Визуальное расписание для аутистов своими руками

Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания

Людмила Белоусова
Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания

Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания

Аутизм называют эпидемией XXI века. Более 1% детей в мире имеет аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита, а ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете. В России про аутизм широко заговорили совсем недавно — раньше о нем просто не знали. Тысячи российских детей не получали и до сих пор не получают квалифицированной диагностики и помощи.

Кроме того, в последнее время количество детей с диагнозом РАС (расстройства аутистического спектра) неуклонно растет. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз, и улучшения ситуации явно не ожидается. Наоборот, по прогнозам специалистов, количество детей с диагнозом аутизм будет только расти, что предполагает увеличение количества семей, которые столкнутся с трудностями в воспитании особенных детей. Эта статья призвана помочь таким семьям.

С какими трудностями могут столкнуться родители?

В чем же особенность детей с РАС?У них могут быть следующие симптомы: желание уйти от контакта, стремление к одиночеству, навязчивым стереотипным формам поведения, задержка речевого развития, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители.

Проблема в том, что не существует медикаментозного лечения, позволяющего вылечить аутизм. Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопутствующих проблем — агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т. д.

Одной из основных задач родителей является развитие самостоятельности у детей с РАС.И это иногда возможно: среди аутистов есть люди, имеющие профессию, и даже достигшие определенных успехов в ней.

Одна из основных трудностей, с которой столкнутся родители — это проблема в общении с ребенком. Если ребенок мутичный (неговорящий, его понять будет практически невозможно. У него, скорее всего, будут проблемы в поведении, как реакция на непонимание его потребностей, т. к. он не в силах будет их объяснить. И в этом случае может помочь визуальное расписание.

Что же представляет собой визуальное расписание?

Это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий. Для детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.

Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё,что угодно:

• самостоятельное одевание — раздевание,

• поход на прогулку, в магазин,

• навык самостоятельной игры,

• умывание, чистка зубов,

• умение пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. п.

Преимущества визуального расписания

Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом, а потому это коммуникация, которую им проще понять. Оно позволяет изучать новое и автоматизировать уже изученное, опираясь на сильную сторону ребёнка.

• Избавление ребенка от сенсорных перегрузок. Визуальное расписание исключает из жизни ребёнка лишнюю речь взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова.

• Не нужно запоминать большое количество информации и держать его в памяти. Это позволяет ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами.

• Позволяет увидеть начало процесса и его конечный результат. Иллюстрации объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.

• Снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. Расписание делает предсказуемым изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это инструмент, который позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.

Читайте также:  Как своими руками сделать шарманку своими руками

• Уменьшение проявлений нежелательного поведения. Использование визуального расписания дает ребенку ощущение контроля над ситуацией, что придает ему уверенности. Окружающим также становятся понятны намерения ребенка, что облегчает коммуникацию.

• Рост уверенности в себе. Это прямое следствие любой самостоятельности. С помощью визуальных подсказок самостоятельность формируется наиболее быстро и безопасно.

• Предпосылки к формированию навыка чтения. Если карточки класть слева направо, и использовать картинки совместно со словом, его обозначающим, то научиться читать в будущем станет легче.

Так почему же многие родители не хотят использовать визуальное расписание, когда его преимущества столь очевидны?

На это есть несколько причин.

Во-первых, некоторые родители отказываются принимать диагноз своего ребенка, им кажется, что все скоро закончится и ребенок заговорит. Это негативно сказывается на развитии ребенка, т. к. он не получает помощь вовремя.

Во-вторых, родителям кажется, что использование карточек отодвинет, а то и вовсе помешает формированию речи. Это распространенное заблуждение, поскольку использование карточек формирует и расширяет пассивный словарь ребенка.

В-третьих, родителям создание карточек кажется очень трудоемким и утомительным процессом, да еще и с непонятным результатом. Карточки создать не так сложно, поскольку интернет вам поможет (здесь можно найти множество карточек и выбрать нужные именно вашему ребенку, можно использовать мягкий магнит и прикреплять их на холодильник вместо магнитной доски. Здесь можно проявить фантазию, главное, чтобы результат был.

В-четвертых, родителям кажется неудобным использование визуального расписания, т. к. используется большое количество карточек, нужно время на любую инструкцию, на обучение пользованием карточками. Но нужно помнить, что дети с РАС плохо справляются с большинством привычных для нас процессов, когда у них нет четкой структуры перед глазами. Поэтому все-таки нужно потратить свое время, чтобы в будущем наслаждаться результатами, поскольку ребенок станет более самостоятельным и у вас появится больше свободного времени.

Итак, применение визуального расписания дома поможет вам:

• Дать ребенку чётко понять, чего от него хотят, и это позволит избежать проблемного, нежелательного поведения;

• Снизить тревожность из-за неопределенности в будущем;

• Сформировать навыки самообслуживания;

• Сформировать самостоятельность, что приведет к росту самооценки;

• Освободить ваше время, которое вы тратите на инструкции и помощь.

Хотелось бы добавить, что использование визуального расписания не решит всех проблем, но оно существенно облегчит жизнь вашему ребенку и подготовит его ко взрослой жизни, сделает его более самостоятельным. Это то немногое, что вы можете дать своему ребенку.

1. Брайан Л., (2000). Обучение поведению на рабочем месте и по расписанию для высокофункциональных детей с аутизмом с помощью графиков графических действий. Журнал аутизма и расстройств развития, 30, 553-567.

2. Фахерти C. (2000)Аспергер: что это значит для меня? Арлингтон,Техас: горизонты будущего.

3. Веллер Д. (2000). Приобретение и обобщение расписаний занятий и их влияние на выполнение заданий у маленького ребенка с аутизмом в инклюзивном дошкольном классе. Образование и обучение по умственной отсталости и нарушениям развития, 35, 326-335.

4. Месибов Г. В., Браудер Д. и Киркланд С. (2002). Использование индивидуальных графиков в качестве компонента поддержки позитивного поведения для учащихся с нарушениями развития. Журнал позитивных поведенческих вмешательств, 25, 58-72.

5. Месибов Г. В. и Шоплер Е. (2005). TEACCH подход к расстройствам аутистического спектра.Нью-Йорк: Пленум Пресс.

День защиты детей. Сценарий мероприятия для детей с РАС Дети с мамами 2 – мя паровозиками противоходом въезжают в зал под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково». Вед. Ребята, у нас сегодня.

Физическая культура для детей РАС Физическая культура для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) У детей с расстройствами аустического спектра (РАС) имеется.

Читайте также:  Все что нужно для дома своими руками

Информация для памятки родителям детей с РАС «Справляемся с проблемным поведением детей вместе» СПРАВЛЯЕМСЯ С ПРОБЛЕМНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ВМЕСТЕ Если малыш требует внимания или хочет получить желаемое: Создайте ассоциацию «взрослый.

Консультация для родителей по использованию нетрадиционной техники рисования «монотипия предметная симметричная» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНО СИММЕТРИЧНАЯ» Цель: расширить знания.

Консультация для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 23» Романова Анастасия Александровна. Уважаемые родители, очень рада приветствовать вас на.

«Аутизм — не приговор». Презентация для родителей, воспитывающих детей с РАС Очень часто можно услышать фразу «аутизм — это не приговор», и это действительно не приговор: современные средства помощи позволяют детям.

Применение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАС Для большинства детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации, т. е. дети.

Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании Рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании. Рекомендации для родителей: • Упражнять по развитию мелкой.

Рекомендации для родителей по использованию сказки в нравственном воспитании ребёнка Какие сказки читать детям? Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им больше читать, понимая, что.

Рекомендация для родителей по использованию игр для гиперактивных детей На развитие внимания 1. «Я — впереди». Дети идут друг за другом в колонне. Воспитатель называет имя ребенка, названный ребенок бежит вдоль.

Источник

Использование визуального расписания в логопедической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Дарья Харабарова
Использование визуального расписания в логопедической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Визуальное расписание – это последовательность картинок или занятий, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких – либо событий

Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с расстройствами аутистического спектра и является эффективным средством обучения и социализации.

Преимущества использования визуального расписания в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра:

1. У детей с аутизмом визуальное восприятие преобладает над слуховым, поэтому расписание опирается на сильные стороны проявлений аутизма у детей и таким образом, помогает через рецептивную систему коммуникации улучшить понимание.

2. Использование визуального расписания исключает использование лишней речи из перечня внешних раздражителей (минимальное влияние сенсорных перегрузок).

3. Предполагает фиксацию начала решения проблемы и результата усилий (с чего начинается любой сложный процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий).

4. Освоение новых комплексных навыков в индивидуальном ритме.

5. Снижение тревожности и проявлений нежелательного поведения благодаря предсказуемости будущего.

6. Повышает уровень самостоятельности ребёнка с аутизмом и как результат повышать самооценку.

7. Использование визуального расписания открывает возможность и даёт первые посылы к обучению чтения (картинки сопровождаются словами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что хорошо структурированное визуальное расписание улучшает жизнь ребёнка.

Визуальное расписание это способ удержать в поле внимания все действия, которые нужно совершить в течение дня и освоить сложные комплексные навыки.

Виды расписаний:

— предметное расписание (расписание из предметов). Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками и в основном невербальными. На начальной стадии достаточно перед очередным заданием просто давать ребёнку определённый предмет, который он будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера и символизировать определённое событие (например, карандаш – рисовать).

В последствии, можно выставлять символизирующие события в ряд или сделать для них небольшую полочку, ребёнок берёт эти предметы по порядку и выполняет соответствующие задания.

Расписания из рисунков и фотографий. Если ребёнок правильно соотносит предметы и их изображения можно использовать расписание на основе картинок и фотографий. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ребёнок снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует.

Читайте также:  Как сделать легкий улей своими руками

Письменные расписания. Такой вид расписания подходит для детей, владеющих навыками чтения. Если ребёнок только учится читать, то можно картинку сопровождать написанным словом.

Самая простая форма расписания «Сначала – Потом». Её можно внедрять во детям младшего возраста, чтобы наглядно показывать последовательность деятельности и поощрения. Под словом «потом» — приятное занятие, а под словом «сначала» — нужное, которое часто не нравится ребёнку. При этом начинать освоение можно с двух приятных занятий, чтобы дать ребёнку ключевое понимание – последовательность действий во времени и причинно – следственную связь выполненной работы с поощрением. Следующим этапом может стать визуальное расписание на более продолжительный период, в котором следует чередовать приятные занятия или предметы и малоинтересные задачи. В дальнейшем для обучения комплексным навыкам, подготовки к новым событиям можно добавить мини – расписания.

Перед изготовлением нужно определиться с тем, какой тип расписания понятен ребёнку. Расписание должно быть простым и доступным. Оно может быть составлено на целый день, а может содержать 2 – 3 символа предстоящих событий. Расписание составляется строго индивидуально и при его составлении учитывается тип расписания и количество шагов.

В своей работе на индивидуальных занятиях я использую визуальное расписание, которое помогает чёткой организации совместной работы. На планшете я прикрепляю картинку с изображением того вида деятельности, которое запланировано выполнить совместно с ребёнком. Количество картинок зависит от запланированных видов деятельности на занятии. После выполнения задания педагог прикрепляет поощрение за выполненное задание. Например, карточка с изображением смайлика, вишенки и т. д. Затем в последнем столбце даётся оценка выполненного задания логопедом ребёнка и прикрепляется карточка с символом оценивания. В конце занятия прикрепляется карточка, на которой изображен желаемые предмет (поощрение) и как результат выполнения всех заданий ребёнок получает в конце занятия тот предмет, который изображен на картинке.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Источник

Оцените статью