Вышивка для детской одежды своими руками

Обережная вышивка детской одежды славян

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.
Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.
Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.
А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.
На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Читайте также:  Как пошить шляпку своими руками

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.
Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.
До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги.
Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.
В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребёнку вырабатывать свой “иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны.
Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе.
Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

Источник

Вышивка иглой на вязаных вещах: снежинки, цветы, узоры и схемы своими руками

Вышивка на вязанных вещах может обновить изделие или сделать его ярче, добавить изюминку. Есть множество способов вышивки на трикотажном полотне – гладью, лентами, крестом, в стиле «рококо».

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Особенности вышивки на вязаных изделиях

Вышивка по вязанному полотну имеет свои особенности. Одна из них – выбор ниток. Если они будут тонкими, вязанная основа будет просвечиваться сквозь них. Если выбрать очень толстые нитки, это утяжелит изделие, участок с узором будет провисать, особенно если вязка выполнялась тонкой пряжей. Поэтому главное правило – подбирать нити так, чтобы они соответствовали по толщине вязанному изделию.

Читайте также:  Гравировка кольца своими руками

Важный момент – натяжение нитей. Оно должно соответствовать фактуре основы, иначе результатом будет стянутая неопрятная вещь.

Иглы для вышивания по вязанному полотну должны быть с тупым кончиком – они не расслаивают пряжу, ими легче искать промежутки между петлями. Есть специальные пластиковые иголки с большим ушком, в которые удобно заправлять толстые шерстяные нити или шелковые ленты для вышивки.

Вышивка на вязанных изделиях делается после стирки, особенно если это новая вещь. После контакта с водой и сушки петли становятся ровными, изделие приобретает свою конечную форму. Если сделать узор на неподготовленном полотне, после первой стирки он деформируется.

В зависимости от используемых швов и техник, вышивка может выглядеть как вязанный узор (по петлям или тамбурным швом) или быть объемной (рококо, гладь, ленты, крест).

Приемы, которые можно использовать при вышивке на вязанном полотне:

  • Одноцветная или многоцветная вышивка.
  • Сочетание техник, например, гладь и рококо.

Простые швы

Самый простой шов для вышивки на вязанном полотне – тамбурный. Он состоит из закрепленных одна за другую петель. Обычно тамбурный шов используют для создания контуров рисунка, чтобы потом зашить его крестом или гладью. Выбирают контрастную по отношению к трикотажному полотну нить.

Тамбурный шов не утяжеляет изделие, выполняется быстро. Однако он хорошо смотрится только на ровной вязке, где нет ажура или выпуклых элементов.

В вышивке на вязанных вещах отлично смотрится шов «козлик» Определяют полоску для вышивки и выполняют слева направо.

Шов «козлик»:

  1. Закрепить нить с изнанки приемом «в петлю».
  2. Первый стежок вправо в верхнюю часть полоски.
  3. Второй небольшой стежок назад иголку, вывести нить на лицевую сторону.
  4. Третий стежок вправо вниз.
  5. Четвертый – назад иголку.

Таким образом стежки чередуются в верхней и нижней части полоски.

Для двойного козлика нужно сделать то же самое в промежутках предыдущего ряда нитью другого цвета.

Козликом часто вышивают орнаменты, что хорошо подходит для вертикальных и горизонтальных контрастных узоров.

Вышивка «рококо» смотрится очень богато, но сам шов не представляет сложности. Выполняется он следующим образом:

  1. Нить выводится на лицевую сторону.
  2. Делается один стежок назад иголку, игла выводится в место первого прокола.
  3. Игла почти полностью выводится, в полотне остается только ушко.
  4. Делается обвитие иглы несколько раз. Далее, придерживая намотку левой рукой, протягивают сквозь нее иглу, затягивая нить. Получается петля с намотанной ниткой.

Шов «медовые соты» подходит для украшения полотна, связанного лицевой гладью, ромбами или изнаночной гладью с полосками лицевых петель. Обычно для контраста используется нить другого цвета.

  1. Определить, какой высоты будут соты, через сколько рядов будут повторяться затяжки.
  2. Контрастной нитью соединить два параллельных ряда лицевых петель.
  3. Прошить 2 – 3 раза и обрезать нить.Так выполнить стежки по всему ряду.
  4. Следующий ряд – стежки ложатся в шахматном порядке.
Читайте также:  Делать поделки своими руками с ребенком


Вышивка «медовые соты» имеет недостаток: изделие может уменьшиться в размере в длину и в ширину за счет натяжения рядов.

Вышивка по петлям на вязаных изделиях

Вышивка по петлям создает ощущение, что узор связан спицами. На самом деле на однотонной основе сделана вышивка иглой разными нитками.

Есть несколько петельных швов:

  • Для вышивки в горизонтальной плоскости (петля в петлю) выбирается ряд и далее по очереди обшиваются нити основы вертикальными стежками.
  • Для выполнения вертикального шва выбирается вертикальный ряд и лицевые петли обшиваются вышивальной нитью.
  • Петля вприкреп. Этим швом обычно вышивают мелкие цветы. Делается петля по размеру лепестка на лицевой стороне, но полностью не затягивается. С изнаночной стороны вводится игла вверху лепестка и делается закрепка.

Петельные швы позволяют украсить изделия, не увеличив его вес.

Вышивка крестом

Техника вышивки крестом на вязанных изделиях подразумевает использование нескольких видов креста:

Для ориентира: каждый крест рекомендуется выполнять поверх двух петель и трех рядов чулочной глади.

Вышивка гладью

Гладьевой шов выполняется плотно уложенными параллельными стежками, поэтому они смотрятся выпукло и возвышаются над основным полотном. Подходят для вязанных изделий, выполненных изнаночной гладью.

Основные гладьевые швы, которые можно использовать для вязанного полотна:

  • Плоская гладь.
  • Гладьевой валик.
  • Гладь вприкреп.
  • Гладь с настилом.

Преимущество гладьевых стежков в том, что ими можно быстро сделать узор. Важно перед началом работы смочить трикотаж, чтобы выровнять петли.

Мастер-класс по вышивке снежинки

На лицевой вязке можно вышить снежинку в петельной технике. Сложность будет заключаться в подсчете петель, а также соблюдении рисунка схемы.

  1. Найти центр изделия и пометить его булавкой.
  2. Вышивать с соблюдением рядов.
  3. Если заканчивается нить, протянуть ее с обратной стороны под стежками.

В конце должно получиться вот так:

Мастер-класс по вышивке цветов

Цветы можно вышивать несколькими техниками – рококо, петельными стежками, гладью и крестиками.

Предлагается совместить гладь и рококо в одном узоре.

  1. Нанести узор на варежку с помощью маркера.
  2. Начать вышивать гладьевым стежком зелеными нитками листья.
  3. Цветы выполняются в технике рококо. На каждый лепесток делается 13 обвитий нити вокруг иглы.

Цветы можно делать разными по цвету нитями. В данном мастер классе используется только 2 цвета – зеленый и розовый. В таком же стиле можно вышить узор на шапке.

Источник

Оцените статью