- Как самостоятельно собрать велосипед для дальних путешествий? Какие компоненты выбрать? Разбираем вопрос в деталях!
- Комментарии
- Велопутешествия
- Выбираем велосипед для путешествий
- Горные велосипеды
- Шоссейные велосипеды
- Велосипеды для путешествий
- Планируем маршрут, распределяем время
- Собираем нужные вещи
- Личные вещи
- Одежда
- Аксессуары к велосипеду
- Туристическое снаряжение
- Для велосипедов
- Подготавливаем велосипед
- Приводим себя в форму
- Устанавливаем полезные приложения
- Несколько советов для новичков
- Составьте план
- Не перегружайтесь
- Не полагайтесь на навигатор слишком сильно
- Общайтесь с местными жителями
- Помните, что путешествие — это отдых, а не рутина
Как самостоятельно собрать велосипед для дальних путешествий? Какие компоненты выбрать? Разбираем вопрос в деталях!
30 июля 2016г. | |
Нина Штромберг самостоятельная путешественница |
Собирая велосипед для серьезных многодневных походов, приходится искать компромисс между надежностью, весом и стоимостью.
Велосипед открывает путешественнику массу интересных маршрутов и возможностей. От преодоления тысяч километров по бесконечным дорогам, до покорения горных высот, жарких пустынь и заполярного холода. Неудивительно, что значительная часть кругосветных путешествий совершена именно на велосипедах.
Чтобы подготовиться к серьезным путешествиям, надо очень серьезно подойти к выбору компонентов.
Самый лучший вариант — покупать не готовый велосипед, а собрать его самостоятельно. Это очень важно, так как от выбранных компонентов может зависеть успех всего мероприятия. От типа путешествия будет зависеть комплектация, поэтому в этой статье будем собирать наиболее универсальный велосипед для длительных экспедиций по дорогам и пересеченной местности с учетом большого ежедневного пробега более 70 км и нагрузки на багажник от 15 кг.
Итак, рассмотрим компоненты по отдельности.
Рама. Первое, с чего стоит начать, это с рамы, к которой уже будем подбирать комплектацию.
Раму следует выбирать по росту и исходя из размера колес. На перьях обязательно должны быть отверстия для крепления багажника, а также крепления под тип выбранных тормозов. Для путешествий подойдут кросскантрийные варианты. Материал рамы должен быть прочным и легким. Наиболее подходящий вариант это титановые и алюминиевые рамы. От стали придется отказаться из-за большого веса, от карбона из-за хрупкости. Также придется отказаться и от всех остальных карбоновых компонентов. Карбон отличный выбор для гонок, но не для суровых экспедиций. Нам важно максимально избежать поломок, а при необходимости легко найти запчасти в любой стране мира или починиться на коленке.
Колеса. Вся нагрузка приходится на колеса, поэтому очень важно правильно подобрать их составляющие элементы. В первую очередь нас интересует накат, надежность и вес.
Лучше всего выбрать для путешествий колеса 26 или 29 дюймов, так как для 27,5-дюймовых колес могут возникнуть сложности с поиском запчастей. Колеса можно поделить на две категории, готовые wheel set или сборные. Wheel set это те, которые уже собраны на заводе и могут отличаться нестандартной втулкой и неклассической спицовкой. Такой вариант не самый подходящий, всегда трудно искать редкие запчасти и ремонт в походных условиях может быть осложнен. Лучше всего собирать колеса самостоятельно и про отдельные компоненты сейчас и поговорим.
Втулки. Бывают насыпными и на промышленных подшипниках. В данном случае насыпные лучше — они разборные и их можно будет перебрать в поле. Промышленные — неразборные и, соответственно, неремонтопригодны. Рекомендую обратить внимание на Shimano ХТ и ХТR.
Спицы. Спицы бывают прямого и переменного сечения. Переменного несколько легче и дороже. Отличным выбором будут спицы производителей dt swiss и sapim. Ниппеля, которые крепят спицы к ободу, лучше всего выбирать из латуни длиной 14 мм. Длину спиц для комплекта колеса считают в специальной программе. За помощью можно обратиться к веломеханику. Он же и будет спицывать вам колеса, сделать это самостоятельно без специальных инструментов проблематично.
Обода. Двойные пистонированные обода – самый надежный вариант. Руководствуйтесь в выборе своим собственным весом в том числе. Слишком легкие обода могут быстрее сломаться, все-таки нас интересует прочность. Пользуйтесь качественными ободными самоклеющимися лентами от известных производителей.
Камеры и Покрышки. Какую покрышку использовать, классическую или бескамерную, — дело вкуса. Бескамерные легче, но при большом проколе все равно придется ставить внутрь камеру либо таскать с собой еще одну запасную покрышку с герметиком. Автониппель более универсален, так как камеру можно будет накачать любым автомобильным насосом.
Не покупайте самую дешевую резину. Протектор выбирайте под свой стиль катания. Полуслики хороши для асфальта, для пересеченки резина должна быть зубастой, для исключительно зимней езды при отрицательной температуре есть шипованные покрышки.
Вилка. Самая легкая и надежная – жесткая титановая вилка. Этот вариант хорош для дорожного туризма. Для более агрессивной местности нужна вилка с амортизатором, иначе сильно устанут руки и быстрее износится велосипед. Если вилку выбирать с воздушным или пружинно-масляным амортизатором, то последний вариант однозначно надежней, так как воздушная вилка может разгерметизироваться. Пружинно-масляная надежнее, дешевле, но тяжелее. Мягкая вилка обязательно должна быть с блокировкой, очень удобная функция при езде по ровным дорогам и на затяжных подъемах. Выбирайте вилки у проверенных производителей, таких как Fox и Magura.
Руль. Вынос. Рулевая колонка. Грипсы.
Еще раз напоминаю, что следует отказаться от карбоновых компонентов, так как они не любят точечных ударов и довольно хрупки. Наиболее интересные материалы для наших целей это титан и алюминий, оптимальное решение веса-надежности. Рулевая колонка должна подходить под тип рулевой трубы. Руль по ширине должен соответствовать вашим анатомическим размерам. Вынос подойдет четырехболтовый. Очень удобные для продолжительного катания анатомические грипсы, они равномерно распределяют нагрузку на кисть руки. Я предпочитаю грипсы Specialized Body Geometry, они выпускаются в двух размерах для женской и мужской руки.
Подседельный штырь. Седло.
Я бы отказалась от мягких подседельных штырей в силу лишнего веса и ненадежности. Седло обязательно обкатайте заранее, чтобы убедиться, что оно вам действительно удобно. Для длительных путешествий седло должно быть не слишком жестким, желательно с вентилируемыми отверстиями. Девушкам не следует пренебрегать специальными седлами, учитывающими женскую анатомию.
Трансмиссия. Самые известные это Shimano и Sram. Shimano более популярно, проще будет найти запчасти. Я выбираю стальные звезды, они тяжелее, но износоустойчивее алюминиевых. Надежная трансмиссия серии shimano xt, slx и saint.
Тормоза. Для спокойного велотуризма хороши ободные. Для горных дорог предпочтительнее дисковые тормоза. От гидравлической системы желательно отказаться, так как возможна разгерметизация, и обслуживать такие тормоза сложнее.
Фары. Обязательно установите переднюю фару и задний сигнальный фонарь. Для экспедиционного варианта стоит выбрать питание на батарейках, так как аккумуляторы без альтернативного питания заряжать, скорее всего, будет негде. От фонарей на динамо-машине я бы тоже отказалась, так как они оказывают дополнительное сопротивление качению, что при длительных переездах будет довольно ощутимо.
Аксессуары. Багажник для велоштанов должен быть надежным, лучше титановым. Если тормоза дисковые, то багажник должен быть тоже подходящим под этот тип тормозов. Также, отправляясь в путешествие, не забудьте взять полный комплект инструментов, лучше всего титановые, они легче, но их сложно найти в продаже. Крылья должны быть пластиковыми, легкосъемными, что облегчает транспортировку велосипеда.
Возможно, ваш маршрут начнется вдалеке от дома, и вам придется транспортировать велосипед самолетом или электричкой до места старта. О том, как подготовить велосипед к доставке, подробно написано в этой статье.
Комментарии
Далеко не со всем написанным в статье могу согласиться.
1. Насчёт карбона согласен, но сталь чем плоха для туриста в качестве материала рамы или багажника? Например стальные багажники от Tubus легче алюминиевых на 150г и при этом имеют расчётную нагрузку в 40кг против 30кг у аналогичных из титана!
2. Втулки Shimano я бы не рекомендовал. Очень хлипкая возвратная пружина в орехе — слишком велик риск превращения велика в самокат в походе ( у меня такое было 3 раза!). При этом сам орех неремонтопригоден, в отличие от например Hope, где легко меняются возвратные пружины собачек.
3. По поводу гидравлических тормозов полный бред написан. Гидравлика не требует иного обслуживания за исключением смены колодок в течении по крайне мере 5 лет и минимум 20 000км. Случаев разгерметизации гидравлики история велотуризма не знает за исключением брака который выявляется почти сразу после покупки.
4. Почему к вашему списку проверенных производителей вилок относятся Fox и Magura, но при этом не относится Rock Shox? Ведь именно Rock Shox выпускает наиболее ремонтопригодные (и в плане простоты конструкции и переборки и в плане поиска запчастей) и при этом недорогие и долговечные вилки. Воздушные вилки последних годов выпуска тоже стали достаточно надёжны и всё чаще велотуристы использует их как наиболее эффективные и лёгкие.
5. Насчёт выбора выноса тема не раскрыта. В выносе главное не число болтов, а его угол наклона и длинна оказывающая огромное влияние на управляемость и стабильность велосипеда. Тут всё индивидуально, для шоссе предпочтительнее вынос длиннее, для горных дорог и экстрима наоборот короче.
Лев, спасибо за комментарий, основанный на Вашем личном опыте. Сколько людей, столько и мнений.
1. Про сталь от Tubus не знаю, лично не сталкивалась. Понятно, что сталь не может быть легче алюминия или титана, легче конструкция. Информация про Tubus интересная, буду изучать.
2. Если втулки Shimano не надежные, зачем Вы использовали их 3 раза? Втулки Hope мне известны, но я не рекомендовала их в силу дороговизны.
3. 4. С гидравликой и воздушной вилкой я с вами полностью не согласна! Я ориентировалась на долгие велопутешествия в сложные регионы, к примеру, такие как Пакистан или Йемен, и на длительный период, к примеру год. В таких путешествиях надо избежать любой поломки, а это не так сложно как кажется. На крутых спусках убираются только так, и ломают любые велокомпоненты. А в Пакистане вам уж точно не отремонтируют гидравлику или воздушную вилку, и не найдут подходящих запчастей.
По поводу вилок от Rock Shox соглашусь, можно порекомендовать.
5. Про вынос Вы сами все написали, подбирается индивидуально.
Нина, да в любом деле важен обмен опытом.
1. По поводу багажников, если интиресно подробности можно изучить тут http://www.tubus.com/Katalog_tubus_2016.pdf
Например у меня стальной Tubus Logo менее 800г. Компания даёт гарантию на свою продукцию 30 лет.
2. Насчёт втулок, да я три раза наступил на те же грабли, думал это случайность, но потом разобравшись в их конструкции понял, что ошибался. Втулки Shimano использую теперь только для передних колёс Учитесь на чужих ошибках.
Да есть и более дешёвые аналоги втулки Hope. Но для них увы не выпускают запчасти, а значит в случае поломок менять придётся целое колесо, что не будет так уж дешевле, если вообще станет возможно в походе.
3.4. Гидравлика и воздушная вилка как раз и нужны для того, чтобы не убраться на крытых спусках, так как в разы улучшают управляемость велосипедом. Известно много случаев (из отчётов о походах) поломок жёстких вилок , тогда как погнуть или сломать напополам аммовилку просто невозможно. Делая выбор, нужно думать о том, кто и где вас будет ремонтировать. Безопасность в сложных путешествиях должна быть превыше всего.
Лев, мне кажется, тут Вы слишком категоричны 🙂 Не могу не вступиться за Автора 🙂
Насчет багажника, на мойвзгляд, не о чем спорить. Убежден, что прочность багажника зависит скорее от качества, обеспечиваемого производителем, нежели от материала. Какая, нафиг, разница, из чего он сделан 🙂 ДА, Ваш каталог Тубус выглядит солидно, вызывает доверие. Что касается личных предпочтений, то я всегда предпочту меньше вещей чем крепче багажник. Лучше — вообще без багажника. Согласен, что не для всех путешествий такой подход пригоден.
По пункту 2 совершенно с Вами не согласен. То есть, конечно, можно пересадить всех на дорогущие понтовые втулки, но это совершенно не обязательно. Барабан у Шимано (как и любой другой) конечно бывает выходит со строю после интенсивнейшей многолетней эксплуатации в тяжелейших условиях постоянных кросскантрийных тренировок, но это происходит далеко не каждый год. И главное — происходит НЕ ВДРУГ. Элементарное внимание к матчасти перед путешествием гарантирует от неожиданностей с барабаном в поле: возьмите колесо в руки за ось, крутаните, застопорьте рукой барабан и поместите сознание на кончики пальцев. Все будет ясно за полгода до наступления фатальной развязки. И еще важный момент! Не надо заезжать в воду по оси и мыться из керхера. Тут даже никакой Хоуп не оставит никакой надежды, простите мне каламбур.
Пункт 3. Гидравлические тормоза — ПЛОХОЙ вариант для путешествий. Например распространен вариант скручивания (сминания) магистрали переднего тормоза при частой упаковке байка в бокс при перевозке самолетом. Нередкое следствие — разгерметизация. Можно также сорвать магистраль при падении или об жесткое препятствие. Это все, конечно, чинится, но с бОльшими усилиями, чем тросик. И размер ремнабора при этом будет больше.
Но главное — это кататься! Не так важно на чем, как где и с кем 🙂
Всем приятного катания!
. и еще я убежден, что для путешествия амортизированная вилка просто не нужна. И ничуть жесткая вилка не уязвимее амортизированной. Опять, дело тут не в конструкции, а исполнении конкретной вилки. Вилку ломают поперечные нагрузки, а не продольные. А по отношению к такой нагрузке у амортизированной вилки никаких преимуществ нет. Если конечно не лень таскать лишние 1-1,5-2кг лишнего веса, то можно и на амортизированной ехать 😉
Источник
Велопутешествия
«Самостоятельно путешествовать невозможно, если нет машины!» А вот и нет! Если есть хороший велосипед — а лучше несколько — или непреодолимое желание его купить, дружная компания и достаточно смелости, организовать велопутешествие не сложнее, чем рвануть в путь на четырех колесах. О том, как подобрать велосипед для путешествий, что брать с собой в дорогу, как составить маршрут и хорошо провести время — в этом материале.
Выбираем велосипед для путешествий
Пропустите этот пункт, если уже обзавелись подходящим байком, и читайте дальше. Есть нет — выбирайте тот двухколесный транспорт, который идеально подойдет под условия вашей поездки. Типов велосипедов очень много, но начинающим путешественникам лучше останавливаться на маунтинбайках или специализированных моделях.
Горные велосипеды
Горный велосипед для велопутешествий
Самый популярный тип. Цены на них разные. Главное: если планируете много перемещаться — выбирайте те, что без задней подвески (хардтейлы) и с большими колесами — 27,5 и 29 дюймов. И не отправляйтесь в длительную поездку на велосипеде с двойной амортизацией (двухподвесе).
Из преимуществ: огромный выбор, способность перемещаться по любой дороге, грузоподъемность.
Из недостатков: относительно низкая скорость.
Шоссейные велосипеды
Предназначены исключительно для езды по ровному асфальту. Не лучший выбор для поездок: такие велосипеды подойдут скорее спортсменам, чем путешественникам.
Велосипеды для путешествий
Велосипед для путешествий
С распространением велотуризма этот тип становится все популярнее. Он — специально для длительных поездок: имеет усиленную раму, колеса большого диаметра и крепкие обода. Золотая середина между горным и шоссейным типами.
Из преимуществ: идеальный велосипед для больших расстояний, большая грузоподъемность.
Из недостатков: довольно высокие цены и малый выбор.
Планируем маршрут, распределяем время
Пожалуй, главный этап организации поездки. В интернете есть готовые (проверенные) маршруты, но, конечно, можно составить собственный — или вовсе скомбинировать.
В Google Maps или «Яндекс.Картах» можно проложить желаемый маршрут, отметив места, которые хотите посетить. После этого нужно измерить общую длину пути: помните, что карты не учитывают ландшафты, поэтому к общему расстоянию добавьте еще 20%. Чем более гористая местность — тем длиннее общее расстояние.
Построили маршрут — разбейте его на дни. Есть вы новичок, 60 километров в день будет достаточно. Кажется, что много. На самом деле эта цифра вполне реальна, учитывая, что велосипедистам не страшны пробки, пешеходы или бордюры.
Собираем нужные вещи
Может показаться, что даже самых необходимых вещей нужно много — и все очень затратно. На самом деле самое дорогое (если у вас уже есть велосипед) — это палатка и спальник. А вообще их можно одолжить у друзей или близких, если повезет.
Вот что необходимо велотуристам:
Личные вещи
- Документы и деньги. Если в планах есть пересечение границы, срок окончания действия паспорта должен быть больше 3-х месяцев. Если путешествовать будете по России, захватите полис медицинского страхования.
- Тарелка, чашка, ложка, вилка (лучше металлические) и нож.
- Смартфон с GPS и зарядное устройство (или портативный аккумулятор).
- Солнцезащитные очки: спасут не только от солнца, но и от назойливых насекомых.
Одежда
- Сменное нижнее белье и предметы личной гигиены.
- Комфортная одежда. Штаны не должны быть слишком широкими, иначе могут попасть в цепь.
- Непромокаемая одежда или дождевики.
- Обувь с нескользкой подошвой.
- Запасная обувь.
- Теплые носки и термобелье. Даже если на дворе очень жаркое лето, вы не застрахованы от дождей.
- Плавки или купальник.
Аксессуары к велосипеду
- Шлем, особенно нужен, если отправляетесь в незнакомые места. Обязательная вещь, которой многие пренебрегают.
- Велокомпьютер — поможет узнать скорость передвижения и пробег.
- Велорюкзак («штаны») — специально для велосипеда, крепится на багажник. Можно обойтись и обычным рюкзаком.
- Велошорты — защитят от натирания.
- Чехол для велосипеда. Нужен, если предстоит поездка на метро или поезде до места старта путешествия — перевозчики требуют упаковывать пачкающий груз.
Туристическое снаряжение
Из личного: спальник и пенка. Еще пригодится компрессионный мешок — он позволит сократить размеры спального мешка при транспортировке и не позволить ему промокнуть.
- Аптечка: с бинтами, препаратами для остановки кровотечения, обезболивающими и спортивной мазью от ушибов и растяжений.
- Средства защиты от комаров и клещей; и от солнца.
- Еда. Если путь будет пролегать вдали от цивилизации, запасайтесь провиантом на все время путешествия. Если нет — то не берите лишнего.
- Палатка.
- Котелок и спички.
- Топор и пила-цепочка.
- Газовая горелка — для мест, где вы не сможете развести костер.
- Мусорные пакеты (не забывайте про экологию).
Для велосипедов
- Смазка вроде WD-40.
- Противоугонный трос.
- Ремонтный комплект: мультитул, набор ключей (и многогранников), комплект для заклеивания камер.
- Насос.
Подготавливаем велосипед
Будет неприятно, если транспорт сломается в дороге. Поэтому осмотрите его перед поездкой или отдайте в мастерскую или сделайте ремонт велосипеда своими руками. Также потренируйтесь быстро подтягивать тормозные тросы, регулировать высоту сиденья и т.п., чтобы не тратить на это много времени в пути.
Приводим себя в форму
Поездка на двухколесном транспорте — не самое легкое занятие. А путешествие на велосипеде в одиночку еще сложнее. Поэтому потренируйтесь за несколько дней до старта: проезжайте каждый день по 15–20 километров — этого будет достаточно. Так вы быстро придете в форму и не будете отставать от остальных в ответственные моменты.
Устанавливаем полезные приложения
Начните пользоваться навигаторами с офлайн-картами. Так вы всегда будете в курсе, где находитесь и сколько еще осталось ехать, сможете проложить маршрут и отметить достопримечательности.
Используйте навигаторы с открытой картой — ее могут редактировать пользователи. Протестируйте несколько таких в окрестностях дома и найдите самый точный и удобный вам. Главное здесь — не забыть скачать карты.
Несколько советов для новичков
Составьте план
Распределите роли в вашей группе, равномерно разбейте груз между всеми участниками. Четко распланируйте маршрут, ключевые остановки, места и время привалов — так, даже в случае, если выбьетесь из плана, вы будете представлять маршрут в общих чертах.
Не перегружайтесь
Не берите с собой лишнего. В основном это касается еды и воды. Незачем брать много еды и воды, если по пути есть магазины и родник. Распределите груз и узнайте, кто и что везет, чтобы избежать ситуации, когда есть три палатки, но нет спичек.
Не полагайтесь на навигатор слишком сильно
Иногда данные на карте могут устареть или вовсе быть ошибочными. Например, на карте — асфальтированная дорога, а на деле — заросшая грунтовка. Порой знания местных полезнее данных приложений смартфона.
Общайтесь с местными жителями
Кроме того, что они могут подсказать дорогу, местным будет приятно просто с вами поговорить — тем более, если проезжаете через совсем малонаселенное место. Люди, особенно пожилые, с удовольствием расскажут про местные особенности и может, при необходимости, позволят переночевать.
Помните, что путешествие — это отдых, а не рутина
При такой тщательной организации все это может напоминать какое-то испытание, а не развлечение. Всегда помните истинную цель поездки: удовольствие и новые ощущения — даже если путешествуете без группы. Фотографируйте и пишите заметки о поездке, чтобы потом написать хороший пост в соцсети под заголовком вроде «Велопутешествия одиночки», отчеты о каждом дне помогут восстановить хронологию.
Велотур — отличная возможность побывать там, куда довольно трудно дойти и при этом не хочется ехать на машине, а еще после таких путешествий дары цивилизации вроде горячей воды в кране начинают цениться чуть больше.
Источник