Веньер своими руками схема

Верньер для КПЕ

Автор: Мишин Игорь UT3IM

Все статьи на CQHAM.RU
Все статьи категории «В помощь радиолюбителю»

На безрыбьи и рак — рыба !

То , что будет изложено ниже , является классическим вариантом » безрыбья » . Когда нет ни полноценных антенн , ни фирменной аппаратуры для » нормализации » имеющихся » верёвок » — а желание » повещать » прёт через край — то почитайте . Может — пригодится . В случае , когда всё хорошо — выключайте компьютер и удачных вам Dx в эфире .

Используй то , что под рукою и не ищи себе другое !

Для самодельных » ручных » HF тюнеров часто — исходя из экономических соображений — используют КПЕ с воздушным диэлектриком — от старых вещательных радиоприёмников. Часто без верньера и шкалы , что не очень удобно при последующей эксплуатации . Мне тоже , в который раз , попались такие же . И появилось желание их доработать .

Внешний вид конденсатора , собранного и разобранного — на фото . Он ранее уже был продран через одну пластину и , в итоге , имеет суммарную ёмкость трёх секций примерно 40 — 250 пФ . Пара таких конденсаторов вполне годится для изготовления ручного КВ тюнера.

Для предполагаемой модернизации одного энтузиазма будет мало . Нужны » полуфабрикаты » . Их я долго искал и нашёл в коробке с обломками старой оргтехники . Думаю , у многих такая коробка есть . 🙂

Подобрал в итоге три шестерни . Количество зубьев в шестернях определит окончательное передаточное число — редуктор всё-таки . У меня в итоге оно получилось 1:3 , что вполне устроило . Собственно , выбранные из кучи шестерни такие :

В одной шестерне нужно сделать паз для коромысла КПЕ . Паз можно будет сделать в процессе окончательной сборки по месту — так будет и проще и точнее . Понятно , что шестерни выбирались не такие , какие хотелось бы , а те , что были в наличии . В имеющейся комбинированой шестерне отверстие 8 мм. Можно было использовать для её установки соответствующий по диаметру винт , но это уж слишком — нет такого в коробке . Пришлось найти стоечку нужной длины и диаметра . В итоге все получилось неплохо .

Процесс сборки занял не очень много времени . Гораздо дольше изначально продумывалась конструкция и , особенно , подбирались исходные шестерни . На фото видно , что они в остатках смазки — я её не трогал . Всё-же тише и мягче работают . А эстетика — о ней позаботимся потом .

Вначале примеряем по месту первую шестерню . У меня диаметры вала и отверстия внутри шестерёнки одинаковые . Примерил — совпало хорошо . Поехали дальше .

Далее необходимо закрепить комбинированную шестерню . Поскольку корпус конденсатора литой , из алюминиевого сплава , то дополнительного ничего не надо — размечаем и сверлим в нужном месте отверстие диаметром 2.5 мм и нарезаем резьбу М3 . Всё понятно по фото .

Ну и окончательно . Паз под коромысло делать по месту , желательно чтобы они совмещались с небольшим трением , тогда не нужно будет делать демпфер . Поскольку шестерня пластиковая — паз изготовить не проблема . Шило , надфиль и очки — максимум что надо .

Вот , собственно и всё .

Внимательный читатель заметил , что » основные » шестерни никак не закреплены на корпусе КПЕ и могут легко быть сняты . Можно придумать вариант крепления , но , во-первых — это несколько усложнит конструкцию , а во-вторых в этом просто нет необходимости ! Поскольку это не просто КПЕ » сам по себе » , а элемент конструкции тюнера , то там , внутри этого тюнера и будет ограничитель для оси маховика настройки . Этим ограничителем будет внутренняя поверхность передней панели корпуса . Достаточно только подобрать » по месту » длину втулки , надетой на ось маховика так , чтобы она с одной стороны ограничивалась передней панелью , а с другой — упиралась в шестерню с закреплённой на ней шкалой настройки . Возможно в каких-то случаях вместо втулки будет достаточно тонкой шайбы . Нельзя ограничивать полёт конструкторской мысли.

В качестве шкалы используется тонкий диск из любого упругого материала , исходя из возможностей конструктора . Её диаметр определяется только габаритами корпуса всей конструкции . Диск жёстко прикреплён к шестерне № 3.

B результате проделанной работы мы получили не только верньер со шкалой , но и совместили оси маховика настройки и шкалы . Использование пластиковых шестерён скорее достоинство , чем недостаток . Это ведь не вертолёт , вращаться быстро ничего не будет , но теперь очень легко осуществить изоляцию всего КПЕ от шасси , что необходимо для тюнера Т типа.

Прошло несколько дней .

Глядя на пока ещё лежащее на столе получившееся изделие меня не покидало чувство , что чего-то не хватает . Или наоборот : что-то лишнее присутствует . Творческая неудовлетворённость . И наконец я понял . Конструкция была разобрана , при помощи ножовочного полотна из литого корпуса было убрано всё лишнее и добавлено в него недостающее . Теперь конструкция выглядит так.

Секций стало не три а четыре . Статорные секции были спаяны между собой до установки внутрь корпуса . Роторные крепились при помощи мощного паяльника уже по месту и также дополнительно соединены пайкой . Всё прекрасно разместилось. Токосъём ротора будет сделан в любом удобном для монтажа месте кусочком гибкого » чулка «, припаянного в задней ротора — там есть за что закрепиться .

На этом — ВСЁ. Можно использовать .

Игорь МИШИН
UT3IM

Просмотрено: 28958 раз(а) Обновлено 06.09.2013 в 20:51
Автор — Мишин Игорь UT3IM
Обсуждение этой статьи
04.12.2013 13:07 Шкала большого диаметра совмещена с маховиком . При других шестер. — IGOR UT3IM
04.12.2013 00:17 Посл всей этой тягомотины мы получили замедление 1/3. Да еще и с . — uy3ig
02.10.2013 09:26 Первые ( разрезные ) шестерни лежат в коробочке и ждут своего вре. — IGOR UT3IM
30.09.2013 22:45 Еще одна мысль. Первые шестеренки, стянутые пружиной, обеспечив. — Виктор
30.09.2013 22:42 Здравствуйте, Игорь. Если возможно, дополните статью в той част. — Виктор
12.09.2013 11:57 Разумеется ! Применять в ГПД нельзя . Уже после прореживания буде. — IGOR UT3IM
12.09.2013 08:56 Только для определённого рода применений. Неизбежен люфт в шестер. — RX6LAO. Евгений.

Все статьи на CQHAM.RU
Экспорт статей с сервера CQHAM.RU

Источник

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО РАДИО

Добро пожаловать на наш новый форум

Механика радиоприемников — верньеры, шкалы и пр.

Модератор: Radiomann

Механика радиоприемников — верньеры, шкалы и пр.

Сообщение Radiomann » Чт апр 24, 2014 6:47 pm

А ещё в качестве точной настройки я иногда использую вместо второго КПЕ обычный потенциометр, подключаемый к горячему концу катушки через емкость 10-20пф:

Кутник Фёдор Фридрихович.
Ищу заднюю крышку VEF-Spidola или Spidola. Можно корпус-донор.

Сообщение Radiomann » Чт апр 24, 2014 6:49 pm

Кутник Фёдор Фридрихович.
Ищу заднюю крышку VEF-Spidola или Spidola. Можно корпус-донор.

Сообщение Алексей Кононенко » Чт апр 24, 2014 7:03 pm

Сообщение Аматор » Чт апр 24, 2014 7:49 pm

Сообщение Дан » Чт апр 24, 2014 7:58 pm

Сообщение Alex 11 » Чт апр 24, 2014 10:24 pm

Сообщение Radiomann » Пт апр 25, 2014 1:27 am

Лично я, честно сказать, даже и не знаю. Темы по модулям неоднократно уже открывались, но все в основном погасли. Кстати тема из которой образовалась нынешняя, тоже была посвящена именно монтированию модулей и блоков УКВ в уже готовые старые аппараты. Она и называлась «Старый, с новой душой», но как-то не поддерживалась в нужном направлении.

Ссылку, которую приводит Максим, думаю не совсем корректно использовать здесь, это другой форум.

Но я высказал этим только своё личное мнение, и оно не обязательно может быть правильным.

Хотя если обсуждения будут лежать в плоскости механики и электроники сопряжений блоков, то может быть это и верное место для обсуждений.
В общем высказывайте пожалуйста свои мнения.

Кутник Фёдор Фридрихович.
Ищу заднюю крышку VEF-Spidola или Spidola. Можно корпус-донор.

Источник

Верньер своими руками. Фрикционный верньер для радиоприёмника. Что такое «верньер»

Для точной настройки радиоприёмника на частоту радиостанции принимаемой необходим верньер — механизм, преобразующий ручки вращение настройки в поворот органа настройки (ротора, например КПЕ) на относительно малый угол. успешного Для выполнения своих функций верньер обладать должен достаточным передаточным отношением и практически не люфта иметь. Предлагаемый фрикционный механизм имеет число передаточное около шести и предназначен для самодельным с работы КПЕ с воз-
душным диэлектриком, автором описанным в «Радио», 2016, № 12, с. 28, 29 (надо только корпусом между КПЕ и шасси приёмника поместить толщиной прокладку 6 мм). Из материалов для его изготовления листовой понадобятся стеклотекстолит толщиной 1; 1,2; 1,5, 2 и 6 мм (вместо стеклотекстолита можно 6 мм толщиной использовать органическое стекло или такой полистирол же толщины), ДВП толщиной 6 мм, полоска органического прозрачного стекла толщиной 1,5. 3 мм, отрезок тонкостенной трубки латунной внеш-
ним диаметром 7 мм (автор колено использовал телескопической антенны), эпоксидный клей и крепёж стандартный (винты и гайки М3, несколько винтов-шурупов и саморезов), а из инструментов — ножовка по металлу, напильники, набор, электродрель свёрл и комплект метчиков для резьбы нарезания М3.

Устройство верньера показано на рис. 1. диск Ведущий, состоящий из склеенных между собой стеклотекстолитовых двух дисков 27, такого же числа шайб 28 и приклеен 29, прокладки к валику 3, на левом (по рисунку) конце закреплена которого ручка настройки 2. Валик вращается в привинченных 4 и 18, подшипниках к пластинам 5 и 20, которые, в свою очередь, шасси на закреплены приёмника 26. Перемещению валика в осевом препятствуют направлении надетые на него шайбы 22 и запрессованные сборке при штифты 21.

Рис. 1. Устройство фрикционного передняя: 1 — верньера стенка корпуса приёмника, ДВП, бруску к крепить 11 шурупами 3×20, а к шасси 26 — винтами 23 с ручка 25; 2 — гайками настройки; 3 — валик ведущего диска, латунная трубка (колено телескопической антенны); 4 — подшипник 1, толщиной стеклотекстолит 1,5 мм, крепить к дет. 5 винтами 19; 5 — пластина ДВП, большая, крепить к шасси 26 с помощью уголков 24 и гайками 23 с винтов 25, а к бруску 11 — шурупами 3×20; 6 — винт держатель, 4 шт.; 7 — М3х15 стрелки 10, стеклотекстолит (органическое стекло, толщиной) полистирол 6 мм; 8 — валик ведомого диска, трубка наружным с латунная диаметром 7 мм (колено телескопической антенны); 9 — М3х6 винт, 8 шт.; 10 — стрелка, стекло органическое толщиной 1,5. 2 мм, дет к крепить. 7 винтами 9; 11 — брусок 20×20 мм, древесина; 12 — ведомый диск, стеклотекстолит толщиной 1. 5 мм, крепить к держателю 13 держатель 9; 13 — винтами ведомого диска, стеклотекстолит (органическое полистирол, стекло) толщиной 6 мм; 14 — зажимы муфты передачи верньера от вращения к ротору КПЕ, стеклотекстолит (органическое полистирол, стекло) толщиной 6 мм; 15 — валик ротора КПЕ; 16, 17 — муфты детали, латунь, бронза толщиной 0,5 мм, крепить к винтами 14 деталям 9; 18 — подшипник 2 (отличается от подшипника 1 диаметром под отверстий крепёжные винты, указан на чертеже в стеклотекстолит), скобках толщиной 1. 5 мм, крепить к дет. 20 винтами 19; 19 — самонарезающий винт М3х8, 8 шт.; 20 — пластина малая (её контур и под отверстия винты крепления к уголкам показаны на пластины чертеже 5 штриховыми линиями), ДВП, крепить к помощью 26 с шасси уголков 24 и винтов 23 с гайками 25; 21 — штифт запрессовать, 2 шт., стальной в дет. 3 при окончательной сборке шайба; 22 — верньера стальная с внутренним диаметром 7 мм, 2 шт., надеть на перед. 3 дет запрессовкой штифта 21; 23 — винт М3х12, 8 шт.; 24 — мебельный уголок, 4 шт., крепить к пластинам 5, 20 и шасси 26 винтами 23 с гайка 25; 25 — гайками М3, 10 шт.; 26 — шасси приёмника, крепить к стенке 1 гайками 23 с винтами 25; 27 — щека ведущего диска, стеклотекстолит клеить 1,5 мм, 2 шт., толщиной к дет. 3и 28 эпоксидным клеем; 28 — шайба, толщиной стеклотекстолит 2 мм, 2 шт., клеить к дет. 3 и 27 эпоксидным клеем; 29 — стеклотекстолит, прокладка толщиной 1,2 мм, клеить к дет. 3 и 27 эпоксидным При.

Читайте также:  Брошь шишка своими руками

клеем вращении ручки настройки 2 крутящий счёт за момент трения передаётся от ведущего диска к закреплённому 12, ведомому с помощью держателя 13 и винтов 9 на валике 8. изготовлен 12 Диск из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Большая площадь под выреза ведущий диск делает его что, гибким компенсирует возможную несоосность валиков 3 и 8 и дисков неплоскостность 27 и 12. На одном конце валика 8 с помощью винтов 7 и держателя 9 закреплена прозрачная стрелка шкалы 10 (её через наблюдают окно в передней стенке корпуса другом 1), на радиоприёмника — соединяющая его с валиком 15 ротора муфта КПЕ, состоящая из двух держателей 14 и закреплённых на винтами них 9 плоских пружин 16 и 17. Этот узел предназначен механизма для компенсации несоосности валика 8 и КПЕ ротора.

При изготовлении деталей верньера особое следует внимание уделить сверлению отверстий деталях 7 мм в диаметром 4, 7, 12-14 и 18. Во-первых, их рекомендуется вначале просверлить диаметром сверлом на 2. 3 мм меньшим, чем требуется, и только рассверлить затем до нужного диаметра хорошо заточенным вторых. А во-сверлом, постараться обеспечить перпендикулярность осей отверстий этих плоскости названных деталей. Лучше использовать всего готовый или изготовить самому держатель специальный дрели, обеспечивающий перпендикулярность оси плоскости к сверла обрабатываемых деталей. Все отверстия в деталях парных (подшипники 4 и 18, пластины 5 и 20) рекомендуется сверлить соединив, совместно их при обработке в один общий Пропил. пакет шириной примерно 3 мм в деталях 7, 13 и 14 делают металлу по ножовкой.

Сборку механизма начинают с узла диска ведущего. Его детали 27-29 склеивают одну с валиком и с другой 3 эпоксидным клеем. Поскольку необходимое работы для верньера трение между дисками 12 и 27 деформации из-за возникает последних, толщину прокладочной шайбы 29 подобрать следует так, чтобы после склеивания между зазор дисками 27 был на 0,2. 0,3 мм меньше фактической диска толщины 12.

Далее привинчивают к пластинам 5 и 20 подшипники 4, 18 и диску 24, а к уголки 12 — держатель 13 (для крепления первых винты используют-саморезы 19, вторых — винты 23 с гайками 25, винты — третьего 9). После этого продевают валик 3 с диском ведущим через полукруглый вырез в ведомом затем, диске через нижние (по рисунку) отверстия устанавливают 4 и 18 и подшипников узел ведущего диска на шасси 26 с расчётом таким, чтобы пластины 5 и 20 находились на расстоянии одна 25 мм примерно от другой. Немного отпустив винты подшипника крепления 18 и изменяя в небольших пределах его относительно положение пластины 20 (диаметр отверстий под вполне 19 винты позволяют это сделать), добиваются минимальным с лёгкого трением вращения валика 3, после его на чего выступающие за пределы подшипников концы металлические надевают шайбы 22 и фиксируют его положение в направлении осевом штифтами 21. Осевой люфт при выбирают необходимости подбором толщины шайб.

Далее в между зазор дисками 27 снизу вставляют кромку диска выреза 12 и через свободные (верхние по рисунку) подшипников отверстия и отверстие держателя 13 продевают валик 8. его Зажав в держателе 13 винтом 6, закрепляют на конце ручку 3 валика 2 и проверяют механизм в работе — при нормальной его работе удержать валик 8 пальцами при руки вращении ручки 2 практически невозможно.

сборку Завершают установкой на валике 8 держателя 7 с предварительно нём на закреплённой винтами 9 стрелкой 10 и держателя 14 с пружиной 17. часть Вторую муфты — держатель 14 с пружиной 16 — устанавливают на ротора 15 валике КПЕ, после чего проверяют верньера работу в целом.

Переднюю стенку 1 крепят к шасси стенке 26 винтами с гайками, а к пластине 5 — шурупами, брусок в ввинченными 11.

Рис. 2. Вид на узел стыковки вариантов из одного практической конструкции верньера с КПЕ

деталей Материалы и некоторые технологические указания по сборке содержатся верньера в подписи под рис. 1. Вид на стыковки узел одного из вариантов практической конструкции КПЕ с верньера показан на рис. 2.

Под верньерным понимается устройством механический привод от ручки настройки к настройки органу радиоприемника, позволяющий радиослушателю настраиваться на станцию радиовещательную. Верньерное устройство является основным органом оперативным управления радиоприемником, поэтому оно быть должно надежно в работе при любых эксплуатации условиях. Существуют различные конструкции верньерных шестереночные: устройств, червячные, фрикционные, передачи с гибкой Конструктивное и т. д.

нитью отличие их заключается в различной механической точности и сложности изготовления, а следовательно, и стоимости. Наиболее дешевой

и простой конструкцией верньерного устройства является замедления механизм с гибкой нитью, который получил распространение широкое в радиовещательных приемниках. Механический привод от настройки ручки к конденсатору переменной емкости (КПЕ) и УКВ блоку осуществляется в этих случаях с помощью тросика гибкого. Правда, когда верньерное устройство большое имеет передаточное число, которое конструктивно выполнить невозможно передачей с гибкой нитью, дополнительно шестереночная вводится передача, обычно устанавливаемая на блоке Следует. КПЕ отметить, что верньерное устройство с замедления механизмом с гибкой нитью является менее чем, точным другие применяемые передачи. Объясняется тем это обстоятельством, что гибкая связь не достаточной обладает жесткостью, поэтому в период эксплуатации появляться могут «мертвые хода» и растяжение гибкой которые, нити приходится компенсировать путем введения механических дополнительных устройств. Однако, несмотря на то, что гибкой с передачи нитью имеют существенные недостатки, являются они основной системой верньерного устройства приемников радиовещательных, применяемой, главным образом, по экономическим другой. С соображениям стороны, выбор этой системы оправдывается передачи чисто конструктивными соображениями и менее требованиями высокими к точности выполнения отсчетных (шкальных) радиовещательных устройств приемников.

Конструктивным достоинством верньерного гибкой с устройства нитью является то, что эта система механическая позволяет размещать шкалу радиоприемника любом в практически пространственном положении. Шкалы в этой передачи системе без конструктивных затруднений могут больших выполняться размеров, например, могут занимать часть большую лицевой поверхности корпуса радиоприемника. обстоятельство Это имеет существенное значение для приемников радиовещательных, так как на больших шкалах проще технологически наносить индикаторные деления, надписи и обозначения цифровые. В то же время шкала становится более удобной и наглядной для чтения ее радиослушателем. Точность

индикаторных нанесения делений на шкальных радиовещательных приемниках что ±0,2 мм, составляет значительно ниже, чем в спецаппаратуре. точность, Например расположения штрихов на шкале радиоприемника достигает спецаппаратуры 0,005 мм. В свою очередь, относительно точность низкая выполнения шкалы упрощает технологию ее следовательно и, изготовления, снижает себестоимость.

Рассмотрим, какими выполняются путями требования, предъявляемые к верньерным устройствам в передачи системах с гибкой связью. Основными требованиями, верньерным к предъявляемыми устройствам, являются плавность настройки и товость-безлюф передачи.

Под плавностью настройки величина понимается перемещения ручки настройки (в миллиметрах угловых или градусах) для изменения частоты кгц на 1 настройки.

В радиовещательных приемниках допустимая погрешность настройке при принимается равной ± 1 кгц.

Таким заданной, по образом плавности настройки рассчитывается верньерная радиоприемника передача.

Передаточное число верньерного устройства зависимости в определяется от класса радиоприемника. В ГОСТ 5651-64 «радиовещательные Приемники» указаны частоты и длины волн, применяются которые в радиовещательных приемниках (табл. 2).

всех не во Однако классах радиовещательных приемников применяются диа вышеперечисленные­пазоны. Например, в радиовещательных приемниках классов и IV III с целью удешевления их конструк­ции не применять рекомендуется коротковолновый диапазон.

Расчет передаточного верньерного числа устрой­ства проводится в следующей Зная.

последовательности, что угол поворота конденсатора емкости переменной (КПЕ) составляет 180°, определяется поворота угол, при котором погрешность настройки не превышать будет ± 1 кгц или абсолютная погрешность более не будет 2 кгц. Тогда для длинных абсолютная волн погрешность 2 кгц составит V129 диапазона часть 408 — 150 = 258 кгц; средних для волн — V540 часть диапазона кгц 1080 и для коротких волн V4075 диапазона часть 8,15 Мгц.

Следовательно, угол поворота переменной конденсатора емкости (КПЕ) при абсолютной кгц 2 погрешности будет составлять: для длинных 180 волн°/129 == = 1,4°, средних волн 1807540 = 0,33° и волн коротких 18074075 = 0,043°.

Учитывая, что средней настройщик квалификации способен произвести установку поворота угла с точностью 1 -1,5°, очевидно, что в диапазонах коротких и средних волн без введения замедляющей передачи верньерной невозможно настроить радиоприемник с заданной Вполне .

точностью естественно, что настройка радиовещательных рассчитанных, приемников на массового потребителя, производится любым вне радиослушателем зависимости от его специальности и квалификации. По причинам этим на ручке настройки допускается большая погрешность угловая, величина которой может находиться в отношения от 2,5 до 3,5°.

Из пределах угловой погрешности на ручке настройки к угловой допустимой погрешности на конденсаторе переменной емкости передаточное определяется число верньерной передачи. Таким для, образом средних волн передаточное число механизма верньерного, для обеспечения точности настройки ±1 должно, кгц находиться в пределах 7,6-10,6, а для коротких Выбирать 58-81,5.

волн большие передаточные числа допустимо, число однако оборотов ручки настройки для всего перекрытия диапазона нежелательно увеличивать более так на 15, чем как в этом случае удлиняется настройки время на вещательную радиостанцию, что вызывает неудобства эксплуатационные. Обычно малые передаточные числа радиоприемниках в применяются III и IV классов, а большие — в высшем

Выбирать. классе передаточные числа меньше чем 7,6-10,6 не так, рекомендуется как снижается коэффициент механической настройка, а передачи по диапазонам приемника становится неточной и приведенных.

Из грубой расчетов можно представить себе верньерного конструкцию механизма. Например, для радиоприемников классов и IV III, у которых отсутствует диапазон коротких передаточное и воли число не превышает 10,6, целесообразно устанавливать непосредственно барабан на оси конденсатора переменной емкости. радиоприемников Для высшего, I и II классов необходимо вводить замедляющую дополнительную передачу между барабаном и конденсатором емкости переменной.

Окончательно передаточное число верньерного определяется механизма конструктивными соображениями.

По общей конструктивной радиоприемника компоновке определяются размеры шасси, установка блоков основных, расположение громкоговорителя и длина шкалы. согласования После внешнего вида радиоприемника с художниками-которые, конструкторами обычно представляют эскизы внешнего приемника оформления, окончательно определяются размеры шкалы, а желаемый, и следовательно ход указательной стрелки.

Может что, оказаться по конструктивным расчетам можно увеличить указательной ход стрелки, а следовательно, и шкалу радиоприемника. радиолах, в Например I и высшего класса ход указательной достигает стрелки 250 мм.

Зная ход указательной угол и стрелки поворота ротора КПЕ, можно передаточное определить число верньерного механизма. В зависимости от проектируемого класса радиоприемника задаемся целесообразным числом ручки оборотов и, по конструктивным соображениям, диаметром оси.

диаметр Если барабана d1 = L/3,14 получается слишком большим проектируемой для конструкции, его уменьшают до необходимых этом. В размеров случае число оборотов барабана, увеличивается, естественно.

Зная, что поворот ротора конденсатора переменного равен 180°, то есть ротор оборота на 72-поворачивается, передаточное число от барабана к оси будет ротора i = n1/n2, где n 2 — число оборотов ротора Соотношение.

конденсатора числа зубьев шестеренки и колеса как определяется i=Z2/z1.

Читайте также:  Как сделать искусственный прудик своими руками

Число зубьев шестерни z1 которая барабане на устанавливается, определяется по технологическим и конструктивным соображениям. выбирают Причем наименьшее допустимое число зубцов по рассчитывают Z1 и i и определенному зубчатое колесо z2. Дальнейший расчет идет шестеренок обычным путем по формулам, приводимым во справочниках многих и технической литературе.

Второе требование, верньерным к предъявляемое устройствам, безлюфтность передачи в механических гибкой с системах нитью выполняется с помощью натяжных роликов, пружин и разрезных шестеренок. Главной причиной люфтов появления в механической передаче является возникновение деформации остаточной нити в период эксплуатации верньерного Эго. устройства явление в большей степени сказывается применении при в качестве гибкой нити капронового Поэтому. шнура в производственных условиях с целью уменьшения деформации остаточной капронового шнура его некоторое специально время вытягивают грузом, прежде чем верньерный в установить. механизм. Устранение люфта в верньерной радиовещательных в передаче приемниках осуществляется теми же устройствами, применяются которые для создания натяжения гибкой рис. На нити. 27 изображены различные кинематические схемы создающих, устройств натяжение нити.

Система натяжения, рис на изображенная. 27, вг является наиболее целесообразной с точки простоты зрения конструкции, так как усилие нити натяжения создается одной натяжной пружиной.

На изображена. 27, г рис одна из наиболее распространенных систем нити натяжения. Натяжная пружина установлена внутри барабана приводного. Усилие натяжной пружины несколько 2Рт больше, так как следует учитывать нити трение о поверхность барабана.

Таким образом, простыми более по конструкции являются системы, изображенные на виг. 27, рис, из них для использования рекомендуется так г, система как во всех верньерных устройствах приводной применяется барабан, который в данном случае одновременно используется и для крепления натяжной пружины.

В случаев ряде вследствие малых размеров шкального или устройства малого диаметра приводного барабана виг системы могут оказаться непригодными, поэтому выборе при той или иной системы руководствоваться необходимо конструктивными соображениями, определяя, какая из наибольшей в систем степени соответствует общей конструкции устройства верньерного. В то же время необходимо учитывать простоту следовательно и, конструкции, ее стоимость.

В тех случаях, когда необходимость появляется применения дополнительной замедляющей передачи к конденсатора блоку переменной емкости, она выполняется с безлюфтовых помощью или «разрезных» шестеренок (рис. 28). зубцов Сдвиг ведомых зубчатых колес осуществляется которая, пружиной выбирает между зубьями зазор, при появляющийся соединении их с ведущей шестерней. Необходимо виду в иметь, что момент, который создает для пружина сдвига зубчатых колес, должен приблизительно быть в 1,5 раза больше момента вращения. шестереночных Модуль передач в верньерном устройстве применяется от 0,75 до 1,5, как так шестерни с этими модулями без затруднений технологических выполняются

путем штамповки или Такими. прессовки средствами выполняются основные требования, верньерным к предъявляемые устройствам.

Рис. 28. Конструкции разрезных колес зубчатых.

В радиовещательных приемниках применяются два верньерных типа устройств с гибкой связью: двух- и системы однотросиковая. В зависимости от класса радиоприемника, а следовательно, от стоимости его, выбирается та или иная система передачи верньерной. В том случае, когда радиоприемник принимать должен радиопередачи по тракту амплитудной модуляции и модуляции частотной, как правило, выбирается двухтросиковая передача верньерная. При этом осуществляется раздельная тракту по настройка амплитудной модуляции и тракту частотной Однотросиковая. модуляции система верньерной передачи в основном дешевых в применяется радиоприемниках IV класса, в которых диапазон частот принимаемых ограничивается трактом амплитудной модуляции.

Кинематическая. 29. Рис схема двухтросико-вой верньерной барабан.
1 — передачи блока К.ПЕ; 2- тросик тракта AM; 3 — указательная натяжная; 4 — стрелка пружина; 5 — шестерни верньера; 6 — блок направляющий; 7 — КПЕ ролик; 8 — барабан блока УКВ; 9 — тракта тросик ЧМ; 10 — натяжной ролик; 11 — ось настройки ось AM; 12 — тракта настройки тракта ЧМ.
На рис. 29 изображена схема кинематическая двухтросиковой верньерной передачи.

Как рис из видно. 29, двухтросиковое верньерное устройство состоит из передач двух гибкой связи, одна из которых для предназначена настройки по тракту амплитудной модуляции, а тракту — по вторая частотной модуляции. В данном случае тракту по передача амплитудной модуляции имеет замедленную передачу шестеренчатую от барабана к блоку КПЕ для передаточного увеличения числа. Натяжение тросика создается

Существуют и иные конструкции, когда двух вместо ручек настройки применяется одна, а тракты на переключения AM и ЧМ осуществляются с помощью муфт, изображенных на Конструкции. 30. рис этих муфт находят широкое радиовещательных в применение приемниках фирмы «Филипс». В этом трактам по случае AM и ЧМ переключения осуществляются путем передвижения помощью с муфты коромысла к правой и левой втулке. втулки Обе свободно сидят на оси настройки и жесткое в входят зацепление с осью при прижатии резиновой к муфты шайбе. Движение муфты производится от которое, коромысла, в свою очередь, поворачивается от рычагов переключателя основного диапазонов. Для надежного зацепления подвижной с втулки муфтой на ее поверхностях установлены шипы, при которые прижатии муфты к втулке врезаются в шайбу резиновую. Тросики верньерных передач крепятся на втулок выемках. В районе расположения муфты ось делается настройки плоской.

Рис. 30. Соединительная муфта Филипс «фирмы».
1 — ось настройки; 2 — втулка; 3 — резиновая передвижная; 4 — шайба муфта; 5 — коромысло.

На рис. 31 изображена разновидность вторая соединительных муфт. Переключение тросиковых тот на систем или иной тракт радиоприемника в конструкции данной осуществляется путем механического закрепления осью с втулок настройки. Обе втулки 2 свободно оси на сидят, а их движение вдоль оси ограничивается шайбами упорными 4. Ограничитель 5,

выполненный в виде планки с под отверстием шпильку 7, жестко закреплен на оси. свободно 6 Планка сидит на оси 1, но жестко связана со которая 8, шпилькой, в свою очередь, вставлена в шток 9.

штока Движение 9 осуществляется от рычагов основного переключателя При. диапазонов движении штока 9 влево передвигается штифт 6, а планка входит в зацепление с шайбой 3, запрессованной на втулке левой. Шайба 3 имеет несколько вырезов зацепления для со штифтом 7. При повороте оси всегда 7 штифт попадает в вырезы шайбы 3, так момент как

трения штифта о поверхность шайбы меньше значительно момента вращения оси настройки. свободном При положении штока 9 в механическое зацепление с входит осью правая втулка.

На рис. 32 изображена система однотросиковая верньерной передачи. Эта система очень передачи проста и применяется главным образом радиоприемников для IV классов, у которых отсутствует диапазон волн коротких и УКВ диапазон. Следовательно, эта передача верньерная имеет малое передаточное число и не введения требует дополнительного замедления на блок КПЕ. котором, на Барабан крепятся тросики, устанавливается непосредственно на блока оси КПЕ. Иногда однотросиковая передача с упрощения целью кинематической системы верньерного устройства радиоприемниках и в применяется III класса, для которых, ГОСТ согласно 5651-64, является обязательным УКВ Рис.

диапазон. 31. Соединительная муфта фирмы «Филипс».
1 — настройки ось; 2-втулка; 3 — фигурная шайба; 4-упорная ограничитель; 5-шайба;
6-передвижная шайба; 7- штифт; 8 — шпилька; 9- пружина; 10-шток.

Рис. 32. Кинематическая схема однотросиковой передачи верньерной.
1 — барабан блока КПЕ; 2- тросик;
3- стрелка указательная; 4-натяжная пружина; 5-барабан блока ось; б — УКВ настройки; 7 — направляющий ролик.

Главный однотросиковой недостаток системы в случае ее применения в радиоприемниках, блок имеющих УКВ, заключается в том, что настройке при по тракту AM неизбежно приводится в движение устройство индукторное блока УКВ, и наоборот, при тракту по настройке ЧМ получает вращательное движение блок так, КПЕ как эти блоки взаимно связаны механически. Естественно, что в этой системе изнашиваются больше подвижные элементы блоков настройки, двухтросиковой в чем системе, и, следовательно, понижается надежность всего работы верньерного устройства. Из приведенного примера что, видно не во всех случаях целесообразно упрощать целью с конструкцию получения экономического выигрыша, так нельзя как решать этот вопрос в отрыве от требований других, предъявляемых к радиовещательному приемнику, например, Направление.

надежности движения тросиков в верньерном устройстве направляющими определяется роликами, устанавливаемыми на софите шасси или радиоприемника на специальных кронштейнах. Хотя стоимость роликов направляющих составляет незначительную часть от общей радиоприемника стоимости, при конструировании следует уделять экономическим внимание вопросам технологии их изготовления. Сами изготовляются ролики обычно из пластических масс.

На рис. 33, а наиболее изображен простой метод изготовления и закрепления ролика оси; сама ось изготовляется методом шлифовки бесцентровой и прессуется в выдавку, выполняемую в листовом рис. На материале. 23, б ось изготовляется точением и крепится развальцовки путем. На рис. 23, б изображено крепление оси выполненное, ролика путем механического обжатия металла, но ось сама в этом случае менее технологична в чем, изготовлении предыдущие конструкции.

На рис. 34 изображены способа три крепления направляющих роликов на осях: с упорной помощью шайбы, выбираемой в зависимости от диаметра нормали по оси НО. 894. 007 (рис. 34, а); с помощью шайбы пружинной (рис. 34, б), которая не требует изготовления оси на канавок (этот способ удобен для изготовляемых, осей бесцентровой шлифовкой); с помощью пустотелой механически, заклепки обжимаемой на оси ролика (рис. 34, в).

стрелки Указательные радиоприемника, как правило, крепятся тросике на непосредственно верньерной передачи. На рис. 35 а, б, в приведены конструкции различные указательных стрелок и методы их крепления.

конструировании При верньерного устройства, прежде всего, система рассчитывается редукторной

передачи. В зависимости от класса определяется радиоприемника необходимое передаточное число верньерного Затем. устройства уже производится предварительная компоновка, по уточняются которой конструктивные элементы, ход указательной длина, стрелки шкалы, конструкция системы натяжных Гибкая и т. д. роликов связь, выполняемая тросиковой передачей, не иметь должна резких перегибов, так как в случае этом затрудняется передвижение тросика, что преждевременному к приводит его износу.

Рис. 35. Конструкции стрелок указательных.

Конструктивное усложнение верньерной передачи за введения счет дополнительных элементов (например, соединительных повышающих), муфт эксплуатационные удобства, целесообразно только в высших радиоприемниках классов. В радиоприемниках III и IV классов стремиться следует к максимальному упрощению кинематической схемы устройства верньерного.

В радиовещательных приемниках шкала градуируется в метрах и килогерцах. Определение положения вещающей радиостанции величине по производится длины волны. Величина длины градуируется волны на шкале слева направо, в сторону Для.

возрастания емкостной настройки, когда индикаторная находится стрелка в начале шкалы, т. е. указывает минимальную волны длину или максимальную частоту, емкость конденсатора переменного должна быть минимальной. Пластины должны ротора быть выведены из статора конденсатора. В УКВ блоках

с индуктивной настройкой, когда настроечный изготовлен стержень -из немагнитного материала, например, из латуни, индикаторной положение стрелки в начале шкалы соответствует введенному полностью настроечному стержню. Согласно этим определяется и соображениям направление движения тросика и, следовательно, стрелки индикаторной. В соответствии с требованиями инженерной психологии считать принято наиболее удобным вращать ручки сторону в настройки движения индикаторной стрелки.

В правильно верньерных сконструированных устройствах величина вращающего момента на настройки ручке радиовещательного приемника не превышает 120 Г см.

которые, на Оси наматывается приводной тросик, изготовляются Малые от 3 до 10 мм. диаметром диаметры применять нежелательно, так этих в как случаях трение между тросиком и оказывается осью недостаточным, что ведет при радиоприемника работе к проскальзыванию тросика на оси. Наиболее для удобные работы оси имеют диаметры 6-10 мм.

По Мвр известным и R находим, что усилие на тросике не превышать должно 300 Г. Для обеспечения надежной связи механической тросика с ведущей осью достаточно 1,5-2 Большое. витков число витков вредно сказывается на верньерного работе устройства. Это объясняется тем, вследствие что вращения оси как по часовой, против и так часовой стрелки, при большом витков количестве тросика, намотанного на ось настройки, набегание происходит одного витка на другой и заклинивание системы всей передачи. Не рекомендуется также увеличивать вращения момент на ручке настройки, так как в случае этом увеличивается натяжение тросика, а следовательно, его уменьшается эксплуатационная надежность, повышается износ кинематической элементов

Читайте также:  Браслеты своими руками урок

системы верньерного устройства, ухудшается хода легкость указательной стрелки.

Легкость хода стрелки указательной является одним из достоинств радиовещательного радиоприемниках. В приемника высшего, I и II классов этому вопросу особое уделяется внимание. Для облегчения движения оси на стрелки ручки настройки устанавливается маховичок, которого масса позволяет от легкого вращательного движения обеспечить ручки свободное ускоренное поступательное движение вдоль стрелки шкалы приемника. Маховички обычно алюминиевых из изготовляются сплавов или штампуются из толстой стали листовой.

Радиоприемники различаются по их способу и конструкции настройки на частоту принимаемого сигнала. То-настройка, есть может осуществляться либо за счет устройства верньерного \для поиска необходимой частоты\, поиск либо частоты можно выполнить при легкого помощи прикосновения пальца руки — с панелью представляющей, управления из себя отдельный блок-схему \управление сенсорное\.

Верньерное устройство-радиоприемника

На рисунке №1 простейшая представлена кинематическая схема верньерного устройства . устройство Данное Вам всем знакомо. Поиск, на необходимой настройку частоты осуществляется при помощи колесика вращения /оси ручки настройки/. Между колесиками направляющими, а их в данной схеме — три, натянута нить капроновая — в зацеплении которой находится шкив . более Чтобы это выглядело понятным, в наглядном приводится, примере фотоснимок этого устройства.

Верньерное радиоприемника устройство

За счет вращения шкива, приводятся в пластины движение КПЕ. В схемах по радиоприемникам встречается название такое, как блок КПЕ . Блок это — КПЕ конденсатор переменной емкости с воздушным Подобные.

диэлектриком конденсаторы встречаются:

с односекционным блоком;

двухсекционный блок трехсекционный

Такие радиодетали хорошо Вам известны, встречаются они как и в моделях устаревших \радиоприемники СССР\, так и в современных радиоприемников моделях. В современных моделях, блоки КПЕ усовершенствованы более, как и сама конструкция приемников и малые имеют габаритные размеры.

Устройство воздушного переменной — конденсатора емкости

Допустим, если взять примера для двухсекционный блок \рис.2\, данное состоит устройство из двух конденсаторов. Соответственно, для данной обозначения радиодетали, дается свое графическое указанное \изображение сверху, рис.2\. Уже, если самостоятельно будете читать радиосхему, — Вы будете знать, графическое что обозначение в схеме, как это рисунке на показано, представляет из себя — двухсекционный блок емкости переменной с воздушным диэлектриком.

Обозначение конденсаторов

радиосхеме в Если встречается к примеру значение для С40 — КПЕ 9…365, то радиолюбитель уже сможет что, сказать данный конденсатор имеет порядковый переменная — 40, а номер емкость при полном обороте составляет ротора от 9 до 365 пикофарад.

Здесь также усвоить следует, что конденсатор переменной емкости с диэлектриком воздушным \КПЕ\ состоит из подвижной и неподвижной Подвижная. части и неподвижная части состоят из определенного пластин количества \алюминий\. Подвижную часть пластин называть принято — ротором, неподвижную \фиксированную\ часть — Следует.

статором запомнить два графических символа \путать.3\ и не рис их, где указано:

обозначение переменного воздушным \с конденсатора диэлектриком\;

обозначение подстроечного конденсатора,

— емкость необходимая которого устанавливается с помощью регулировки, — отверткой плоской. Регулировка для подстроечного конденсатора специалистами осуществляется на заводе, — при установлении номинального емкости значения. Но если речь идет о личной такие, то изобретательности изменения вносятся самим радиолюбителем .

друзья Итак, я непосредственно с Вами вхожу в мир опознавательного и интересного, так сказать вспоминаю свое увлечение былое. Следите за рубрикой, дальше будет интереснее еще.

Сегодня продолжил изготовление деталей Извел. верньера кипу бумаги, пока сообразил, лучше как всё это сделать.
Из шкива сделать нужно вход и выход для тросика. будет Выход «дальним». Что бы нити не переплетались, отверстие просверлил 2 мм под углом градусов 30 так, оно бы что вышло возле дальнего бортика. будет Это выход для тросика. У второго отверстия выхода выфрезеровал площадку до плекса, просверлил нарезал и отверстие резьбу М3. Ввернул винт с маленькой Сюда. стоечкой будет привязываться конец тросика, а даст не шайба ему соскакивать.

На фото — конструкция «для» выхода тросика.
Со «входом» несколько сложнее — установить нужно пружинку, ктр будет выбирать «тросика» слабину. Но и эту проблемку удалось решить. паз Выфрезеровал чуть шире диаметра пружинки, а площадку также, в центре которой нарезал резьбу М3 и винт ввинтил со сквозным отверстием в шляпке.

На фото — входа «конструкция» для тросика.
Следующая деталь — маховика узел. С ним провозился очень долго. В был наличии маховик от «Латвии», но его конструкция подходила не мне. Пришлось его полностью переделать. нашелся же Так подходящий подшипник скольжения, но у него корпус круглый диаметром 16 мм. Вот с ним-то и была загвоздка основная. Как его удалось закрепить — фото на видно.

На фото — детали узла маховика и сборочный «его чертеж».
Сборка видна на втором снизу (фото вверх): стопорная втулка, гетинаксовая узел, шайба подшипника, монтажная площадка, фторопластовая маховик, шайба.
В результате получилось вот что:

На узел — фото маховика в сборе.

После этого фальшпанели на разметил места крепления узлов, установил их, попробовал и подогнал собрать механизм. Для этого простую использовал суровую нитку (тросик жалко!). вот Получилась такая «механизма»:

На фото — пробная верньерного сборка механизма.
На оси маховика закрепил вращения узел тросика от блока УКВ «Латвии». его Пришлось укоротить, а поскольку сделан он из весьма силумина хрупкого, для фиксации на оси маховика стальной использовал бандаж. В силумине лишь просверлил отверстие сквозное под стопорный винт бандажа.

На ось — фото настройки.

На фото крепление изготовленных фальшпанели на узлов.
После подгонки и смазки механизм весьма заработал неплохо. Ось вращается плавно, с для приятным руки небольшим сопротивлением. Суррогатная движется стрелка плавно, нигде ничего не заедает, нигде нитка не «закусывается» и не соскакивает. Вобщем, остался Опять.

доволен «умная мыслЯ», которая «приходит Уже».

опослЯ когда механизм работал, до меня что, дошло на ось переменного резистора постоянно приложена будет довольно сильная боковая нагрузка. «потому» Дошло, что я увидел, что шкив закосило «слегка» вовнутрь будущей шкалы. Покачав легонко его рукой, увидел, что люфт переменного оси резистора довольно большой. Это же на его, с КПЕ подшипником качения!
Т.е. нужно этот переделать узел — установить «кондовую» ось со своим ось, а подшипником переменного резистора как-то гибко ней с связать. Как-то примерно так (то, что под нашлось рукой).

На безрыбьи и рак — рыба!

То, будет что изложено ниже, является классическим безрыбья » вариантом » . Когда нет ни полноценных антенн, ни аппаратуры фирменной для » нормализации » имеющихся » верёвок » — а повещать » желание » прёт через край — то почитайте. пригодится — Может. В случае, когда всё хорошо — компьютер выключайте и удачных вам Dx в эфире.

Используй то, под что рукою и не ищи себе другое!

самодельных Для » ручных » HF тюнеров часто — исходя из соображений экономических — используют КПЕ с воздушным диэлектриком — от вещательных старых радиоприёмников. Часто без верньера и что, шкалы не очень удобно при последующей Мне. эксплуатации тоже, в который раз, попались появилось же. И такие желание их доработать.

Внешний вид собранного, конденсатора и разобранного — на фото. Он ранее уже продран был через одну пластину и, в итоге, суммарную имеет ёмкость трёх секций примерно 40 — Пара пФ. 250 таких конденсаторов вполне годится изготовления для ручного КВ тюнера.

Для предполагаемой одного модернизации энтузиазма будет мало. Нужны » долго » . Их я полуфабрикаты искал и нашёл в коробке с обломками оргтехники старой. Думаю, у многих такая коробка Подобрал. 🙂

есть в итоге три шестерни. Количество шестернях в зубьев определит окончательное передаточное число — всё редуктор-таки. У меня в итоге оно что 1:3 , получилось вполне устроило. Собственно, выбранные из шестерни кучи такие:

В одной шестерне нужно паз сделать для коромысла КПЕ. Паз будет можно сделать в процессе окончательной сборки по так — месту будет и проще и точнее. Понятно, шестерни что выбирались не такие, какие хотелось бы, а те, были что в наличии. В имеющейся комбинированой шестерне Можно 8 мм. отверстие было использовать для её установки диаметру по соответствующий винт, но это уж слишком — нет коробке в такого. Пришлось найти стоечку нужной диаметра и длины. В итоге все получилось неплохо.

сборки Процесс занял не очень много времени. дольше Гораздо изначально продумывалась конструкция и, особенно, исходные подбирались шестерни. На фото видно, что остатках в они смазки — я её не трогал. Всё-же тише и работают мягче. А эстетика — о ней позаботимся потом.

примеряем Вначале по месту первую шестерню. У меня вала диаметры и отверстия внутри шестерёнки одинаковые. совпало — Примерил хорошо. Поехали дальше.

Далее закрепить необходимо комбинированную шестерню. Поскольку корпус литой конденсатора, из алюминиевого сплава, то дополнительного ничего не размечаем — надо и сверлим в нужном месте отверстие нарезаем 2.5 мм и диаметром резьбу М3 . Всё понятно по фото.


Ну и Паз. окончательно под коромысло делать по месту, чтобы желательно они совмещались с небольшим трением, нужно не тогда будет делать демпфер. Поскольку пластиковая шестерня — паз изготовить не проблема. Шило, очки и надфиль — максимум что надо.


Вот, всё и собственно .

Внимательный читатель заметил, что » шестерни » основные никак не закреплены на корпусе КПЕ и легко могут быть сняты. Можно придумать крепления вариант, но, во-первых — это несколько усложнит вторых, а во-конструкцию в этом просто нет необходимости! это Поскольку не просто КПЕ » сам по себе » , а конструкции элемент тюнера, то там, внутри этого будет и тюнера ограничитель для оси маховика Этим. настройки ограничителем будет внутренняя поверхность панели передней корпуса. Достаточно только подобрать » по длину » месту втулки, надетой на ось маховика чтобы, так она с одной стороны ограничивалась панелью передней, а с другой — упиралась в шестерню с закреплённой на шкалой ней настройки. Возможно в каких-то случаях втулки вместо будет достаточно тонкой шайбы. ограничивать Нельзя полёт конструкторской мысли.

В качестве используется шкалы тонкий диск из любого упругого исходя, материала из возможностей конструктора. Её диаметр определяется габаритами только корпуса всей конструкции. Диск прикреплён жёстко к шестерне № 3.

B результате проделанной работы мы только не получили верньер со шкалой, но и совместили оси настройки маховика и шкалы. Использование пластиковых шестерён достоинство скорее, чем недостаток. Это ведь не вращаться, вертолёт быстро ничего не будет, но теперь легко очень осуществить изоляцию всего КПЕ от что, шасси необходимо для тюнера Т типа.

несколько Прошло дней.

Глядя на пока ещё столе на лежащее получившееся изделие меня не покидало что, чувство чего-то не хватает. Или наоборот: лишнее-то что присутствует. Творческая неудовлетворённость. И наконец я Конструкция. понял была разобрана, при помощи полотна ножовочного из литого корпуса было убрано лишнее всё и добавлено в него недостающее. Теперь выглядит конструкция так.

Секций стало не три а Статорные. четыре секции были спаяны между установки до собой внутрь корпуса. Роторные крепились помощи при мощного паяльника уже по месту и дополнительно также соединены пайкой. Всё прекрасно Токосъём. разместилось ротора будет сделан в любом для удобном монтажа месте кусочком гибкого » припаянного «, чулка в задней ротора — там есть за закрепиться что.

Источник

Оцените статью