- Автомодели, вода и грязь, герметизация
- Водонепроницаемые RTR автомодели
- Герметизация автомодели
- Влагозащита в радиоуправляемых машинах
- 1: берём машинку с заводской влагозащитой
- 2: меняем электронику на влагозащищённую
- 3: защищаем автомобиль от воды своими руками
- Влагозащита моделей — что это? PRO Хобби – интернет-журнал о моделизме
- Заветное слово «Waterproof»
- Влагозащита и водонепроницаемость — одно и то же?
- Влияние влаги на электронику
- Как же вода влияет на электронику без влагозащиты?
- Что делать, если модель есть, а влагозащиты — нет
- Первый вариант
- Второй вариант
Автомодели, вода и грязь, герметизация
Почти любой владелец радиоуправляемого внедорожника рано или поздно захочет проехать по глубокой луже или жидкой грязи. Ведь это так эффектно, да и вообще, для чего еще предназначены внедорожники? Какие опасности таит в себе это желание? Можно ли окунать модель в воду и грязь? Давайте разберёмся, какие части радиоуправляемой модели боятся попадания влаги и что можно с этим сделать.
ВНИМАНИЕ! Отметим сразу, чтобы все понимали, за любые поломки автомодели несёт ответственность только её владелец. Все меры по герметизации и окунания в воду владелец производит только на свой страх и риск. И чинить машину в случае чего будет за свой счёт.
Водонепроницаемые RTR автомодели
Для желающих покататься по воде и грязи существуют готовые модели в герметичном исполнении. Их можно окунать в воду практически сразу после покупки. Все части таких моделей либо надежно защищены от попадания влаги, либо не боятся воды. Но это только при условии правильного использования и выполнения всех инструкций. Если вы забудете перед «погружением» плотно закрыть встроенный герметичный бокс с электроникой, вас ничто не спасёт. Пример RTR модели, защищенной от попадания воды Traxxas Summit — отличный пример мощного, надёжного и уникального водонепроницаемого монстра в масштабе 1/10. Он продаётся в полном комплекте, включая пульт управления с телеметрией, аккумуляторы и зарядное устройство.
Рекламный ролик, демонстрирующий возможности Traxxas SummitГерметизация автомодели
А что же делать обладателем моделей не в водонепроницаемом исполнении? Первое, что точно нужно обезопасить от попадания воды, это приёмник. Как правило, приемник располагается в отдельной коробочке, именуемой радиобоксом. У моделей с ДВС там же находится бортовой аккумулятор и выключатель питания. Для герметизации можно воспользоваться силиконовым герметиком, например, из авто-магазина или магазина сантехники. Для этого исследуем бокс на наличие отверстий (а они имеются, для вывода проводов и антенны) и заливаем их изнутри герметиком. Крышку радиобокса также нужно посадить на этот герметик и плотно закрыть. После каждого вскрытия радиобокса герметик нужно будет заменять новым. А стандартный выключатель питания входит в такой силиконовый чехол. Внутрь радиобокса желательно положить пакетик c силикагелем для впитывания влаги (найти его можно в коробках из под обуви). Для герметизации разъемных частей также очень хорошо подходит консистентная силиконовая смазка. В отличие от герметиков, она не застывает и будет защищать соединение даже, если произошел небольшой сдвиг. Практически все модели Traxxas оснащаются герметичными радиобоксами с резиновыми прокладками под крышкой и специальным герметичным выводом для проводов. Промазываем всё силиконовой смазкой — хуже не будет.
Следующий шаг — защита сервопроводов. В принципе, большинство сервоприводов достаточно легко переносят попадание небольшого количества воды и грязи на их поверхность. Но если планируются длительные и интенсивные погружения, то лучше использовать водонепроницаемые сервы или самостоятельно загерметизировать имеющиеся. Для этого откручиваем и вынимаем четыре длинных болта снизу сервы, промазываем стыки крышек герметиком и собираем назад. Особо осторожные могут также дополнительно покрыть электронную плату лаком PLASTIK-71. Оставшееся слабое место — выходной вал сервы, он вращается, поэтому его нельзя загерметизировать застывающим герметиком. Используем там консистентную силиконовую смазку.
Дальнейшие шаги по герметизации зависят от типа автомодели: ДВС или электро. Для ДВС всё достаточно просто — двигатель практически не боится попадания на него снаружи воды и грязи. Единственный путь проникновения внутрь него воды — воздушный фильтр. Хорошо пропитываем его специальным маслом, надёжно крепим к двигателю и периодически проверяем его состояние. Можно дополнительно закрыть фильтр каким-нибудь колпачком, чтобы исключить прямое попадание брызг. В любом случае, погружать воздушный фильтр в воду не следует, воздух перестанет поступать в двигатель и он, в лучшем случае, заглохнет. В худшем — выйдет из строя. Тут уж ничего не поделаешь — ДВС модель не может ездить без доступа воздуха.
С электрическими моделями всё иначе. Двигатели, как коллекторный, так и бесколлекторный, не являются водонепроницаемыми, но и не боятся попадания внутрь воды. Чистой воды. А попадание грязной воды и грязи, теоретически, может механически повредить двигатель, а при хранении в грязном виде вызвать коррозию. Бесколлекторный двигатель защитить проще — в нём практически отсутствуют отверстия, заклеиваем их изолентой и всё. Коллекторный мотор просто будем промывать после серьезной грязи.
В электрической модели также нужно загерметизировать регулятор скорости. Герметизация регулятора — один из самых частых и сложных вопросов. Здесь придумано множество способов, каждый из которых имеет право на существование. Одной из сложностей является обеспечение хорошего теплоотвода от регулятора, поэтому его нельзя просто поместить внутрь водонепроницаемого бокса, он сильно греется и может сгореть. Регуляторы обычно разбирают, покрывают все электрические платы лаком или теплопроводным компаундом. Более редкое, но очень надежное решение — поместить регулятор в металлический водонепроницаемый бокс, который обеспечит хороший теплоотвод. Такие боксы делаются умельцами под заказ. Более подробно теме герметизации регуляторов скорости мы посвятим отдельную статью.
Кстати, тема герметизации регуляторов постепенно становится менее актуальной, т.к. некоторые именитые производители начали выпуск водонепроницамых версий своих регуляторов, например Castle Creations Mamba Monster 2 Waterproof.
Оставшийся компонент электрических автомоделей — аккумулятор не боится попадания воды, так же как и силовые разъемы аккумулятора и электромотора. Хорошо загерметизированные электрические модели могут ездить полностью под водой.
Можно также использовать силиконовый спрей из автомагазина для обработки электроники до купания, он дополнительно защитит от воды. Многие используют для этой цели WD40, но это не совсем то, что надо. Загерметизируйте вашу модель и она не будет бояться такого, что приведено на следующих фотографиях!
После водных и особенно грязевых процедур не забудьте помыть модель чистой водой и хорошо высушить, иначе не избежать коррозии, а грязь может засохнуть в трансмиссии и полностью заблокировать возможность движения, тогда может потребоваться разбирать автомодель, чтобы всё почистить и промыть.
Источник
Влагозащита в радиоуправляемых машинах
Вода – главный враг любой электроники, в том числе и начинки радиоуправляемых машинок. Один раз неаккуратно помыл модель, утопил её в луже или просто недостаточно высушил после дождя, и результат может быть плачевным:
- Умирает регулятор оборотов. На нём всегда большие токи, поэтому одна капля = короткое замыкание и всё, элемент под замену;
- Погибает сенсорная плата.Бесколлекторный двигатель не боится грязи или песка, но в сенсорных моделях электроника моментально ломается из-за контакта с водой. В бессенсорных моторах, кстати, тоже всё не очень радужно: вода внутри – это заржавевшие подшипники вала и, соответственно, поломка двигателя;
- Засоряется двигатель. Коллекторный мотор не особо чувствителен к воде, но попавшая вместе с ней внутрь грязь вполне может привести к неполадкам;
- Выходит из строя сервопривод. Хватит даже конденсата, который вовремя не убрали.
В общем, если модель катается где-то на свежем воздухе, защитить её от воды необходимо. Эта задача решается тремя путями.
1: берём машинку с заводской влагозащитой
Waterproof автомобили есть в ассортименте многих популярных брендов, например, у Traxxas или HPI. Степень защиты зависит от конкретного производителя (не доверяйте no-name!), но она почти всегда на уровне «влагозащита» — не водонепроницаемость. Разница в том, что «нырять» влагозащищённые машинки не умеют, они просто не боятся грязи, слякоти и спонтанного дождя.
ВАЖНО: Водонепроницаемость – совершенно особая тема, которая актуальна только для трофи. Здесь и далее мы будем говорить строго о влагозащищённости.
2: меняем электронику на влагозащищённую
Решение похоже на предыдущий пункт, ключевое отличие только в том, что машинка у нас уже есть. Например, сперва купили, а потом задумались о защите от воды, или нравится конкретная модель без «родного» шильдика Waterproof.
Приёмников, сервоприводов, регуляторов оборотов и прочей электроники с влагозащитой на рынке достаточно, подобрать подходящее железо под конкретную машинку – это не проблема. Единственное: такое решение будет стоить денег и, скорее всего, обойдётся дороже первого варианта.
3: защищаем автомобиль от воды своими руками
Если влагозащиты в радиоуправляемой машине нет, электронику заменить нельзя, а позаботиться об автомобиле хочется, придётся решать проблему самостоятельно. И учтите, что гарантия закончится на внесении первого же изменения в конструкцию.
Существует три способа герметизировать электронные узлы:
- Герметичный бокс. Герметичный алюминиевый или пластиковый контейнер, которым закрывают регулятор оборотов;
- Заливка. Уязвимый элемент полностью заливается компаундом (например, эпоксидным), соответственно, влага внутрь попасть не может. Очевидный минус: резко снижается ремонтопригодность и теплообмена;
- Лакирование. Плата покрывается лаком, недостаток метода – низкая надёжность.
Если узел составной – есть соединения между платами – пространство между составляющими узла заливают не проводящей ток замазкой.
ВАЖНО: Если Вы не уверены в том, что сможете эффективно защитить машинку от влаги самостоятельно, рекомендуем всё-таки воспользоваться заводскими решениями. Это быстрее, удобнее, надёжнее и в любом случае дешевле, чем ремонт модели.
Источник
Влагозащита моделей — что это? PRO Хобби – интернет-журнал о моделизме
Влагозащита – один из ключевых параметров, который играет важную роль при выборе радиоуправляемой модели. Ведь он позволяет существенно расширить «ареал обитания» Вашей модели и границы эксплуатации.
Заветное слово «Waterproof»
В настоящее время уже сложно удивить кого-либо наличием влагозащиты, скорее, удивлять будет ее отсутствие. Но тут появляется следующая проблема – многие, при покупке моделей с маркировкой «waterproof», не удосуживаются прочитать инструкцию, в которой производителем может быть указано, что влагозащита в данной конкретной модели частичная и распространяется не на всю электронику, либо же это просто защита от брызг. А электроника таких ошибок не прощает, особенно регуляторы оборотов. И мы радостно заезжаем в лужу и … в самом лучшем случае выходит из строя один из компонентов, в самом худшем – вся модель.
Чтобы этого не произошло, предлагаем разобраться, что же такое влагозащита, зачем она нужна и какие есть особенности.
Влагозащита и водонепроницаемость — одно и то же?
При попадании влаги в модели на радиоуправлении страдают, прежде всего, электронные компоненты – регулятор оборотов, приемник, сервопривод и двигатель. Не забывайте – у Вас машина, а не подводная лодка, не следует устраивать мощные заплывы и бороздить на ней дно водоемов 🙂
Модели крупных известных компаний (Traxxas, Kyosho и т.д.) уже имеют в базовой комплектации влагозащищенные элементы электроники, проверенные в заводских условиях. Модели других компаний (в основном, китайских), как правило, такой защиты не имеют, либо она распространяется на отдельные компоненты – чаще всего это сервопривод, приемник, двигатель, регулятор оборотов, либо же это защита от брызг. Обязательно изучите данный момент перед покупкой и началом эксплуатации.
Но даже если в инструкции указано, что все электронные компоненты имеют влагозащиту, не забывайте, что водонепроницаемость и влагозащита – абсолютно разные вещи. Одно дело, проехать на машине по луже, мокрой траве, временно загнать ее в воду, и совершенно другое – полностью погрузить в воду на длительное время. Именно поэтому модели, которые используются в специфичных условиях (например, для триала и трофи), имеют дополнительную влагозащиту.
Влияние влаги на электронику
Как же вода влияет на электронику без влагозащиты?
| |
| |
| |
| |
| |
— | Минус – финансовая составляющая. |
В любом случае, выбор остается за Вами. А если у Вас есть вопросы, возникла необходимость приобрести влагозащищенную электронику или установить ее на модель – смело звоните и приходите к нам, мы поможем!
Источник