Все для мозаики своими руками набор

Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки

Декоративная мозаика своими руками может быть создана из разных материалов. В домашних условиях используют стекло и керамику, яичную скорлупу, гальку и ракушки, бросовые материалы. Мозаичные элементы можно сделать самому и окрасить их в нужные оттенки.

Подготовка материала для мозаики

Если используется природный или бросовый материал (песок, камни, ракушка, битое стекло и керамика, пластиковые крышки и пр.), то его нужно рассортировать по цвету. Для изготовления мозаики своими руками из кафельного или стеклянного боя кусочки нужно наколоть на фрагменты удобной формы и размера.

Колоть плитку или стекло нужно с применением специального инструмента — закольника. Это острый металлический клин. На него кладут плоский кусок керамики или стекла, ударом молоточка откалывают полоску, которую затем делят на квадратики. При отсутствии закольника для небольших масштабов работы можно использовать слесарные кусачки.

Для изготовления мозаичных элементов в домашних условиях можно использовать 2 техники:

  1. Сделать раствор из столярного порошкового клея для растворения в холодной жидкости (1 часть), воды (4 части), добавить в него 6 частей строительного алебастра и пигмент, тщательно вымешать и залить в резиновые или силиконовые формочки (квадраты 2х2 см). Через 2 дня готовые детали можно достать из форм и использовать для набора.
  2. Материал для мозаики легко сделать из магазинного эпоксидного клея (ЭДП), приготовив его по инструкции и смешав с порошковым пигментом. Заливают его в такие же формы. Застывание смолы может потребовать больше времени, чем указано в инструкции, и зависит от размера и толщины элементов.

Можно сделать мозаику из осколков фарфоровой посуды. Иногда в нее включают крупные части (носики чайников, ручки чашек и пр.).

Какую поверхность брать в качестве основы?

Отделать мозаикой можно практически любые поверхности. Лучше всего если материал основы и клеевой состав для мозаики будут соответствовать друг другу по свойствам температурного расширения (например, керамика, плиточный клей и бетонная основа). Но нередко мозаикой на цементном связующем оформляют столешницы или другие деревянные поверхности.

Проще всего клеить мозаику на плоскую и ровную поверхность. Но и на криволинейных изделиях такой декор выглядит красиво. Сделать его можно на любом предмете сложной формы, только придется выбирать более мелкие фрагменты.

Начинающим нужно осваивать простые техники составления набора: прямым и насыпным способами на ровной поверхности. По мере приобретения навыков можно выполнять обратный набор и отделку криволинейных поверхностей.

Создаем неповторимый узор

Разработка орнамента — творческий процесс, который не подчиняется никаким нормативам. Выложить мозаикой можно любой рисунок, который понравился мастеру. Если это мелкое изображение, увеличить его можно с помощью проектора или вручную. Для последнего способа нужно разбить исходный рисунок на квадраты, затем сделать сетку из увеличенных фрагментов и перерисовывать содержимое каждого квадратика в увеличенном до нужных размеров виде.

Если у человека имеются художественные навыки, то нарисовать любой узор или картинку для панно он сумеет самостоятельно. Также картинку можно увеличить и распечатать при помощи компьютерной техники.

Рисуем эскиз

Эскизом называют изображение предмета таким, как он будет выглядеть в готовом виде. Эскиз мозаичного панно нужно выполнить в цвете. Это поможет ориентироваться при составлении набора и дает возможность заранее оценить, как будут выглядеть цвета в интерьере. Эскиз удобнее всего рисовать в натуральную величину, так будет понятнее, где нужны мелкие элементы.

Для геометрического узора эскиз можно составить в виде схемы для вязания или вышивки крестом. По такой схеме удобно подсчитывать количество мелких квадратиков-пикселов, из которых чаще всего делают мозаики.

Укладка мозаики

Керамическую, стеклянную или каменную мозаичную картину можно выполнить методом прямого набора. При этом укладка мозаики своими руками производится в такой последовательности:

  1. Подготовить основу: бетонную выровнять, на деревянную нанести плиточный клей (Юнис или др.) и разгладить его. Толщина клеевой основы — 0,5-1 см. Если оформляется столешница, по краю ее предварительно набивают обечайку из тонкой фанеры. Подготовленную поверхность просушивают в течение 24 часов.
  2. Согласно эскизу, нанести разметку фрагментов, которые отличаются по цвету. Для геометрического орнамента это не обязательно.
  3. Сначала нужно выкладывать узор или его часть без клея, подгоняя кусочки плитки друг к другу. Снять их и сложить отдельно. Клей наносят на изнанку каждого фрагмента, выкладывая узор, как это было сделано начерно. Удобнее всего сначала смонтировать крупные части плитки, а затем между ними вставить мелкие.
  4. Геометрический узор из квадратных пикселов удобнее набирать на смазанной клеем поверхности согласно схеме. После заполнения небольшого фрагмента рекомендуется придавить элементы дощечкой, чтобы выровнять их по высоте.
  5. Готовый набор оставляют для сушки на 24-36 часов или согласно инструкции к клею.
Читайте также:  Интерактивная игрушка своими руками для детей

Мозаику можно купить в готовом виде. Она представляет собой квадратные элементы из керамики, искусственного или натурального камня, наклеенные на специальную сетку. Некоторые разновидности имеют клеящийся слой. Их монтируют на выровненную и обработанную праймером поверхность. После этого мозаику затирают. Если клеевого слоя нет, на стену накладывают 0,5 см плиточного клея и монтируют листы готовой мозаики, придавливая их дощечкой.

Другие способы изготовления мозаики

Простые мастер-классы помогут собрать мозаичную картину и по-другому. Обратный способ подразумевает выкладку набора в зеркальном отражении и изнанкой вверх. Сделать его можно про помощи прозрачной самоклейки:

  1. Перенести контурный рисунок на бумагу в натуральную величину.
  2. Расстелить на нем самоклейку клеевым слоем вверх.
  3. Постепенно снимая защитный слой, выкладывать наборный рисунок по плану, прижимая лицевую сторону каждого элемента к липкой поверхности пленки.
  4. Когда набор будет закончен, его можно перенести на стену или другую поверхность.

Если площади мозаики велика, переносить панно можно по частям, аккуратно разрезая пленку острым ножом между элементами набора. Перед переносом на отделываемую поверхность наносят 0,5-0,7 см плиточного клея. Фрагмент нужно придавить к ней с помощью дощечки, нанести клей на соседний участок стены и продолжить работу. Через 24 часа осторожно снять пленку.

Мозаикой-кракле отделывают мебель. Материал для ее изготовления — яичная скорлупа, которую можно окрасить в разные оттенки красителями для пасхальных яиц. Тонкую бумагу стелят на ровную поверхность, смазывают ПВА. Клей нужно выдержать 3-19 минут. На немного подсохший слой выложить кусочки скорлупы выпуклой стороной вверх, оставляя между ними зазоры. Поверх скорлупы кладут дощечку и придавливают, ломая материал на более мелкие фрагменты.

Через 10 минут доску снять, поправить фрагменты, размещая из равномернее, затем вновь прижать и выдержать под грузом около 24 часов. Затем всю поверхность нужно заклеить слоем тонкой бумаги на мучном клейстере, высушить его и приступать к нарезке мозаики по контурам рисунка и переносу на основу. Клеят его на ПВА. Когда панно высохнет, с него можно снять верхнюю бумагу (размочить перед удалением) и смять клейстер. Для проявки трещин применяют тушь: нужно капать ее из пипетки и дожидаться растекания по трещинам. Остатки туши с поверхности смять губкой и хорошо высушить панно.

Затирка швов и дальнейший уход

Мозаичным картинам из керамики, стекла или камня требуется нанесение отделочного слоя — затирки швов. Рабочим составом может быть тот же плиточный клей, тонированный в нужный оттенок. Если мозаика предназначена для эксплуатации в сыром помещении или на улице, лучше брать влагостойкие затирочные составы (для ванных комнат и бассейнов, для наружных работ и пр.).

Раствор наносят на поверхность высохшего набора и втирают между элементами резиновым шпателем. Излишки нужно немедленно убрать влажной тканью, разглаживая поверхность затирки. После ее схватывания убрать разводы с поверхности мозаики. Готовое панно полируют чистой сухой мягкой тканью или войлоком, окончательно удаляя все остатки затирочного состава.

Мозаику-кракле полируют мелованной бумагой. Затирки для нее не требуется, но для большей влагостойкости и прочности поверхность можно покрыть прозрачным лаком.

Уход за мозаикой состоит в своевременном удалении с поверхности загрязнений. Если мозаикой выложен фартук на кухне или столешница, потребуется применение составов с обезжиривающими свойствами. В ванной и санузле мозаику обрабатывают моющими средствами для кафеля. Кракелюр следует чистить осторожно, удаляя пыль слегка влажной тряпкой.

Источник

Все для мозаики своими руками набор

Материалы, используемые в создании мозаики, могут быть или традиционными или любыми — на ваш выбор. Ниже рассказывается о материалах, используемых в уроках по созданию мозаик, которые размещены в нашем разделе; дополнительные же материалы могут быть самыми разнообразными: галька, раковины, камни, мрамор, стекляшки, которые продаются для украшения аквариумов и т.д., включая разбитую посуду. Художник-мозаичист всегда найдет именно тот материал, который или внесет изюминку в его творение, или облегчит исполнение. Попробуйте использовать тот или иной материал, не стесняйтесь экспериментов!

Смальта является классическим материалом для мозаики. Смальта — это небольшие кусочки цветного стекла (обычно непрозрачного, т.е. — глушеного). Раньше смальту глушили оксидами металлов, сейчас используют для этого фториды – соединения фтора. Окрашивается же стекло в расплавленном состоянии соединениями металлов и затем отливается либо в прямоугольные плитки, размером примерно в тетрадный лист, либо в так называемые «блины»; а собственно сама смальта для непосредственной работы – это уже нарезанные на станке или наколотые вручную специальным молотком маленькие кусочки-кубики. Размеры их варьируются от степени каждой художественной задачи, но наиболее часто используемые – это примерно 10 х 15 мм.

Читайте также:  Измельчитель для стеблей кукурузы своими руками

Смальту обычно классифицируют по группам и продают по цвету: золотые, красные, оранжевые и желтые цвета, белые, зеленые и синие, далее идут черные, серые и коричневые. Цвета указаны от самого дорогого соответственно и далее по убывающей.

Расход смальты примерно такой — чуть более 1 кг охватывает 30 кв.см.

СТЕКЛЯННАЯ МОЗАИЧНАЯ ПЛИТОЧКА

Маленькая (10х 10, 15 х 15 и 20х 20 мм.) плиточка, отлитая из цветного стекла в специальных формочках. Верхняя поверхность ровная, нижняя – с небольшим рифлением, края скошены – все для того, чтобы она лучше держалась на различных поверхностях, в том числе и криволинейных. Чаще продается наклеенная на листы или сетку размером 322 х 322 мм. Существует хороший выбор цветов от самых различных производителей.

Существует глазурованная и неглазурованная. Это один из наиболее дешевых материалов для изготовления мозаики. Цветовая гамма её часто приближена к «природным» оттенкам – охра, зелень, терракота. Кроме того, керамическая плитка особенно хороша для окантовки мозаичных панно.

Вносит акцент или «изюминку» в мозаичное панно, но нужно аккуратно её раскалывать щипцами, чтобы избежать повреждения «изнаночного» слоя.

Весь спектр материалов, которые можно использовать для мозаики невозможно охватить. Выше приведены так называемые «базовые» классические. В дополнение к ним используют гальку, камни, ракушки, стекляшки, битую посуду и многое-многое другое – что подскажет фантазия.

ОСНОВЫ
Основа для мозаики выбирается в зависимости от того, где она будет находиться – внутри или снаружи помещения, также учитывается размер мозаичного панно и материал, из которого оно будет сделано.
Фанера хорошо подходит для практически любых мозаик – ведь сейчас существует и влагостойкая. Оптимальная толщина фанеры – 6 мм.

В наших уроках мозаики используется разная основа – и керамические горшки, и старая мебель, и дерево. Мозаичная плиточка так же может крепиться и, например, на пластик и на любую другую поверхность. Главное – подобрать соответствующий клей.

КЛЕИ
Выбор клея для мозаики зависит от того, где и на какой поверхности она будет размещена.
Цементно-песчаный раствор – незаменимый материал с отличными адгезивными свойствами; используется для укладки всех типов мозаики, включая стекло, мрамор и керамику.

Эпоксидная смола: клей из двух компонентов (смола и отвердитель), которые перед использованием смешивают в пропорциях примерно 10:1. Она прекрасно держит мозаику на любых поверхностях и очень устойчива к атмосферным воздействиям. Эпоксидную смолу надо использовать в хорошо проветриваемых помещениях.

Клеи на водной основе идеально подходят, когда мозаику надо прикрепить временно; легко смываются водой.

Портландцемент, так называемый по цвету камня, добываемого на острове Портленд, широко используется в наших уроках. Он недорогой, хорошо реагирует, имеет отличные адгезивные свойства и нейтральный цвет. Имеет щелочную основу, поэтому при работе с ним желательно одеть резиновые перчатки.

Ну и конечно с ростом популярности мозаики в продаже появились специальные клеи и затирки для мозаики.

ПЕСОК
Бывает различный по цвету (красный, желтый и т.д.) и по размеру зерен. Тоже используется в наших уроках. Если песок крупноват, то его просеивают через сито. Песок увеличивает силу раствора, на который крепят мозаику, но используется так же как составная часть и в затирке.

го добавляют в цементно-песчаную смесь для придания ей нужного оттенка. Цветовая гамма сухого пигмента разнообразна. Поэкспериментируйте с ним, добавляя этот краситель по чайной ложке в сухой раствор.

Старайтесь не использовать белый раствор, если только это не нужно по творческому замыслу, т.к. он зрительно дробит мозаику. Вы увидите, что естественный цвет серого цемента по самой своей нейтральности как бы стремится к повышению блеска смальты.

ИНСТРУМЕНТЫ И ДРУГИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Кусачки для мозаичной плиточки. Они сделаны из закаленной стали с вольфрамовыми наконечниками. Режущие кромки кусачек легко раскалывают стекло, смальту, керамику.
кусачки для мозаики, пинцет.
Блокнот: для набросков, чертежей и заметок.

Ручки, маркеры и карандаши: для рисования эскизов и переноса их на основу.
Кисти: набор кистей – художественные, малярные, зубные щетки и т.д.
Линейка и угольник: для измерения, черчения и создания бортиков.
Мастихин: для нанесения клея и выравнивая раствора.
Защитные очки и респиратор: предохраняют от попадания в нос и глаза пыли и мелких осколков стекла.
Вазелин или солидол: для смазки деревянной опалубки, чтобы к ней не прилипал намертво раствор.

Читайте также:  Жареные роллы своими руками рецепты

А так же ластик, штангенциркуль, пинцет, отвертка, ножницы и нож, миллиметровка, калька.
Крафт (бумага наподобие оберточной): для рисования картона – эскиза в натуральную величину.

Деревянные бруски для изготовления опалубки – рамы, которая держит форму цементно-песчаного раствора и не дает ему расползтись.

Также в работе используются: растворитель, сито (для просеивания песка), различные миски и др. емкости для замешивания цементно-песчаного раствора, резиновые перчатки, губки для снятия излишек раствора, ракель, гладилки и т.д.

РАБОТА С КУСАЧКАМИ

Расположите мозаичную плиточку между режущими кромками кусачек на линии, вдоль которой хотите её расколоть, следя за тем, чтобы поверхность плиточки была перпендикулярна режущим кромкам. Сжимайте ручки кусачек одновременно и с одинаковым давлением – и плиточка расколется именно так, как задумано.
Для вырезание кружочка из мозаичной плитки последовательно отколите от неё четыре угла и затем доведите до нужной формы.

ЭСКИЗ
Строгих правил тут не существует. Однако всегда надо помнить, что здесь логичны упрощение и стилизация, соотносить рисунок с размером базового модуля (тех кусочков, из которых будет набираться мозаика) и понимать, что каждая плиточка имеет свой собственный цвет. И в зависимости от поставленной задачи – будь это или цветная графика или живопись – оперировать каждым отдельным цветным кусочком. Так, например, в графике мы часто имеем локальное заполнение нужным цветом той или иной формы, а в живописи уже оперируем такими приёмами, как цветовой рефлекс, холодные оттенки в тенях и теплые на свету, подчеркиваем что-либо дополнительными цветами, которые находясь рядом усиливают друг друга. И в живописной манере изложения в технике мозаики понимать, что смешивание цветов как например на палитре красками – невозможно; но похожий эффект можно достичь, располагая нужные цветовые кусочки мозаики рядом друг с другом – оптическое смешение цвета уже будет выполнять воздух.

Также лучше сразу определиться с размером тех кусочков, из которых будет набираться мозаика и уже исходя из этого прорисовывать эскиз.

МЕТОДЫ НАБОРА МОЗАИКИ

Их существуют два – прямой и обратный наборы.

ПРЯМОЙ НАБОР
Способ, используемый с самого начала зарождения мозаики. Кусочки или кубики мозаичного материала нарезаются или накалываются и затем сразу закрепляются лицевой стороной вверх на ту поверхность, на которой и задумана мозаика – будь то стена (соответственно в раствор) или любая другая плоскость или криволинейная поверхность. Эскиз задуманного рисунка может быть перенесен при этом от руки или способом накалывания через бумагу или кальку, о чем будет рассказано ниже.

Кусочки мозаики можно специально размещать чуть-чуть под углом (даже стараясь разместить их ровно, все равно получится так) и игра отраженного света при этом будет очень разнообразной и красивой. Также прекрасный эффект можно достичь, варьируя не только уровень, но и текстуру поверхностей мозаичного материала, играя на контрасте матового и блестящего.

ОБРАТНЫЙ НАБОР
Когда необходимо добиться ровной поверхности мозаичного изображения, например – для пола или для дна бассейна или когда мозаичное панно настолько большое, что приходится делать его по частям – вот тогда метод обратного набора мозаики просто неоценим.

Кусочки мозаики нарезаются или накалываются и прикрепляются лицевой стороной вниз на прочную бумагу с помощью клея на водной основе, либо на пленку, одна сторона которой клеевая. После этого мозаичное панно (целиком или по частям) монтируется (укладывается на раствор) на нужную поверхность соответственно бумагой вверх. Спустя сутки бумага аккуратно смывается и швы по необходимости (а чаще всего она возникает, если раствор не заполнил их) затираются специальной затиркой, аналогичной затирке для керамической или любой другой плитки.

Так как при этом способе набора мозаики поверхность панно получается ровной, и нет той игры света, которая присуща методу прямого набора, то бывает интересно выделить фрагменты изображения либо декоративными формами, либо через динамику графики или используя обводку изображений в один-два ряда (цветом фона).

Для создания мозаичного панно из ровной по толщине плитки очень хорошо подойдёт следующая разновидность прямого набора. Понадобится эскиз в натуральную величину (можно распечатать в салоне печати, либо нарисовать от руки). Сверху кладём клейкую прозрачную плёнку липкой стороной вверх, закрепив её по краям. Набираем мозаику в соответствии с эскизом. Аккуратно наносим на поверхность панно обойный клей на водной основе и заклеиваем бумагой или марлей. После высыхания клея очень аккуратно отделяем мозаику от плёнки. Далее с помощью клея для мозаики монтируем панно на заранее подготовленную поверхность. Дожидаемся полного высыхания, и смочив водой, снимаем с мозаики бумагу или марлю. Остаётся лишь затереть швы.

Источник

Оцените статью