- Самодельный подвесной водомет на базе мотора «Ветерок»
- Сборочный чертеж водометного движителя
- Детали водовода и спрямляющего аппарата
- Технологические приспособления
- Детали силовой передачи водомета
- Водомет для лодки своими руками
- Преимущества водометных двигателей
- Место размещения водовода
- Как устроен водометный двигатель?
- Как построить водометный двигатель для лодки самостоятельно?
- Подготовительные операции
- Изготовление
- Водометный двигатель для лодки ПВХ
- Подготовительные процедуры
- Процесс изготовления
- Условия использования водомета
Самодельный подвесной водомет на базе мотора «Ветерок»
Водометными движителями я занимаюсь уже двенадцать лет. За это время изготовил и испытал несколько стационарных и подвесных вариантов с двигателями от подвесных моторов «Стрела», «Ветерок» и «Москва» и от «СМ-557Л».
Предлагаемый вниманию читателей подвесной вариант — самый простой и, как мне представляется, удачный. Выполнен он на базе подвесного мотора «Ветерок-12» с максимальным использованием серийных деталей. Вес «Ветерка-12» с водометом увеличился, по сравнению с серийным винтовым, всего на 1 кг.
Я эксплуатирую этот водомет на серийной мотолодке «МКМ». При водоизмещении 450 кг она легко всходит на глиссирование и идет со скоростью 20-22 км/ч; под серийным «Ветерком-12» с гребным винтом при тех же условиях скорость больше всего на 2 км/ч.
Высокая проходимость лодки и снижение гидродинамического сопротивления обеспечиваются малым заглублением водозаборника: его передняя верхняя кромка находится ниже днища всего на 25-30 мм, а самая нижняя точка — на 110-120 мм. Наклон входного отверстия водовода исключает подсасывание его к грунту, а при движении на волне препятствует подсасыванию воздуха. Кроме того, наклонная передняя часть водовода играет роль своеобразного стабилизатора, уменьшающего дифферент лодки при выходе на глиссирование.
Водомет изготовлен с использованием штатного редуктора, крепящегося к дейдвуду мотора на специальном фланце. В случае необходимости замена водометного движителя винтовым занимает 10-15 мин.
Сборочный чертеж водометного движителя
увеличить, 231 КБ
1 — штатный редуктор в сборе; 2 — водозаборник; 3 — шпилька М8, L=35; сталь 35; 4 — гайка М8, шайба пружинная; 5 — обтекатель, дюралюминий δ=0,8; 6 — болт М6, L=25, сталь 35; 7 — фланец; 8 — стакан ведущей шестерни; 9 — обойма манжеты; 10 — муфта; 11 — штифт, Ø=5, L=20; сталь 65Г; 12 — вал вертикальный; 13 — винт М5, L=15 с пружинной шайбой; 14 — напорная трубка Ø 10X1, L=390, латунь; 15 — хомут; 16 — винт М5, L=20 с гайкой М5 и пружинной шайбой; 17 — муфта Ø 10X1, шланг резиновый; 18 — муфта Ø 14X2, шланг резиновый; 19 — уплотнительное кольцо Ø 155X135, 6=2; резина; 20 — спрямляющий аппарат; 21 — обтекатель, пенопласт; 22 — шпонка Ø 4; L=22; сталь 35; 23 — кольцо стопорное; 24 — рабочее колесо; 25 — легкосъемная защитная решетка; 26 — стержень решетки, стальная проволока Ø 4; 27 — распорная трубка, отрезки трубки Ø 6X1 между пластинами решетки, латунь; 28 — кронштейн; 29 — винт М5, L= 15 с гайкой М5 и пружинной шайбой.
Приведу краткие рекомендации для желающих сделать подвесной водомет. Начинать следует с самых трудоемких частей — водозаборника и спрямляющего аппарата.
Детали водовода и спрямляющего аппарата
увеличить, 149 КБ
1 — водовод, нержавеющая сталь δ=1,5; 2 — развертка водовода; 3 — спрямляющий аппарат в сборе; 4 — развертка обечайки спрямляющего аппарата, нержавеющая сталь δ=1,5; 5 — лопатка спрямляющего аппарата; 6 шт., нержавеющая сталь δ=1,5; 6 — ступица спрямляющего аппарата, нержавеющая сталь; 7 — кронштейн, нержавеющая сталь, δ=2,0; 8 — хомут, нержавеющая сталь; 9 — уголок, нержавеющая сталь, δ=2,0.
На листе металла размечаются развертки водозаборника, обечайки, спрямляющего аппарата и шести его лопастей. Заготовки вырезаются, зачищаются напильником кромки и на гибочных вальцах или вручную на оправке (с помощью киянки) производится гибка. Затем свариваются продольный стыковой шов водозаборника и поперечные швы по фасонным вырезкам, начиная от заднего по ходу воды. Для стягивания при выполнении поперечных швов используется проволока или струбцины. Сварка производится только снаружи. Чтобы брызги расплавленного металла не прилипали к поверхности, перед сваркой деталь следует покрыть раствором мела (30%) в воде (65%) с добавлением 5% жидкого стекла. Швы тщательно зачищаются, производится развальцовка роликом задней кромки водозаборника в токарном станке на оправке. При развальцовке шпиндель проворачивается только вручную; следует при этом следить, чтобы кромка водозаборника прижималась к торцу оправки.
Изготовление спрямляющего аппарата начинается с разметки мест приварки лопаток на предварительно выточенной ступице. Основание ступицы делится на 6 равных частей, затем на разметочной плите рейсмусом или при помощи угольника на образующей ступицы проводятся прямые линии, параллельные оси. Для приварки лопаток необходимо сделать приспособление, показанное на приводимых эскизах.
Технологические приспособления
а — приспособление для приварки спрямляющих лопаток к ступице:
1 — лопатка; 2 — плита, сталь; 3 — ступица спрямляющего аппарата; 4 — бобышка, сталь; 5 — стойка, сталь;
б — схема развальцовки выходного патрубка водозаборника:
1 — оправка в патроне токарного станка; 2 — водозаборник; 3 — ролик в державке, сталь 45, калить;
в — приспособление для сборки водозаборника с редуктором, сталь.
На бобышку приспособления устанавливается ступица, совмещаются контрольные линии на ступице и на приспособлении. Лопатка прижимается к стойке, совмещается с линиями и в двух-трех точках прихватывается. Затем, последовательно поворачивая ступицу, ставят на прихватки все остальные лопатки. Их приварка производится двусторонним швом с катетом 4 мм.
Затем ступица с лопатками протачивается в оправке по наружному диаметру так, чтобы лопатки плотно входили в обечайку (с предварительно сваренным продольным швом) и передние кромки их совмещались с передней кромкой обечайки. Ступица с лопатками устанавливается на ровную плиту, на нее надевается обечайка и лопатки с выпуклой их стороны прихватываются к ней. Приварка лопаток производится только с выпуклой стороны и на половину их ширины. Штуцер для охлаждающей воды приваривается к обечайке между лопатками на стороне, противоположной продольному шву. Козырек штуцера припаивается изнутри припоем ПОС-30. Уплотнительное кольцо приклеивается к обечайке клеем «88» на расстоянии 4 мм от передней кромки. Обтекатель изготавливается из пенопласта и вклеивается в ступицу клеем «88».
Все неровности в водозаборнике и спрямляющем аппарате шпаклюются эпоксидной шпаклевкой.
Изготовление деталей силовой передачи — фланца, стакана ведущей шестерни, обоймы манжеты — особых пояснений не требует. Шлицы на шлицевой муфте выпиливаются вручную. Для этого в муфту на всю ее длину вставляется стальная пробка; чтобы ее зафиксировать, сверлится поперечное отверстие Ø5 мм и в него вставляется штифт. Затем на торце Ø24 мм проводится окружность Ø12,6 мм, которая делится на шесть равных частей. В отмеченных точках сверлятся 6 отверстий Ø3,4 мм на нужную глубину 25 мм, пробка вынимается и шлицы обрабатываются надфилем по шлицам ведущей шестерни. Муфта должна плотно входить на шлицы шестерни на глубину 25 мм.
Детали силовой передачи водомета
увеличить, 302 КБ
1 — фланец, нержавеющая сталь; 2 — стакан ведущей шестерни, нержавеющая сталь; 3 — муфта, сталь 45 калить HRC=45-50; 4 — обойма манжеты, сталь нержавеющая, латунь; 5 — кольцо стопорное, латунь.
Водомет удобнее всего собирать в такой последовательности. В стакан 8 запрессовываются подшипник № 203 и завинчивается обойма 9 манжеты (торцы обоймы смазываются герметиком); запрессовывается наружное кольцо роликоподшипника № 7203 и вставляется ведущая шестерня. Весь узел собирается с корпусом редуктора, регулируется зацепление шестерен. Стакан снимается с корпуса редуктора и вставляется верхним концом в отверстие водозаборника Ø48 мм.
Корпус редуктора вставляется в водозаборник и соединяется со стаканом. На гребной вал надевается сборочное приспособление, изготовленное по приводимому эскизу, и фланец 7 поворачивается до упора. После этого на подпятник редуктора надевается кронштейн 28, производится приварка его к водозаборнику, и через отверстие в кронштейне сверлится отверстие в подпятнике. На фланце 7 размечается параллельная продольной оси водомета осевая линия отверстий под крепежные болты 6; сверлится отверстие для стопорного винта 13, одновременно служащее для заливки масла.
Из полосы дюралюминия шириной 36 мм сгибается и подгоняется по форме водозаборника обтекатель 5, закрывающий часть стакана, расположенную в водозаборнике. После подгонки обтекатель склепывается сзади 4 заклепками Ø3 мм и крепится к нижнему фланцу стакана 4 винтами М4. Вертикальный вал изготавливается из серийного вала обрезкой нижней части до размера 360 мм. Рабочее колесо делается из штатного гребного винта мотора «Ветерок-8»: нужно уменьшить диаметр винта до 155,5 мм и длину ступицы (обрезав с задней стороны) до 50 -0.3 мм. Лопасти рабочего колеса полируются.
Подача воды в систему охлаждения двигателя осуществляется от спрямляющего аппарата по трубке 14. Для удобства демонтажа и замены водометного движителя винтовым напорная трубка выполняется из двух половинок. Нижняя часть 14, выгнутая из латунной трубки длиной 390, входит в отверстие дейдвуда и соединяется с верхним отрезком (Ø8X1; длина 150 мм) резиновой муфтой.
Входная решетка 25 необходима только при использовании водомета на сильно заросших травой и загрязненных водоемах. По опыту эксплуатации можно сказать, что водоросли и трава легко перемалываются рабочим колесом.
При окончательной сборке водомета перед навинчиванием фланца 7, в него вставляются крепежные болты 6, а место соединения стакана водозаборника и фланца герметизируется клеем «88»; ставятся рабочее колесо, шпонка 22 и кольцо 23, в редуктор заливается смазка, устанавливается спрямляющий аппарат. Собранный движитель крепится к дейдвуду так, чтобы шлицевая муфта наделась на хвостовик ведущей шестерни; система охлаждения соединяется с патрубком водозаборника.
Водометный движитель такой же конструкции можно сделать и для более мощных подвесных моторов, например «Вихря» или «Нептуна».
Ф. П. Михеев, «КиЯ» № 69, 1977 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник
Водомет для лодки своими руками
Практически каждый рыболов мечтает иметь лодку, тем более – лодку с мотором. Одни покупают лодку с мотором, а другие дорабатывают свои лодки, устанавливая на них самодельные двигатели, так как так получается дешевле, да и не на каждую лодку их можно устанавливать. И, тем не менее, владельцы лодок справляются со своей задачей. В последнее время широкой популярностью начали пользоваться водометные двигатели, как более функциональные.
Чтобы сделать водомет, понадобится любой, самый обычный тип двигателя. А дальше все зависит от навыков владельца лодки. Если такая возможность имеется, то следует обратить внимание на такие модели, как «СМ-557-9Л\\Т», «Москва», «Ветерок», «Стрела» и прочие. Сделанный водомет прекрасно справится со своей задачей, независимо от того, на базе какого из двигателей он сделан.
Преимущества водометных двигателей
Самое главное достоинство – это отсутствие вращающихся частей, находящихся в воде, причем, незащищенных. Другими словами, это наиболее безопасный тип двигателя. Кроме этого, работу двигателя трудно нарушить различными посторонними предметами, находящимися в воде, в том числе и водными растениями. На винт обычного лодочного мотора могут запросто намотаться водоросли, чего не скажешь о водомете. К тому же движущиеся элементы защищены от различных ударов, от чего нельзя застраховаться, передвигаясь по водной глади, особенно по мелководным участкам.
Считается, что водометы подходят для следующих характерных мест:
- при наличии не больших глубин или мелких водоемов;
- при наличии водной растительности, особенно бурной;
- на водоемах, где много мелких участков;
- на реках, отличающихся наличием перекатов.
Другими словами, лодка с водометным двигателем пройдет там, где лодка с обычным подвесным мотором не сможет пройти вообще, так как имеется риск повреждения мотора, а точнее, его винта. Водометный движитель лишен подобных недостатков, так как сопло водомета и заборная труба располагаются высоко в толще воды. К тому же, заборная труба имеет специальную решетку, что не позволяет попадать внутрь водомета различным крупным предметам. Если не большие водоросли или осколки предметов и попадут внутрь камеры, то это никак не скажется на безотказной работе мотора. Ячейки решетки имеют маленькие размеры, что предотвращает попаданию внутрь даже гальки. Единственное, что может попасть в камеру водомета – это песок, который так же не в состоянии привести к аварийным режимам. Водометы имеют еще один очень важный фактор – их лопасти не подвержены процессу кавитации, что положительно сказывается на их долговечности. Поэтому можно смело сказать, что водомет имеет массу положительных качеств.
Сейчас в продаже можно встретить некоторые модели водометов, но они не отличаются хорошей функциональностью. Обычно, при их установке теряется часть мощности, за счет чего падает скорость перемещения. Кроме этого, снижается маневренность лодки и ее управляемость. При этом, процесс управления лодкой такой же, как и при установке на плавсредство обычного подвесного лодочного мотора.
Место размещения водовода
В данном случае, доступны два варианта установки водовода: за пределами корпуса или непосредственно в корпусе. Его место нахождения – это дно лодки. В носовой части размещается входное отверстие, а сама конструкция получается встроенной в корпус лодки. При этом, следует проконтролировать, чтобы входной патрубок всегда находился в воде, иначе возможны сбои в работе водомета.
Как устроен водометный двигатель?
На самом деле, конструкция по принципу действия мало чем отличается от принципа действия двигателя с винтом. Здесь так же присутствует винт, под названием импеллер, который вращаясь, создает струю воды, движущую лодку.
Импеллер при этом размещается внутри водомета, входящие и выходящие отверстия которого не одинаковые. Конструкция оборудована управляющим устройством, под названием реверсно-рулевое, с помощью которого осуществляется направление струи воды в нужную сторону, что приводит к изменению направления перемещения лодки.
Внутренняя часть водомета выполнена в профилированном варианте, за счет чего снижена турбулентность водного потока до момента, когда она не попадет в зону работы импеллера.
Управляющее устройство способно направлять поток воды в нужном направлении. Кроме этого, можно заставить плыть лодку задним ходом, переключив устройство управления в положение «реверс». Подобная функция, довольно полезная, так как позволяет выбраться из сложных ситуаций, особенно при наличии большого количества зарослей.
Как правило, скорость перемещения задним ходом намного меньше, чем при движении вперед, поскольку вход и выход устройства имеют разную толщину, то есть диаметр.
Как построить водометный двигатель для лодки самостоятельно?
Наилучший вариант водометного двигателя получается при использовании лодочного мотора «Ветерок 12», как базового. Это связано с тем, что этот двигатель обеспечен необходимым ассортиментом запасных частей. Их не проблематично приобрести на городском рынке или через Интернет.
После модернизации обычного лодочного мотора, общий вес водомета увеличится всего лишь на 1 кг, что совсем не существенно для лодки любого типа.
Рабочий водомет способен разогнать лодку водоизмещением в 450 кг до 20-25 км/час, на что не способен подвесной лодочный мотор аналогичной мощности.
Для модернизации обычного лодочного мотора потребуются следующие детали:
- Лодочный мотор «Ветерок 12» со специальным фланцем.
- Редуктор.
- Развертки водосборника.
- Аппарат для сварки.
- Ступица.
- Специальный клей (водостойкий).
- Штуцеры.
- Схема двигателя (чертеж).
Подготовительные операции
Подготовительную работу следует проводить ответственно и внимательно, иначе можно запросто вывести мотор из строя. Не следует прибегать к использованию ненадежных материалов, кроме тех, что соответствуют всем требованиям.
Изготовление
В конструкции водосборника предусмотрено углубление, которое обеспечивает для лодки необходимую маневренность и проходимость, а также уменьшает гидродинамическое сопротивление. Это осуществляется за счет того, что верхняя передняя кромка находится на 35 мм ниже уровня днища.
Для сборки мотора своими силами необходимо иметь обычный редуктор, который фиксируется на двигателе с помощью специального фланца. После этого нужно взять заготовку из металла, на которой рисуется развертка обечайки, водосборника и шести лопастей.
Чтобы сделать заготовки необходимой формы применяется напильник и гибочные вальцы. Несмотря на это, их можно сделать и вручную, с применением оправки. После этого приступают к сварочным работам для сваривания продольных и поперечных швов водоотвода и камеры водомета, имеющих различную форму.
В конструкции водомета имеется в наличии ступица, расположенная на бобышке изделия.
Водомет в собранном виде достигает массы 20 кг. При этом, чертеж подобного водомета встречается крайне редко. Но это не означает, что такую конструкцию невозможно изготовить самому. Если обратиться к Интернету, то здесь можно найти любой чертеж, выбрав подходящий вариант из огромного множества. Главное, что лодка с водометным двигателем имеет гораздо лучшие эксплуатационные характеристики.
Водометный двигатель для лодки ПВХ
Сборка самодельного мотора для лодки ПВХ ничуть не сложнее, чем для других типов лодок, а наоборот, несколько проще. Это связано с тем, что для этого подойдут любые подвесные моторы, мощностью от 15-ти до 20-ти лошадей. К тому же, приобрести подобные лодочные моторы не проблематично, а надежность их довольно высокая. Следует обратить внимание и на широкий ассортимент подобной продукции, что позволяет выбрать подходящий вариант.
При этом, следует уделить внимание моделям с наименьшим весом, что особенно важно. В связи с этим, следует отдать предпочтение импортным образцам, хотя подобные лодочные моторы выпускаются и отечественным производителем. При этом, ни для кого не секрет, что отечественные модели не настолько надежные, как заграничные. К тому же, они отличаются более бесшумной и экономной работой.
Для постройки водометного двигателя для лодки ПВХ следует приобрести такие составляющие:
- Подвесной лодочный мотор.
- Специальный редуктор.
- Специальный фланец.
- Ступицу.
- Сварочный аппарат.
- Развертку водосборника.
- Чертеж двигателя.
- Штуцеры.
- Водостойкий клей.
Технология превращения обычного лодочного мотора в водометный двигатель такая же, как и при изготовлении водомета для обычной лодки.
Подготовительные процедуры
Это очень важный этап в создании водомета для лодки ПВХ, поскольку от правильных действий будут зависеть его эксплуатационные возможности. При этом, нужно учесть такой момент, как наличие специального инструмента, а также наличие материалов, отвечающим заявленным техническим характеристикам.
Как правило, подобные работы не считаются особо трудными и с ними может справиться практически любой владелец лодки, если проявит желание.
Процесс изготовления
Как правило, входная часть патрубка должна быть в 1,5 раза больше по диаметру, чем сам водовод. При переходе очень мелких участков, глубиной 0,1-0,15 метра, возможны редкие толчки, что указывает на недостаточное количество воды, поступающее в водомет. Именно в этот момент он может забиться. Это связано с тем, что на особо мелких участках патрубок может захватить ил или песок, с наличием других предметов. Чтобы этого не случилось, необходимо предусмотреть входной фильтр.
Чтобы конструкция нормально работала, желательно ее изготовить по чертежам. Найти их не составит большого труда, тем более при наличии Интернета. Хотя возможны варианты с недоработанными чертежами. То есть возможны такие чертежи, по которым водометы не изготавливались и их работоспособность не проверялась. Подобные работы требуют специального инструмента и специальных навыков работы с материалами и инструментами.
Водомет для лодки ПВХ работает в обычном переходном режиме, способном вывести лодку на глиссирование, при скорости 13-17 км/час. Коэффициент полезного действия (КПД) подобных конструкций составляет не меньше 50%, что вполне приемлемо и чем не может похвастаться классический тип лодочного мотора.
Условия использования водомета
Работа водомета построена на следующем принципе: вода нагнетается в рабочую камеру через водосборник за счет работы лопастей, расположенных на импеллере (рабочем колесе). В результате такой работы в камере образуется чрезмерное давление. После чего, вода под давлением выпускается из рабочей камеры, чем и обеспечивается движение лодки. В данном случае, используется принцип реактивной тяги, используемой в турбореактивных двигателях. Это происходит за счет разности диаметров входного и выходного отверстия, а также наличия турбины: в нашем случае это импеллер. Импеллер вращается за счет карданной передачи, идущей от мотора лодки.
Особенность конструкции в том, что лодку ПВХ можно эксплуатировать на любых глубинах, в том числе и на самых малых, что недопустимо при наличии обычного подвесного лодочного мотора.
В данном случае, очень важно подобрать мощность мотора непосредственно к габаритам лодки и ее весу. Это означает, что необходимо знать технические характеристики плавсредства. Возможны случаи, когда установить подобный тип двигателя не удастся из-за технического состояния лодки. При этом, не стоит забывать, что находиться на воде с неисправными элементами очень опасно.
Источник