- Проверка радиодеталей мультиметром для начинающих радиолюбителей
- Резисторы
- Конденсаторы
- Трансформаторы, катушки индуктивности и дроссели
- Диоды и фотодиоды
- Биполярные транзисторы
- Полевые транзисторы
- Тестер для проверки своими руками
- Тестер для проверки в корпусе, со звуком
- Что нужно для сборки тестера
- Тестер для проверки в тубусе
- Тестер щуп с батарейкой
- Как работать с тестером щупом
Проверка радиодеталей мультиметром для начинающих радиолюбителей
Статья для начинающих радиолюбителей. В ней приводятся примеры проверки основных радиодеталей, используемых в радиоэлектронной аппаратуре (резисторы, конденсаторы, трансформаторы, катушки индуктивности, дроссели, диоды и транзисторы) с помощью мультиметра или обычного стрелочного омметра.
Резисторы
Постоянный резистор проверяется мультиметром, включенным в режим омметра. Полученный результат надо сравнить с номинальным значением сопротивления, указанным на корпусе резистора и на принципиальной схеме. При проверке подстроечных и переменных резисторов сначала надо проверить величину сопротивления, замерив его между крайними (по схеме) выводами, а затем убедиться в надежности контакта между токопроводящим слоем и ползунком. Для этого надо подключить омметр к среднему выводу и поочередно к каждому из крайних выводов. При вращении оси резистора в крайние положения, изменение сопротивления переменного резистора группы «А» (линейная зависимость от угла поворота оси или положения движка) будет плавным, а резистора группы «Б» или «В» (логарифмическая зависимость) имеет нелинейный характер. Для переменных (подстроечных) резисторов характерны три неисправности: нарушения контакта движка с проводящим слоем; механический износ проводящего слоя с частичным нарушением контакта и изменением величины сопротивления резистора в большую сторону; выгорание проводящего слоя, как правило, у одного из крайних выводов. Некоторые переменные резисторы имеют сдвоенную конструкцию. В этом случае каждый резистор проверяется отдельно. Переменные резисторы, применяемые в регуляторах громкости, иногда имеют отводы от проводящего слоя, предназначенные для подключения цепей тонконпенсации. Для проверки наличия контакта отвода с проводящим слоем омметр подключают к отводу и любому из крайних выводов. Если прибор покажет какую-то часть от общего сопротивления, значит имеется контакт отвода с проводящим слоем.
Фоторезисторы проверяются аналогично обычным резисторам, но для них будет два значения сопротивления. Одно до засветки — темновое сопротивление (указывается в справочниках), второе — при засветке любой лампой (оно будет в 10… 150 раз меньше темнового сопротивления).
Конденсаторы
Простейший способ проверки исправности конденсатора — внешний осмотр, при котором обнаруживаются механические повреждения, например деформация корпуса при перегреве вызванного большим током утечки. Если при внешнем осмотре дефекты не замечены, проводят электрическую проверку.
Омметром легко определить один вид неисправности – внутреннее короткое замыкание (пробой). Сложнее дело обстоит с другими видами неисправности конденсаторов: внутренним обрывом, большим током утечки и частичной потерей емкости. Причиной последнего вида неисправности у электролитических конденсаторов бывает высыхание электролита.
Многие цифровые тестеры обеспечивают возможность измерения емкости конденсаторов в диапазоне от 2000 пФ до 2000 мкФ. В большинстве случаев этого достаточно. Надо отметить, что электролитические конденсаторы имеют довольно большой разброс допустимого отклонения от номинальной величины емкости. У конденсаторов некоторых типов он достигает- 20%,+80%, то есть, если номинал конденсатора 10мкФ, то фактическая величина его емкости может быть от 8 до 18мкФ.
При отсутствии измерителя емкости конденсатор можно проверить другими способами.
Конденсаторы большой емкости (1 мкФ и выше) проверяют омметром. При этом от конденсатора отпаивают детали, если он в схеме и разряжают его. Прибор устанавливают для измерения больших сопротивлений. Электролитические конденсаторы подключают к щупам с соблюдением полярности.
Если емкость конденсатора больше 1 мкФ и он исправен, то после присоединения омметра конденсатор заряжается, и стрелка прибора быстро отклоняется в сторону нуля (причем отклонение зависит от емкости конденсатора, типа прибора и напряжения источника питания), потом стрелка медленно возвращается в положение «бесконечность».
Трансформаторы, катушки индуктивности и дроссели
Проверка начинается с внешнего осмотра, в ходе которого необходимо убедиться в исправности каркаса, экрана, выводов; в правильности и надежности соединений всех деталей катушки; в отсутствии видимых обрывов проводов, замыканий, повреждения изоляции и покрытий. Особое внимание следует обращать на места обугливания изоляции, каркаса, почернение или оплавление заливки.
Наиболее частая причина выхода из строя трансформаторов (и дросселей) — их пробой или короткое замыкание витков в обмотке или обрыв выводов. Обрыв цепи катушки или наличие замыканий между изолированными по схеме обмотками можно обнаружить при помощи любого тестера. Но если катушка имеет большую индуктивность (т. е. состоит из большого числа витков), то цифровой мультиметр в режиме омметра вас может обмануть (показать бесконечно большое сопротивление, когда цепь все же есть) — для таких измерений «цифровик» не предназначен. В этом случае надежнее аналоговый стрелочный омметр.
Если проверяемая цепь есть, это еще не значит, что все в норме. Убедиться в том, что внутри обмотки нет коротких замыканий между слоями, приводящих к перегреву трансформатора, можно по значению индуктивности, сравнив ее с аналогичным изделием.
Когда такой возможности нет, можно воспользоваться другим методом, основанном на резонансных свойствах цепи. От перестраиваемого генератора подаем синусоидальный сигнал поочередно на обмотки через разделительный конденсатор и контролируем форму сигнала во вторичной обмотке.
Если внутри нет межвитковых замыканий, то форма сигнала не должна отличаться от синусоидальной во всем диапазоне частот. Находим резонансную частоту по максимуму напряжения во вторичной цепи.
Короткозамкнутые витки в катушке приводят к срыву колебаний в LC-контуре на резонансной частоте.
У трансформаторов разного назначения рабочий частотный диапазон отличается — это надо учитывать при проверке:
- сетевые питающие 40…60 Гц;
- звуковые разделительные 10…20000Гц;
- для импульсного блока питания и разделительные .. 13… 100 кГц.
Импульсные трансформаторы обычно содержат малое число витков. При самостоятельном изготовлении убедиться в их работоспособности можно путем контроля коэффициента трансформации обмоток. Для этого подключаем обмотку трансформатора с наибольшим числом витков к генератору синусоидального сигнала на частоте 1 кГц. Эта частота не очень высокая и на ней работают все измерительные вольтметры (цифровые и аналоговые), в то же время она позволяет с достаточной точностью определить коэффициент трансформации (такими же они будут и на более высоких рабочих частотах). Измерив напряжение на входе и выходе всех других обмоток трансформатора, легко посчитать соответствующие коэффициенты трансформации.
Диоды и фотодиоды
Любой стрелочный (аналоговый) омметр позволяет проверить прохождение тока через диод (или фотодиод) в прямом направлении — когда «+» тестера приложен к аноду диода. Обратное включение исправного диода эквивалентно разрыву цепи.
Цифровым прибором в режиме омметра проверить переход не удастся. Поэтому у большинства современных цифровых мультиметров есть специальный режим проверки p-n-переходов (на переключателе режимов он отмечен знаком диода).
Такие переходы есть не только у диодов, но и фотодиодов, светодиодов, а также транзисторов. В этом режиме «цифровик» работает как источник стабильного тока величиной 1 мА (такой ток проходит через контролируемую цепь) —- что совершенно безопасно. При подключенном контролируемом элементе прибор показывает напряжение на открытом p-n-переходе в милливольтах: для германиевых 200…300 мВ, а для кремниевых 550…700 мВ. Измеренное значение может быть не более 2000 мВ.
Однако, если напряжение на щупах мультиметра ниже отпирания диода, диодного или селенового столба, то прямое сопротивление измерить невозможно.
Биполярные транзисторы
Некоторые тестеры имеют встроенные измерители коэффициента усиления маломощных транзисторов. Если у вас такого прибора нет, то при помощи обычного тестера в режиме омметра или же цифровым, в режиме проверки диодов, можно проверить исправность транзисторов.
Проверка биполярных транзисторов основана на том, что они имеют два n-p перехода, поэтому транзистор можно представить как два диода, общий вывод которых – база. Для n-p-n транзистора эти два эквивалентных диода соединены с базой анодами, а для транзистора p-n-p катодами.
Транзистор исправен, если исправны оба перехода.
Для проверки один щуп мультиметра присоединяют к базе транзистора, а вторым щупом поочередно прикасаются к эмиттеру и коллектору. Затем меняют щупы местами и повторяют измерение.
При прозвонке электродов некоторых цифровых или мощных транзисторов следует учитывать, что у них могут внутри быть установлены защитные диоды между эмиттером и коллектором, а также встроенные резисторы в цепи базы или между базой и эмиттером. Не зная этого, элемент по ошибке можно принять за неисправный.
Полевые транзисторы
В отличие от биполярных, полевых транзисторов существует много видов и при проверке надо учитывать, с каким из них вы имеете дело. Так, для проверки транзисторов, имеющих затвор на основе запорного слоя p-n-перехода, можно воспользоваться эквивалентной схемой, приведенной на рисунке
Для прозвонки подойдет обычный стрелочный омметр, но, цифровым прибором в режиме контроля р-п-переходов делать это более удобно..
Сопротивление между стоком и истоком, в обоих направлениях должно иметь небольшую величину и быть примерно одинаковым. Затем замерим прямое и обратное сопротивление перехода, подключая щупы омметра к затвору и стоку (или истоку). При исправном транзисторе оно должно быть разным и в прямом и обратном направлениях.
При проверке сопротивления между истоком и стоком только не забудьте снять заряд с затвора после предыдущих измерений (кратковременно замкните его с истоком), а то можно получить неповторяющийся результат
Многие маломощные «полевики» (особенно с изолированным затвором) очень чувствительны к статике. Поэтому, перед тем как брать в руки такой транзистор, позаботьтесь о том, чтобы на вашем теле не оказалось зарядов. Чтобы их снять, достаточно коснуться рукой батареи отопления или любых заземленных предметов, так как электростатические заряды между телами при их разделении распределяются пропорционально массе тел. Поэтому для их «обезвреживания» бывает достаточно прикоснуться даже к любой большой незаземленной металлической поверхности.
Несмотря на то, что мощные полевые транзисторы часто имеют защиту от статики, но все равно пренебрегать мерами предосторожности не следует.
Многочисленный класс MOSFET-транзисторов (предназначен для работы в ключевом режиме) не имеет p-n-переходов между электродами (изолированный затвор). Из-за большого сопротивления диэлектрического слоя у затвора, если транзистор явно не пробит (для выявления этого прозвонка все же не помешает), убедиться в его работоспособности не удастся — прибор покажет бесконечно большое сопротивление.
Источник
Тестер для проверки своими руками
Приветствую вас на своем сайте. В этой статье я расскажу как можно сделать простой тестер для проверки транзисторов, диодов, обрыва катушек и прозвонки проводов. В этих вариантах тестеров мало электроники и радиодеталей. Но они могут выручить вас в разных ситуациях. Например нужно найти, где минус а где плюс, или прозвонить провода или радиоэлементы на обрыв.
При поиске неисправностей в проводке и электрооборудовании автомобиля электрик, обычно пользуется 12-ти вольтовой лампочкой и (или) тестером. Но проверять и прозванивать проводку или искать напряжение можно и этим очень простым пробником.
Рассмотрим три разные схемы, но в чем то они похожи. Это в наличии радиодеталей. Во всех схемах есть светодиоды резисторы.
Тестер для проверки в корпусе, со звуком
У меня есть есть тестер, не самый крутой, но со своими обязанностями он справляется. Но практика показывает, что в 80 процентов использования этого тестера, это проверка проводов, катушек, обмоток, диодов и транзисторов. Еще 10 процентов это определение сопротивления резисторов, и 10 процентов – это проверка различного напряжения. И что бы не гонять основной тестер для прозвонки можно воспользоваться простым тестером, который для этого и предназначен.
Если у вас такая же ситуация, то вы можете повторить схему, так как она очень простая.
Это тестер для прозвонки на обрыв. Им легко можно проверить на обрыв провода, обмотки трансформаторов, пробои транзисторов и диодов и все остальное, где нужна простая проверка или прозвонка.
Что нужно для сборки тестера
Для сборки этой схемы нам понадобится:
- Светодиод для индикации
- Зуммер для подачи сигнала
- Резистор 1 кОм 0,25 Ом
- Крона с подставкой
- Кнопка для включения
- Щупы для прозвонки
Спаял все детали, на фото зуммер, диод и резистор
Для щупов я взял из своих запасов провода от другого тестера.
Для сборки буду использовать корпус, так будет удобнее его использовать и переносить.
В качестве корпуса я взял черную коробочку нужного размера.
В нее как раз вместилась крона, кнопка включения, разъем для подключения, зуммер и диод для индикации. Крону приклеил на двухсторонний скотч в корпусе, на фото пустое место как раз для кроны.
Для подключения щупов я использую разъемы для “бананов”.
С другой стороны корпуса кнопка включения.
Тестер для проверки в тубусе
Так же можно сделать тестер для проверки в корпусе, похожим на авторучку или фломастер, а так же и в этих же корпусах. Все детали можно уместить в корпусе от шариковой ручки или фломастера, маркера.
Я постоянно покупаю для пайки припой в таких тубусах, и их накопилось некоторое количество.
В одном из них я и решил сделать тестер для прозвонки. На одном торце острый щуп (игла), на другом – провод с зажимом крокодил, для подключения к минусу.
Светодиоды размещены внутри. Так как корпус прозрачный, то их индикация очень хорошо видна. Им также можно определять, где минусовой провод, если подключить зажим не к массе, а к плюсу и при нахождении провода без напряжения загорится красный светодиод.
В основном чаще всего мне в автомобиле при подключении какого ни будь не штатного девайса приходится искать провод под напряжением или минусовой провод. Так же определять какие предохранители под напряжением, а какие под ним только при включении зажигания. В этой ситуации очень поможет такой вот простой тестер.
Это тестер для поиска в схемах постоянного тока, где плюс а где минус.
Для нее нужно всего три радиодетали, щуп и зажим:
- Два диода, красный и зеленый
- Резистор на 1 кОм
- Щуп для прозвонки
- Провод с зажимом “крокодил”
Таким тестером можно найти где плюс а где минус в схеме. Если загорается зеленый светодиод, то вы правильно присоединили щупы, если загорится красный, то полюсовка перепутана.
Тестер щуп с батарейкой
Это так же простой тестер для проверки, его можно назвать автомобильным. С его помощью так же можно определять где плюсовой провод в схеме. Он отличается от предыдущей наличием батарейки в схеме на 3 вольта. А в остальном похожа на 90 процентов. Можете сделать или эту схему или предыдущую. Только вместо 12 вольт, батарейку нужно брать на 1,5 – 3 вольта.
Для сборки этой схемы вам понадобится:
- Два диода – красный и зеленый
- Два резистора – 1кОм и 200 Ом
- Аккумулятор или батарейка на 1,5 – 3 вольта
- Щупы для прозвонки
Для этого минусовой провод подключаем к минусу или массе автомобиля а вторым тестируем другие провода или дорожки, если загорается красный диод, то вы обнаружили плюсовой провод, если зеленый, то минусовой провод. Все эти схемы довольно просты и смогут выручить вас в простых ситуациях, в поисках обрывов или нужного провода или дорожки в схеме или автомобиле.
Как работать с тестером щупом
Несмотря на простоту, эти пробники могут многое. Они не только покажут напряжение на проводе, но и полярность (плюс или минус), помогут определить исправность ламп, проводов на целостность, реле, надежность в контактах.
Плюсы тестеров:
- Он компактен и надежен
- Может работать при низких температурах
- При плохой погоде, дожде и ветре
- Не нужно искать место куда его положить, как мультиметр. И еще смотреть на дисплей, тут индикация вся под рукой
- Когда как пробник находится у вас в руке, другой контакт присоединяется к массе (минус) либо плюсу аккумулятора и вам всегда видны результаты поиска неисправности.
Для проверки напряжения на аккумуляторе нужно крокодил присоединить к массе кузова либо к минусу батареи, а щупом коснуться плюса. Должен загореться один из светодиодов. Так же проверяют и наличие напряжения на других проводниках.
Так же тестер для проверки может показать минус или плюс приходит на контакт. Потому что при появлении плюса на щупе горит один светодиод, а при минусе светодиод другого цвета.
Предохранитель проверяется так. Предохранитель должен касаться одним выводом плюсовой клеммы батареи, крокодил на минусе, щупом касаемся другого контакта предохранителя. Так же можно проверить целостность лампы накаливания.
Простые и надежные тестеры пробники с успехом заменят дорогие приборы и упростят обслуживание вашего автомобиля.
Так же посмотрите видео на моем канале, как собрать тестер своими руками:
Ссылки на заказы деталей также находятся в описании к видео. На этом все, до новых встреч на моем канале, подписывайтесь, ставьте лайк, пишите комментарии.
Источник