Промывание носа ребенку
Промывание носа ребенку солевым раствором – самый действенный и безвредный способ избавиться от насморка в домашних условиях. В отличие от взрослого человека ребенку, как правило, трудно определить, что именно его беспокоит и почему из носика течет водичка или, наоборот, он сильно заложен. Затрудненное дыхание — первый признак вирусной инфекции или банальной простуды. Но есть и другие причины: например, аллергия.
Появление слизи говорит о том, что есть проблема, и организм с ней активно борется. Прозрачные жидкие выделения задерживают продвижение микробов, аллергенов и вирусов. Их превращение в густые зеленые сопли опасно — на этой стадии слизь, как иммунный барьер, уже не работает.
Игнорировать насморк нельзя. Сам по себе он, к сожалению, не пройдет. Побочных эффектов у него предостаточно: капризность, головная боль, общее недомогание и т.д. Без быстрой и эффективной помощи не обойтись.
Когда нужно промывание носа ребенку?
Солевой раствор, используемый для промывания носа ребенка, увлажняет и очищает слизистую. Процедура показана не только при активном лечении насморка, но и в качестве регулярной гигиены. Это самый простой и доступный способ помочь ребенку справиться с насморком или заложенностью носа.
Симптомы | Эффект от промывания | Регулярность процедуры |
Прозрачные жидкие выделения | Постоянное увлажнение обеспечивает защитный эффект слизи, ее нужную консистенцию и быстрое выведение | Каждые 30-40 минут за исключением сна. Специально будить ребенка, чтобы соблюсти режим лечения, не нужно |
Густая зеленая или желтая слизь | Снижается риск вторичного воспаления и осложнений. Выводится скопление слизи, гнойные образования, застаревшие сгустки, а вместе с ними микробы и вирусы. Слизистая быстро восстанавливается | С промежутками в полчаса, через 1-2 часа после еды. Во время сна промывание не делают |
Для профилактики | 1 раз в день утром во время умывания (до завтрака!). Можно не каждый день |
Для полного восстановления дыхательной функции необходимо определить точную причину насморка и провести курс лечения под наблюдением врача. Правильное промывание носа ребенку — это всего лишь одна из процедур. В отличие от лекарств проводить ее можно самостоятельно, без назначения врача, с грудного возраста.
Раствор для промывания носа ребенку дома
В качестве средства для промывания носа детям рекомендован солевой раствор. Его лучше приобрести в аптеке: специальные препараты на основе морской воды имеют сбалансированный состав. С этим связан ряд нюансов:
- Готовые препараты на основе морской воды. Такие препараты, как «Сиалор Аква», не требуют подготовки. Промывание можно проводить сразу после вскрытия ампулы. Концентрация соли в нем примерно 6,5 г соли на 1 л воды. Такая насыщенность позволяет избежать неприятных ощущений в виде жжения. Детские носики очень чувствительны к избытку соли. Переборщив с ней однажды и доставив неприятные ощущения, впоследствии будет сложно делать промывание. С готовым раствором «Сиалор Аква» подобная ситуация исключена. Концентрация подобрана оптимально даже для промывания носа грудному ребенку. В упаковке 10 анатомических ампул с морской водой — в каждой разовая доза. Одной вполне достаточно для однократного применения.
Морская вода для промывания носа Сиалор Аква
- Домашний раствор из поваренной или морской соли для промывания носа детям. На 1 л теплой (не горячей!) кипяченой воды требуется 1 ч. л. соли (поваренной или морской без добавок). Это соответствует 9 г соли на 1 л воды. Состав насыщен солями натрия и хлора, обогащен магнием, цинком, калием, кальцием и нормализует естественную работу клеток. При превышении концентрации соли ощущается жжение. Малышу это крайне неприятно, поэтому увеличивать количество соли при приготовлении раствора не стоит. Эффективнее он от этого не станет.
Побочными действиями ни один, ни другой состав не обладает, передозировка исключена. При этом готовым средством можно быстро воспользоваться, не сомневаясь в том, насколько сбалансирован его состав. Оно удобно и экономично упаковано — не нужно ни пипетки, ни шприца для орошения.
Как делать промывание носа ребенку в домашних условиях?
Самый простой способ объяснить ребенку, как сделать промывание носа и для чего вообще нужна эта процедура, — это показать на себе. Попытки промыть нос быстро, строго и без пояснений не пройдут. Как только он заподозрит возможность боли, а шприц и спринцовка ассоциируются именно с ней, все мамины усилия будут сведены на нет.
Технология введения и орошения проста, но требует строгой последовательности. Сделать нужно следующее:
- Поставить ребенка лицом к раковине.
- Наклонить его голову над ней, чуть выдвинув вперед и в бок, не укладывая на плечо.
- Ввести раствор морской соли ребенку в верхнюю ноздрю. При использовании пипетки необходимо вводить целую на одну ноздрю; шприцем — до 2 мл. Используя готовый буфус «Сиалор Аква», рассчитывайте по 2 капли на каждую ноздрю
- При правильном положении головы из нижней ноздри будет вытекать водичка с остатками слизи, корочек, гноя и т.д.
Схема промывания носа солевым раствором
Для одного промывания носа ребенку при насморке достаточно однократного введения раствора. Повторять несколько раз подряд для усиления эффекта не нужно. Лучше провести процедуру несколько раз в течение дня. Соблюдение рекомендаций по соотношению воды и соли гарантирует безболезненность. Попробовав однажды, малыш не будет бояться промывать носик, тем более, когда почувствует, что дышать стало легче.
Особенности промывания носа детям до года
Сделать промывание носа совсем маленькому ребенку сложнее, чем тому, кто старше по возрасту. Объяснить, как себя вести, не получится. Показать тоже. Делать нужно все мягко, тихо, без резких движений. Многие мамочки первое время побаиваются самостоятельно проводить какие-либо манипуляции медицинского характера, боясь навредить или причинить боль малышу, поэтому в данной ситуации мы рекомендуем не волноваться и придерживаться следующих правил:
- Купить солевой раствор для промывания носа ребенку с пометкой 0+.
- Уложить ребенка на спину.
- Повернуть головку в сторону.
- Закапать 2 капли в верхнюю ноздрю.
- Приподнять головку, чтобы остатки вытекли через нижнюю ноздрю.
- Повторить с другой ноздрей.
По окончании процедуры можно очистить носик ватным жгутиком, пропитанным детским маслом. Оно смягчит слизистую, устранит неприятные ощущения и позволит удалить засохшие корочки. Часто капать раствор для промывания носа детям до года не нужно — 2-3 раз в день вполне достаточно. Как только носик задышит нормально и выделения заметно сократятся, промывание можно оставить только в качестве утренней гигиенической процедуры.
Противопоказания к промыванию носа
Перед началом процедуры объективно оцените состояние ребенка. Проводить ее нельзя категорически в следующих случаях:
- Сильная отечность, мешающая дыханию.
В этом случае есть риск попадания солевого раствора и занесения инфекции в среднее ухо. Сначала нужно ликвидировать отек.
Промывать нос при отите нельзя. Рекомендуем только аккуратно закапывать капли.
Проявление и развитие аллергической реакции у малышей непредсказуемо.
- Хрупкие сосуды и, как следствие, частые носовые кровотечения.
- Образования в носовой полости.
- Искривление носовой перегородки.
Выходить на улицу можно не раньше, чем через 30 минут по окончании процедуры. Оставшаяся в пазухах вода может стать причиной простуды или воспаления.
Отработав методику, мамы часто вводят промывание носа солевым раствором при насморке детям от года в перечень ежедневных гигиенических процедур. Поддержать рабочее состояние слизистой можно и другими методами. Например, дополнительным увлажнением воздуха в отопительный сезон, регулярными прогулками на улице, соблюдением питьевого режима.
Подведем итог
Морская вода для промывания носа детям — самое простое и действенное лекарство. Промывание гарантирует восстановление всех дыхательных функций без последствий и побочных эффектов. В отличие от лекарств применение соленой морской воды для промывания носа ребенку не вызывает привыкания и осложнений. А некоторые средства, к примеру, анатомические буфусы «Сиалор Аква» превращают промывание в простую, быструю и эффективную процедуру, вызывающую только положительные эмоции.
![]()
где купить Сиалор?
Источник
Мастер-класс «Свойства воды»
Полева Индира Нурмагомедовна
Мастер-класс «Свойства воды»
Экспериментирование как основной вид познавательно — исследовательской деятельности
«Дюймовочка и мир за окошком».
Цель: познакомить детей со свойствами воды, что вода — это жидкость, имеет свойства течь, прозрачная жидкость, не имеет формы; что в воде предметы,которые тяжелее — тонут, а которые легче воды — плавают; развивать у детей способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения; развивать речь.
Оборудование:два стакана: один с водой, другой с молоком, ёмкости различной формы: тарелка, бутылка, пробки, стаканы, колба, блюдце; клеёнка,ложки, стеклянные камушки;природный материал: скорлупа ореха,каштаны, камешки, жёлуди, листочки; игрушка Дюймовочка.
Все помнят,как начиналась сказка «Дюймовочка»?
У женщины не было детей, и одна волшебница дала ей семечко. Женщина посадила семечко, а на следующее утро увидела красивый цветок. В лепестках спала девочка, она была совсем крошкой. В этом мире ей было всё интересно и неизведанно.
1. Опыт «Вода- прозрачная»
Практическая деятельность (проблемная ситуация).
Проснулась Дюймовочка и что она перед собой увидела? Что стоит перед ней (Два стакана: один с молоком, а другой с водой)
-А что ещё лежит перед Дюймовочкой? (Ложки)
-Чем будет заниматься Дюймовочка?
-Что она может сделать? (Погрузить ложки в ёмкость с водой и молоком.) Людочка, подойди,помоги мне — ты сегодня будешь моей помощницей)
-Как вы думаете, что она увидела?
-В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему (В стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком- нет)
-Что можно сказать про воду? А про молоко?
Вывод: значит вода какая (прозрачная, а молоко- нет)
Молодцы, ребята, я с вами согласна, я тоже так думаю!
2. Опыт- «Вода — это жидкость и она не имеет формы».
Огляделась Дюймовочка по сторонам.
— Что увидела перед собой (Тарелку)
Налейте в тарелку воды. (Помоги мне Ирочка.)
-Что произошло с водой (Она растеклась и приняла форму тарелки)
-А что ещё увидела перед собой Дюймовочка (Стакан,колбу,блюдце)
-Это всё что (Ёмкости).
— Если Дюймовочка познаёт мир, что она сделает? (Нальёт воду в стакан, блюдце, колбу. мне поможет Света,Тома и Танечка)
-Что происходит (Вода принимает форму того предмета в котором находится)
-А что произойдёт с водой если мы её нальём на ровном месте (На ровном месте вода расползётся лужицей)
-Где мы можем наблюдать это процесс (Когда идёт дождь)
-Что мы можем сказать о воде? Вода имеет форму?
Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.
-А что мы делали с водой? (Мы переливали воду)
-А благодаря какому свойству воды мы можем её переливать (Потому что вода жидкая, может течь)
— Если бы вода не была жидкой, она смогла бы течь в реках и ручейках, из крана?
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
-А жидкость — это что? (Жидкость — это то, что мы можем перелить,то что течёт)
Ещё интереснее стало Дюймовочке и она решила отправится в путешествие. А перед ней открылось озеро.
-Как может Дюймовочка переправиться на другой берег (Переплыть)
-На чём? (На кораблике)
— Какие предметы увидела Дюймовочка? Одним словом — это что (Природный материал: каштаны,камни, листики и т. д.)
-Давайте исследуем,какой предмет может стать корабликом? Как вы думаете? Давайте проверим. (Ответы детей)
-Что произошло с камнем? (Он утонул)
-Почему? (Он тяжелее воды)
-Почему листик поплыл? (Потому что он легче воды)
-А как вы думаете,что произойдёт с пластмассовой крышечкой? (Она не утонет)Почему?
-Значит в воде тонут какие предметы (Которые тяжелее воды)
-А которые легче воды (Поднимаются на поверхность воды- плавают)
Переплыла Дюймовочка озеро и на берегу встретила ласточку. За время полёта ласточка выбилась из сил и очень хотела пить.
-Что увидела Дюймовочка рядом с ласточкой? (Стакан с водой, камешки и т. д.)
-Стакан полный? (Нет)
-Как вы думаете,почему ласточка не может попить (Она не достаёт до воды)
— Как мы можем помочь ласточке?
-Что можно сделать, чтобы водичка поднялась?
-Как сделать, чтобы стакан был полный?У нас есть камешки? Что мы с ними можем сделать? (Осторожно опустить камешки в стакан)
-Что произойдёт? (Вода будет подниматься)
-Почему? (Камешки тяжелее воды и они выталкивают воду).
Ласточка была очень благодарна Дюймовочке и пригласила её отправится с ней в мир цветов.
Дюймовочке так понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир, что она с удовольствием согласилась!
— Ребята, а какие свойства воды вы запомнили?
(Что вода- это жидкость, она не имеет формы, прозрачная; в воде тонут предметы, которые тяжелее воды,а которые легче поднимаются на поверхность воды; тяжёлые предметы могут вытолкнуть воду,поднять её на поверхность)
-Молодцы,ребята! Спасибо моим помощникам. Людочке, Томе и т. д.)Всё, ребята, у вас получилось, все выводы сделали верно. Я с вами согласна, я тоже так думала!
Опыты с водой в младшей группе Опыты с водой в младшей группе. Задачи: 1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями. 2. Развитие.
Источник