- Как делают витражные потолки с подсветкой
- Основные способы создания рисунка на стеклянных витражах
- Пескоструйная технология
- Прямая УФ-печать (фотопечать)
- Тиффани
- Фьюзинг
- Как самостоятельно сделать витражное стекло
- Готовые наклейки
- Роспись красками
- Пленочный витраж
- Выбор формы вставки
- Квадратная или прямоугольная
- Витражные потолки: виды и техники витражей, монтаж
- Особенности витражных потолков
- Акриловые витражи
- Силикатное стекло
- Виды витражных потолков
- Техники витража
- Тиффани
- Фьюзинг
- Классический способ
- Комбинированный
- Пленочный, расписной и заливной витраж
- Пескоструйный способ
- Травление
- Фотопечать
- Роль освещения
- Витражный потолок своими руками
- Монтаж подвесной конструкции
- Монтаж ниши из ГКЛ
- Видео по изготовлению и установке витражного потолка
Как делают витражные потолки с подсветкой
Первые витражные потолки появились в начале прошлого столетия. Долгое время такой дизайн стоил дорого, оставаясь недоступным широкому кругу владельцев жилья. Но в последнее время появилось достаточно материалов и технологий, благодаря которым роскошь стала доступна каждому. В этой статье рассказывается о том, что такое витражи, из чего их делают и в какие системы устанавливают, а также о том, как изготовить такой декор самостоятельно.
Основные способы создания рисунка на стеклянных витражах
Так называют светопрозрачное стеклянное панно с нанесенным на него разными методами рисунками, обрамленное рамой (системой профилей). Декор крепится к базовому потолку, стенам или каркасу, и чаще всего выступает частью подвесной конструкции.
Для изготовления витражных потолков используется два вида стекла — силикатное и акриловое.
Преимущество обеих материалов в том, что они не боятся влаги, поэтому пригодны даже для таких проблемных помещений, как ванная, кухня, веранда. Однако оргстекло проигрывает в устойчивости к царапинам и химическим веществам, образивам. Силикатный аналог невосприимчив ни к средствам бытовой химии, ни к жесткой чистке, но его минус — большой вес и хрупкость.
Витражи изготовляются несколькими способами. От этого во многом зависят их эксплуатационные характеристики.
Пескоструйная технология
На стекло воздействуют абразивными веществами — как правило, кварцевым песком. Место обработки становится матовым. Узоры могут быть как однотонными, так и цветными.
Прямая УФ-печать (фотопечать)
Изображения на материал наносят широкоформатным планшетным УФ-принтером с высоким разрешением.
Есть два способа декорирования стекол таким образом:
- рисунок наносят непосредственно на материал;
- изображение сначала пропечатывают на пленке (метод применяется в триплексным изделиям).
Тиффани
Композицию создают из кусочков стекла разных цветов. Каждую деталь оборачивают медной лентой, а потом спаивают между собой в единое панно. Это одна из самых дорогих технологий производства витражей.
Фьюзинг
Способ напоминает методику Тиффани. Но мозаику из разноцветных стекол спаивают между собой без медной оправы. Готовый рисунок получается несколько рельефным. Полотна, изготовленные по этой технологии, отличаются высокой прочностью и устойчивостью к внешним факторам.
Как самостоятельно сделать витражное стекло
Создать такой декор можно и самостоятельно за меньшие деньги, чем пришлось бы отдать в строительном магазине. Художественный талант для этого иметь необязательно. Далее — о самых простых способах, доступных даже в домашних условиях.
Готовые наклейки
В магазинах продаются недорогие самоклеющиеся пленки типа артскейп, которые имитируют витражи, если их нанести на стекла. Это самый простой способ сделать быстро своими руками витражный потолок. Для работы с этими покрытиями потребуются:
- вода с несколькими каплями жидкого мыла, налитая в распылитель;
- средство для мытья стекол;
- линейка;
- рулетка, канцелярский нож;
- резиновый скребок.
Поклейка пленки состоит из таких этапов:
- Скребком очищают стекло от грязи, пыли, краски.
- Замеряют ширину и длину панно.
- Вырезают из пленки нужный кусок с запасом 2–3 мм по краям.
- Распыляют мыльный раствор по всему стеклу.
- Отделяют пленку от бумажной подложки и прикладывают к декорируемой поверхности.
- Мыльным раствором смачивают витражное покрытие с внешней стороны и разглаживают резиновым скребком, удаляя воздух, двигаясь от центра к периферии.
- Обрезают излишки материала по краям.
Роспись красками
Можно создать свой витраж контурным методом. Технология состоит в том, что сначала наносят очертания будущего изображения густой пастой, а затем каждую образовавшуюся ячейку заливают каким-либо цветом. Краски, которые при этом используются, не смываются водой. Однако служат покрытия не так долго, как фьюзинг, пескоструй или Тиффани.
- на водной основе — имеют жидкую консистенцию, прозрачные, экологичные;
- на органических растворителях — густые с резким запахом, твердеют несколько суток;
- акриловые — дают насыщенные цвета, смешиваются между собой и быстро сохнут.
Последние два вида красок не нужно запекать. Чтобы получить более устойчивое к мытью покрытие, изображение защищают лаком.
Существуют краски и с различными эффектами — вспенивающиеся, льдистые (гранулированные), с добавками — блестками, неоном, флуоресцентные, мраморные, кракелюрные («трескающие»), структурные.
Шаблон для росписи необязательно вычерчивать самостоятельно — в интернете есть много подходящих картинок с животными, растительностью, абстракцией. Главное, чтобы элементы были достаточно крупными и удобными для росписи.
Для самостоятельного изготовления витража потребуются:
- краски — например, Decola на водной основе;
- распечатанный рисунок (можно черно-белый) по размеру декорируемой стеклянной панели, лучше с крупными элементами;
- кисточка;
- двусторонняя клейкая лента;
- зубочистки.
Чтобы цвета на витраже впоследствии смотрелись гармонично, черно-белый эскиз можно предварительно раскрасить.
Роспись проводят в такой последовательности:
- Тщательно очищают стекло, обезжиривают и дают просохнуть. Для акрила используют спирт, бензин, керосин или содовый раствор (1 ст. л бикарбоната натрия на 1 л воды).
- Подкладывают эскиз под стекло и фиксируют его двусторонним скотчем.
- Контуром обводят детали рисунка, рука не должна отрываться от стекла, пока очерчивают одну линию.
- Заливают элементы краской, помогают себе кисточкой, заполняя весь ограниченный контуром сектор, без просветов.
- Зубочисткой протыкают воздушные пузыри, если такие образовались.
- Оставляют стекло сохнуть на 24 часа.
Работать с полимерными смолами сложнее. Процесс создания витража тот же, что и с акриловыми красками, за некоторыми исключениями. Так, обычно эти составы двухкомпонентные, поэтому их нужно предварительно смешивать. После обезжиривания стекло покрывают адгезивным грунтом. Контур наносится из медицинского шприца без иглы. Затем пространство заполняют цветными эмалями и сушат их при помощи фена, сразу убирая пузырьки воздуха. Можно получить опаловый эффект, смешивая два оттенка. Если на свободный участок попала краска, свежее пятно убирают ватным спонжем.
Пленочный витраж
Для этого способа нужны светопрозрачные цветные пленки. Стекло готовят так же, как и под роспись акриловыми красками. Для работы надо взять:
- линейку;
- средство для обезжиривания — бензин, спирт, керосин;
- ножницы;
- острый скальпель;
- контурную свинцовую ленту (бывает глянцевой, матовой, имитирует разные металлы).
Удобнее всего работать на столе с подсветкой.
Собирают витраж в таком порядке:
- На стекло с эскизом накладывают пленку нужного цвета, отмечают края элемента, и добавляют по 1 см припусков.
- Обезжиривают участок, куда будет клеиться пленка. Это делают каждый раз перед нанесением очередного фрагмента.
- Удаляют подложку с клейкой изнанки и прикладывают кусок к нужному участку.
- Постепенно закрепляют фрагмент с одной стороны, одновременно держат материал с другого бока с натяжкой на весу.
- Свободной рукой пластиковым шпателем, не отрывая его от поверхности, приклеивают покрытие к стеклу.
- Скальпелем срезают выступающие за рисунок кусочки пленки посередине черного контура. Если между стеклом и покрытием оказалась пылинка, самый близкий край фрагмента снимают, убирают сор кончиком ножа (не пальцами), снова приклеивают пленку. Нельзя размещать детали внахлест, поскольку это скажется на качестве витража.
- Так поступают с каждым элементом.
- Контуры оформляют свинцовой лентой, сверху прокатывают валиком. Прямые линии выравнивают под линейку.
- Узким стеком прижимают места стыков ленты. Это усилит сцепление со стеклом и не допустит попадания воды под декор.
- После наклеивания всех элементов поверхность протирают средством для стекол.
Выбор формы вставки
Витражные потолки могут быть самой разной формы. Выбирая ту или иную конфигурацию, принимают во внимание стиль помещения, его очертания. Считается, что самым удачным будет панно, повторяющее очертания периметра.
Квадратная или прямоугольная
Такой формы витражи отлично смотрятся как в доме, так и в коммерческом помещении. Стильно выглядят стекла с фацетом — краем, обрезанным под углом 45°. Лучи света, преломляясь через грани, создают красивые визуальные эффекты. Квадратные и прямоугольные панно хороши в любом стиле — от готики, классики до кантри.
Источник
Витражные потолки: виды и техники витражей, монтаж
Витражные потолки сегодня пользуются популярностью среди потребителей. С помощью современных технологий изготавливают витражи разных форм и размеров. Оригинальная подсветка, установленная под стеклянной панелью в ходе монтажных работ, передает глубину и изысканную красоту декоративных элементов.
На фото оригинальный витражный потолок в спальне
Особенности витражных потолков
Акриловые витражи
Витражный потолок производят с применением стекла на акриловой или силикатной основе. В первом случае стекло представлено пластиком, по свойствам сходным со стандартным материалом, и отличается рядом преимуществ. Особенности таких потолков заключаются в устойчивости к механическим повреждениям: материал не получится разбить. Под воздействием ударов на поверхности образуются трещины, но первоначальный вид изделие не потеряет.
Акриловое или оргстекло
Акриловый вариант характеризуется надежной звукоизоляцией, поэтому подходит для отделки помещений, к которым предъявляются повышенные требования в части поддержания высокого уровня поглощения шума. Акриловые витражи на потолках вкупе с воздушной прослойкой играют роль теплоизолятора, создавая комфортный уровень тепла в помещении.
Узоры на акриловом стекле
Дополнительные преимущества таких конструкций: простота ухода, возможность мытья поверхностей без применения специальных средств, на них не появятся сколы и трещины при ремонте и реставрации. Недостаток – поверхности подвержены образованию царапин, но, если подобрать правильные средства по уходу, этой неприятности получится избежать.
Силикатное стекло
Альтернатива акрилу – силикатное стекло, уход за которым разрешено осуществлять с применением стандартных чистящих средств. Благодаря пленке, наклеиваемой на поверхность материала, силикатное стекло стойко переносит мытье даже с применением абразивных химических средств.
Потолочный витраж из силикатного стекла
Витражные панели фиксируют на металлическую подвесную систему «Армстронг», расположенную ниже, чем базовая потолочная поверхность. По периметру помещения монтируют профили, которые крепят на саморезы, составляющие основу каркаса. Далее устанавливается обрешетка, в образовавшиеся ячейки закладываются витражные вставки. Стандартные размеры плиток – 30х30 или 60х60 см.
Монтаж витражного стеклянного потолка
У витражных потолков есть и другие преимущества:
- отсутствие необходимости тщательной подготовки базового основания, в связи, с чем монтаж проходит быстро, такой потолок можно сделать своими руками;
- конструкция практична, при необходимости получится без труда заменить дефектный элемент;
- экологически безопасны, так как изготавливаются из материалов, в составе которых отсутствуют вредные вещества;
- влагостойкие, стекла выдерживают любой уровень влажности;
- разнообразный дизайн витражей позволяет выбрать подходящий вариант для конкретного интерьера.
Виды витражных потолков
Потолочные витражи делятся на несколько видов, отличающихся между собой по способам установки и дизайну:
- пленочные – простой и бюджетный вариант отделки, который получится сделать самостоятельно из стекла и декоративной пленки;
- фрагментарные представлены разноцветными панелями, собираемыми из отдельных частей на производстве. Такие витражи отличаются высоким качеством, прочностью, не теряют первоначальной яркости, не выгорают в течение срока эксплуатации, даже под постоянным воздействием ультрафиолета;
- контурные. Обработка стекла осуществляется по контуру витража при помощи полимерных красящих составов.
По способу монтажа потолки с витражом делятся на:
- подвесные, когда панели крепятся к установленному каркасу;
- бескаркасные. Установка витражей происходит посредством закрепления панелей к стенам с небольшим отступом от потолочного перекрытия;
- монтаж на короб. Этот способ применяется, если потолок витраж играет роль источника искусственного освещения.
Чтобы создать оригинальную конструкцию с рисунком, лучше использовать первый вариант, но тогда придется заказывать рисунок на декоративной пленке по специально разработанному эскизу.
Техники витража
Тиффани
Название технология изготовления получила в честь художника, жившего и работавшего в конце 19-го века – Луиса Комфора Тиффани. Он разработал процесс изготовления оригинального витража. Для этого края каждого элемента оборачивались фольгой, затем склеивались друг с другом.
Чтобы сделать декоративную панель уникальной, некоторые кусочки делают выпуклыми или вогнутыми. Благодаря возможности использовать мелкие детали для создания рисунков, готовые панели получаются оригинальными, позволяющими реализовать любую дизайнерскую задумку.
Фьюзинг
Фьюзинг – высокохудожественное искусство, с помощью которого воспроизводят объемные и глубокие изображения на витражах.
Кусочки стекла, отличающиеся друг от друга по форме и цветам, запекаются при высоких температурах (800°С) в специальных фьюзинговых печах. Часто в отдельные фрагменты внедряют дополнительные детали или вставки. Другими словами, на стеклянное полотно, выступающее основанием конструкции, устанавливают инородные стеклянные предметы, и отправляют конструкцию в печь.
Особенность заключается в том, что с помощью этой техники создают уникальные композиции в виде абстракций или акварели.
Классический способ
Классика – первый способ создания и обработки витражей, предполагающий отсутствие сложных форм и узоров, разрешающий применение только строгих плоских рисунков и геометрических орнаментов:
- по эскизу художника мастер делает каркас, основу которого составляет легкий алюминий;
- стеклянные элементы вытачиваются на шлифовальных машинках;
- детали устанавливаются в каркас.
Комбинированный
Витражный потолок получится интересным, если при изготовлении одновременно применялось несколько техник. Сложность работ обусловлена тем, что в производственном процессе применяют разные материалы, которые непросто сочетать из-за неодинаковых свойств. Поэтому такую работу выполнить под силу профессионалам, владеющим несколькими техниками создания витражей.
Пленочный, расписной и заливной витраж
Эти методы также относят к способам создания оригинальных витражей на потолке. В действительности же это только имитация.
Пленочный витраж представлен аппликацией, когда отдельные части рисунков вырезают из пленки, и оклеивают ими стекло. Пленочные мозаики – альтернативный вариант дорого витража Тиффани.
Для производства заливного витража применяют прозрачное лаковое покрытие. Чтобы сделать рисунок, на начальном этапе работ прорисовывают контур, а затем заполняют межконтурные участки пастой подходящего цвета.
Расписной витраж рисуют специальной краской. Техника идентична рисованию гуашью.
Пескоструйный способ
Витраж представлен матовым стеклом с оригинальными узорами и изображениями. Плитки матируют при помощи струи сжатого воздуха, выпускаемой под давлением. Используя специальные трафареты, на поверхность стекла наносят выбранные рисунки.
Благодаря пескоструйной обработке воспроизводят на стеклянной основе сюжеты или отдельные части выбранной композиции.
Травление
Такая техника получения витражных рисунков основана на применении специальной пасты, содержащей в составе плавиковую кислоту. Участок стекла, покрытый субстанцией, на ощупь становится гладким и шероховатым. В зависимости от глубины травления, добиваются оригинального рельефа на поверхности декоративной панели.
Фотопечать
Эта технология появилась не так давно, но уже нашла применение среди потребителей. С помощью такой техники можно реализовать любую дизайнерскую задумку. Особенность заключается в том, что на пленку, которую впоследствии наклеивают к поверхности стекла, наносится желаемый рисунок или фото. После этого ее раскраивают на элементы нужной формы, подходящие по размерам к витражным деталям.
Роль освещения
Витражный потолок с подсветкой часто используется дизайнерами в отделке. Если правильно подобрать светильники, пространство под потолком станет глубже и выразительней. Что касается цвета подсветки, то разрешено использовать разные тона. Главное, чтобы оттенки сочетались с рисунками, нанесенными на витражный потолок.
Подсветка витража
Для достижения эффекта невесомости, применяют скрытые варианты подсветки, когда количество используемых приборов минимальное. Выгодно такой способ смотрится на матовых витражных потолках. Лучи от источников, проступающие сквозь матовую поверхность стекла, наполняют комнату мягким рассеянным светом.
Для создания витражных потолков с подсветкой используют светодиодные ленты, галогеновые лампочки и люминесцентные. Преимущество – не придется покупать дорогие приборы освещения, так как лампы располагают под подвесной конструкцией внутри короба. Чем больше точек освещения, тем ярче будет в комнате.
Витражный потолок своими руками
Монтаж подвесной конструкции
Витражный потолок – разновидность подвесной конструкции. Собирается аналогично потолкам Армстронг, и представлен стеклянными панелями, которые укладывают в ячейки предварительно смонтированного каркасного основания. Монтаж витражей несложно сделать самостоятельно.
Каркас под витражный потолок
Каркас устанавливается следующим образом:
- сначала по периметру помещения к стене на саморезы крепится профиль;
- на базовом перекрытии на осях каркаса с шагом 60 см монтируются подвесы. Подвесы фиксируют на стальные анкеры, длина которых составляет 20 см;
- следующим шагом в направляющий пристенный профиль заводится потолочный с одновременным креплением к подвесам;
- к потолочным профилям крепятся второстепенные в тех местах, где будут стыковаться витражные пласты.
После того, как установка каркаса завершена, переходят к монтажу панелей, которые фиксируют в ячейках каркаса на саморезы. Важно оставить несколько плит съемными, чтобы сохранить доступ к черновому потолочному основанию.
Монтаж ниши из ГКЛ
Другой способ установки витража, который часто используют, предполагает наличие короба из гипсокартона (специальной ниши). Форма витражных потолков при этом выполняется в виде круга, овала или квадрата. Витраж крепят в профиль, монтированный по краю ниши.
Поскольку профиль ПН 28/27 изгибается только, если сделать по краям боковые надрезы, то между этими надсечками останутся прямые участки. Сконструировать фигуру на потолках из ГКЛ получится без проблем, но сформировать витражную нишу будет сложно.
Устройство ниши из ГКЛ под витраж
Специальные профили для крепления витражей в коробах из ГКЛ представлены лентами, горизонтальная длина которых составляет 16 мм, вертикальная – 10 мм. На горизонтальной части расположены две полочки, шириной по 7 мм. Каждая выступает в роли опоры для цветного стекла.
Чтобы зафиксировать профиль к торцевой части ниши применяют ленту, припаиваемую к вертикальной части профиля. После этого полосу протягивают до уровня с верхним направляющим профилем, удерживающим гипсокартонный короб, и закрепляют на саморезы. Получается, что профиль будет зафиксирован с шагом в 25-30 см.
Чтобы не было прямоугольных контуров ниши, монтированной по принципу устройства двухуровневых конструкций, мастера советуют делать профильный каркас на 1-2 см меньше, чем этого требует двухъярусный потолок. Таким образом, после обшивки гипсокартон будет выступать за каркас, и к выступающим частям получится закрепить профиль для витража.
Витражные конструкции нашли применение не только в гостиных или спальнях, но также ванных комнатах, кухнях, прихожих и других помещения. Главное правило, требующее соблюдения при оформлении интерьера потолочными витражами, заключается в том, что остальная отделка должна соответствовать изысканности декоративных элементов.
Видео по изготовлению и установке витражного потолка
Источник