Винтаж своими руками: 10 мастер-классов — мебель и декор с ноткой ретро
Нравятся ретро-предметы, но цены в магазинах совсем не радуют? Научитесь делать винтаж своими руками — обновляйте мебель или создавайте изящный декор. А мы научим вас, как легко это сделать.
В этом комплекте мастер-классов вы узнаете:
- 4 способа превратить в винтажную мебель самый обычный шкаф, табурет или комод;
- 6 легких вариантов добавить ретро-облик привычным мелочам, которые уже есть в вашем доме.
Итак, начинаем.
1. Шкаф с французскими «окошками».
Есть старый потертый шкафчик со стеклянными вставками на дверцах? Прежде чем отправлять его на дачу, вспомните, что именно такие вещи особенно ценятся фанатами винтажа. Обновите его буквально за пару минут — с помощью изящных аппликаций из ткани.
Сделать такой шкаф — проще простого. Самое сложное здесь — подобрать ткань в нужном стиле. Вы можете выбрать однотонный материал, цветочные узоры или, как автор, пасторальную сценку в стиле «жуи».
Отмерьте куски ткани по ширине «окошка», а затем приклейте их на двусторонний скотч. Все, ваш шкафчик ручной работы в винтажном стиле готов!
2. Изящный ретро-табурет.
Этот предмет мебели есть почти в каждом доме. Табуреточка изрядно истрепалась, но все еще пригодна для сидения? Замечательно! Для винтажного предмета это превосходная основа.
Прежде всего, отшлифуйте дерево, а затем покройте его темно-серой грунтовкой. Когда высохнет, нанесите второй слой — белый. После высыхания тщательно потрите его наждачной бумагой, пока не начнет проступать серый.
Затем сделайте сидение из поролона и подходящей ткани, закрепите его и получите изящную мебель с нотками ретро.
3. Комод с патиной.
Есть старый деревянный комод? Превосходно! Даже если его состояние оставляет желать лучшего, или не устраивает цвет — не беда. Наоборот, это шанс превратить его в изящную винтажную мебель — намного дешевле, чем в салонах. Пара простых шагов, и этот комодик станет вашим любимым.
Зачистите поверхность комода наждачной бумагой, затем нанесите голубую акриловую краску (подойдет и розовая, но приглушенных тонов) и дождитесь высыхания. Потрите некоторые участки губкой, чтобы краска казалась нанесенной неравномерно, отшлифуйте наждачной бумагой, чтобы просвечивало дерево.
Осталось прикрутить ручки (кстати, им не обязательно быть одинаковыми) — и любоваться эксклюзивным предметом ручной работы.
4. Платяной шкаф с винтажными драпировками.
Старый шкаф для одежды со стеклянными дверцами тоже можно превратить в ретро-мебель. Потребуется отрез хлопка с цветочным или клетчатым рисунком, длина ткани равна высоте дверей, ширина — примерно 4 ширины стеклянной вставки на 1 двери.
Разрежьте ткань на 2 куска, подверните края сверху и снизу, а затем пришейте, оставляя место для продевания лески. Проденьте внутрь леску (или резинку), сделайте драпировку (присборите примерно один к двум). Повторите это с нижней частью. Сделайте по петельке с каждого свободного края лески.
Снимите стекло. С обратной стороны дверей прикрепите мебельные гвоздики (по 4 на каждую дверь), чтобы шляпка чуть выступала. Оденьте готовые драпировки, цепляя петельками за гвоздики.
5. Ваза в вязаном чехле.
Если вы умеете вязать, без труда сделаете такой симпатичный декор для обычной стеклянной вазы. Если нет — сшейте вязаный чехол из старого ажурного джемпера, можно даже детского. Особенно эффектно выглядит, если изделие связано из хлопка.
Для одной вазы вам потребуется всего лишь один рукав (второй можно использовать для другой вазы, в том числе — покрасив его в иной цвет). Если есть манжет, его надо отрезать, стараясь не распустить сам рукав.
Отрежьте рукав чуть длиннее, чем высота вазы, удалите все разрезанные нитки и обработайте верхний край, чтобы полотно не распускалось. Из оставшейся части рукава распустите нитки и скрутите из них около десятка жгутиков с узелком на конце. Пришейте готовые жгутики к верхнему краю чехла и наденьте чехол на вазочку.
Если хотите усилить ретро-шарм, найдите белый джемпер и окрасьте готовый чехол с помощью чая, кофе или какао. Получится восхитительный, истинно винтажный оттенок — «экрю» или «пепельно-розовый».
6. Очаровательный поднос для романтиков.
Наверняка вы видели персонажей кино, у которых все «в стиле» — даже простой поднос. А вы чем хуже? Сделать такой аксессуар под силу и вам — и это, поверьте, очень просто. Потребуется только небольшой металлический поднос.
Найдите подходящую винтажную картинку, распечатайте на обычной бумаге. Или выберите любую фотографию, а затем в графическом редакторе вроде фотошоп переведите ее в режим «оттенки серого» или «сепия», после чего распечатайте.
Приложите поднос, обведите, вырежьте, приклейте — и любуйтесь! Идеальный вариант для хранения бус и кулонов, а также любимого парфюма — на туалетном столике.
Если вы хотите использовать этот поднос для сервировки, — покройте картинку лаком.
7. Винтажный дисплей для бижутерии.
Сделать такой держатель для бижу тоже несложно. Потребуется широкая деревянная рама для картины (старая или новая), кусок фанеры по размеру рамы (для внутренней вставки) и остатки обоев с растительными мотивами.
Раму можно предварительно покрасить в темный насыщенный цвет (синий, зеленый, бордо, баклажан), а затем немного пройтись наждачной бумагой по краске, чтобы придать «налет времени».
Наклейте обои на фанеру и укрепите готовую деталь с обратной стороны рамы. С внешней стороны разметьте несколько точек для крючков (по рядам или произвольно). Закрепите маленькие крючки или мебельные гвоздики — так, чтобы они плотно держались на фанере.
Развесьте свои украшения и поставьте дисплей на комод (или подвесьте на стену с помощью держателя для картин).
8. Тарелка с винтажной розой.
Потребуется простая белая тарелка без рисунка (фарфор, керамика) и краски для столового стекла-фарфора в виде фломастеров.
Нарисуйте схематичные линии, изображающие розу со стебельком. Не переживайте по поводу отсутствия талантов художника — в данном случае ценится именно такой, немного «наивный» вид (как на детских рисунках).
Важно: даже если раньше эта тарелка подходила для использования в микроволновке, теперь (после нанесения рисунка) ее туда ставить нельзя.
9. Подсвечник из подставки для яйца.
А здесь вообще не нужно ничего делать. Достаточно найти в буфете (или на блошином рынке) подставку для яиц из серебра, стекла или расписного фарфора.
Переверните ее, вставьте высокую свечу, расположите композицию на красивом подносе — и наслаждайтесь деталью сервировки в ретро-стиле.
10. «Цветущая» лейка-ваза.
За основу возьмите металлическую лейку и покрасьте ее в белый. А затем приклейте салфетки с цветочными мотивами на бока и носик лейки.
Для винтажного стиля подойдут любые цветы, но лучше всего — весенние: сирень, тюльпаны, ландыши. Сверху рисунок желательно закрепить прозрачным лаком.
Важно: такой декор долго не проживет на открытом воздухе, поэтому используйте лейку только для полива комнатных растений или в качестве вазы для цветов.
Теперь вы знаете, как легко создать в интерьере винтаж своими руками. Пусть ваше творчество приносит радость и восхищение гостей!
Источник
Реставрация старинного шкафа. Часть 1: вступление и небольшой экскурс в историю
Как я недавно написал в своем блоге, закончил реставрацию старинного шкафа. Там же я обещал опубликовать «долгоиграющий» мастер-класс по его реставрации. Сдерживаю свое слово. Напомню читателю, что процесс реставрации заключается в максимальном восстановлении первоначального вида изделия. А то сейчас очень модно стало так называемое «состаривание» выполненного сегодня новодела, но в моем случае состаривать что-либо не было необходимости.
Предупреждаю, что читателю необходимо набраться терпения, так как работа сделана большая и материала в мастер-классе будет очень много, одних фотографий сделано несколько сотен, все их, конечно, публиковать не буду, но.
На заглавном фото показан рабочий момент реставрационных работ. Мои читатели знают, что это фото будет сопровождать все части мастер-класса.
В процессе работы прочитал достаточное количество литературы, ознакомился с очень, на мой взгляд, любопытными фактами, поэтому решил на страницах журнала поделиться с наиболее интересными из них с моими читателями, тем более они позволяют более точно понять историю «рождения» этого шкафа.
Итак, вот какой шкаф попался ко мне в руки.
Шкаф был приобретен заказчиком реставрационных работ в Браславском районе, расположенном в Витебской области Белоруссии. Сегодня северная граница Браславского района проходит по государственной границе Республики Беларусь с нынешней Литвой и Латвией.
При первоначальном знакомстве со шкафом получилось, что его период его создания относится ко второй половине — концу ХIХ века. В те времена Браславский район по административному расположению находился на территории Новоалександровского уезда Ковенской губернии Российской империи. Центр уезда — село Новоалександровское (ныне литовское село Зарасай), а центр губернии — это город Ковно (ныне литовский город Каунас).
Ковенская губерния была создана указом Николая I из семи северных уездов Виленской губернии в 1842 году. Ковенская губерния занимала западный угол Великого Княжества Литовского (не путать его с современной Литвой). Граничила с севера и востока с Курляндской губернией, с юга — с Виленской и Сувалкской губерниями (от последней отделялась рекой Мемелем (нынешним Неманом) и с запада — с Германией и Гробинским уездом Курляндской губернии.
В состав Ковенской губернии входила почти вся территория бывшего Жмудского старостатства Великого Княжества Литовского, а так же части Трокского и Виленского воеводства Речи Постолитой. По занимаемому ею пространству 35711,9 кв. версты (40641,36 кв. км) Ковенская губерния принадлежала к числу наименьших губерний в России. Новоалександровский уезд занимал восточную часть Ковенской губернии. В настоящее время вся территория в составе Литвы, небольшая часть в составе Латвии и Белоруссии.
Из исторической справки становится понятно, почему стиль шкафа относится к так называемому «западному стилю», который был распространен именно в те времена в Германии, Польше, других западных странах. Можно даже сказать, что это стиль, похожий на «необарокко». Особенно это ярко выражено в верхней части шкафа, в его украшающем элементе, так назваемой короне,
а так же конструкции и внешнем виде дверок шкафа.
Такой «западный» стиль был очень распространен именно в ХIХ веке.
Есть еще несколько моментов, которые так или иначе подтверждают возраст шкафа.
1. Состояние древесины.
Если внимательно посмотреть на состояние древесины элементов шкафа, которые приводятся далее в нескольких фотографиях, то становится ясно, что возраст шкафа является весьма почтенным.
Жук-древоточец основательно повредил элементы шкафа, особенно, в нижней его части. Ясно, что в любом «новоделе» такого повреждения не будет.
2. Наличием определенного вида гвоздей.
Гвозди являются одним из лучших ключей в определении исторического возраста здания, мебели, других памятников деревянного зодчества. Особенно это ярко выражено в период ХVIII — начала ХХ веков, т.к. в это время производство гвоздей переживало настоящую революцию.Такая ситуация с гвоздями определялась в то время переходом от ручного труда к труду механизированному, бурным развитием промышленности. Если, к примеру, история кованых гвоздей (т.е. гвоздей ручной работы кузнеца) во временных рамках занимает не меньше тысячелетия, с начала кузнечного дела, а кованные гвозди вошли в широкий обиход в период Х — ХVIII веков, то гвозди, пришедшие на смену кованым, продержались не больше столетия.
Гвозди раньше были очень дорогими, ведь ручной труд кузнеца всегда был тяжелым и ценился очень дорого. Поэтому даже, если случался пожар, то на пепелище люди собирали гвозди, несли на подработку кузнецу и снова пускали их в оборот. Запасы гвоздей были по-настоящему целым капиталом.
Стоимость гвоздей немного снизилась во второй половине ХVIII века, когда их перестали изготавливать вручную. На смену кованым гвоздям появились так называемый «резаные гвозди». Был изобретен первый агрегат промышленного производства гвоздей, и назывался он «резальная машина». Что касается названия «резаные гвозди», то правильно было бы назвать их «выстриженными», потому что они как бы выстригались устройством, похожим на большие ножницы из листовой стали. Толщина стального листа становилась толщиной гвоздя. Резанные гвозди, таким образом, имели два параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали из которого они были выстрижены. Поэтому их второе название — квадратные гвозди. Это и является их главным отличием от кованых гвоздей, которые были тоже квадратными, но в процессе ковки суживались в направлении от шляпки к заостренному концу. Резальная машина, к сожалению, не была такой совершенной, чтобы совместить в себе все процессы производства гвоздей. Она делала только стержень гвоздя, шляпку нужно было формировать на другой машине. В любом случае, доля ручного труда в таком производстве была велика. Своего расцвета резанные гвозди достигли к 1820 году, а в середине ХIХ века они уже преобладали на рынке.
Резаные гвозди перестали изготавливать только к началу ХХ века, когда при изготовлении гвоздей стали применять проволоку, равную в сечении по всей длине. На мой взгляд, интересно и то, что первая машина на которой можно было производить проволоку появилась в начале ХIХ века, но та проволока была тонкой и для производства гвоздей не годилась. Проволоку достаточно большого сечения и, к тому же, прочную, из стали, придумали только в 1910 году. Это изобретение позволило делать круглые в сечении проволочные гвозди. Процесс был полностью механизирован, гвозди стали доступны по цене и появились в каждом доме.
В шкафу были резаные гвозди.
При этом двух видов. Их характеристики следующие.
1. Сечение 3,2 мм х 3,2 мм, длина 83 мм, диаметр шляпки 8,5 мм
2. Сечение 1,8 мм х 1,8 мм, длина 51 мм, диаметр шляпки 4,8 мм.
Приведу любопытные данные, которые содержатся в «Энциклопедическом словаре» под редакцией Ф.А.Брокгауза и И.Е.Ефрона издания 1890-1907 гг. В словаре можно почерпнуть много информации по гвоздям, в частности, можно прочитать следующее:
«В настощее время почти все потребляемые в Росси гвозди выделываются на русских заводах: по «Сборнику статистических сведений о горной промышленности в России (изданному С.Кулибиным в 1893 г), в 1889 году гвоздей выделано было всего 608000 пудов. . По изданию департамента таможенный сборов: «Внешняя торговля России по европейской границе», 1891 году ввезено гвоздей разных всего в количестве 2000 пудов. Ввозятся гвозди дорогие, стоящие в среднем 10 руб. за пуд; это все, или очень мелкие сапожные и обойные гвозди, машинные или литые, или же гвозди с изукрашенными головками для обойщиков»
Проштудировав много материалов по истории гвоздей, я обнаружил, что в России первое упоминание о гвоздильных станках можно отнести к 1835 году, когда, вернувшись из Англии Ефим Александрович Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Ефимович Черепанов (1803 — 1849 ) спроектировали и построили на тагильском заводе гвоздарный станок. Массовое использование в России гвоздильных станков началось в 1870-1880 гг. В основном, оборудование для производства гвоздей поставлялось из Германии и Англии. Интересно, что в 1880 году был основан гвоздильный завод и в тогдашней Минской губернии (братьями Леопольдом и Александром Лурье в городе Пинске).
Поэтому становиться ясно, что если шкаф сделан где-то в 60-х годах ХIХ века, то в нем гвозди не отечествекнного производства, а полученные из-за границы (импортные), если в конце ХIХ века — то гвозди наши, отечественные, российского, возможно даже и пинского производства.
Если посмотреть справочную литературу, то в те времена их маркировка указывалась в дюймах (2,54 см), тогда у меня гвозди были «двухдюймовые» и «три дюйма с четвертью «, если они были отечественные. А вот если они были импортные, то их называли «шестипенсовый» и «двеннадцатипенсовый».
Чтобы пояснить такое название, остановлюсь на этом несколько подробнее. Оказывается, что понятие «пенс» применительно к гвоздям, которое сохранилось и по сей день в некоторых странах, особенно в Англии, появилось в Англии в ХVII веке. Тогда фунт стерлингов (английская денежная еденица) делился на шиллинги и пенсы, а пенс был самой мелкой монетой. До ХVII века у гвоздей не было каких-либо стандартных размеров. Каждый гвоздарь (так назывались кузнецы, изготавливающие гвозди) делал гвозди такой длины, какой считал нужным. Но вот цены на гвозди оставались постоянными, или почти постоянными очень долгое время. Поэтому в конце концов стандарт гвоздей сформировался на основе цен на них. В то время сто самых маленьких гвоздей стоили один пенс, гвозди размером побольше — четыре пенса, сто больших гвоздей стоили восемь пенсов, 16 и т.д., Так их и называли «однопенсовый», «четырехпенсовый» и т.д. Конечно, сегодня есть специальные таблицы, с помощью которых можно перевести стандартные размеры гвоздей, к примеру, из пенсового размера в дюймовые или в миллиметровые (которые приняты, кстати, у нас сегодня).
Чтобы закончить с гвоздями, замечу, что применительно к моему шкафу можно отметить, что, если бы гвозди в нем были бы кованые, то с вероятностью 100% его дату создания можно было бы отнести где-нибудь к периоду начала ХIХ века.
3. Конструктивные особенности.
В пользу того факта, что шкаф создан в указанный мною выше период времени говорит метод устройства филенчатой конструкции задней стенки шкафа.
Ведь к конце ХIХ века изобрели фанеру и, как правило, уже в начале ХХ века стали массово применять ее при устройстве мебели.
4. Прменением оригинальной металлической фарнитуры, способу их установки.
Если посмотреть на навесные петли дверок шкафа,
то можно сказать, что такие петли применялись в ХIХ веке. Сейчас их аналог называется «пяточная петля». При установке дверок верхняя приемная петля ставилась на краю передней наружной рамы шкафа.
А вот на самой дверке петля стоит почти посередине.
Сама дверка своей, на нашем предыдущем фото, левой частью при открывании немного заходила во внутреннюю часть шкафа, а при закрывании утапливалась в специально выбранный объем внутренней вертикальной поверхности наружной рамы шкафа (на следующем фото эта выборка видна справа от патрона дрели).
Такое оригинальное расположение петель позволяло при закрывании шкафа дверке заходить за наружную боковую поверхность наружной рамы и создавать красивый рельеф лицевой стороне шкафа.
В шкафу было установлено необычное запорное устройство левой дверки шкафа.
На нем я остановлюсь подробнее в своих других частях мастер-класса.
Безусловно, по-настоящему, являются старинными замки правой дверки и левого ящика шкафа с их оригинальными гвоздями для крепления. Уж точно эти гвозди выделывались за границей, они-то не резаные.
5. Применением оригинальной конструкции деревянной внутренней вешалки шкафа.
Внутри шкафа была устроена очень оригинальная вешалка, состоящая из двух элементов, поворачивающихся вокруг основного, зафиксированного на задней стенке шкафа, рамочного элемента почти на 180 градусов.
Об этом элементе также поговорим подробнее в моем мастер-классе далее.
Не секрет, что при оценке возраста шкафа я опирался на мнение моих коллег, занимающихся реставрацией.
Как я написал в начале этой части, шкаф был приобретен и вывезен с севера Белоруссии из нынешнего Браславского района. Те, кто владел этим шкафом, к сожалению, моему заказчику рассказать его историю не смогли. В литературе, которую мне удалось прочитать, какую-то информацию о таких работах найти мне не удалось. Да это и неудивительно, так как в книгах по реставрации, как правило, описываются работы известных мастеров, приводятся примеры по реставрации дорогих, зачастую уникальных работ.
В моем случае совершенно понятно, что этот шкаф не является каким-то произведением искусства, а судя по всему, выполнен, хоть и очень качественно, в какой-то кустарной мастерской (плотницкой артели), которых в те времена было великое множество.
По всей видимости, покупателем этого шкафа являлся либо же какой-то не богатый дворянин, весьма возможно — представитель духовенства, военного звания, купечества или местной интеллигенции. Крестьянам такая вещь была совсем не по карману. Хорошая мебель в те времена производилась из ценных пород древесины, инскрустировалась золотом, серебром, другими металлами и стоила очень дорого. Ее приобретение могли позволить себе только очень состоятельные люди.
Мои слова косвенно может подтвердить уже упомянутый мной «Энциклопедический словарь», который сообщает, что к 1 январю 1896 года население Новоалександровского уезда Ковенской губернии составляло около 230000 человек. Преобладали крестьяне — 170000, насчитывалось дворян — 4402, духовного сословия — 821, почетных граждан и купцов — 294, мещан — 30889, военного сословия — 8693.
Мой шкаф, за исключением украшающих элементов, был выполнен из сосновых досок. Хотелось бы отметить, что доски перед работой были очень грамотно и хорошо высушены. Об этом можно судить по тому факту, что несмотря на то, что в элементах шкафа много досок с сучками, по прошествии стольких лет, сучки из досок не выпали. Применение сосновых досок также подтверждает мою версию о том, что владел шкафом человек небогатый.
Замечу, что в том же «Энциклопедическом словаре» есть указание на то, что в Новоалександровском уезде в 1896 году размещалось помимо 3 винокуренных, 7 мукомольных и ряда других заводов, 1 лесопильный завод. Вполне возможно, что именно на этом заводе и были изготовлены доски из которых был сделан наш шкаф.
Хотелось бы рассказать и об основных размерах шкафа. Его высота с учетом 9 см ножек составляет 185 см, ширина 129 см., глубина 63,5 см. Все элементы основного каркаса выполнены из досок толщиной 30 мм. Перегородки — из досок толщиной 18 мм. Выдвижные ящики имеют размер 50х21 см по наружной части, боковые поверхности ящиков выполнены так же из досок толщиной 1,8 см, а вот дно — из досок толщиной 0,8 см. Такую же толщину имеют и доски полочки в шкафу.
При работе, прикасаясь к деталям шкафа, постоянно думалось о тех мастерах, которые создали этот шкаф. Было очень приятно работать с мебелью из дерева, очень грамотно изготовленной вручную много лет назад по всем классическим правилам и технологиям столярного дела. Ведь шкаф, да и другая мебель, изготовленная в те времена и сегодня радует наши глаза. А этот конкретный, отреставрированный мною шкаф еще долгие годы прослужит его новым хозяевам. Не в пример современной мебели, которая производится, несмотря на дороговизну, ненадлежащего качества в нарушении всяческих технологий и, зачастую, разваливается чуть ли на сразу же после покупки…
Ну, и в заключении своего вступления хотелось бы показать на фото, какой красавец получился из моего шкафа на выходе.
На этом позвольте закончить свое небольшое, но, думается, достаточно интересное вступление.
Источник