- Водяное охлаждение своими руками для двигателя
- Система смазки и масляное охлаждение мотоцикла УРАЛ!
- Жидкие смазки для мотоциклов
- Типы систем охлаждения
- Типы двигателей для мотоциклов
- Двухтактные двигатели со сцеплением в масляной ванне
- Четырехтактный двигатель с сухим сцеплением
- Какое охлаждение лучше: жидкостное или воздушное?
- Воздушное охлаждение ДВС
- Масло для четырехтактных двигателей
- Некоторые рекомендации
- Водяное охлаждение для ПК – что это такое, из чего состоит, как работает, плюсы и минусы
- Что такое водяное охлаждение компьютера?
- Из чего состоит водяное охлаждение?
- Как работает водяное охлаждение компьютера?
- Водяное охлаждение для ПК – плюсы и минусы
- Какое охлаждение лучше водяное или воздушное?
- Виды водяного охлаждения
- Как выбрать водяное охлаждение?
- Жидкость для водяного охлаждения
- Корпус под водяное охлаждение
- ТОП водяного охлаждения на процессор
- Как установить водяное охлаждение на процессор?
- Может ли протечь водяное охлаждение?
- Водяное охлаждение для ПК своими руками
- Водяное охлаждение своими руками для двигателя
- Устройство и схема жидкостной (водяной) системы охлаждения двигателя
- Принцип работы системы охлаждения
- Водяное охлаждение компьютера своими руками
- Компоненты системы водяного охлаждения компьютера
- Изготовление системы охлаждения
- Сборка
Водяное охлаждение своими руками для двигателя
Система смазки и масляное охлаждение мотоцикла УРАЛ!
Средств транспорта, то можно увидеть что по дорогам страны перемещается порядка 2,2 миллионов двухколесных транспортных средств – мотоциклов, скутеров, мотороллеров и прочих двухколесных чудес техники.
Как и любое транспортное средство эти устройства могут работать только при стабильном смазывании трущихся деталей мотора и коробки передач. И поэтому, перед владельцами этих транспортных средств встанет вопрос какое моторное масло для мотоциклов требуется использовать?
Жидкие смазки для мотоциклов
Мотоцикл с 4 тактным двигателем прост в обслуживании
Что бы ответить на этот вопрос, надо понять, какие двигатели установлен на мотоциклах. На современных мотоциклах используют два типа силовых установок – двух- и четырехтакные. Двухтакные двигатели устанавливают на технику, которая пользуется популярностью среди любителей экстремальных видов гонок. Это обусловлено соотношением мощность/вес.
Силовой агрегат такого типа, является хорошим выбором для первого мотоцикла.
Транспортное средство с четырехтактным двигателем относят к более совершенным образцам. Они отличаются низким расходом топлива, он вырабатывает меньше отходов сгорания топлива. Кстати, несмотря на свою техническую сложность, эти моторы просты в обслуживании.
Производители моторных масел выпускают две линейки продукции. Одна предназначена для использования в двухтактных двигателях, другая – это четырехтактных силовых установок.
На выбор жидкой смазки решающее влияние оказывает тип двигателя установленного на мотоцикл. Разумеется, владелец такой техники, должен руководствоваться и такими критериями как:
- объем камеры сгорания;
- уровень сжатия;
- мощность силовой установки;
- предельная частота вращения коленчатого вала и некоторые другие характеристики.
Типы систем охлаждения
Существует три типа систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания: воздушная, жидкостная и гибридная.
Термические двигатели для А. требуют охлаждения цилиндров. Только для слабых, велосипедных газолиновых двигателей достаточно воздушного охлаждения при помощи рубцов, прилитых к поверхности цилиндра; для более сильных необходима циркуляция воды с помощью насоса между двойными стенками цилиндров, охлаждаемой в особом трубчатом приборе, помещаемом впереди А. и обдуваемом струей встречного воздуха.
Типы двигателей для мотоциклов
Перед тем, как разобраться с подбором моторного масла для мотоцикла, имеет смысл какие двигатели устанавливают на современные двухколесные машины. Именно это и окажет решающее влияние на выбор смазки.
Двухтактные двигатели со сцеплением в масляной ванне
Такие двигатели нашли свое применение на технике, которая изготовлена на предприятиях, разбросанных по территории бывшего СССР. В качестве примера можно назвать такие агрегаты, как ИЖ, Минск и многие другие.
Двигатели изготовленные за пределами страны эксплуатируются такие модели как кроссовые мотоциклы, мопеды, скутеры и пр. В таких моторах использована раздельная система смазки. То есть, детали поршневой группы получают необходимую смазку за счет масла, предварительно добавленного в топливо.
Смазка растворяется в топливе и через окна попадает в цилиндр вместе топливной смесью.
Поршень соединён с игольчатым подшипником, так же, как шатун связан с коленчатым валом. Смазка в эти места, закладывается ещё на стадии сборки. В коробке передач и в сцеплении смазку обеспечивает трансмиссионная смазка.
Четырехтактный двигатель с сухим сцеплением
Расположение узлов этого двигателя предельное похоже на двигатели, которые устанавливают на автомобили. Отличие заключено в единой схеме смазывания двигателя и коробки передач.
Во всем остальном все ключевые узлы идентичны тем, которые установлены на автомобильные двигатели. В комплект мотора входит насос для подачи масла, фильтр, маслопроводы и индикатор давления в системе. Смазка в коробке передач осуществляется путем его разбрызгивания из общей с поршневой группой масляной ванны.
Какое охлаждение лучше: жидкостное или воздушное?
Основная масса современных водителей понятия не имеет что такое воздушное охлаждение. Некоторая часть населения, сопоставляет такой вид вывода лишней температуры с мотоциклами, которые, в большинстве своем, тоже уже охлаждаются различными тосолами и антифризами. Некоторые еще помнят «Запорожцы», Фольксвагены Жуки, середины прошлого века, и некоторые модели Порше. И только малая доля водителей понимает, что значит ездить на машине с мотором охлаждаемым воздухом, какие это дает преимущества перед жидкостным и какие имеет недостатки.
Описывать систему жидкостного охлаждения двигателя я не буду, итак, все сталкиваются с ней каждый день. А вот что такое воздушное охлаждение и с чем его едят, попробуем разобрать по подробнее.
Воздушное охлаждение ДВС
Как ясно из названия, двигатель охлаждается воздухом. Вентилятор затягивает воздух в отводящие контуры, которые опоясывают все нагреваемые детали и охлаждают мотор. Все просто и ясно. Чаще всего можно встретить такие системы на мотоциклах. Ярким примером служат все мотоциклы производимые в СССР (про современную Россию говорить не приходится, ибо мотоциклами тут и не пахнет, а если пахнет, то китайским ширпотребом). Если присмотреться к ним внимательно, то можно обнаружить, что радиатора нет, расширительного бочка нет, вентилятор и трубопровод тоже отсутствует, зато есть блоки цилиндров с ребристыми корпусами. В автомобилях устройство почти такое же, только отличается тем, что мотор охлаждается принудительно, с помощью вентилятора, засасывающего воздух, и специального кожуха, опоясывающего весь мотор. Это из-за того, что мотор автомобиля расположен внутри, а мотоцикла на свежем воздухе.
Случилось так, что подобные двигатели стали ни кому не нужны. Почему? Вселенский заговор, конструктивная особенность, спрос среди населения или что-либо другое, в общем, ни кто из простых смертных не знает. Однако, сделали это напрасно, ведь с точки зрения практичности, надежности и экономической целесообразности для семейного бюджета, такие моторы вполне могут дать фору жидкостным.
В тот период жидкостные системы охлаждения называю водяными, так как антифризы не были распространены и все заливали в радиатор воду. В воздушный контур заливать ни чего не надо было и это являлось одним огромным плюсом таких двигателей. Рассмотрим ближе преимущества и недостатки таких ДВС.
Достоинства мотора с воздушным охлаждением
Преимуществ было много и одним из них было — надежность. Надежность узлов и агрегатов определяется сроком их службы, ремонтопригодностью и стоимостью запасных частей. По этим трем факторам ДВС с воздушным охлаждением опережал своего водяного собрата. Туда же добавлялся фактор количества деталей в узле. Чем меньше деталей, тем меньшему их числу придется ломаться. Особенно, если учесть, что в системе водяного охлаждения выходят из строя сопутствующие агрегаты, такие как термостат, радиатор, патрубки и шланги, которые в принципе отсутствуют в системах воздушного охлаждения, то это уже говорит о многом.
Из-за малого количества деталей, он был проще в эксплуатации и дешевле в ремонте. Легче починить одну деталь, чем десяток. Как гласит статистика авторемонтов, то 20% поломок, связанных с автомобилем приходится на систему охлаждения.
Недостатки
Недостатков тоже хватало и кажутся вполне разумными, если не учитывать тот факт, что они не вполне объективными. Первый недостаток — шумность. Такое присутствует и отказываться от этого ни кто не будет. Происходит из-за того, что рабочая зона цилиндров не прикрыта жидкостными контурами, как в водяных моторах. Из-за этого он шумит сильнее, плюсом служит большой вентилятор, который работает постоянно, а не в момент срабатывания температурного датчика как в современных двигателях.
Далее пойдут недостатки, которые не могут быть объективными, так как были выявлены владельцами «Запорожцев».
Мотор перегревается — неправда. Температура охлаждающей жидкости намного выше, чем температура воздуха за бортом и поэтому двигатель остывает быстрее.
Мотор плохо нагревался зимой и машина долго была холодной — тоже фантазия. Ввиду того, что мотор не опоясывался контуром холодной жидкости, то после первого пуска мотор разогревался быстрее, так как не было дополнительных охлаждающих элементов.
Двигатель «запорожца» был неплохим, сгубило его недостаточное сервисное обслуживание. Как его ремонтировать никто толком не знал, заправляли его некачественным топливом, специализированных сервисов не было и это не мудрено, так как машина не задействовалась в структурах скорой помощи, милиции или такси. Поэтому и дела до нее не было.
А вот и объективные недостатки:
- Малая мощность;
- Большой размер агрегата;
- Плохая звукоизоляция;
- Неравномерность обдува и частичный перегрев;
- Чувствительность к качеству ГСМ.
Данные факторы не позволяют судить об авто, как о комфортном, однако, смотря с какой стороны посмотреть. Двигатель с воздушным охлаждением больше по размеру, чем с водяным. Все так! Если сравнивать чисто двигатели между собой как отдельные агрегаты. Но стоит добавить сопутствующие элементы, то водяной выходит объемнее, из-за радиатора, проводящих трубок и патрубков, водяного насоса, термостата и расширительного бочка (которые еще и часто ломаются).
Неравномерность обдува и частичный перегрев связан с загрязненностью мотора. Хороший слой пыли или грязи препятствуют эффективному отбору тепла с мотора, поэтому необходимо тщательнее следить за чистотой ДВС.
Вот и выходит, что сам по себе двигатель с воздушным охлаждение не так уж и плох и прикрыли его развитие по непонятным причинам. Ибо инженеры Порше, практически справились со многими недостатками подобных моторов, так как они производили свои знаменитые спортивные купе с моторами на воздушном охлаждении аж до 1998 года. А ребята из Porsche знают толк в моторах.
Масло для четырехтактных двигателей
Вязкость смазки определяет уровень защиты двигателя от износа
Если речь идет о смазке для четырехтактных моторов, то ключевым параметром будет вязкость, в общем, как и для автомобильных двигателей. Вязкость определяет уровень защиты двигателя от износа. Нагрузки в мотоциклетном двигатели существенно выше чем в автомобильном и масло довольно быстро вытесняется из трущихся пар именно это и определило то, что использование жидких масел недопустимо. Японские производители мотоциклетной настоятельно рекомендуют использовать такое масло как SAE 10w40. Его относят к всесезонным маркам. Опыт говорит о том, что такая смазка может быть использована в технике, которая эксплуатируется от оттепели до первого снега.
Но у такого мотомасла, есть существенный недостаток – при резком падении температуры на улице оно может быстро загустеть, высокая температура, приведет к его разжижению, до не допустимого предела.
Некоторые рекомендации
Иногда хозяин мотоцикла не интересуется, а какое масло потребуется для обеспечения нормальной его работы. Между тем на практике используют некоторые простые алгоритмы, которые позволяют сделать правильный выбор жидкой смазки.
Наиболее универсальное и применимое практически для всех четырехтактных мотоциклов масло – SAE 10W40.
Ключевой источник информации находится в руководстве по эксплуатации мототехники. Как правило, производители предоставляют в распоряжение владельца перечень масел, который рекомендуется для использования в мотоцикле. Если руководства нет под руками, то всегда можно обратиться к свободным источникам информации в интернете.
Определив, какое именно моторное масло для мотоциклов, подходит для эксплуатации, потребуется запомнить его ключевые параметры, если класс масла определен по SAW, то ключевыми параметрами будут вязкость и количество присадок. Если масло классифицировано по API, то, по расшифровке его индекса можно выяснить, какими параметрами оно обладает. Кстати, отечественные масла имеют собственные маркировки.
Существуют таблицы, которые позволяют выполнять перевод из одной классификации в другу.
Но, как показывает практика, при выборе смазки, целесообразно руководствоваться рекомендациями производителя.
Водяное охлаждение для ПК – что это такое, из чего состоит, как работает, плюсы и минусы
По основным характеристикам инновационное водяное охлаждение для ПК намного эффективнее воздушных систем с использованием привычных кулеров. Жидкость лучше поглощает тепловую энергию, помогая обеспечить стабильную работу электронного устройства при серьезнейших нагрузках даже в жару.
Что такое водяное охлаждение компьютера?
Любое электронное устройство требует защиты от перегрева. В старых приборах изначально применялись вентиляторы, но постепенно мощность процессоров возросла до таких пределов, что кулеры во многих случаях перестают справляться с проблемой. Система водяного охлаждения в качестве теплоносителя использует жидкость для отвода тепла от CPU наружу. За счет лучшей теплопроводности жидкостные установки сравнительно лучше решают поставленную задачу.
Из чего состоит водяное охлаждение?
По набору комплектующих элементов данная установка напоминает системы, которые устанавливают на автомобильных двигателях. Жидкостное охлаждение состоит из следующих основных узлов:
- Блок с воздушными вентиляторами.
- Водяной радиатор.
- Помпа.
- Расширительный бачок.
- Набор ватерблоков – предназначены для передачи тепловой энергии от нагретого компонента ПК к теплоносителю.
- Шланги.
- Патрубки.
Как работает водяное охлаждение компьютера?
Жидкостные охладители отводят тепло несколько по иному принципу, чем привычные воздушные кулеры. Разобраться в способе их работы сравнительно просто. Рассмотрим краткое описание, как функционирует система водяного охлаждения для процессора:
- Помпа обеспечивает непрерывную циркуляцию теплоносителя.
- По системе трубок жидкость поступает к горячим узлам ПК, на которые прикручены ватерблоки, где происходит непрерывный отбор тепловой энергии.
- Далее нагретый теплоноситель поступает в радиатор.
- С помощью вентиляторов пластины радиатора продуваются, и система жидкостного охлаждения отдает тепло в окружающую среду.
Водяное охлаждение для ПК – плюсы и минусы
Споры о целесообразности приобретения жидкостных установок не утихают. Для начала рассмотрим преимущества водяного охлаждения для ПК:
- Компьютер с водяным охлаждением издает меньше шума.
- Водяные охладители намного эффективнее.
- Водяное охлаждение для ПК занимает сравнительно мало места.
- Система водяного охлаждения способна одновременно использоваться для отвода тепла сразу от нескольких ответственных узлов устройства (видеокарты, CPU, винчестера).
Недостатки водяного охлаждения ПК:
- Устройство сравнительно сложнее, для монтажа требуются собственные специальные навыки или привлечение специалиста.
- Существует потенциальный риск протечки жидкого теплоносителя на узлы ПК.
- Для функционирования системы используется специальная жидкость.
- Высокая стоимость.
- Водяное охлаждение для ПК периодически требует профилактики – прочистки микроканалов и замены теплоносителя.
Какое охлаждение лучше водяное или воздушное?
Желательно все варианты рассматривать в конкретных условиях, исходя из мощности собственного компьютера. Для простых задач хватает нескольких стандартных кулеров, но сравнительно мощные устройства требуют эффективного отвода тепла. Попытаемся изучить, что лучше водяное охлаждение процессора или воздушное, исходя из следующих критериев:
- Простота монтажа – воздушные кулеры проще и быстрее устанавливать.
- Стоимость – монтаж СВО обойдется пользователю дороже.
- Использование жидкостных охладителей разрешает осуществлять более тонкие настройки, включая в контур множество дополнительных компонентов.
- Размеры – в корпусе компьютера требуется больше места для монтажа радиатора и трубок.
- Уровень шума – комп с водяным охлаждением работает тише благодаря меньшей скорости вентиляторов.
- Эффективность – жидкий теплоноситель лучше перемещает тепло, разрешая увеличивать мощность приборов.
Виды водяного охлаждения
Производится множество моделей жидкостных охладителей для CPU, отличающихся мощностью и габаритами. В зависимости от особенностей конструкции различают следующие типы данных установок:
- Водяное охлаждение процессора внешнего типа – ватерблоки находятся в корпусе ПК, но сама установка вынесена наружу, представляя собой отдельный модуль. Плюсы такого выбора в ненадобности масштабных доработок и покупке нового более просторного корпуса. Минусы внешней СВО – низкая мобильность компьютера.
- Внутренняя СВО – большинство узлов системы монтируются внутри системных блоков. Плюсы такого варианта – высокая мобильность компьютера, внешний вид не страдает. Минусы варианта – при монтаже нужна обязательная модификация корпуса ПК.
Как выбрать водяное охлаждение?
Существование разных моделей СВО разрешает приобрести установку в соответствии с заданными параметрами, которая оптимально подойдет для конкретного компьютера. Водяное охлаждение для процессора желательно подбирать с учетом следующих нюансов:
- Большее число вентиляторов помогает увеличивать эффективность системы, снизить скорость вращения.
- В корпусе должно хватать места под радиатор, шланги и кулеры.
- Длина шлангов должна соответствовать размерам корпуса.
- Подбирать мощность СВО в соответствии с требованиями по теплоотводу (величине TDP компьютера).
- Водоблок лучше приобретать из меди.
- Желательно наличие регулировки скорости вращения кулеров.
- Вентиляторы и помпа СВО, издающие шума более 40-ка дБ, будут вызывать дискомфорт.
- Дизайн – подсветка, теплоноситель с флуоресцирующими компонентами и прозрачные трубки важны исключительно при наличии прозрачной крышки корпуса.
Жидкость для водяного охлаждения
Применять в качестве хладагента простую воду непрактично и опасно. Трубки быстро загрязняются примесями, а в случае протечек крайне высокий риск замыкания. Антифриз является токсичным веществом и проводит электричество. Самый дешевый вариант – заправить водяное охлаждение ПК дистиллированной водой. Специалисты советуют не экспериментировать, а перейти к использованию готового теплоносителя от проверенных брендов.
Примеры качественного хладагента для водяного охлаждения на ПК:
- Fluid XP+ Ultra.
- Feser One.
- Mayhems Pastel Coolant.
Корпус под водяное охлаждение
Самым габаритным компонентом СВО является радиатор. При выносе его наружу пользователь теряет в мобильности, поэтому корпус для ПК с водяным охлаждением желательно подбирать основательно. Оптимальный вариант – модели с посадочными местами в верхней крышке под типоразмеры радиатора 360-420 мм. Желательно, чтобы свободного места под верхней панелью хватало для монтажа 3-х секционного теплообменника толщиной от 45 мм.
ТОП водяного охлаждения на процессор
Приобретение бюджетных моделей СВО от неизвестного бренда – рискованное мероприятие. Некачественные комплектующие приводят к протечкам, окислению деталей и поломкам ПК. Предлагаем подборку хороших систем охлаждения от проверенных производителей:
- Водяное охлаждение NZXT Kraken X62 – подсветка многоцветная, корпус черный, радиатор алюминиевый, водоблок медный, вентиляторы 140х140 мм, шумность до 38-ми дБ.
- Thermaltake Water 3.0 120 ARGB Sync – подсветка многоцветная, вентилятор один 120х120 мм, водоблок медный, радиатор алюминиевый, шумность 25,8 дБ.
- Corsair Hydro H60 – подсветка белая, мощность TDP 95 Вт, радиатор алюминиевый, водоблок медный, шумность 28,3 дБ, вентиляторы 120х120 мм.
- Deepcool Gammaxx L240 – подсветка многоцветная, вентиляторы 120х120 мм, TDP 240 Вт, радиатор 2-х секционный алюминиевый, водоблок медный, шумность до 30-ти дБ.
- Deepcool Maelstrom 240T – подсветка синяя, вентиляторы 120х120 мм, TDP 150 Вт, шумность 34,1 дБ, радиатор алюминиевый, водоблок медный.
Как установить водяное охлаждение на процессор?
Самостоятельный монтаж готовой СВО на бытовой компьютер является реальной задачей для рядового пользователя. Процесс установки выполняется по следующей схеме:
- Распаковать водяное охлаждение.
- Проверить комплектующие элементы на наличие дефектов.
- Желательно предварительно подключить помпу и проверить СВО на протечки перед установкой в корпусе.
- Примерить шланги и водоблок по месту.
- Шланги нужно крепить без перегибов, а фитинги установить с зазором от узлов ПК,
- Радиатор располагать лучше на верхней или передней панели.
- Подготовить элементы крепежа в соответствии с инструкцией.
- Монтировать вентиляторы на радиатор СВО.
- Направление воздушного потока должно соответствовать маркировке.
- Установить радиатор.
- Нанести термопасту и прикрепить водоблок.
- Подключить помпу и подсветку в соответствии со схемой, учитывая разновидность имеющихся разъемов.
- Подключить вентиляторы.
- Модели помпы с подключением по USB имеют ПО, которое помогает точно настроить работу агрегата. В простых моделях управление осуществлять путем изменения напряжения на разъемах.
- Настройку вентиляторов осуществлять с помощью утилиты или через BIOS.
- Протестировать работу СВО с устранением возникших дефектов.
Может ли протечь водяное охлаждение?
Дефекты в работе СВО чаще случаются в самодельных системах, готовые установки от проверенных брендов из строя выходят крайне редко. Протекает водяное охлаждение компьютера по причине использования плохих зажимов и шланг, при нарушении технологии сборки. Обязательно нужно тестировать аппарат, устраняя дефекты при пробном пуске. Для минимизации риска замыкания нужно приобретать специальный хладагент с диэлектрическими свойствами.
Водяное охлаждение для ПК своими руками
При желании немного поэкспериментировать и сэкономить денег многие пытаются создавать самодельные жидкостные охладители из подручных средств. Рассмотрим пример, как собрать СВО в домашних условиях:
- Ватерблок лучше приобрести в заводском исполнении, самоделки чаще протекают и хуже отводят тепло.
- Шланги можно применять прозрачные виниловые или кислородные трубки.
- Помпу желательно взять мощностью от 600 л/ч и больше.
- Радиатор подойдет автомобильный или другая старая модель подходящих размеров.
- Дополнительно приобрести пару вентиляторов с размерами 120 мм или 140 мм.
- Чтобы система водяного охлаждения работала без протечек, хомуты подбирать по размеру шланга и зажимать максимально плотно.
- После сборки водяное охлаждение для ПК заправить водой и включить помпу на несколько часов для выявления протечек.
- Произвести монтаж СВО на компьютер и проверить в тестовом режиме эффективность работы.
Водяное охлаждение своими руками для двигателя
Не забудьте посмотреть видео в конце статьи!
Детали двигателя внутреннего сгорания в процессе работы подвергаются воздействию очень высоких температур, и без отвода излишнего тепла его функционирование невозможно. Основным назначением системы охлаждения двигателя является охлаждение деталей работающего двигателя.
Следующей по важности функцией системы охлаждения является нагрев воздуха в салоне. В двигателях с турбонаддувом система охлаждения снижает температуру нагнетаемого в цилиндры воздуха, в автомобилях с АКПП охлаждает рабочую жидкость в коробке передач. В некоторых моделях автомобилей для дополнительного охлаждения масла в системе смазки двигателя устанавливается масляный радиатор.
Системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания подразделяются на два основных типа:
Воздушная система охлаждения имеет следующие преимущества: простота конструкции и обслуживания, меньший вес двигателя, пониженные требования к температурным колебаниям окружающей среды. Недостатками двигателей с воздушным охлаждением являются большая потеря мощности на приводе охлаждающего вентилятора, шумная работа, чрезмерная тепловая нагрузка на отдельные узлы, отсутствие конструктивной возможности организации цилиндров по блочному принципу, сложности с последующим использованием отводимого тепла, в частности – для обогрева салона.
В современных двигателях автомобилей система воздушного охлаждения встречается довольно редко, и основное распространение получила система жидкостного охлаждения закрытого типа.
Устройство и схема жидкостной (водяной) системы охлаждения двигателя
Система жидкостного охлаждения позволяет равномерно забирать тепло у всех узлов двигателя, независимо от тепловых нагрузок. Двигатель водяного охлаждения является менее шумным относительно двигателя с воздушным охлаждением, менее склонен к детонации, быстрее разогревается при запуске.
Основными элементами системы жидкостного охлаждения двигателя как бензинового, так и дизельного являются:
1. «Водяная рубашка» двигателя;
«Водяная рубашка» представляет собой сообщающиеся полости между двойными стенками двигателя в местах, откуда необходим отвод избыточного тепла посредством циркуляции охлаждающей жидкости.
2. Радиатор системы охлаждения;
Радиатор системы охлаждения служит для отдачи тепла в окружающую среду. Радиатор выполняется из большого количества изогнутых (в настоящее время чаще всего алюминиевых) трубок, имеющих дополнительные ребра для повышения теплоотдачи.
3. Вентилятор;
Вентилятор предназначен для усиления потока набегающего воздуха на радиатор системы охлаждения (работает в сторону двигателя) и включается посредством электромагнитной (иногда – гидравлической) муфты от сигнала датчика при превышении порогового значения температуры охлаждающей жидкости. Вентиляторы охлаждения с постоянным приводом от двигателя встречаются в настоящее время довольно редко.
4. Центробежный насос (помпа);
Центробежный насос (помпа) служит для обеспечения бесперебойной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения работающего двигателя. Привод помпы от двигателя осуществляется механическим путем: ремнем, реже — шестернями. Некоторые двигатели, такие как: двигатели с турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, могут оснащаться двухконтурной системой охлаждения — дополнительной помпой для указанных агрегатов, подключаемой по команде с электронного блока управления двигателем при достижении порогового значения температур.
5. Термостат;
Термостат – прибор, представляющий собой биметаллический, реже — электронный клапан, установленный между «рубашкой» двигателя и входным патрубком радиатора охлаждения. Назначение термостата – обеспечение оптимальной температуры охлаждающей жидкости в системе. При холодном двигателе термостат закрыт, и циркуляция охлаждающей жидкости происходит «по малому кругу» — внутри двигателя, минуя радиатор. При увеличении температуры жидкости до рабочего значения термостат открывается, и система начинает работать в режиме максимальной эффективности.
6. Расширительный бачок;
Системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания в большинстве своем представляют собой системы закрытого типа, а потому в их состав включается расширительный бачок, компенсирующий изменение объема жидкости в системе при изменении температуры. Через расширительный бачок обычно и заливается охлаждающая жидкость в систему.
7. Радиатор отопителя;
Радиатор отопителя – это, по сути, радиатор системы охлаждения, уменьшенный в размерах и установленный в салоне автомобиля. Если радиатор системы охлаждения отдает тепло в окружающую среду, то радиатор отопителя – непосредственно в салон. Для достижения максимальной эффективности отопителя забор рабочей жидкости для него из системы осуществляется в самом «горячем» месте — непосредственно на выходе из «рубашки» двигателя.
8. Элементы управления.
Основным элементом в цепи устройств управления системой охлаждения является температурный датчик. Сигналы с него поступают на контрольный прибор в салоне автомобиля, электронный блок управления (ЭБУ) с настроенным соответствующим образом программным обеспечением и, через него — на иные исполнительные устройства. Список этих исполнительных устройств, расширяющих стандартные возможности типовой системы жидкостного охлаждения достаточно широк: от управления вентилятором, до реле дополнительной помпы в двигателях с турбонаддувом или непосредственным впрыском топлива, режимом работы вентилятора двигателя после остановки, и так далее.
Принцип работы системы охлаждения
Здесь дана только общая, упрощенная схема работы системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Современные системы управления двигателем на самом деле учитывают множество параметров, как то: температуру рабочей жидкости в системе охлаждения, температуру масла, температуру за бортом и прочее, и уже на основе собранных данных реализуют оптимальный алгоритм включения в работу тех или иных устройств.
Водяное охлаждение компьютера своими руками
Проблемой, с которой знакомы владельцы игровых компьютеров, или просто любители использовать свою технику на полную мощность – существенный нагрев чувствительных микросхем и процессора. Длительное сохранение такой температуры не лучшим образом сказывается на производительности ПК, и на сроке его дальнейшей службы. Установка дополнительных кулеров не всегда может решить проблему, поэтому в такой ситуации выходом становится водяное охлаждение компьютера своими руками. Конечно, все необходимое можно купить и в магазине, и даже заказать профессиональный монтаж системы, но стоить это будет в разы дороже.
Единственным плюсом покупной системы становятся меньше затраты времени на монтаж – ручное изготовление системы охлаждение занимает немало времени, и требует внимательности. Зато при правильной сборке она работает «как часы», и может прослужить не один год.
Компоненты системы водяного охлаждения компьютера
Как и при обычном охлаждении воздухом, при изготовлении системы водяного охлаждения компьютера своими руками, мы используем вентиляторы и радиатор. Дополнительными элементами, которые не встречаются в обычных системных блоках, станут водяная помпа, резервуар, ватерблоки основных схем компьютера (процессор, чипсет и видеокарта), и дополнительные шланги, крепления и т.д.
Сразу нужно сказать, что водяное охлаждение компьютера своими руками, или купленное в магазине, не повлияет существенно на производимым компьютером шум. Слова о том, что его использование заглушает звуки работы кулеров, не являются заблуждением, но и не говорят о какой-то нормальной защите от шума. Проще приобрести специальные кулеры – охлаждение с помощью жидкости имеет целью как раз защиту от перегрева, а не от громких звуков.
Пример простейшей системы охлаждения компьютера:
Каждый элемент системы может быть куплен в магазине. Ориентироваться при этом лучше на такие характеристики, как материал, стоимость и вес элемента. Последнее имеет значение в том случае, если радиатор будет крепиться в верхней части системного блока, увеличивая нагрузку на корпус. Если вес все же признан достаточно большим, стоит применить дополнительные держатели для крепления трубок и радиатора.
Изготовление системы охлаждения
Работа по созданию системы охлаждения компьютера своими руками проходит в несколько этапов, которые условно можно разделить на подготовку всех элементов к сборке, и непосредственно, саму сборку.
Помпа и расширительный бачок
В качестве жидкостной помпы подойдет обычный аквариумный насос. При покупке обращаем внимание на ее производительность. Для того чтобы гарантировать нормальную работу системы, можно использовать помпу с производительностью в 700 л/час. Учитываем, что при подъеме воды уже на несколько сантиметров от «нулевого» уровня, ее скорость падает, поэтому реальную производительностью можно поделить в два раза. Менее мощные помпы тоже могут быть использованы, но никто не гарантирует в этом случае полноценное жидкостное охлаждение компьютера. Своими руками также изготавливаем трубку, с помощь которых вода из резервуара будет проходить через насос, поступая к нему из расширительного бачка.
Простейшим вариантом будет применение обычной силиконовой трубки. В минусах в этом случае становится шум и сильные вибрации. Можно изготовить трубку и самому, взяв любой тонкий и мягкий материал, наподобие того, которые используется для подкладок под электронные платы в коробках. Изолируем его от протеканий, и для надежности скрепляет по концам хомутами. Перед закреплением в системном блоке проводим испытания «в деле», прогоняя через нее воду помпой, подключенной к другому концу трубки.
Радиатор и вентиляторы
Радиатор является одной из главных частей нашей системы водяного охлаждения компьютера. Лучшим материалом для него был бы алюминий, который хорошо справляется с тем, чтобы отдавать тепло окружающему воздуху. Можно взять готовый радиатор от автомобиля, или другое устройство такого же типа. Единственное, что смотрим по весу и по расстоянию между пластинами – излишне маленькое здесь ни к чему. Большой и массивный радиатор не закрепить в верхней части корпуса, поэтому задействуем его только в случае, если он будет находиться снаружи, или стоять в нижней части системного блока ПК. Тогда действительно, можно действовать по принципу «чем больше – тем лучше».
Обдувать радиатор планируется 2-4 вентиляторами, для которых придется приобретать дополнительный блок питания. Его же можно собрать и самостоятельно из подручных деталей и недорогой магазинной платы. Подключаем вентиляторы параллельно, убедившись при этом в том, что напряжение соответствует требуемым 12 вольтам. При подключении кулеров руководствуемся цветом проводов – если черный это «земля», то красный отвечает за вольтаж, а желтый регулирует скорость.
Остаются ватерблоки – приспособления, которые крепятся на платы для отбора у них лишнего тепла. Отверстия блоков служат для циркуляции воды, которая нагревается при прохождении через участки системного блока. Затем она подводится к радиатору, который постоянно охлаждается потоками воздуха от кулеров. В результате, в расширительный бачок потом поступает сравнительно холодная жидкость, пригодная для дальнейшего использования.
Обратите внимание: в качестве жидкости применяем дистиллированную воду, если нет желания наблюдать ее «цветение», и последующий выход из строя системы охлаждения.
Сборка
Помещаем резервуар на дно корпуса системного блока. Далее выбираем один из вариантов крепления радиатора – если первые два почти ничем не отличаются, то третий (наружное крепление) позволяет эффективней осуществлять охлаждение системы. Четвертый вариант снижает нагрузку на корпус и материнскую плату, но требует наличия места в блоке (если внутри и без него наблюдается мешанина из проводов, то поставить на дно еще и радиатор будет затруднительно).
Последовательно подключаем к системе все ватерблоки, уже закрепленные на соответствующих схемах. Возможно и параллельное соединение, но оно требует дополнительных деталей (затраты время+необходимое место в корпусе), и не приносят особого выигрыша.
Источник