Велосипед для двоих своими руками

ТАНДЕМ – ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ДВОИХ

Много лет я являюсь постоянным подписчиком «М-К» и нахожу в нем много для себя интересного и нужного. Надеюсь, что и мой опыт пригодится другим читателям: хочу поделиться своими соображениями и практическими рекомендациями по поводу изготовления и эксплуатации велосипеда-тандема. Такую машину я сделал своими силами пять лет назад и проехал на ней уже не одну тысячу километров.

Итак, вначале о достоинствах двухместного велосипеда. Во первых, это возможность езды с высокой скоростью, сравнимой со скоростью, достигаемой гоночными велосипедами. Во-вторых, тандем удобен при поездке двух разных по силам людей: каждый может вращать педали с привычным для себя усилием и автоматически более сильный «тянет» слабого. Это одно из преимуществ, позволяющее рекомендовать такие велосипеды для туризма, особенно семейного. А наличие ведущего в двойке, держащего управление в своих руках, снижает риск и психологическую напряженность при движении по дорогам с интенсивным транспортным потоком.

Но «бесплатных пирожных не бывает»: и тандем обладает некоторыми недостатками. Это меньшая маневренность, больший тормозной путь, меньшая проходимость по неровной, бугристой местности, труднее езда в одиночку из-за большего веса сочленен ной машины. Поэтому, прежде чем взяться за инструменты и заняться изготовлением «длинного» велосипеда, подумайте о целях, возможностях его эксплуатации, наличии места для его хранения. Если же вы считаете, что тандем вам нужен, то предлагаю более подробно ознакомиться с моим вариантом, хотя решений может быть множество.

Рама моего велосипеда, как видно на фотографиях, сварена из двух рам спортивных велосипедов «Спутник». Ее размеры позволяют входить в стандартный грузовой лифт, не снимая колес, а в пассажирский — без переднего колеса. Применение рам дорожных велосипедов исключает возможность пользования пассажирским лифтом. Также советую не приобретать рамы от гоночных машин, так как наверняка возникнут сложности с размещением колес типа 40х622. А поскольку испытываемые нагрузки довольно высокие, то вилку желательно поставить с более толстыми перьями.

Компоновка самодельного тандема.

Изготовить раму можно различными способами. Исходя из своих возможностей я выбрал следующий. От передней рамы отпиливается цепная вилка. Задняя вилка второй рамы остается без каких бы то ни было изменений (это, кстати, одно из преимуществ, так как при необходимости — например, при неустранимой поломке в дальнем путешествии, — можно с помощью ножовки буквально за полчаса переделать тандем в обычную одиночку).

Теперь необходимо распилить поперек подседельную трубу передней рамы на расстоянии 100 мм от верха и развести получившиеся части вправо и влево. После этого на нижнюю часть «одевается» рулевая колонка задней рамы, а во внутреннюю полость подседельной трубы вставляется буж (можно использовать трубку от седла), разогнутые части совмещаются и обвариваются электросваркой. От третьей рамы (дополнительной; подойдет любая сломанная, из металлолома) отпиливается нижняя труба с половиной каретки и вставляется между каретками передней и задней рам. Спереди крепление осуществляется внакладку с фиксацией временными технологическими болтами М6, а сзади с помощью сварки; после чего обваривается соединение на передней каретке и болты снимаются. Рама готова. На такой конструкции я ездил по любым дорогам, причем вес пассажиров с багажом приближался к 200 кг — поломок не было.

Сборка рамы тандема:

1 — задняя рама, 2 — передняя рама, 3 — дополнительная стяжка между каретками передней и задней рам.

Наличие нескольких передач для тандема очень желательно. И хотя усложняется кинематика конструкции, с этим следует примириться, поскольку возможность использования различных передаточных отношений с лихвой окупается на разнообразном рельефе с равнинными и горными дорогами.

Вращательный момент на заднее колесо передается с помощью двух цепных передач: одной между педальными звездочками, с передаточным числом, равным единице, и второй стандартной, от «Спутника». Цепи можно разместить с одной или разных сторон от оси велосипеда. Во многих источниках рекомендуется второй способ, как наиболее простой в исполнении. Я же настоятельно советую так не делать из-за того, что запас прочности велосипедных деталей невелик, и по возможности надо использовать такие решения, которые позволяют не увеличивать нагрузки на стандартные узлы. При размещении же цепей с разных сторон нагрузка на заднюю каретку многократно возрастает, поэтому вал, подшипники и чашки очень быстро выходят из строя. К этому добавляется и то, что на левой стороне стоят «правые» шатуны и все педали, кроме задней правой, стоящей на своем «родном» месте, постоянно норовят выкрутиться.

Кинематическая схема привода тандема:

1 — блок задних звездочек в сборе (от «Спутника» или «Старт-шоссе»), 2 — задняя цепь, 3 — задняя звездочка переднего привода (Z=40), 4 — задняя ведущая звездочка (Z=51), 5 — натяжной ролик, 6 — передняя цепь, 7 — передняя ведущая звездочка (Z=40).

Установка заднего руля.

С одной же, правой, стороны поставить цепи сложнее, но зато в дальнейшем не будет никаких проблем. Технически это делается так. На валу передней каретки пропиливается напильником канавка под клин таким образом, чтобы можно было сдвинуть шатун максимально влево. 40-зубая звездочка крепится к обрезанному центру от 50-зубой звездочки, а дополнительные шайбы также сдвигают ее насколько можно влево.

Читайте также:  Автомобили собранные своими руками

Для задней каретки подбирается вал с наибольшим вылетом вправо, повторяется аналогичная процедура с распиливанием канавки на валу, чтобы сместить его максимально вправо, но в данном случае помогает она не намного, так как канавка и так довольно близка к краю. Еще одна возможность сместить вал — подпилить сбоку клин.

Чтобы цепи не задевали друг за друга, толщина дистанционных шайб между звездочками в обычной сборке увеличивается. Если задняя цепь будет цепляться за вилку, на последней можно аккуратно сделать небольшое углубление.

Длительное использование тандема показало, что ни синхронная, ни перпендикулярная установка шатунов не обеспечивает нужную равномерность движения. Надо экспериментально подобрать оптимальный угол между ними: это обеспечит движение без рывков и удобство при посадке и трогании.

Натяжение передней цепи осуществляется с помощью одного ролика от старого суппорта. Он крепится к раме хомутом. Поскольку пружина параллелограмма с суппорта удалена, а оставлена лишь натяжная — ролик самоустанавливается в поперечном направлении.

Установка ролика натяжения цепи переднего привода.

Передние руль и седло не имеют никаких особенностей: используются обычные. Задний руль — самодельный, из трубы от сломанной рамы велосипеда (она легкая и прочная). Крепится руль с помощью штатного хомута и длинного болта к трубе переднего седла. Дополнительное удобство в эксплуатации создает эксцентриковый зажим от складного велосипеда на трубе заднего седла — это позволяет быстро регулировать его по высоте, что приходится делать довольно часто.

Заднее, ведущее, колесо собирается на базе алюминиевого обода от дорожного велосипеда, а втулка берется от «Старт-шоссе» с «пятерником» 13-15-17-19-21 или штатная от «Спутника» (в последнем случае самая маленькая звездочка имеет 14 зубьев, следовательно, максимальная скорость будет несколько меньше). Переднее колесо также лучше оборудовать ободом прямоугольного сечения от дорожного велосипеда, поскольку «спутниковские» слабоваты. В крайнем случае можно «обуть» их дорожной «резиной» — это смягчит удары и уменьшит вероятность «пробоев» до ободов.

Следует помнить, что на заднее колесо приходятся большие нагрузки, и на моем тандеме пришлось сменить уже два обода и две покрышки; переднее же до сих пор в норме. Поэтому нужно сразу вырабатывать в себе аккуратный стиль езды, а также регулярно следить за давлением — оно должно быть от 2…2,5 кг/см2 до 3…3,5 кг/см2. Важно не забывать и о постоянном и сильном натяжении спиц. Выполняя эти рекомендации, можно продлить срок эксплуатации колес.

Большое значение на двухместном велосипеде имеет надежность тормозной системы. Для ее повышения при использовании бестормозной втулки и тормозов клещевого типа на ободах желательны насечки, увеличивающие коэффициент трения.

Спортивный вариант тандема можно оборудовать туклипсами на все педали. Однако для повседневного или туристского использования делать это не следует — достаточно туклипсов только на передних педалях, так как не все напарники умеют ими пользоваться; кроме того, при езде в одиночку они цепляются за землю.

Чтобы задний грязезащитный щиток не мешал закатывать тандем в лифт, он немного обрезается. Его крепление осуществляется в задней части к багажнику.

Источник

Создание велосипеда-тандема своими руками

Введение

Велосипед-тандем представляет собой классический двухколёсный велосипед, который обладает рядом характерных особенностей. На таком устройстве могут одновременно ехать два человека, причём второй пассажир может не просто расслабиться и наслаждаться поездкой, а вместе с напарником принимать активное участие в движении. Двухместные велосипеды-тандемы считаются идеальными устройствами спортивно-развлекательного характера, которые подойдут для неспешных семейных прогулок. Конструкция этого велосипеда до крайности проста, каждый желающий может сделать своими руками такой агрегат, педали которого смогут вращать оба велосипедиста. Только контролировать вхождение в повороты и тормозить устройство будет сидящий впереди, за рулём, человек.

Велосипед-тандем поможет вам провести время с удовольствием

Главное предназначение, которое несёт велосипед-тандем, заключается в объединении людей. Совместная поездка заставляет велосипедистов объединяться, становиться на время единым неделимым механизмом, который управляет системой. Стандартный велосипед-тандем, как показывает практика, может ездить исключительно по ровному загородному дорожному покрытию. На эту особенность влияет удлинённая рама, так как проезжая по ямам и ухабам, агрегат подвергается сильным вибрациям и значительным вертикальным нагрузкам, что может спустя короткий промежуток времени привести к разрушению всей конструкции.

В нижеприведённой статье рассмотрим преимущества и недостатки парного велосипеда, приведём пошаговую инструкцию по сборке агрегата своими руками.

Особенности парного велосипеда

Впервые велосипед-тандем увидел свет в XIX веке, стоит отметить, что модернизированная версия классического двухколёсного агрегата для одного велосипедиста появилась практически сразу же после создания первой одноместной типовой конструкции. Примечательно то, что как только был создан первый парный велосипед, на нём хотели покататься все, кто мог себе это позволить. Велосипед-тандем в то время испытывали все вне зависимости от возраста, сословия и вида одежды.

Однако со временем люди начинали искать более подходящих доноров, стараясь переделать в велосипед-тандем не только классический агрегат, но и другие типовые устройства, что привело к «удвоению» даже такой модели, как «пенни-фартинг». Более известный под именем «паук», велосипед с одним огромным колесом, а вторым маленьким перевоплощался именитыми мастерами в тандем, однако это устройство не пользовалось огромной популярностью, на что, скорее всего, влияло «удобство» и «безопасность» конструкции.

Читайте также:  Амигуруми тигр своими руками

Велосипед-тандем очень быстро стал популярной и востребованной конструкцией, его создавали даже для целых воинских подразделений. Из истории достоверно известно, что служащие во время Первой мировой войны солдаты передвигались на тандемах по 8–10 человек. Впервые для такого количества велосипедистов разработали агрегат европейцы, так как именно они могли создать устройство, которое даже с такой огромной нагрузкой могло по ровной поверхности перевозить людей. Наибольшему испытанию подвергалась середина велосипеда, так как именно на неё полагался общий вес солдат, доходящий до 700–800 кг.

Характерные достоинства модели

Практически все достоинства, которые есть у велосипеда-тандема, ничем не связаны со спецификой велосипедной техники. Главная его функция — развивать «чувство локтя», объединяться для командной поездки. Когда несколько человек должны согласованно управлять одним устройством, они учатся находить компромиссы. Среди прочих технических особенностей тандема стоит отметить:

  • отсутствие усталости. Дело в том, что на одинаковое расстояние, прогуливаясь на тандеме, человеку потребуется приложить вдвое меньше усилий. Парное управление позволяет экономить силы.
  • большая скорость. Велосипед-тандем может двигаться почти в два раза быстрее классического устройства для одного велосипедиста, развивая скорость до 30–35 км\ч.
  • быстрый спуск. Съезжая с холма или погорка велосипед-тандем способен развить большую скорость, несмотря на то, что крутящий момент остаётся прежним, агрегат сильнее подаётся вперёд из-за вдвое большего веса.
  • смена мест велосипедистов. Если находящийся за рулём человек почувствует усталость, он сможет поменяться местами со вторым пассажиром. Расположившись на второстепенном сидении, можно ехать с закрытыми глазами или отпустив руки.

Особенность конструкции велосипеда-тандема такова, что рама и колёса способны выдерживать гораздо большие статические нагрузки, нежели стандартный одноместный велосипед. Эта черта обеспечивает прочность всего агрегата, который сможет прослужить очень долго, если обладатель будет кататься только по ровному дорожному покрытию. Велосипед-тандем обладает усиленными шинами и камерами, более мощными ободьями, утолщёнными спицами, крепкой рамой и удлинённой цепью.

Существенные минусы устройства

Как показывает практика, парный велосипед обладает всего двумя недостатками:

  1. На большой скорости удлинённому велосипеду сложно аккуратно «войти» в поворот с малым радиусом (двум велосипедистам нужно согласовывать скоростной режим, вырабатывать навык парной езды).
  2. Увеличивается тормозной путь, быстрее изнашиваются тормозные колодки (на оба показателя влияет значительная масса конструкции).

Создание велосипеда-тандема своими руками из подручных материалов

Прежде чем «загореться» целью сделать своими руками велосипед-тандем, следует проверить наличие необходимых материалов. В процессе сборки понадобятся два старых или новых велосипеда, которые отдадут новому приспособлению свои комплектующие. Лучше, если для передней части парного устройства будет выбран более новый вариант классического велосипеда. Вторая конструкция «подарит» самодельному агрегату заднюю часть. Кроме расходников, пригодятся некоторые инструменты:

  • ножовка по металлу;
  • разводной гаечный ключ;
  • приспособление, способствующее выжать цепь целиком или несколько её соединительных звеньев;
  • разные отвёртки;
  • молоток.

Не будет лишней изолента. Стоит отметить, что в качестве донорных велосипедов предпочтительно выбирать конструктивно мужские модели, которые оснащены высокой трубой. Сэкономить на сборке самодельного велосипеда-тандема поможет наличие у двух агрегатов переднего переключателя передач, который имел бы одинаковое количество зубьев в последних двух звёздочках.

Этап первый. Сбор необходимых деталей

Началу сборки самодельного велосипеда-тандема будет предшествовать разукомплектование двух донорных конструкций. В первую очередь необходимо приступить к велосипеду, который отдаст последователю заднюю часть.

Следует освободить агрегат от руля, передней вилки и тросиков, так как все эти детали в дальнейших действиях участвовать не будут. Снять необходимо и передний переключатель передач, однако выбрасывать его пока не нужно — он позже пригодится. С помощью молотка и нескольких ударов нужно будет убрать обойму подшипника, которая располагается в рулевом стакане. Ножовка по металлу поможет распилить рулевой стакан, совершить эту манипуляцию необходимо максимально аккуратно, чтобы в дальнейшем была возможность создать «чашку», окружающую подседельную трубу впереди стоящего устройства.

Чтобы сделать своими руками велосипед-тандем, особенное внимание придётся уделить передней части конструкции. Для этого с донорного велосипеда придётся убрать заднее колесо и переключатель передач. Следующей задачей станет отпиливание всех труб, которые в прежней конструкции поддерживали заднее колесо. Создающему тандем своими руками необходимо избавиться от всех верхних перьев, причём нижние перья следует сохранить.

Этап второй. Сборка парного велосипеда

Моток изоленты должен быть максимально плотным, чтобы клейкая лента могла прочно стягивать детали. Важно помнить, что она отлично проявляет свои качества при растяжении и одновременно не годится при сдвиговых нагрузках и сжатии. Ввиду этого обстоятельства работающую на сжатие верхнюю трубу и функционирующую на напряжение нижнюю деталь придётся оснащать более прочными соединениями и перекладинами. Собирающему своими руками велосипед-тандем принципиально важно сделать конструкцию максимально прочной, способной выдержать любые нагрузки.

Следующий шаг — соединение задней части велосипеда с подседельной трубой её передних элементов. Для начала необходимо посредством изоленты прочно связать трубы между собой. Не стоит расстраиваться, если части конструкции в процессе будут «ходить» вверх и вниз или вперёд и назад, главное — чтобы они не могли изгибаться. Противостоять сгибу посередине конструкции помогут две палки, которые будут привязаны изолентой к верхней части труб двух рам. Общую форму парного велосипеда определит непосредственно высота верхних труб.

Читайте также:  Армянская кукла своими руками

Затем необходимо приступить к сочленению, которое находится в нижней части велосипеда-тандема. Помочь сделать эту манипуляцию могут фотографии заводских тандемов, рассмотрев типовые варианты, будет проще понять принцип действий. Объединить разрозненные детали можно посредством передней вилки, которая до этого была снята с первого велосипеда, ставшего задней частью тандема.

Оставленную про запас деталь следует освободить от лишних комплектующих, чтобы вместо Y-образной формы она приобрела U-образный вид. После того как будет вырезана пара V-образных выемок, следует расположить вилку таким образом, чтобы она огибала подседельную трубу задней части тандема. Впоследствии края детали необходимо подогнать концами к трубам передней части агрегата. В том месте, где будет располагаться цепь, следует установить трубку. Посредством молотка нужно добиться идеального прохождения цепи сквозь трубу рамы и вилки.

Дальнейший шаг по сборке велосипеда-тандема своими руками заключается в соединении передней и задней частей конструкции, посредством изоленты необходимо связать концы вилки так, чтобы они располагались параллельно концам передней части рамы (бок о бок). Затем следует прикрепить вилку непосредственно к подседельной трубе. Увеличить прочность можно с помощью присоединения любой другой близкорасположенной части рамы. Благоразумнее всего соединить место пересечения вилки с двумя трубами передней части конструкции и диагональной трубки, находящейся в задней части рамы.

Велосипед-тандем, собираемый своими руками, нуждается в правильно сконструированной раме, которая имеет ряд отличий от типового элемента классического одноместного велосипеда. Цепь нового устройства должна быть значительно длиннее, для того чтобы мастеру хватило длины дотянуть её до колеса, которое установлено на втором велосипеде. В спортивных магазинах и на рынках есть специальный инструмент, который способствует выжиманию цепи. В случае отсутствия такого приспособления следует приобрести два соединительных звена цепи. Для того чтобы сделать велосипед-тандем, потребуется цепь, длина которой будет не больше 37 звеньев. Предпочтительнее выбирать более короткие варианты, так как рама тандема весьма гибкая. Установленную в положенное место цепь необходимо несколько раз покрутить на разных звёздочках, так как появившаяся на раме нагрузка самостоятельно поспособствует приданию истинной формы.

После сборки всей конструкции нужно проверить педали — эта часть устройства должна быть синхронизирована друг с другом, что позволит избежать взаимных «пинаний» во время прогулки. Отсутствие синхронизации педалей сказывается на невозможности установить их в горизонтальном положении на поворотах и заездах на бордюры, кроме того, велосипед не будет на достойном уровне поддерживать равновесие.

Этап третий. Проверка собранного тандема

Любой собранный своими руками агрегат отличен от заводского аналога, так как имеет свои особенности езды. Согласно вышеописанной инструкции, можно собрать велосипед-тандем, который будет оснащён одной передачей и единственным тормозом, находящимся в передней части конструкции. Как показывает практика, самодельный тандем нуждается в длинном тросе, посредством которого будет подключён задний тормоз. В противном случае одного тормозного элемента может быть недостаточно для того, чтобы резко притормозить на высокой скорости, ввиду значительного веса остановиться в одночасье не удастся.

Некоторые профессионалы устанавливают на тандем современную систему переключения передач, однако из-за слишком слабых тормозов и не самой высокой надёжности агрегата, на самодельном велосипеде-тандеме лучше всего установить всего одну оптимальную передачу. Сделанный своими руками тандем может разгоняться до 56 км/час, в то время как модели с завода могут иметь максимальную скорость 72 км/час. Благоразумнее всего заранее определиться с наиболее удобной передачей, на которой будет ехать самодельное устройство.

Велосипед-тандем может иметь два руля, хотя сделанная своими руками конструкция менее устойчива, второй руль может негативно сказываться на равновесии. Целесообразнее второму пассажиру держаться за сидящего впереди велосипедиста, так как в этом случае появится возможность следовать за ведущим устройство человеком, например, синхронно наклоняясь при прохождении поворотов.

Заключение

Созданный своими руками велосипед-тандем может стать надёжным транспортным средством для совместных семейных прогулок. Причём на собранном агрегате могут ездить не только два, но и четыре человека, что сделает поездку ещё более интересной и увлекательной.

Несмотря на то что, на первый взгляд, гибкая рама парного велосипеда не может уверить владельца в своей долговечности, так как на поворотах конструкция изгибается примерно на 5°, сделанные своими руками тандемы на протяжении нескольких лет могут безотказно служить своим хозяевам. Увеличить срок эксплуатации велосипеда-тандема может качественная сборка, которая исключает различного рода люфты.

Как сделать фару на велосипед самостоятельно? Как выбрать подходящий светодиод для фонаря? Детали, которые вам понадобятся, способ сборки и крепления на велосипед.

В последнее время вырос спрос на необычные транспортные средства, не последнее место из которых занимает лигерад. Рассмотрим принцип этого устройства и способ его создания своими руками.

На рынке можно приобрести разнообразный развлекательно-спортивный транспорт, который будет интересен как детям, так и взрослым. Однако гораздо выгоднее и проще собрать свой уникальный веломобиль. Рассмотрим принцип создания классического веломобиля.

Источник

Оцените статью