- Как восстановить гелевый аккумулятор
- «Хитрый производитель» гелевого аккумулятора
- Грамотное и безграмотное восстановление гелевого аккумулятора
- Признаки невосстанавливаемого гелевого аккумулятора
- Способы восстановления «живого» гелевого аккумулятора
- Способ восстановления №1
- Способ восстановления №2
- Вывод
- Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора
- В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно
- Как проводится восстановление аккумуляторной батареи
- Если батарея сильно потеряла ёмкость
- Так, восстанавливать или нет?
- Восстановление гелевых аккумуляторов
- Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов
- Как проверить гелевый аккумулятор?
- Как проводится восстановление аккумуляторной батареи?
- Контроль количества электролита – первый этап
- Следующий этап – зарядка гелевого аккумулятора
- Цикличная зарядка при полной потере емкости
- Целесообразно ли «оживлять» гелевую АКБ?
Как восстановить гелевый аккумулятор
Понятие восстановления гелевого аккумулятора вызывает очень много дискуссий и споров среди пользователей. Одни говорят, что оживить умершую батарею невозможно. Другие уверяют, что при помощи нехитрых манипуляций им удалось сотворить чудо. Можно ли на самом деле восстановить гелевый аккумулятор и как это сделать грамотно – рассказано в рассматриваемой статье.
«Хитрый производитель» гелевого аккумулятора
Начать стоит с того, что абсолютно все производители гелевых аккумуляторов категорически запрещают пользователям восстанавливать их изделия. Более того, они делают все для того, чтобы выполнить это было невозможно.
Посмотрите на типовый гелевый аккумулятор. Хитрый производитель и пробки запечатал так, что их не отковыряешь, и корпус сделал неразборным, и даже отверстия для заправки аккумулятора оставил такие маленькие, что любопытному пользователю в них никак не заглянуть. В некоторых моделях даже пробок никаких нет – чисто герметичный корпус.
Но разве это останавливает нашего брата? Отечественный пользователь не сдается. Он убежден в том, что ушлый производитель специально делает свои гелевые аккумуляторы так, чтобы их было невозможно восстановить. Он хочет, чтобы пользователь выбросил отслужившую свое батарею, и купил у него новую.
Грамотное и безграмотное восстановление гелевого аккумулятора
Лирическое отступление выше написано не просто так. На нем будет базироваться ответ на вопрос: как восстановить гелевый аккумулятор. Пытаться сделать это можно двумя способами – грамотным и безграмотным.
Граница между этими двумя способами как раз-таки и находится в том месте, где производитель пытается всеми возможными методами ограничить любое вмешательство пользователя во «внутренний мир» гелевого аккумулятора.
Грамотный пользователь никогда не будет раскурочивать батарею, так как это запретил производитель. Он попытается восстановить ее правильно. А для того, чтобы восстановить гелевую АКБ правильно, необходимо, прежде всего, уметь видеть разницу между невосстанавливаемым и еще живым аккумулятором.
Признаки невосстанавливаемого гелевого аккумулятора
Таковых признаков всего три:
- Вздутие корпуса.
- Разрушение пластин.
- Аккумулятор при зарядке не потребляет ток.
Если гелевый аккумулятор раздуло, то его восстановление не только не даст ничего полезного, но также может привести к довольно неприятным и болезненным последствием. Поэтому – запоминаем: аккумулятор вздулся – выбрасываем его и точка.
Если конструкция батареи позволяет заглянуть внутрь, можно оценить состояние свинцовых пластин. В рабочем состоянии они четко видны. В нерабочем – картина размытая и непонятная. Во втором случае – аккумулятор только в утиль.
Способы восстановления «живого» гелевого аккумулятора
Собственно, таких способов аж целых два, и распространяются они только на те АКБ, которые не утратили способность потреблять ток. Речь ни в коем случае не идет о шприце и дистиллированной воде, которой народные умельцы пытаются «размочить» засохший гель. Поверьте, такие действия никакого полезного результата не дадут. Вода способна спасти только аккумулятор с жидким электролитом. В случае с гелем она выступит в роли диэлектрика, что еще сильнее усугубит и без того плачевное состояние АКБ.
Способ восстановления №1
Достаточно часто бывают случаи, когда гелевый аккумулятор отказывается работать потому, что он банально не восстанавливает потраченную энергию естественным путем – от генератора автомобиля или зарядной цепи устройства бесперебойного питания. В таких случаях восстановить аккумулятор поможет зарядка от стационарного устройства.
Заряжать надо током, равным 10 % от номинальной емкости АКБ и напряжением до 14.4 В. Процесс прекращать тогда, когда при указанном напряжении потребляемый ток снизится до одной десятой доли ампера.
Способ восстановления №2
Широко применяется владельцами традиционных аккумуляторов с жидким электролитом. Практика показывает, что для гелевых АКБ этот метод тоже актуален и вполне действенен. Речь о тренировке аккумулятора.
Суть простая. Аккумулятор заряжается до 100%, затем разряжается принудительно при помощи нагрузки. После цикл повторяется два-три раза.
Есть и другой алгоритм тренировки, часто заложенный в программируемых зарядных устройствах. Заключается он в том, что батарея заряжается малым током, и в процессе заряда периодически нагружается обычной лампочкой накаливания.
Все. Любые другие способы не то, чтобы недейственные. Как следует они опасные и бесполезные.
Вывод
В завершение остается сказать, что указанными выше способами можно восстановить только те гелевые аккумуляторы, которые потребляют ток при попытке их зарядить. Если показатели амперметра во время зарядки находятся на нулевой отметке – то вас ожидает покупка нового аккумулятора.
Источник
Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора
Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.
В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно
Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.
- Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
- Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.
Не подлежащие восстановлению АКБ
Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами
Как проводится восстановление аккумуляторной батареи
Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.
Снимаем пластиковую крышку
Снимаем резиновые колпачки
Аккумулятор готов к заливке воды
Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.
Удаление пластиковых крышек
АКБ готова к восстановлению
После этого с помощью обычного медицинского шприца в каждую из банок добавьте по 2 «кубика» дистиллированной воды. Лучше приобретать в аптеке, поскольку в автомагазинах зачастую продают просто воду из-под крана.
Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.
Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.
Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем
Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.
Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.
Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.
После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.
Если батарея сильно потеряла ёмкость
В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.
Существуют особо тяжёлые случаи, когда гелевый аккумулятор не восстанавливает ёмкость после циклической зарядки. Тогда с большой долей вероятности можно утверждать, что часть свинцовых пластин отвалилась от вывода банки (банок). Восстановить такую АКБ не получиться. Здесь остаётся эксплуатировать его с меньшей ёмкостью или покупать новый.
Вернуться к содержанию
Так, восстанавливать или нет?
Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.
Источник
Восстановление гелевых аккумуляторов
Как восстановить гелевый аккумулятор? Такой вопрос возникает у собственников автомобилей, скутеров, прочей техники через 3–4 года из-за стремительной потери емкости и испарения влаги из электролита. Чаще всего вышедшие из строя АКБ заменяют новыми. Частично изношенные батареи подлежат восстановлению. Перед тем как начать процесс «реанимации» источника питания, нужно обратить внимание на ряд моментов.
Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов
Принцип работы гелевых батарей схож с тем, который используется в кислотных герметизированных аккумуляторах. Хотя производители выделяют 2 отличия.
Электролит представлен в виде геля, состоящего из дистиллированной воды, серной кислоты. Поэтому АКБ и получила такое название. Некоторые автомобилисты называют аккумуляторы гелиевыми. Это неправильно, поскольку для их заправки применяется не газ.
Недопустим и перезаряд гелевой батареи, приводящий к стремительной потере емкости. Зарядное напряжение лучше поддерживать на уровне 14–16 В.
Среди положительных качеств выделяют:
- Глубокую подзарядку аккумулятора осуществлять не нужно. Ведь скорость восстановления заряда не влияет на состояние пластин электродов.
- Минимальные потери энергии (не более 20%) в состоянии покоя.
- Количество циклов заряда-разряда увеличено. Поэтому допускается более активная эксплуатация.
Как проверить гелевый аккумулятор?
Восстановление эксплуатируемых гелевых аккумуляторов – процедура, требующая определенных усилий. Поэтому необходимо точно знать, в каких случаях приступать к ней нецелесообразно.
- Вздутие банок. Возникает такой эффект из-за отслоения геля от свинцовых пластин. Такую батарею оживить или реанимировать невозможно. Определить недочет можно во время осмотра.
- Нарушение целостности пластин. Внутреннее содержимое банок разрушается под воздействием высоких температур, а также при подаче чрезмерного большого зарядного напряжения. Проверить аккумулятор можно, заглянув внутрь через предварительно сформированное отверстие. При полном или частичном разрушении пластин, стекловолокна проблема выявляется на слух. Если при тряске слышен шум, то гелевую АКБ необходимо утилизировать.
Если видимые дефекты не установлены, то нужно подготовить прибор для проверки. Для этих целей подходит вольтметр, дополненный нагрузочной вилкой. Для того чтобы получить точные значения, нужно:
- Установить значение напряжения на клеммах.
- Подключить нагрузку.
- В течение 3–4 секунд имитировать работу стартера.
- Оценить скорость восстановления напряжения.
Если ток падает достаточно быстро, то срок эксплуатации АКБ подходит к концу. Выявить неисправность можно, обратив внимание на скорость зарядки. К примеру, новый гелевый аккумулятор заряжается достаточно долго. Для зарядки старой АКБ требуется значительно меньше времени.
Своевременно выявить проблемы несложно. Для этого требуется качественное обслуживание гелевых аккумуляторов, выполнение рекомендаций производителей.
Как проводится восстановление аккумуляторной батареи?
Несмотря на то, что гелевые АКБ относят к необслуживаемым изделиям, можно попробовать их оживить в домашних условиях. Для восстановления нужно подготовить такой перечень предметов:
- Дистиллированная вода. Ее лучше приобретать в аптеке. Ведь в магазинах нередко продают недостаточно хорошо очищенную жидкость.
- Пинцет.
- Шприц.
- Отвертки.
- Зарядное устройство.
Просмотрите видео про восстановление гелевого акб.
Контроль количества электролита – первый этап
Хотя компании-производители и отмечают, что уровень геля в АКБ автомобиля остается неизменным даже через несколько лет, постепенно он высыхает. И чаще всего такой эффект наблюдается, если периодически подается чрезмерно большой ток зарядки.
Для восстановления уровня электролита аккуратно демонтируется крышка и колпачки. Для этих действий потребуется пинцет или отвертки. Заливать электролит необходимо постепенно. Важно следить за тем, чтобы пластины были полностью покрыты жидкостью.
Дистиллированная вода впитывается в гель за 30-40 минут. Именно через такой временной промежуток и нужно проверять остаток, доливать жидкость. Всю лишнюю воду обязательно удаляют, а колпачки с крышкой устанавливают обратно. Для дополнительной фиксации используются клеевые составы, двусторонний скотч.
Следующий этап – зарядка гелевого аккумулятора
К зарядке гелевых аккумуляторов своими руками можно приступать через несколько часов после заливки дистиллированной воды. Перед данной процедурой на крышку батареи стоит расположить груз, чтобы она не слетела под действием избыточного давления. Основная причина его возникновения – образование определенного количества водорода внутри банок.
Изначально подается напряжение в 14–15В. Это действие выполняется до тех пор, пока гелевый акб начнет потреблять ток. На это требуется около 14 часов. Если по истечению этого периода аккумулятор не зарядился, то напряжение необходимо повысить до 20 В.
Как только напряжение увеличено, отходить от заряжающегося устройства нельзя. Как только пойдет ток, нужно постепенно снижать напряжение до 14В и заряжать до полного восстановления. В противном случае, можно не только испортить АКБ, но и спровоцировать пожар, задымление.
Цикличная зарядка при полной потере емкости
Для раскачки восстанавливаемой гелевой АКБ используется и другой подход. Суть его заключается в выполнении 3–4 циклов зарядки и разрядки с установленной периодичностью.
Первые два цикла выполнятся под довольно высоким напряжением (около 25–30В). При этом процесс должен постоянно контролироваться. Во всех последующих циклах требуется ступенчатое понижение напряжения до 14 В.
Для разрядки батареи необходимо использовать минимальную нагрузку. Для этих целей отлично подойдет небольшая лампочка (на 5–10 Вт). Не допускается применение автомобильных переносок, которые дополнены лампочками по 50, 75 Вт. Ведь это приводит к полному выходу из строя аккумуляторной гелевой батареи. В процессе разрядки необходимо следить за тем, чтобы напряжение не падало ниже 10,5–11 В.
Иногда даже циклическая зарядка не способствует восстановлению гелевого аккумулятора. Отсутствие возможности эксплуатации обусловлено отхождением выводов от свинцовых пластин. Самостоятельный ремонт такой батареи невозможен. Есть два выхода из сложившейся ситуации:
- Использование АКБ с меньшей емкостью.
- Приобретение нового аккумулятора с характеристиками. В технической документации прописываются параметры.
Целесообразно ли «оживлять» гелевую АКБ?
Восстанавливать гелевый аккумулятор стоит лишь в случае, когда частично или полностью высох гель. Процедура оживления включает заливку дистиллированной воды. Для этих целей применяется шприц.
Ремонт не выполняется, если повреждены пластины, нарушены контакты. При обнаружении таких дефектов выполняется утилизация старой батареи.
Гелевый аккумулятор – это относительно новое устройство, имеющее преимущества и недостатки. Их изучение и учет избавит от проблем и сложностей, связанных с эксплуатацией, восстановлением.
Интересные видео про зарядку гелевого акб
Источник