Верстовой столб своими руками

Верстовые столбы. Откуда и куда?

22 сентября 1764 года в Санкт-Петербурге огласили распоряжение Екатерины Великой о замене деревянных верстовых столбов на каменные

Мостники и ямщики

Сразу возникает два вопроса: что такое верстовой столб и для чего их ставили? Начнём по порядку. Издревле на Руси путям сообщения мешали непроходимые леса и болота, функции дорог брали на себя реки. Поэтому все древнерусские города и большая часть сёл располагались по берегам рек. Летом по рекам плыли на лодках, а зимой – передвигались на санях. Самые первые сведения о том, что на Руси велись дорожные работы, мы узнаём из «Повести временных лет». В 1015 году киевский князь Владимир собрался в поход против своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде. Он приказывает своим слугам готовить предстоящую дорогу: «Теребите пути и мосты мостите».

Верстовой столб на Рогожской заставе в Москве. Его можно увидеть и сейчас

Непосредственно к дорожным строителям обращался первый на Руси письменный свод законов «Русская Правда». Там содержится «Урок мостникам» и устанавливаются расценки на различные дорожные работы. С централизацией государства вокруг Москвы возрастает потребность в дорогах. В состав России вливаются Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь и другие территории, которые должны были иметь устойчивую связь с центральной властью. Вот и спешили гонцы во все концы огромной страны, сообщая о вторжениях неприятеля, мятежах и царских указах. Обратно в Москву двигались обозы с пушниной, зерном и металлами.

Уже в начале XVI века появились описания больших российских дорог – Русский дорожник, Пермский и Югорский дорожники, а чуть позже были написаны «изгонные книги» с описанием мелких местных дорог. Серьёзным вкладом в развитие дорожного дела стала Ямская изба, созданная Иваном Грозным.

Столбовая дорога

А собственно дорожный бум начался при Петре I, когда 1 июня 1722 года вышел сенатский указ о постройке дороги, связывавшей две столицы – Петербург и Москву. Дорогу строили грунтовую, но требования к ней предъявляли серьёзные. И столбы там тоже предусматривались. Сегодня посмотрел в окно автомобиля, – и на каждом километре дороги такой столб имеется. А в старой России все расстояния измерялись в верстах. Километры появились только в 1918 году, после декрета Совнаркома от 14 сентября. Заметим, что километр оказался очень близок к нашей русской версте: 1 верста = 500 саженям, 1,0668 км.

Верстовой столб в Соликамске

Начали устанавливать верстовые столбы с указанием расстояния между городами ещё в XVI веке, а там, где столбы стояли, дорога стала называться столбовой. Народ и здесь преуспел, про столб срочно придумали загадку: «Нем и глух, а счёт знает».

В 1667 году царь Алексей Михайлович начал строить загородную резиденцию в селе Коломенском. Тогда от Калужской заставы до нового дворца были врыты в землю четырёхметровые каменные, облицованные мрамором столбы, сверху украшенные орлами. Для обывателей это всё было в диковинку, и они толпами собирались посмотреть такое чудо. Именно эти столбы создали истинно московское выражение «коломенская верста», которое передавалось из уст в уста и впоследствии стало гулять по всей России. Пётр I не только строил дороги, но и потребовал ставить на них крашеные столбы с цифрами. В XVIII веке верстовые столбы стали главным украшением на всех основных дорогах Российской империи.

По единому образцу

22 сентября 1764 года Екатерина II приняла решение, чтобы на всех главных дорогах стояли каменные верстовые столбы, исполненные по единому образцу. Такие верстовые столбы изготавливались в мастерских Исаакиевского собора. Столбы были высотой 10 метров, производились в стиле барокко, а сверху их венчал флюгер в виде лошади. Но это ещё не всё: на каждой версте велено было посадить по 20 деревьев. Первые такие столбы, изготовленные из гранита и мрамора, появились уже в 1774 году вдоль Царскосельской дороги – от границ Санкт-Петербурга до Царского Села.

Путешествие мимо верстового столба

Решение императрицы о каменных верстовых столбах оказалось для казны обременительным, и уже в 1817 году её внук Александр I упростил эту задачу. Отныне предписывалось устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными чёрно-белыми полосами для их лучшей видимости. Тот же указ предписывал, чтобы при въезде в каждый населённый пункт был столб с доской, показывающей, как селение называется, кому принадлежит и сколько душ там проживает. Как ни вспомнить пушкинское стихотворение «Зимняя дорога»: «Ни огня, ни чёрной хаты,/ Глушь и снег навстречу мне,/ Только версты полосаты/ Попадаются одне».

Но всё когда-нибудь кончается. Эпоха верстовых столбов завершилась в 1918 году. Новой власти не понравилось, что эти столбы украшает ненавистный символ самодержавия – двуглавый орёл. Но несколько столбов сохранились и до наших дней. Один такой образчик так и стоит в Москве близ Рогожской Заставы. На каменном столбе написано: «От Москвы 2 версты».

Источник

LiveInternetLiveInternet

Всегда под рукой

Метки

Рубрики

  • Рукоделие (1764)
  • Вязание крючком (588)
  • Вязание спицами (322)
  • Журналы, книги (179)
  • Бумага (152)
  • Ирландское кружево (146)
  • Оригами (107)
  • Другое (98)
  • Вышивка (79)
  • Квиллинг (49)
  • Брюггское, браттенбергское, итальянское кружево (36)
  • Румынское кружево (29)
  • Фриволите (23)
  • Канзаши (20)
  • Шитье (16)
  • Макраме (11)
  • Вязание на вилке (11)
  • Плетение из газет и журналов (9)
  • Энтрелак (6)
  • Пэчворк (5)
  • Брумстик (2)
  • Дизайн и архитектура (1376)
  • Виллы, особняки, дома (215)
  • Интерьер (201)
  • Храмы (136)
  • Замки (124)
  • Отели (122)
  • Дворцы (114)
  • Разное (89)
  • Замки Германии (71)
  • Замки Франции (55)
  • Замки Англии (47)
  • Мосты (34)
  • Монастыри (31)
  • Замки Швейцарии (14)
  • Улица (14)
  • Замки Австрии (13)
  • Яхты, судна, корабли (12)
  • Замки Чехии (11)
  • Замки Испании (11)
  • Замки Италии (10)
  • Бассейны (9)
  • Замки Венгрии (8)
  • Живопись и графика (1146)
  • Фотография (606)
  • Путешествия (550)
  • Города (511)
  • Стихи (423)
  • Музыка и видео (417)
  • Аудиокниги и радиоспектакли (320)
  • Люди, судьбы (319)
  • Библиотека (312)
  • Цитаты (141)
  • Интересно (309)
  • Петербург (303)
  • Фильмы (299)
  • Психология и эзотерика (281)
  • История (277)
  • История Британии (26)
  • Фотошоп (236)
  • Декоративно-прикладное искусство (228)
  • Непознанное (201)
  • Домики, дворики. (198)
  • Природа (195)
  • Кино (188)
  • Сады и парки (173)
  • Красота (156)
  • Новый год и Рождество (140)
  • Цифровая графика (138)
  • Кухня (133)
  • Забавно (125)
  • Религия (114)
  • Здоровье (111)
  • Креатив (105)
  • ЛиРу и комп (105)
  • Деревни (94)
  • Притчи (84)
  • Театр (78)
  • Разное (64)
  • Медитация, релаксация (54)
  • Виртуальный тур (45)
  • Я — женщина (38)
  • Легенды, мифы, сказки. (34)
  • Скульптура (33)
  • Флэшки (32)
  • Беседы о культуре (31)
  • Для души (29)
  • Дом (25)
  • Этикет (17)
  • Музыка на века (14)
  • Мои работы (12)
  • Детское (11)
  • Полезные советы (10)
  • Светографика (7)
  • Карвинг (1)
Читайте также:  Заливка ушп своими руками

Музыка

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым — от признания в любви, до
  • Все на карте

Ссылки

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Верстовые столбы Царскосельско-Московской дороги

Воскресенье, 30 Сентября 2012 г. 15:43 + в цитатник

Старинные российские дороги оставили нам множество поэтических образов, среди которых наиболее часто упоминаются версты. О них писал А. С. Пушкин:

«Автомедоны наши бойки,
неутомимы наши тройки,
и версты, теша праздный взор,
в глазах мелькают, как забор»

Евгений Онегин, глава XXXV.

Автомедоны — здесь: ямщики (Автомедон — имя возницы Ахиллеса в «Илиаде» Гомера).


Бенжамен Патерсен .«Конная статуя Петра I и её окружение».

Поэт пояснил, что сравнение верст с забором заимствовано у К*, который рассказывал, что, будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, ехал так скоро, что шпага его, торчавшая из тележки, стучала по верстам, как по частоколу. В связи с бесконечными поездками возникали вполне обоснованные дорожные жалобы, философские размышления. Верстовые столбы были единственным ориентиром на зимней дороге:

«Ни огня, ни черной хаты.
Глушь и снег. Навстречу мне
только версты полосаты
попадаются одне».


Филатов Дмитрий. Спящий ямщик.

В 1744 г. вышел указ Сената о «столблении» царскосельской дороги, на ней установили верстовые столбы и дорога стала «верстовой».Путевая верста равнялась 500 саженям – 1,0668 километра. Затем появилась практика указывать расстояние до столицы от каждой почтовой станции.

По Царскосельской дороге, начинавшей и заключавшей Московский почтовый тракт, ездили все знаменитые россияне. Большая Царскосельская дорога из столицы в Царское Село, ныне — Московский проспект, Пулковское и Петербургское шоссе, была образцовой по своему устройству и украшению. Она всегда имела надежное покрытие, выполненное с использованием новейших достижений в этой области, и хорошо освещалась фонарями, число которых достигало 1100.


Erichsen, Vigilius — Catherine II (1729-96). Keizerin van Rusland, 1749-1782

В царствование Екатерины II Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решение о благоустройстве главных въездов в столицу no Царскосельской и Петергофской дорогам и предприняла замену деревянных указательных на каменные. Решение об очередном благоустройстве дороги было принято в 1764 году. В 1770-х году на Царскосельской дороге стали заменять деревянные верстовые столбы «мраморными верстовыми пирамидами».

Дорожные знаки были изготовлены по единому образцу в виде обелисков из гранита или мрамора. На Средней Рогатке поставили столб с изображением трех рук, указывающих направления трех дорог: в Петербург, на Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву. В народе столб получил название «Три руки».

При Екатерине II, которая любила бывать в Царском Селе не только летом, но и зимой, Царскосельская дорога использовалась особенно часто.

28 октября 1770 года там был устроен грандиозный придворный праздник -иллюминация во время проезда Екатерины II, цесаревича Павла Петровича и прусского принца Генриха. Сюжеты иллюминации, произведенной, видимо, по заранее заготовленным проектам, запечатлены в серии гравюр, исполненных в 1779-1780 годы.


Колпашников Алексей Яковлевич (1744 — 1814).

Иллюминация, устроенная 28 октября 1770 между Петербургом и Царским Селом года во время проезда Екатерины II и принца прусского Генриха. Лист №7. 1779. Офорт, резец. И. 37,2×41,5; л. 39,7X45. Название на русском и французском языках

Во время подготовки гравюр на дороге уже стояли верстовые столбы, сооруженные по императорскому указу от 22 октября 1772 года.

«Мраморные верстовые пирамиды» и фонтаны акцентируют дорогу, композиционно связывая Санкт-Петербург с царскосельскими дворцово-парковыми ансамблями.

Пирамиды были «начально-конечные» и «промежуточные». Во времена Екатерины II южная граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке, поэтому первый такой столб на Царскосельской дороге появился в 1774 году на берегу Фонтанки у съезда с Обуховского моста, а по Петергофской – у Калинкина моста.. Первая дорога, на которой были установлены каменные верстовые столбы, разделяла путь от Москвы до Коломны. Поэтому верстовой столб в народе стали именовать Коломенской верстой.

Последний конечный — в 1775 году, на окраине Царскосельского сада. Они и поныне находятся на своих первоначальных местах. Точное количество промежуточных столбов достоверно не известно, в публикациях же приводятся различные цифры. Вероятнее всего было 23 верстовых столба, в т. ч. 21 промежуточный. Точно такие же столбы установили в 1777-1787 годы и на Петергофской дороге.

В царствование Павла I было проведено упорядочение расстояний между почтовыми станциями Российской империи. Среднее расстояние было определено в 25 верст, плюс-минус 5. В результате станций стало меньше и после новой нарезки верст одни названия почтовых станций исчезли, другие появились. Так на Царскосельской дороге осталась первая почтовая станция в городке София, где проводили замену лошадей. Она считалась станцией первого разряда с ночлегом и пропитанием.


Виллевальде Богдан Павлович. «Отступление французов из России»

Архитектура верстовых столбов

Начально-конечные столбы своей формой близки к обелискам.
Обелиск — тесаный каменный столб, граненый, суженный кверху и квадратный в плане, с заостренным пирамидальным верхом, поэтому верстовые столбы называли также «пирамидами». Архитектурная форма обелисков происходит из Египта, где они ставились как памятники фараонам и считались атрибутами солярного (солнечного) культа. Римляне вывозили обелиски для украшения городов и впоследствии, в архитектуре Ренессанса, они стали декоративным элементом. В России обелиск стал распространенным типом памятника с XVIII века (Кагульский обелиск, Румянцевский обелиск в Петербурге).


Верстовой столб Екатерининского времени. Гравюра.

Начально-конечные столбы имеют похожее художественно-архитектурное решение и высоту в 6,4 метра. Промежуточные верстовые столбы имеют одинаковый нижний ярус с начально-конечными, но сильно отличаются от них своим завершением. Их венчает круглый в плане конус с закругленным верхом (вместо четырехгранного обелиска)

В конус врезан рустовый камень с цифровыми обозначениями расстояний — двойные дорожные указатели, показывающие одновременно расстояние, пройденное от одного (начального) населенного пункта, и расстояние, оставшееся до другого (конечного) населенного пункта данной дороги.

Читайте также:  Евроразъем для полуавтомата своими руками


Добужинский М. В. В ротах. Зима в городе. 1904.

Облику начально-конечных верстовых столбов присущи изящная простота, строгий силуэт, благородные пропорции, тонкая колористическая гамма в сочетании с монументальностью решения, мастерство в обработке камня.

Первоначально конический верх и русты всех промежуточных столбов были изготовлены из мрамора (отсюда и название — «мраморные верстовые пирамиды»), причем на конусах полосы мрамора располагались спиралеобразно. Из-за повреждений военного времени эти детали на многих столбах в 1950-е годы заменили на гранитные.

Квадратный в плане ступенчатый стилобат и кубический цоколь вытесаны из розового гранита рапакиви. Пьедестал облицован полосчатым рускеальским мрамором живописно мягкой серо-белой гаммы, его плинт и карниз, обработанные профилями, изготовлены из розового тивдийского мрамора. На пьедестале установлен высокий четырехгранный обелиск из темно-красного камня — шокшинского кварцита, который за его царственный цвет в XVIII веке называли шокшинским порфиром. Грани пьедестала и обелиска обработаны филенками.

На темно-красном фоне обелиска четко выделяются квадратные доски из белого камня, возможно, того же рускеальского мрамора, с профилированными «козырьками».

Один из промежуточных столбов, который отмечал середину пути, также соорудили по типу начально-конечных — с четырехгранным обелиском, солнечными часами и указанием расстояния до Москвы. После войны столб на середине пути с показателями верст «12» и «12» воссоздали с изменением первоначального облика, без солнечных часов, с коническим завершением и рустом из гранита.


Верстовой столб на пл. Репина

Верстовой столб на пл. Репина имел интересную отличительную особенность: первоначально он находился на другом берегу Фонтанки. Около 1780 г. на нем была установлена доска в память о том, что в июне 1762 г., в день переворота здесь остановилась карета Екатерины II и ей присягнули на верность солдаты и офицеры Измайловского полка. Доска исчезла в конце XIX в.

Столбы с солнечными часами

На нескольких столбах установлены солнечные часы. В частности, на столбе на Московском проспекте у Фонтанки и у Орловских ворот в Царском Селе.

Южная и северная сторона первого верстового столба на Фонтанке служат циферблатами солнечных часов, с металлическим косоугольным стержнем и цифрами, обозначающими время. Солярная атрибутика, являющаяся типологической принадлежностью архитектурной формы обелиска, оказалась удивительно уместной на верстовом столбе. И сейчас по этому циферблату в солнечный день можно узнать настоящее время, отличающееся от того декретного, добавленного Советской властью, по которому мы живем.


Московский проспект

На обращенной к Московскому проспекту доске цифрами 22 / 2 указана длина пути в верстах от Царского Села и 673 / 2 — от Москвы. Число в знаменателе в обоих случаях означает расстояние в 2 версты от места нахождения столба до Главного почтамта Санкт-Петербурга. Надпись на четвертой доске отсутствует. Предположительно, это должна была быть дата строительства столба «1774», утраченная, видимо, со временем.

На промежуточных, округленных в верхней части, столбах дробных показателей не делали и солнечные часы не устанавливали.

В 1775 году установили последний верстовой столб, имеющий одинаковое решение с начальным, в Царском Селе, на границе Екатерининского парка вблизи Орловских ворот как раз у почтовой станции София. От него получила историческое название начинавшаяся тут же Столбовая дорога (ныне — участок Парковой улицы между Екатерининским и Баболовским парками, а также дорога на Александровку), которая приводила к другому, промежуточному верстовому столбу у подножия Пулковской горы.

Он находится между входами в Екатерининский и Баболовский парки у Орловских ворот. На одной из граней обелиска прикреплена мраморная доска с косоугольным стержнем солнечных часов, на обороте — дата «1775 года». На двух других досках, изготовленных из гранита, помещены надписи: «От Санкт-Петербурга 22 версты» и «До Москвы 594 версты». В остальном этот последний верстовой столб Царскосельской дороги точно такой же, как и первый на Фонтанке. На орловских и обуховских часах верстовых столбов Санкт-Петербурга, римская цифра IV имеет написание IIII, редко встречающееся в наше время.

Авторство проекта столбов

До недавнего времени оба типа «мраморных верстовых пирамид» считались произведениями архитектора А. Ринальди, непревзойденного мастера по применению природного камня в архитектурном творчестве и автора родственных по формам Царскосельских памятников. Облик обоих типов верстовых столбов напоминает о монументах Екатерининского парка — Румянцевском Кагульском обелиске (1771-1772) и Малой ростральной Морейской колонне (1771). Рускеальским и тивдийским мраморами облицованы Орловские Гатчинские ворота, как и Кагульский обелиск, принадлежащие к бесспорным произведениям Ринальди. В исследованиях, посвященных творчеству зодчего, приводятся логичные доказательства в пользу его авторства произведений из разноцветных мраморов и гранитов, включая и верстовые столбы .


Верстовой столб на Московском проспекте.

Однако в своей работе в В.К.Шуйский, ссылаясь на материалы, находящиеся в Музее Археологического и исторического общества департамента Шаранты (музей города Ангулема. Франция) высказывает достаточно уверенное предположение, что автором проекта «мраморных верстовых пирамид» является французский архитектор Валлен-Деламот Жан Батист Мишель.

При этом автор приводит чертеж верстового столба, разработанного для окрестностей Санкт-Петербурга Валлен-Деламотом. Сравнение же проекта и осуществленных обелисков показывает только типологическое сходство.

Указанный верстовой столб, как следует из чертежа, является трехгранным, по канону «египетского» образца, тогда как реализованные и сохранившиеся до нашего времени верстовые столбы являются четырехгранными, кроме того декор верстового столба по проекту и декор построенных верстовых столбов отличаются — Валлен-Деламот декорировал обелиск характерными для классицизма рельефными гирляндами, нет на чертеже и солнечных часов.

В существующем облике обелисков-столбов видна более свободная от прообраза стилизация архитектурной формы, строгая и изысканная в своей простоте, отличающаяся живописностью примененных материалов.


Верстовой столб на пр. Стачек

Автор работы считает, что проект солнечных верстовых столбов был разработан Валлен-Деламотом, а строительством руководил Антонно Ринальди, при этом сохранившийся рисунок Деламота является первой, эскизной проработкой проекта верстовых столбов.

Вот как трактовал путаницу Ринальдни — Деламот Валерий Константинович Шуйский. Представление о том, что автором проекта верстовых столбов является Ринальди появилось в связи с тем, что после окончательного отъезда Деламота из России материалы по верстовым столбам были переданы Ринальди, строившему в этот период Исаакиевскую церковь. Здесь же в «Мастерских строения Исаакиевской церкви», где имелись большие запасы мрамора для облицовки стен церкви, и были под руководством Ринальди изготовлены «мраморные верстовые столбы». При этом В.К.Шуйский считает, что вопрос об авторстве обычных (т.е. не имевших солнечных часов) верстовых столбов остается открытым.


Акварель архитектора Дж. Кваренги. Большой каприз в Царском Селе. XVIII век.

Различные более поздние работы по архитектуре Санкт- Петербурга либо излагают первую версию авторства верстовых столбов — Ринальди, либо вторую — Деламот , либо оставляют вопрос открытым. В любом случае Ринальди тесно связан с «мраморными верстовыми пирамидами» Санкт-Петербурга. Поэтому проблему авторства могут разрешить только дополнительные архивные материалы по истории строительства верстовых столбов.

Читайте также:  Как сделать дверцы для ванной своими руками

Изготовление и установка

Детали из мрамора и гранита для верстовых столбов изготовляли мастерские Конторы строения Исаакиевской церкви и Мраморного дворца, которые возводились тогда. В строительстве Петербурга с того времени широко применялись отечественные природные камни — живописные рускеальские и тивдийские мраморы, граниты рапакиви, шокшинский кварцит, из которых и возвели верстовые столбы (по любезному сообщению профессора А. Г. Булаха). Контора явилась базой для обработки камня, где был накоплен бесценный опыт по созданию высокохудожественных произведений. В ней изготавливались многие шедевры каменного убранства для императорских резиденций, в том числе и для Царского Села.

Устройство фундаментов и установка столбов на места осуществлялись подрядным способом через объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости» Конторой строения государственных дорог, которую возглавлял генерал М. И. Мордвинов. М. И. Мордвинов, инженер — генерал, управляющий инженерной частью, сухопутными и водными сообщениями России. Работы проводились под смотрением Матвея фон Экка, директора Петербургского почтамта.

Соотношение расстояний на верстовых столбах современной системе отсчета километров
Верста вплоть до 1917 года являлась российской мерой пути длиной в 500 саженей. Длина версты за многовековую историю неоднократно изменялась в связи с постепенной стабилизацией различной протяженности маховой, косой, погонной саженей, применявшихся для измерения длины, площади, объема.

В начале 1920-х годов в нашей стране перешли на современную метрическую систему измерения длины дорог. Однако это не значит, что обозначения на верстовых столбах совсем устарели, поскольку длина версты в XIX веке равна 1065 метрам и не так уж сильно отличается от современной системы измерения в километрах (напомним, что 1 км равен 1000 метрам).

От верстовых столбов происходит и современная традиция указывать расстояния на автомагистралях или железных дорогах, где отсутствуют другие ориентиры (например, «сороковой километр» Московского шоссе или автотрассы М-20 будет обозначен цифрами 40 на принятом современными дорожными службами знаке.

В литературе о Петербурге для описания местоположения достопримечательностей авторы часто опирались на обозначения верстовых столбов.Так, в путеводителе И. Г. Георги упоминаются находящийся на 7-й версте Царскосельской дороги «увеселительный замок Чесма», на 8-й версте – «знатный каменный дом» императрицы Елизаветы Петровны (известен горожанам как Среднерогатский дворец), а «увеселительный замок Царское село» лежит от Санкт-Петербургской крепости к Ю.Ю. В. (юго-юго–востоку) и от Фонтанки на 22 версты.

Верста в XIX веке, когда для измерения длины была принята сажень в 2,13 метра, стала несколько короче по сравнению с верстой XVIII века, поэтому расстояние между Петербургом и Царским Селом словно удлинилось. В 1830-е годы на части столбов изменили цифровые обозначения верст, и, вероятно, передвинули на новые места. Изменение точек отсчета, которыми стали в Петербурге — Главпочтамт, а в Царском Селе – Кузминские Египетские ворота при въезде в город, позволяло не увеличивать количество столбов.

Не все верстовые столбы на Царскосельской дороге дошли до нашего времени. Сигнал об опасности для них прозвучал еще в 1925 году, когда из-за начала перепланировки Международного, ныне — Московского проспекта стали раздаваться требования о переносе верстового столба, находившегося против Киевской улицы, который якобы стал мешать движению.

В 1937 году Ленгорсовет принял решение о сносе всех верстовых столбов. Учреждения по охране памятников старины опротестовали это решение в высшем правительственном органе Всероссийском центральном исполнительном комитете, но Президиум ВЦИКа отклонил протест и разрешил Ленгорсовету «ликвидацию столбов, обязав произвести научный обмер, фотофиксацию и изготовление макетов». С тех пор отношение к «мраморным верстовым пирамидам» изменилось на пренебрежительное. Они были переданы Музею городской скульптуры, как и большинство монументов на территории города, и, по существу, превратились в музейные экспонаты. Однако уничтожение столбов затянулось и не все они исчезли.


Верстовой столб в д. Подгорное Пулково.

Семенова Г.В., Верстовые столбы и фонтаны Царскосельской дороги, Журнал «История Петербурга»,

Из 9 верстовых столбов на десятикилометровой трассе современного Московского проспекта к 1939 году ликвидировали 6. Однако три сохранились до настоящего времени — один на Фонтанке, другой на углу 7-й Красноармейской улицы, третий — у Московских ворот. Интересно, что архитектурный мотив закругленного конического завершения «репрессированных» верстовых обелисков зодчие Ленпроекта применили в оформлении парапета некоторых новых «высоток», возведенных тогда на Московском проспекте. Вместо утраченных образовались ряды «частокола» из десятков обелисков, венчающих здания по сторонам проспекта (Московский пр.,184, 204 и др.).

Все «областные» верстовые столбы (7 — на Пулковском, 6 — на Петербургском шоссе, 1 — у Гатчинских ворот Екатерининского парка) тогда оставались еще нетронутыми, но вскоре город оказался в блокадном кольце шириной во всю Царскосельскую дорогу.


Сверчков Николай Егорович (1817-1898) Тройка.

Половина столбов получила повреждения от 15 до 70% — они были покрыты выбоинами от пуль и снарядов, конические завершения и мраморная облицовка пьедестала разбиты, повреждены стилобаты. Более всего пострадали обелиски Петербургского шоссе. Столб у Кузминского кладбища во время военных действий был уничтожен полностью, остальные сохранились с разной степенью повреждений.

В 1950-е годы сумели восстановить пять столбов, всего же в наличии оказалось только 14 из 23. Утраченные детали из мрамора зачастую воссоздавались в граните, а столб на середине расстояния между Царским Селом и Петербургом с показателями 12/12, который изначально имел облик по типу начально-конечных, с солнечными часами, приобрел конический обелиск и рустовый камень

Всего на бывшей Царскосельской дороге сохранилось тринадцать мраморных пирамид. Их полный список с фотографиями в конце статьи. Следующая после войны реставрация прошла в 1970-1990 гг.

С одной стороны, очень хочется разобраться в загадке этих маленьких архитектурных шедевров. С другой стороны, кто бы ни был автором “мраморных верстовых пирамид”, итальянский архитектор Антонио Ринальди или французский архитектор Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, эти чудные верстовые столбы вот уже более 200 лет украшают Санкт-Петербург. Город, в строительстве которого принимали участие архитекторы разных стран, создавшие на берегах Невы этот неповторимый и призрачный город Святого Петра.


Виллевальде Богдан Павлович. «Сцена у верстового столба»

Верстовые обелиски одиноко стоят среди газонов, многие из них трудно заметить среди рекламных щитов, их стилобаты давно вросли в землю. Царскосельская дорога постепенно низводится до уровня безликой автотрассы, хотя и международного уровня. При этом в ее облике доминируют давно устаревшие дорожные знаки и громадные рекламные щиты, историко-культурная ценность которых может быть измерена только уровнем деградации по сравнению со старинными «мраморными верстовыми пирамидами». В последнее время на некоторых участках появились незатейливые цветочницы современного дизайна, которые несколько облагораживают вид магистрали.

Однако уникальность и неповторимость магистрали придают памятники архитектуры, градостроительства, истории, исторические архитектурные формы — фонтаны, верстовые обелиски из гранита, живописных мраморов и Пулковский меридиан, составляющие своеобразный художественно-исторический ансамбль Царскосельско-Московской дороги.

Верстовые столбы Царскосельской дороги:


Источник

Оцените статью