Велосипеды для триала своими руками

САМОДЕЛЬНЫЙ ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТРИАЛА

Самодельный велосипед для триала.Триал. Этот термин знаком сегодня многим. Соревнования по мото-и велотриалу привлекают тысячи энтузиастов этих новых видов спорта. Но если для мототриала вполне подходит серийная техника, то для триала на велосипедах приобрести двухколесную машину в магазине пока невозможно. Спортсмены, как правило, создают кроссовые велосипеды сами, взяв за основу одну из моделей, выпускаемых промышленностью.

В нашей сегодняшней публикации мы хотим познакомить читателей с основными принципами переделки серийных велосипедов типа «Кама» или «Десна» в машину для триала, взяв за основу рекомендации журнала «Практик» (ГДР). Повышенные прочность и надежность — вот что должно отличать машину для триала от серийного складного велосипеда. И в первую очередь все это будет определяться качеством сварочных работ, которые в обязательном порядке следует выполнять высококвалифицированному сварщику.

А таких работ при переделке велосипеда будет немало. В частности, усиливается рама — однотрубная хребтовая превращается с помощью дополнительной перекладины — трубы в классическую треугольную, обладающую значительно большими прочностью и жесткостью. Диаметр этой дополнительной трубы — около 30 мм, толщина стенки — 2,5 мм. Усилению рамы способствует также избавление от шарнира, вокруг которого велосипед складывался.

Для этого фланцы шарнира сначала прихватываются друг к другу сваркой сверху и снизу, далее излишки металла срезаются ножовкой, после чего стык тщательно проваривается. Сварное соединение тщательно зачищается так, чтобы оно не имело острых кромок, о которые можно пораниться. Руль велосипеда также должен быть усиленным: по примеру кроссовых мотоциклов он должен иметь горизонтальную перемычку. В принципе лучше всего использовать руль мотоциклетный или мопедный, усилив его трубой с внешним диаметром около 18 мм.

Есть смысл также избавиться от шарнира в месте соединения руля с рулевым валом. Для этого нужно определить оптимальное положение руля и зафиксировать шарнирное соединение сваркой. Велосипедная вилка также должна быть доработана, как это показано на одном из наших рисунков. Если на вашем велосипеде колесо не имеет выноса, для улучшения управляемости к перьям вилки привариваются кронштейны из четырехмиллиметрового стального листа.

Вынос оси колеса относительно вилки — около 45 мм. Но все-таки велосипедная вилка — далеко не оптимальный вариант для кроссового велосипеда. И если есть возможность, ее все же лучше заменить соответствующим узлом от легкого мопеда — например, «Риги-11» или «Риги-13». Колеса кроссового велосипеда — штатные, от «Камы». Желательно выбирать покрышки для них с достаточно глубоким рисунком протектора.

Можно использовать колеса и от мопеда — они гораздо прочнее и обладают лучшей проходимостью по сравнению с велосипедными, хотя и более тяжелые. Цепной привод отличается от штатного. Прежде всего — у него иное передаточное число — как правило, оно равно 1. Чтобы обеспечить его, необходимо заменить ведущую звездочку на другую, с числом зубьев таким же, как и у ведомой.

Муфта свободного хода для кроссового велосипеда не нужна — гораздо эффективнее «прямая» передача. Лишним будет и ножной тормоз — спортсмену приходится подчас тормозить чуть ли не одновременно с работой педалями, а также трогаться на подъемах — сделать это на машине с ножным тормозом затруднительно. Для кроссового велосипеда лучше использовать колодочные тормоза с ручным’ приводом — такие же, что используются на спортивных машинах.

Ну а если на вашем велосипеде будут установлены мопедные колеса с барабанными тормозами, привод их также можно осуществить с помощью стандартных мотоциклетных рукояток. Следует отметить, что их концы в обязательном порядке должны оснащаться пластиковыми или резиновыми шарами. Несколько слов о дополнительном оборудовании велосипеда.

Прежде всего следует защитить верхнюю перекладину рамы и перемычку руля мягкими упругими валиками — сделать их можно из поролона и искусственной кожи. И еще одно необходимое дополнение к стандартному велосипеду — предохранительный щиток, защищающий снизу ведущую звездочку и велосипедную цепь. Сделать его можно из стальной или дюралюминиевой полосы — первая закрепляется на раме сваркой, а вторая — с помощью хомутов и винтов с гайками. Закончив работу, покройте детали машин сначала нитрогрунтом, а затем, после вышкуривания,— яркой нитроэмалью.

Рис. 1. Основные доработки серийного складного велосипеда применительно к кроссовому варианту: 1 — кронштейн, 2 — колодочный тормоз переднего колеса, 3—рулевая колонка, 4—упругий валик безопасности, 5 — шарнир руля (зафиксировать сваркой), 6 — дополнительная перекладина рамы, 7 — упругий валик безопасности, 8 — шарнир (зафиксировать сваркой), 9 — предохранительный щиток (стальная или дюралюминиевая полоса).

Читайте также:  Датчик бензобака своими руками

Р и с. 2. Руль велосипеда для триала: 1 — рулевая колонка, 2 — шарнир (зафиксировать сваркой), 3 — усиление руля (труба диамером 16 мм), 4 — руль (от мопеда или легкого мотоцикла), 5 — валик безопасности (поролон и искусственная кожа).

Так выглядит руль велосипеда для триала. Обратите внимание на ручные тормоза с приводом как на переднее, так и на заднее колесо, рукоятки с защитными шайбами, а также перемычку с мягким валиком.

Доработанная каретка велосипеда для триала. На фото видна ведущая звездочка уменьшенного диаметра, а также защитная скоба под кареткой.

Источник

Мотоциклы → Сборка велосипеда для триала

И так, сейчас мы ореентируемся на то, чтобы собрать триальный велосипед( но можно и купить); Но, если в магазине нет такого велосипед какой бы вам подходил под триал (то есть триального), то эта статья будет вам как учебник по сборке. Етот документ разделен на части, чтобы было легче понять.

Ни для кого не секрет, что рама в триале испытывает очень большие нагрузки, поэтому она должна быть прочной и при этом легкой — приблизительно до 1900 г. В качестве материала для рам используют сталь, алюминий или титан. Швы любой рамы должны быть хорошо и аккуратно проварены. Как показывает практика, чаще всего рама ломается в местах приварки горизонтальных труб к рулевому стакану, задних перьев к каретке. Реже — в подседельном узле и около задней оси. Именно в этих местах возникают трещины, поэтому, хорошо, если они будут усилены. Для этого используются усиливающие элементы – накладки и косынки. Однако эти меры не всегда помогают, например, в раме Giant Trails Team, изготовленной специально для триала, часто трещины возникают именно в кареточном узле. Иногда для триала используются слаломные рамы (например, Atom DX-2), они имеют в изобилии все перечисленные средства увеличения прочности. Правда, такие рамы более тяжелые.
На мой взгляд хорошие триальные рамы: Monty, Brisa, Orange,Atom Trials Team, Batch Kot, Echo, PACE Racing, Identiti, KOXX, Planet X, Giant Trials Team, Magellan Tucana,Magellan PolarX, Stark Trials Team,Atom DX1. Но есть и возможность переварить имеющиесю раму. Можно использовать рамы, которые не предназначены для триала, но которые предназначены для агресссивного катания Merida, Kona, Author A-Gang, Wheeler DS.

Он должен быть самым крепким и широким (шире 28мм), поскольку на него ставится широкая покрышка. В принципе подойдут любые даунхильные обода. Самые распространенные: Mavic D521 (28мм), SunRims(SunRingle) Rhyno Lite XL (29,2мм), AlexRims DM-24 (32,2мм) или DX-32 (38мм).

Поскольку вперед ставится не такая широкая покрышка как назад, обод можно ставить более узкий (22-26мм). Из относительно прочных и легких ободов можно назвать Mavic F519, Mavic X618, Mavic X517. При высоком уровне мастерства когда приземления происходят в основном на заднее колесо, можно ставить менее прочные (и соответственно легкие) обода, например, Mavic X138 или X221, или дешевый но тяжеловатый AlexRims DM-18.

Можно триалить на любой втулке, но наиболее распространена втулка Shimano LX Silent Clutch (в народе «роллерная»), она выпускается в вариантах на 36 и 32 спицы, но на заднее колесо лучше поставить втулку под 36 спиц, так как на заднее колесо идут сильные нагрузки при прыжках. В общем-то роллерная втулка нужна только для фишки под названием «Pedal Kick», для которой характерна ударная нагрузка. Но поскольку это одна их базовых фишек в триале, лучше сразу поставить подходящую втулку. «Собачковый» механизм обычных втулок (в отличие от роллерного) выдерживает недолго и срывается. Конечно, можно и сорвать роллерный механизм, так как ломается все(триал убивает все). Основные недостатки роллерки LX — довольно большой вес и слабоватая ось (гнется или ломается при высоких нагрузках). И еще — на нее нельзя поставить диск для дискового тормоза.

Вперед нужно поставить что-то легкое и дешевое, например Shimano Alivio. Вперед уже будет лучше поставить втулку под 32 спицы(чтоб колесо было легче). Есть даже вариант, чтобы вперед поставить втулку с креплением под дисковый тормоз.

Читайте также:  Багажник для велоштанов своими руками

Как правило, в триале используется жесткая (rigid) безрезьбовая вилка с диаметром трубы 1”1/8 (существует еще старый стандарт – 1”). Материалы – сталь с присадками хрома и молибдена (CroMoly), титан или алюминий. Алюминиевые вилки — пожалуй лучший выбор, но поскольку у нас они малораспространены, предпочтение отдается титановым вилкам. Титановые вилки немного легче алюминиевых и примерно в 2 раза легче стальных. Титан очень прочен, но в силу своей упругости, при прыжках на заднем колесе, титановая вилка вибрирует. Стальные вилки тяжелее и очень легко гнутся. Некоторые, даже профи, катают и с амортизированными вилками, но, во-первых, это очень сильно убивает вилку – она расшатывается (триал вообще убивает все!), а во-вторых, из за большой массы вилки байк труднее поставить на заднее колесо. Кроме того, некоторые фишки, связанные с опорой на переднее колесо, с амортизационной вилкой делать труднее. Справедливости ради надо отметить и преимущества амортизационной вилки: при приземлении не так сильно отбиваются руки и легче подпрыгивать передним колесом – некоторые дешевые вилки сами отстреливают вверх. Жесткие вилки хороши именно для триала, однако очень многие совмещают чистый триал со «стритом» — веселыми покатушками по городу с преодолением всего, что попадается на пути. В этом случае предпочтительней будет хорошая легкая амортизационная вилка с ходом порядка 100мм, но стоят эти вилки довольно дорого. Перед приобретением вилки следует узнать тип рулевой колонки. Кроме того, разные типы тормозов (V-break, Magura, диск) требуют разного крепления на вилку, поэтому часто одна и та же вилка выпускается в нескольких модификациях с разными типами креплений.

Покрышки имеют свой диаметр и ширину. Диаметр для байка «сток» — 26”, для «мода» — 20”.

Покрышка сзади нужна позлее, пошире и позубастее чем передняя, чем мягче резина тем лучше ее сцепление с поверхностью. Хороший выбор ширины : 2.35″, но можно также поставить покрышку на 2.5″, 2.7″ и даже 3″. Перед тем, как покупать покрышку, посоветуйтесь, влезет ли она в вашу рама так, чтобы она не цеплялась за ее перья. Также есть и другие покрышки, но дороже:Tioga Factory DH, IRC El Gato, Ritchey Z-max, Nokian Gazzaloddi, Maxxis Mobster, Maxxis Swampthing.

Какую-нибудь легкую шириной 1.9“ – 2.1“. Чем легче переднее колесо — тем лучше! Выбор: Tioga Factory Extreme (XC)(Pro), Panaracer Fire XC Pro.

Существует несколько модификаций тормозов: Ободные и Дисковые. Ободные бывают механическими (тип V-break ) и гидравлическими (фирмы Magura, предпочтительней модель HS-33). Дисковые тормоза бывают механические, гидравлические, а также гидравлические с механическим приводом. Если ты только начал триалить, то нужно брать V-Brake. Из тормозов ви-брейк неплохим выбором будут: Avid Single Digit (SD) 5 или 7, а также Shimano XT. Из недорогих — Avid SD-3, Shimano Deore и Tektro Quartz.

Руль — важная часть в триале(в общем все части байка важные). Триальных рулей на данный момент не выпускают, то есть нужно искать замену. Для триала подходят даунхильные рули с поднятыми вверх концами. Руль должен быть длиной от 670 до 740 мм. Материал руля – алюминий марки 6061, 2014 или лучше. На сегодняшний день существует три стандарта диаметра руля в зоне его крепления в выносе – 25.4, 28.6 и 31.8мм. Первый из них – наиболее распространен. Выбор: Azonic Double Wall (DW), Ritchey Rizer (версии WCS, Pro или Comp), RaceFace airAlloy Riser, Titec Ring-Leader DH.

Педали должны быть зубастыми, так как они поднимают тебя вверх, и не стоит экономить на них. Корпус педали может изготавливаться из алюминиевого или из магниевого сплава. Магниевая педаль легче алюминиевой на 50-70г.Для триала подойдут классические педали со злой рамкой (например, VP DoubleCage либо Wellgo LU-953) или фрирайдные педали-платформы с шипами (например, Wellgo WAM-B37).
свернуть ветку

Вынос – горизонтальный кронштейн, одним концом он крепится на трубу вилки, а с другой к нему крепится руль. Обычно используется выносы длиной 70-100мм. Передняя крышка выноса, крепящая руль, привинчивается болтами. Болтов этих может быть от 2 до 4. Выносы, рассчитанные на кросс-кантри и шоссе, имеют 2-3 болта, выносы для экстрима – 3-4. Фирмы, изготовляющие выносы: Ritchey, Zoom, Kalloy, Kore, Azonic, FSA, RaceFace.

Читайте также:  Гарри поттер разные штучки своими руками

Рокринг (Rockring) – диск или кольцо, которое ставиться вместо большой или средней звезды на систему и защищает звезды и цепь, принимая на себя удары о бордюры, парапеты, валуны и прочие препятствия.Рокринг можно выточить на заказ у любого слесаря или купить готовый в магазине. Рокринги делают фирмы FSA, Race Face или Truvative.

Для триального вылосипеда спереди не нужен переключатель(так как должна стоять одна звезда). Сзади обычно ставят переключатели типа Shimano Sora, Tiagra или 105. Они бывают с короткой и с обычной (длинной) лапкой. «Коротколапка» предпочтительней, поскольку она легче, дешевле и меньше вероятность удариться ею о препятствие.

Цепь выбирается исходя из того, какая стоит кассета и система. Цепь должна быть совместима с ними. Фирмой Shimano было создано два основных стандарта цепей – IG и HG. Цепи также различаются шириной.

Часто ставят недорогие цепи Shimano IG31 (Acera) или IG51 (Alivio). Эти цепи годятся для 7-8 скоростных кассет. Для 7-скоростной кассеты можно поставить KMC Z51. Для 9-скоростных кассет нужны свои цепи (например, Shimano HG72 или КМС Z-9000). Для кассет SRAM используются только свои цепи SRAM или Sachs.

Кассета – набор из 7-9 звезд. Кассета устанавливается на барабан задней втулки и фиксируется входящей в комплект кассеты гайкой. Наиболее приемлемая по цене — продукция Shimano. В триале используются звезды с числом зубьев от 17 до 21. Поэтому часто ставят шоссейные кассеты серий Sora, Tiagra или 105.

Система – два шатуна, правый с тремя звездами. Бывают разборные и нет. В разборной системе звезды крепятся 4 болтами (система «четырехлапка») или 5 болтами (система «пятилапка») и их можно снять. Болты крепят звезды к лапкам правого шатуна. Крестовина с лапками называются «пауком». Шатуны надеваются на ось каретки и затягиваются болтом. Болт с пластиковой заглушкой продается отдельно. В триале используется исключительно маленькая звезда, имеющая от 20 до 24 зубьев (обычно 22). Самая дешевоя разборная система — Shimano Alivio.

Наиболее распространены спицы фирм DT Swiss и Ritсhey. В качестве материала для спиц обычно используют нержавеющую сталь. Обычно спицы бывают двух цветов: серебристые и черные (анодированные). Черные примерно в полтора раза дороже серебристых. Некоторые спицы сделаны под конусную форму(ближе к втулке — больше диаметр спицы, ближе к ободу — меньше).
свернуть ветку

Дмитрий DÉMON Чеботарь
23 июл 2009 в 14:08
На мой взгляд хорошие триальные рамы: Atom DX1.
Но есть и возможность переварить имеющиесю раму. Можно использовать рамы, которые не предназначены для триала, но которые предназначены для агресссивного катания Merida, Kona, Author A-Gang,

Во первых, если не ты автор, то не тебе мое сообщение.
Написан бред и я никого не оскорблял, просто ужаснулся нелепостью информации. И вообще такое ощущение будто статья из прошлого пришла.

Мое мнение (и не только мое), по вопросу рам, что использовать в триале стритовые, дертовые рамы, а тем более универсальные, типа атом DX1 — это бред.
Кто хоть как-то разбирается в триале — не может этого не знать.

***
про трансмиссию — стоило добавить что очень часто используется синглспид, тоесть одна передача.

Про системы » с тремя звездами, с которых нужно снять две» — вообще молчу, это какой-то нубский подход, все нормальные люди давно используют специальны триальные системы, а не переделывают кросс-кантирйные.

***
Рули триальные выпускают огромными пачками — на любой вкус

Обода — в целом все верно, кроме одного важного момента.
Есть же не только ДХ обода, которые использую в триале, но и специальные триальные.

***
Рокринг.
Ставится НЕ вместо большой или средней звезды. Он ставится ВМЕСТЕ с той звездой, которая уже стоит.

Такое сообщение устроит?
Статью переименовать из «Сборка велосипеда для триала» в «Сборка велосипеда для триала из того что есть в дедушкином гараже»
свернуть ветку

Источник

Оцените статью