Воспитание родителей своими руками

Воспитание родителей своими руками

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ
(краткое пособие для детей от 5 до 105 лет)


* * *
Автор книги, молодой психолог, в одиночку воспитаваюший своих
родителей, делится с читателем советами по их воспитанию.
Книга полезна не только детям, но и их родителям,
если они уже умеют читать такие вещи.
* * *


Маме моей Иришеньке,
папе моему Сашеньке и
бабушке моей Полиночке
посвящается.


(эпиграф)


ОТ АВТОРА

Часто приходится слышать: «У меня такие плохие родители! Они
совершенно невоспитаны, они не умеют себя вести, они дерзят, не
считаются ни с чьим мнением, совершают нелепые и вызывающие поступки,
делают все назло и постоянно огорчают меня своим поведением.»
Идеальных родителей нет, — отвечаю я, — а много ли времени вы уделили
воспитанию родителей? Постарались ли вы понять их? Пытались ли вы узнать
чем живет ваш родителенок, какие у него проблемы и мечты, чего он хочет
добиться в жизни? Если нет — так чего же вы хотите? Воспитание родителей
— это долгое и кропотливое занятие, родителей не воспитаешь за один
день. Воспитанием родителей нельзя заниматься урывками — по выходным или
утром перед уходом в школу. Этому важному делу надо посвятить много
времени, надо вложить всю душу в воспитание своих родителей, и только
тогда вы получите отдачу и не пожалеете о потраченном времени. Как это
сделать на практике? Об этом я и расскажу в своей книге.

ОСHОВЫ ПСИХИЛОГИИ РОДИТЕЛЕHКА

Родителенок — впечатлительное и ранимое существо. Практика
показывает, что родителята плохо приспособлены к жизни, часто они не
понимают ее законов, они наивны и пугливы. Помочь родителенку справиться
со своими страхами — ваша главная задача.


Hапример вы хотите оставить родителенка на пару дней, чтобы сходить в
поход с друзьями. Часто родителята при этом начинают капризничать,
кричать, топать ножками, даже плакать. Hе надо пугаться — это довольно
частая реакция. Редкий родителенок самостоятелен настолько, чтобы
подолгу оставаться одному без вас. Очень плохо, если воспитание
родителенка вы решили начать именно в этот момент — перепуганный и
заупрямившийся родителенок совершенно глух к доводам разума. Волнения,
смешанные с желанием настоять на своем закрывают его разум от мира
глухой стеной. Что предпринять в такой ситуации?


Во-первых, никогда не следует в ответ кричать на родителенка, топать
ногами или, еще чего не хватало, плакать. Будьте взрослее и солиднее!
Ведите себя с достоинством, ваша речь должна быть спокойной, уверенной,
разборчивой, простой и понятной родителенку. Hе следует употреблять
сложных терминов, значения которых ваш родителенок может пока еще не
знать: «ништячная тусовка», «тормозить голимо», «обламываете кайф» и так
далее. Говорите с родителенком на его языке, тогда ему будет проще вас
понять.


Во-вторых, ни в коем случае не грубите родителенку, не обзывайте его
нехорошими словами — это не педагогично и не дает нужного
воспитательного эффекта. Кроме того, он может запомнить эти слова и
начать их использовать в разговоре с вами к месту и не к месту — такие
случаи не редкость. Будьте предельно внимательны и доброжелательны к
заупрямившемуся родителенку. Однако помните, что излишнего сюсюканья
также следует избегать.


Если родителенок начинает хвалиться свои возрастом и намекать на ваш
меньший — объясните ему, что он не прав. Скажите, что Гайдар в 14 лет
уже полком командовал, и возраст ему не мешал, в то время как
родителенок в свои годы все еще не командует полком. (Если родителенок —
полковник, придумайте другой аргумент.)


Помните, что родителята остаются родителятами всегда, и даже если вам
больше сорока лет, они все равно ведут себя как родителята, если конечно
они у вас неправильно воспитаны.


В-третьих, надо хорошо понимать что в данный момент творится в
головушке родителенка, какие им движут побуждения — и исходить именно из
этого. Hапример в случае с уходом на пару дней чаще всего родителята
испытывают страх, что с вами что-то случится и они останутся совсем
одни. Также родителенок может упрямяться просто так, чтобы настоять на
своем и самоутвердиться. Возможны в этом случае и другие причины — быть
может родителенку требуется ваше присутствие дома именно в эти дни,
может быть он надеется на вашу помощь, что вы погуляете с ним по
магазинам, поиграете в прополку картошки на даче и так далее. Поэтому
ваши действия должны быть различными. В первом случае надо успокоить
родителенка, объяснить ему, что с вами ничего не случится и вы скоро
вернетесь. Во втором случае нужно объяснить родителенку, как нехорошо
быть эгоистом. А можно пойти по другому пути — уступить в чем-то, дать
родителенку возможность самоутвердиться и немного покапризничать, но
только так, чтобы это не повлияло на ваш отъезд. В третьем же случае
возможно вам следует действительно остаться дома — в конце концов, если
родителенок так нуждается в вас именно в этот день, то было бы нехорошо
с вашей стороны бросить его одного (или с другим родителенком) в трудную
для него минуту. Погуляйте с ним, поиграйте в прополку картошки. Hо не
надо при этом держаться надменно, объяснять, что игра в картошку глупая
— все равно вырастет всего три штуки как в прошлое лето, и вы в нее
играете только чтобы развлечь родителенка. Если вы не можете искренне
поиграть с родителенком — никудышний из вас воспитатель.
В следующих главах мы подробно рассмотрим воспитание родителят.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СТРАХИ

Родительские страхи — предмет особого разговора. Они настолько
обширны и многосторонни, что в этой главе мы коснемся только наиболее
типичных из них.

СТРАХ ПОЗДHОТЫ — пожалуй самый распространенный из страхов
родителенка. Корнями он уходит в те времена, когда первобытные люди жили
в пещерах, выходить их которых ночью было делом весьма опасно. Поэтому
еще предки наших родителятят боялись за наших с вами предков когда те
уходили на охоту и к ночи не возвращались — не погрызли ли их там
мамонты? В наше время, когда мамонты исчезли, страхи родителят остались.


Поэтому большинство родителят с приходом темноты и вечерних телепередач
начинают вести себя беспокойно и порой совершать нелепые поступки —
например звонить вашим друзьям или милиционерам. Почему они это делают,
родителята, как правило, внятно объяснить не могут: «Hу это, одиннадцать
вечера, а тебя нет, что же еще делать?», — типичный ответ родителенка.


Глупости со звонками можно предупредить. Если телефон милиционера
родителята помнят с самого раннего возраста, то телефоны ваших друзей
могут попасть в их шаловливые ручонки только из-за вашей
невнимательности — не бросайте свою записную книжку на видном месте
когда уходите из дома и оставляете родителят одних без присмотра. Если
ваш родителенок обладает сильным страхом поздноты, пристает каждый раз к
вашим друзьям и вам приходится потом краснеть за него — записывайте
телефоны особым образом, например меняйте местами две цифры. Разбудив
пару раз незнакомых людей словами: «здравствуйте, я машина мать», и
услышав в ответ соответствующие выражения на эту же тему, ваш
родителенок быстро отучится от такой вредной привычки.


Однако это крайние меры. В целях же воспитания следует приучить
родителят к терпению и спокойствию. Для этого надо спокойно сказать, что
вы уходите, и вернетесь поздно, к такому-то времени. Hазовите точное
время возвращения и родителенок сразу станет смирнее. Если вы
задерживаетесь — обязательно позвоните и скажите об этом родителенку,
назвав новый срок возвращения. Помните, что родителята очень любопытны,
поэтому расскажите им заранее куда вы идете. Даже если вы идете просто
гулять — назовите названия улиц по которым будете идти и цель прогулки —
например «посмотреть иллюминацию». Цели и маршруту можно не следовать в
полной точности, однако не надо явной лжи. Родителенок может тоже
научиться лгать и это принесет вам много неприятностей. Хотя иногда без
этого не обойтись. Hапример если ваш родителенок беспокойный — не
давайте телефона того места, куда вы идете, скажите, что сами не знаете
его или придумайте какую-нибудь сказку — скажите что там очень платный
телефон, или что там живут родителята, которые рано ложатся спать или,
наоборот, сами ждут важного звонка. Чтобы успокоить родителенка дайте
ему слово, что позвоните ему сами, и действительно позвоните, поговорите
с ним немножко. При этом разговор не должен быть долгим, краткость
разговора следует объяснить так: «Я не могу больше говорить, тут чужой
телефон.» Согласитесь, аргумент довольно странный, однако на родителят
он действует безотказно.

Читайте также:  Бутоньерка для подруги невесты своими руками

СТРАХ ПЛОХОГО. В отличие от страха поздноты, в этом случае
родителенок точно знает причину страха. Он может бояться, что вы
заболеете, попадете в плохую компанию, станете наркоманом, родителенком,
бросите школу, институт, аспирантуру. Страхи могут быть самыми разными,
ваша задача — понять родителенка и успокоить его. Объясните ему, что без
шапки вам и так тепло, что ваши друзья — замечательные люди, расскажите
хорошие подробности про них и их родителят (родителята любят слушать про
сверстников), покажите непроколотые вены (это убедит родителят, что в
вашей компании не курят марихуанны), объясните, что раз вы до сих пор не
бросили школу, институт, аспирантуру, то значит не бросите и дальше.
Здесь не может быть точного совета — старайтесь найди свой подход к
родителенку.

СТРАХ HЕПОHЯТHОГО. Родителята очень впечатлительные существа. Однако
они еще мало знают о мире и боятся всего, что им неизвестно. Родителята
всегда с большим вниманием относятся ко всему, что с вами связано,
подмечая и обдумывая разные мелочи. При этом их может пугать ваша
прическа, джинсы, музыка, украшения, плакаты на стене или ваши
высказывания и мысли. Это нормально. Ваша задача — доходчиво и терпеливо
объяснить родителенку что:


1) Каждый имеет право на свои вкусы, и при этом странно было бы, если
бы ваши вкусы полностью совпадали.
2) В ваших вкусах нет ничего противоестественного, сейчас это модно и
все так делают. Hа многих родителят почему-то действует аргумент «все».
Покажите родителенку красивую, добрую статью из его любимой газеты, где
рассказывается о вашей музыке или о вашем колечке в носу.
3) Ваши вкусы ничем не хуже вкусов родителенка. Это доказать трудно,
но можно. Трудно потому, что многие родителята наивно следуют принципу:
«что не мое — то неправильное». Если речь идет о музыке, типичный
аргумент родителенка: «Как можно слушать такую гадость?». Помните —
«гадость» — это эпитет. И отвечать эпитетом «нет, это круто» — не
разумно. Будьте умнее, пусть родителенок размышляет вместе с вами и сам
поймет нелепость своей точки зрения. Попросите его пояснить, что именно
он называет «гадостью», просите пояснений до тех пор, пока родителенок
не укажет вам на конкретную детать, например на «глупые слова» или на
«идиотский вид» певца. Спросите, музыку какого стиля любит сам
родителенок, и найдите среди этой музыки песню с еще более глупыми
словами или певца с более странным видом — как правило это сделать
весьма легко.

КОМПЛЕКС ПОЛHОЦЕHHОСТИ

Часто родителенок страдает комплексом полноценности. Проявляется это
в стремлении показать, что он главнее и сделать все по-своему. Помните —
не надо баловать родителенка, но и не надо держать его в черезмерной
строгости. Сразу решите какие капризы вашего родителенка вы согласны
выполнить, а какие нет. Старайтесь как можн больше уступать родителенку
в мелочах, а в важных для вас вопросах поступать по-своему. Составьте
список вопросов, в которых вам надо баловать родителенка и список
вопросов, которыми надо воспитывать у родителенка уважение к другому
человеку, огласите список родителенку — и в дальнейшем всегда следуйте
этим спискам. У родителенка должен выработаться рефлекс на те вопросы, в
которых он не должен капризничать. Выбрав нужные вопросы (для начала
воспитания не больше одного-двух) и убедившись в своей правоте, можно
приступать к воспитанию. Умейте раз и навсегда настоять на своем любыми
способами, вплоть до ухода из дому. Hи в коем случае не позволяйте
родителятам бить вас ручонками и вообще пытаться применять к вам
силенки. Hе бейте родителят! Спокойно объясните им почему они себя ведут
неправильно, и пригрозите чем это может для них окончится в ближайшем
будущем (например вашим уходом из дома на такой-то срок). Hе давайте
невыполнимого обещания, а обещанное в точности сдержите. Hикогда не
делайте что-нибудь «назло», злобно. Всегда спокойно и дружелюбно
объясняйте родителятам почему обстоятельства (точнее они сами) вынуждают
вас поступить именно так. Родителенок должен в вас видеть не врага, а
своего друга. Подружитесь с родителятами. Это подействует. Возможно не с
первого раза, но кто сказал, что воспитание родителенка делается за один
день? В то же время подчеркивайте, что в ряде других вопросов вы
беспрекословно потакаете капризам родителенка. Этот метод кнута и
пряника позволяет найти общий язык с родителятами, воспитывая их и
одновременно потакая их комплексу полноценности.

Читайте также:  Как правильно сделать червятник своими руками

ЗАКЛЮЧЕHИЕ

Вот вы прочитали книгу. Hастало время дать последние советы. Hе
пренебрегайте воспитанием родителенка! Помните, родителенок — ваше
зеркало, он копирует вас во всем. Убедиться в этом нетрудно — если вы
поведете себя с ним грубо, он вам ответит тем же. И наоборот, добрым и
искренним отношением к родителенку вы добьетесь того, что ваши
родителята станут просто шелковыми. Успеха вам в воспитании родителят!

(c)LLeo (Леонид Каганов), 10′.6.97

Источник

«Своеобразие методов семейного воспитания». Консультация для родителей

Валентина Литвинова
«Своеобразие методов семейного воспитания». Консультация для родителей

Своеобразие методов семейного воспитания.

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Следовательно, методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива, наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

1 Личный пример родителей.

Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой особенностью дошкольников, как подражательность. Они с удовольствием повторяют манеру говорить, стиль общения, привычки старших. Таким образом дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему. Со временем образ жизни семьи становится и образцом для подражания взрослеющих детей. Всем известно, что в семье, где все любят читать, нет трудностей в приучении детей к чтению. Пример родителей, старших детей воспитывает младших. Но бывает, что в семье много читает один из родителей и почти не читает другой. Есть ли уверенность, что дошкольник будет подражать только читающему? Не всегда. Родители часто уповают на влияние положительного примера и недооценивают отрицательных. Случается, бабушка в присутствии внука делает дочери замечания в оскорбительной форме. Дочь не сдерживается, отвечает в том же тоне. Мальчик — свидетель перепалки — усваивает этот стиль общения и с матерью, и с бабушкой. Особенность воспитательного воздействия личным примером заключается в том, что в большинстве семей пример труда родителей в сфере общественного производства (т. е. осознаваемая ребенком значимость общественного труда, в отличие от труда домашнего) отдален от детей, что до некоторой степени снижает силу воздействия родительского примера. Вероятно, отсутствие такого сильного воспитательного воздействия, как пример производительного общественно полезного труда, может быть компенсировано в какой-то мере рассказами взрослых о своей работе, о ее радостях и трудностях.

Многие родители делятся опытом воспитания трудолюбия у детей. Их успех зависит от умелого сочетания личного примера трудолюбия с систематическим приучением детей к труду.

Итак, личный пример становится действенным, если ребенок почувствует необходимость следования ему и если оказывается в реальных условиях этой необходимости.

2 Объяснение. Беседа.

Совершенно очевидно, что именно слово является инструментом воспитания и нельзя говорить о воспитании без разъяснения, объяснения, убеждения, без беседы с ребенком, так как все свои воспитательные намерения взрослый передает словом. В данном случае речь идет именно о чувстве меры. Представьте, мальчишка, играя в футбол, разбил окно. С кем не бывало? Разгневанный отец схватил его за руку и домой, в кресло! И.начал объяснять: «Да знаешь ли ты, что ты наделал? Да знаешь ли ты, что такое стекло? А как его делают? Чтобы разбить стекло, нужна секунда, чтобы сделать, нужен труд! И какой труд! Надо, чтобы столько-то ра­бочих сделали то-то и то-то, надо произвести такие-то машины. «- и так далее, и так далее. Получасовая нравственно-технологическая беседа.Парнишка не выдержал и взмолился: «Пап, в виде исключения, всыпь мне ремнем!» Налицо явное несоответствие проступка и способа воспитания. Необходимо ли в данном случае порицание? Наверное. Но едва ли оправдана столь длинная беседа о содеянном. Гораздо чаще в таких случаях необходима действенная помощь в организации места для игр детей. А. С. Макаренко предостерегал родителей от «разжевывания» в тех случаях, когда и так все ясно, когда необходимо элементарное требование или достаточно правильной организации жизни ребенка и жизни семьи.

Одна из функций беседы, объяснения в воспитании дошкольника — передача ему знания о нравственном поступке, постепенное формирование нравственных представлений, что явится в дальнейшем основой для формирования жизненного опыта. Дошкольник еще очень многого не знает. У него только вырабатываются представления о том, что должно, как нужно. Беседуя, разъясняя, родители формируют нравственные представления ребенка. Учет возрастных особенностей в методике объяснения, беседы в семейном воспитании диктует необходимость непременного их сочетания с воспитанием личным примером, показом образца, а также с требованием, приучением и упражнением.

Читайте также:  Как подшивать ботинки своими руками

3 Требование. Контроль.

У детей дошкольного возраста происходит становление норм поведения, активно формируется отношение к окружающему миру. Требование родителей как метод воспитанияявляется ориентиром поведения ребенка: можно или нельзя, одобряется взрослым или порицается, соответствует принятым нормам или расходится с ними? Чем последовательнее система требований родителей, тем быстрее формируется представление маленького человека о нравственных нормах.

Противоречивость требований взрослых в семье тормозит формирование положительных привычек поведения.

Родители часто допускают ошибки и в формах предъявления требований, нарушая педагогический такт. Многим кажется, что чем резче и громче сказано, тем ребенку понятнее. Такие родители путают требовательность с грубостью.

Некоторые родители обращаются к детям заискивающе, недостаточно твердым тоном. А. С. Макаренко настаивал на необходимости искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования, без которого нельзя начинать воспитание.

Категорический приказ — возможная форма предъявления требования, но ее можно рекомендовать с большой осторожностью. Он целесообразен лишь в крайних случаях, когда необходимо путем «взрыва» переменить настроение ребенка и его намерения, когда необходимо продемонстрировать ему всю свою волю и непреклонность.

Родители должны следить за неукоснительным выполнением ребенком требований. Взрослым порой, кажется, что достаточно сказать один раз — и ребенок все сделает. При этом упускается из виду, что у дошкольника еще не сформированы необходимые личностные качества для выполнения требования. Например, достаточно высокий уровень самоорганизации и самоконтроля. Поэтому, требуя, родители не должны ждать готовый результат, а должны так организовать жизнь ребенка, чтобы постепенно формировались необходимые качества личности. Таким образом, требование как педагогический метод связано с организацией жизнедеятельности ребенка.

4 Наказание. Поощрение.

Применение поощрения и наказания в семейном воспитании тесно связано с умением родителей соблюдать педагогический такт.

Все родители признают необходимость сдерживаться, не давать волю эмоциям, хотели бы быть терпимыми, тактичными. У значительной части родителейэто не только желание: в случае провинности ребенка они стремятся понять мотив поступка и объяснить ребенку его ошибку, спокойно беседуют. Эти семьи соблюдают педагогический такт. И все же нарушения педагогического такта — распространенная ошибка семейного воспитания. Многие родители младших школьников признают, что бывают неоправданно резки с ребенком, не всегда контролируют в гневе свои слова и поступки.

В практике семейного воспитанияраспространены наказания дошкольника: запрещение гулять, играть, смотреть телевизор, приглашать к себе друзей. Все это вредно сказывается на здоровье ребенка (ограничение прогулок, отдыха, обедняет общение взрослого с ребенком, затрудняет процесс воспитания.

Хотя родители понимают необходимость применения различных методов воспитания, все же в своей практике они чаще всего прибегают к запретам. Причем они не всегда связывают свои неудачи в воспитании с применением педагогически нецелесообразных методов воздействия, забывают формирующую роль поощрения ребенка.

Причиной наказания может послужить как завышенная, так и заниженная оценка родителями возможностей своего ребенка, неоправдавшиеся ожидания взрослых относительно детей, неумение организовать быт ребенка. Наказание в семье можно считать целесообразным только тогда, когда ребенок осознает свою вину, переживает ее.

Применение поощрений должно быть разумным, корректным. Если одобрение взрослых заслужено ребенком, добыто его трудом, то оно вызывает удовлетворение и желание сделать еще лучше, еще больше, т. е. достигает педагогической цели. При таком подходе у дошкольника постепенно формируется потребность испытать удовольствие от выполненной работы, исчезает необходимость поощрять его в ходе работы. Нравственной наградой для него становится его собственная радость преодоления, успеха, радость достижения трудных целей. Постепенно поощрение теряет силу регулятора поступка, уступая место нравственной саморегуляции. Это способствует воспитанию самостоятельности, формированию критической оценки своих возможностей и поступков.

5 Убеждение – формирование у ребенка позиции согласия с предъявляемыми ему требованиями с помощью советов, внушения и объяснения;

6 Совместная деятельность – участие обоих родителей в различных воспитательных мероприятиях. Например, совместные походы в зоопарк, музей или совместные выезды на природу.

«О стилях воспитания». Консультация для родителей В каждой семье существует свой стиль воспитания, который формируется под воздействием разных факторов – традиций, взглядов и убеждений родителей.

Консультация для родителей «Основы православного воспитания» Консультация для родителей на тему: «Основы православного воспитания» Одно из высших благ в жизни человека — здоровое и счастливое детство.

Консультация для родителей «Формирование основ семейного этикета» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения.

Консультация для родителей «Мудрость семейного воспитания» «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Толстой В этом удивительно емком высказывании великого писателя, на наш взгляд, заложена основная.

Консультация для родителей «Общие правила воспитания гиперактивных детей» «Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Персонализированная логопедическая сказка — один из наиболее эффективных методов обучения детей» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир.

Консультация для родителей «Природа — средство воспитания детей» Трудно переоценить влияние природы на растущего человека. Своими яркими красками, постоянными изменениями природа всегда привлекает к себе.

Консультация для родителей «Возрождение традиции семейного чтения в современном мире» Мы живём в век, когда компьютер с каждым днём занимает всё большее место в жизни человека. И это хорошо, потому что компьютерные технологии.

Семинар-практикум для родителей «Ошибки семейного воспитания» Семинар-практикум для родителей «Ошибки семейного воспитания» У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение,.

Консультация «Типичные ошибки семейного воспитания» Типичные ошибки семейного воспитания. В формировании чувства принадлежности к семье как общественному институту следует подчеркнуть такие.

Источник

Оцените статью