Велосипед амфибия своими руками

Велосипед амфибия своими руками

Однажды попалась мне на глаза вырезка из газеты «Тагильский рабочий» со статьей об изобретателе В. Горбунове и созданном им аквапеде. Конструкция мне понравилась, и я решил сделать нечто подобное. Ведь так давно мечтал научить свой велосипед плавать.

К сожалению, на газетной фотографии очень трудно было разобрать детали конструкции, поэтому пришлось взять на вооружение только саму идею. В общих чертах она сводится к следующему: на обычный дорожный велосипед устанавливают два трубчатых кронштейна и три поплавка — камеры от шин автомобиля. Они и держат велосипед на плаву.

В остальном прорабатывать конструкцию мне пришлось самому. Об этом и расскажу.

Прежде всего необходимо подобрать несколько тонкостенных стальных труб с внешним диаметром 20—22 мм. Затем, учитывая размеры рамы вашего велосипеда и габариты камеры, нужно сварить из них узел, подобный изображенному на рисунке. Главное — выполнить следующее условие: расстояние от оси велосипеда до внешнего «борта» поплавка должно быть не меньше метра для устойчивости.

Трубчатые кронштейны крепятся к велосипеду хомутами из стальной полосы толщиной около 2 мм. Не забудьте в местах расположения хомутов обмотать раму велосипеда и багажника текстильной или виниловой изолентой — это предохранит окраску от царапин.

Установку поплавков на кронштейне производят следующим образом: камеру слегка надувают и капроновыми веревками приматывают к кронштейну, затем ее туго накачивают, и она, натянув веревки, накрепко стыкуется с кронштейном.

Передний поплавок установить еще проще. Полунакачанная камера надевается на переднее колесо, фиксируется капроновой веревкой и окончательно накачивается. Чтобы удобнее было управлять аквапедом, на переднее колесо поставьте дюралюминиевую пластину-руль.

Привести в движение аквапед проще всего с помощью лопастного колеса. Для этого достаточно на заднее колесо установить десяток лопаток-плиц. Проще всего их вырезать из шестимиллиметровой фанеры и установить внутри заднего колеса, прикрепив каждую мягкой проволокой к спице. Чтобы фанера не размокала в воде, желательно пропитать ее горячей олифой и окрасить.

Вот, пожалуй, и все. Аквапед готов к плаванию. На первых порах будьте особенно внимательны: аквапед на воде — все-таки не велосипед на суше. Упав в воду, не пытайтесь поставить его на ровный «киль» посреди водоема, а немедленно буксируйте к берегу.

Если вам не все придется по душе в конструкции этой машины, попытайтесь усовершенствовать ее. Можно, например, добиться, чтобы, выезжая из воды на сушу, не надо было ее разбирать. Задние поплавки, например, можно повернуть вверх вокруг трубы багажника и зафиксировать в этом положении. Но проделать то же с передним поплавком будет, по-видимому, труднее. Подумайте над этим сами!

Автор: И. Евстратов
http://patlah.ru

© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Источник

Велосипед амфибия своими руками

А если для движения по воде использо­вать сухопутный велосипед!? Такая своеоб­разная велоамфибия удобна для загород­ных прогулок, отдыха на воде, для неболь­ших туристских походов и рыбалки.

Нет слов — катер и лодка хороши, но го­родскому жителю они подчас доставляют немало хлопот, связанных с хранением, пере­возкой и ремонтом, да и стоят дороже. А велосипеды есть у многих, и водная пристав­ка к ним, не требуя больших затрат и не за­нимая много места (ее габариты равны габаритам пары лыж с палками), может стать хорошим средством активного отдыха, осо­бенно для молодежи. И вот появи­лась конструкция, которая выносится на суд искателя. Она представляет собой пристав­ку к дорожному или туристскому велосипе­ду. При движении по суше приставка в сло­женном виде, в чехле пристегнута к раме велосипеда сбоку.

У воды приставку раскладывают, ставят на нее раму велосипеда (без колес), накачи­вают поплавки и. можно пускаться в пла­вание, не забыв прихватить с собой колеса.

Любителям мастерить, желающим изго­товить велоамфибию, потребуется несколько метров дюралевых труб и стального тросика для каркаса и шесть-семь метров водонепроницаемой ткани для изготовления поплавков. Кстати, можно сделать и чисто водный велосипед — «водопед», взяв за основу ста­рую велосипедную раму без колес.

Велоприставка состоит из силового кар­каса, надувных поплавков и винтового дви­жителя с приводом. Каркас выполнен из труб и расчалок и включает центральную балку 3, с которой через перекладины 14 шарнирно соединены продольные балки 12, а снизу на ней установлены передняя 11 и задняя 7 откидные стойки, являющиеся распорками для расчалок 16, соединяющих концы пере­кладин 14. Внешние концы задних перекла­дин 14 соединяются тросовыми расчалками 15 с рамой велосипеда, удерживая ее от па­дения на бок.

Читайте также:  Как сделать шерстяной плед своими руками

Для передачи нагрузки с силового кар­каса на надувные поплавки, к продольным балкам 12 снизу приклепаны ложементы 13 со съемными элементами 2. Надувные поплав­ки к этим деталям пришнуровывают за языч­ки.

Движительный комплекс приставки состоит из редуктора 10, гребного вала 9, гребного винта 6 и установленного за ним руля 5, соединенного с передней вилкой велосипеда штуртросовой проводкой 8. На концах цент­ральной балки 3 установлены узлы крепле­ния приставки к раме велосипеда.

Перечисленные основные элементы обра­зуют конструктивно-силовую схему пристав­ки.

Конкретное конструктивное исполнение указанных элементов и их соединений может быть различно в зависимости от технологи­ческих возможностей, степени конструкторской подготовки, вкусов и изобретательности строителя. Автор разрабатывал свою конструкцию с расчетом на серийное производ­ство, поэтому были использованы токарные работы и сварка.

Конструкция, изображенная на черте­жах, несколько отличается от испытанного образца, показанного на фотографиях. Го­товя чертежи к публикации, автор ввел ряд изменений. Для удобства и ускорения сбор­ки-разборки без инструмента болтовые соеди­нения откидных стоек 7 и 11 заменены на быстросъемные штыри; в узлах крепления к раме велосипеда гайки заменены на гай­ки-барашки. Для упрощения конструкции и уменьшения габаритов в сложенном поло­жении исключена кольцевая насадка греб­ного винта, а широкие части ложементов выполнены съемными. Для повышения ско­рости диаметр поплавков уменьшен с 300 до 250 мм с увеличением их длины до 2800 мм; трехлопастной винт диаметром 200 мм заме­нен на двухлопастной D=270 мм, имеющий более высокий КПД; гребной вал вместе с редуктором и винтом опущены на 100 мм глубже, чтобы исключить просасывание воз­духа к винту и его кавитацию. Кронштейн 32 выполняет роль антикавитационной пли­ты, защищая винт от прососа воздуха с поверхности.

Решившие изготовить велоприставку, могут воспользоваться приведен­ными чертежами основных узлов
.

Основные данные велоамфибии

Масса приставки в сборе, кг 8,5 — 9,0
Габариты в сложенном положении, м 2,0х0,25х0,15
Габариты велоамфибии на плаву, м 2,8х1,45х0,9
Осадка в полном грузу, м 0,35
Масса амфибии в порожнем, кг 26
Грузоподъемность на плаву, кг 100-120
Объем двух поплавков, л 256
Число оборотов винта при скорости вращения педалей 1 об/с., об/м 1260
Скорость на воде (с винтом диаметром 270 мм), км/ч 8 — 10


Чертеж 1
Чертеж надувного поплавка, схема раскроя материала для изготовления поплавка и перегородки
Чертеж 2
Общий вид велоамфибии в сборе и габаритная схема при установке на поплавки
Чертеж 3
Общее расположение велоамфибии и сборочный чертеж

К ним необходимо дать следующие пояс­нения.

В переднем поворотном узле использова­ны подшипники 18, применяемые в вилках дорожных велосипедов. В опорном подшип­нике гребного вала установлены фторопластовые втулки 33, способные работать в воде без смазки. При отсутствии фторопласта втулки можно изготовить из капролона.

В качестве редуктора использована руч­ная двухскоростная дрель с передаточным отношением 7:1. Вместе с цепной передачей она обеспечивает перчаточное отношение между валим гребного винта и валом педа­лей 21:1. Вместо боковой ручки па шестигранный хвостовик дрели установлена ма­лая звездочка 29 ценной передачи: вместо верхней опорной ручки установлена вилка, которой дрель шарнирно соединена с крон­штейном рамы. Вместо патрона на валу дре­ли закреплен гребной вал 9.

Гребной винт 6 левого вращения, диа­метром 270 мм, шагом 230 мм, двухлопаст­ной, стеклопластиковый. Лопасти винта можно изготовить и из листового металла, соединив их со ступицей клёпкой (алюминиевые сплавы Д-16 и К-48) или аргоно-дуговой сваркой (алюминиевый сплав АМг-61); Такой винт проще доводить в процессе испы­таний, обрезая лопасти или меняя их тол­щину и жесткость.

Можно использовать и готовые винты левого вращения, например, от подвесных моторов «Ветерок-8» или «Ветерок-12».

Пружины, установленные в штуртросовой проводке рулевого управления, выпол­няют несколько функций: постоянно натяги­вают троса, предотвращая их от провиса­ния, позволяют снимать качалку 36 с руля, чтобы сложить стойку 7, и главное — позво­ляют уменьшать нагрузки на руль, вытяги­ваясь при резкой перекладке руля велоси­педа на большой угол.

Расчалки 15 крепятся к раме велосипеда с помощью рычажного натяжного замка 4, который надевается на концы винтовой шпильки, установленной пол седлом вместо штатного болта М8.

При складывании приставки снимают ложементы 2 качалку 36, вынимают за коль­ца штыри стоек 7 и 11, отклоняют перекла­дины 14 назад, а стойки 7 и 11 вверх. При этом руль пропускают между ложементами 13 и складывают па бок. Ложементы 2 укла­дывают стопкой над балками 12 и 3.

Читайте также:  Вороток под головки своими руками

При движении по воде колеса можно уло­жить сверху в задней части приставки и пристегнуть к перекладинам 14 ремешками или хомутиками.

Надувные поплавки изготовлены из про­резиненной ткани «500» («серебрянка»). Для увеличения воздухонепроницаемости и предохранения хлопчатобумажной основы ткани от намокания и гниения, ее обратную сторону нужно покрыть двумя слоями герме­тика 51-Г-10, разведенного бензином Б-70 в отношении 1:1 по объему.

Для изготовления поплавков можно ис­пользовать также капроновую или лавсано­вую ткань, пропитав ее герметикой 51-Г-10 или герметикой У-3ОМЭС-5, полиуретаном или клеем «Момент-1», разведенным на ски­пидаре в отношении 1:1 по объему.

Желательно, чтобы пропитанная ткань была эластичной и обладала водоотталки­вающим свойством. Все клеевые соединения ткани можно выполнить клеем «Момент-1».

Носовая и кормовая оконечности поплав­ка имеют одинаковую форму.

Для крепления к ложементам на поплав­ках приклеиваются язычки 22 из полосы той же ткани шириной 80-100 мм. Язычки луч­ше клеить к надутым поплавкам по готовым ложементам 13 и 2.

Для крепления поплавков шнуровкой в язычках делаются отверстия диаметром 10 мм с шагом 90-100 мм, а в петли язычков продеваются спицы 25 из дюралевых элек­тродов диаметром 3 мм.

Для повышения живучести велоамфибии при проколе одного или даже обоих поплав­ков, каждый из них поперечными перегород­ками разделен на три отсека; перегородки сделаны в виде конических диафрагм. Такая форма диафрагм хорошо сохраняется под давлением и позволяет сворачивать поплав­ки без складок. Вклеивать перегородки нужно в последнюю очередь, оставив для этого в средней части поплавка незаклеенный учас­ток шва длиной в полметра. Шов лучше располагать снизу.

Накачивать поплавки удобнее при помо­щи резиновой помпы (лягушки). Для этого в каждый отсек поплавка надо вклеить вен­тили со съемными ниппелями от резиновой лодки.

Оконечности поплавков лучше выклеи­вать не «на руках», а на болване, который можно изготовить из пенопласта, дерева, папье-маше, глины. После склейки все швы надо промазать герметикой, а наружные швы после этого заклеить полосками ткани шириной 20 мм.

Для повышения герметичности, улучше­ния внешнего вида и придания водоотталкивающих свойств поплавки можно окрасить эластичной краской, изготовленной по сле­дующему рецепту: клей «Момент-1» — 1 тю­бик; скипидар — 0,5 л; алюминиевая пуд­ра — 100 г.

В заключение несколько слов о дальней­шем улучшении конструкции.

Дрель и наклонный вал можно заменить на вертикальную поворотную колонку, исклю­чив руль. Это позволит снизить вес, габари­ты и сопротивление амфибии и избавит от необходимости разъединять цепь.

Интересно попытаться вместо винтового движителя применить движитель типа «ры­бий хвост» на концах поплавков или типа «каракатицы» между поплавками.

И наконец, — создать приставку, не требующую снятия колес. При дальних турист­ских походах можно использовать парус.

И СНОВА МУСКУЛЫ

Мускульная сила человека с древнейших времен использовалась для движения транспортных средств. В среднем мощность одной «человеческой силы» оценивается в 0,12-0,15 л.с.; нетрудно прикинуть мощность, которую развивали, например, 200 гребцов триремы.

В последние годы к применению мускульной силы вновь обращено внимание изобретателей. На суше педальный привод незаменим, а на воде ему еще приходится выдерживать конкуренцию с весьма эффективными традиционными веслами.

Источник

Мир самоделок

Все можно наладить, если вертеть в руках достаточно долго.

Для досуга

Самодельные водные велосипеды (обзор)

Изобретательская мысль издавна старалась научить велосипед держаться по воде. Так возникли разнообразные конструкции водных велосипедов. Причем некоторые из них не имеют с конструкцией обычного дорожного велосипеда ничего общего, кроме названия. В этом небольшом обзоре мы расскажем о некоторых водных велосипедах американских изобретателей.

Водный велосипед американского изобретателя Леви Арчера (рис. 1) — тримаран. Он на воде наиболее устойчив. Привод здесь ручной, а рулевое управление — ножное. Возвратно-поступательные движения рукоятки преобразуются во вращательное движение двух гребных колес. Каждое колесо имеет по шесть лопастей. Этого достаточно, чтобы двигать вперед все сооружение, да еще с двумя седоками на борту.

Механический привод решен просто, поэтому дополнительных пояснений на требуется. Обратим ваше внимание лишь на некоторые конструктивные особенности. Вал, на концах которого закреплены гребные колеса, вращается в четырех подшипниках. Ноги упираются в педали рулевого устройства. Лопасти-рули установлены на переднем поплавке тримарана и связаны с педалями четырехзвенником.
Конструкция поплавков тримарана — каркасного типа. Их можно изготовить из деревянных реек и тонкой, но прочной фанеры, пользуясь водостойким кпеем и мелкими гвоздями. Чтобы придать поплавкам необходимую водонепроницаемость, снаружи их необходимо покрыть несколькими слоями горячей олифы.

Читайте также:  Делаем форму для тротуарной плитки своими руками

Водный велосипед американского изобретателя Фримена Бакера — катамаран. Как видите на рисунке 2, велосипед Бакера тоже имеет кривошипно-шатунный ручной привод и ножное управление. Ноги седока упираются в рулевые педали, которые не вращаются как у обычного велосипеда, а качаются вправо-влево Концы педалей прочными тросиками связаны с парой рулей, установленных на корме поплавков. Так управляется катамаран в движении. А его движитель — обыкновенное гребное колесо. Установлено оно за спинкой сиденья. У колеса восемь лопаток, они поочередно опускаются в воду и толкают катамаран вперед.

Для привода колеса катамарана служат две рукоятки При нажиме поочередно то на правую, то на левую рукоятки их возвратно-поступательное движение простейшим кривошипно-шатунным механизмом преобразуется во вращательное движение колеса,
Водный велосипед Бакера одноместный, поэтому подъемная сила поплавков рассчитана с двукратным запасом на человека, вес которого около 75 кг.
Подробного описания технологии изготовления деталей мы не приводим — каждый может использовать те материалы, которыми он располагает. Основная забота конструктора — это поплавки. Тут могут быть два варианта. Первый — из широкой доски толщиной 40 мм изготовить две опорные лыжи, концы которых надо немного загнуть. К деревянной основе таких лыж легче прикрепить сиденье и механизм привода с гребным колесом, пользуясь шурупами. Для увеличения плавучести лыж лучше всего использовать плотный пенопласт. Его толстые листы надо аккуратно приклеить водостойким клеем к нижней поверхности лыж. Когда клей просохнет, лыжи тщательно обрабатываются напильником и наждачной бумагой и покрываются 2—3 слоями яркой нитроэмали. Второй вариант — изготовить надувные поплавки из прорезиненной ткани. Безусловно, он более трудоемкий, зато вес катамарана существенно снизится.

Водный велосипед братьев Бадни (рис. 3) катамаранного типа и отличается от велосипеда Бакера тем, что он имеет ножной привод как у обычного велосипеда. У него два поплавка, гребное колесо имеет десять лопаток. Педали связаны с гребным колесом напрямую, то есть без повышающей частоту вращения передачи. Благодаря этому существенно упрощается технология его изготовления.

Обратили ли вы внимание на место крепления оси привода к защитному кожуху? Она установлена не в отверстии, а в щели. Благодаря такой конструкции ось вместе с гребным колесом и педалями может перемещаться вверх. А это дает некоторые преимущества. Если велосипед наедет на отмель или другое препятствие в воде, колесо не поломается, оно переместится вверх и спрячется в кожухе.
Защитный кожух служит одновременно и седлом, и стойкой руля, и «мостом» для скрепления поплавков.
Рулевое устройство простое — это рукоятка с длинной осью На нижнем конце оси закреплена рулевая пластинка.
Поплавки своего велосипеда братья Бадни изготовили штампованными из дюралюминиевого листа. Мы же советуем воспользоваться технологией, о которой уже рассказывали, описывая конструкцию велосипеда Бакера.

И, наконец, расскажем о водном велосипеде Вальтера Энкерта (рис. 4). За основу всей конструкции изобретатель взял обыкновенный дорожный велосипед. Необходимую плавучесть ему обеспечивают 2 понтона, длинные сигарообразные надувные мешки. Велосипед с седоком, опираясь на надувные понтоны только в 4 точках, будет сильно деформировать их, и конструкция окажется неустойчивой. Поэтому Энкерт привязал вдоль мешков прочные деревянные рейки, а уж к ним прикрепил кронштейн. Вся конструкция получилась довольно легкой и прочной.

Изготовить самому надувные мешки довольно сложно. В магазинах спорттоваров иногда продаются подобные надувные мешки. Но если у вас их нет, придется для изготовления понтонов воспользоваться уже известной технологией. Сделайте поплавки из прочных деревянных досок и оклейте их снизу и сверху плотным пенопластом Водостойкость обеспечит покрытие несколькими слоями нитроэмали. В обоих случаях большим преимуществом является то, что дорожный велосипед очень быстро и легко преобразуется в водный и наоборот.
Описывать крепежную арматуру не будем — она хорошо видна на рисунке. Добавим лишь, что проще всего воспользоваться стальными трубками диаметром 20-24 мм. Концы труб надо расплющить, тогда удобнее будет сверлить в них отверстия.
Движитель велосипеда Энкерта — это лопасти, установленные на педалях. Способ крепления лопастей показан на рисунке. К нижней части переднего колеса крепится пластина, служащая рулем. Скорость такого велосипеда будет, конечно, невелика, но зато вы смогли научить обычный велосипед двигаться по воде.

Источник

Оцените статью