- Как сделать контроллер Arduino своими руками
- Распиновка ATmega328
- Сборка Arduino на макетной плате
- Необходимые компоненты
- Схема сборки
- Эксперимент «маячок» из Матрёшки
- Прошивка ATmega328
- Прошивка ATmega328 через USB-UART преобразователь
- Прошивка ATmega328 через Arduino Uno
- Проекты ардуино для начинающих
- Проекты Arduino для начинающих
- Как создавать проект на ардуино
- Электронные схемы
- Программирование
- Где купить все необходимое
- Простые проекты Ардуино
- Проект с мигающим светодиодом – маячок
- Программирование в проекте Ардуино
- Проект маячка со светодиодом и макетной платой
- Проекты Ардуино в Интернете
- Управление телевизором силой мысли и Ардуино.
- Механическая рука, которая записывает время на доске.
- Окей Google, Сезам, открой дверь
- Светодиодный куб 4х4х4.
- Робот пылесос
- Система распознавания лиц и слежения за ними на Ардуино.
- Автоматизированная система для аквариума
- Теплица для растений
- Отслеживание потребляемого электричества в реальном времени при помощи Ардуино и LabVIEW.
- Аудиоплеер
- Рекомендации по работе с проектами Ардуино в Интернете
- Другие идеи проектов
- Проекты умного дома на Ардуино
- Проекты «Зеленой робототехники»
Как сделать контроллер Arduino своими руками
В этой статье мы расскажем, как своими руками собрать Arduino на обычной макетной плате.
Для этого нам понадобится микроконтроллер ATmega328 — такой же, как и в оригинальной Arduino Uno.
Распиновка ATmega328
В начале работы с любым микроконтроллером необходимо изучить его распиновку. После этого уже можно приступать к сборке необходимой обвязки. Ниже представлена распиновка микроконтроллера ATmega328.
Сборка Arduino на макетной плате
Необходимые компоненты
Для работы с микроконтроллером понадобятся:
Схема сборки
Соберите на макетной плате компоненты по следующей схеме:
Эксперимент «маячок» из Матрёшки
Добавьте к схеме светодиод на 13 пине. Для этого повторите первый эксперимент из набора Матрёшка Z — маячок.
Обратите внимание, 13 пин Arduino, это не 13 ножка микроконтроллера. Чтобы найти нужный пин, воспользуйтесь распиновкой ATmega328
Схема эксперимента собрана. Осталось прошить нашу Arduino.
Прошивка ATmega328
У микроконтроллера нет собственного USB-порта. К компьютеру его можно подключить одним из двух способов:
Рассмотрим их подробнее.
Прошивка ATmega328 через USB-UART преобразователь
Для сборки программатора нам понадобится:
Соберите следующую схему
Аппаратная часть готова. Теперь скачайте и установите на компьютер интегрированную среду разработки Arduino IDE и прошейте свой контроллер.
Прошивка ATmega328 через Arduino Uno
Для сборки программатора нам понадобится:
Аппаратная часть готова. Теперь скачайте и установите на компьютер интегрированную среду разработки Arduino IDE и прошейте свою плату.
Источник
Проекты ардуино для начинающих
В этой статье вы найдете обзор инженерных проектов ардуино с кратким описанием каждого из них. Мы постарались не просто рассказать о проектах для начинающих, но и дать краткие комментарии с примерами и схемами реализации. Большинство проектов могут быть созданы с контроллерами Arduino Uno R3, Nano или Mega. Надеемся, что ваше знакомство с платформой продолжится, и вы сможете не только повторить уже существующие идеи, но и придумать свои решения, вдохновленные примерами.
Проекты Arduino для начинающих
Если посмотреть на все проекты ардуино, информация о которых доступна в интернете, то можно их разделить на несколько основных групп:
- Начальные учебные проекты, не претендующие на какое-то важное практическое использование, но помогающие разобраться в разных аспектах платформы.
- Мигающие светодиоды – маячок, мигалка, светофор и другие.
- Проекты с датчиками: от простейших аналоговых до цифровых, использующих разнообразные протоколы для обмена данными.
- Устройства регистрации и отображения информации.
- Машины и устройства с сервоприводами и шаговыми двигателями.
- Устройства с использованием различных беспроводных видов связи и GPS.
- Проекты для автоматизации жилья – умные дома на Arduino, а также отдельные элементы управления домашней инфраструктурой.
- Разнообразные автономные машины и роботы.
- Проекты для исследования природы и автоматизации сельского хозяйства
- Необычные и креативные – как правило, развлекательные проекты.
По каждой из этих групп можно найти множество самых разнообразных материалов в книгах и на сайтах. В этой статье мы начнем знакомство с описанием наиболее простых проектов, с которых рекомендуется стартовать начинающим.
Как создавать проект на ардуино
Проект Ардуино – это всегда сочетание электронной схемы, некоторых связанных друг с другом аппаратных и механических устройств, системы питания и программного обеспечения, управляющего всем этим хаосом. Поэтому приступая к работе, вы должны твердо понимать, что создавая устройство в одиночестве, вы должны будете стать и программистом, и электронщиком, и конструктором.
Если речь идет не об учебном проекте, то вы обязательно столкнетесь со следующими этапами реализации с такими вот задачами:
- Придумать что-то, что будет полезно и (или) интересно для окружающих. Даже самый простой проект несет какую-то пользу – как минимум, он помогает изучать новые технологии.
- Собрать схему, подключить модули друг к другу и к контроллеру.
- Написать скетч (программу) в специальной среде и загрузить ее в контроллер.
- Проверить, как все работает вместе, и исправить ошибки.
- После тестирования – готовиться к созданию готового устройства. Это означает, нужно собрать устройство в каком-то пригодном для эксплуатации корпусе, предусмотреть систему питания, связи с окружающей средой.
- Если вы собираетесь распространять созданные вами устройства, то придется также заняться дизайном, системой транспортировки, задуматься о безопасности использования необученными пользователями и обучением этих самых пользователей.
- Если ваше устройство работает, оно протестировано и обладает какими-то преимуществами перед другими решениями, то можно попытаться сделать из вашего инженерного уже бизнес-проект, попробовать привлечь инвестиции.
Каждый из этих этапов создания проекта достоин отдельной статьи. Но мы уделим главное внимание этапам сборки электронных схем (основы электроники) и программирования контроллера.
Электронные схемы
Электронные схемы обычно собираются с применением макетных плат, скрепляющих элементы друг с другом без пайки и скрутки. О том, как работают модули и схемы подключения можно узнать на нашем сайте. Обычно в описании проекта указаны способы монтажа деталей. Но для большинства популярных модулей есть уже десятки готовых схем и примеров в интернете.
Программирование
Создание и прошивка скетчей производится в специальной программе – среде программирования. Наиболее популярной версией такой среды является Arduino IDE. На нашем сайте вы сможете найти информацию о том, как скачать, установить и настроить эту программу.
Где купить все необходимое
Мы собрали ссылки Aliexpress на стартовые наборы Arduino Starter Kit, в которых есть все самое необходимое для создания своих первых проектов.
Простые проекты Ардуино
Давайте начнем наш обзор с традиционно самых простых, но очень важных проектов, включающих в себя минимальное количество элементов: светодиоды, резисторы и, конечно же, плату ардуино. Все примеры рассчитаны на использование Arduino Uno, но с минимальными изменениями будут работать на любой плате: от Nano и Mega до Pro, Leonardo и даже LilyPad.
Проект с мигающим светодиодом – маячок
Все без исключения учебники и пособия для начинающих по ардуино стартуют с примера мигания светодиодом. Этому есть две причины: такие проекты требуют минимального программирования и их можно запустить даже без сборки электронной схемы – уж что-что, а светодиод есть на любой плате ардуино. Поэтому и мы не станем исключением – давайте начнем с маячка.
Нам понадобится:
- Плата Ардуино Uno, Nano или Mega со встроенным светодиодом, подключенным к 13 пину.
- И все.
Что должно получиться в итоге:
Светодиод мигает – включается и выключается через равные промежутки времени (по умолчанию – 1 сек). Скорость включения и выключения можно настраивать.
Схема проекта
Схема проекта довольно проста: нам нужен только контроллер ардуино со встроенным светодиодом, подсоединенным к пину 13. Именно этим светодиодом мы и будем мигать. Подойдут любые популярные платы: Uno, Nano, Mega и другие.
Подсоединяем Arduino к компьютеру, убеждаемся, что плата ожила и замигала загрузочными огоньками. Во многих платах «мигающий» скетч уже записан в микроконтроллер, поэтому светодиод может начать мигать сразу после включения.
Программирование в проекте Ардуино
Если в вашей плате нет загруженного скетча маячка – не беда. Можно легко загрузить уже готовый пример, доступный в среде программирования Ардуино.
Открываем программу Arduino IDE, убеждаемся, что выбран нужный порт.
Проверка порта Ардуино – выбираем порт с максимальным номером
Затем открываем уже готовый скетч Blink – он находится в списке встроенных примеров. Откройте меню Файл, найдите подпункт с примерами, затем Basics и выберите файл Blink.
Открываем пример Blink в Ардуино IDE
В открытом окне отобразится исходный код программы (скетча), который вам нужно будет загрузить в контроллер. Для этого просто нажимаем на кнопку со стрелочкой.
Кнопки компиляции и загрузки скетча
Информация в Arduino IDE – Загрузка завершена
Ждем немного (внизу можно отследить процесс загрузки) – и все. Плата опять подмигнет несколькими светодиодами, а затем один из светодиодов начнет свой размеренный цикл включений и выключений. Можно вас поздравить с первым загруженным проектом!
Проект маячка со светодиодом и макетной платой
В этом проекте мы создадим мигающий светодиод – подключим его с помощью проводов, резистора и макетной платы к ардуино. Сам скетч и логика работы останутся таким же – светодиод включается и выключается.
Графическое изображение схемы подключения доступно на следующем рисунке:
Другие идеи проектов со светодиодами:
- Мигалка (мигаем двумя свтодиодами разных цветов)
- Светофор
- Светомузыка
- Сонный маячок
- Маячок – сигнализация
- Азбука Морзе
Подробное описание схемы подключения и логики работы программы можно найти в отдельной статье, посвященной проектам со светодиодами.
Проекты Ардуино в Интернете
В интернете можно найти огромное количество примеров самых разных проектов с Arduino. Мы сделали небольшую подборку самых необычных проектов.
Сегодня без труда можно найти сотни проектов, созданных руками инженеров-энтузиастов по всему миру. Невозможно сделать качественный обзор всех их. В данной подборке мы просто сделали небольшой обзор
Управление телевизором силой мысли и Ардуино.
Этот оригинальный проект кажется невероятным, ведь для переключения канала нужен не пульт, а мысль о его смене. Для создания потребуется Ардуино Уно, игра Star Wars Force Trainer, инфракрасные приемник и передатчик.
Проект был реализован Дэниэлом Дэвисом в домашних условиях. За основу он взял игру 2009 года Star Wars Force Trainer и разобрал ее. Сама игра содержит гарнитуру, которая может обнаружить электрические поля разума (аналогично ЭЭГ). Внутри был обнаружен чип NeuroSky ЭЭГ, который Дэниэл подключил к плате Ардуино. Данные ЭЭГ собираются и преобразовываются на компьютере.
С помощью serial монитора можно посмотреть сигналы, которые передает пульт на ИК приемник при переключении каналов. Далее записывается код кнопки и пишется небольшая программа.
После завершения программной части на человека надевают шлем, и он может переключать канаты телевизора и выключать его путем сосредоточения мыслей.
Механическая рука, которая записывает время на доске.
Plotclock является простейшим роботом, который состоит из руки с маркером, которая пишет на доске текущее время. Когда время изменяется, рука стирает ранее записанное число и пишет новые значения. Проект постоянно развивается, описанная технология является простейшей.
Для реализации проекта нужны 3D принтер, Ардуино Уно, 3 сервомотора, болты и гайки, маркер для стираемой доски, белая поверхность.
Механическая составляющая робота выполняется из пластиковых элементов и соединенных между собой механизмов. Управляется рука с помощью платы Ардуино и трех серводвигателей.
Окей Google, Сезам, открой дверь
В проекте реализуется открытие двери с помощью определенной голосовой команды. Чтобы войти в помещение, достаточно назвать фразу «Сезам, откройся».
Для создания потребуются Ардуино Уно, серводвигатель, Bluetooth модуль.
Для разблокирования двери используются команды Google Now. Для смартфонов и планшетов есть приложение с названием «Сезам», которое и отправляет команду дверному замку при произношении слов «О’кей Google, Сезам, откройся».
Сервопривод подключается к дверному замку. Модуль Bluetooth ожидает команду, и при ее получении подает сигнал Ардуино через serial порт. Arduino Uno отдает команду сервоприводу и дверь открывается.
Светодиодный куб 4х4х4.
Куб из светодиодов на базе Ардуино – это развлекательное осветительное устройство. Он может быть разного размера с различными режимами подсветки. Куб оснащен кнопкой переключения режимов.
Для создания понадобится 64 светодиода, 4 резистора 100 Ом, проводники, макетная плата, коннекторы, коробка, источник питания на 9 В и плата Ардуино Уно.
На коробке рисуется или распечатывается эскиз квадрата 4х4. Проделываются отверстия, в которые помещаются светодиоды. Аноды нужно соединить между собой, затем коробку требуется повернуть и вытащить диоды. Аналогично формируются еще 3 слоя. Все слои нужно соединить с помощью оставшихся катодов. На макетную плату ставится получившийся куб и подключается к плате.
Робот пылесос
На базе Ардуино можно создать полезную вещь для дома – робота-уборщика. Самостоятельно сделанная модель не будет уступать по своим характеристикам магазинному экземпляру.
Для сборки потребуется:
- Arduino;
- драйвер L298N для управления двигателем;
- миниатюрные двигатели с редуктором и колесами;
- 6 инфракрасных датчиков;
- двигатель для турбины;
- турбина;
- двигатели для щеток;
- датчики столкновения;
- 4 аккумулятора;
- повышающий и понижающий преобразователи тока;
- контроллер для батареи.
Пылесос оборудован ИК датчиками. Они реагируют, когда пылесос приближается к препятствию, и дают ему команду остановиться и развернуться. При столкновении со стеной или другим препятствием срабатывает один из выключателей, соединяющий бампер и корпус робота.
Система распознавания лиц и слежения за ними на Ардуино.
Веб-камера закрепляется на поворотном механизме и подключается к ПК, на котором установлено программное обеспечение OpenCV. Когда программа обнаруживает лицо, начинается вычисление его центральной точки. Полученные координаты передаются на микроконтроллер Ардуино, который управляет сервомоторами и следит за лицом.
Для реализации потребуются:
- программное обеспечение Arduino IDE, OpenCV;
- плата Ардуино Уно;
- 2 сервомотора;
- веб-камера.
Автоматизированная система для аквариума
Автоматизация задач для аквариума помогает облегчить жизнь пользователя. Проект должен отвечать за следующие действия:
- подача подсветки того или иного цвета в зависимости от условий;
- отображение времени;
- регулирование компрессора;
- включение и выключение фильтров;
- отображение данных о температуре, влажности.
Чтобы собрать устройство, потребуются плата Ардуино Уно, пьезо сигналка, RGB лента, белая диодная лента, датчик температуры и влажности, LCD экран, часы, 2 реле, ик-приемник, транзисторы.
Схем реализации прибора существует множество. Пример одной из них приведен ниже.
Требуется также прописать код для включения того или иного цвета в зависимости от условий и настроить работу ЖК экрана.
Теплица для растений
В умной теплице для цветов происходит мониторинг и регулировка температуры и освещения и полив почвы. Особенно это актуально для теплолюбивых тропических растений, в которых необходимо постоянно поддерживать высокую температуру. Управлять можно автоматически или удаленно с планшета или смартфона.
Чтобы собрать проект, нужны следующие компоненты:
- Ардуино Уно;
- USB кабель;
- плата прототипирования;
- провода;
- фоторезистор;
- резистор на 10 кОм;
- температурный датчик;
- модуль температуры и влажности окружающей среды;
- модуль влажности почвы.
Фоторезистор отвечает за измерение освещенности. Температурный сенсор получает температуру воздуха. Модуль влажности почвы помещается в землю и измеряет уровень воды в ней.
Отслеживание потребляемого электричества в реальном времени при помощи Ардуино и LabVIEW.
Прибор может использоваться в умном доме в качестве измерителя потребляемой электроэнергии на современных счетчиках. Считывание информации происходит через светодиод счетчика – просчитывается длительность между миганиями.
Принцип работы следующие. Ардуино считывает частоту миганий и подает информацию через беспроводной модуль. Модуль, установленный на компьютер, получает эти данные и передает их в программу LabVIEW, в которой отображаются данные потребления мощности в режиме реального времени.
Мигание светодиода детектирует фоторезистор. Аналоговые данные считываются с помощью делителя напряжения.
Для работы потребуются:
- Ардуино;
- фоторезистор;
- светодиод;
- модуль Xbee;
- программное обеспечение Arduino IDE, LabView;
- простые и подстроечные резисторы;
- провода.
В программе будет отображаться график потребления за последние 5 минут и в реальном времени.
Аудиоплеер
Своими руками на базе Ардуино можно создать аудиопроигрыватель. Его конструкция проста – он состоит из динамика, транзистора, micro-sd карты с записанными на нее треками. В качестве платы используется Ардуино, также можно взять контроллер Seeeduino 2.21 или Garagino на ATmega328.
Для сборки нужны:
- контроллер;
- карт-ридер;
- динамик;
- печатная плата;
- карта памяти с записанными аудиотреками;
- транзистор;
- резистор;
- провода.
Работает плеер следующим образом. Ардуино загружает файлы с расширением .wav карты памяти. Происходит генерирование сигнала, который выводится через динамики, подсоединенные к пину 9 на плате.
Предварительно песню нужно преобразовать в формат .wav. Сделать это можно с помощью самого простого онлайн-конвертера. Музыкальные файлы имеют ограничения при воспроизведении мелодии. Транзистор не сможет прочитать сложные .wav-файлы, поэтому советуется преобразовать треки к следующему виду: 16 кГц в секунду, моно канал, бит на сэмпл – 8.
Музыка записывается на заранее отформатированную карту памяти и сохраняется с простыми наименованиями.После сбора схемы требуется прописать код, включить питание, после чего начнется воспроизведение музыки.
Рекомендации по работе с проектами Ардуино в Интернете
Найдя в интернете интересующий вас проект, попробуйте сначала понять его принцип действия. Посмотрите, как связаны между собой элементы, какие функции они выполняют, каковы ограничения. Попробуйте сперва создать прототип устройств (электронная схема с прошивкой) и только затем пытайтесь полностью повторить то, что видите в описании.
Другие идеи проектов
Проекты умного дома на Ардуино
Проекты умного дома являются одним из примеров того, как перейти от «игрушек» и тренажеров к реальным системам, помогающими и облегчающим жизнь. Как правило, с помощью ардуино невозможно создать полноценные автономные решения, но отдельные компоненты сделать вполне реально.
При этом нужно понимать, что сталкиваясь с реальными инфраструктурными объектами, мы должны соблюдать особую предусмотрительность при работе с электричеством, отоплением, водопроводом под давлением, канализацией. Любые эксперименты здесь нужно проводить обязательно под контролем профессионала.
Что может являться прототипом умного дома на ардуино:
- Системы освещения с автоматическим включением и отключением в зависимости от показателей датчиков. Наиболее популярнее варианты – использовать датчик освещенности, PIR датчик движения или датчик звука.
- Дистанционно управляемые электрические приборы. Например, включение или выключение системы отопления в зависимости от температуры или умное управление освещением в помещениях. Здесь вам понадобятся различные виды реле и один из механизмов обеспечения беспроводной связи: WiFi, GPRS, Bluetooth или радиоканал. Управлять устройствами можно через Web-интерфейс (через браузер) или с использованием соответствующего мобильного приложения (можно написать самому или выбрать одну из готовых платформ).
- Всевозможные системы учета: воды, тепла, электроэнергии. Начинающим доступны любительские датчики напора воды, температуры, влажности, силы тока. Можно использовать и профессиональные приборы, взаимодействуя с ними по одному из промышленных протоколов. Полученные данные можно собирать локально или отправлять в облако для последующего анализа.
- Охранные системы и контролирование внештатных ситуаций. Здесь понадобится различные датчики присутствия, движения, звука, магнитные датчики Холла и другие. Естественно, не обойтись без коммуникаций и возможности быстрой передачи информации владельцу через интернет.
Каждое из этих направлений может содержать в себе десятки разных проектов. Вы можете без труда найти себе подходящий вариант в интернете или в одной из наших статей.
Проекты «Зеленой робототехники»
Юные ардуинщики, живущие в небольших городах и сельской местности, где много природы и не очень много «цивилизации», могут с успехом использовать ардуино для исследования и охраны природы, а также автоматизации сельского хозяйства. Вот некоторые из идей проектов, которые можно реализовывать своими силами на уровне прототипов и готовых решений:
- Умная теплица
- Полив растений
- Умный инкубатор
- Умный улей
- Антигрызуны
- Умный агроном
- Умный ошейник для животных
- Расширенная метеостанция
- Робот – сеяльщик
- Счетчик муравьев
Проекты с дронами: аэрофотосъемка, внесение удобрений.
Источник