Восстанавливаем необслуживаемый аккумулятор своими руками

Как правильно восстановить необслуживаемый аккумулятор

Речь идёт об особой разновидности автомобильного источника энергии, не требующего внимания на протяжении всей эксплуатации, как заявляют производители. Что значит «необслуживаемый аккумулятор»? Характерная особенность таких источников энергии – полная герметичность изделия, не позволяющая «ознакомиться» с его содержимым. Отличить необслуживаемый автомобильный аккумулятор несложно: верхняя панель у него гладкая, пробки отсутствуют. Обычно имеется гидрометр-индикатор да небольшие отверстия под выход газообразных веществ.

Устройство необслуживаемой аккумуляторной батареи

По конструкции, принципу выработки энергии необслуживаемые АКБ схожи с обычными изделиями. В батарею входит ряд основных элементов, каждый из которых стоит рассмотреть подробнее.

Пластины-электроды

Являются поставщиками энергии. Бывают плюсовыми и минусовыми, соединяются последовательно через перемычки и разделяются перегородками. По внешнему виду это свинцовые решётчатые пластинки, способные выдерживать многочисленные циклы заряда-разряда. Электроды погружены в раствор серной кислоты (38 %) и дистиллята, представляющие собой жидкость, проводящую электричество.

Прослойки

Чтобы плюсовые и минусовые электроды не оказались замкнутыми накоротко, между ними размещают сепараторы – прослойки, изготовленные из диэлектрического материала – микропористого пластика. Они надеваются на плюсовые пластины и имеют вид конверта. Такая форма не даёт активной массе выпадать на днище корпуса и касаться противоположно заряженных электродов.

Клеммы полюсов

Их делают из свинца: плюсовый контакт имеет несколько больший диаметр. Это предохранит от ошибочного подключения при установке батареи. За клеммами рекомендуется изредка ухаживать: протирать чистой ветошью и смазывать специальным составом.

Корпус

Для его изготовления применяют кислотоупорные виды пластика, чаще всего синтетический полипропилен. Основные требования к корпусу:

  • выдерживание температурных перепадов;
  • стойкость к воздействию химических веществ;
  • прочность, устойчивость к тряске, вибрациям.

Крышка

Её предназначение – герметизация внутренних электрических соединений банок-секций. Как вскрыть необслуживаемый аккумулятор? Нужно поддеть верхнюю панель, где увидите плотно заклеенные крышки (вместо них могут быть только контуры, по которым можно определить местонахождение банок). Верхняя часть выполняет и ещё одну функцию: собирает водяные испарения и отправляет их обратно, благодаря наличию лабиринта. Ещё в крышке имеются газоотвод и защита от воспламенения. Последняя представляет собой фритт – круглый диск, пропускающий газы наружу, а при загорании не дающий проникать огню в АКБ, что чревато взрывом изнутри.

Разновидности необслуживаемых батарей

Современный рынок предлагает 4 вида аккумуляторов описываемого типа. Среди них:

  1. Кислотные свинцово-кальциевые. Наиболее распространённый вариант изделий. Для изготовления пластин применяется кальций, снижающий коррозионную опасность, уменьшающий саморазряд и кипение АКБ.
  2. AGM. По конструкции схожи с предыдущим типом. Отличие в том, что раствор не находится в жидком виде: он упрятан в стекловолокнистые сепараторы. Такая конструкция позволяет переносить батарее даже очень сильные разряды без последствий. В итоге эксплуатационный ресурс увеличивается до 8–10 лет.
  3. EFB. Этот вид имеет более толстые электроды-пластины, каждая из которых находится в особой упаковке из материала, пропитанного кислотным раствором. Подобная технология продлевает срок службы АКБ до 10 лет и отодвигает время наступления сульфатации.
  4. GEL. Это батареи, внутри которых раствор не в виде жидкости, а в виде геля.
Читайте также:  Вешалка настенная деревянная своими руками под старину

Плюсы и минусы необслуживаемых аккумуляторных батарей

Изначально кажется, что батареи, не требующие обслуживания, просто находка для автомобилистов, особенно «чайников». Однако с выводами торопиться не стоит: и у той, и у другой категории АКБ есть свои минусы и плюсы.

Достоинства необслуживаемых аккумуляторов

Самое главное из них, как и следует из названия, отсутствие необходимости постоянного контроля над состоянием изделия, выражающегося в периодической проверке уровня электролита и его плотности, напряжения на клеммах под нагрузкой и без неё и т. д. Есть и иные положительные стороны:

  1. Терпеливость при эксплуатации: необслуживаемые АКБ успешно противостоят морозам (но не чрезмерным), перепадам температуры, сильному разряду.
  2. Отсутствие испаряемости воды из-за герметичной конструкции.
  3. Возможность установки батареи в любом положении: жидкий раствор не потечёт.
  4. Увеличенный эксплуатационный ресурс.

Сегодня подавляющее количество автомобилей сходит с конвейера с аккумуляторами необслуживаемого типа. Однако специалисты рекомендуют периодически ставить на зарядку источник энергии, особенно если вы постоянно разъезжаете в городе, когда батарея не успевает восстановиться.

Отрицательные стороны необслуживаемых аккумуляторов

Минусов не так много, но они есть. И самый главный среди них – сравнительно высокая стоимость. Второй момент – невозможность восстановить аккумулятор путём проникновения в его закрытую часть. Например, непонятно, как долить воду в необслуживаемый аккумулятор, не портя корпус. В принципе это возможно, но 100-процентное восстановление работоспособности после вскрытия корпуса вряд ли возможно. А при постоянном использовании в жарком климате проблема, как долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор, обязательно возникнет. И ещё один недостаток заключается в необходимости применения для заряжания автоматического устройства. Конечно, можно обойтись и обычным ЗУ, но это потребует времени, опыта и терпения.

Правильная эксплуатация и нюансы минимального обслуживания

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор, чтобы увеличить его ресурс? Залогом длительной эксплуатации необслуживаемой батареи в первую очередь можно смело назвать исправность электрооборудования автомобиля. Если его бортовые системы работают нормально, значит, на клеммы АКБ будет подаваться оптимальное напряжение и сила тока. Перебои в работе генератора, замыкания в электроцепях авто – всё это отрицательно сказывается на здоровье батареи. При длительном хранении аккумулятора поставьте его в прохладное место, чтобы уменьшить саморазряд, понизив активность химических процессов.

Как проверить необслуживаемый аккумулятор? Хорошо, если вы приобрели батарею с более-менее прозрачным корпусом. На таких изделиях ставят метки, по которым можно определить уровень электролита в текущий момент. В иных случаях обращайте внимание на «глазок»-гидрометр: он должен быть зелёным. Придя утром в гараж или на стоянку, не поленитесь захватить с собой мультиметр, чтобы измерить напряжение на выводах батареи: U = 12,6–12,7 В. Если оно в районе 11 В, необходима подзарядка аккумулятора. Как её провести правильно, рассказывается далее.

Особенности зарядки необслуживаемой АКБ

Практически во всех легковых автомобилях бортовая сеть выдаёт U = 14,4–14,8 В. Данное значение получено опытным путём: при большем напряжении активизируется водяной гидролиз, что ведёт к повышенному расходу жидкости. Как восстановить необслуживаемый аккумулятор? Применяя стационарное ЗУ, не ставьте напряжение более 15 В. Лучший вариант, когда U = 14,5 В, так как не все необслуживаемые батареи имеют отверстия для выхода газов. Если же вы хотите быть уверенным на 100 %, что ваш аккумулятор будет заряжен правильно, используйте автоматические устройства, которые не требуют постоянного контроля над процессом и по достижении требуемого уровня заряда отключаются сами.

Читайте также:  Докорм у груди своими руками

Если же у вас обычное бюджетное ЗУ с возможностью изменения I и U, придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Подсоединив АКБ, выставьте I = 1/10 от ёмкости батареи.
  2. При этом U = 14,5 В.
  3. Следите за током, пока его значение не упадёт до 0,1–0,2 А.
  4. Выставьте U = 12,5–13 В, а I = 1/20 от ёмкости АКБ.
  5. Закончите процесс, когда при отсоединённом ЗУ напряжение будет равно 12,6–12,7 В.

ТОП лучших необслуживаемых батарей

Хотя до сих пор нет единого мнения о том, стоит ли переходить на необслуживаемый тип батарей, эти изделия потихоньку завоёвывают рынок, производители представляют всё новые модели, часть из которых пользуется популярностью. Ниже – рейтинг АКБ, заслуживших наибольшее доверие покупателей.

  1. Здесь лидирует немецкое качество: в ФРГ делают батареи Bosch Silver с использованием серебра, что гарантирует длительную службу и хороший пусковой ток.
  2. Varta Blue Dynamic. В ней тоже есть серебро, но лучшее качество достигается особым способом размещения пластин-электродов. Отличается очень незначительным током саморазряда.
  3. Mutlu. Турецкая батарея может прослужить до 7 лет. Невосприимчива к частому перезаряжанию.
  1. Возглавляет список, опять же, Bosch 5951. Характеризуется быстрым восстановлением работоспособности после зарядки.
  2. «Кайнар» Bars Premium. Недорогая АКБ от казахстанского производителя.
  3. Optima Yellow Top (гелевая). Выдаёт уникально большой ток в 765 А при малой ёмкости 55 А*ч.

В заключение стоит отметить: принципиальных отличий у обслуживаемых и необслуживаемых батарей нет. Выбор того или иного изделия зависит от покупателя и его финансовых возможностей. Зная, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор, вы значительно продлите его ресурс. При этом будет совсем нелишним изучить рейтинги, а также плюсы и минусы обоих видов АКБ.

Источник

Как восстановить автомобильный необслуживаемый аккумулятор

В процессе эксплуатации автомобиля на аккумулятор приходится повышенная нагрузка, что приводит к различного рода проблемам с эксплуатацией батареи, в том числе к невозможности завести двигатель машины. Многие автовладельцы задумываются о том, как восстановить необслуживаемый аккумулятор, что позволит им решить проблемы с АКБ, сэкономив средства на покупку новой батареи.

Возможные причины поломок

Причин проблем может быть несколько. Это как естественный износ батареи, так и неправильная эксплуатация АКБ. Неисправности генератора и бортовой сети автомобиля приводят к повышенной нагрузке на аккумулятор, который в скором времени ломается, требуя восстановления или замены.

К основным причинам поломок АКБ относится:

  • Осыпание пластин, что вынуждает заменять батарею.
  • Проблемы с электролитом, изменение его плотности и замерзание.
  • Короткое замыкание внутри банок приводит к повреждению изолированных блоков и самих угольных пластин.
  • Сульфатация пластин способствует быстрой разрядки батареи.

На сегодняшний день именно сульфатации является самой распространенной причиной поломок необслуживаемых автомобильных аккумуляторов.

Автовладельцу потребуется обеспечить правильную эксплуатацию АКБ и соответствующий уход, что и позволит избежать сложностей с аккумулятором. Батарея при правильном уходе прослужит максимально долго, обеспечивая уверенный запуск мотора даже в самый холод.

Особенности необслуживаемых АКБ

Особенностью необслуживаемых батарей является отсутствие прямого доступа к банкам, соответственно невозможно проверить плотность электролита, появляются определенные сложности с ремонтом необслуживаемых аккумуляторов газоотводом, очисткой внутренних банок от загрязнений.

Если на обычных АКБ, где имеется доступ к банкам, проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллят или кислоту не составит труда, то на необслуживаемых батареях при падении уровня электролита появляются определенные сложности. Следует шприцем выполнить отверстие в пластике выше уровня жидкости, после чего через шприц залить внутрь аккумулятора дистиллят и тщательно запаять сделанное отверстие.

Читайте также:  Дровник для бани своими руками чертежи

Несмотря на свою сложность конструкции и трудности с сервисом, в последние годы такие необслуживаемые модели получили популярность на рынке, что объясняется их универсальностью использования.

Они сочетают доступную стоимость, обеспечивают уверенный пуск двигателя, требуют от автовладельца минимум внимания.

Процедура десульфатации

Восстановление необслуживаемого аккумулятора автомобиля возможно в том случае, если имеются проблемы с уровнем и состоянием электролита, появилась выраженная сульфатация пластин. Тогда как при коротких замыканиях и осыпании угольных пластин АКБ проще заменить на новый, а не пытаться как-то отремонтировать вышедшую из строя батарею.

При наличии у аккумулятора сульфатации неизменно появляются проблемы с емкостью батареи, которая плохо держит заряд. В таком случае даже после нескольких дней стоянки автомобиля завести двигатель бывает уже невозможно. Восстановить необслуживаемый автомобильный аккумулятор можно одним из трех способов:

  • Многократная зарядка и разрядка.
  • Химическая очистка.
  • Физическая очистка пластин.

При физической очистке пластин из аккумулятора сливают электролит, проделывают в крышке отверстия, используя для этого электролобзик или паяльник. Пластины для ручной очистки вынимают через выполненные отверстия, промывая их дистиллированной водой. Все внутренности банок также очищаются дистиллятом. Пластины возвращают в банки, заливают электролит и запаивают выполненные отверстия. Останется лишь провести зарядку батареи.

Сложность такой физической очистки объясняется тем, что сами пластины отличаются хрупкостью, соответственно, при внешнем воздействии могут отмечаться их повреждения, что не позволяет в последующем использовать АКБ.

Именно поэтому возможность такой механической очистки следует рассматривать скорее как крайнюю меру.

Оживить необслуживаемый аккумулятор можно химическим восстановлением, для чего используют раствор «Трилон В». Сама работа обычно занимает не более дух часов, а всё что потребуется сделать автовладельцу — это правильно приготовить раствор. Аккумулятор следует полностью зарядить, слить электролит, промыть банки дистиллированной водой. Внутрь АКБ заливают раствор «Трилон В», где он находится около часа. Активная жидкость растворяет сульфаты, химическая реакция сопровождается кипением электролита и активным выделением газа. Поэтому всю работу проводят на открытом воздухе или в проветриваемом помещении.

После очистки химикат сливается из аккумулятора, батарея промывается дистиллятом, внутрь заливается электролит. Останется лишь провести зарядку АКБ, а в последующем контролировать напряжение и емкость, выполняя при необходимости дополнительную химическую очистку батареи.

Зарядка и разряжение аккумулятора также может решить проблемы с сульфатацией. Необходимо демонтировать АКБ с автомобиля, в домашних условиях провести его полную зарядку, после чего подключенной нагрузочной вилкой или лампочкой с проводами проводят быстрое разряжение батареи. Цикл зарядки и разрядки повторяют несколько раз, что и позволяет решить проблемы с осыпанием пластин. Многократную подзарядку можно также рассматривать как отличную профилактику появления проблем у батареи, поэтому выполнять такое обслуживание следует раз в год перед наступлением холодов.

В процессе эксплуатации необслуживаемые аккумуляторы могут выходить из строя, требуя замены либо качественного восстановления. При наличии так называемой сульфатации можно восстановить необслуживаемый АКБ, для чего проводят его химическую или механическую очистку. Также можно несколько раз повторить циклы зарядки-разрядки, что восстанавливает АКБ, позволяя решить проблемы с емкостью и недостаточной мощностью пускового тока. Если у автовладельца появились проблемы с эксплуатацией батареи, то в сети можно найти тематические видео, рассказывающие о том, можно ли восстановить необслуживаемый аккумулятор автомобиля.

Originally posted 2018-08-29 07:29:57.

Источник

Оцените статью