Весло — самый простой движитель
Весло — древний судовой движитель. Первые подобия весел появились, очевидно, уже в те времена, когда люди только научились передвигаться по воде.
Но современное весло — это хорошо обработанное изделие, тип и конструкция которого зависит от типа судна и способа гребли.
На рис. 43 показаны пять типов гребных судов, для каждого из которых имеется свой определенный вид гребли.
Рис. 43. Виды гребли: а — катерная (на яле); б — распашная (на вельботе); в — парная (на прогулочном ялике); г — на каноэ; д — байдарочная.
На морских шлюпках (ялах) гребцы сидят по двое и каждый работает одним веслом. Раньше так располагались гребцы на больших многовесельных шлюпках— гребных катерах; отсюда и название гребли — катерная.
На гоночных спортивных лодках — двойках, четверках, восьмерках, на быстроходных шлюпках или вельботах — гребцы сидят по одному. Каждый действует одним длинным распашным веслом. Такая гребля называется распашной.
Народному ялику особая скорость не требуется. Он уже и легче морской шлюпки, на нем удобнее грести более короткими легкими веслами. На такой лодке один человек гребет парой одинаковых весел. Это — парная гребля.
Совсем по-другому гребут на спортивных каноэ и байдарках. Здесь гребцы садятся на низкие сиденья лицом к носу лодки. На байдарке работают двухлопастным веслом поочередно с каждого борта, не опирая весло на уключину. У гребца на каноэ весло особое, похожее на узкую лопатку (гребок). Он гребет стоя на одном колене, подложив под него специальную подушку.
Что же представляет собой весло и почему оно является движителем?
На уроках физики на примерах весла обычно объясняют действие простого рычага. Так ли это? Разберемся в схеме на рис. 44.
Рис. 44. Схема действия весла.
Вода — плотная жидкость; она служит опорой для лопасти весла — рычага. Усилие гребца действует на рукоять, а точка приложения груза (лодки) находится на уключине. По законам рычага, чем длиннее забортная часть весла l1 от конца лопасти до уключины, тем на большее расстояние передвинется шлюпка за один гребок. Но отсюда следует, что и другая часть весла l2 (от уключины до рукояти) должна быть как можно длиннее. Тогда гребцу не нужно будет затрачивать больших усилий.
Однако длину l2 ограничивает ширина судна. Например, на народном ялике шириной 120 см длина весла от уключины до конца рукояти должна быть не больше 56—58 см, т. е. меньше половины ширины лодки, иначе рукояти парных весел будут сталкиваться и грести будет очень неудобно. Наоборот, на вельботе, ширина которого 174 см, длина l2 распашного весла может быть равна примерно 2/3 ширины шлюпки, так как гребец действует одним веслом, сидя у противоположного борта.
В любых случаях забортная часть весла должна быть немного тяжелее остальной его части, чтобы лопасть погружалась в воду под действием своей тяжести. Как правило, длину весла от среза лопасти до уключины принимают в 2,9—3,1 раза большей, чем от уключины до конца рукояти.
Очень важна величина площади погруженной части лопасти весла. Чем эта площадь больше, тем лучше весло опирается о воду. Но нельзя делать лопасть и слишком широкой, похожей на лопату; подобное весло будет испытывать большое сопротивление и в воде, и в воздухе. Если широкую лопасть погрузить полностью, усилится торможение в воде, грести станет тяжелее. Если же ее погружать не всю, то выступающая над водой часть лопасти будет «парусить» и создаст дополнительное сопротивление воздуха.
Следует учесть, что на байдарке или каноэ действие весла передается лодке не на уключине, а в точках опоры самого гребца (ножные упорки, сиденья и т. д.).
Какие бывают весла и из каких частей и деталей они состоят?
На рис. 45 показаны весла семи типов: безвальковое — морское; распашное — спортивное (академическое); вальковое; байдарочное; безвальковое — парное; безвальковое — упрощенной формы; лопатовидный гребок для каноэ. Одна из главных деталей весла — стержень, который моряки называют веретеном, а речники и спортсмены — стволом.
Рис. 45. Типы весел: а — безвальковое весло морской шлюпки; б —распашное, академическое; в — вальковое; г — байдарочное; д — безвальковое, парное; е — упрощенное; ж — весло (гребок) для каноэ. 1 — кожа; 2 — каблук; 3 — валек; 4 — колечки; 5 — ствол; 6 — веретено; 7 — соединительная трубка; 8 — шейка; 9— оковка; 10 — лопасть.
У весел с тонкими ложковидными лопастями (для речных лодок) утолщение в месте перехода лопасти в ствол называется шейкой. Безвальковое весло большой морской спасательной шлюпки, вальковое весло шестивесельного яла или морской рабочей шлюпки, а также упрощенное весло самодельной лодки имеют удлиненные лопасти простой формы с плоской рабочей стороной. У таких весел на тыльной стороне лопасти посередине делают грань — для прочности, увеличения жесткости и для хорошего стекания воды.
Для уравновешивания весла служит специальное утолщение — валек — восьмигранной (реже шестигранной) формы. Для этой же цели в веслах просверливают три-четыре гнезда, в которые заливают свинец: у длинных весел в вальке, а у безвальковых весел прямо в веретене, поближе к рукояти.
Вогнутые, ложкообразные лопасти академического распашного, а также народного парного весла, лучше захватывают воду, дают возможность грести быстрее, с меньшей затратой сил. Они удобнее для гребли, но менее прочны.
У разборного байдарочного весла веретено состоит из двух половинок, соединенных металлической трубкой. Но бывают байдарочные весла и с цельным, неразъемным веретеном. И те и другие, кроме плоских, могут иметь также ложковидные лопасти, похожие по форме на лопасти весел для гоночных и прогулочных лодок.
Резиновые или веревочные колечки, надеваемые на веретено байдарочного весла, задерживают сток воды к рукам гребца.
Весла испытывают большую нагрузку, особенно при гребле на волнении. Поэтому их следует делать из очень прочной, упругой и высококачественной древесины. Лучшие весла — ясеневые; но, если нужно, чтобы весло было легким, можно сделать его из мелкослойной еловой древесины.
Для спасательных шлюпок, академических и гоночных судов делают особо прочные весла из ламинированной древесины. В этом случае заготовку для весла склеивают водоупорным клеем из нескольких тонких досок и реек. Получается слоистая болванка, которую затем обрабатывают по нужной форме. Такие весла не коробятся и не рассыхаются.
Чтобы древесина не намокла, не разбухла и не загнила, весло несколько раз покрывают подогретой олифой или прочным водостойким лаком. По лакированной поверхности вода стекает быстрее.
На концах лопастей делают оковки из полосок тонкой меди (или алюминия) для предохранения лопасти от раскалывания. В том месте, где весло опирается на уключину, веретено обтягивают кожаной манжетой, чтобы оно не перетиралось и меньше скользило; а чтобы оно лучше опиралось и не выскальзывало, у верхнего края манжеты набивают кожаное (или надевают резиновое) кольцо — каблук. Кожу сшивают дратвой (над более тонким местом веретена), замачивают вводе и натягивают на утолщение. Иногда манжеты делают из резины. Конечно, как только манжета протрется (или порвется), ее надо заменить.
Опорами для весел служат металлические уключины, обычно стальные, кованые (рис. 46); так как уключина подвержена частым ударам, металл для нее не должен быть хрупким.
Рис. 46. Уключины: а — стальная уключина; б — деревянные штыри; в — кочеток с петлей.
На спортивных и спасательных судах нередко применяют специальные уключины разных форм. Внутреннюю кромку рожков делают более широкой и менее округлой (иногда плоской). Но в любом случае необходимо следить за тем, чтобы весло можно было без затруднений освободить из рожков.
На самодельных лодках иногда вместо уключины делают два деревянных штырька или один (кочеток), к которому веревочной петлей прикрепляют весла. Таким способом можно воспользоваться при утере уключины и при повреждениях гнезда в металлической планке — подуключине.
Источник
Как сделать байдарочные весла своими руками
Мы расскажем немного о том, как изготовить весло для байдарки своими руками. Такое тоже может случиться – весло сломалось или потерялось, грести нечем, а впереди еще километры и километры пути! В принципе, можно сделать простенькое весло для байдарки из подручных материалов: найти, срубить и обстругать черенок, прикрепить к нему пару кусков пенки либо обточить до нужной толщины пару кусков широкого бревнышка – на таких веслах вполне можно добраться до населенного пункта. Хотя, уверяем вас, такие весла недолговечны и очень тяжелы – не менее двух килограммов, точно. Вообще же есть любители-самоделкины, которые предпочитают изготавливать весла-лопаты для гребли. Такими приблудами часто страдают рыбаки, — далеко и быстро плавать им не резон, так что вполне годятся и тяжелые самодельные весла. Если любопытно, то делаются они из клееной водостойкой фанеры. Веретено из реек сосновых толщиной полтора сантиметра склеивается в несколько слоев с помощью эпоксидки, поверх наклеивается бук. Ширина лопасти обычно не более 15-16 см, иначе очень трудно грести. Точно так же набирается толщина до двух с половиной сантиметров из водостойкой фанеры при помощи эпоксидки. Да! Склеиваются слои долго, под прессом. Обрабатывать готовое изделие нужно в несколько этапов, Финишная обработка самой мелкой наждачкой и стеклом. Готовое весло покрыть яхтным лаком. Все, можно отправляться на сплав!
Ваша оценка «Как сделать байдарочные весла своими руками» :
Отзывы:
отзывов пока нет, ваш будет первым!
Как сделать байдарочные весла своими руками
Мы расскажем немного о том, как изготовить весло для байдарки своими руками. Такое тоже может случиться – весло сломалось или потерялось, грести нечем, а впереди еще километры и километры пути! В принципе, можно сделать простенькое весло для байдарки из подручных материалов: найти, срубить и обстругать черенок, прикрепить к нему пару кусков пенки либо обточить до нужной толщины пару кусков широкого бревнышка – на таких веслах вполне можно добраться до населенного пункта. Хотя, уверяем вас, такие весла недолговечны и очень тяжелы – не менее двух килограммов, точно. Вообще же есть любители-самоделкины, которые предпочитают изготавливать весла-лопаты для гребли. Такими приблудами часто страдают рыбаки, — далеко и быстро плавать им не резон, так что вполне годятся и тяжелые самодельные весла. Если любопытно, то делаются они из клееной водостойкой фанеры. Веретено из реек сосновых толщиной полтора сантиметра склеивается в несколько слоев с помощью эпоксидки, поверх наклеивается бук. Ширина лопасти обычно не более 15-16 см, иначе очень трудно грести. Точно так же набирается толщина до двух с половиной сантиметров из водостойкой фанеры при помощи эпоксидки. Да! Склеиваются слои долго, под прессом. Обрабатывать готовое изделие нужно в несколько этапов, Финишная обработка самой мелкой наждачкой и стеклом. Готовое весло покрыть яхтным лаком. Все, можно отправляться на сплав!
Ваша оценка «Как сделать байдарочные весла своими руками» :
Источник
Как сделать разборное весло для каякинга плавучим, и как на его базе собрать канойное весло
Когда-то писал о преимуществах разборных весел для каякинга: угол разворота лопастей регулируется, длина — тоже, компактность — можно удобно возить весло в самолете в багаже.
Теперь буквально пару слов о том, как придать веслу плавучесть. Сам видел, как тонули слаломные лодки без емкостей непотопляемости — карбон тонет; как тонули весла, которые ломались. Шафт весла полый — именно воздух внутри поддерживает его на плаву:
В соединительную муфту заливается вода — потом она переливается внутри, выливается в самом неподходящем месте, весло становится заметно тяжелее, при достаточном количестве воды внутри оно может утонуть.
Когда-то фирма «Select paddles» фабрично герметизировала свои весла:
Но на сегодня, почему-то, делать это перестала. И «Ophion» тоже делает разборные весла для каякинга без герметизации… Но можно очень легко сделать заглушку самому — из пены EVA, которую используют, например, в пиллерсах каяков. Просто нажимаем на пену трубкой весла — остается отчетливый круг; вырезаем с запасом пробку:
EVA отлично сжимается и мало поглощает воду — она прочно держится внутри весла:
И еще вот такой интересный вариант создания канойного весла из половинки каячного: вместо второй части шафта с лопастью вполне можно вставить кусок шафта с ручкой:
И получить вот такое весло для каноэ (автор идеи — Алия Бадьина):
Да, ассиметрик, понятно, и площадь лопасти меньше, но — работает. Например, новичкам, только постигающим азы эскимосского переворота — обратного винта, бывает удобнее вставать с таким веслом, чтобы вторая лопасть не мешала. И с покупкой отдельного канойного весла можно пока повременить. Весло успешно применяется на занятиях в Лиговском бассейне — потихоньку развиваем категорию C1:) Да и в Уганду проще взять секцию весла, чем целое.
Добавить комментарий Отменить ответ
Свежие комментарии
- wwwerginru к записи Системные фотоаппараты Canon EOS M50 и Canon EOS М6 Mark 2: дополнительные аксессуары и впечатления от использования
- Алексей к записи Системные фотоаппараты Canon EOS M50 и Canon EOS М6 Mark 2: дополнительные аксессуары и впечатления от использования
- Павел к записи Запись звука в стерео на мобильный телефон Android через линейный вход: возможно ли?
- wwwerginru к записи Системные фотоаппараты Canon EOS M50 и Canon EOS М6 Mark 2: дополнительные аксессуары и впечатления от использования
- Алексей к записи Системные фотоаппараты Canon EOS M50 и Canon EOS М6 Mark 2: дополнительные аксессуары и впечатления от использования
Архив
В этот раз на Алтай летел уже заранее зная, что меня ждет, как строить тренировки по каякингу, какие споты будут… Читать далее.
С Новым годом!:) Необычной жизни с веслом и каяком! Хорошего сезона, успехов на соревнованиях, нескончаемого фана, неисчерпаемого запаса денег на… Читать далее.
Видео из «Весеннего Платтлинга-2016» — мы чудесно тогда съездили, поймали вдоволь солнца — мордочки у всех загорелые:) Великолепно покатались, некоторые… Читать далее.
Погода хорошая, вода есть, бочка мягкая — после первой прикатки понравилась. Лупы-картвилы — бесплатно, более сложные движения сейчас пойду дальше… Читать далее.
Если вы желаете научиться каякингу в Санкт-Петербурге, освоить эскимосский переворот на каяке,
изучить основы гребли и управления каяком на бурной и гладкой воде,
получить навыки фристайла на бурной воде, которые также будут полезны на сплаве по горным рекам,
то ознакомьтесь со списком поездок, и присоединяйтесь к любой из них, где упоминается слово «тренировки».
В зимнее время возможно обучение каякингу в бассейне.
Я против любого копирования и перепоста материалов с этого сайта.
Если у вас есть интересные (коммерческие) предложения — пишите на grigoriy@ergin.ru.
С предложениями о раскрутке, продаже сайта, домена просьба не беспокоить.
© 2006-2021 Ергин Григорий, Санкт-Петербург.
107, за 0,214 секунды.
Источник