровые опоры от Шевроле Нивы, изготовителя «Самара-Запчасть».
Шаровая опора Шевроле Нива от Самара-Запчасть
Наглядно видна разница между шаровой опорой Нива 2121/21213/21214 и Шевроле Нива (Нива 21214М).
Слева Нива 2121/21213/21214, справа Шевроле Нива (Нива 21214М)
Вооружившись съемниками, а их благо у меня достаточно, приступил к выполнению работы.
Самое ценное — это рабочий инструмент под рукой
Отделяем колпачок от ступицы. Отворачиваем регулировочную гайку подшипников передней ступицы. Вывешиваем и снимаем переднее колесо.
Устанавливаем упор под нижний рычаг.
Ключом «на 13» отворачиваем гайки болтов крепления шаровой опоры к нижнему рычагу, удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности.
Вынимаем болты и отводим поворотный кулак с шаровой опорой от нижнего рычага.
Головкой или накидным ключом «на 22» отворачиваем гайку крепления шаровой опоры к поворотному кулаку и съемником выпрессовываем палец шаровой опоры из отверстия поворотного кулака.
Собираем и устанавливаем шаровую опору в обратной последовательности.
Затягиваем гайку ступицы динаметрическим ключом (в моем случаи с моментом 200 Н*м)
…И аналогично проводим работы по замене нижней шаровой опоры правого колеса.
Держим путь к специалистам автосервиса по установке углов развал-схождение колес.
Информация с дисплея монитора по приезду
Информация с дисплея монитора после выполнения работы
Полученные результаты не могут не радовать
Количество добавленных регулировочных шайб.
Амортизаторы НИВА
Размеры амортизаторов для Нивы
Модернизация подвески: амортизаторы от «Паджеро-2» в НИВУ
Источник
Регулировка развал-схождения в НИВА-ВАЗ-2121-21213-21214-2131
После ремонта подвески и замены многочисленных узлов ВАЗ-2121 наступило время произвести регулировку развал-схождение колес. Уже не то время, что бы подобную процедуру выполнять самостоятельно и я направился в автосервис с передовыми технологиями по развал/схождению 3D. При выполнении работы, специалисту автосервиса не удалось получить необходимые углы развала колес и даже при полностью убранных шайбах, угол развала правого и левого колес составлял минимум по +1,10 градуса, что разумеется не укладывается в допустимые пределы.
Информация с экрана монитора стенда развал-схождение
Не раз поразмыслив о сложившейся проблеме, о возможных причинах и о способах ее устранения — пришел к следующему решению. Для получения «правильных» углов развала колес необходимо установить нижние шаровые опоры от Шевроле Нивы, т.к. у них палец смещен относительно отверстий крепления в сторону отрицательного развала.
Приобрел две шаровые опоры от Шевроле Нивы, изготовителя «Самара-Запчасть».
Шаровая опора Шевроле Нива от Самара-Запчасть
Наглядно видна разница между шаровой опорой Нива 2121/21213/21214 и Шевроле Нива (Нива 21214М).
Слева Нива 2121/21213/21214, справа Шевроле Нива (Нива 21214М)
Вооружившись съемниками, а их благо у меня достаточно, приступил к выполнению работы.
Самое ценное — это рабочий инструмент под рукой
Отделяем колпачок от ступицы. Отворачиваем регулировочную гайку подшипников передней ступицы. Вывешиваем и снимаем переднее колесо.
Устанавливаем упор под нижний рычаг.
Ключом «на 13» отворачиваем гайки болтов крепления шаровой опоры к нижнему рычагу, удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности.
Вынимаем болты и отводим поворотный кулак с шаровой опорой от нижнего рычага.
Головкой или накидным ключом «на 22» отворачиваем гайку крепления шаровой опоры к поворотному кулаку и съемником выпрессовываем палец шаровой опоры из отверстия поворотного кулака.
Собираем и устанавливаем шаровую опору в обратной последовательности.
Затягиваем гайку ступицы динаметрическим ключом (в моем случаи с моментом 200 Н*м)
…И аналогично проводим работы по замене нижней шаровой опоры правого колеса.
Держим путь к специалистам автосервиса по установке углов развал-схождение колес.
Информация с дисплея монитора по приезду
Информация с дисплея монитора после выполнения работы
Полученные результаты не могут не радовать
Количество добавленных регулировочных шайб.
Нерегулируемая ступица НИВА
«Усиленный» ступичный узел для НИВЫ с усиленной ступицей 2123(24 шлица) от ВолгаАвтопро�
Источник