Вес канатов своими руками

Содержание
  1. Правильный рывковый трос (своими руками за 1,5 т.р.)
  2. Palex
  3. Как заплести стальной трос – схема процесса, понятная всем
  4. 1 Общая информация о стальных тросах и их разновидностях
  5. 2 Как правильно заплести стальной трос – схема процесса
  6. 3 Как создать на стальном канате петлю?
  7. Стальной трос: назначение и изготовление, параметры и конструкция, виды и маркировка
  8. Виды стальных канатов, производство, маркировка, браковка
  9. Устройство и классификация стальных канатов
  10. Классификация канатов
  11. Сердечник стального каната
  12. Физические свойства канатов
  13. Упаковка стальных канатов
  14. Диаметр каната
  15. Стальные канаты, их классификация и назначение
  16. Классификация канатов
  17. Назначение стальных канатов
  18. Стальные канаты
  19. 12.1.1 Выбор стальных канатов
  20. Кировская такелажная компания
  21. Классификация канатов
  22. Защитные канатные смазки
  23. Упаковка канатов
  24. Как измерить диаметр каната
  25. Условные обозначения канатов
  26. Канат стальной – область применения, технические характеристики, расшифровка обозначений
  27. Характеристики и расшифровка условных обозначений
  28. Область применения стальных канатов
  29. Свойства и назначение сердечника
  30. Способ свивки канатов, степень крутимости
  31. Типы смазки стальных канатов

Правильный рывковый трос (своими руками за 1,5 т.р.)

Palex

Старожил

Поскольку некотрые выразили заинтересованность в данной теме — пишу что и как делать (исходный материал — полиамидный канат диаметром 22 мм).
Сначала замечания: это не транспортировочный (и не буксирный) трос! Для этих целей он не подходит. Порвать его можно. Пилотом это сделать почти невозможно.
Выглядит так:

Технические характеристики:
Вырабатывается из синтетического волокна «полиамид», известного под торговыми названиями «капрон» (Россия), «нейлон» (США, Великобритания), «перлон» (Германия). Исходное сырье — нить полиамидная для рыбной промышленности линейной плотностью 187 текс ТУ 6-13-2-99.
Преимуществом полиамидных изделий является высокая прочность, повышенное сопротивление к истиранию и ударным нагрузкам, устойчивость к действию щелочей и гниению.
Полиамидные канаты упруги, хорошо пружинят, выдерживают сильные рывки.
Недостатком является повышенная электризуемость, неустойчивость к действию кислот и органических растворителей, способность растягиваться под нагрузкой.
Удлинение под нагрузкой 20-25 %.
Удельная плотность 1,14.
Температура плавления 215 С.
Впитывают влагу.
Сопровождаются Сертификатом Российского Морского Регистра судоходства и Российского Речного Регистра.

Применение:
Оснастка морского и речного флота — швартовые канаты, бегучий и стоячий такелаж, грузоподъемные механизмы.
В промышленном рыболовстве — изготовление и ремонт рыболовных тралов.
В промышленности и строительстве — операции с грузами, изготовление аварийно-спасательного снаряжения.

Рекомендации:
Необходимо ограничивать рабочую нагрузку до 15-25% от разрывной.
Узлы различных видов уменьшают прочность на 30-60%.
Разрывная нагрузка, кгс 7780

Поскольку узлы уменьшают прочность (а также неэстетичны) их использовать мы не будем. Огоны нам в помощь.

Итак, простой огон

Выполнение. На некотором расстоянии от конца троса на него накладывается временная марка, после чего трос распускается на пряди, концы которых также маркируются. Затем трос укладывается в виде петли (огона) нужных размеров и каждая из свободных прядей пробивается под соответствующую прядь нераспущенной части троса, как это показано на рис. 1,а,б,в. Пробивки прядей выполняются по правилу «через одну под одну» в направлении, обратном спуску троса. Всего делается три-четыре пробивки, причем последняя пробивка выполняется прядями, из которых вырезана половина каболок (рис. 1, г). Для придания огону большей прочности половина сплесня клетнюется (рис. 1.д).

Процесс выдергивания действительно мягкий. Не забывайте, что при рывке газ в пол давить не надо — у вас не УАЗ. Разогнались, перед самым рывком передернули рычаг в N (трансмиссия в рывке не участвует — только инерция пилота). Если есть понимание работы авто можно и не переключать в N.

Имейте в виду, что если произойдет обрыв проушины, выскочит шакл и т.д., то он полетит с энергией, достаточной для выдергивания другого авто. Проушина, имея массу в 20000 раз меньшую массы авто, скорость получит в [ корень квадратный (20000) = ]141 раз выше. Если другой авто вы тянете со скорость 1 км/ч, то этот полетит со скоростью 141 км/ч (на самом деле больше ). Дальше можно не объяснять .
Поэтому ВСЕГДА СКЛАДЫВАЙТЕ ФУФАЙКУ ИЛИ КУРТКУ НА СЕРЕДИНУ ТРОСА И НЕ СТОЙТЕ БЛИЖЕ 5 М ОТ ТРОСА . А также перед тем как вытаскивать рывком проверьте прочность проушины у второй машины. В своей как правило уверен, а вот чужая слабая проушина вполне может прошить насквозь и заднее и лобовое стекло и то, что будет торчать между ними.

Длина троса должна быть около 10 м (плюсуем сюда по 0,5 м на завив и получается, что брать надо 11 м каната для 10 метрового троса).
На выходе получаем что-то такое:

Источник

Как заплести стальной трос – схема процесса, понятная всем

Даже очень прочный канат из стали может оборваться. Здесь мы поговорим о том, как заплести стальной трос, схема этого процесса будет представлена далее.

1 Общая информация о стальных тросах и их разновидностях

Канаты из прочной и надежной обычной или нержавеющей стали применяются в сфере транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, морского и речного транспорта, в строительной, угольной, нефтяной индустрии. Чаще же всего они используются в качестве главной грузонесущей детали разнообразных механизмов – грузоподъемных, транспортных, дорожных.
>Конструктивно стальной канат – это металлическое гибкое изделие, состоящее из прядей, скрученных между собой, изготавливаемое из стальной проволоки.

Сверху на трос иногда наносится цинк либо алюминий, что придает конструкции антикоррозионные характеристики (вспомните, как долго служит оцинкованная либо нержавеющая труба со специальным покрытием). В середине данного изделия располагается сердечник, который не дает развиваться поперечной деформации в канате и проваливаться прядям к центру. По сути, этот элемент конструкции, производимый из органических, металлических, синтетических или натуральных материалов, является внутренним каркасом для прядей.

По конструкции канаты из стали принято подразделять на три типа:

  • одинарной свивки: одинаковая по сечению проволока одной пряди свивается по спирали в 1–4 слоя;
  • двойной свивки: вокруг одного сердечника свивается несколько прядей в один либо в два слоя;
  • трехпрядные (стренди): используется несколько канатов, которые могут иметь различное или одинаковое сечение.

По степени гибкости стальные тросы бывают:

  • повышенной гибкости: вокруг сердечника одной пряди свивается по 24 проволоки (общее число тонких проволок – 144);
  • стандартной гибкости: 12 проволок вокруг сердечника, всего – 72 проволоки;
  • малогибкие: для их изготовления применяется всего 42 проволоки.

Также канаты делят на четыре разновидности по направлению, в котором производится свивка их элементов и непосредственно изделия:

  • крестовые: направление свивки прядей в трос противоположно направлению свивки проволоки;
  • односторонние: одинаковые направления;
  • тройные: свивка крестового типа, пряди и проволоки свиваются в противоположных направлениях;
  • комбинированные: в изделии одновременно свивается проволока правого и левого направлений.

Другие виды деления канатов:

  • по материалу, из которого делают сердечник: он может быть органическим, стальным проволочным либо однопрядным;
  • по степени крутимости: малокрутящиеся или крутящиеся.

2 Как правильно заплести стальной трос – схема процесса

Для выполнения этой задачи нужно подготовить следующие инструменты:

  • плоскогубцы;
  • отвертку;
  • ножницы по металлу;
  • кусачки;
  • средства защиты рук (перчатки);
  • проволоку.

Далее начинаем плетение стального троса, схема выполнения работ такова:

  • Максимально ровно производим обрубку концов каната. В тех случаях, когда на конце конструкции имеются загибы, необходимо немного расплести каждую прядь, а затем, используя ножницы либо кусачки, обрезать все дефекты.
  • Расплетаем изделие на пряди (от края не менее чем на 50 сантиметров).
  • Берем две пряди и отмеряем от края, который не расплетали, длину, равную диаметру нужной нам петли. При этом следует добавить еще несколько сантиметров длины (петля по своим геометрическим параметрам немного уменьшится в процессе плетения). После этого создаем петлю, заворачивая пряди.
  • Один из концов пряди откручивается, его кончик прячется в переплетенные пряди, а другой необходимо обмотать в противоположную сторону. Если позволяет длина, из трех получившихся частей можно сделать косичку (пряди вплетаются поочередно).
  • Третью прядь нужно сначала закрутить вокруг косички, потом вплести петлю в нее, а затем опять закрутить вокруг косички. Описанные действия выполняются по очереди, прутки пропускаются по схеме, предполагающей, что предыдущий будет идти навстречу следующему.
  • После этого внутрь косы нужно запрятать кончики прутьев. В итоге получатся две выбивающиеся из общей конструкции пряди. Их при помощи пассатижей или отвертки засовывают внутрь.

Рекомендуется при помощи хомутов полученную целую косу затянуть в 23 местах. Сделать такие затягивающие приспособления несложно из кусочков металлической проволоки, которые обматывают вокруг каната плотными кольцами, а после этого туго затягивают плоскогубцами. Не забудьте запрятать выступающие части хомута внутрь косички, предварительно загнув их.

Место проведенной «операции» желательно обмотать изолентой. Она, во-первых, поможет надежно скрепить стальные концы, во-вторых, обеспечит человеку безопасность эксплуатации троса. Кроме того, специалисты советуют вплетать добавочную проволоку внутрь каната. Это сделает его более крепким.

Для получения стопроцентно надежного и прочного соединения следует во время плетения симметрично укладывать пряди и прикладывать к ним равномерное давление. А периодический обжим участков переплетения станет гарантией еще большей прочности конструкции.

3 Как создать на стальном канате петлю?

В ряде случаев возникает необходимость плетения петли на конце троса (например, при формировании растяжки для буксировочного троса или антенны, опускания на глубину каких-либо устройств и так далее). Понятно, что высокая жесткость изделия не позволит завязать узел на его конце. Зато петлю сделать можно без особых проблем.

Далее мы описываем процесс плетения петли на конце стандартного семипрядного троса:

  • концы каната отрезаются болгаркой или обрубаются молотком (используется его острая часть);
  • трос расплетают на 60–80 см и делят на две части (3 и 4 пряди) при помощи обычной отвертки;
  • эти части сматывают друг с другом;
  • делают петлю (в диаметре она должна быть около 10 см);
  • сгибают первую часть (четырехпрядную) навстречу второй, которая в свою очередь помещается в бороздки основного участка троса;
  • сплетенные пряди (их концы) обкручивают поочередно вокруг черенка;
  • каждую из свободных прядей поочередно закручивают вокруг черенка, вплетают их в петлю и опять повторяют процесс.

Затем необходимо накрыть концы прядей (каждый последующий конец накладывается на предыдущий). В результате таких действий получают две свободные пряди, которые следует поместить при помощи отвертки между петельными прядями. Это место желательно заделать трубками, сплющив их, либо изолирующей лентой. Столь нехитрая процедура в разы снизит травмоопасность применения каната с самодельной петлей.

Более сложно, но тоже реально сделать и огон на тросе из стального материала. Для этого на некоторой дистанции от его конца накладывают временную прочную марку, закрепляют марками концы прядей, после чего распускают конец каната.

Трос в форме петли требуемого диаметра укладывается на твердую поверхность, после этого выполняется пробивка его прядей (ходовых). Таких пробивок обычно делается несколько, но самой важной из них является первая. Именно она в основном и обеспечивает надежность огона. Заметим, что способов пробивки стальных канатов существует несколько. И в одной из последующих статей мы обязательно поговорим о них более подробно.

Надеемся, что теперь вы сможете самостоятельно отремонтировать стальной трос или завязать на нем петлю нужного вам размера, приложив к этому минимум усилий и максимум почерпнутых знаний.

Источник

Стальной трос: назначение и изготовление, параметры и конструкция, виды и маркировка

Тросы или канаты стальные являются основным силовым элементом тросового такелажа. Не смотря на кажущуюся простоту, он является сложным инженерным объектом.

Классификация тросов (ГОСТ 3066-80; ГОСТ 3067-80) идет более чем по десяти признакам. Отметим наиболее часто используемые классификации.

1. По конструкции выделяют следующие виды тросов:

  • Одинарной свивки (спиральные) – состоящие из одного, двух, трех и более концентрических слоев проволоки, свитых по спирали;
  • Двойной свивки – состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев;
  • Тройной свивки – состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.

2. По типу свивки прядей:

  • С точечным касанием проволок между слоями – ТК;
  • С линейным касанием проволок между слоями – ЛК;
  • С линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди – ЛК-О;
  • С линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди – ЛК-Р;
  • С линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения – ЛК-З;
  • С линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра – ЛК-РО;
  • С комбинированным точечно-линейным касанием проволок – ТЛК.

3. По форме поперечного сечения прядей:

4. По степени крутимости:

  • Крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг);
  • Малокрутящиеся (многослойные, многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям) – МК.
Читайте также:  Как сделать торт с кремом своими руками

5. По материалу сердечника:

  • С органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов – ОС ;
  • С металлическим сердечником – МС.

6. По способу свивки:

  • Нераскручивающиеся – Н;
  • Раскручивающиеся.

7. По степени уравновешенности:

8. По направлению свивки каната:

9. По сочетанию направлений свивки канатов и его элементов в канатах двойной и тройной свивки:

  • Крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны);
  • Односторонней свивки (направление свивки каната и направление свивки проволоки в пряди одинаковы) – О.

10. По механическим свойствам:

11. По виду покрытия поверхности проволок в канате:

  • Из проволоки без покрытия;
  • Из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка — С, Ж, ОЖ.

12. По назначению:

  • Грузолюдские – ГЛ (марок ВК, В );
  • Грузовые – Г.

13. По точности изготовления:

Полное обозначение каната стального по ГОСТ выглядит следующим образом.

  • На практике допускается существенное упрощение обозначений тросов: N1 x N2 + ABC, где N1 — число прядей в тросе, N2 – число проволок в пряди, ABC – тип сердечника.
  • Различаются типы сердечников:
  • FC – органический;
  • IWS – металлический.

Востребованными являются тросы в полимерной (полихлорвинил) изоляции, которая эффективно предотвращают коррозию троса. Изоляция может быть прозрачной, красной, синей или других цветов.

На практике возникает необходимость определить «номинальный диаметр» троса. Для замера фактического диаметра требуется штангенциркуль, длина губок которого превышает ¾ диаметра троса. Замеры выполняют в двух поперечных сечениях, расстояние между которыми не менее 1 м. В каждом сечении диаметр измеряют дважды по максимальному расстоянию между крайними точками.

Для нового троса среднее арифметическое этих четырех замеров должно быть внутри поля допусков, указанных для номинального диаметра.

Очень часто трос является основным силовым элементом стропа – приспособления, в котором собственно трос законцовывается тем или иным способом и оснащается различными соединительными элементами.

На конце стропа на трос в большинстве случаев устанавливается коуш – каплевидная, круглая или треугольная оправка из металла с желобом на наружной стороне. Коуш заделывается в петлю троса (огон), чтобы предохранить его от истирания и излома. Петля при этом получается более плавной.

  1. Петля с использованием коуша
  2. Чтобы петля, огибающая коуш, была зафиксирована, используются зажимы тросов.

На рисунке выше коуш заделан самым надежным способом: с использованием технологии Talurit. Зажим представляет собой втулку, чаще всего алюминиевую, весьма точную в изготовлении. Концы троса заправляются в нее и с помощью специальной прецизионной матрицы обжимаются на прессе с усилием до 200 тонн.

  • Недостатком этой технологии является потребность в сложном оборудовании и, как следствие, ее низкая мобильность.
  • Более простые и доступные зажимы троса состоят из U-образной скобы с запирающей колодкой и двумя гайками. Может быть два варианта исполнения:
  • более надёжное и тщательно изготовленное;
  1. Для обеспечения надёжности зажимов степень затяжки (расстояние между внутренними поверхностями колодки и зевом скобы) должна составлять 0,72 — 0,75 удвоенного диаметра ненагруженного каната с органическим сердечником и 0,85 — 0,87 — каната с металлическим сердечником.
  2. Похожий зажим из двух встречных деталей, стягиваемых двумя болтами с гайками, отличается крайней надежностью и высокой степенью сертификации.
  3. Одинарный и двойной плоские зажимы рассчитаны на тонкие тросы диаметром до 8 мм.
  4. Одинарный Двойной Вид в сборе

Цилиндрический зажим троса также предназначен для тонких тросов до 6 мм. Особенность этого зажима в том, что два конца троса зажимаются перпендикулярно друг другу.

Для рассмотренных зажимов существуют правила установки. Зажим должен устанавливаться на стальной канат (трос) так, как это показано на Рис. 1-3. Перемычка зажима всегда должна располагаться на стороне каната, несущей нагрузку. U-образный болт зажима помещается на хвостовую часть каната, также называемую глухим (мертвым) концом.

Нужно загнуть достаточно длинную часть каната, чтобы можно было разместить минимально необходимое число зажимов в соответствии с приводимыми далее инструкциями. Первый зажим должен размещаться на расстоянии одной ширины перемычки от загнутого или глухого конца каната, как показано на Рис. 1.

Затягивать гайки следует в соответствии с указанным моментом.

Второй зажим должен быть размещен непосредственно напротив коуша, но все же в таком положении, чтобы надлежащее затягивание зажима не повредило внешних прядей каната (Рис. 2). Следует зажать гайки плотно, но еще не на весь указанный момент затяжки.

  • Рис. 2
  • Последующие зажимы располагаются на канате между первым и вторым зажимами таким образом, чтобы их как минимум разделяло расстояние в 1 ширину зажима и максимально в 3 ширины зажима, как это показано на рисунке 3 и в таблице 1.
  • Рис. 3
  • Тросовые зажимы в общем соответствии с EN 13411-5
Диаметр каната, мм Минимальное количество зажимов, шт Усилие затяжки, Нм
5 3 2
6,5 3 3,5
8 4 4,4
10 4 6,6
12 4 14,8
13 4 24,3
14 4 24,3
16 4 36
19 5 50
22 5 79
26 5 108
30 6 156
34 6 218
40 6 268

И, наконец, еще один зажим троса – клиновой. Он состоит из двух деталей: обоймы и клина. Схема установки представлена на Рис. 4.

Виды стальных канатов, производство, маркировка, браковка

Главная — Полезные статьи — Стальные канаты

Стальной канат (трос) — особо прочное проволочное грузоподъемное оборудование. Он объединяет в себе прочность арматуры и гибкость проволоки, исключая их недостатки. Чаще всего стальные канаты применяются в строительстве как несущие элементы конструкций. С их помощью переносят тяжелые и сверхтяжелые грузы, изделия служат для перекрытий стадионов, спортивных площадок и крепления мостов.

Канаты, произведенные по разным нормативам ГОСТ, имеют конкретное предназначение, что связано с различными уровнями прочности:

ГОСТ 2688-80 канаты для горного оборудования, подъёмников, экскаваторов и подвесных дорог, лифтов и грузовых судов
ГОСТ 7667-80 для строительного грузоподъемного оборудования
ГОСТ 7669-80 в землеройных работах и шахтерском оборудовании
ГОСТ 3062-80 для судов, в рыболовном промысле, на высоковольтном оборудовании

Существует множество разновидностей стальных канатов. Чтобы было проще ориентироваться в ассортименте, их классифицируют в зависимости от характеристик.


Материал сердечника стального каната

Сам по себе элемент необходим, чтобы усилить износостойкость, увеличить гибкость и прочность продукции. Сердечник продлевает срок эксплуатации всего каната, снижает риск деформации.

Существует два варианта сердечников: из металла (МС), а также из органических материалов (это могут быть как натуральные, так и синтетические волокна, они обозначаются ОС).

Второй вид сердечника производят из пеньки либо из полипропилена. Его дополнительно пропитывают антикоррозийными веществами, а также составами, защищающими от гниения. Металлический сердечник усиливает грузоподъемность и дает возможность работать в более тяжелых условиях, при очень высоких температурах.

В зависимости от количества плетений существуют такие канаты:

  • Одинарные (еще их называют спиральными). Они созданы из сплетённой по спирали проволоки в три слоя.
  • Двойные свивки — изготовлены из переплетения в несколько слоёв.
  • Тройной свивки — при создании оснастки использованы канаты двойной свивки.

В зависимости от площади касания проволоки стальные канаты делят на нижеследующие разновидности:

точечное касание

Тип: Точечные
Обозначение: ТК

линейное касание

Тип: Линейные
Обозначение: ЛК

одинаковый диаметр проволоки стального каната

Тип: Точечно-линейные (при одинаковом диаметре)
Обозначение: ЛК-О

одинаковый диаметр проволоки стального каната

Тип: Линейное касание проволоки при разном диаметре внешних прядей
Обозначение: ЛК-Р

Тип: Линейное касание проволоки, между слоями которой есть проволоки с разным диаметром и с одинаковым
Обозначение: ЛК-РО

Тип: Точечно-линейное касание
Обозначение: ТЛК

Наименование Описание
Нераскручивающиеся канаты (Н) положение проволоки не изменяется после снятия вязок либо же раскручивается незначительно
Раскручивающиеся не обозначаются буквой, не сохраняют положение проволоки после снятия вязок с концов
Наименование Описание
Рихтованный (P) постоянно находится в прямом положении, не стремится изогнуться
Нерихтованный (без обозначений) канат, чей свободный конец изгибается, меняет свое положение на кольцо

Следующими обозначениями производитель указывает качество проволоки, которое бывает:

  • высоким — ВК;
  • повышенным — В
  • нормальным — обозначается единицей.

Поверхность может не иметь покрытия, что не выносят отдельным обозначением.
Либо может наноситься цинковое покрытие, которое позволяет эксплуатировать канаты в особых условиях:

  • ОЖ — особо жёстких;
  • Ж — жёстких;
  • С — средне агрессивных;

Крестовая — направление прядей идёт противоположно направлению каната.

Односторонняя (О) — направление прядей в канате и проволоки в прядях одинаковые.

Комбинированная (К) — наличие в канате направления и правой, и левой свивки.

Грузолюдные (ГЛ) — для транспортировки персонала.

Грузовые (Г) — для перемещения грузовых объектов.

Промышленное производство стальных канатов осуществляется на специализированном оборудовании. Весь процесс автоматизирован, поэтому плотность сплетения изделия получается очень высокой. Существует несколько способов производства изделий. Один из стандартных методов: круговое обжатие проволочных прядей для их деформации.

Как производят стальной канат

На заводе-производителе каждое изделие создается в соответствии с ГОСТ. На стальной канат крепится бирка с необходимой маркировкой. На ней содержится вся необходимая информация для покупателя:

  1. наименование производящего предприятия,
  2. номер каната,
  3. условное обозначение,
  4. длина,
  5. масса в кг,
  6. дата изготовления.
  • Пример маркировки:
  • 12 ГЛ В Л О Ж Н Р Т 1770 ГОСТ 2688-80
  • Расшифровка:
  • 1770 — маркировочная группа

12 — диаметр каната
ГЛ — грузолюдской
В — марка проволоки
Л — левая свивка
О — односторонняя свивка
Ж — группа цинкования Ж
Н — нераскручивающийся
Р — рихтованный

ГОСТ 11127-78 на стальные канаты для продажи и транспортировки предписывает упаковку путем наматывания изделия на барабан. Концы плотно прикрепляются к конструкции.

Шейка барабана обязана превышать 15 диаметров троса, борт барабана должен выступать на 2 диаметра каната при толщине каната 25 миллиметров. Конец каната снаружи обматывается синтетическими либо натуральными материалами.

По требованию заказчика грузолюдные канаты могут быть обшиты досками с максимальным зазором не более 50 миллиметров. Такое он может быть обернут по ГОСТ 515-77 водонепроницаемой бумагой.

После начала эксплуатации изделия стальные канаты ежемесячно осматривают на наличие дефектов. Проверки осуществляют инженерно-технические специалисты на предприятии.

На основании следующих критериев проводят браковку стального каната:

  • присутствие обрывов проволоки у концевых заделок;
  • места большого сосредоточения обрывов проволоки;
  • наружный и внутренний износ, наличие коррозионных изменений;
  • выход проволоки из замка;
  • разрывы прядей;
  • уменьшение диаметра каната;
  • раздавливание прядей;
  • наличие загибов;
  • деформация под воздействием температур или электрического разряда.

Наличие критического числа повреждений и деформаций стального каната говорит о его браке, поэтому изделие не может более эксплуатироваться.

Учитывая основные характеристики, можно подобрать подходящий стальной канат для проведения конкретных работ, например:

  • Изделия из круглой проволоки одинарного плетения используют при повышенных нагрузках. У них высокие показатели жесткости, поэтому данные канаты подходят для линий электропередач и в качестве тросов, защищающих груз.
  • Двойное плетение каната обеспечивает изделие особой прочностью. Поэтому ему отдают предпочтение, когда есть сильные концевые нагрузки.
  • Стальной канат ЛК-Р используют для работ под открытым небом, например для строительных кранов или любых других подъемных средств.Так как смена температуры и различные погодные условия помимо прочего влияют на износ материала, он оптимально подходит для таких условий работы.
  • Стальные канаты ЛК-О отличаются высокой стойкостью к износу, используются в агрессивных средах. Внешний слой такого троса выполнен из проволоки большого диаметра, что позволяет использовать трос в работе длительное время. ЛК-О широко применимы в лифтах, на больших судах, в горах при организации канатных мостов.

Заказать подходящие стальные канаты в Перми вы сможете на «Пермском заводе грузоподъемного оборудования». Осуществляем доставку из Перми в срок от 1 до 2 дней. Узнать о наличии изделий и получить консультации по выбору приглашаем по телефону +7 (342) 259-54-95. Наши специалисты ответят на вопросы и помогут оформить заказ.

Звоните по телефону +7 (342) 259-54-95 или оставьте заявку на консультацию.

Устройство и классификация стальных канатов

Стальные тросы широко используются в самых различных отраслях человеческой деятельности. Наиболее широко эти приспособления используются в грузоподъемных механизмах, где являются одним из самых важных и ответственных элементов.

Стальные тросы изготавливаются из высококачественной проволоки, но имеют огромное количество различных конструкций и могут иметь различное сечение.

Также канаты различаются по своим эксплуатационным характеристикам, которые во многом зависят от физико-механических свойств использованных для их изготовления материалов.

Классификация канатов

Современные стальные канаты подразделяются по виду свивки на следующие типы: · Одинарные простые; · Двойного типа; · Тройные; · Прошивные. По сечению канатных прядей различают: · С плоскими прядями; · Трехгранные; · С прядями овального сечения.

Читайте также:  Бутылочка для вскармливания котят своими руками

Кроме этого канаты бывают прямые или обратные – эта характеристика зависит от направления свивки прядей.

Сердечник стального каната

В канатах сердечник работает как отличный амортизатор, удерживая пряди в проектном положении и если говорить инженерными терминами, сердечник противостоит радиальным нагрузкам, которые неизбежно возникают при эксплуатации, препятствуя деформации изделия. Как мы уже говорили, встречаются сердечники органического происхождения, пеньковые и джутовые и сердечники из неорганических материалов – стальные и синтетические. В качестве материала для синтетических элементов троса, чаще всего применяют полипропилен – прочный, стойкий к внешним воздействиям и недорогой материал. Пеньковые и джутовые сердечники подлежат обязательной пропитке смазкой, доля которого составляет от 35 до 50% от массы самого органического материала. Для смазывания канатов используют самые высококачественные материалы, так как от выбора смазки во многом зависит долговечность троса.

Физические свойства канатов

Стальные канаты могут иметь различную гибкость, которая зависит как от свойств использованной при изготовлении проволоки, так и от ее количества в свивке. Наименее гибкие канаты состоят из 42 проволок, а более гибкие – из 72 проволок, расположенных по 12 в каждой пряди.

Выпускаются также канаты повышенной гибкости, которые состоят из 144 проволок, которые располагаются вокруг сердечника по 24 штуки в каждой пряди. Для применения в условиях повышенных температур или в агрессивной среде, используют тросы со стальным сердечником.

Также такой тип каната идеально подходит в том случае, если изделие навивается на барабан многочисленными слоями – стальной сердечник не дает канату деформироваться под действием нагрузки, которую оказывают вышележащие витки. Стальной сердечник делает канат более стойким к деформации, но практически не влияет на грузоподъемность.

Канаты с синтетическими и пеньковыми сердечниками обладают большей гибкостью и обеспечивают равномерную смазку, так как в них смазочный материал поступает в пряди не только снаружи, при плановом обслуживании, но и изнутри, из пропитанного материала сердечника.

Упаковка стальных канатов

К потребителю стальные канаты попадают на деревянных или возвратных металлических барабанах, а в некоторых случаях – в бухтах. Намотка на барабаны производится согласно ГОСТ 11127-78, где оговорены правила упаковки.

В нормах оговорено, что шейка барабана должна иметь диаметр не меньше чем 15 полных диаметров троса, а борт полностью укомплектованного барабана, при диаметре каната 25 мм, должен выступать на 2 диаметра и не менее чем на 50 мм, если диаметр сечения каната превышает 25 мм.

Диаметр каната

Статьи о продукции 26.09.2019 10:16:45

Стальные канаты, их классификация и назначение

Стальные канаты преимущественно являются частью грузоподъемных механизмов . Они находят свое применение как в быту (например: на колодцах), так и в профессиональной деятельности.

Они могут состоять из стальных проволок разного диаметра (0,1-2 мм).

При этом каждая из них изготавливается из высокоуглеродистой стали, которая выдерживает нагрузки больше обычной в 3-5 раз, и очень устойчива к коррозии.

Эти проволоки закручиваются или перемежаются вокруг сердечников, в роли которых иногда для гибкости используется обычная пеньковая веревка, образуя пряди. Эти пряди, в свою очередь, также закручиваются или переплетаются относительно друг друга, образуя канат.

Классификация канатов

Практически в любом месте и в любое время на сегодняшний день можно увидеть стальные канаты. Их классификация и назначение очень разные. Вот признаки, по которым их подразделяют:

  • в зависимости от назначения (грузовые – Г, или грузопассажирские – ГЛ);
  • в зависимости от кратности витья (одинарный, двойной, тройной);
  • по материалу сердечника (пенька, асбест, сталь);
  • в зависимости от механического свойства проволок (высшая – В, 1-я – I, 2-я – II марки);
  • по направлению витков прядей (правая – без обозначений, левая – Л);
  • в зависимости от обработки проволоки (без обработки – нет обозначений, оцинкованная для агрессивных (С), жестких агрессивных (Ж) или особо жестких агрессивных (ОЖ) условий деятельности);
  • по способу плетения (крестовая – без обозначений, или односторонняя – О);
  • по типу витья (раскручивающиеся – Р, или нераскручивающиеся – Н);
  • по роду витья (с разными вариантами точечного и линейного касания: ТК, ЛК, ЛК-О, ЛК-Р, ЛК-РО, ТЛК).

Назначение стальных канатов

Как видим, канаты стальные, их классификация и назначение довольно разные. Но помимо того предназначены канаты для грузов или для людей у них есть и более конкретные назначения.

Так, продукция с маркировкой ТК рекомендована к использованию в напряженных условиях. Тросы ЛК-О наиболее хорошо подходят для работы на кораблях или в лифтах (здесь может использоваться восьмипрядный). А вот в агрессивных средах лучше использовать ЛК-Р или ЛК-РО.

И таких специфических назначений довольно много, как и самих разновидностей канатов.

Назначение канатов ГОСТ 2688 ГОСТ 3062 ГОСТ 3063 ГОСТ 3064 ГОСТ 3066 ГОСТ 3069 ГОСТ 3070 ГОСТ 3071 ГОСТ 3077 ГОСТ 3081 ГОСТ 3088 ГОСТ 3089 ГОСТ 7665
Подъемные канаты башенных кранов + +
Подъемные канаты автокранов + + +
Подъемные канаты мостовых кранов +
Подъемные канаты судовых кранов + +
Подъемные канаты портальных кранов +
Подъемные канаты металлургических кранов
Канаты тельферов + + + +
Стреловые канаты +
Грейферные канаты + +
Растяжки, ванты + + + + +
Экскаваторные подъемные канаты
Экскаваторные тяговые канаты
Канаты для лебедок + + +
Скреперные канаты + +
Ваерные канаты +
Канаты для оснастки трапов + + + +
Талевые канаты
Канаты для машин бурения + + +
Тяговые канаты + + +
Несущие канаты + + +
Подъемные канаты для вертикального подъема + + +
Подъемные канаты для наклонного подъема +
Уравновешивающие канаты (хвостовые) +
Проходческие канаты +
Направляющие канаты (проводники) +
Несущие канаты и ванты для мостов + + + +
Несущие и др. для подвесных крыш + + + + +
Растяжки для мачт + + + + +
Стропы + + + +
Растяжки + + +
Канаты для шкивов трения + +
Канаты для барабанных лебедок + +
Канаты для гидравлических лифтов + +
Канаты для рыбной промышленности
Назначение канатов ГОСТ 7667 ГОСТ 7668 ГОСТ 7669 ГОСТ 14954 ГОСТ 16853 ГОСТ 30055 ГОСТ 839-80 ТУ 14-4-273-73

Стальные канаты

  • 11
  • Работа 12
  • СТАЛЬНЫЕ КАНАТЫ И ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА
  • Цель работы: изучить назначение, устройство, правила выбора и браковки стальных канатов и грузозахватных устройств: крюков, стропов, траверс и захватов.
  • Канат – гибкое изделие, изготовленное из стальной проволоки или из волокон растительного, синтетического и минерального происхождения

Стальные канаты применяют в механизмах грузоподъемных машин в качестве гибкого тягового органа (грузовые), для изготовления стропов, обвязки и крепления грузов (чалочные), для передачи усилий в механизмах (тяговые). Для изготовления канатов используют светлую проволоку из мартеновской углеродистой стали диаметром от 0,2 до 5 мм и расчетным пределом прочности при растяжении 1370 — 2350 Н/мм2 (140 — 240 кгс/мм2).

Применяемые стальные канаты должны соответствовать действующим государственным стандартам и иметь сертификат завода-изготовителя об их испытании. Канаты, не снабженные сертификатом, к использованию не допускаются.

  1. Стальные канаты классифицируют по назначению, конструкции, по типу свивки, материалу сердечника, направлению свивки и другим признакам.
  2. По назначению канаты делятся на грузовые (Г) для перемещения грузов; грузолюдские (ГЛ) для машин, перемещающих грузы и людей.
  3. По конструкции различают канаты (рисунок 12.1):
  4. −одинарной свивки (спиральные канаты), из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев;
  5. −двойной свивки, проволоки предварительно свивают в пряди, а затем пряди свивают в канат;
  6. −тройной свивки, свитые из канатов двойной свивки (стренг).
  • 12
  • Рисунок 12.1 – Канаты стальные:
  • а– одинарной свивки типа ТК, 1х19(1+6+12) по ГОСТ 3063-80;

б– двойной свивки типа ЛК-Р, 6х19(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80;

в– двойной свивки типа ТЛК-О, 6х37(1+6+15+15)+1о.с. по ГОСТ 3079-80;

  1. г– двойной свивки типа ТК, 6х19(1+6+12)+1х19(1+6+12) по ГОСТ 3067-88;
  2. д– канат с точечным касанием ТК; е – канат с линейным касанием ЛК;
  3. ж– канаты левой и правой свивки; и – измерение диаметра каната

Канаты одинарной свивки обладают повышенной жесткостью, поэтому их применяют только для различного рода оттяжек. В механизмах строительных кранов применяют преимущественно канаты двойной свивки, шестипрядевые с органическим сердечником. Канаты тройной свивки в грузоподъемных машинах в настоящее время не применяют.

Материал сердечника каната может быть органическим (о.с.) или металлическим (м.с.). Для органического сердечника чаще всего используют пеньку, сизаль или хлопчатобумажную пряжу, пропитанные при изготовлении смазкой.

В качестве металлического сердечника используют прядь каната, свитую из мягкой проволоки с пределом прочности 680…880 Н/мм2 (70…90 кгс/мм2).

Канаты с металлическим сердечником применяют при многослойной навивке на барабан и работе при повышенных температурах.

По направлению свивки различают канаты левой (Л) и правой свивки. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов различают

канаты односторонней свивки, когда направление свивки прядей и проволок в прядях совпадают; и канаты крестовой свивки, когда направление свивки прядей в канате и проволок в прядях противоположно.

Канаты крестовой свивки обладают меньшей гибкостью, чем канаты односторонней свивки, но они менее подвержены кручению и деформации при огибании блоков.

Их применяют при гладких барабанах механизмов машин.

  • По типу свивки прядей различают канаты:
  • ТК – с точечным касанием отдельных проволок между слоями; ЛК – с линейным касанием отдельных проволок между слоями;
  • ЛК-О – с линейным касанием проволок между слоями и одинаковым диаметром проволок по слоям пряди;
  • ЛК-Р – с линейным касанием проволок между слоями и разным диаметром проволок в наружном слое пряди;
  • ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок.

В зависимости от условий эксплуатации применяют канаты без покрытия или с покрытием. Проволоки прядей могут иметь цинковое покрытие для особо жестких (ОЖ), жестких (Ж) и средних (С) агрессивных условий работы, либо пряди или канат в целом покрывают искусственными материалами (П).

По механическим свойствам изготавливают канаты марок ВК, В, I. Марку ВК применяют для ответственных случаев (транспортирование людей, химически активных или взрывчатых веществ и т.п.). Для крановых механизмов применяют канаты марок В и I.

Техническая характеристика канатов двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 6х37 (1+6+15+15) +1 о.с. по ГОСТ 3079-80 приведена в таблице12.1.

Таблица 12.1 – Канаты двойной свивки типа ТЛК-О конструкции

6х37(1+6+15+15)+1о.с. по ГОСТ 3079-80 (выборочные данные)

Диаметр Маркировочная группа, Н/мм2 (кгс/мм2) Масса
каната, мм 1370(140) 1470(150) 1570(160) 1670(170) 1770(180) 1000 м
смазанного
Разрывное усилие каната в целом, F0, кН, не мене каната, кг
11,5 62,60 66,50 68,75 468,0
13,5 88,65 94,20 97,10 662,5
15,5 113,50 121,00 124,00 851,5
17,0 142,00 151,00 155,50 1065,0
19,5 157,50 169,00 180,00 191,50 197,00 1350,0
21,5 195,00 208,50 222,50 237,00 244,50 1670,0
23,0 225,00 241,50 258,00 274,00 283,00 1930,0
25,0 262,50 281,00 300,00 318,50 328,50 2245,0

Пример обозначения каната при заказе:

12.1.1 Выбор стальных канатов

Проволоки в свитом канате испытывают напряжения растяжения, смятия, изгиба и кручения. При каждом огибаниеи канатом блока или барабана появляются дополнительные напряжения изгиба и смятия в местах соприкосновения проволок с поверхностью ручья.

Одновременно, в результате проскальзывания прядей относительно друг друга, а также трения каната о поверхность блока или барабана, происходит истирание проволок.

Их диаметр уменьшается, знакопеременные напряжения вызывают усталость металла и происходит разрушение наружных, а затем и внутренних проволок.

Напряжения, возникающие в материале проволок, зависят от многих факторов (конструкции и диаметра каната, диаметра проволок, числа прядей, материала сердечника, смазки и др.), но основными являются величина натяжения каната и отношение диаметров блока и барабана к диаметру каната. Эти два параметра в основном определяют срок службы каната.

  1. 15
  2. При выборе каната его рассчитывают на растяжение с регламентированным коэффициентом использования (коэффициентом запаса прочности) при обязательном соблюдении отношения диаметра блока или барабана к диаметру каната. По правилам Госгортехнадзора канат выбирают по его разрывному усилию в целом из условия:
  3. Fp = S Zp ≤ Fo
  4. где Fр – расчетное разрывное усилие каната в целом, Н;
  5. S – наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста, если он применяется (без учета динамических нагрузок), Н;
  6. Zр – коэффициент использования (запаса прочности) каната, зависящий от назначения и группы классификации (режима) механизма (таблица 12.2); Fо – разрывное усилие каната в целом, Н, принимаемое по сертификату

на канат, а при проектных работах – по таблицам стандарта (таблица 12.1). Для канатов, применяемых для изготовления стропов коэффициент

использования (запаса прочности) Zр≥6.

Натяжение ветви каната S для механизмов см. лабораторную работу 3, а
для стропов определится: = ∙ ∙
2
где Q – масса поднимаемого=груза, кг; , Н
  • g – ускорение свободного падения, g=9,81 м/с ;
  • n -–число ветвей стропа, на которые подвешен груз; α – угол наклона ветви стропа к вертикали, град.; m =1 / cosα – коэффициент, равный:
  • при α=0, m=1; при α=30°, m=1,15; при α=45°, m=1,42; α=60°, m=2,00
Читайте также:  Водосток своими руками металлпрофиль

Для стропа с числом ветвей, воспринимающих расчетную нагрузку, более трех в расчете принимают n=3. Если в стропах имеются устройства, создающие равномерные натяжения всех ветвей, то n принимается равным их фактическому значению.

Диаметры барабана, блока и уравнительного блока по правилам Госгортехнадзора определятся соответственно:

Dб≥h1 d; Dбп≥h2 d; Dбп.у≥h3 d.

где d — диаметр каната;

h1, h2, h3 – коэффициенты выбора диаметра барабана, блока и уравнительного блока (таблица 12.2).

Кировская такелажная компания

Стальные канаты ГОСТ 2688-80 и ГОСТ 7668-80 — основные грузонесущие элементы большинства грузоподъемных, транспортных, дорожностроительных, землеройных машин и механизмов — являются одним из наиболее распространенных видов метизов и находят широкое применение в самых различных отраслях народного хозяйства: угольной, горнорудной, нефтеперерабатывающей; транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, строительной индустрии; морском и речном транспорте и т. д. Стальные канаты являются сложным и ответственным видом проволочных изделий. Они имеют большое число типов и конструкций и различаются по форме поперечного сечения, как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников. Канаты стальные бывают грузовые, грузолюдские и арматурные (или арматурные пряди).

  • Грузовые канаты применяются в промышленности как подъемные и тяговые: для кранов (автокраны, металлургические краны), талей, для экскаваторов, судовых подъемных устройств, для швартово-буксирных работ, буровых установок, эксплуатационного и глубокого разведочного бурения, для устройства растяжек.
  • Грузолюдские канаты применяются для лифтов и шахтных подъемных устройств.
  • Канаты арматурные(пряди) применяются для армирования предварительно напряженных ЖБК.

Классификация канатов

Канаты классифицируются по следующим признакам:

1. По форме поперечного сечения каната: круглые.

  1. 2. По форме поперечного сечения составляющих канат элементов:
  2. • круглопрядные;
  3. • трехграннопрядные;
  4. • закрытой конструкции.
  5. 3. По механическим свойствам проволоки:
  6. • канаты общего назначения:
  7. — марки ВК — высокого качества;
  8. — марки В — повышенного качества;
  9. — марки 1 — нормального качества;
  10. • остальные канаты:
  11. — марки В — высокого качества;
  12. — марки 1 — нормального качества.
  13. 4. По прочностным характеристикам:
  14. • с маркировочными группами временного сопротивления разрыву:
  15. — 1370 (140);
  16. — 1470 (150);
  17. — 1570 (160);
  18. — 1670 (170);
  19. — 1770 (180);
  20. — 1860 (190);
  21. — 1960 (200);
  22. — 2060 (210);
  23. — 2160 (220);
  24. • канаты маркировочных групп 1370 (140) — 1770 (180) изготавливаются серийно;
  25. • остальные маркировочные группы изготавливаются по согласованию.
  26. 5. По виду покрытия поверхности проволоки:
  27. • без покрытия;
  28. • с цинковым покрытием:
  29. — для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ);
  30. — для жестких агрессивных условий работы (Ж);
  31. — для средних агрессивных условий работы (С).
  32. 6. По назначению каната:
  33. • грузолюдские (ГЛ) — для подъема и транспортирования людей и грузов;
  34. • грузовые (Г) — для транспортирования грузов.
  35. 7. По материалу сердечника:

• с органическим сердечником (О. С., из натуральных или синтетических материалов);

• с металлическим сердечником (М. С.).

Справка:

Сердечник служит внутренней опорой и амортизатором для прядей и самого каната в целом. Он должен противостоять радиальному давлению прядей при нагружении каната, не допуская его поперечной деформации.

В качестве органических сердечников применяются сердечники из натуральных материалов — пеньковые, из синтетических и искусственных материалов — полипропиленовые.

При производстве канатов обычно используются органические сердечники, пропитанные антикоррозионными и противогнилостными составами. Массовая доля пропитанного состава находится в пределах 25-50% к постоянно сухой массе сердечника.

  • Для защиты от коррозии канаты и органические сердечники смазываются в процессе изготовления канатными смазками СК-50, КС-У, Эласкон.
  • 8. По направлению свивки элементов каната:
  • • правой свивки;
  • • левой свивки (Л).
  • 9. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов:
  • • крестовой свивки — направление свивки прядей в канате противоположно направлению свивки проволок в прядях;
  • • односторонней свивки (О) — направление свивки прядей в канате и проволок в прядях одинаковое.
  • 10. По степени крутимости:
  • • крутящиеся — с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести- и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечниками);
  • • малокрутящиеся (МК) — с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям в канатах многослойных, многопрядных и в канатах одинарной свивки.
  • 11. По способу изготовления:
  • • нераскручивающиеся (Н) — элементы каната сохраняют свое положение после снятия вязок с концов каната и удаления заварки торца;
  • • раскручивающиеся;
  • • рихтованные (Р).
  • 12. По типу свивки прядей и канатов:
  • • одинарной свивки:
  • — с точечным касанием проволок между слоями (ТК);
  • — с линейным касанием проволок между слоями (ЛК);
  • — с комбинированным точечно-линейным касанием проволок между слоями (ТЛК).
  • 13. По точности изготовления:
  • • нормальной точности;
  • • повышенной точности (Т), с ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната.

Основные технические требования к канатам, методы испытаний, требования по физико-механическим и конструктивным характеристикам стальных канатов оговорены в ГОСТ 3241-80 «Канаты стальные. Технические условия».

Защитные канатные смазки

Выбору вида канатной смазки и способам ее нанесения при процессе производства придается большое значение, так как от этого в значительной степени зависят надежность работы каната и возможность использования его технического ресурса.

Смазка предназначена не только для защиты металла от коррозии, но и для обеспечения длительной сохранности органического сердечника в канате, уменьшения трения и износа как внутренних, так и наружных проволок при работе каната на блоках.

Упаковка канатов

  1. Длина каната устанавливается потребителем.
  2. Допускаемое отклонение по длине должно быть не более для канатов длиной:
  3. • 400 м + 20 м на каждые 1 000 м или их части.

При отсутствии указания длины канат изготовляют длиной не менее 200 м.

Канаты длиной менее 200 м поставляют по согласованию с потребителем. В случае, если указывается кратная или монтажная длина, а канат изготовляется общей длиной, то предприятие — изготовитель накладывает проволочные вязки на указанные длины.

Канаты наматываются на деревянные барабаны по ГОСТ 11127-78 или металлические барабаны, а также на возвратные барабаны с использованием их в установленном порядке, или в бухты.

  • Рекомендуемые габаритные размеры бухт:
  • • наружный диаметр не более 1 200 мм;
  • • высота бухты не более 800 мм;
  • • внутренний диаметр бухты должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната;
  • • диаметр шейки барабана должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната;
  • • борт барабана должен выступать над наружным слоем намотанного каната не менее, чем на 2 диаметра каната при диаметре 25 мм, и не менее, чем на 50 мм при диаметре каната более 25 мм.

Допускается наматывать на барабан несколько отрезков каната одного типоразмера. Концы каната должны быть прочно закреплены. Наружный конец каната обвязывается и крепится к внутренней стороне щеки барабана.

Для обвязки могут использоваться следующие материалы: органический сердечник, проволока, прядь,канат или лента.

Барабаны с канатами грузолюдского назначения по требованию потребителя обшивают досками, максимальный зазор между которыми должен быть не более 50 мм, или канат оборачивают полимерной пленкой или водонепроницаемой бумагой Канат, смотанный в бухту, должен быть крепко перевязан мягкой проволокой или прядью каната или лентой по не менее чем в четырех местах, равномерно расположенных по окружности. Упаковка канатов, отгружаемых в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, а также канатов, отправляемых морским путем, производится по ГОСТ 15846-79.

Как измерить диаметр каната

Расчетный размер каната определяется «номинальным диаметром». Для замера фактического диаметра требуется штангенциркуль, длина губок которого превышает расстояние между крайними выступающими точками двух соседних прядей.

Замеры выполняют в двух точках, расстояние между которыми не менее 1 м, в каждой точке диаметр замеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Для нового каната среднее арифметическое этих четырех замеров должно быть внутри поля допусков, указанных для номинального диаметра.

Условные обозначения канатов

  1. Рассмотрим пример условного обозначения каната.
  • Канат 12-ГЛ-В-Л-О-Н-Т-1770ГОСТ 2688-80, где:
  • 12 — это диаметр каната;
  • ГЛ — грузолюдской или Г, если канат грузовой;
  • В — марка(в примере это марка повышенного качества);
  • Л — направление свивки каната (Л-левой свивки, ПКН — правая крестовая);
  • О — односторонней свивки;
  • Н — нераскручивающийся;
  • Т — повышенной точности;
  • 1770 — маркировочная группа(1770 Н/кв.мм или группа 180).

    Купить грузовой стальной канат (ГОСТ 2688-80, ГОСТ 7668-80) можно у нас!

    Канат стальной – область применения, технические характеристики, расшифровка обозначений

    Трос стальной применяется в различных промышленных отраслях, где используется грузоподъемное оборудование (краны, такелажная техника и т.п.). Различные виды каната различаются по конструкции, своим прочностным характеристикам, коэффициенту растяжения, гибкости. Наиболее популярными являются стальные тросы ГОСТ 2668-80 и ГОСТ 7668-80.

    Характеристики и расшифровка условных обозначений

    Характеристики канатов, классифицирующихся по указанным выше ГОСТам, могут содержать следующие обозначения:

    Трос, соответствующий стандартам ГОСТ 2668-80, по типу свивки имеет обозначение ЛК-Р. Это свидетельствует о том, что в наружном слое пряди использовалась проволока разных (Р) диаметров, с линейным касанием (ЛК) между слоями.

    Канат ГОСТ 7668-80 обозначается как ЛК-РО (то есть применяется проволока с разными (Р) и одинаковыми (О) диаметрами), технология свивки — линейное касание (ЛК). Формула конструкции канатов также подлежит расшифровке и представляет собой сумму чисел проволок в слоях. Например, обозначение троса ГОСТ 2668-80 выглядит так: 6х19 + 1 о.с.

    В данном случае, 19 — это количество проволок в одном слое, 6 — количество слоев, 1 о.с. — органический сердечник.

    Область применения стальных канатов

    Тросы типа ЛК-Р или ЛК-РО используются на строительных и шахтных тельферах, скреперах, различных грузоподъемных кранах, экскаваторах, подвесных дорогах.

    Их применяют на землеройных и горных машинах в качестве канатов для лебедок, на траулерах для оснастки трапов, на буровых установках, в лифтах — для вертикального подъема, для шкивов трения, а также для барабанных лебедок.

    Тросы ЛК-Р могут выдерживать достаточно высокие механические нагрузки при эксплуатации в агрессивных средах, на открытом воздухе, в напряженных условиях работы. Канаты ЛК-РО характеризуются большим количеством проволок в прядях, что обеспечивает им повышенную гибкость.

    Изделия данного типа устойчивы к абразивному износу и могут применяться в сложных условиях (при повышенной запыленности в шахтах, при земляных работах, в песчаных карьерах и т.п.).

    Свойства и назначение сердечника

    Сердечник — это внутренняя опора для каната в целом, а также амортизатор для проволочных прядей.

    Его основной функцией является противостояние радиальному давлению прядей при испытываемых нагрузках каната, без допуска его деформации.

    Сердечник, выполненный из органических материалов, при производстве пропитывают смазкой, что предохраняет внутреннюю часть каната от истирания и коррозийных явлений. Органический сердечник может быть выполнен из следующих материалов:

    • полипропилен, полиэтилен;
    • вискоза, капрон, лавсан;
    • пенька;
    • хлопчатобумажная пряжа либо корд.

    Изготовление сердечников производится под строгим контролем качества, с учетом технических нормативов, предусмотренных ГОСТ.

    Способ свивки канатов, степень крутимости

    Стальные тросы бывают нераскручивающиеся и раскручивающиеся. Типы, обозначенные литерой «Н» (нераскручивающиеся), обладают следующими преимуществами:

    • практически не образуют петель, узлов при эксплуатации;
    • свободные концы троса не подвержены раскручиванию и не распускаются;
    • канат оцинкованный и светлый не совершает круговые вращения при обрезке, при снятии перевязок с конца троса.

    Метод свивки канатов может быть левым (обозначение — латинская «S» либо славянская «Л») или правым (Z). Это зависит от того, по какому винтовому направлению расположены наружные слои. Направления свивки могут сочетаться, быть односторонними (Zz или Ss) или противоположными, крестовыми (Zs, Sz).

    Применение канатов разной свивки способствует уменьшению кручения подвешиваемого груза. Если он выполнен с одинаковым направлением свивки всех проволочных прядей, то у него будет высокая степень крутимости.

    Противоположные направления свивки дают эффект малой крутимости (обозначение «МК» — малокрутящийся).

    Типы смазки стальных канатов

    Чтобы тросы служили как можно дольше, за ними необходимо грамотно ухаживать. Регулярная смазка предохранит трос от образования коррозии и механических повреждений, а также от деформации и гниения сердечника органического вида.

    Основные типы смазочных веществ, применяемых в качестве защитных составов, это Торсиол-55 (35), БОЗ-1. Средства могут использоваться в достаточно широком диапазоне рабочих температур ±50С.

    Смазку следует наносить сплошным слоем толщиной около 0,2 мм, она используется при производстве канатов, а также в процессе их эксплуатации.

    Источник

    Оцените статью