- Секреты создания 8D-музыки: как сделать так, чтобы звук в песне перемещался из одного уха в другое
- Что такое аудио в формате 8D?
- Как работает звук 8D?
- Создаем эффект 8D в аудиоредакторе
- Шаг 1. Добавьте аудиофайл
- Шаг 2. Обработайте трек
- Шаг 3. Сохраните результат
- Заключение
- Вращающийся звук своими руками
- Акустическая левитация своими руками
- Звуковые колебания
- Описание скетча Ардуино
Секреты создания 8D-музыки: как сделать так, чтобы звук в песне перемещался из
одного уха в другое
В последнее время аудиодорожки 8D набирают большую популярность в YouTube и постепенно вытесняет трёхмерное звучание. Прослушивание такой музыки создает ощущение присутствия в другом измерении, словно вы находитесь на реальном концерте. В этой статье мы постараемся объяснить, как сделать 8D музыку, чем она отличается от 3д и в чем причины ее популярности.
Что такое аудио в формате 8D?
Как работает 8d музыка, что это такое и как создается ощущение реалистичности объема? Это аудио, при прослушивании которого возникает впечатление, что источник звука исходит с разных сторон и расстояний. Это создает эффект присутствия музыки, словно на живом концерте или фестивале. Однако иллюзия звука 360 градусов доступна только при прослушивании музыки в наушниках.
Существует ли такая вещь, как звучание, имеющее восемь измерений? 8Д – просто термин, обозначающий наложение звука на другой звук, при котором сигнал поступает с основных направлений (сверху и снизу, слева и справа) и их четырех комбинаций. По сути, это бинауральный эффект (прослушивание двух тонов немного разной частоты, по одному в каждом ухе), наложенный на стереозвук. Дополнительно некоторые звукорежиссеры добавляют задержку сигнала в 5-30 миллисекунд. Эта комбинация заставляет мозг думать, что звук исходит из разных углов помещения.
Как работает звук 8D?
Как уже было упомянуто, 8D базируется на бинауральном ритме – ощущении, при котором вы слышите в каждом ухе тоны с разными частотами. Чтобы мозг мог обнаружить бинауральные биения и отреагировать на них, частоты должны быть ниже 1000 герц. Например, если левое ухо регистрирует тон с частотой 200 Гц, а правое ухо слышит 210 Гц, бинауральные биения составляют 10 Гц.
Профессиональный процесс создания таких треков схож с тем, если бы вам нужно было сделать 3D звук. Аудио в формате 8д создается путем комбинирования эквалайзера, панорамирования и аудиоэффектов. В эквалайзере изменяется баланс разных частот, панорамирование распределяет звук по различным аудиоканалам.
Если профессиональное создание аудиоэффектов своими руками вас пугает, быстро добиться нужного результата можно в продвинутом аудиоредакторе. В данном случае мы рассмотрим, как сделать звук объемным в программе АудиоМАСТЕР. В нее уже встроен инструмент создания эффекта вращения, который поможет добиться результата за несколько кликов.
Создаем эффект 8D в аудиоредакторе
Сначала потребуется установить АудиоМАСТЕР, после чего можно приступать к созданию трека в формате 360 градусов. Сделать это можно за несколько простых шагов.
Шаг 1. Добавьте аудиофайл
Запустите АудиоМАСТЕР и загрузите готовую аудиодорожку. Если вы хотите обработать звук из клипа, воспользуйтесь функцией «Извлечь звук из видео». Также можно вытянуть дорожки с музыкального диска.
Импортируйте аудиофайл для обработки
Шаг 2. Обработайте трек
Пространственная обработка звука в программе АудиоМАСТЕР запускается при помощи функции «Добавить вращение каналов». Она находится в левой колонке с основными инструментами. Настройка предельно проста: в окошке нужно установить длительность оборота и выбрать вращение по часовой стрелке или против.
Окно настроек вращения звука в программе АудиоМАСТЕР
К примеру, установив длительность оборота 5 секунд, вы получите движение аудио каналов, при котором песня перемещается из одного уха в другое в течение указанного времени. Если при этом настроить направление против часовой стрелки, звук поступит в левое ухо и переместится в правое. Обратите внимание, как меняется график обработанной дорожки: он разбивается на звуковые «вспышки» с равным промежутком затухания.
Пример музыкального графика 8D дорожки с вращением 5 против часовой стрелки
Если вы хотите добиться более выраженного эффекта, стоит устанавливать длительность вращения на более длинный период. К примеру, при установке вращения периодичностью 30 секунд перемещение становится более заметным и «растянутым». Играя таким образом с настройками времени, вы сможете сделать стерео эффект звука за спиной на определенном участке песни.
Песня в формате звучания 8D с установками 30 сек по часовой стрелке
В программе можно преобразовывать отдельные участки песни, к примеру, запустить припев по часовой стрелке с 30 секундами, а для куплетов настроить другое значение. Для этого просто выделите отдельный участок при помощи курсора и снова запустите инструмент «Добавить вращение каналов». Также вы можете отдельно изменять громкость на выбранных областях песни, добиваясь ощущения, что музыка вращается вокруг слушателя.
Выделите отдельный участок дорожки, если не хотите изменять всю песню
Шаг 3. Сохраните результат
Готово! Вы преобразовали обычную песню в музыку 8D. Осталось сохранить трек на компьютер. Раскройте пункт меню «Файл» и нажмите строчку «Сохранить как». Аудиоредактор позволяет экспортировать музыкальные дорожки в популярные форматы аудио: WAV, WMA, MP3, OGG, AC3, AAC и даже создать рингтон для айфона. Если вы не уверены в выборе, к каждому варианту есть доступное описание.
Варианты экспорта звукового файла
Заключение
Как видите, сделать пространственный звук в Windows 10 и версиях младше достаточно просто, если правильно подобрать программное обеспечение. В этом вам поможет АудиоМАСТЕР – русскоязычная программа для редактирования аудио, которая позволяет добиться нужного эффекта простыми настройками. Устанавливать аудиоредактор можно на любую сборку Windows, начиная с версии XP, так что вам не нужно современное оборудование, чтобы добиться желаемого результата. Если вы хотите попробовать силы в аудиомонтаже, скачать программу и опробовать ее функционал можно полностью бесплатно.
Источник
Вращающийся звук своими руками
Адаптеризация губной гармоники (РАДИО №1 1965),
пьезоэлектрический звукосниматель, предусилитель и вибрато на лампах:
Пьезо- и фото- звукосниматели для инструментов с неметаллическими струнами (РАДИО №3 1969):
Электромагнитные звукосниматели для гитары (РАДИО №5 1968):
Металлические струны в качестве звукоснимателя гитары (РАДИО №4 1970):
Высокочастотный звукосниматель для гитары (РАДИО №10 1970):
Электромагнитные звукосниматели для струнных инструментов (ВРЛ №33 1969)
Простой микшер с тремя входами (РАДИО №4 1968):
Моно/стерео микшер на четыре входа (РАДИО №7 1968):
Универсальный микшер на три входа (РАДИО №11 1969):
Микшер на полевых транзисторах (два входа) (РАДИО №10 1971):
Схема эффекта «вибрато» на лампах (РАДИО №5 1969):
Электронный вибратор (на лампах) для электрогитары (ВРЛ №27 1966):
Схема эффекта «вибрато» на транзисторах (РАДИО №6 1969):
1969-06-vibrato.gif
Схема эффекта «вибрато» на транзисторах (РАДИО №3 1970):
1970-03-vibrato.gif
Вибрато на полевом транзисторе (РАДИО №8 1970):
1970-08-vibrato.gif
Вибрато на полевом транзисторе (РАДИО №11 1970):
Амплитудно-фазовое вибрато (РАДИО №7 1970):
Балансные амплитудные вибрато на лампах и на транзисторах (РАДИО №4 1971):
«Распылитель» для электрогитары (РАДИО №7 1971):
Делитель частоты для электрогитары (РАДИО №5 1970):
Эффекты «фузз», «вибрато», «квакушка» и «бустер» на транзисторах (ВРЛ №47 1974):
1974vrl47_39-effects.djvu
Пять эффектов «фузз» и компрессор для электрогитары на транзисторах (ВРЛ №68 1980):
1980vrl68_38-effects.djvu
Блок эффектов «фузз», «вибрато», «квакушка», имитатор ревербератора и умножитель частоты на транзисторах (ВРЛ №71 1980):
1980vrl71_26-effects.djvu
Эффекты «дистошн», «скваер» и «двухточечный унисон» на транзисторах (ВРЛ №89 1985):
1985vrl89_13-effects.djvu
Ламповый пятиполосный эквалайзер (РАДИО №10 1968):
Четырехполосный двухканальный эквалайзер на ОУ (ВРЛ №69 1980):
1980vrl69_16-4band-equ.djvu
Пружинный ревербератор (РАДИО №6 1965):
Пружинный ревербератор (РАДИО №5 1968):
Пружинный ревербератор для гитары (РАДИО №7 1971):
Схема Терменвокса на лампах (РАДИО №10 1964):
Схема Терменвокса на транзисторах (РАДИО №10 1965):
Новое о Терменвоксе (ВРЛ №44 1974):
Ламповый усилитель мощностью 100 Ватт (РАДИО №12 1964):
Транзисторный усилитель мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1969):
1969-02-amplifier-50W-1.gif
1969-02-amplifier-50W-2.gif
1969-02-amplifier-50W-3.gif
Ламповый усилитель мощностью 12 Ватт (РАДИО №12 1966):
С блоком — экспандером динамического диапазона.
Был собственноручно изготовлен и использовался для гитары в домашних условиях.
Простой ламповый усилитель мощностью 6 Ватт (РАДИО №3 1967):
1967-03-amplifier-6W.gif
Транзисторный усилитель мощностью 15 Ватт (РАДИО №6 1969):
Электромагнитный датчик и ламповый усилитель с амплитудно-фазовым манипулятором для гитары (РАДИО №7 1967):
Транзисторный усилитель для гитары-соло мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1971):
Транзисторный усилитель мощностью 46 Ватт (РАДИО №6 1971):
Схемы промышленных ламповых усилителей УМ-50 и УМ-50А (мощностью 50 Ватт):
Промышленный транзисторный усилитель «РАДУГА» мощностью 25 Ватт (РАДИО №11 1971):
Ламповый усилитель мощностью 10 Ватт (ВРЛ №37 1971):
Ламповый стереоусилитель мощностью 2х20 Ватт с магнитофонным ревербератором (ВРЛ №39 1972):
Транзисторный усилитель мощностью 35 Ватт (В.Шушурин) (ВРЛ №44 1974):
Транзисторный усилитель мощностью 70 Ватт (В.Шушурин) (ВРЛ №56 1977):
Источник
Акустическая левитация своими руками
Сегодня я расскажу и покажу, как в домашних условиях повторить эффект ультразвуковой левитации своими руками.
В предыдущих статьях раз, два. Я демонстрировал псевдо левитацию. В этот раз все по настоящему. Начну с теории.
Звуковые колебания
Чтобы понять всю суть эффекта левитации, нужно понять, что такое звуковая волна и стоячая волна.
По этому я начну с них. Акустическая волна распространяется во все стороны и состоит из двух полуволн, положительной и отрицательной. Положительная полуволна представляет из себя зону сжатия или повышенного давления, в дальнейшем я буду ее называть компрессионная, а отрицательная полуволна зону разряжения, назовем ее декомпрессионная.
На практике это выглядит так: Диффузор динамика при движении наружу создает компрессию, а при движении во внутрь декомпрессию. На изображении это наглядно показано.
Максимальная сила волны создается около диффузора динамической головки и в процессе отдаления от излучателя постепенно теряет свою мощность, чем дальше от динамика тем она слабее.
Стоячая волна — это волна, которая образуется при наложении двух встречных, совпадающими по фазам и с одинаковой частотой волн. Если обычная волна теряет свою мощность в процессе распространения в пространстве, то стоячие волны на не больших расстояниях образуют узлы с примерно равной мощностью. Достигается это за счет складывания разнонаправленных волн. Слабеющая волна усиливается за счет встречной волны. Чтобы понять как это происходит, посмотрите на изображение ниже. Серым цветом выделены узлы или в нашем случаи полки из стоячих волн. На этих полках(узлах) и удерживаются предметы.
Длина волны — это скорость звука разделенная на частоту колебаний. При температуре 20°C и влажности воздуха 50%, звук распространяется в такой среде со скоростью 340 м/с. Резонансная частота колебаний нашего пьезоизлучателя примерно 40 000 Гц. В итоге получаем длину волны 340000 мм / 40000 Гц = 8,5 мм. Длина стоячей волны будет такой же 8,5 мм.
Излучатели можно располагать на разном расстоянии друг от друга, но оно всегда должно быть кратным длине волны. Чем меньше расстояние между излучателями, тем мощнее узлы стоячей волны. Чем больше пространства между акустическими трансмиттерами, тем больше узлов между ними, но слабеет мощность узлов и наоборот. Так же нужно понимать, что для удержания большого количества предметов в узлах волн и на большем отдалении между ультразвуковыми излучателями, потребуются более мощные пьезо головки. Например от автомобильных парковочных радаров, или от бытовых увлажнителей. В этой статье я рассматриваю самый доступный и бюджетный ультразвуковой излучатель. Который можно выпаять из дальномера HC-SR04.
Схема подключения — я использовал Ардуино нано и драйвер моторов MX1508, можно было бы обойтись генератором NE555, а в качестве усилителя для излучателей использовать микросхему MAX232 которая установлена на дальномере HC-SR04, но я для себя избрал более простой путь, который сэкономил мне время. Так как на сборку акустического левитрона у меня ушло не более 5 минут. Соединения я произвел набором проводов dupont.
Описание скетча Ардуино
Код ничего особенного из себя не представляет. Все сводится к настройке таймера и дерганий ногами порта D Arduino. Для этого переводим Timer1 в режим сброса при совпадении(CTC) и теперь при совпадении значений регистра счета TCNT1 с заданным числом в регистре сравнения OCR1A, будет срабатывать прерывание, в обработчике которого выполняется инверсия всего порта D. После чего счетный регистр обнулитcя и после выхода из обработчика процесс счета запустится по новой.
Нужное нам значение регистра OCR1A рассчитывается следующим образом: так как делитель в регистре TCCR1B выключен, то мы берем частоту тактового генератора 16 000 000 Гц и делим на требуемую нам частоту срабатывания прерывания 80 000 Гц, в результате получаем число 200, это и будет наше значение для регистра OCR1A.
Почему 80 кГц, а не 40 кГц, спросите Вы? Потому, что период в обработчике формируется за два срабатывания прерывания. При первом срабатывании на выходах формируется D3=0 и D4=1, а при втором D3=1 и D4=0.
Источник