Собеседование 8
На изречение: «помолитес ь и возда й те (хвалу) Господу Богу нашему» (Пс.75:12)
1. Наставники этого мира научают детей чтению письмен, а учителя церковные наставляют своих учеников к совершению подвигов. В несомненной истине сказанного можно удостовериться, возлюбленные, из читанного нами сегодня в псалме. Что же говорил ныне пророк Духа, великий Давид? «помолитес ь и возда й те (хвалу) Господу Богу нашему» . Так некогда (говорила) блаженная Иудифь. Когда вавилонянин Олоферн со своим войском осадил Иерусалим и закрыл все источники, снабжавшие город водой, и евреи погибали от недостатка воды до такой степени, что готовы были вместе с городом сдаться тому, кто довел их до такой крайности, тогда эта блаженная, выступила с отважною мыслью и твердым решением и воспрепятствовала сдаче города; она отважилась сражаться и воевать с таким войском и, желая отомстить за свой пол и спасти город, с твердой надеждой на Бога отдала свою телесную силу на борьбу с врагом. Тогда-то она говорила священникам и всем верным: »помолитес ь и возда й те (хвалу) Господу Богу нашему» . Выйдя из города по наступлении вечера, с одной служанкой, с запасом пищи, одобряемой верой (потому что, будучи иудеянкой и удерживаемая законом, она не хотела питаться языческой пищей), она явилась к Олоферну в качестве перебежчицы, в чистой одежде и подобающих женских украшениях, и пленила иноплеменника страстью к женщине, сохраняя свою чистоту, потому что целомудрие ее не было нарушено. Ночью же, когда весь лагерь был погружен в сон, а Олоферн упился вином до бесчувствия, мужественно вооружившись обоюдоострым его мечом, она обезглавила его; очевидно, Бог подкреплял руку молодой женщины. В туже ночь, когда она совершила подвиг, возвратившись в город победительницей и выбросивши голову его через стену, она возвестила всем иноплеменникам свою победу над ним, так что утром, увидевши своего вождя погибшим от руки одной женщины, они, объятые сильным страхом и ужасом, бежали пред евреями, причем исполнилось написанное: «как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму» ( Втор.32:30 )? Действительно, оказывается, что храбрейший Самсон один прогонял тысячи, а мужественнейшая Иудифь вместе с своею служанкой обратила в бегство десятки тысяч иноплеменников. Видишь, какое благо – помолиться и воздать Господу Богу нашему?
Также царь Езекия, верный муж, полагаясь на веру и молитву больше, чем на оружие и воинскую силу, сверх ожидания одерживал победы над неприятелем. Именно, когда Сеннахерим пришел с великим множеством, осадил Иерусалим и поносил Бога и верных Ему людей, то прислал Езекии письменные ругательства против Бога; тогда Езекия, взяв его письмо и прочитав пред лицом Божиим, помолился и воздал Господу Богу нашему, после чего немедленно избавился от угрожавшей ему опасности. Быструю и чудесную получил он помощь от Бога: один ангел с мечом сошел в ту ночь с неба и поразил сто восемьдесят пять тысяч иноплеменников. Никто из них не мог устоять под ударами его руки, чтобы научились языческие народы не воздвигать на Бога хульный язык. Вот какое благо, возлюбленные, помолиться и воздать Господу Богу нашему. (Это испытал и) мудрейший Давид. Когда при Сауле, царе израильском, иноплеменники выступили войной против израильского народа, они выставили одного мужа-великана телесной силой, а самомнением даже больше, чем великана, – громко кричавшего и громко вызывавшего на единоборство: это был Голиаф, при виде одного роста которого евреи были объяты страхом и ужасом и убегали от воинской схватки. Тогда (выступил) Давид, сохранивший присутствие духа, и знавший, что для победы ничего не значит сила тела, ни воинский или конный строй, [потому что «не спасается царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости свое й. Обманчив конь для спасения : во множестве. силы свое й он не спасется» ( Пс.32:16–17 )]. Взяв пять камней, символ данного им от Бога Пятикнижия, малый, юнейший, уничижаемый своими и врагами, одним ударом камня поразив в лоб, поверг ниц надменного великана. И достойно исследования, возлюбленные, почему Голиаф, пораженный в лоб, не опрокинулся назад, но повергся на лицо? Очевидно, мы должны думать, что позади богоборца стоял ангел, повергнувший его ниц. Таково благо помолиться и воздать Господу Богу нашему.
2. Блаженный Моисей вывел народ еврейский из Египта и привел к берегам Красного моря. Египтяне с сильным и многочисленным войском преследовали их, а евреи были не в состоянии ни оказать сопротивления, ни спастись бегством, потому что пред ними расстилалось море, не позволявшее бежать, а сзади вооруженное и грозное египетское войско нагоняло на них страх; и сколько евреи радовались при воспоминании о только что совершившихся событиях, столько же они теперь были объяты страхом, неожиданно увидевши за собой фараона и египтян; от беспокойства они пришли в волнение, – подобно тому, как волнуется море, когда сильные ветры нападают на него, – так что в отчаянии и страхе говорили Моисею: видишь, какой конец нас ожидает, и какой страх объемлет наши души? Нам уже готовят участь – быть пищей для птиц, видя, что мы дошли до крайности и находимся в совершенно безвыходном положении. Что же ты медлишь, о, Моисей? Лучше было бы нам умереть в Египте, чем, дойдя сюда, видеть своих детей и жен и себя самих преданными в добычу и на растерзание диким зверям и птицам. При таком-то стечении обстоятельств фараон, под влиянием досады, действует самонадеянно, как власть в руках имеющий, и вооружается против Самого Бога. Тогда Моисей – что говорит им? Не бойтесь и не устрашайтесь: «помолитес ь и возда й те (хвалу) Господу Богу нашему» , и вы увидите посылаемую вам от Бога помощь. Господь сразится за нас, а вы молчите. Когда же была вознесена Богу такая молитва, тотчас влажное море превратилось в сушу и пред ними открылся свободный путь. Нужно было видеть, возлюбленные, это удивительное зрелище: море только что пенившееся, а теперь расступившееся, две водяные стены, мрачные, темные, с обеих сторон неподвижно нависшие над Израилем. И до тих пор стояла вода стеною, пока Израиль, без всякой поспешности и торопливости, не перешел моря. И они прошли с радостью, как по зеленеющему лугу, а их враги египтяне как свинец погрузились на дно моря. Таково-то благо помолиться и воздать Господу Богу нашему! Или разве в пустыне не встретили они нужды в воде и хлебе? Да ж как могли они не потерпеть недостатка в воде и хлебе среди пустыни, где не было ни пашни, ни винограда, ни дерева, ни травы, ни сеяния, ни жатвы? Но святая молитва и здесь открыла им небо, чтобы дать манну, подвигла воздух – дать мясо, а из скалы произвела для них струи воды. Таким образом, три стихии служили им – небо, воздух и камень. Небо сеяло для них белоснежную воду, воздух без труда доставлял им откормленных перепелов. Целого дня мне будет мало для того, чтобы перечислить победы, одержанные, вопреки всяким ожиданиям, по молитве праотцов, пророков и царей, и случаи дарованного по молитве, доброго и спасительного избавления от болезней, опасностей и других затруднительных обстоятельств. Так велико благо – помолиться и воздать Господу Богу нашему.
Если кто из вас находится в таком положении, которое у людей считается безнадежным, или угнетается какою нуждою или опасностью, пусть он вспомнит об этом изречении: пусть помолится и воздаст Господу Богу нашему – и он увидит спасительный и блаженный плод этого прекрасного наставления. Если же кто хочет, возлюбленные, и иначе понять этот стих Писания, и скажет, что «помолиться» значит «обещаться», – то и в таком случае это изречение будет полезно. Много раз находим мы в Писании помолиться ( τὸ ευζασθαι ) в значении «обещаться». Так, премудрость говорит: «лучше тебе не обещать ( μὴ ευζασθαι ), нежели обещать и не исполнить» ( Еккл.5:4 ), то есть, не давать обета Богу лучше, чем, дав обет, обмануть Его. Почему и наставляет: «когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его» ( Еккл.5:3 ). Ты обещался посвятить Богу твою дочь или сына твоего, выздоравливающего от тяжкой болезни? «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его» . Но как блаженная Анна, будучи прежде бесплодной, дав обет посвятить Богу то, что родится у нее, и исполнивши это, и сама сделалась наследницей вечного благословения, да и сын ее Самуил считается первым и избранным между пророками и настолько почтен Богом, что сопричислен с Моисеем и Аароном: «Моисей и Аарон во священника х Его и Самуил – в призывающи х имя Его» ( Пс.98:6 ). Первое благо есть обещаться, то есть дать обет, (второе же) исполнить его без замедления с чистым и добрым усердием, потому что доброго и «доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор.9:7 ). Так, Авель угодил Богу, потому что принес Ему дары с искренним и добрым расположением. Каин же сделался неугоден Богу, потому что приносил дары Ему не от чистого сердца, но с огорчением и принуждением, расстроенный славой брата. Ужасную искру зависти допустив в свое сердце, он распалился коварным убийством вместо того, чтобы, подражая боголюбезному расположению брата, и самому получить у Господа равную с братом честь; теперь же, презрел близкое и единокровное родство и, отвергнув Бога, предостерегавшего его от беззаконного дела, льстивыми словами заманив юношу в поле, он погубил убийством прекрасное создание Божие. Он первый произвел братоубийство, первый осквернил землю кровью, первый открыл ворота смерти. Смерть еще щадила людей, когда Каин своей завистью породил убийство. Чем же, о, Каин, мешала тебе жизнь Авеля? Или какую пользу принесла тебе его смерть? Или лучше сказать, не повредила ли она тебе? Вот ты и оканчиваешь жизнь в смятении ума и трясении.
3. О, зависть, сестра лицемерия, виновница коварства, сеятельница убийства, змеиное семя, губительный цвет. Что сквернее зависти? Ничто. И саму смерть что породило? Ничто другое, кроме зависти, как свидетельствует и Писание, говоря, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, но завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.1:13, 2:24 ). Мне кажется, возлюбленные, что зависть есть изобретение змия, и что невозможно иметь зависть откуда-либо иначе, как если только змей порождает ее, тайно вползши в кого-либо и извергнув яд из своего сердца в сердце принявшего его. Таким образом завистник стоит в ряду со змием и имеет ту же силу. Ты видел завистливого? Видел змея? Свое он говорит тебе как друг, а твое принимает от тебя как враг твой. Приходит змей к Еве как друг, чаруя ее сладкими словами, но уловляя ее горькими мыслями; на устах неся мед, а в сердце скрывая меч; в одну сторону скрывая голову и в другую виляя тебе хвостом. Приходит к Авелю Каин как друг; говорит мирно, а думает враждебно; коварством дышали его уста, а зависть скрывалась в его сердце. Приходит к тебе завистник; он говорит приятное тебе, обращаясь к тебе с льстивыми словами и вкрадчивым смехом, он заставляет твое лицо просветлеть; он раскрывает твое сердце, чтобы опустошить сокровенные его тайники. В беседе он выведает твои тайны и разнесет их повсюду. Если ты обманываешь его, он не переносит этого: перестает смеяться, улыбка исчезает с его лица, он стоит с видом сурового обвинителя и не двигается, пока не заметит твоего смущения, и тогда начинает смеяться. Если на пиру что-нибудь говорится против тебя, он жадно прислушивается. Хорошо. Если же что-нибудь говорится в твою пользу, он, вставляя различные слова, отравляет внимание слушателей, чтобы сказанное о тебе не принесло тебе пользы и в твоем отсутствии. Что хуже завистника? Ничто. К каким зверям причислить его? Если сравнить его со львом или барсом, ты найдешь в завистнике больше зла, потому что всякое животное любит подобных себе, а завистник брата своего ненавидит и его убивает. Вороны питали Илию на горе, а братья пожрали Иосифа, из зависти продали его. Змей при зависти обольстил Еву, и Каин по зависти убил Авеля. Кит в глубине моря дал приют Ионе, а Саул при зависти преследовал Давида. Львы устыдились Даниила, а иудеи из зависти распяли Христа. Ядовитые змеи укрощаются лаской, а завистники, получая благодеяния, еще более разжигаются. Но чтобы не показалось, возлюбленные, что мы слишком преувеличиваем и выходим из пределов нынешнего чтения, возвратимся к рассматриваемому изречению. Помолитесь и вы, преследуемые завистью, чтобы не потерпеть вам от завистников чего-нибудь худшего, и самим не впасть в тот же недуг, потому что «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:12 ). Помолитесь и вы, завидующие, чтобы, извергнувши змеиный яд, вам сподобиться небесного хлеба во свидетельстве чистой совести.
«Помолитес ь и возда й те (хвалу) Господу Богу нашему» . Большую силу имеет, возлюбленные, молитва, делающая невозможное для людей возможным. Помолился Моисей, и иссушил море и провел евреев как бы по цветущему лугу. Помолился Иисус Навин, и обратил вспять струи Иорданские, и исполнилось написанное: «что с тобою, море, что ты побежало? И что [с тобою], Иордан, что ты возвратился вспять?» ( Пс.113:5 ). Помолился Илия, вознесшийся на колеснице, и заключил облака, приносящие дождь, и опять разрешил их потом своей молитвою. Помолился тот же Илия, и бедной вдовице давал каждый день муку и елей в меру ее веры. Помолился ученик его Елисей, и соманитянка, будучи прежде бесплодной, вопреки надеждам, родила сына. Помолился Даниил, и ниспроверг Вила, убил змея и львов научил смотреть на небо. Помолились три отрока в печи, и пышущий пламень печи был погашаем. Помолился Езекия, и, исцелив свою болезнь, отвратил смерть и на пятнадцать лет увеличил срок своей жизни. Помолился Иона, и кит сделался кротким и на три дня принял его в своем чреве, чтобы показать, что для святых и в морских безднах найдется убежище. Помолился благочестивый Товит, и от руки ангела получил свет. Помолилась Сарра, дочь Рагуилова, в Экбатанах, и обратила в бегство демона, губителя мужей. Помолились Сила и Павел, находясь в темнице, и земля потряслась, двери темницы раскрылись и железные цепи оков распались, и все содержимые в узах оказались свободными. Помолился Петр, и Тавифу воскресил из мертвых. Помолился тот же Петр в Риме, и низринул Симона, летавшего по воздуху, и в то же время не допустил римлян бить его. Молитва восставляет мертвых, прогоняет демонов, исцеляет болезни, разрешает смерть. О, молитва, подательница жизни, сокровищница здоровья, цвет надежды. Итак, «помолитес ь» и вы, возлюбленные, »и возда й те (хвалу) Господу Богу нашему» , потому что Ему подобает всякая слава, во веки веков. Аминь.
Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»
Источник
Как мне отблагодарить Всевышнего за радостное событие в жизни?
Если в жизни человека происходит какое-то радостное событие, или человек обретает благо или он спасается от беды, то в этом случае следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху, ибо если человек воздает хвалу, то он получает ещё больше благ от Всевышнего Аллаха, как Он в Коране сказал:
لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِى لَشَدِيدٌ
(смысл): «Если будете благодарны за Мои блага, я преумножу для вас эти блага. А если будете неблагодарны за блага Мои (то есть если будете отрицать их и скроете их, то) поистине, наказание Моё – сурово» – то есть Аллах лишит их этих благ и накажет за отрицание и неблагодарность за эти блага. (сура Ибрахим, 7; «Тафсир Ибн Касир»)
Что касается земного поклона в знак благодарности Всевышнему Аллаху (суджуд шукри), то от Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وسلم إذا جاء الشئ يُسَرُّ بِهِ خَرَّ سَاجِدًا شُكْرًا لِلَّهِ تَعَالَى
«Получив какое-либо радостное известие, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в тот же момент совершал земной поклон». (Абу Давуд, Тирмизи)
Совершение суджуд шукри является желательным, когда человек получает радостную весть, когда Всевышний Аллах даёт ему благодать или в других подобных случаях.
Имам Ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин» пишет об этом следующее:
«Суджуд шукри не входит в намаз (то есть его не делают в ходе совершения намаза). Суджуд шукри желательно делать, когда человек получает ни’мат (благодать) от Всевышнего Аллаха, или когда он спасается от какой-то беды, или когда он видит человека, которого постигла беда, или человека, совершающего грех. Также желательно показать совершение суджуд шукри грешнику и скрыть его от того человека, которого постигла беда. Суджуд шукри совершают таким же образом, как и суджуд ат-тилава (земной поклон чтения Корана)».
Как совершают суджуд ат-тилава, Имам Ан-Навави описывает в той же книге следующим образом:
«Тому, кто совершает суджуд ат-тилава вне намаза, первым делом следует намереваться совершить суджуд ат-тилава, потом, подняв руки, сказать «Аллаху акбар». Далее ему следует произнести ещё раз «Аллаху Акбар» во время наклона, но на этот раз он руки не поднимает. Далее следует совершить суджуд точно так же, как он делает его в намазе. Потом он поднимается, произнося при этом «Аллаху Акбар», и дает салям.
Произнесение «такбират аль-ихрам» (вступительного «Аллаху Акбар»), которым начинают суджуд, является одним из его условий, согласно сильному (сахих) мнению в Шафиитском мазхабе, также и салям (является одним из его условий), согласно сильному (азхар) мнению. Для совершающего суджуд ат-тилава (также и суджуд шукри) является обязательным соблюдение всех условий, которые необходимы для совершения намаза».
(«Минхадж ат-талибин»; Глава саджда ат-тилава)
Как мы поняли из вышеприведённого текста из книги «Минхадж ат-талибин», суджуд ат-тилава совершают как во время намаза, так и вне его, но, в отличие от суджуд ат-тилава, суджуд шукри в ходе намаза не совершают.
В книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:
«Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) единогласны в том, что запрещается совершать суджуд шукри в ходе намаза, более того, если человек совершит его таким образом (в ходе намаза), то его намаз однозначно нарушается».
Имам Аль-Байхаки и другие передают, что Абу Бакр Ас-Сиддик и Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) также совершали суджуд шукри, а то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда не совершал суджуд шукри, они объясняют тем, что он этим желал показать необязательность его совершения, или в это время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился на минбаре и ему было неудобно совершать суджуд в таком положении.
Кроме этого, благодарить Всевышнего за радость можно, раздав садака, совершив желательный намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху. В той же книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:
«Если человек, получивший благодать и спасшийся от бед, раздаст садака или совершит намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху, это считается благородным поступком. Подразумевается, что он делает все это и при этом совершает и суджуд шукри».
Также выразить благодарность Всевышнему Аллаху можно при помощи различных дуа и славословия. Самой лучшей формой восхваления Всевышнего Аллаха учёные считают:
الحمدلله حمداً يوافي نعمه ويكافيء مزيده
«Алхамду ли-Ллахи хамдан ювафи ни’маху ва юкафиу мазидаху»
«Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которого было бы достаточно в благодарность за все Его блага, которыми Он меня наделил, и за те блага, которыми наделит в будущем».
Некоторые учёные также утверждают, что лучшим видом восхваления являются слова:
الحمد لله بجميع محامده كلها ما علمت منها وما لم أعلم عدد خلقه كلهم ما علمت منهم وما لم اعلم
«Аль-хамду ли-Ллахи би-джами’и махамидихи куллиха ма ’алимту минха вама лям а’лям ’адада халькихи куллихим ма ’алимту минхум ва ма лям а’лям».
«Хвала Аллаху всеми видами восхваления, теми, которые я знаю и не знаю, в количестве, равном всем Его созданиям, о которых мне ведомо и неведомо».
Также передаётся и другая формула, которым воздаётся хвала Всевышнему Аллаху:
يَا رَبِّ لَكَ الْحَمْدُ كَمَا يَنْبَغِى لِجَلاَلِ وَجْهِكَ وَلِعَظِيمِ سُلْطَانِكَ
«Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника»
«О мой Господь! Хвала Тебе в той степени, которая соответствует Твоему великолепию и величию Твоей власти».
От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал:
أن عبدا من عباد الله قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك ولعظيم سلطانك فعضلت بالملكين فلم يدريا كيف يكتبانها فصعدا إلى السماء وقالا يا ربنا إن عبدك قد قال مقالة لا ندري كيف نكتبها، قال الله عز وجل وهو أعلم بما قال عبده: ماذا قال عبدي قالا: يا رب إنه قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك وعظيم سلطانك، فقال الله عز وجل لهما: اكتباها كما قال عبدي حتى يلقاني فأجزيه بها
«Один человек из числа рабов Аллаха произнес: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли азыми султаника». И эти слова утомили обоих ангелов, и они не знали, как записать их. Затем эти ангелы поднялись на небеса и сказали Аллаху: «О наш Господь, поистине, один из Твоих рабов произнёс такие слова, которые затрудняют нас, нам неизвестно, как их записать». Всевышний Аллах спросил у них, зная лучше них о том, что произнес Его раб: «Что же сказал Мой раб?» Они ответили: «О наш Господь, он произнёс: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника»». Тогда Всевышний Аллах сказал им: «Записывайте эти слова так, как и произносил их Мой раб, до тех пор, пока он не встретится со мной, чтобы я вознаградил его за них». (Ибн Маджа)
Подытоживая все изложенное, можно сделать вывод, что если мы желаем поблагодарить Всевышнего Аллаха и обрести его довольство, постоянно пребывать в Его благах и никогда не лишаться их, нам надо как можно чаще и больше воздавать ему хвалу, произносить эти слова, раздавать садака, совершать намазы и делать земные поклоны по каждому соответствующему случаю.
Источник