- Реставрация велосипеда своими руками: руководство
- Реставрация велосипеда своими руками: руководство
- Определяемся с целями
- Что необходимо знать
- С чего начать?
- Необходимые инструменты
- Творческий процесс
- Трудности на пути
- Что лучше заменить
- Главное — поставить на колеса!
- Когда обратиться к специалистам
- Итоги
- Реставрация велосипедов
- Реставрация велосипеда – а стоит ли?
- С чего начать?
- Творческий подход к реставрации
- К каким трудностям готовиться?
- Какие детали лучше заменить сразу
- Главное – поставить велосипед на ноги
- Иногда лучше сразу обратиться к специалисту
Реставрация велосипеда своими руками: руководство
Реставрация велосипеда может быть чрезвычайно увлекательной. У многих в гаражах или на чердаках хранятся старые байки времен СССР. Любимых «Аистов», «Уралов» и «Спутников» можно восстановить путем нехитрых манипуляций.
Зато сколько радости будет от придания старому другу новой жизни. Неверно думать, что старый велосипед непригоден для современных реалий.
Несложный ремонт может превратить старое транспортное средство в уникальный модный раритет, пригодный для активных прогулок. Итак, давайте поговорим о том, как отреставрировать велосипед.
Реставрация велосипеда своими руками: руководство
Определяемся с целями
Для чего необходима реставрация и стоит ли ее затевать? Таким вопросом наверняка задается любитель велосипедов, имеющий в запасе старые неподержанные модели. С виду это — обычный металлолом, порой во возрасту превосходящий самого хозяина. Но не спешите. Велосипед способен подарить вам и вашим близким много положительных эмоций. Вы не только вернете к жизни некогда любимого вашими предками «железного коня», но и прокатитесь на нем еще не одну сотню километров. Стоит учитывать и моду на ретро. Ваша уникальная модель не останется незамеченной на улицах.
Велосипед можно попробовать отреставрировать из чистой экономии. Всем известно, что советскую технику строили на века, байки здесь — не исключение. При минимальном уходе ваш старенький «Салют», «Старт-Шоссе» или «Турист» обойдет многих современных аналогов. Не верите!»? Читайте дальше.
Восстановлением советских байков занимаются не только любители старинной техники и коллекционеры. Часто старые модели дошли до наших дней в уникально хорошем состоянии и требуют лишь замены резины и смазки основных механизмов. Справиться с работой можно за пару дней. Конечно, это не всегда так, но будем оптимистами.
Если вы хотите профессионально заниматься спортом на велосипеде или подвергать байк большим нагрузкам, лучше сразу отдать предпочтение современным моделям. Реставрация байка является «идейным» делом. Если у вас нет теплых воспоминаний или еще каких-то личных причин заниматься ремонтом велосипеда, лучше просто продайте или подарите его любителям ретро. В умелых руках велосипед «расцвете» на радость новому обладателю модели.
Что необходимо знать
Если модель очень старая и не подлежала должному уходу, на ее восстановление потребуется больше ресурсов. Запчасти для любого старого велосипеда не составляет труда найти через интернет. Есть также целые клубы любителей ретро, участники которых гордо выставляют фото и видео ремонта и готовый результат. Найти единомышленников и спросить совета здесь не составит труда. Если ваш старый байк дорог вам в духовном плане, и вы не хотите расстаться с ним, не бойтесь трудностей. Современное оборудование творит чудеса. При модернизации велосипед будет вполне пригодным для покатушек. Если не на дальние дистанции, то для города и дачи сгодится точно. А сколько радости способна вызвать «дедушкина модель» у ребенка!
С чего начать?
Работу необходимо хорошо спланировать. Если старая модель имеется в наличии, попробуйте перечислить планируемые шаги на бумаге.
Новые модные аксессуары на старых байках смотрятся довольно нелепо. Постарайтесь не переборщить и сохранить уникальный вид модели, придав ей свежесть и улучшив технические параметры. Не перемудрите. Классику не стоит портить новомодным тюнингом. При этом уйдет весь шарм от велосипеда.
Следующим этапом будет подсчет примерной стоимости ремонта. Проверьте сохранность деталей. Если восстановление ограничится простой промывкой деталей и чисткой от ржавчины, считайте, что вам повезло. Оригинальные механизмы могут прослужить долго и не требуют замены при должном уходе. Если же детали подлежат замене, посчитайте среднюю их стоимость.
Восстановление велосипеда требует необходимых технических знаний и навыком, поэтому выделите время, чтобы «прокачать» свои умения. В помощь вам будут видео восстановления схожих моделей, форумы любителей ретро. Оттуда же вы сможете почерпнуть свежие идеи и ноу-хау.
Необходимые инструменты
- Набор шестигранников, от самых маленьких до больших
- Семейный ключ. Инструмент является обязательным для ремонтов советских моделей. При его отсутствии, найдите инструмент в интернете.
- Крестовая отвертка
- Обычная отвертка
- Разводной ключ
- Гаечный ключи
- Выжимка для снятия цепи
- Съемник для шатуна
- Съемник для трещотки
Творческий процесс
Если целью восстановления модели является получение ретро велосипеда, способного впечатлять окружающих, для работы потребуется определенный уровень творческого воображения и развитый вкус. Некоторые реставраторы превращают байки в истинные произведения искусства. «Аисты» в их руках становятся походи на байкерские мотоциклы, а «Туристы» предстают в виде животных. Конечно же, упор здесь делается на эпатаж. Приятно прокатиться на такой модели на общегородской покатушке и собрать множество комплиментов.
Но если вы хотите получить хорошую ездовую модель, сделайте приоритетом технические параметры. Покраску и оформление велосипеда оставьте на десерт. К тому же, при ремонте, то есть ближайшем знакомстве с байком, вы почувствуете его «характер», определитесь с его предназначением и будете точнее знать, какой дизайн ему подойдет.
«Ремонт невозможно закончить, можно только прекратить». Помните об этом. Часто процесс насколько «затягивает», что возникает непреодолимое желание заменить все и вся. Делать этого не стоит. Соблюдайте разумную умеренность. Главное восстановить ход байка и вернуть ему привлекательность. Не покупайте дорогие аксессуары, не стремитесь дать велосипеду «все лучшее».
Трудности на пути
Самая частая проблема — отсутствие запчастей. Многие параметры советских велосипедов являются уникальными, современные детали не подходят. Здесь есть три выхода: искать запчасти самостоятельно, обратится к специалисту или «доработать напильником» готовую деталь.
Возможно, уровень вашего мастерства позволит вам также выточить деталь своими руками или с помощью опытного фрезеровщика и токаря. Такая необходимость чаще всего возникает при работе с трансмиссиями советского образца.
Подготовьте себя к длительной работе. Повезет, если урон небольшой, и вы быстро закончите реставрацию. Но лучше сразу ориентироваться на возможный длительный процесс. Подойдите к работе, как к творчеству. Не спешите, но и не откладывайте дело в долгий ящик. Вашего внутреннего запала должно хватить на всю длительность работы. Не останавливайтесь га полпути.
Рассчитайте бюджет и прибавьте половину полученной суммы на непредвиденные расходы. Они могут появиться в самых неожиданных местах. Не имея опыта, трудно предположить стоимость работы и деталей. Порой может потребоваться пересылка запчасти из одного города в другой, что также повлечет за собой дополнительные траты. Может случиться и такое, что замена одного элемента повлечет за собой замену близлежащего.
Что лучше заменить
В первую очередь необходимо поменять все расходники. Здесь не нужно экономить. Новые детали пойдет на пользу велосипеду и сделают его эксплуатацию более приятной.
Если велосипед совсем «в годах», скорее всего, будет необходимо произвести замену цепи. Вторым вариантом будет длительное ее отмачивание от ржавчины в растворителе.
Поменяйте все винты, гайки и болты. Износившиеся элементы могут выйти из стоя в самый неподходящий момент.
В редких случая почти все детали требуют замены или требуется основательный ремонт рамы. Как правило, техника доходит до наших дней в довольно хорошем состоянии.
Старые покрышки, если они сохранились, конечно, можно оставить, но лучше купить новые. Часто с виду хорошая старая резина ведет себя не лучшим образом на дороге. Размеры ободов почти всех моделей соответствуют современным. Если сомневаетесь, захватите колесо с собой в магазин. Если необходимой покрышки не окажется в наличии, вы, хотя бы, узнаете ее нужный размер.
Если сиденье было выполнено из резины, скорее всего, оно потеряло свои свойства. Здесь ориентируйтесь по вашим ощущениям. Иногда можно подштопать старое сиденье или установить современный мягкий чехол. Можно произвести и замену элемента. Советские сиденья отличались большой износопрочностью. Часто седло такого байка сохранилось прекрасно и готово прослужить еще несколько десятков лет.
Главное — поставить на колеса!
Основное, что мы должны помнить, это то, что байк необходимо восстановить для выполнения его основной функции — катания. Не стоит сразу увлекаться планированием тюнинга и покупкой дополнительных аксессуаров. Оставьте на потом дизайнерские решения. Для начала просто верните велосипед в строй.
Сделайте байк пригодным для езды. Не должно быть ничего, напоминающего о возрасте модели. Отсутствие скрипов, люфтов и восьмерок, безупречная работа элементов говорит о том, что можно начинать творческую часть реставрации.
Когда обратиться к специалистам
Иногда восстановление элемента требует особого уровня мастерства. Тогда лучше обратиться к профильным специалистам. Конечно, не каждый велосипедный механик имеет опыт обращения с ретро байком, но поискать стоит.
Спросите на велосипедных форумах, возможно, за реставрацию возьмется гаражный умелец или механик старой закалки. Также любители самостоятельного восстановления часто кооперируются и помогают друг другу и словом, и делом.
Профессиональные мастерские предложат вам широкий выбор запчастей. В них работают опытные специалисты, которые даже если не возьмутся за ретро модель по причине хлопотности дела, то уж точно смогут дать дельный совет.
Итоги
В заключение стоит отметить, что реставрация велосипеда требует от владельца упорства и готовности работать с полной отдачей. Реставратор должен обладать не только техническими умениями, но и любить свою работу, иметь креативную жилку. Часто долгие дни, проведенные в гараже за ремонтом байка дают лишь временный результат.
В процессе работы появляются все новые нюансы, приводящие к новым тратам. Зато какую радость испытаете и вы и ваш любимый старый велосипед, когда работа будет закончена, и байк обретет вторую жизнь. Недаром говорят: «Старый друг лучше новых двух».
Источник
Реставрация велосипедов
9 минут Автор: Михаил Скворцов 2223
В самом широком смысле слова реставрация – это возвращение предмету прежних свойств, ну или же возвращение его к жизни. У многих в гараже или где-нибудь еще, может, пылятся старые велосипеды советских времен, которые могут быть даже старше самих хозяев. С виду это обычное барахло, но зато сколько истории в нем таится. Идея отреставрировать старого железного коня приходит в голову умельцев с целью вдохновения в него второй жизни и сделать его вновь пригодным к покатушкам. Тем более последнее время просматривается мода на раритетные модели велосипедов.
Реставрация велосипеда – а стоит ли?
Нередко встречаются такие люди, которые любят «воскрешать» старинную технику. Это могут быть раритетные автомобили, мотоциклы, швейные машинки и многое другое, причем велосипеды не исключение. Кто-то делает это только для того, чтобы восхищаться конечным результатом, кто-то зарабатывает этим на жизнь, а кто-то с целью дальнейшего использования этой техники. В принципе цель не столь важна, как сам процесс.
Реставрация исторического велосипеда – процесс очень трудоемкий и кропотливый. Скорее всего, результат будет того стоить, но все же следует приготовиться к тому, что это занятие может отнять не один месяц. Если есть определенная тяга к конкретному велосипеду, причем речь идет даже не об определенной модели или марки, то, конечно, можно расстелить газетки в углу комнаты и приступать. Если же просто нужен велосипед для покатушек, то лучше выбросить или сдать на металлолом старого коня и с чистой совестью и без заморок купить себе нового. Получается, что новый велосипед будет намного экономичней в плане затраченных сил и, возможно, даже денег, но в нем не будет того духа, который есть в олдскульном, например, советском Туристе.
Браться за реставрацию велосипеда следует только в том случае, если соблюдается пара важных условий: нужен конкретный велосипед, который дорог в духовном плане, или же это антиквариат, и наличие минимальных технических навыков в работе с велосипедами или, другими словами, прямых рук. Если же желание, умение и уверенность в положительном исходе своей работы слились в одном сосуде, то можно смело приступать к работе.
С чего начать?
После того как исходный материал в виде старого велосипеда найден, заряд позитивным настроем на работу получен, то можно приступить к планированию дальнейшей работы. Прежде всего, следует определиться с фронтом работы. Другими словами, оценить уже имеющийся байк и представить, что от него требуется. Желательно перенести свое воображение на бумагу, хотя бы касательно серьезных конструктивных изменений.
Не следует сильно уродовать ретро-велосипеды современными обвесами, ведь тогда теряется сам смысл реставрации. Конечно, каждый ставит перед собой определенные задачи, но все же следует помнить, что портить классику – это неуважительно к технике.
Следующим этапом подготовки является работа с калькулятором. Следует прикинуть примерные затраты на весь процесс реставрации. Если же все детали необходимо просто отмыть от грязи и ржавчины, то можно считать, что повезло, в противном случае воскрешение железного старичка может занять много сил и времени. Многие детали даже к советским велосипедам сейчас найти очень тяжело. Возможно, придется выложить немалые деньги за различные составляющие велосипедов.
Желательно заранее подтянуть свои знания по велосипедам и взаимодействию различных частей и механизмов. Хоть ремонт лисапеда – это не ремонт вертолета, но свои хитрости и тонкости тоже имеются. Желательно найти себе товарища, который сможет в случае чего протянуть руку помощи с необходимым инструментом. На первых шагах начинающий реставратор и представить себе не может, сколько различных инструментов может понадобиться в процессе ремонта. Следует помнить, что самопальными ключами можно повредить редкие и дорогие детали велосипеда.
Перед реставрацией велосипеда лучше приобрести или одолжить следующие инструменты:
- Набор шестигранников, причем иногда могут понадобиться и даже самые маленькие, например, на 1;
- Семейный ключ, который вообще считается универсальным ремонтным набором, особенно если речь идет о советских велосипедах;
- Отвертки крестовая и обычная;
- Разводной ключ или набор гаечных ключей. Конечно же, практичнее будет один разводной;
- Выжимка для цепи. Хотя в интернете полно руководств, как можно снять цепь и без нее, но, тем не менее, она гарантирует сохранность цепи;
- Ключ для снятия шатуна и трещотки. Это два разных ключа, причем каждый может выглядеть по-разному в зависимости от модели велосипеда.
Творческий подход к реставрации
Если целью реставрации является удивить окружающих и заставлять каждого прохожего оборачиваться, то понадобится проявить творческую жилку в процессе реставрации. Есть такие умельцы, которые из старого велосипеда умудряются сделать прямо-таки произведение искусства. Можно увидеть и Аисты, переделанные под байкерские мотоциклы, и Туристы в виде различных животных.
В таком случае уже о практичности речи и не идет, а весь упор идет на внешний вид и эпатаж. Такой подход потребует, пожалуй, максимальных вложений.
К каким трудностям готовиться?
Первое с чем, скорее всего, придется столкнуться в реставрации старинных моделей – это отсутствие необходимых деталей на рынке. Придется потратить немало времени на их поиски на блошиных рынках или барахолках. В крайнем случае можно всегда обратиться к умелым фрезеровщикам, токарям и другим мастерам, которые смогут помочь в изготовлении или подгоне тех или иных деталей. В первую очередь речь идет о трансмиссии, которая использовалась еще в прошлом веке.
Не стоит тратить все свободное время на это занятие. Надо сразу настроить себя, что реставрация – это продолжительный и размеренный процесс, который не терпит суеты. Не стоит целыми днями просиживать рядом со своим старым другом, ведь в таком случае на середине пути может и резко надоесть. Если же все делать сбалансированно, то внутреннего заряда хватит до самого конца.
Рассчитанный бюджет может выйти за рамки практически в самом начале. Многие говорят, что конечную сумму следует умножать на полтора, особенно это касается различных ремонтов не только велосипедов. Непреднамеренные расходы могут вылезти из любого места. Может случиться так, что в ходе реставрации обнаружится латентная поломка, которая не была заметна в самом начале.
Какие детали лучше заменить сразу
Безусловно, есть такие составляющие, которые могут испортить весь внешний вид всего раритетного велосипеда, но есть и те, которые лучше заменить на современные сразу. В первую очередь это касается всех расходников.
Если речь идет о совсем старом велосипеде, то цепь, скорее всего, придется выкинуть, либо отмачивать в растворителе очень длительное время. В любом случае немногие смогут увидеть подвох, да и к тому же это будет безопаснее.
Все винтики, шурупчики и гайки тоже желательно поменять. Дело в том, что старые болты могут легко раскрошиться в самый неподходящий момент. Это не сулит ничего хорошего велосипедисту.
Покрышки, если и сохранились, то, скорее всего, уже все высохшие и потрескавшиеся. Как-либо восстанавливать их крайне не рекомендуется, поскольку былую прочность уже не вернуть. Лучше всего купить новые, тем более размеры обедов с прошлого века практически не изменились.
Если седло было выполнено не из дерева, а из резины, то его, скорее всего, постигла та же участь, что и покрышки. Только в этом случае замена седла может сильно подпортить внешний вид конечной модели. Лучше его подштопать и подкрасить. Например, советские седла были довольно долговечные и качественные.
Главное – поставить велосипед на ноги
Перед тем, как приступать к усовершенствованию велосипеда путем обвеса его всяческими дополнительными плюшками, необходимо проверить его функциональные возможности. Главное – не забывать, что основной целью реставрации является возвращение велосипеда к былому состоянию. Это значит, что не должно быть никаких люфтов, зазоров и необоснованных скрипов.
Иногда лучше сразу обратиться к специалисту
Безусловно, далеко не каждая веломастерская возьмется за ремонт аппарата прошлого тысячелетия, но поискать можно. Возможно, какой-нибудь гаражный мастер старой закалки найдет в реставрации старого велосипеда спортивный интерес и выполнит свою работу даже лучше профессиональных мастеров. Если нет уверенности в своих силах, то лучше довериться профессионалу, ведь неправильными действиями можно нанести вреда больше, чем пользы.
Подводя итоги, следует все же обратить внимание на то, что реставрация велосипеда редко когда бывает оправдана. К таким мерам следует прибегать только в том случае, если необходим конкретный велосипед, который близок Вашей душе. Перед началом следует обязательно взвесить свои силы, в том числе волевые и материальные, ведь реставрация очень продолжительный и затратный процесс. Скорее всего, выгодно будет обратиться к какому-нибудь мастеру, чем браться за это дело самому.
Источник