- Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками
- Техники создания витражей
- Пайка
- Фацет
- Фьюзинг
- Травление
- Аппликация (пленочные витражи)
- Роспись (заливка)
- Витражи своими руками
- Витраж Тиффани
- Витражи и фотовитражи для кухни – оригинальный элемент дизайна
- Технология изготовления витража
- Тиффани
- Пескоструйные витражи
- Фьюзинг
- Фотовитражи
- Другие технологии
- Технология Тиффани: азы техники
- Витражи в современном интерьере квартиры: применение стеклянных вставок
- Крепление кухонных витражей: основные узлы, обучение базовым способам
Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками
Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:
- какие техники изготовления витражей сегодня используются;
- способы создания витражей своими руками;
- как сделать витраж Тиффани своими руками.
Техники создания витражей
Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.
Пайка
Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.
Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.
Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.
Фацет
Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.
Фьюзинг
Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.
Травление
Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.
Аппликация (пленочные витражи)
Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.
Роспись (заливка)
Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.
Витражи своими руками
Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.
Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.
Витраж Тиффани
Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.
Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.
Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.
Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.
Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.
Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.
При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.
Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.
Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.
Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.
Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.
Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.
Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.
Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.
Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.
Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.
Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.
Источник
Витражи и фотовитражи для кухни – оригинальный элемент дизайна
Витражи в интерьере квартиры уже давно стали изюминкой, которую используют для того, чтобы подчеркнуть стиль обстановки, изящество дизайна. Стекло с рисунком становится акцентом, привлекающим внимание и определяющим настроение комнаты.
Широко используются витражи и в интерьере кухни. Чаще всего ─ это фасады гарнитура с остеклением, реже ─ потолок, проемы арок. В любом стиле они находят применение, ведь используются различные сюжеты, фото, узоры и технологии изготовления рисунка.
Технология изготовления витража
Для переноса изображения и создания узора на стекле используются разные технологии, которые определяют стоимость готового витража.
Тиффани
Самым дорогим в изготовлении является рисунок, созданный в технике Тиффани, запатентованной этим модным домом. Если вы посмотрите мастер-класс или уроки по этой технологии, вы увидите, что такие витражи для кухни делают из кусочков стекла, которые составляют единый рисунок. Каждый кусочек обрамляют проволокой или фольгой, затем такой контур спаивается, чтобы получилась цельная картина.
В результате довольно четкий, прорисованный тонкими линиями узор переливается всеми цветами радуги. Несмотря на эксклюзивность технологии, научиться делать такие витражи можно и с помощью мастер-класса, хотя требуется время для освоения навыков, ведь узлы и соединения должны быть крепкими, чтобы витраж не распался.
Пескоструйные витражи
Такие витражи для кухни или для любого другого помещения изготавливаются путем обработки стекла песком, подаваемым мощной струей воздуха. На фото ниже можно увидеть, что в качестве основы выбирают не только прозрачную поверхность.
На фото — пескоструйный витраж Лебеди
Для изготовления такого витража необходимо соответствующее оборудование, поэтому своими руками выполнить узор невозможно. Зато пескоструйные рисунки легко мыть и при этом не опасаться, что рисунок будет поврежден.
Фьюзинг
Часто кухонные витражи выполняют по технологии фьюзинг, при которой детали рисунка спекаются между собой. Для создания узора требуется металлическая проволока и фольга. Вместе с ними плавится стекло, что в результате совершенно меняет его вид. Как видно на фото, изображение получается единым, будто литым.
С помощью техники фьюзинг получают как объемные, так и плоские орнаменты. Цвета могут быть самыми разнообразными, а использование в узорах металлов делает изделия особо интересными, внося блестящие и загадочные нотки.
Конечно, своими руками такое чудо создать невозможно, какой бы мастер-класс или видео вы ни изучили, а вот имитировать фьюзинг можно с помощью других способов.
Фотовитражи
Перенести узор на стекло можно с помощью пленки, на которой печатается фото, рисунок или картина – любой сюжет в любой технике. Чтобы создавать такие витражи в интерьере, необходим УФ-принтер (впрочем, печать на пленке можно заказать, а наклеить ее уже своими руками). Пленочные решения имитируют как технику Тиффани, так и фьюзинг.
Для того чтобы выбрать узор, можно посмотреть фото или видео в интернете или придумать и нарисовать его самостоятельно. Аккуратно наклеить пленку на стекло поможет мастер-класс.
Другие технологии
- Заливная техника позволяет создавать витражи в интерьере своей квартиры своими руками. Для этого не нужно проходить какое-либо обучение или изучать видео, процесс довольно прост и зависит от вашей фантазии: необходимо создать контур рисунка, в который заливается краска или эмаль. Своими руками можно нанести контур специальными витражными красками.
- Фацетная технология, при которой края кусочков стекла проходят огранку, заставляет рисунок сверкать в лучах света солнца или же ламп. Создать такой ювелирный шедевр своими руками вряд ли получится без специального обучения и знаний.
На фото — фацетный витраж
Технология Тиффани: азы техники
Основная сложность в выполнении витража в технике Тиффани заключается в наборе инструментов, остальное ─ вопрос времени для выработки навыков.
Посмотрев видео ниже, где настоящий мастер делает витраж даже в домашних условиях, вы поймете, что это вполне доступная каждому техника.
В первую очередь готовят эскизы, прорисовывая контуры деталей и обозначая их цвет. Теперь детали необходимо перенести на стекло выбранных оттенков. Затем необходимо вырезать детали с помощью стеклореза. Обломав ненужные куски, все элементы необходимо обработать на шлифовальном станке.
Теперь каждую часть узора следует обернуть медной фольгой. Проходя обучение, многие считают, что это самая неинтересная работа. Но следует понимать, что это – самый ответственный процесс, ведь торцы – это будущие узлы соединения деталей.
Далее нужно сложить кусочки на эскизы, покрыть все стыки флюсом и спаять оловянно-свинцовым сплавом. В идеале спаянный контур деталей должен быть ровным и одинаковым на всем его протяжении. Узнать подробности можно в видео мастер-класса.
Витражи в современном интерьере квартиры: применение стеклянных вставок
Любое помещение сегодня можно украсить самыми разнообразными деталями, которые ранее казались чем-то чересчур вычурным для интерьера жилой квартиры. Но межкомнатные двери с остеклением так же прочно вошли в наши дома, как и фасады с витражами в современные кухни. Хотя и это не предел человеческой фантазии. Все чаще стеклянными вставками с узором украшают потолок и проемы арок. На фото ниже видно, насколько оригинально можно преобразить любой интерьер с такой отделкой.
На фото — витражный фартук для кухни
Используются витражи в интерьере квартиры в любом стиле:
- классика предполагает достаточно строгие, чаще всего пескоструйные украшения матового стекла в фасадах кухни. Впрочем, можно выбрать и цветные изображения без лишней вычурности, присущей барокко или рококо. Для этого подойдут витражи, выполненные в любой технике ─ Тиффани, фьюзинг или заливные. Оптимальны в таком стиле геометрические узоры, ведь в классике приветствуется правильность форм и рациональность. Можно украсить рисунком на стекле и потолок, если позволяет площадь и форма помещения.
- модерн ─ самое просторное поле для реализации идей использования витражей. Плавные линии, растительные орнаменты, натуральная многоцветность интерьера ─ все это доступно в этом стиле. Роскошно здесь будут смотреться вставки, выполненные по техникой Тиффани, дорого ─ витражи, изготовленные по технологии фьюзинг. Применимы и другие способы нанесения рисунка. На фото ниже видно, насколько интересно смотрится интерьер с витражами в проемах арок, когда в том же стиле выполнен потолок и фасады кухни. Такие виды декора делают обстановку ажурной и изящной.
- минимализм практически не приемлет декора, но витражи ─ особый элемент интерьера, ведь они являются частью функциональной отделки. Здесь уместно устанавливать пескоструйные или однотонные стекла в фасады, в арочные проемы, в потолок или на фартук рабочей зоны. Аналогично используются витражи в таких стилях, как хай-тек и функционализм.
- японский стиль приемлет использование растительного орнамента, несмотря на всю строгость и минимализм интерьера. Здесь гармоничными будут ветки цветущей сакуры, выполненные в технике Тиффани, фьюзинг, заливки или нанесенные пленкой с печатью.
Витражи могут использоваться как встроенными в потолок, в фасады и арки, так и в обустройстве фартука рабочей зоны кухни. Для этого применима любая техника, но пленка окажется менее устойчивой к частому мытью, перепадам температуры и повышенной влажности.
Крепление кухонных витражей: основные узлы, обучение базовым способам
Проще всего осуществить крепление витражного стекла в фасады кухонного гарнитура или межкомнатные двери, ведь для этого используются рамы, в которых подготовлены пазы. Пройдя мастер-класс, видео обучение или специализированные уроки, вы поймете, что ничего сложного в этом нет. Как правило, после вставки стекла в пазы их необходимо закрепить штапиками. Так же устанавливаются стекла и в арки.
Крепление любых витражей на потолок самостоятельно выполнить довольно сложно, так как работа требует специального обучения, большой аккуратности и навыков, но их сложно получить даже из видео мастер-классов в интернете. В потолочных конструкциях используются надежные узлы крепления, которые обеспечивают безопасность эксплуатации подобной отделки.
Источник