Виниловый фонокорректор своими руками

Тема: Сверх простой фоно корректор на одной микросхеме

Опции темы

Сверх простой фоно корректор на одной микросхеме

Столкнулся, что самым частым запросом от захотевших послушать винил — является «А есть ли у вас крайне дешёвый фоно корректор?» — На данном этапе большинство людей не готовы выложить больше 1-2 т. рублей за такое устройство. Предлагаю в этой теме выкладывать примеры минимальных конструкций Фоно корректоров и обсуждения их недостатков, которые являются приложением к их простоте и дешевизне.

Как говориться ДЕШЕВО И СЕРДИТО — попробовать — а что такое винил. Скорее всего такие устройства либо отобьют желание дальше заниматься винилом, либо приведут к пониманию , что нужен более солидный фоно корректор.

Есть два пути:
1.) Это покупка на блошином рынке платки фоно корректора и присоединения к этой платке блока питания, разъёмов входа выхода и размещение данной платы в каком либо корпусе. Стоимость таких плат, демонтированных из старых виниловых проигрывателей и усилителей» — от 50 рублей до 300 рублей — всё зависит от жадности продавца. Т.е. без учета корпуса такой фоно корректор по себестоимости деталей обойдется в 150 -500 рублей, в зависимости во сколько вам обойдётся силовой трансформатор для такой платы.
Правда первое, что надо сделать это найти схему для данной платы в интернете , что тоже может быть затруднительно.

2.) Это собрать фоно корректор на одной микросхеме (два операционных усилителя в одном корпусе) по схеме из даташита. Тут тоже всё зависит от стоимости комплектующих — но тоже можно уложиться в 150 рублей (частично использование Б.У. деталей) — 1000 рублей (основная стоимость это стоимость нового силового трансформатора).

———- Сообщение добавлено 10:26 ———- Предыдущее сообщение было 10:03 ———-

Примеры 1 пути: Плата от усилителя Marantz 1060 и плата от винилового проигрывателя Арктур 006.

1. Плата от усилителя Marantz 1060. Стоимость платы 100 рублей. По минимуму на плате надо заменить высохшие электролиты

А по максимум — это насколько хватит фантазии и бюджета. Я смонтировал эту плату в корпус виниловой вертушки (для тестов на столе для пайки) с ЭПУ от AIWA-AF5050. Собрал из Б.У. деталей из тумбочки — фактически из хлама, но и добавил немного нормальных деталей из наличия, что у меня было.
.

Из недостатков — плата начинает играть только с хорошим блоком питания + плюс пришлось городить небольшую коррекцию на входе , так как в усилителе была ещё какая-тот коррекция сигнала, распаянная вне этой платы. В итоге вертушка (без иглы) с фоно корректором обошлась менее 2500 рублей ( в т.ч.1500 рублей — ЭПУ с японским силовым трансформатором от AIWA-AF5050 и новый пассик для неё- 200 рублей).

———- Сообщение добавлено 11:17 ———- Предыдущее сообщение было 10:26 ———-

Пример 2. Плата от винилового проигрывателя Арктур 006.
Фото Арктура не буду приводить — на этом сайте есть отдельная тема про него:
http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=75476

Таких плат у меня была пара штук, пролежали в тумбочке несколько лет, брал их на толкучке по 50 рублей и по 100 рублей за плату.
Решил послушать эту плату фоно корректора. Долгое время не делал с ними ничего, так как в народе ходит стойкое мнение о крайне не высоком качестве звука, встроенной в Арктур 006, платы фоно корректора. Но самом деле практика выявила достаточно приемлемый звук данной платы, так как там применены углеродные транзисторы и конденсаторы К31 в цепях коррекции — это конденсаторы из слюды с серебряным напылением. Чтобы данная плата заиграла нормально надо поменять высохшие электролиты в обратной связи и заменить советскую керамику на современные конденсаторы.

Я собрал простейший блок питания на очень слабеньком трансформаторе-торе от какого-то прибора диодный выпрямитель и четыре конденсатора (по два на плечо «+» и «-» с сопротивлением 5 ом между конденсаторами в плече.). Тор тянет только одну микросхему, но зато качество питания у него очень хорошее. Звук получился хороший, но немного не хватало детальности. Решил попробовать поставить современную иностранную микросхему в эту плату. Народ рекомендует на это место LM4562, я поставил через перемычки, так как штатно у этой микросхемы и количество ножек другое и распиновка тоже другая. Замена сказалась очень хорошо на звуке.

Так, что если у вас нет желания или возможности купить собранную фоно корректора платку, то можно посоветовать собрать фоно корректор на одной микросхеме из даташита на LM4562 или по мотивам (цепи коррекции) схемы корректора Арктура 006. На схеме не показаны цепи питания — так как питание единое на оба операционных усилителя в корпусе. Из недостатков — нет балансировки «0» на этой микросхеме, но у меня она включена без входного и выходного конденсатора на пути сигнала и играет нормально — но надо проконтролировать , чтобы не было постоянной составляющей в сигнале и на входе и на выходе.

Читайте также:  Как сделать тросоукладчик своими руками

Источник

Простой винил-корректор для проигрывателя «Арктур-006-стерео» по схеме А. Бокарёва

Случайно в мои руки попал проигрыватель пластинок «Арктур-006-стерео». Поэтому появилась острая нужда в фонокорректоре. На просторах Интернета наткнулся на схему А. Бокарёва, по которой и решил сделать столь необходимый девайс.
Сзади у проигрывателя есть два выходных разъёма (СГ-5/DIN): один со встроенного фонокорректора (500мВ), второй в обход, для подключения к внешнему (5мВ). При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.

Характеристики встроенного корректора мне не понравились, а при включении выяснилось, что он неисправен — я услышал в динамиках только гул 50 Гц. Желания его восстанавливать не возникло, отключил плату встроенного корректора совсем.
Буду слушать свой вариант.

Содержание / Contents

↑ Схема винил-корректора

Важное примечание от автора схемы А. Бокарёва
В оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц. При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет.

Питание схемы выполнено по предельно простой схеме: двуполярный однополупериодный выпрямитель с параметрической стабилизацией на стабилитронах 2C175А, их по два последовательно на плечо ставим. Шикарные стабы, разброс мизерный, неполярные.

В выпрямителе работают диоды Шоттки 1N5819 или 1N5822, неважно. задача получить Вольт 25-27 на входе стабилизатора.

Пробовал запитать схему в наглую, без стабилизаторов вовсе, подал 12 Вольт переменки, получил два по 16 Вольт , схема не заметила такого хамства и играла как и прежде.

Сразу совет: первичку сетевого трансформатора обязательно шунтируйте ёмкостью 1 мкф 600в, иначе при выключении иногда возникают жуткие щелчки.

Печатная плата корректора изготовлена на основе чертежа М. Васильева. Я добавил отверстия для конденсаторов разных размеров и скорректировал ПП под свои детали.
Плату блока питания разрабатывал я сам.

Главной задачей для меня стало изготовление блока питания. Схеме необходимо двуполярное напряжение ±15 Вольт. В заначке нашёл только трансформатор с одной вторичкой на 15 Вольт в виде внешнего БП.

На моё удивление всё заработало с первого включения! Без «спецэффектов» и фона. Прослушивание музыки тоже порадовало: звук чистый, прозрачный и воздушный.

↑ Корпус

Боковины сделал из фанеры и покрыл их морилкой. Основание к боковинам прикрутил при помощи деревянного штапика.


↑ Выводы

Устройство до публикации статьи я отслушал ок. 2 месяцев, заметных недостатков я не выявил. Как уже писал выше: звук чистый, прозрачный и воздушный.
На мой вкус немного маловато низких частот. Но это из-за того, что я поставил конденсатор C5 на 1 мкФ вместо 2.2 мкФ. К сожалению, пока не нашёл хороших конденсаторов подходящей ёмкости.

В общем, если вам нужен неплохой бюджетный фонокорректор, который собирается за один вечер из доступных деталей, то этот проект вам отлично подходит!

↑ Файлы

Архив с печатными платами (номиналы деталей высвечиваются при наведении курсором).
▼ korrektorblok-pitaniya.zip 40,91 Kb ⇣ 306
Принципиальная схема и руководство пользователя на «Арктур-006-стерео»
▼ arktur-006.7z 1,93 Mb ⇣ 188

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Простой фонокорректор для винила своими руками

Многие согласятся с тем, что в прослушивании музыки на виниловых пластинках есть свой шарм — для кого-то он заключается в самом величии аналогового звука, а кого-то винил погружает в ностальгическую атмосферу второй половины прошлого века, когда это был единственный актуальный способ записи и воспроизведения музыки. Практически каждый владелец винилового проигрывателя знаком с таким устройством, как фонокорректор, или просто предусилитель-корректор, часто они устанавливались внутри самих виниловых проигрывателей, либо могли быть в виде отдельных устройств. Задачей фонокорректоров была корректировка АЧХ сигнала до состояния максимально ровной горизонтальной прямой — в этом случае звук с винила будет именно таким, каким все привыкли его слышать. Довольно часто улучшить звук старого винилового проигрывателя можно, заменив штатный фонокорректор на свой, купленный отдельно в виде блока, или сделанный своими руками, поэтому в интернете пользуются популярностью схемы фонокорректоров. Одна из таких, очень простая, представлена ниже.

Схема не содержит никаких «наворотов» — всего лишь два каскада на транзисторах и пассивная корректировка АЧХ с помощью RC цепей, тем не менее, она справляется со своей задачей. Особенностью схемы можно назвать выбор транзисторов — здесь используются малощумящие JFET транзисторы 2SK170. Они стоят чуть дороже и встречаются чуть реже обычных биполярных, однако отлично зарекомендовали себя во многих аудиосхемах, так как позволяют создавать усилители с очень высоким входным сопротивлением. Так как схема очень проста, она не предполагает каких-либо регулировок: сигнал со звукоснимателя попадает на вход in, а с контакта out снимается готовый — его можно отправлять сразу в любой бытовой усилитель. Если проигрыватель винила стереофонический и имеет два отдельных выхода под правый и левый каналы, то схему нужно также собрать в двух экземплярах.

Для сборки можно вытравить свою печатную плату — это самый аккуратный и эстетически приятный вариант, но так как в дальнейшем плата будет помещена в корпус, подойдёт и монтаж на макетной плате, учитывая, что компонентов на схеме не так много.


Напряжение питания схемы составляет 24-30В, при этом оно обязательно должно быть стабилизированным. Для стабилизации можно использовать стабилитроны, либо микросхему 78L24 — учитывая мизерный ток потребления схемы, нагрева можно не бояться. Также не лишним в питании будет установка CLC фильтра — он позволит максимально отфильтровать питание от пульсаций, которые легко могли бы попасть в звуковой тракт.

Читайте также:  Защита от пота своими руками

При сборке схемы важно придерживаться указанных на схеме номиналов — ведь корректировка АЧХ формируется соотношением ёмкостей и сопротивлений в RC цепях, их изменение может повлечь за собой неправильную корректировку АЧХ. Конденсаторы желательно использовать плёночные, либо любые другие, которые рекомендуются для использования в аудиотехнике.


Плата устанавливается в просторный, красивый, и довольно аскетичный по внешнему виду металлический корпус. Металл корпуса соединяется с землёй схемы — это позволит корпусу работать в качестве экрана, защищая схему от влияния внешних наводок. На передней панели корпуса располагается кнопка для включения и выключения фонокорректора, сзади разъёмы для подключения аудиосигнала — два для входа (правый и левый), два для выхода. В качестве разъёмов используются RCA (тюльпаны) — удобные и надёжные. Таким образом, получилось качественное и визуально приятное устройство, которое позволит слушать виниловые пластинки с ещё большим наслаждением. Удачной сборки!

Источник

Фонокорректор Viola от CleverAudio: да здравствует винил!

Обмен опытом. Авторский ламповый фонокорректор из Санкт-Петербурга. Подробное описание конструкции, схема.

Скоро уж десять лет, как я произвожу небольшими партиями простой ламповый ММ-фонокорректор собственной разработки. Идея запустить в серию недорогой и доступный широким массам, влюбленных в музыку на виниле, как я сам, прибор возникла из простого человеческого стремления делиться лучшим, что у тебя есть, что радует и вдохновляет. Модель оказалась удачной и, распространившись среди меломанов, обрела некоторую популярность. Прибором часто интересуются, включают в тесты, его стали рекомендовать. Традиционно я даю своим изделиям имена полевых цветов. Вот и этот аппарат заслужил имя Viola, одновременно намекая на простой, но очень симпатичный цветок – фиалку и на музыкальный инструмент альт, диапазон и характер звучания которого, проявляя одну из своих характерных черт, Виола столь замечательно передает. Яркий, выразительный, тембрально насыщенный, но в тоже время комфортный звук, от которого не устаешь — это мне по вкусу!

Я глубоко признателен всем, кто, доверившись мне, решился принять в свою аудио семью мое изделие, поддержав тем самым его развитие. Удивительно, но именно этот несложный проект более других способствовал обретению мной новых знакомств, сближению с единомышленниками, некоторые из которых даже стали моими друзьями и коллегами. Разнородная критика (в том числе и нездоровая) также послужила для пользы дела, ведь именно благодаря придиркам осуществляется отладка потребительских свойств продукта, нацеленного на широкий круг пользователей.

Принципиальная схема Виолы имеет свою долгую историю. Она – воплощение моего технического опыт и знаний, демонстрация моего личного вкуса, моих музыкальных предпочтений, свидетельство того, как я слышу, или лучше — какими хочу услышать звуки музыки. Впрочем, целиком за мою аудио философию отвечает другой фонокорректор, старший брат Виолы – Шемрок (Shamrock). Этот, стремящийся к бескомпромиссности, наполненный авторскими идеями, агрегат дорог, тяжел и масштабен. Но на сей раз не о нем.

Предлагаю свою версию «народного фонокорректора» в качестве некой иллюстрации собственных понятий о конструировании хорошо звучащего аудио-аппарата. Когда из того, что под рукой можно создать нечто вполне достойное, не заглядываясь на чужеземные деликатесы. Именно здесь уместно заметить, что советская электронная промышленность оставила нам до сих пор неисчерпанный запас бесценных даров. В их числе радиолампы, которые и доныне остаются прекрасным подспорьем для приложения творческих сил и приобщению к прекрасному. Мы, меломаны, хотим слушать музыку много и долго. И для этого нам нужны: с одной стороны – прекрасно звучащие, с другой – дешевые, доступные и надежные компоненты. А с отсутствием золотого тиснения «audiofiler» на этикетке мы как-нибудь смиримся. Посему, оставив брата аудиофила в мечтах о лучшем звуке – привычном для него состоянии вечной неудовлетворенности, обратимся к щедротам родного военпрома и приступим, наконец, к рассмотрению принципиальной схемы фонокорректора по имени Виола.

Внимание! Приведенная ниже схема имеет высоковольтное питание, неквалифицированное обращение с которым может стать угрозой для жизни и здоровья.

Взяв за правило, не использовать редкие или просто неразумно дорогие комплектующие, мной неспроста применены здесь отличные по звуку, долговечные и надежные отечественные лампы. Они настолько распространены и дешевы, что любая беспокойная меломанская душа, желающая дальнейшего аудио совершенства, обретает с ними широкие возможности для индивидуальной селекции звука. Мне, например, пришлись по сердцу лампы 6Н2П-ЕВ 80-го, олимпийского года выпуска. Применив их в первом каскаде усиления, я приобрел целую коробку этих ламп и теперь осмысленно комплектую ими свою продукцию. Кстати, довесок «ЕВ» – очень важен, т.к. лампы без него имеют значительно более низкие качественные показатели.

Половинка двойного триода с высоким коэффициентом усиления 6Н2П-ЕВ в первом каскаде моего фонокорректора включена классически, с общим катодом. Чтобы получить достаточное усиление, не используя катодный конденсатор, который хотя и устраняет местную обратную связь, но, на мой взгляд, нехорош для звука, резистор R4 имеет минимально допустимое значение. Отрицательное смещение на сетке лампы, порядка 0,7-0,8 вольт, за которое он отвечает, удовлетворяет условию, когда еще не возникает постоянный сеточный ток, препятствующий ничтожно слабому сигналу звукоснимателя полноправно управлять лампой, а влияние ООС слишком мало, чтобы пагубно сказаться на усилении. В результате, имеем: +35дБ и никаких «вредных» конденсаторов в катоде.

Читайте также:  Затирка уличной плитки своими руками

Для характеристики звукоснимателя немаловажно, какой нагрузкой на входе в устройство будет воспринят сигнал. Стандартное сопротивление согласования ММ-картриджей – 47кОм. С учетом разброса реальных входных параметров лампы, что позволяет подбирать экземпляр на свой вкус, возникает необходимость в уточнении значения резистора R1. Его значение, определенное статистическим путем, составило 58кОм и тогда комплексное входное сопротивление для большинства экземпляров ламп приблизится к стандартному.

Каскад №2. 6Н3П-ЕВ – уникальный, не имеющий зарубежных аналогов, отечественный двойной триод, известный своей линейностью и музыкальностью. Фиксированное смещение на сетке этой лампы обеспечено с помощью постоянного напряжения, взятого из общей для всех ламп стабилизированной накальной цепи. Благодаря такому решению, катод может быть просто заземлен. Установленный режим покоя каскада определяет положение рабочей точки, которая находится достаточно близко к области предельных параметров – в наиболее линейной зоне. Из-за избыточного выделения тепла анодный резистор R5 должен быть составным – 2х2Вт. Итак, усиление второго каскад: порядка 26дБ, без всяких ООС и лишних резисторов и конденсаторов в звуковой цепи.

Обычно корректирующая RIAA-цепь расположена сразу за первым каскадом усиления. Мне же представляется, что подвергать частотному выравниванию следует уже полностью усиленный по амплитуде сигнал. Последовательное прохождение сигнала через два инвертирующих каскада усиления с подобным характером нелинейных искажений, отчасти приводит к взаимной компенсации привнесенных ими гармонических доминант. После же того, как с помощью корректирующей цепи уровни высоких частот основного сигнала будут понижены, вместе с ними окажутся подавлены и высокочастотные составляющие искажений. Т.е. полоса гармонического спектра сузится, сохранив присутствие лишь ближайших к основному тону компонентов. Это скажется на итоговой благозвучности изделия, проявляясь, как незамутненное звучание с приятным тембром, благодаря присутствию в спектре преимущественно ранних гармоник (см. технические характеристики).

Цепь коррекции рассчитана так, что состоит только из элементов типовых номиналов. На представленном ниже графике видно, что реальная АЧХ коррекции не отклоняется от стандарта более, чем на 0,25дБ. Выше 10кГц, с помощью необязательного для цепи конденсатора С4, возможно дополнительно обеспечить незначительный подъем характеристики, достигающий уровня +2дБ на границе измерений. Не стоит смущаться его наличием. В реальности, с учетом всевозможных объективных обстоятельств, среди которых, например, емкость фоно кабеля, погрешность установки вертикального угла воспроизведения звукоснимателя (VTA) и пр., уровень сигнала в этой области частот получается заниженным, поэтому некоторое искусственное приращение представляется вполне уместным. Очевидно, что исключение С4 из схемы возвращает характеристике стандартный вид.

Третий, последний, активный элемент представляет собой катодный повторитель (1/2 6Н3П-ЕВ) непосредственно связанный с предыдущим каскадом. Такая связь – хороший способ, при определенных условиях, избавиться от межкаскадной емкости, ведь количество разделительных элементов в устройстве всегда хочется свести к минимуму. Катодный повторитель не увеличивает амплитуду сигнала, его задача – обеспечить устройству низкое выходное сопротивление, позволяющее сопрягаться с последующим компонентом аудиосистемы. С детства напуганный «страшными сказками» о катодных повторителях, с возрастом, получив собственный опыт, я так и не нашел отрицательных черт в этом простом и эффективном техническом решении. Так как входное сопротивление усилителей редко бывает меньше 10кОм, выходное сопротивление 180Ом, обеспеченное катодным повторителем, совместно с конденсатором С7, достаточно высокой емкости, создают подходящие условия согласования со стандартным усилительным оборудованием, учитывая и реактивные параметры межкомпонентных кабелей.

Несколько слов о выходной нагрузке. На мой взгляд, некоторое искусственное «утяжеление» выхода может пойти на пользу звуковой картине. Поскольку нагрузка любого усилительного каскада формирует его специфический гармонический спектр, окрашивающий звучание, то, уменьшение значения нагрузочного резистора позволяет эти краски несколько сгустить. Для проявления эффекта в схему введен подключаемый нагрузочный резистор R15 и если входное сопротивление усилителя высоко (50…100кОм), он может придись весьма кстати. По моим наблюдениям, с его участием звучание становится более разборчивым, артикулированным, тембрально выверенным, очищенным от эфирного шума, хотя немного более тихим, что, конечно, поправимо с помощью ручки громкости. К сожалению, оптимальное значение «утяжелителя» не определено и номинал R15 указан лишь ориентировочно, со звездочкой. Вероятно, оптимум будет для каждого свой. Применение этой «фишки», которая, на мой взгляд, может сыграть интересную, а иногда решающую роль, роль специфической добавки, благодаря которой возникнет совершенная очерченность звучания и выраженный эффект присутствия, я оставляю на усмотрение тех, кто соберется повторить описываемую конструкцию. Желая им успеха, все же, советую не пренебрегать данным способом звукового тюнинга.

Питание – вот где нельзя экономить на емкостях. Оно общее для обоих каналов, но каждый канал имеет собственную ветвь, что является гарантией отличного межканального разделения и не усугубляет одну из явных проблем воспроизведения стерео записи с винилового носителя.

Коротко о типах конденсаторов. В модуль коррекции хорошо подошли бумагомасляные – К40У-9 или слюдяные – К31-11, а вот в качестве разделительных С1 и С7 стоит применить полипропиленовые (MKP) или лавсановые (К73-16), как и С6.

В завершении, предоставляю наиболее полный перечень технических характеристик фонокорректора Виола:

— Усиление: 20Гц – 60дБ; 1кГц – 40дБ; 20кГц – 20дБ;

— Чувствительность: при 5мВ (1кГц) на входе – 0,5В на выходе;

— Частотная характеристика: +/– 0,25 дБ (20Гц…10кГц), +2дБ (20кГц);

— Отклонение от стандарта RIAA: +/– 0,25 дБ (20Гц…10кГц);

— Нелинейные искажения: 0,134% (2-я гармоника), 0,139% (2…9 гармоники);

— Входное сопротивление: 47кОм;

— Выходное сопротивление: 180Ом;

— Минимальное сопротивление нагрузки: 10кОм;

Источник

Оцените статью