Воздушный бой своими руками

Настольная игра «Воздушный бой» своими руками

Я восстанавливаю и модернизирую игру «Воздушый бой», она же «Рыцари неба» и прошу совета у любителей настольных игр, военной техники и спецов в 3D-печати.

Я решил восстановить и доработать настольную игру «Воздушный бой» 1975 года.

В интернет я скачал игровое поле https://yadi.sk/i/OUIN0iY9aicPHQ и обратился в ряд издательств. Наилучшее соотношение цены и качества, а также желание помочь заказчику, то-есть мне, я нашел в издательстве Радуга. В издательстве посоветовали обработать игровое поле, что я и сделал: https://yadi.sk/i/ozyINFduWS5eoQ

И тут я столкнулся сразу с тремя проблемами. Несмотря на то, что я скачал наилучший вариант игрового поля (выпускался еще и малосимпатичный схематичный вариант игрового поля), до современной фотографии он не дотягивал.
Фигурки самолетиков были больше клеточек, и если игровое поле распечатать нужного размера, получится рулон формата A2, либо придется сгибать игровое поле и оно будет топорщиться и мешать передвигать фигурки.

Поэтому следующий шаг — это поиск и скачивание фотографии с дрона и обработка в фотошопе. В фотошопе я нарисовал клеточку, добавил её в узоры и добавил в изображение. Получилось неплохо: https://yadi.sk/d/R6_XuEgYOgSfGA

Заодно я понял почему фигурки бомбардировщиков были 37 мм в длину. Это ширина листа формата A3 делёная на 8 клеточек, как в шахматах. На игровом поле игры «Воздушный бой» нарисованные самолетики были нанесены не на пересечения линий, а в центр клеточек, как на шахматной доске, что как бы намекало. А четыре аэродрома были похожи на игру Чатуранга (Четыре раджи).

3D-модели самолетов для игры «Воздушный бой» я нашел тут:

Штаб и аэродромы я рисовать не стал. Красный аэродром с синей окружностью и красный аэродром с жёлтой окружностью для красных и синих фигурок самолетов явно не годились.
Может поискать модель флага в.stl с подставкой не больше 37 мм?

Игроков может быть от 2 до 4. Желтых самолетиков для четвертого игрока ещё нет. Видел на Али, но они маленькие, и плохо проработанные. На фото сверху справа:

В игру я добавил игровую кость на 20 граней.
Вместо рисунков баз ПВО, я использую стандартные фишки.

В игре «Воздушный бой» два типа фигурок.

В игре «Четыре раджи» пять типов и игральные кости. Используя тематику ВВС хочу сделать современный вариант игры «Четыре раджи»

Посоветуйте, что использовать в качестве фишки «Штаб»? Самолёт Судного дня?
Что использовать в качестве ПВО?

Подумываю какую-нибудь из этих моделек уменьшить до 30мм:
https://www.thingiverse.com/thing:2873021

Вот так выглядит настольная игра Axis and Allies, в которой хорошо проработаны фигурки:

Мне явно нужно доработать фигурки.

Какие параллели можно провести с античными колесницами, боевыми слонами и конницей? Стратегический бомбер, истребитель и дрон? Нужно ли оставить сстранное правило «Воздушного боя» — бомбер сбивает истребитель при лобовой атаке?

Порекомендуйте пожалуйста, где в Москве можно недорого распечатать модельки.

Спасибо за внимание. Признателен за репост. А если кто-то выпустит это игру, то может использовать эту идею на безвозмездной основе.

Источник

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО БОЯ

Стоит начинающему авиамоделисту хотя бы раз увидеть соревнования кордовых моделей самолетов по воздушному бою, как он тут же заявляет: «Хочу строить бойцовку!» И его можно понять: действительно, воздушный бой — зрелище захватывающее, к тому к же сами «истребители» настолько просты, что буквально через несколько, дней спортсмен, взявшийся за кордовую модель самолета, уже испытывает ее в воздухе.

Причем тут можно обойтись без применения дефицитной бальзы. Да и в отличие от остальных классов в воздушном бою нередко удается достичь неплохих результатов даже с нефорсированным серийным отечественным двигателем. Какие же основные требования предъявляются к современной кордовой модели самолета для воздушного боя? Как ни странно, их много, и достаточно противоречивых. Начнем с простоты и технологичности конструкции.

В необходимости удовлетворения этих требований вы убедитесь очень скоро. Нередко спортсмен теряет всего за один «бой» две модели, вот и оказывается, что для выступления на соревнованиях их требуется запасти чуть ли не десяток. Упрощая же конструкцию, моделист решает одновременно две задачи.

Первая — о ней мы только что говорили — появляется возможность чаще тренироваться, а не просиживать дни за рабочим столом.

Вторая, не менее сажная, — уменьшается вес модели, и она становится при той же несущей площади более маневренной. Теперь о маневренности. Именно ее ведущие спортсмены-асы считают важнейшей характеристикой современной модели. Сейчас не встретишь полупилотажек с закрылками.

Эта схема не выдержала испытаний практикой, хотя и обеспечивала отличную маневренность. Уж слишком усложнялась и утяжелялась конструкция, причем живучесть аппарата (тоже немаловажный фактор!) оказывалась невысокой. Поэтому сегодня почти все «бойцовки» строятся по схеме «летающее крыло». Иногда увидишь еще стабилизатор, вынесенный назад на совсем короткой балке.

Однако все равно модель остается «летающим крылом» — настолько незначительно плечо между плоскостями и стабилизатором, который по-прежнему кажется непропорционально маленьким. Размеры же самих крыльев кордовой модели довольно большие.

Уменьшая (за счет увеличения несущей площади) значение удельной нагрузки, моделисты добиваются отличных пилотажных качеств аппарата. Хотя такой путь и снижает максимальную скорость полета, считается, что только он может привести к компромиссному решению: сделать модель класса F2D отвечающей всем требованиям современного боя.

Предлагаемая кордовая модель самолета — результат многочисленных поисков и экспериментов. Она интересна своими особенностями. Первое — толстый симметричный профиль крыла. Как выяснилось из сравнения поляр такого профиля и «плоской пластины», первый при том же сопротивлении имеет значение коэффициента подъемной силы в полтора раза выше.

При испытаниях это особенно ярко. проявляется на невысоком скорости полета. В то время как обычные «крылья-пластины» становятся на фигурах вялыми, наша модель выполняет те же фигуры устойчиво и по-прежнему резко даже при невысокой мощности двигателя. Второе — полный отказ от применения бальзы при сохранении достаточной легкости и прочности конструкции.

Это также результат использования толстого профиля, равно как и переход на лонжеронную силовую схему крыла. Что это дает? — спросите вы. По прочности наша модель, как показала ее эксплуатация, превосходит бальзовые при том же весе набора. Предлагаемая вашему вниманию «бойцоака» настолько проста по конструкции, что не требует подробного описания.

Остановимся лишь на изготовлении нервюр. Предварительно сделав шаблон из листового металла, можно выпилить только две центральные нервюры, а остальные получатся из материала, остающегося в результате их облегчения (если вы не очень точно работаете лобзиком, лучше их сделать по отдельности). Обратите внимание на большой размах качалки управления.

Он обеспечит точное соответствие отклонений руля высоты отклонениям ручки даже на незначительной скорости полета модели, когда натяжение корд несколько ослабевает. Хвостовая часть может быть сделана по одному из двух вариантов. Оба они практически равноценны как с точки зрения прочности, так и веса. Однако в длительной эксплуатации лучше показала себя «двухбалочная» «бойцовка».

К тому же она легче поддается ремонту. Двигатель — КМД-2,5. Единственная его деталь, подвергающаяся переделке, — футорка карбюратора. Целью переделки является увеличение проходного диаметра до 5,3 мм и максимальное укорочение внешней части. При наддуве бака давлением из картера двигателя такая футорка позволяет повысить мощность, сохранив устойчивостью режима на протяжении всего времени боя.

Рис. 1. Кордовая модель самолета для воздушного боя: 1 — моторама (Д16Т уголок 15×15 мм), 2 — двигатель КМД 2,5, 3 — топливный бачок, 4 — передняя кромка (сосна, в центре 5×17 мм, на конце 5х10 мм), 5 — нервюра (фанера ФАБ-2.5), 6 — груз (свинец или припой, 35 г), 7 — внешняя законцовка (фанера ФАБ-4), 8 — обшивка (лавсановая пленка), 9— задняя кромка (сосна, сечения такие же, как и на передней кромке), 10 — лонжерон (сосна 4х10 мм), 11 — балка (липа 9 мм). 12 — обшивка хвостового оперения (тонкая кабельная бумага), 13 — стабилизатор (пенопласт ПС-1), 14 — руль высоты (пенопласт ПС-1), 15 — окантовка хвостового оперения (сосна 3х3 мм), 16 — тяга к рулю высоты (проволока ОВС диаметром 2,2 мм), 17 — качалка (Д16Т S 2), 18 — тросики управления диаметром 0,5 мм. 19 — внутренняя законцовка (фа-нора ФАБ-4), 20 — алюминиевая спица диаметром 3,5 мм.

Рис. 2. Типовая нервюра кордовой модели самолета.

Рис. 3. Качалка управления моделью самолета.

Рис. 4. Топливный бачок кордовой модели самолета .

Рис. 5. Построение очертания нервюр по заданной хорде с помощью шаблона корневой нервюры.

Источник

Воздушный бой своими руками

Описание: КЛАСС F-2D — МОДЕЛИ ВОЗДУШНОГО «БОЯ».

1.1. Определение соревнований воздушного «боя».
Соревнования воздушного «боя» — это соревнования, в которых отборочные туры завершаются финалом, в течение которых, Показать полностью. два соперника одновременно пилотируют свои модели в одном и том же круге в течение предопределенного времени с целью отрубить ленту, прикрепленную на продольной осевой линии модели соперника. Очки присуждаются за каждый сделанный отруб.

1.2 Площадка для «боя».
Площадка для «боя» должна состоять из двух концентрических кругов, размеченных на земле.
a) Полётный круг: радиус 20 метров.
b) Центральный круг (пилотирования): радиус 2 метра.
Полётный круг должен быть выложен на траве. Центральный круг (пилотирования) может быть выложен на траве или на любом другом материале.

1.3 Участники соревнований.
В каждом «бою» участник соревнований имеет в своем экипаже механика, он может использовать не более двух механиков.

1.4 Технические характеристики моделей воздушного «боя».
— Максимальная площадь несущей поверхности……………………150 дм2
— Максимальный вес …5 кг
— Максимальная нагрузка .100 г/ дм2
— Максимальный объём двигателя…………………… …………2,5 см3
— К выхлопному окну двигателя с калильным зажиганием должен присоединяться глушитель, состоящий из простой камеры с одним, круглым в поперечном сечении выходным отверстием диаметром 8 мм, расположенным напротив присоединения к выхлопному окну. Общий объём выхлопной системы должен быть более 12,5 см3.
— Двигатель должен иметь диффузор с эффективным диаметром не более 4,00 мм. Ось качалки управления и двигатель должны быть закреплены между собой страховочной проволокой диаметром не менее 0,5 мм, выдерживающей нагрузку на натяжение не менее 100 ньютонов.
— Модель не должна нести никаких искусственных приспособлений для облегчения среза ленты. Модель должна быть оборудована устройством, специально предназначенным для крепления ленты, которое устанавливается на продольной оси модели.
— Стандартное топливо, используемое для проведения всех соревнований составляется следующего состава: 10% нитрометан, 20% касторовое масло (первого отжима), 70% метанол.
— Модели должны быть оснащены автоматическим устройством выключения двигателя, срабатывающим, если модель улетает из полетного круга.

1.5 Технические параметры системы управления.
Длина кордовых нитей должна быть 15,92 ± 0,04 м. Она замеряется от внутренней стороны захвата ручки управления до продольной осевой линии модели.
Система управления: должны использоваться две многожильные кордовые нити с минимальным диаметром 0,385 мм (без минусового допуска). Не разрешается иметь свободных концов, способных запутать кордовые нити соперника, не допускаются никакие сращивания корд. Всё время, когда его модель в полёте, участник обязательно должен иметь на запястье руки страховочную петлю, связанную с ручкой управления.
a) Испытание кордовых нитей: перед каждым «боем» все комплекты кордовых нитей, которые могут быть использованы должны быть проверены на соответствие длины и диаметра. Ручки управления, корды и модели в сборе, используемые в этом «бою», должны быть подвергнуты нагрузке на натяжение, равной 150 ньютонов
b) Воздух в двигатель должен поступать естественным путём через единственное круглое впускное отверстие.
Любая сообщающаяся камера между воздухозаборником и картером двигателя должна иметь максимальный объем 1,75 см3. Это целиком запрещает подпоршневой канал для дополнительного впуска воздуха.

1.6 Количество моделей воздушного «боя».
Участник может иметь максимальное количество моделей равное удвоенному числу “боёв”, в которых он может участвовать (исключая перелёты).
В каждом «бою» участник может использовать не более двух моделей, двух ручек, двух пар кордовых нитей и двух двигателей. Если используется запасная модель, то лента или её оставшаяся часть должна быть перенесена на запасную модель.
Во время «боя» двигатели, корды и ручки упра Место: Воздушный бой — F2D COMBAT, Россия

Источник

Воздушный бой своими руками

На выступлении 9 декабря в китайском Северо-западном политехническом университете докладчик Ли Жонгхуа заявил, что на учениях «Удар сокола 2015» в Таиланде в первый день во время учебных боев китайские истребители J-11 одержали победу против тайских «Грипенов» со счетом 16:0

Этот счет был достигнут по итогам ближних воздушных боев, но в дальнейшем «Грипены» показали себя лучше в боях на дальних дистанциях, особенно за пределами визуальной дальности обнаружения – свыше 50 км.

Читайте также:  Букет гиацинтов своими руками

Причиной этого указывается излишняя сосредоточенность китайцев за наблюдением в передней полусфере и меньшее внимание к общей ситуационной обстановке. Отмечается также плохая согласованность ведомого и ведущего – атакующего и прикрывающего пилотов, плохая техника выполнения противоракетного маневра – шаблонная, без учета реальной дальности до атакующей ракеты.

В схватках 2 на 2 китайцы часто плохо оценивали боевую обстановку и недостаточно энергично выполняли маневры уклонения. Тайские пилоты также умело пользовались таким древним, как сам воздушный бой, приемом – атаками под прикрытием солнца или уходом на него. Отмечается, что системы управления огнем и комплекс вооружения у «Грипена» превосходит J-11.

PS. Традиционно в пилотажных возможностях «сухих» можно не сомневаться, а проблемы с подготовкой китайских пилотов на J-11 отмечались с самого начала, что в свое время привело к дозаказу китайцами учебно-боевых «спарок». Вероятно теперь нужно подтягивать и тактическую подготовку китайских пилотов. В конце концов использование солнца — это азы воздушного боя

Добавлю, что там еще вопросы о ракетах. По вводным у AIM-120 было 160 км дальность, а у РВВ-АЕ — 120 — в обоих случаях довольно упоротая цифирь. Непонятно какие брали вероятности поражения. В любом случае условная ранняя РВВ-АЕ это так себе ракета по сравнению с современными российскими и вероятно китайскими.

Хотя то, что Грипены получают преимущество уже после 30 км конечно озадачливает. Неужели тайцы, у которых на свой чудо-авианосец в свое время денег не хватило просто на эксплуатацию оказались настолько более надрочены чем китайцы, которых должны были послать на учения уж лучших.

»Тайские пилоты также умело пользовались таким древним, как сам воздушный бой, приемом – атаками под прикрытием солнца или уходом на него.

Думаю если бы это им помогало, том им бы не напихали в ближнем почти всухую)

» проблемы с подготовкой китайских пилотов на J-11 отмечались с самого начала, что в свое время привело к дозаказу китайцами учебно-боевых «спарок»

Слушай, ну они просто не входили в пакет лицензионной сборки, «свои» из-за этого запоздали, а купленных загоняли. По такой логике заказ Су-30М2 доказывает проблемы с уровнем подготовки российских летчиков.

О самовыводе Су-27 из крена:

— Самолет достаточно устойчивый по крену и с увеличением угла атаки на малых числах М самолет имеет тенденцию убрать крен, ну не прям сильно, а это выражается примерно так: на форсированном развороте самолет необходимо «подталкивать» в сторону созданного крена иначе с гашением скорости он его начинает уменьшать, причем чем меньше скорость тем сильнее он это хочет сделать. Лучше всего по мне это было заметно на косых петля с углом наклона траектории 45-60, особенно когда подходишь к «верхней точке» косой петли, если выходить на нормальной скорости (450), то самолет без «особых усилий» заваливает крен за 90, а если подойти на меньшей скорости, то его прям нужно «попросить», приложить на рус большее усилие чем обычно.
Чем больше Мах тем меньше это проявляется. То есть чем меньше скорость и больше угол атаки тем самолет устойчивее по крену, пытается сам его убрать (лично на углах более 20-22 на старых сушках не летал).
Все вышесказанное субъективно мои ощущения.

— И вот еще вопрос. Как перевести расположение червячков на ИЛС в двухмерную картину в голове? Экраны западной техники понятны, по горизонтали азимут, по вертикали удаление. А по какому принципу располагаются червячки? Спасибо.

— На пульте выбора режимов работы СУВ рядом с переключателем ППС-АВТ-ЗПС есть переключатель изменяющий индикацию в режиме РЛС — Азимут- дальность\Азимут- скорость. Для селекции целей удобнее использовать (лично мне так было) режим азимут-дальность: те цели что дальше от тебя, те соответственно выше на илс, а те что ближе те соответственно ниже на илс. А в азимут-скорость , я не помню как. по-моему что быстрее летят те выше а что медленнее те ниже. Зная зону обзора обзора РЛС по азимуту в принципе можно ориентироваться кто где.
99% летного состава используют АЗ-Д.
Азимут — Скорость это специальный режим пригодный больше для чистого перехвата.

-Насколько я знаю Пэшка ПУСТАЯ весит 16750 с балками без АПУ/АКУ/БД/МБД. поэтому если взять во внимание, что самолет пустой с «пускачами» но без вооружения то я думаю в ДКС значение близко к правде.
Вообще с массами пустого самолета много споров бывало (не только касательно 27п) потому как некоторые утверждают, что это без «пускачей», а другие утверждают, что наоборот с «пускачами». но во втором случае получается что если самолет завешен МБДшками или БДшками масса будет на стотку-две кило отличаться от самолета завешенного АПУ/АКУ. Поэтому лично я склоняюсь к первому варианту. А истину так никто и не знает.

— Как насчет режима TAKT на Су-33, так как это самый современный русский Flanker, который у нас есть в DCS?
Режим тактика не реализован/не доступен (что конкретно не знаю, по факту он просто не включается) на всех су27 (УБ, П, С). Про групповые действия не подскажу. эта хрень из разряда «молчи-молчи». Как дела с этим обстоят на экспортных машинах не знаю, но скорее всего так- заказчик если захочет то ему все сделают.
— Как на Су-33 не знаю, не сталкивался. Вообще модификации Сушек представленные в ДКС очень старые, сейчас очень сильно поменялся и Су-33(Гефест там какие-то “магические штуки” поставил)и Су-27 (см2, см3). В модернизированных самолетах таких «дебильных» проблем не наблюдается.

Насколько часто летчики пользуются ОЛС как на оригинальных Пшках, так и более поздних машинах?
Так. на старых сушка эти часто приходилось пользоваться по трем причинам:

1) Низкая исправнсоть РЛС (раньше это был плавающий фактор, «то пусто, то густо»), а перехваты тренировочные выполнять надо приходилось работать им где разумно (если цель выше и на фоне ясного неба) и где не разумно (между слоями облаков например). В первом случае практически всегда зачет, во втором — повезло не повезло.

2) например если переходишь приборно из атаки в ппс в атаку в зпс и теряешь цель из захвата(по причине продолжительного нахождения в «мертвой зоне» РЛС) или скорость (как всегда), то есть нет достаточной скорости сближения/отставания(по этим параметрам есть ограничения у РЛС) относительно цели. Скорость цели=Скорость перехватчика. Пример: При перехвате в стратосфере на сверхзвуке при переходе в ЗПС на развороте теряешь скорость и чтобы догнать цель не хватает длинны маршрута(ограниченного границами района полета аэродрома базирования) или топлива ввиду большого расхода на форсаже. В этой ситуации спасает ОЛС, на большой высоте да еще и скоростные цели он очень хорошо видит.

3) При выполнении учебных пусков ракет с тепловой головкой (р-73, р-27т(эт)). Там работа осуществляется только ОЛСом.
____________________________________________________________________________

На новых сушках, а именно на Су-35 (су-30см не в счет потому как там олс ближе к старым сушкам, ни какого «прорыва») ОЛС используется более широко. Примеры:
-Можно вывести изображение как телевизионное так и тепловой сопровождаемой цели.
-Наблюдать за результатами боевого применения по земле. (как реализовано на ф18 с контейнером, только необходимо выполнить отворот и встать в вираж/разворот в районе цели) (на моей страничке в инсте, в самом начале есть примеры)
-Использовать для разведки\рассматривания объектов в тв и тп спектре.
-Осуществлять прицеливание и до прицеливание по земле.
-Ну и все что только в голову придет отталкиваясь от описанных возможностей- зум, ТВ, ТП.
Я бы сказал так- работа олсом в основном осуществляется как в ближнем маневренном бою и по земле на новых самолетах используется в большинстве случаев ввиду того что в дальнем бою РЛС показывает себя просто на 5+.
Вроде все.

— Азимут — Скорость это специальный режим пригодный больше для чистого перехвата.
— Я себе вижу так- селекция более опасной цели в «оживленном» воздушном пространстве. А вообще кому удобно может еще больше вариантов придумать. типа счелкнуть атакующих и не отвлекаться на убегающих. все зависит от фантазии.

— 3) Пользуются ли сейчас оригинальной навигационной системой на старых Пшках (да и к слову на СМках)? Есть много фото / видео, где в Су-24 / Су-25 / МиГ-29 (не помню по Су-27, но на Су-34 видел ) ставят собственные спутниковые навигаторы, сталкивались с этим явлением?))
— На старой техники присутствие старшего лейтенанта Гармина в кабине у любого здравомыслящего летчика является обязательным в любых случаях кроме- день ПМУ полет по кругу, ну максимум в зону и по коротеньким маршрутам в своем районе полетов, где знаешь каждое поле\дерево\одиноко стоящую корову.
На переходных (см, 30м2) обычно берут для подстрахуя при полете за район полетов(сопровождение, обеспечение и прочие мероприятия).
На новых никто не берет, смысла нет, навигация уже некст левел, нареканий нет. но казусы встречались, разовые акции так сказать.

Конкретно в части где я служил:
27УБ- чаще СПАРОЧКА, реже динозавр, подлодка.
27СМ- ничего особенного не припомню. просто СМ или Боевой.
Су-30м2- МАКАКА, производная от МКК (прародитель су-30МКК).
Су-30СМ- чаще СПАРКА, реже БДСМ.
Су-35С- в начале НЕГР, НЕГРЕТЕНОК, потом перешли на ДЕСИПТИКОН, так и приклеелось к нему.
Су-24 — ДРАКОН, РАШПИЛЬ.
Миг-31 — чаще ЭЛЕКТРИЧКА, реже космический корабль, шатл и прочие галактические интерпритации
Ил-76\78 — ЗИЛ.
Ту-134\154 — ТУШКАН.
Ми\КА- ВАТРУШКА, ННВЦ.
В других частях относительно сушек других названий не слышал вроде бы. Может у кого-то по другому.

— Понимаю, вопрос довольно странный, но как вы относитесь к шансам старичка Су-27С / П против западных модифицированных 4ок (не берусь сравнивать с игрой, хотя параллели должны проскакивать)?) Взять скажем F-16AM (тот же bl50) бельгийский, что Балтику патрулировали в своей ротации. А что Су-27СМ?) Видели / летали с Р-77 / Р-77-1 на нем?
— Субъективно мое мнение:
Насколько я понимаю, РЛС и авионика уровня Су-27 П\С нигде уже и не стоит за бугром. Отсутствие «внятной» индикации о происходящим вокруг и аналоговые приборы ситуационной осведомленности летчику тоже не прибавляет. В дальнем бою по моему мнению все будет печально. Но в жизни бывает по разному. А в ближнем бою он без проблем даст жару любому орлу забугорному. Естественно при условии что сам боец молодец.
С 77ми летал только на су-35.

Взаимодействовали ли вы в воздухе с МиГ-29? Какое у вас отношение к этому семейству машин, как боевого летчика Су-27? Есть ли какие нибудь истории с примером такого взаимодействия?))
Отношение: ему бы модернизации накидать аля ф16 и будет пушка в своем классе. На сей момент это морально старая машина уровня су-27п\с, я имею ввиду авионику, «сенсоры», навигацию и т.д.
СМТ- это идеология Су-27СМ (или наоборот, чтобы никого не обидеть )- прикольно уже, но тоже уже не то пальто. Я отталкиваюсь от того что мы уже умеем делать, а именно Су-35с. Он пока вне конкуренции по сенсорам, автопилотам, навигациям и тд. Это референсный самолет для меня во всех сравнениях и наиболее приближен или даже можно сказать идет вровень с зарубежными аналогами(нюансы конечно есть, но все-таки).

Взаимодействие: Учения, дальний бой с СМТ 8х8 по-моему, счет 8-0 в пользу ЦСК (Су-35). Ближний бой- не срослось, но готовился сильно
Совместные патрулирования в банистане, меняли друг друга. они полтора часа работают, а мы по три с половиной. Ну и конечно пролететь с включенным сливом топлива мимо мигаря летящего на крейсере это святое
Мигарь могёт в ближний бой и очень хорошо, я думаю это и без меня тут все знают в каких диапазонах высот и скоростей, но на этом в принципе все, но Су-35 ему не по зубам, лично я так считаю с высоты своего небольшого но все-таки опыта.

— Как часто летчики Су-27СМ / Су-30 отрабатывают работу по наземным целям (управляйкой), у нас собственно есть концепция многофункционального истребителя (и подразделений) в войсках, или идет негласное / гласное разделение, что мол Су-27 / Су-30 / МиГ-29 — в-з только по праздникам, а так чистый воздух, а Су-34 и Су-24 будут делать всю работу?
— Конкретно см\30 делали это редко, раз в год на сборах так называемых и основной боеприпас был х-29. Сейчас на 30см\35 делается гораздо чаще, несколько раз в год, но уже добавились всякие кабы и прочие вундер валфи. Летают на такие вещи люди с допуском или кого предметно готовят, грубо говоря сейчас это каждая собака в части (не во всех, но в большенстве) умеет кроме летёшь и старлеев.
Практическое применение на полигоне НАСП(пушка, нары, бомбы) если в среднем взять выполняется виде двух летных смен в каждый месяц-полтора. Это умеют сейчас все. Тактическое применение (без средств поражения с использованием тренировочного режима так сказать) с простых и сложных видов маневра летается каждую летную смену, хотя-бы одно упражнение по земле у каждого точно есть, а то и того больше, 4ре вылета- 8мь упражнений по земле. Но основной упор конечно на бои.
Отталкиваясь от опыта применения в банистане сейчас у нас можно сказать есть настоящая ОТА. Я имею ввиду тактический истребитель (именно истребитель, а не су34) который работает и по земле и по воздуху. Можно сказать, что на пиндосовский манер. Поэтому идеологически мне близок модуль Ф18- взлетел отработал по земле с горизонта управляемо\не управляемо и пошел на «крышу» или ДВБ с переходом в бвб если позволяет керос и обстановка.
Но есть нюанс- на каких нибудь учениях старые командиры бомберы будут видеть в тебе только истребителя, ну или «*** с ним, пусть один ихний бомбу сбросит на полигоне остальных на заслоны\засады\сопровождения», но этот стереотип потихоньку меняется, все-таки опыт применения доходит потихоньку.

Читайте также:  Как сделать архитектурный бетон своими руками пропорции

— Сейчас 77е пуляют по нескольку раз в год, но опять же не всем полком разом, но замысел такой чтобы каждый(ну почти каждый) попробовал и умел. По дальностям без комментариев.

— У Су-35С снаряженная масса сильно больше чем у Су-27СМ? (можно без конкретных цифр, за это побить могут наверное )
Просто в открытых источниках фигурирует

19000, неужели так потяжелел?
Как на маневренных качествах сказывается?
— Да, он прилично потяжелел, для референса можешь спокойно верить «рекламным цифрам».
На маневренных качествах самолета вообще никак негативно не сказывается. Переработано крыло, система управления, движки мощные. По восприятию от обычной сушки очень далек, я скажу немного утрированно, но общего между ними это что и тот и другой при отклонении рус на себя увеличит тангаж, а при отклонении влево создаст левый крен.

— Ходили какие-нибудь слухи среди летного состава про Су-57 ?
— С 2015 года планировали переучивание, потом перенесли на 2016, потом на 2017. 2020 год — пока без изменений

— Как часто летчики летают с НСЦ Сура / Щель? Вообще часто ли ее можно увидеть в частях / тренируются ли ее применять? Или чисто по старинке — вертикальное сканирование вперед и выжимание перегрузки, чтобы подтянуть ось скана к противнику. В таком случае потенциал Р-73 не используется полностью. Вон у амеров в каждом строевом F-16C / F/A-18E — полноценный нашлемный дисплей.
— Сурой за всю карьеру пользовался раза два, ну три максиму. Больше груза на голове, быстрее шея ушатается, а возможностей ее в нынешнее время не достаточно, больше гемора с отстегивающимся от ЗЩ жгутом питания. Сура входит в комплект снаряжения в дежурных силах, но все вней летаю потому что «положено», а не потому что мало. В реальном бою режима «вертикаль» вполне достаточно, он захватывает намного выше чем заканчивается ИЛС. Но я бы не отказался от Суры аля пиндосовски вариант, это весчь, ситуационной осведомленности на бою добавляет.

— Часто ли дозаправляетесь от ЗИЛа (Ил-78 ) на учениях / перелетах? Вообще приходиться ли пилоту семейства Су-27 отрабатывать дальние патрули / учения на большом удалении, для реализации потенциала по радиусу действия. Какой был у вас самый длительный полет (миссия)?))
— Дозаправку гоняют на сборах 2-3 раза в год, чисто потренироваться\научиться. В ИА еще ни разу не видел чтобы как пиндосы перегоняли самолеты через дозаправку но к этому я так понимаю идут потихоньку, пули уже на эту тему простреливали. Длительных полетов предостаточно сейчас: тренировка пунктов наведения, сопровождение дальников, дежурство в воздухе по во время всяких саммитов ну и конечно работа в банистане. На 27см максимально летал не больше 2:40 (ориентировочно плюс минус), на 30см может часа 3-3:15, на 35м 4:10-4:20 где-то так, на «крыше» провисел.

— ФБ говорит, что это происходит довольно часто, но хотелось бы услышить сторонний комментарий,
— ФБ много чего говорит. и много кого банит, по делу и без

— Вопрос чисто от себя (споры в рядах диванных войск не утихают ): как относитесь к Су-34? Су-30СМ с условным подвесным контейнером будет лучше, как считаете?))
— На су-34 только один плюс — работа по оперативным целя с использованием платана. Все. Доклад закончил. Тяжелый планер, никакой возмозности работы по воздуху, старая авионика. этот список можно продолжать до бесконечности. Выдать нам контейнер и 34ка вымрет как вид. Эту хотелку давно летчики просят. вроде шестеренки заскрипели.
В нынешнем состоянии 30см даже с контейнером, не айс будет. Если доработать в формат 35го, поменять движки, экраны и зафигачить логику СУО, то это уже будет по круче суперхорнетов. Но на данный момент только 35й+контейнер=убермегабомберистребительперехватчик. Я это говорю не потому, что я на нем летал а тупо отталкиваюсь от технологий и боевых и прочих возможностей. ну не может быть обычный гироскоп точнее лазерного, вот хоть ты трижды любишь свой су-34(там чтот-о стоит по-моему лазерное но первых поколений)\су-24.
Скажу словам

— Можно ли после пуска ракеты в ДВБ крутить бочки и лететь в перевернутом полете?
Чем чревато для сопровождения цели РЛС и ракеты?
— Нельзя, так как в перевернутом полете (крен 180 например), а уж тем более на бочках будет превышено ограничение по углам стабилизации РЛС. Есть ограничение по крену в режиме автосопровождение (цель в захвате), при его превышение приведет к сбросу автосопровождения и переходу в режим обзор. Соответственно это же ограничение справедливо для дискретно-непрерывный подсвета (в этот режим прицел переходит после пуска ракеты).

— Как я понял, на пепелацах, оснащенных Гефестом вы не летали. Но может быть слышали от других — действительно ли он так крут при применении АБСП? Может реальное КВО знаете?
— Мужики с ту-22 и су-24 очень довольны, особенно хорош со сложных видов маневра, говорят «имба» Но личного опыта не имею.

— Доводилось ли вам работать на старых 27х при применении РЭБ целью? Действительно ли режим СНП сбрасывается в «обзор» и не работает при наличии в поле сканирования РЛС целей, идущих под РЭБ?
— На 27УБ, 27СМ, 30м2 не сталкивался с противодействием РЭБ.

— Сталкивались ли лично вы в одной жаркой стране с Раптором? Если да, то какие впечатления от отечественного самолета в плане обнаружения и сопровождения (можно и ваших коолег, без конкректных секретных цифр). Фоточку с ОЛСа с Ф-22 мы видели
— Видел с далека (3-5 км) на дозаправке, просто разошлись пересекающимися курсами и все. Видно по приборам их хорошо они же там с линзой летали, может чуть хуже чем ф15\18. А боец который с ним круги наворачивал был груженный полностью поэтому о сравнении маневренных характеристик смысла нет разговаривать. Обоим было интересно посмотреть друг на друга просто, никакого БВБ одним словом.
Фактически пробовали крутануться с ф15, ф18 и еврофайтером. Ф16 почему-то наших все время боком обходят, посмотреть не удалось.

— 12 у Су-34 и 8 у Су-35
— по-моему 12 это слишком круто. с учетом, что он на 4ре бомбы больше берет. Точно не знаю, но не верится что-то.

Западные летчики регулярно прибегают к жестикуляциям для выполнения групповых рутинных операций для экономии эфира:

например BDC (Battle Damage Check) — осмотр самолета ведомого / ведущего на наличие повреждений на пути домой Все проходит в полной тишине и все штатные команды и доклады делаются «в ручную»
https://www.youtube.com/watch?v=evrNyPrxiiE

При взлете группой (например как в приведенном видео при взлете секцией единовременно) качок головой — rolling — покатили.
https://youtu.be/iAUGjs8-pAo

Да и другое по мелочи, будь то rejoin (сбор звена) или некоторые операции в формациях (в последнем видео 1:00 — crossing under — переход в другую сторону) — жесты.

У нас практикуют жестикуляцию так же активно (ну кроме выказывания особого неодобрения ) или абсолютно все идет через внутренний канал связи звена?)

b) Отдельные процедуры

Упомянутый выше BDC — проверка на повреждения по пути домой

FENCE — вход и выход из боевой зоны с последующим привидением систем в боевую готовность или деактивацию + проверка и доклад ведущему.

Ну и конечно, знаменитые FOX 1 / 2 / 3, MAGNUM / WINCHESTER / BINGO / SLINGSHOT / BOGEY DOPE и тд и тп разной степени значимости.

Наши ВВС обычно предстают как образец строгости и прямолинейности, но может и у нас есть какие нибудь кодовые слова (кроме русского-матерного конечно ), которые максимально кратко и полно описывают ситуацию? Ну вот например выше привел WINCHESTER — кончилось вооружение (тут еще могут уточнить, но обычно понятно из контекста) или BINGO (FUEL) ну соответственно рубеж возврата -> есть русские аналоги или как думаем так и говорим).

15) Если летал на перехваты / сопровождения, чьи летчики больше всех запомнились по разным причинам?) Помню кто то говорил, что шведы самые агрессивные и не прочь устроить холостое БВБ Или бельгийцы чет сильно высокомерно описывают встречи с нашими на Балтике на фейсбуке (прям немогу). Если какой нибудь интересный случай из таких встреч с иностранными коллегами? + летал с союзниками по ОДКБ? или может китайцев видел за работой?)

16) Что бы перенял у западных коллег (компоновка самолета например или его систем, помню была статья о приключениях наших на Хорнетах в США, хвалили эргономику + какие нибудь традиции ну все в этом роде)) )? Какое отношение в наших ВКС к западным партнерам?) Есть ли неприязнь или чисто взаимоуважение с пальцем на кнопке пуск?

— САУ на УБ, СМ, М2 сильно отличаются? В дкс, если включишь автопилот на удержание высоты и начнешь изменять скорость, например, включил АП на 400 км/ч и разогнался до 600 км/ч, то после отключения автопилота самолет начнет резко менять высоту. Спрашивал у летчика П, говорит после отключения САУ триммер должен «запоминать» положение для измененной скорости, т.е. самолет должен будет лететь прямо. Такое ощущения, что в игре САУ управляет не только триммером, но и самой ручкой

— Отличий в самой системе и режимах ее работы нет. Балансировка самолета в режиме выдерживания барометрический высоты при помощи САУ осуществляется путём отклонения триммера. При разгоне от 400 до 600 как в твоём случае в горизонтальном полете в режиме Нбар. сау будет загонять триммер от себя. При отключении сау триммер остаётся в том положении при которое его загнал сау. То есть сау рулит самолетом грубо говоря не через ручку, а через триммер, ели ты сам вручную отмотаешь триммер допустим в крайнее переднее положение, то чтобы поставить его в нейтраль нужно же какое-то время, чтобы моторчики отмотали его обратно. Тут принцип тот же. Поэтому получается что в ДКС судя по вашим словам не реалистично реализовано. Летчики даже используют режим ПГ, чтобы не мудохаться с треммирами, как правило после взлёта и занятие заданной высоты, нажал пг подождал секунду и отключил, самолёт сам треммирут самолёт в сбалансированное положение для гп на данной скорости.
При триммировании ручка самолета «ходит» за триммером, то есть на куда триммируешь туда и отклоняется. Отклонения эти не большие, в крайних положениях триммера относительно нейтрали может сантиметра 4 будет, ну или около того, я так то расходы рус уже и не помню.

— В БВБ в режиме вертикаль ограничений по крену нет. Какая магия там происходит с самой антенной в этом режиме не знаю, таких подробностей нам даже на переучивании не говорили.

— Над нейтральными водами или в экзотических странах, при сопровождении супостата вами или ими вас. Вы как нибудь контактируете помимо жестов, допустим по радиостанции ?
— Да, на аварийной частоте 121,5 по орешь несколько раз, в ответ тишина. ну может один раз два раза было что они отвечали, а так тишина. Турки любят скулить на аварийной частоте когда подлетаешь к ихней границе на 40-30 км. Сколько помню случаев когда приходили всякие петиции с жалобами от пиндосов дело было так: ты орешь на 121,5 свои фразы «coalition Air Force this is Russian Air Force 171, altitude 6000m, heading 210, turn left immediately (or we will work in this area in 30 minutes»”, даже говоришь иногда please они молчат, а потом когда сошлись что нибудь не понятное ляпнут и опять молчат. А на земле тебя уже чепалаха ждёт.

Читайте также:  Бильярдный стол своими руками чертежи размеры пул

— Ракету можно сбить с него?
— РСЗО я думаю нет, слишком маленькая цель и короткий промежуток времени. Но крылатые ракеты можно. В учебных целях стреляют по ракетам «Дань» и «Армавир»

— не уверен, что Thales Sigma-95 (на Су-30СМ) хуже, чем русская БИНС на Су-35С. а для Су-35С это актуально ?
— Я про навигацию не писал, повнимательнее пожалуйста. Но раз уж тему затронули БИНС+БИНС(су35) работает лучше чем СБКВ+ЛИНС (су30см). В случает отказа одного БИНС, а такое бывает, его подхватывает второй такой же БИНС, чтоточень актуально при выполнении боевых задач, особенно по земле. Точность не ухудшается и все четко. А в случае с 30см, навигацию подхватит «костыль» (СБКВ), приблуда с худшедшей точностью и про спутники можно забыть. Результат- лучше не сбрасывать бомбы, а то полетят на «передок» или в детский садик, грубо говоря.
На су35 по использованию прицела нет никаких нюансов и ограничений. На первых сериях хромала исправность, а щас работает как автомат Калашникова. На 30СМ кстати тоже все четко.

Прежде всего надо понимать порядок прохождения программы подготовки к ведениям воздушных боёв их можно поделить на «одиночную» и «групповую» (пара, звено).

Порядок прохождения программы (по пилотажу в том числе) всегда идёт сверху в низ(средние и большие высоты, малые и параллельно с ними стоит стратосфера) и выглядит в таком формате:
1) дальний бой с не маневренной целью(перехват по русский)> дальний бой с не маневренной целью с переходом на визуальные атаки> дальний бой с не маневренной целью с переходом на визуальные атаки с «подыгравшем» цели (развороты в сторону атакующего, то есть тебя с креном 45-60. Этот этап проходится при наличии допуска на простой пилотаж.
2) после освоения сложного пилотажа и боевого маневрирования (опять же сверху в низ), для примера на средней высоте можно переходить к вб с манёвренной целью на средней высоте одиночно.>вб с маневренной целью на средней и большой высоте> вб с маневренной целью на малой высоте> вб с маневренной целью при самостоятельном поиске. и так далее и так далее.
Во всех этих упражнениях смысл такой: научиться по командам кп выйти на цель, научиться обнаруживать цель, научиться входить и выходить из атак визуально, не въехав в самолёт цель, не превышать ограничения установленные командиром на тех или иных элементах полёта на воздушный бой, пример: с не маневренной целью скорость не менее 350, перегрузка не более 5, скорость сближения с целью при выполнении визуальных атак не более 200 ( цифры примерные, точно не помню). Для маневренного воздушного боя эти «рамки» естественно раздвигаются, но все равно достаточно строгие, не альфа доп. и скорость минус 200 при скольжении на хвост уж точно. Задача цели не убегать от тебя, а выполнять различные фигуры пилотажа и дать «постоять» за ней на различных дистанциях и маневрах. При выполнении этих элементов и вкатывается навык и понимание когда подразогнать, а когда подпридушить, что будет за секунду до и через секунду после, пристреливается глаз к поиску целей, тренируется оргазим и самое главное это понимание возможностей самолета. Ограничения по скорости, углам атаки и прочим параметрам позволяют научить летчика не переходить «заборы» на по этим параметрам, тем самым вырабатывается четкий референс- как сохранить скорость как не упасть на углы и не потерять тактическое преимущество. Со временем, не очень быстро конечно приходит понимание где нужно сработать перегрузкой, а где сохранить скорость. Творчество одним словом обретает обретает логический вид, и переходит в реакцию, навык и повышает уровень ситуационной осведомленности. На таких тренировках постоянно случаются казусы и всякие невероятные истории за которые потом прилетает от командиров от «ты долб. » до «отстранить от полетов нах..на месяц»- лучшая тренировка психморала.
Венцом этих всех телодвижений является «необусловленный» воздушный бой, где никто не знает что там у другого в голове, есть только цель и истребитель, потом меняемся ролями.

— то есть и Су-30СМ и Су-35С способны бочки крутить без срыва автосопровождения ?
— Да

— Из руководства по МиГ-29:
«В связи с тем что информация по крену при радиокоррекции обновляется с частотой 18—20 Гц, сигналы радиокоррекции правильно выдаются только при угловой скорости вращения истребителя не более 60°/с (при применении ракет выпуска до июля 1986 г. — не более 30°/с). По этой причине не обеспечивается наведение ракеты Р-27ЭР на цель в инерциально-корректируемом режиме при выполнении истребителем противоракетного маневра типа «кадушка».»

Похоже, что МиГ-29 способен делать кадушка в ДВБ без сброса автоматического слежения.
Почему Су-27 будет другим? Радары очень похожи.
Что мешает радару отследить цель при превышении предела крена? Он все еще может указывать на цель, используя высоту и азимут.

— Даже если радары стоят хоть пуля в пулю это ничего не меняет. Еще разок: есть ограничение по крену при автосопровождении и ДНП, при превышении которого происходит сброс с захвата и и РЛС переходит в режим обзор. Рассуждая логически можно предположить, что при определенных условиях возможно и можно сделать кадушку и не потерять захват, но раз есть ограничение это скорее всего оооооочень маловероятно либо не обеспечивается «надежность» удержания захвата (в 99 случаях из 100 будет сброс).

К исполнениях балтийских мавериков отношусь негативно, практически на любой видюхе с «супер крутыми маневрами» в формате «отошёл» лично по мне (и не только кстати), какой-то непонятный «понт», отсутствие безопасности (хотя б даже для подопечного, если сами летчики все камикадзе), и в конечном итоге тактический про. б(понравилось видео где ф18 по-моему был, там лётчик тупо потерял цель). а непосвящённые в ладоши хлопают.
люди именующие себя ФайтерБ. коньяки шлют за такой цирк. (не понимаю только с чего это вдруг он файтером стал?!)
П.с. Летчики ф18го наверное до сих пор всем своим сквадроном ржут (рукалицо)

— выполняли когда-нибудь фигуры пилотажа на режимах сверхманеаоенности? (Управляемый плоский штопор, чакру Фролова и т.п.)
— Один раз, с задней кабины су30см прокатили, за ручку подержался. Сам сделал форсированный разворот левый с переходом в 3/4 витка в право, форсированный боевой и колокол с зависанием. Под контролем переднего. Получилось как в той видюхе — «н****я(ничего) не понял, но очень интересно.»

— Тут недавно был срач об очередных налетах ВКС на госпитали бармалейцев, там типа координаты передают постоянно открытым текстом. Вопрос, реально ли такая передача координат используется в банистане ?
— К сожалению да. Причём есть возможность спаять в нормальную защищённую связь кп, кдп, 30СМ, 34, 35, верты новые и так даже делали инженера с золотыми руками из строевых частей. Но как они уехали, нашёлся дятел который засунул туда свои руки и все похерел. но это не точно.

— Еще вопрос, существуют ли у бомберов, истребомберов в банистане БТГР — группы быстрого реагирования, в Военной Приемке показывали что у штурмовиков такое есть, типа стоят несколько Су-25 с разной загрузкой и летчик выбирает под конкретную задачу самолет с необходимым вооружением ?
— Так у всех не только у 25х.
Я бы сказал, что за летчиком крайнее слово которое весит один процент.
Скорее всего тебе говорят на каком и с чем пойдёшь, бывает можно выбрать между заряженными одинаково проблем нет, а вот если начнёшь пехотному генералу говорить, что ты тут в авиационной церковно приходской школе учился и по твоему субъективному мнению глупо РБК ШОАБ лупить по танку в центре города близко к передку и лучше бы 250точку ну на худой конец 500м62 взять, то можно переубедить. правда за это время тебя уволят раз 5-10, и назовут тебя такими матерными словами о которых ты даже никогда не слышал. а ну и классика — предатель, пособник «И**Л». Хочешь как лучше, а в итоге таких назначают «залу**стыми».

— А есть (при необходимости) возможность работать с наземным наводчиком напрямую, как у указанных Су-24? Для наиболее быстрого устранения внезапной угрозы, например?
— Как бы да, но по факту массово не используется. Как в том анекдоте про Ленина-
— ты Ленина видел?
— да!
— а как он выглядит?
— ну. не видел, а рассказывали что он.

— лазерные КАБы с 30СМ/35С кидались ? с внешним подсветом ?
— Да, но не при мне. Так что без подробностей.

— Старые это 27П/С/УБ туда же можно отнести первый аналоговый Су-30. Одинаковые машины.
— Мне лично нравится новый суперхлонет, универсальная машина, интересно че там блок3 умеет. По мне это тоже семейство Су только с хорошими финансовыми вливаниями.

— Какие позывные часто используются у ДРЛОиУ / танкеров (хотя тут вроде номера) и у наземщиков / кораблей, или запомнились какие нибудь особенно? Помню было видео на ютубе с расшифровкой радиоперехвата, так у нашего фрегата позывной Мантелья и у командира на земле (или диспа, не помню) — Джемпер. У амеров есть несколько самых популярных — Magic и Darkstar кажется.
— Ничего такого прям особенного не запомнилось, позывные меняются часто, постоянных нет.
Как правило это какое нибудь «веретено», «дозор», «любое слово из русского языка»

— Похожий вопрос по аэродромам — есть приметные позывные (у Крымска кажется Таймыр)?) Вижу у тебя в инсте ты отметил особо Новосибирск, там есть подобное? Он же вроде как двойного назначения, как помню.
— У каждого военного аэродрома есть такой позывной «Бурав», «Сократ», «Магистр», «Командор», «Былина», «Огненный». В Новосибе даже не помню военного названия, я там пролетом бывал и работали через гражданских.

— Жестикуляция
— Все по радио, на частоте которую обговариваем заране, как правило ставиться на вторую радиостанцию. Если надо поиграть в «радиомодчание» то командование осуществляется эволюциями самолета. Например — быстрое не глубокое покачивания с крыла на крыло — «внимание», глубокий крен в сторону после «внимание» это перестроится в правый/левый пеленг в зависимости от стороны в которую наклонился ведущий и т.д. Там много вариантов. Если человек машет руками в кабине это в 99% случаев отказ радиосвязи. В основном задача ведомого «сосать крыло» и без покачиваний жестов, особенно после Команды «к бою» (по радио или визуально).

— На современных самолетах если у тебя Баттл дэмэдж, то ты как правило узнаёшь это и без осмотра ведомым. тебе Рита подскажет каковы шансы продолжить полет как таковой процедуры нету, но если что то случилось экстраординарное то естественно осмотр это само собой разумеющееся и ведомый подойдёт и посмотрит или ты к нему. Это логичные действия.
На учебных стрельбах на полигоне есть доклады «главный выключил, расход две/одна (ракет для примера). На войне вообще докладываешь только в случае если что-то не так(не сход боеприпаса например). А самостоятельно естественно выполняешь действия/проверки связанные с работой вооружения, ведущему не интересно что ты «выбрал режим по одной» и прочую лабуду потыкал по кабине. но если скажешь для самоконтроля себя и ведущего слова никто не скажет. Таких чеклистов как ты показал нету(самодельные подсказки в нпл делаем, но они по желанию, потому что в оперативке бывает память заканчивается иногда). Все в голове, должен знать наизусть и трубя об этом тысячу раз спросят на контроле готовности к полету. Не ответил- свободен от полетов. дежурным по полку походишь пока не будешь знать как отче наше.

— Ну и конечно, знаменитые FOX 1 / 2 / 3, MAGNUM / WINCHESTER / BINGO / SLINGSHOT / BOGEY DOPE и тд и тп разной степени значимости. Может и у нас есть какие нибудь кодовые слова (кроме матерного), которые максимально кратко и полно описывают ситуацию? Ну вот например WINCHESTER — кончилось вооружение (тут еще могут уточнить, но обычно понятно из контекста) или BINGO (FUEL) ну соответственно рубеж возврата -> есть русские аналоги или как думаем так и говорим).
— Кодовые слова- на войне пуск первой. пуск второй, сброс (все знают каким боеприпасом ты работаешь, кому это важно/нужно, короче те кто участвуют в «задаче»), на полигоне в тренировочных полетах говоришь необходимо говорить боеприпас кодовым обозначением: нарезное, стрелы, листопад, большая, маленькая и т.д.
Винчестер- работу закончил, можно сказать пустой в качестве уточнения.
Если прям совсем бинго фьюил- задание закончил.
Если скоро будет бинго говоришь «остаток 3,5» для примера и все поймут что к чему.))

Источник

Оцените статью