Высшее образование своими руками

Высшее образование в IT своими руками Ver 2.02

Итак, салаги, вы пришли к старым морским волкам и хотите стать программистами. Надеюсь, вы знаете, чего хотите, так как это нелёгкий путь.

Позвольте разъяснить несколько моментов:
а) Мы учим программирование не для того, чтобы делать сайты. Большинство людей, которые делают сайты – не программисты (это правда, я и сам такой — прим.). Если вы хотите делать сайты, но не хотите быть программистом – берите в зубы учебник «PHP5 в подлиннике» и начинайте делать свою первую гостевуху. Вопросы решайте в гугле и на форумах. А эта статья о другом.

б) За 21 день освоить программирование не получится. Никак. Совсем. Если срочно нужны деньги, то присоединяйтесь к товарищам, которые встали и ушли после пункта а. Нормальный объём академических часов в высшем образовании – 8000 штук. Это три года хорошей учёбы. Для того чтобы освоить материал хорошо надо ещё больше. Если параллельно бухать в общаге, то можно и в пять лет не уложиться.

в) Я не Попов, магических способов изучения программирования за два DVD-диска не знаю, и учить им не буду. Я худший наставник, чем Кормен или Ахо, и буду только указывать вам направления деятельности. Готовьтесь искать информацию сами. В каждой книге читайте, по крайней мере, оглавление. Задавайте вопросы.

г) Программирование не есть изучение языков программирования. Они не являются самоцелью.

д) Я надеюсь, что вы знаете математику и информатику на уровне 9 класса. Если не знаете, то перечитайте учебники.

Матчасть: информатика, программирование на языках высокого уровня, базовые понятия программирования: итерации, рекурсия, процедуры, функции, абстракции, классы, объекты, методы, переменные, присваивание, замещение, цикл, ветвление. Вначале советую читать SICP. Не весь. Вычисления на регистровых машинах можно отложить на потом.

Далее надо выучить кое-что посерьёзнее. Обычно первокурсники в России изучают язык Си. Это не очень плохая идея в той части, что большинство языков имеют си-подобный синтаксис. В части байтоедства и плохого ООП на крестах (так я буду называть язык C++) это плохая идея. Поэтому откройте толстенный учебник Дейтелов и хорошенько изучите его ровно до конца шестой главы. Это где-то 1/3 часть учебника. Дальше можете не читать, так как рискуете навсегда испортить себе вкус указателями. Но можете и прочитать. На Си можно писать сложные программы, но так тоже никто не делает. Поэтому большинство программ из я рекомендую писать на Java и Python.

Почему Java? Потому, что java легче. Изучая что-то другое на этом этапе, вы просто запутаетесь в особенностях языка. Особенно это касается шарпа (хотя на нём можно писать, как на джаве, только вот ведь не захочется), крестов (там сложно не запутаться) и хаскелл. Python потому, что некоторые задачи легче решать на скриптовом языке. Кроме того, в питоне есть некое подобие функциональщины, и если рано припечёт, то можно будет посмотреть и её. Хорошо ориентируясь в этих языках (на это не нужно слишком много времени – это не кресты, которые нужно учить годами) можно потом достаточно быстро изучить другие языки. А можно и не изучать, так как оба этих языка (в сущности, плохих) широко применяются до сих пор.

Не заморачивайтесь на IDE, компиляторах и прочем инструментарии: вы всё равно перепробуете все доступные. Не дожидайтесь, пока вас заебёт первая рекомендованная среда, а сразу поставьте все распространённые и выберите понравившуюся.

Книги: Философия Java Эккеля, читать по мере необходимости. Не занимайтесь особым оверинжинирингом. По крайней мере многопоточность следует отложить до лучших времён. Не забивайте себе голову паттернами. Книга номер два — «В глубь языка Python». Кстати, я знаю, как пишется «вглубь», просто использую русский перевод с официального сайта. Опять же – изучайте разделы по мере необходимости. Кроме того, попробуйте почитать «Конкретную математику». Пока не станет скучно. Я рассчитываю, что скучно станет весьма быстро, хотя книга (как и TACP Кнута) написана с характерным юморком. Асимптотику лучше отложить до алгоритмов. Если чувствуете, что идёт совсем плохо (не Кнут с Паташником, а вообще), то читайте школьные учебники. Лучше старые, советские. Можно почитать книги для совсем маленьких детей «А я был в компьютерном городе», «Занимательная информатика» и.т.п. – это просто весело. Вам должно быть интересно читать. Если на этом этапе вам скучно, то дальше будет вообще кромешный непролазный пушной зверь. Ещё не поздно пойти писать гостевуху. Да, это самая сложная часть. Если вынести из неё ещё и знание английского, то всё остальное покажется лёгкой прогулкой.

Практика: из всех учебников, которые я перечислил, задачи есть только в SICP’е и Дейтелах (ну и в конкретной математике, конечно). Их нужно решать. Освойте все простые конструкции, напишите несколько несложных игр, для одной из них напишите ИИ. Порешайте задачи для школьников, которые просят сделать за них лабу — но обязательно пишите на другом языке. Писать игры на джаве удобно, используюя LWJGL. Игры – сапёр, ним, пакман, «зенитка». Для пакмана может не хватить алгоритмической базы. Не заморачивайтесь, ваша задача – освоить стандартные библиотеки. Теперь можно перейти к математике.

Дискретная математика

Задача: понимать язык, на котором написаны остальные книги. Нет, это не самый занудный раздел. Теория трансляции будет зануднее.

Матчасть: Открываете любой учебник, в котором есть: множества, алгебры, отображения, графы. Хорошо подойдут университетские методички. Можете видеокурсы с интуита посмотреть. Учите. Плюс нужна элементарная матлогика – кванторы, законы де Моргана, таблицы истинности. Семиотику пока трогать не надо.

Практика: Выполняете задания. Доказываете теоремы. Надеюсь, дедушка Кнут научил вас, что доказывать теоремы – это весело. Найдите себе товарища, доказывайте вместе. Это развивает мышление. Традиционно далее изучаются базы.

Базы данных

Базы данных есть в любом мало-мальски сложном приложении. Даже в компьютерных играх есть. Даже в гостевухах, которые сейчас пишут оставившие нас несколько абзацев назад «коллеги». Поэтому базы данных надо знать. Сейчас используются исключительно реляционные базы данных. Некоторые люди поговаривают про key-value хранилища (непременно асинхронные и сверхбыстрые), ну так вот, они концептуально тоже реляционные. Но вы с ними обязательно разберитесь отдельно.

Читайте также:  Заколка подруге своими руками

Матчасть: идёте по учебнику Кристофера Дейта и изучаете темы. Идти до конца не надо: читайте выборочно и смело бросайте около 17-й главы. Изучить надо реляционное исчисление, ER-модель, транзакции, SQL. SQL лучше изучать не по Дейту, а по какому-нибудь практическому учебнику – обратите внимание на книжку Моисеева и его сайт с задачами.

Практика: проектировать базы данных. Быстро. В уме. Таблицы должны интуитивно получаться сразу в 3NF. Пишите запросы на сайте у Моисеенко. Напишите приложение, которое активно использует базу данных – многим студентам такое барахло нужно на курсачи и дипломы, можно даже найти заказчика за деньги. Посмотрите на ORM (SQLAlchemy, Hibernate и.т.п.), почитайте статейки. Узнайте, какие сейчас используются базы данных, и обязательно прикрутите парочку к своим приложениям. Было бы здорово сделать что-нибудь с ORM.

Задача: научиться писать сетевые приложения.

Матчасть: Таненбаум наш друг и товарищ на все времена. Осиливайте модель OSI, читайте спецификации нескольких сетевых протоколов. Например, http и smtp. Особенно http – разберись с хедерами, сжатием и.т.п. Долго и хорошо почитайте в Википедии про современные системы свзяи. Посмотрите алгоритмы, которые используются в маршрутизации, разберитесь, чем пакет отличается от кадра.

Практика: делаем сокет-сервер, например, для чата. Разберитесь с XML, HTML, JSON. XML особенно. Освойте XPath. Теперь вы должны немного разбираться в вебе. Не так, как ваши товарищи, которые набивали шишки, но для закрепления знаний HTML вполне можно написать небольшой имиджборд. Если вам понравится – можно покинуть курс сейчас, так как начинается хардкорная computer science. На работу в веб вас возьмут после двух-трёх недель хорошей практики.

Архитектура ЭВМ

Задача: знать, как работает компьютер. Дабы не делать ляпов. По крайней мере, глупых ляпов.

Матчасть: Читаете Таненбаума, про архитектуру ЭВМ. Лёгкое и интересное чтиво. Знать: что такое вентиль, что из них составляют: там очень подробно описано по разделам. Не путаться в шинах. Знать про адресацию памяти, прерывания.

Практика: Спроектировать простейший «железный» компьютер из блоков. На бумажке. Чтобы выполнял программу, записанную в память. Спроектировать всякой ерунды в эмуляторе схем. Дешифратор для семисегментного индикатора, например. Ассемблер лучше особо не трогайте, познакомиться с ним можно для интересу у Кнута, а писать на нём вам всё равно не придётся. Во всяком случае, я до сих пор пытался оградить вас от низкоуровневого программирования. Знаний там очень много, но они все совсем не фундаментальные и изучать их надо под конкретную должность. Начните читать Кнута, по крайней мере, разберитесь с его компьютерами (MIX и MMIX) и напишите для них несколько программ на бумажке. Сделайте свой виртуальный компьютер, но не такой старый и сложный, как у Кнута. Сделайте для него ассемблер и напишите пару простых программ.

Операционные системы

Задача состоит не столько в изучении операционных систем, сколько в изучении принципов распределения ресурсов компьютера. Тут же надо разобраться с многозадачностью, которую я вам как-то отсоветовал изучать сразу.

Матчасть: опять же Таненбаум. Разберитесь с алгоритмами для планирования процессов, организацией памяти, файловыми системами, ядрами. Есть толстенный учебник Дейтелов. Помните, вы по ним си изучали? Так вот, ещё есть и по ОС учебник. Отдельно изучаете многозадачность: синхронизацию, пайпы, семафоры, мониторы. В жабе (javа) всё это дело есть из коробки и писать программы, которые реализуют такую функциональность будет просто и приятно. Если вы бросили Эккеля на этом месте – самое время начать читать опять. Одного Эккеля мало, используйте гугл. Хотя, наверное, к этому времени вы уже сменили язык.

Практика: многопоточные приложения. Сделайте свой компьютер многопоточным. Это весьма занимательно. Сделайте сегментную организацию памяти и поковыряйте методы адресации. Возможно, придётся переписать с нуля. С этого раздела байтогребля, коей в нашем курсе было очень мало, официально заканчивается. Теперь вы примерно знаете, что это такое.

Наконец переходим к алгоритмам.

Задача: понимать, как оценивается скорость алгоритма, почему существует много алгоритмов, как выбрать нужный. Знать базовые алгоритмы. Знать структуры данных и связанные с ними алгоритмы. Хорошо знать! Их много самых разных, со многими вы уже познакомились, когда изучали свои первые языки. Всякие связные списки из массивов вы должны уметь реализовывать стоя у доски с маркером. Это хороший тон.

Книги: Вирт, Ахо по алгоритмам и структурам данных. Вот тут читать надо всё, очень пригодится дискретка. Опять же, Кормен. Там очень много материала, разбирайтесь в нём постепенно. Можно вернуться к конкретной математике, раз уж вы её бросили.

Практика: реализуйте алгоритмы, про которые читаете. Вряд ли в реальном мире вы будете использовать их в чистом виде, однако вы должны знать хорошие решения. Теперь можно писать гораздо более сложные ИИ для игр, которые вы когда-то создали для тренировки. Напишите классический алгоритм поиска монстрами Пакмана, например. Если хватит терпения реализовать всякие поиски – снимаю шляпу.

Да, эта бодяга надолго. Изучайте параллельно что-нибудь ещё, следующие разделы лёгкие и богатые на практику. Нельзя позволить себе растерять мотивацию.

Формальные языки и методы трансляции

Да, вот она вершина, с которой видно весь остальной курс. Если вы досюда добрались, то у вас железные . гм. Жму руку. Хотя и написано, что теория трансляции, надо обратить внимание на синтаксически управляемую обработку данных вообще.

Матчасть: начинаем разогрев с главы учебника по дискретке про семиотику. Продолжаем Ахо и Сети, Книгой Дракона. Введение по дискретке там есть, но бедное. Нужно осилить грамматики, языки, иерархию Хомского и соответствующие автоматы. Кстати, автоматы в конце SICPа есть. Изучаем работу компиляторов и интерпретаторов. Изучаем оптимизации. Отдельно про регулярные выражения. Что такое регулярное выражения вы поймёте при изучении иерархии Хомского. Но регулярные выражения – это уже прикладная область, и чтобы их составлять нужно быть знакомым с синтаксисом, обозначениями и.т.п. – учебник по дискретной математике вам этого не даст. Прочитайте книгу О’Рейли про регулярки. С совами на обложке.

Практика: написать несколько сложных регулярок. Затем написать калькулятор. Затем сложный калкулятор. «Дипломная работа» для вас – компилятор или интерпретатор. Да, чёрт подери, настоящий оптимизирующий компилятор простого языка. Подумайте, насколько вы стали круче с момента, когда отказались писать гостевухи.

Читайте также:  Как сделать украшения для дачи своими руками

Стандарты в программировании: всё самое сложное вы уже осилили, осталась сущая малость. Во-первых, стили разработки. Юнит-тесты, UML, рефакторинг, всякие совершенные коды. Модный набор постоянно меняется, и его надо знать. Следите за форумами. Уже пора изучать язык, на котором будете работать, и изучать классические труды о его устройстве, стандартных библиотеках и методах. Если вас действительно заинтересовали Ахо с Сети, то вы должны многое узнать о языках и выбрать наименее противный. Для прихода к просветлению можно таки выучить модный хаcкелл. В книжках, которые я рекомендовал есть моря ссылок на другие труды. У вас уже должен быть большой кругозор. Думаю, к этому времени вы уже знаете, что делать.

Адрес БАЯНА Предупреждение: в оригинале статья изобилует нецензурной лексикой.

Источник

Куда поступать в ВУЗ учиться на ИТ-шника? + опрос

Хотя в «топе» направлений подготовки в вузе долгие годы остаются менеджмент, экономика и юриспруденция, в последнее время престиж ИТ-специальностей тоже заметно вырос. Перед абитуриентами и их родителями встает вопрос в какой вуз поступать и на какую специальность?

Нужно ли вообще высшее образование в ИТ?

Даже не хочется поднимать эту тему — столько по этому вопросу сломано копий на дебатах в профессиональном сообществе. Но все-таки замечу, что есть области, где наличие «вышки» или обязательно или дает дополнительные преимущества: работа инженером (проектирование для телеком, ЦОД и т.п.), работа на гос. предприятиях, изучение Machine Learning, переезд заграницу, поступление на программу MBA и др.

С другой стороны, если зайти на SuperJob.ru 62% вакансий программиста не требуют высшего образования, а на stackoverflow.com — 61%. И многие ИТ-шники имеют непрофильное образование — это факт.

Но раз уж мы здесь, будем считать, что выбран вариант поступать.

Россия или зарубеж?

Факт: отечественное образование переживает тяжелые времена, а многие зарубежные вузы (например, немецкие, французские, скандинавские) предлагают бесплатное или почти бесплатное высшее образование в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Есть варианты с обучением на английском. Это реальный шанс переехать и остаться работать в «первом мире».

Конкретные условия меняются от страны к стране. Главные препятствиями для абитуриента могут стать слабое знание иностранных языков и невозможность оплачивать (недешевое) проживание.

У меня, к сожалению, не было возможности поучиться за границей. Множество историй успеха уже собрано в здешних хабах Учебный процесс в IT и IT-эмиграция.

Дальше мы будем говорить только про российские реалии.

Выбираем вуз

В 2018 году согласно Атласа Яндекса в России 344 вуза принимали абитуриентов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Но не все вузы одинаково полезны.

Перво-наперво нужно решить для себя основные вопросы: готовы ли вы к переезду в другой город/регион? есть ли у вуза общежитие? нужна ли «военная кафедра» (с 2019 г. «военно-учебный центр»)? Это уже сильно сократит число вариантов.

Изучаем рейтинги вузов

Рейтинги — это далеко не абсолютная истина, потому что однозначной методики определения качества образования попросту не существует. Кроме того, внутри вуза всегда есть факультеты и кафедры более сильные и более слабые. Тем не менее, посмотреть рейтинги полезно.

Международные

Из российских вузов в международные рейтинги по направлению Computer Science (QS, ARWU, THE) в первую сотню стабильно входит только МГУ. Но само по себе включение в рейтинги тоже неплохо. В них часто попадают: СПбГУ, Физтех (МФТИ), ИТМО, ВШЭ, МИФИ, ТГУ, ТПУ, НГУ — ведущие вузы страны.

Российские

Очень полезно ознакомиться с рейтингами по вступительным баллам ЕГЭ интересующих направлений, например в атласе вузов Яндекса. Топ рейтинга во многом совпадает с международными, среди ведущих еще стоит упомянуть МГТУ им. Баумана, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МИСиС. Эти же вузы можно найти в топе рейтинга Interfax.

Получение статуса НИУ и вхождение в программу 5-100 также свидетельствует о высоком статусе университета.

Перечисленные вузы «высшей лиги», как правило, знакомы работодателям и их кадровикам с хорошей стороны. Но поступить и учиться в них сложно.

Исследование IBS

Интересное исследование провел в 2016 году российский ИТ-гигант IBS: Анализируем как успешное трудоустройство и зарплата зависят от вуза, специальности и региона. Вот для примера выдержка из данных сайта vo.graduate.edu.ru по выпускникам 2015 года некоторых московских технических вузов:

Образовательная организация Доля трудоустройства, %* Средняя заработная плата, ₽**
Московский авиационный институт 80 57 693
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана 85 66 722
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова 90 80 325
Московский государственный университет пищевых производств 75 42 963
Московский технический университет связи и информатики 80 60 165
Российский технологический университет (МИРЭА+МИТХТ+МГУПИ) 75 50 792
Московский технический университет связи и информатики 75 52 629
Московский физико-технический институт (государственный университет) 100 104 450
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 80 51 450
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 85 66 476
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» 85 56 219
Национальный исследовательский университет «МЭИ» 75 58 332
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 85 65 532

Конечно, приведенная зарплата — это «средняя температура по больнице», но разница между вузами видна невооруженным глазом.

Вариант: «сильный» вуз

Доводы за поступление в вузы с большим конкурсом:

  • высокие стандарты обучения: лучше быть троечником в МГУ, чем отличником в «заборостроительном»;
  • мотивирующая среда: в хорошем вузе придется тянуться к общему высокому уровню, в плохом — наоборот, доблестью считается ничего не учить и кое-как сдать на «удовл.»;
  • налаживание полезных связей со способными ребятами;
  • привлекательность диплома для работодателя (во всяком случае, при поиске первой-второй работы).

Доводы против:

  • если речь не идет о каких-то суперкомпьютерных вычислениях, предметы по ИТ при должной заинтересованности можно освоить самостоятельно;
  • сложнее поступить, нужно заранее готовиться;
  • придется много ботать, иначе легко вылететь.

Я бы порекомендовал ребятам со способностями к физике и математике все же попробовать поступить в вуз посильнее. Но нужно учитывать, что в тот же МГУ некоторые дети готовятся поступать с 9 класса.

Вариант: «обычный» вуз

Все-таки основную массу специалистов готовят вузы попроще. Если читатель, как и автор поста, не хватает звезд с неба, то наша цель — поступление в отраслевой вуз приличного уровня.

Читайте также:  Газовое барбекю своими руками чертеж

Почему вузы вешают лапшу на уши?

Факт: за последние 10 лет количество абитуриентов сократилось на пугающие 40%. Количество бюджетных мест в вузах тоже сократилось, но не так сильно.

В результате вузам приходится конкурировать за абитуриентов: нужно заполнить бюджетные места, иначе эти места могут урезать на следующий год, и платников зачислить тоже было бы неплохо. В таких конкурентных условиях вузам хочешь не хочешь приходится учиться маркетингу. Поэтому естественно, что на официальном сайте, что на дне открытых дверей вузу будут петь дифирамбы — не нужно принимать всё услышанное за чистую монету.

Сомнительные варианты

Какое образование меньше котируется?

  • заочное/дистанционное обучение — ситуации в жизни бывают разные, но если есть возможность учиться на дневном отделении, то лучше идти на дневное (ну или хотя бы на вечернее);
  • не аккредитованная специальность — нет отсрочки от армии + шанс получить вместо гос. диплома филькину грамоту (при поступлении вас будут уверять, что просто программа инновационная, и аккредитация будет получена вот-вот);
  • целевой набор — не ужас, но мягко говоря, на любителя: ниже проходной балл, но после окончания — принудительное распределение в какой-нибудь НИИ или силовые структуры (= на низкую зарплату);
  • филиал — как правило, гораздо слабее головного вуза (если это не присоединенный вуз, см. ниже);
  • не технический вуз — как технические вузы навострились готовить юристов и экономистов, так и наоборот — гуманитарные пытаются готовить ИТ-шников; хорошие исключения есть, например, топовая ВШЭ, во-первых, создала факультет компьютерных наук в партнерстве с Яндексом, а во-вторых, в 2012 г. «съела» неплохой ИТ-шный вуз МИЭМ;
  • коммерческий (негосударственный) вуз — частные вузы вообще больше любят учить юристов и финансистов, про сильные частные ИТ вузы пока не слышно. Некоторые по слухам вообще работают в режиме «приходите раз в полгода с зачеткой и деньгами». См. одиозный Московский технологический институт.

Перечислены не догмы: конечно, всегда смотреть нужно по ситуации.

Слияния вузов

Отдельно нужно упомянуть, что в Москве и Санкт-Петербурге за последние годы произошло несколько укрупнений вузов. Некоторые были довольно странными — просто из-за соседства территорий: так горнопромышленный МГГУ был присоединен к институту стали и сплавов МИСиС, а химический МИТХТ — к институту радиолектроники и автоматики (МИРЭА). Также частью МИРЭА стал приборостроительный МГУПИ. ВШЭ, поглотив институт электроники и математики МИЭМ, получила его корпуса в центре, а сам МИЭМ уехал на окраину города — в Строгино.

При этом «вывеска» остается от более «сильного» вуза. Т.е. поступая в Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана, стоит помнить, что еще три года назад это был Университет Леса.

Специальности

Хотя принципиально существует возможность перевестись на другую специальность, лучше сразу выбрать подходящую, иначе вам придется сдавать кучу «долгов».

С выбором специальности связан выбор факультета и выпускающей кафедры. В любом вузе есть факультеты посильнее, есть послабее, так что тут тоже важен осознанный выбор.

С другой стороны, выбор специальности не означает окончательного выбора профессии — в ИТ всё довольно гибко и быстро меняется. Ценится профессионал, а не профессия.

В России действует система ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) по каждой специальности, на основе которых вузы готовят образовательные программы. С другой стороны, есть связанные с ними профессиональные стандарты. Я попробовал сопоставить специальностям професии, однако это в общем-то мои домыслы.

Профессия 09.03.01 230100 Информатика и вычислительная техника программист 09.03.02 230400 Информационные системы и технологии программист, системный администратор 09.03.03 230700 Прикладная информатика программист, аналитик (в прикладной области, например в экономике) 09.03.04 231000 Программная инженерия программист-проектировщик 01.03.02 010400 Прикладная математика и информатика аналитик, программист 01.03.04 231300 Прикладная математика аналитик 01.03.05 Статистика аналитик 02.03.01 010200 Математика и компьютерные науки математик, программист 02.03.02 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии программист, аналитик 02.03.03 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Программист, аналитик 10.03.01 090900 Информационная безопасность специалист по ИБ 38.03.05 080500 Бизнес-информатика аналитик, ИТ-менеджер 15.03.04 220700 Автоматизация технологических процессов и производств автоматизация производства 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи инженер телеком, системный администратор 27.03.04 220400 Управление в технических системах автоматизация производства, разработчик АСУ

Cпециальности частично перекрывают друг друга, а различия между ними сложно понять, даже если прочитать ФГОС. При этом вуз волен менять вариативную часть программы в сторону какого-то уклона. Где-то больше математики, где-то алгоритмов, где-то больше практики. Поэтому местные особенности программ лучше уточнять у приемной комиссии.

К сожалению, мне не удалось найти приличного гида профориентации в ИТ. Если кто-то встречал — поделитесь.

Специалитет или бакалавриат?

Наряду с новой «болонской» системой: 4 года бакалавриата + 2 года магистратуры — продолжает существовать советский специалитет 5-5.5 лет. Честно, не скажу, что лучше. Когда бакалавриат только появлялся лет 10 назад вузы в спешке готовили программы бакалавров, ужимая старые программы специалистов, часто режа по живому. Сейчас, надеюсь, ситуация нормализовалась и можно смело идти в бакалавриат, тем более что специалитет уходит в прошлое. Бакалавриат соответствует европейской системе образования, и позволяет скорректировать свою специальность, поступив в российскую или зарубежную магистратуру. Бакалавриат делится на «академический» и «прикладной» — в последнем меньше часов отведено под «базу», больше — под практику. Практика — это хорошо, но не факт, что вуз сможет ее обеспечить на должном уровне, а база может пригодиться для магистратуры.

Стану ли я востребованным специалистом после диплома?

Это хороший вопрос, который стоит задавать себе, хотя бы начиная курса с третьего. Ответ: это больше зависит от студента, чем от вуза.

Очень желательно, чтобы к выпуску у вас были какие-то практические навыки, которые можно получить на дополнительных курсах и стажировках. Часто вузы сотрудничают с предприятиями — работодатель «выращивает» специалиста под себя. В текущих условиях демографической ямы «нанимать только сеньоров» не могут себе позволить даже Яндекс и Mail.Ru, поэтому они ищут стажеров. Не бойтесь пробовать устроиться и не бойтесь менять первую работу, если она вам не нравится.

Отдельно упомяну про важность изучения английского языка. Запишитесь на курсы английского — и это в свою очередь, откроет для вас MOOC курсы иностранных университетов.

Про успеваемость: обидно, но работодатели не смотрят, что у вас «красный» диплом, но все равно хороший средний балл (GPA) может понадобиться при поступлении в зарубежную магистратуру.

Источник

Оцените статью